Давление в парогенераторе показывает какой манометр
Обновлено: 14.05.2024
Манометр — это устройство для измерения давления газа или жидкости в замкнутом пространстве.
В зависимости от конструкции манометра, он может измерять давление воздуха, газа, пара или жидкости.
Манометры используют в газопроводах, водопроводах, котлах отопления, компрессорах, баллонах, автоклавах и так далее.
Многие путают манометр в барометр. Барометр показывает давление, но только атмосферное, а манометр измеряет давление, с которым жидкость, газ, пар или воздух давит на стенки замкнутого пространства.
Единица измерения давления является паскаль (Па). Паскаль отражает силу в 1Н, которая действует равномерно на площадь 1 квадратный метр.
Манометры могут применяться для измерения таких значений, как: давления, которое ниже атмосферного, избытка давления, атмосферного давления, разницы давлений.
Манометр используют для следующих целей:
- для накачиваний шин автомобилей;
- для обслуживания систем отопления и кондиционирования;
- для мониторинга давления в пневматических агрегатах на производстве;
- в гидравлических узлах;
- в газодобывающей и нефтяной промышленностях;
- для обслуживания двигателей, например, в морских судах.
Главное и основное назначение манометра — это мониторинг и информирование о недостаточном или избыточном давлении газа, воды или пара. В промышленной сфере также используют манометры с функцией сигнального предупреждения, которые могут предотвратить техногенные катастрофы, взрывы.
Конструкция и принцип действия
Манометр состоит из:
- корпуса;
- стрелки;
- шестеренки;
- оси;
- поводка;
- зубчатого сектора.
Внутри прибора устанавливают пружину между шестеренкой и зубьями сектора, которая исключает мертвый ход.
Стрелка показывает избыточное давление. Шкала измерения представлена в Паскалях или Барах.
У манометра простой принцип действия: давление от среды, которая измеряется, поступает внутрь трубки. Под воздействием давления трубка пытается выровняться из-за разности площадей внутренней и внешней поверхностей. Свободный конец трубки осуществляет движение, при этом стрелка на определенный угол поворачивается, благодаря передаточному механизму. Деформация трубки и измеряемая величина находятся в прямолинейной зависимости. Поэтому стрелка показывает значение давления определенной среды.
Какие виды приборов существуют
По назначению манометры бывают следующих видов:
- Самопишущие. Механизм в манометре позволяет отобразить график изменения давления.
- Железнодорожные.
- Судовые.
- Эталонные. Имеют высокий класс точности. Обычно их применяют для регулировки, испытаний, проверки точных измерительных оборудований.
- Специальные. Используют для измерения давления разнообразных газов. Корпуса имеют разные цвета, которые зависят для какого газа они предназначены: красный (горючий газ), черный (негорючий газ), желтый (аммиачный газ (А)), белый (ацетиленовый газ (Ац)), голубой (кислородный газ (К)).
- Электроконтактные. В таких манометрах имеется сигнализация, которая предупреждает об изменении давлении среды.
- Общетехнические. Используются для измерения давления в разных средах.
По принципу работы манометры бывают таких видов:
- Пьезоэлектрические. Такие манометры основаны на пьезоэффекте, то есть внутри используется кристалл кварца, в котором появляется заряд при механическом воздействии.
- Деформационные. Такие манометры основаны на деформации чувствительного элемента (пружины, мембраны, сильфона), которые при своей деформации действуют на стрелку.
- Жидкостные. В приборе содержится трубка, которая наполнена жидкостью. Прибор может быть с одной трубкой или с двумя. С двумя трубками прибор может сравнить давление в разных средах.
- Поршневые. Внутри манометра имеется цилиндр, внутрь которого вставлен поршень.
Диапазон измерения манометра колеблется от 0,06 до 1000 МПа.
Требования к манометрам
Класс точности манометра должен зависеть от измеряемого давления:
- 2 , 5 при Р р а б 25 к г с / с м 2 ( 2 , 5 М П а ) ;
- 1 , 5 при 25 Р р а б 140 к г с / с м 2 ( 14 М П а ) ;
- 1 , 0 при Р р а б > 140 к г с / с м 2 ( 14 М П а ) .
