Для чего нужен оранжевый светофильтр

Обновлено: 16.05.2024

Светофильтром называется среда, избирательно поглощающая проходящий через нее свет. Светофильтр в зависимости от его цвета поглощает лучи определенных длин волн, а остальные пропускает. Таким образом, светофильтр изменяет спектральный состав проходящего через него света. В фотографии применяются и нейтрально-серые светофильтры, которые не изменяют спектральный состав проходящего через них света.

Светофильтры могут быть жидкостные и твердые.
Жидкостный светофильтр применяется только в лабораторных условиях и представляет собой стеклянные кюветы, в которые наливается раствор красителя. В зависимости от концентрации красителя и расстояния между стенками кюветы изменяется плотность светофильтра. Такие светофильтры, в частности, применяются в приборах фотокалориметрах.

Твердые светофильтры бывают желатиновые и стеклянные. Желатиновые применяются при печати с цветных негативов на цветную фотобумагу. Они представляют собой окрашенные желатиновые пленочки, помещенные между двумя стеклянными пластинками. Стеклянные пластинки склеиваются канадским бальзамом, а по краям покрываются специальным водонепроницаемым лаком.

При фотографической съемке применяются светофильтры, изготовленные из окрашенного оптического стекла. Эти стекла обычно имеют круглую форму, помещаются в оправу, надевающуюся на объективы. Такие фильтры меньше выцветают, чем желатиновые, и представляют оптически однородную среду.

Применяемые в фотографии светофильтры имеют свой номер и шифр, обозначающий цвет стекла, например: ЖС - желтый, СС - синий, ОС - оранжевый, КС - красный, БС -бело-синий и т. д.
Фильтры, применяемые в фотографии, разделяются на четыре группы:
Монохроматические светофильтры пропускают очень узкую часть спектра (моно - один, т. е. теоретически одной длины волны). Они применяются в основном в научной фотографии.

Селективные, или зональные, светофильтры пропускают третью часть спектра, а две третьих поглощают. Они делят спектр на три зоны, поэтому и называются зональными. Это синий, зеленый и красный светофильтры. Применяются они при репродуцировании для выделения отдельных цветов оригинала и в цветной фотографии при аддитивном способе печати.
Субтрактивные (корректирующие) светофильтры задерживают одну треть спектра, а две третьих пропускают. Это желтый, пурпурный и голубой светофильтры. Применяются они в распространенном сейчас субтрактивном способе печати в цветной фотографии.

Компенсационные светофильтры поглощают в основном синие и фиолетовые лучи.
Современные негативные пленки общего назначения хотя и чувствительны ко всему видимому спектру, все же имеют повышенную собственную светочувствительность к сине-фиолетовым лучам. При съемке на изопанхроматической пленке объекта, состоящего из синей и красной деталей одинаковой яркости, синяя деталь в позитиве получится более светлой, чем красная.
Чтобы уменьшить интенсивность синих и фиолетовых лучей, применяются компенсационные светофильтры. Наиболее часто при съемке применяются желтые светофильтры различной плотности. Чем больше плотность светофильтра, тем больше количество лучей он поглощает, а следовательно, выдержка при съемке должна быть больше.

Число, показывающее, во сколько раз нужно увеличить выдержку при съемке со светофильтром по сравнению с выдержкой без светофильтра, называется кратностью, или фактором, светофильтра. Кратность светофильтра не является постоянной величиной. Она зависит от спектральной чувствительности фотоматериала и спектрального состава света, при котором производится съемка.
Чем больше светочувствительность материала к той части спектра, лучи которой пропускают светофильтр, тем кратность его будет меньше. И чем меньше в спектральном составе света лучей той зоны, которую светофильтр поглощает, тем меньше его кратность. Если снимать с желтым светофильтром при дневном свете, который содержит в своем составе много сине-фиолетовых лучей, и при лампах накаливания, свет которых содержит больше длинноволновых лучей, то в первом случае кратность светофильтра будет больше, чем во втором. Светофильтр ЖС-12 - светло-желтый, марка Ж-1,4, применяется при съемке пейзажей в утренние и вечерние часы, когда синих и фиолетовых лучей в солнечном свете мало, и при съемке портретов на открытом воздухе. Воздушную дымку этот светофильтр почти не устраняет, облака прорабатываются слабо.