Шкала манометра выбирается из условия, что рабочие показания лежат в 2/3 шкалы.
Манометр должен быть установлен так, чтобы шкала была расположена вертикально или с наклоном не более 30 градусов и его показания отчетливо видны обслуживающему персоналу.
В автомобилях без TPMS (Система контроля давления в шинах) в профилактических целях хотя бы раз в неделю и перед дальними поездками, а также при уводе машины в сторону на ровной дороге необходимо проверять давление в шинах. Чтобы заметить существенное отклонение от нормы, нет смысла покупать профессиональный манометр – для измерения давления в шинах автомобиля достаточно прибора с точностью 0,1 атм и пределом измерения 5 атм. Полезными могут оказаться такие опции как подсветка и клапан сброса давления (дефлятор).
В этой статье мы расскажем, как выбрать хороший авто манометр, детально разберем, в чем плюсы и минусы конкретных моделей и по итогам составим рейтинг цифровых и аналоговых манометров для измерения давления в шинах легкового автомобиля.
Как выбрать манометр для измерения давления в шинах
При выборе манометра для измерения давления в шинах рекомендуем обратить внимание на качественные модели средней ценовой категории. Дешевые приборы стоимостью до 200 рублей рассматривать не стоит ввиду их низкой точности и ненадёжности. Приобретать для бытовых целей дорогостоящие профессиональные модели, в стоимость в которых включены расходы на сертификацию и проверку, тоже нерационально.
Чаще всего в качестве автомобильных используются манометр следующих типов:
- Аналоговые реечные. Представляют собой полый стержень-гильзу, внутри которого движется подпружиненный поршень с линейкой-штоком.
- Аналоговые стрелочные. Выполнены в виде трубки с циферблатом, внутри которого скрыта связанная со стрелкой мембрана или пружина, сжимающаяся под давлением.
- Цифровые. Манометры этого типа оснащаются пьезоэлектрическим или тензорезистивными (реже) датчиками, показания которых меняются под давлением. Приборы имеют цифровой дисплей для отображения результата замеров, могут оснащаться подсветкой.
В таблице указаны плюсы и минусы каждого из них:
Преимущества и недостатки аналоговых и цифровых манометров для легкового автомобиля | ||
Тип | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Аналоговые реечные | Простые Влагоустойчивые (после попадания воды работают, но требуют чистки и смазки в избежание коррозии) Автономные | Склонны к усталости со временем Нет памяти Нет дефлятора Нет подсветки Уязвимы к загрязнениям Малый выбор единиц измерения (бар и/или PSI) |
Аналоговые стрелочные | Надежные Часто оснащаются дефлятором Запоминают последний результат Автономные | Нет подсветки Склонны к усталости Боятся воды и грязи Зависимость показаний от температуры |
Цифровые | Компактность Высокая точность показаний Запоминание результатов Выбор единиц измерения Подсветка (опционально) | Редко оснащаются дефлятором Не работают без батарейки Низкая водостойкость и механическая прочность Эргономичность некоторых моделей оставляет желать лучшего |
Окончательно определиться, какой манометр для шин лучше купить для своих целей, помогут его ключевые характеристики:
- Форма и способ подключения. Шинные манометры с поворотной головкой или гибким шлангом наиболее удобны, так как позволяют повернуть циферблат или экран под нужным углом. Приборы с резьбовым наконечником обеспечивают более плотное прилегание к ниппелю, а прижимные – быстрее и проще подключаются.
- Градуировка шкалы (экрана). Стандартная единица измерения давления – паскаль (Па), но для удобства шинные манометры градуируются в ат (at – атмосфера техническая, она же кгс/см² – килограмм-сила на квадратный метр), атм (atm – атмосфера физическая) и бар (bar). 100 кПа = 1 бар = 1,0197 ат (кгс/см²) = 0,9862 атм. Бар, ат и атм – единицы очень близкие по значению (разница меньше, чем погрешность прибора по ГОСТ), в какой именно из них градуирована шкала – значения не имеет. В имперской (английской, американской) системе используются PSI (фунты на квадратный дюйм), которые в Европе не рекомендуются к использованию, и выбирать прибор с разметкой только в PSI не стоит, иначе придется использовать конвертер величин давления.
- Цена деления. Для получения достоверных данных шкала аналоговых должна быть отградуирована в единицах не больше 0,2 бар, а лучше 0,1 бар. Для цифровых тоже справедливо для дискретности значений, отображаемых на дисплее.
- Класс точности. Класс точности – это погрешность прибора в процентах от диапазона (класс 2,5 для 10 атмосфер – это погрешность 0,25 атмосферы). Существуют классы 2,5; 1,5; 1; 0,6; 0,4 и т. д.: чем меньше цифра – тем точнее прибор, но в случае с манометрами класс точнее 1 практически не встречается для непрофессиональных приборов, поэтому выбирать нужно измеритель с классом 1 или 1,5. Если значение не указано по умолчанию считается, что класс точности соответствует половине наименьшего деления шкалы.
- Диапазон измерений. Наилучшая точность манометра, как правило, достигается в середине шкалы измерений, а так как штатное давление в колесах легкового автомобиля составляет 2–2,5 бар, выбирать нужно прибор с диапазоном до 4–5 бар. Если планируется также измерять давление в шинах легкого коммерческого транспорта или шоссейного велосипеда, можно купить манометр с диапазоном до 6–7 бар. Грузовые и универсальные приборы с пределом измерения до 10+ бар не подходят для легковой техники, потому что в нижней части шкалы их точность невелика, а общая погрешность – выше.
- Память устройства. Чтобы показания измерений сохранялись после отсоединения от колеса, нужно выбирать манометр с функцией запоминания. В аналоговых приборах ее обеспечивает механический фиксатор или обратный клапан, в цифровых – электронная память.
- Дефлятор. Кнопка для стравливания воздуха позволяет снизить избыточное давление в колесах. Ее наличие крайне желательно в приборах с резьбовой головкой. Если головка прижимная – можно обойтись и без, стравить воздух неполным прижимом.
- Подсветка. Для удобства ночных измерений желательно иметь прибор с подсветкой, которая часто присутствует в цифровых измерителях давления и очень редко в механических.
По ГОСТ 9921-81 погрешность ручных шинных манометров в нормальных условиях должна быть в пределах 10 кПа (0,1 бар) для приборов со шкалой до 3 бар, 15 кПа (0,15 бар) – до 4 бар, и 20 кПа (0,2 бар) – до 7 бар.
На показания манометра могут оказывать незначительное влияние температура окружающей среды и самого манометра, атмосферное давления и другие внешние факторы. Однако совокупная погрешность обычно невелика.
Лучшие манометры для шин легкового автомобиля
Лучший манометр для шин авто каждый представляет по-разному: для кого-то в приоритете удобство замеров, а для кого-то – безотказность и точность. Чтобы упростить процесс выбора и покупки автоманометра, мы собрали самые надежные, эргономичные и точные механические и электронные устройства.
В рейтинг автомобильных манометров для измерения давления в шинах вошло по 5 аналоговых и цифровых приборов. Под таблицей вы также найдете более развернутый обзор манометров для шин, представленных в подборке 10 лучших цифровых и аналоговых манометров для легковых шин.
Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.
Манометр — это физический прибор, который позволяет измерять давление. Чаще всего, его используются на производстве. Там, где повышенное давление жидкости или газа может привести к взрыву или другой опасной ситуации. Самый простой манометр — пружинный.
Также существует мембранный тип. В этом случае строение устройства другое и для измерения применяется мембрана, состоящая из двух пластинок. Мембрана чувствительна к высокому давлению. Один конец мембраны соединен с держателем, а другой конец посредством тяги сообщается с секторным механизмом, преобразующим изменение давление в круговой ход стрелки.
Выбор конкретного типа манометра зависит от того, в каких условиях его предстоит эксплуатировать людям. Некоторые модели используются для того, чтобы работать только с жидкостью, другие измеряют исключительно газовое давление. Механические манометры отличаются высоким уровнем точности и не намного уступают цифровым аналогам.
Тонометры используются не только врачами в больницах и поликлиниках, а их также применяют в домашних условиях. Результаты измерений становятся известными уже через несколько секунд после нажатия кнопки включения. На дисплее отображаются цифры артериального давления, а также параметры, показывающие частоту сердечных сокращений, или пульс. При любом отклонении от нормы пациенту прописывается медикаментозное лечение.