Светофильтр ЖС-17 - желтый, марка Ж-2, средней плотности, применяется для съемки в ра шое гремя дня. Он частично устраняет влияние атмосферной дымки, потому повышает контрастность удаленных объектов, прорабатывает облака, фактуру снега.
Светофильтр ЖС-J в плотный, желтым, марка Ж-2,4, действует сильнее, чем ЖС-17. Воздушною дымку устраняет полностью, бледно-голубое небо получается на снимке естественным, а синее - очень темным, так как он полностью поглощает синие лучи.
Светофильтр ОС-12 - оранжевый, марка 0-2,8, применяется для съемки сильно удаленных объектов, так как устраняет влияние атмосферной дымки. Для обычных съемок не применяется, потому что полностью поглощает синие и голубые лучи. Небо получается на снимке очень темным, а желтые и оранжевые цвета - очень светлыми. Применяется при репродуцировании копий чертежей (синек).

Светофильтр КС-11 - светло-красный, марка К-5,6, применяется для съемки далеких предметов, для получения эффекта лунного освещения при съемке днем против света и при репродуцировании.
Светофильтр ЖЗС-5 - светлый желто-зеленый, марка ЖЗ-1,4, применяется при съемке пейзажей для передачи зелени более светлыми и раздельными тонами. Хорошо выделяет облака. Приближает спектральную чувствительность фотоматериала к спектральной чувствительности человеческого глаза.

Светофильтр ЖЗС-9 - желто-зеленый, марка ЖЗ-2, действует сильнее светофильтра ЖЗС-5.
Светофильтр СЗС-17 - голубой, марка Г-1,4, снижает контраст при съемке днем в безоблачную погоду. Он очень усиливает воздушную дымку, поэтому применяется очень редко для передачи воздушной перспективы.

Компенсационные светофильтры нужны в основном для правильной передачи неба на снимке. Но при их использовании изменяются тона наземных предметов, их изображение становится более контрастным, ухудшается передача глубины пространства. В практике фотографии применяются оттененные светофильтры. Они представляют собой стеклянные пластинки, в которых краситель нанесен на определенную часть. При съемке оттененный светофильтр устанавливается так, что граница красителя совпадает с линией горизонта. В этом случае изменяется тон только неба, а наземные предметы передаются без изменения.
Кроме того, при фотографической съемке применяются бесцветные, нейтрально-серые и поляризационные светофильтры.
Светофильтр ЖС-10 (марка УФ-1) поглощает ультрафиолетовые лучи и применяется при съемке в горах и на воде. НС-8 применяется в тех случаях, когда нужно уменьшить общую интенсивность света. Они бывают СП, или - с равномерным распределением плотности, оттеночными - с различной плотностью и ступенчатыми - с резкой траншей от плотного к светлому участкам.

Поляризационный светофильтр ПФ-4 применяется для частичного или полного устранения бликов на изображении при съемке блестящих предметов. Это тонкая нитро- или ацетилцеллюлозная пленка, содержащая микроскопические кристаллы поляризующего свет вещества (герапатита), ориентированные в одном направлении. Эта пленка находится между двумя оптическими стеклами, которые помещаются в двойную оправу. Наружная оправа служит для крепления светофильтра на объективе, внутренняя - для вращения светофильтра. Действие светофильтра основано на том, что при определенной ориентировке он не пропускает полностью или частично лучи, отраженные от блестящих поверхностей, а все остальные - пропускает.