Маркировка по цвету
Манометры, измеряющие давление газа, имеют цветные корпуса, их специально окрашивают в различные цвета. Существует несколько основных цветов, которые используются для окрашивания корпуса. Как, например, манометры, которые измеряют давление кислорода, имеют корпус голубого цвета с условным обозначением О2, аммиачные манометры имеют корпус, окрашенный в желтый цвет, ацетиленовые — белого цвета, водородные — темно-зеленого, хлорные — серого. Приборы, измеряющие давление горючих газов, окрашиваются в красный цвет, а негорючих —черный.
Принцип работы манометра
Все типы манометров работают по одному принципу. Принцип действия любого манометра основан на равенстве между силой деформации пружины (иногда мембраны) и измеряемым давлением. Такие приборы используются в быту и на производстве уже давно, но конструкция осталась практически неизменной.
Общетехнические манометры измеряют давление газа и жидкости в неагрессивной среде, у них может быть два типа конструкции — осевая и радиальная. Их можно применять только в том случае, если измеряемая жидкость или газ не вступают в химическую реакцию со сплавами меди. В противном случае результат измерений во время использования будет недостоверным из-за химической реакции. При соединении с медью образуется новое вещество, которое будет обладать и новыми свойствами.
У электроконтактного устройства есть два электрических контакта для измерения давления. Один соответствует максимуму возможного давления, второй — минимуму. Пользователь должен заранее настроить предельный максимум и минимум обоих контактов. В зависимости от измеряемой среды и ее физических свойств эти показатели могут значительно варьироваться.
Следующий принцип действия данного манометра. Когда давление падает до предельного минимума, цепь размыкается. То же самое происходит в том случае, если давление достигает предельного максимума. При желании можно сделать так, чтобы контакты у прибора не замыкались и не размыкались.
Для того чтобы использовать такой вариант измерения, необходимо:
- Установить минимум на отметку нуль;
- Поставить вторую отметку на предельный максимум;
- Начать измерение.
Пользоваться электроконтактным прибором проще, чем другими версиями. Поэтому многие считают, что он лучше других типов манометров, именно из-за своей простоты в эксплуатации.
Классификация приборов
Типы манометров различаются по двум признакам: по виду измеряемого ими показателя и по принципу действия.
По первому признаку они подразделяются на:
- приборы, предназначенные для измерения атмосферного давления, иначе они называются барометры;
- приборы, измеряющие избыточное и абсолютное;
- вакуумметры, призваны измерять разность атмосферного и абсолютного давлений;
- напорометры, измеряют малое (до 40 кПа) избыточное давление;
- тагометры, вид вакуумметра, которое измеряет избыточное давление верхнего предела 40 кПа;
- дифференциальные манометры, измеряют разность давлений.
Они работают по принципу уравновешивания разницы давлений определенной силой. Поэтому устройство манометров разное, в зависимости от того, как именно происходит это уравновешивание.
По принципу действия они делятся на:
- жидкостные, уравновешивание разницы давлений в таких приборах происходит за счет гидростатического давления столба жидкости, в устройстве используется принцип сообщающихся сосудов;
- пружинные имеют простую конструкцию, и широко применяются для измерения давления среды в широких диапазонах;
- мембранные, основаны на пневматической компенсации, уравновешивание давления происходит за счет силы упругости мембранной коробки;
- электроконтактные, применяются в автоматических системах контроля и сигнализации, поскольку с их помощью можно регулировать измеряемую среду благодаря встроенному в корпус электроконтактному механизму;
- дифференциальные используются для измерения уровня жидкостей под напором расхода жидкости, пара и газа с помощью диафрагм.
По назначению существуют такие виды манометров, как:
- общетехнические приборы применяются для измерения напора жидкостей, газов и паров, химически нейтральных к сплавам меди;
- кислородные, они производятся в корпусах голубого цвета с указанием О2 на циферблате, применяются для измерения кислородного давления в баллонах или вакуумах;
- ацетиленовые применяются для контроля избыточного давления ацетилена;
- эталонные применяются в целях проверки других приборов, поскольку они обладают большой точностью;
- судовые применяются в судах и морском транспорте;
- железнодорожные используются на железнодорожном транспорте;
- самопишущие имеют встроенный механизм, который позволяет воспроизводить на бумаге результат работы.
Сфера использования
Приборы устанавливают везде, где нужно контролировать уровень давления, чтобы избежать аварийных ситуаций и нарушений технологических процессов:
Приборы применяются во всех случаях, когда необходимо знать, контролировать и регулировать напор воды, других жидкостей, газов, пара. Сложно назвать отрасль, которая может обойтись без этого. Наиболее часто манометры применяют в теплоэнергетике, на химических, нефтехимических предприятиях,в пищевой отрасли.
Назначение жидкостного манометра зависит от устройства, но используются они все реже, так как существует возможность его проливания и выплескивания при резком скачке давления.
Типы манометров по виду измеряемого давления
- Напоромеры — используются для замера малого избыточного давления до 40 кПа.
- Манометры — применяются для определения избыточного давления в диапазоне 0,06-1000 МПА.
- Вакуумметры — основное назначение этих устройств заключается в измерении объема разряжения давления.
- Тягомеры — подходят для замера разряжения давления с граничным показателем до -40 кПа.
- Мановакуумметры — пригодны для измерения вакуумметрического и избыточного давления в пределах 60-240 000 кПа.
Каковы критерии выбора?
Прежде чем покупать прибор, надо точно уяснить, для чего он нужен и в каком месте его будут устанавливать.
Важные критерии выбора:
- Диапазон измерений. Правило: рабочее давление в трубопроводе должно быть не более 2/3 максимума шкалы измерений, но не менее 1/3. Если в трубе давление 5 атм, то надо покупать манометр со шкалой 0…10 атм.
- Класс точности изменяется от 0,15 до 3. Чем меньше – тем точнее. Для системы подачи холодной или горячей воды вполне достаточно точности 1,5 %.
- Расположение штуцера бывает радиальное или торцевое, когда он снизу; и осевое или фронтальное, когда он сзади.
- Рабочий интервал температур.
- Температурные условия эксплуатации.
- Рабочая среда (вода, пар, масло и так далее);
- Диаметр. Он должен быть таким, чтобы прибор помещался в выбранном месте, а циферблат хорошо просматривался.
Необходимо также обратить внимание на присоединительную резьбу штуцера. Она может быть метрической – ее параметры измеряются в мм, обозначается буквой М, например М20/1,5, что означает внешний диаметр 19,9 мм, внутренний – 18,7 мм, шаг 1,5
Отечественные производители по умолчанию используют ее.
Подбирать прибор следует таким образом, чтобы он подходил под каждый конкретный случай. На это влияет:
-
Диапазон измерений. Для бытовых нужд вполне достаточно диапазона от 0 до 4-х бар. Но и в промышленных условиях редко используют высокие показатели. Даже в котельных, которые отапливают многоэтажные дома, давление обычно не превышает 10 бар.
Диаметр штуцера. Раньше стандартный размер составлял ¼ дюйма, поэтому для подключения приходилось использовать переходники.
Сейчас производители выпускают приборы с разными диаметрами резьбы, но чаще всего используют ½ дюйма.
Если штуцер расположен на противоположной стороне циферблата, манометр называют аксиальным. Если штуцер находится сбоку от циферблата, манометр радиальный.
Применение
Манометры являются одними из самых распространенных приборов, которые можно встретить в различных системах: котлах отопления, газопроводах, водопроводах, компрессорах, автоклавах, баллонах, баллонных пневматических винтовках и т.д.
Преимущества работы с ними очевидны: они помогают держать под контролем уровень давления в различных механизмах.
Манометр — это физический прибор, который позволяет измерять давление. Чаще всего, его используются на производстве. Там, где повышенное давление жидкости или газа может привести к взрыву или другой опасной ситуации. Самый простой манометр — пружинный.
Также существует мембранный тип. В этом случае строение устройства другое и для измерения применяется мембрана, состоящая из двух пластинок. Мембрана чувствительна к высокому давлению. Один конец мембраны соединен с держателем, а другой конец посредством тяги сообщается с секторным механизмом, преобразующим изменение давление в круговой ход стрелки.