Светофильтр одевают на оправу объектива и поворачивают до тех пор, пока блики не исчезнут. Наблюдения ведут по матовому стеклу. Если фотоаппарат не имеет матового стекла, то светофильтр поворачивают перед глазом и в найденном положении одевают на объектив. При изменении точки съемки необходимо искать новое положение светофильтра. Поляризационный светофильтр применяется для затемнения неба и при фотографировании людей в очках. Выдержку с поляризационным светофильтром нужно увеличить в 3-4 раза.

Отклонения от правильной, зрительно привычной передачи яркости цветов объекта соответствующими ступенями серых тонов в черно-белом изображении отрицательно сказываются на его изобразительно-выразительной стороне. Близкие по светлоте цвета, например зеленый и красный, на изопанхроматической пленке вызывают почти одинаковое почернение и плохо различаются в позитивном изображении. Раздельную передачу таких цветов можно получить, если усилить между ними яркостный контраст, другими словами — высветлить один цвет и притемнить другой. Для этого применяют цветное фильтрование (цветную сепарацию) с помощью разных по цвету и плотности светофильтров.

Светофильтр представляет собой оптически однородную тонкую прозрачную среду, окрашенную в какой-либо цвет. Действие светофильтра заключается в поглощении в зависимости от цвета своей окраски и плотности из светового потока, проходящего через него, одних цветных лучен и пропускании других, т. е. в изменении спектрального состава светового потока и ослаблении его интенсивности. Так, например, желтый фильтр пропускает желтые лучи света, красный — красные, но задерживают соответственно синие и голубые лучи.

Когда свет имеет явно выраженный цветной оттенок, то в его излучении преобладают лучи определенной длины. О таком излучении говорят как об излучении с определенной доминирующей длиной волны (ДДВ).

Цветные лучи, на которые разлагается белый свет, можно вновь собрать, смешать с помощью трехгранной призмы и получить белый свет. Для этого нет необходимости в оптическом смешении всех спектральных лучей, достаточно смешать в равных количествах красный, зеленый и синий. Эти цвета называются основными.



синий + зеленый + красный. Точно так же белый свет возникает, если зеленый дополнить пурпурным , а красный — голубым.

По этой причине голубой, пурпурный и желтый называют дополнительными цветами, а пары цветов, при смешении которых возникает белый свет,— взаимно дополняющими: они дополняют один другого до белого. Взаимно дополняющими являются, например, красный (670 нм) и голубой (495 нм), желтый (370 нм) и синий. (450 нм).

Существуют и другие многочисленные пары, которые при смешении при определенном соотношении яркостей образуют белый свет (рис. 15).

Практика применения светофильтров и базируется как

раз на существовании дополнительных цветов. Цветные светофильтры используются в процессе обработки фотоматериалов, когда для получения красного света, зеленого или оранжевого свет лампы накаливания пропускается через соответствующие по цвету светофильтры. Нередко в театре для получения различных цветовых эффектов на сценической площадке свет прожекторов также пропускается через цветные светофильтры. Светофильтры применяются и во многих областях науки и техники.

Помещенный перед фотообъективом на пути световых лучей, отраженных от снимаемого предмета, цветной светофильтр позволяет корректировать цветопередачу отдельных участков объекта, управлять тональностью цветных участков объекта, регулировать отношение яр костей различных цветов.


Способность светофильтра в разной степени поглощать или пропускать в ооъектив различные цветовые лучи называется избирательной способностью, или избирательным действием. Оно может простираться как на широкую область спектра, так и на достаточно узкую. В основе действия светофильтра может быть и явление интерференции.

Избирательная способность цветных светофильтров и неоднородный смешанный состав белого света обусловливают физическую сущность действия светофильтра. Избирательное действие цветного светофильтра равносильно изменению эффективной чувствительности негативного материала — приемника отфильтрованного света, ослаблению или даже полному лишению чувствительности эмульсионного слоя к коротковолновому или другим участкам спектра. На одном и том же фотоматериале при одном и том же источнике света, но при съемке через разные цветные светофильтры яркости цветных участков объекта будут переданы по-разному. По-разному будет передана их яркость и при съемке через один и тот же светофильтр, но