Выбор конкретного типа манометра зависит от того, в каких условиях его предстоит эксплуатировать людям. Некоторые модели используются для того, чтобы работать только с жидкостью, другие измеряют исключительно газовое давление. Механические манометры отличаются высоким уровнем точности и не намного уступают цифровым аналогам.
Тонометры используются не только врачами в больницах и поликлиниках, а их также применяют в домашних условиях. Результаты измерений становятся известными уже через несколько секунд после нажатия кнопки включения. На дисплее отображаются цифры артериального давления, а также параметры, показывающие частоту сердечных сокращений, или пульс. При любом отклонении от нормы пациенту прописывается медикаментозное лечение.
Маркировка по цвету
Манометры, измеряющие давление газа, имеют цветные корпуса, их специально окрашивают в различные цвета. Существует несколько основных цветов, которые используются для окрашивания корпуса. Как, например, манометры, которые измеряют давление кислорода, имеют корпус голубого цвета с условным обозначением О2, аммиачные манометры имеют корпус, окрашенный в желтый цвет, ацетиленовые — белого цвета, водородные — темно-зеленого, хлорные — серого. Приборы, измеряющие давление горючих газов, окрашиваются в красный цвет, а негорючих —черный.
Принцип работы манометра
Все типы манометров работают по одному принципу. Принцип действия любого манометра основан на равенстве между силой деформации пружины (иногда мембраны) и измеряемым давлением. Такие приборы используются в быту и на производстве уже давно, но конструкция осталась практически неизменной.
Общетехнические манометры измеряют давление газа и жидкости в неагрессивной среде, у них может быть два типа конструкции — осевая и радиальная. Их можно применять только в том случае, если измеряемая жидкость или газ не вступают в химическую реакцию со сплавами меди. В противном случае результат измерений во время использования будет недостоверным из-за химической реакции. При соединении с медью образуется новое вещество, которое будет обладать и новыми свойствами.
У электроконтактного устройства есть два электрических контакта для измерения давления. Один соответствует максимуму возможного давления, второй — минимуму. Пользователь должен заранее настроить предельный максимум и минимум обоих контактов. В зависимости от измеряемой среды и ее физических свойств эти показатели могут значительно варьироваться.
Следующий принцип действия данного манометра. Когда давление падает до предельного минимума, цепь размыкается. То же самое происходит в том случае, если давление достигает предельного максимума. При желании можно сделать так, чтобы контакты у прибора не замыкались и не размыкались.
Для того чтобы использовать такой вариант измерения, необходимо:
- Установить минимум на отметку нуль;
- Поставить вторую отметку на предельный максимум;
- Начать измерение.
Пользоваться электроконтактным прибором проще, чем другими версиями. Поэтому многие считают, что он лучше других типов манометров, именно из-за своей простоты в эксплуатации.
Классификация приборов
Типы манометров различаются по двум признакам: по виду измеряемого ими показателя и по принципу действия.
По первому признаку они подразделяются на:
- приборы, предназначенные для измерения атмосферного давления, иначе они называются барометры;
- приборы, измеряющие избыточное и абсолютное;
- вакуумметры, призваны измерять разность атмосферного и абсолютного давлений;
- напорометры, измеряют малое (до 40 кПа) избыточное давление;
- тагометры, вид вакуумметра, которое измеряет избыточное давление верхнего предела 40 кПа;
- дифференциальные манометры, измеряют разность давлений.
Они работают по принципу уравновешивания разницы давлений определенной силой. Поэтому устройство манометров разное, в зависимости от того, как именно происходит это уравновешивание.
По принципу действия они делятся на:
- жидкостные, уравновешивание разницы давлений в таких приборах происходит за счет гидростатического давления столба жидкости, в устройстве используется принцип сообщающихся сосудов;
- пружинные имеют простую конструкцию, и широко применяются для измерения давления среды в широких диапазонах;
- мембранные, основаны на пневматической компенсации, уравновешивание давления происходит за счет силы упругости мембранной коробки;
- электроконтактные, применяются в автоматических системах контроля и сигнализации, поскольку с их помощью можно регулировать измеряемую среду благодаря встроенному в корпус электроконтактному механизму;
- дифференциальные используются для измерения уровня жидкостей под напором расхода жидкости, пара и газа с помощью диафрагм.
По назначению существуют такие виды манометров, как:
- общетехнические приборы применяются для измерения напора жидкостей, газов и паров, химически нейтральных к сплавам меди;
- кислородные, они производятся в корпусах голубого цвета с указанием О2 на циферблате, применяются для измерения кислородного давления в баллонах или вакуумах;
- ацетиленовые применяются для контроля избыточного давления ацетилена;
- эталонные применяются в целях проверки других приборов, поскольку они обладают большой точностью;
- судовые применяются в судах и морском транспорте;
- железнодорожные используются на железнодорожном транспорте;
- самопишущие имеют встроенный механизм, который позволяет воспроизводить на бумаге результат работы.
Сфера использования
Приборы устанавливают везде, где нужно контролировать уровень давления, чтобы избежать аварийных ситуаций и нарушений технологических процессов:
Приборы применяются во всех случаях, когда необходимо знать, контролировать и регулировать напор воды, других жидкостей, газов, пара. Сложно назвать отрасль, которая может обойтись без этого. Наиболее часто манометры применяют в теплоэнергетике, на химических, нефтехимических предприятиях,в пищевой отрасли.
Назначение жидкостного манометра зависит от устройства, но используются они все реже, так как существует возможность его проливания и выплескивания при резком скачке давления.
Типы манометров по виду измеряемого давления
- Напоромеры — используются для замера малого избыточного давления до 40 кПа.
- Манометры — применяются для определения избыточного давления в диапазоне 0,06-1000 МПА.
- Вакуумметры — основное назначение этих устройств заключается в измерении объема разряжения давления.
- Тягомеры — подходят для замера разряжения давления с граничным показателем до -40 кПа.
- Мановакуумметры — пригодны для измерения вакуумметрического и избыточного давления в пределах 60-240 000 кПа.
Каковы критерии выбора?
Прежде чем покупать прибор, надо точно уяснить, для чего он нужен и в каком месте его будут устанавливать.
Важные критерии выбора:
- Диапазон измерений. Правило: рабочее давление в трубопроводе должно быть не более 2/3 максимума шкалы измерений, но не менее 1/3. Если в трубе давление 5 атм, то надо покупать манометр со шкалой 0…10 атм.
- Класс точности изменяется от 0,15 до 3. Чем меньше – тем точнее. Для системы подачи холодной или горячей воды вполне достаточно точности 1,5 %.
- Расположение штуцера бывает радиальное или торцевое, когда он снизу; и осевое или фронтальное, когда он сзади.
- Рабочий интервал температур.
- Температурные условия эксплуатации.
- Рабочая среда (вода, пар, масло и так далее);
- Диаметр. Он должен быть таким, чтобы прибор помещался в выбранном месте, а циферблат хорошо просматривался.
Необходимо также обратить внимание на присоединительную резьбу штуцера. Она может быть метрической – ее параметры измеряются в мм, обозначается буквой М, например М20/1,5, что означает внешний диаметр 19,9 мм, внутренний – 18,7 мм, шаг 1,5
Отечественные производители по умолчанию используют ее.
Подбирать прибор следует таким образом, чтобы он подходил под каждый конкретный случай. На это влияет:
-
Диапазон измерений. Для бытовых нужд вполне достаточно диапазона от 0 до 4-х бар. Но и в промышленных условиях редко используют высокие показатели. Даже в котельных, которые отапливают многоэтажные дома, давление обычно не превышает 10 бар.
Диаметр штуцера. Раньше стандартный размер составлял ¼ дюйма, поэтому для подключения приходилось использовать переходники.
Сейчас производители выпускают приборы с разными диаметрами резьбы, но чаще всего используют ½ дюйма.
Если штуцер расположен на противоположной стороне циферблата, манометр называют аксиальным. Если штуцер находится сбоку от циферблата, манометр радиальный.
Применение
Манометры являются одними из самых распространенных приборов, которые можно встретить в различных системах: котлах отопления, газопроводах, водопроводах, компрессорах, автоклавах, баллонах, баллонных пневматических винтовках и т.д.
Преимущества работы с ними очевидны: они помогают держать под контролем уровень давления в различных механизмах.
Читайте также: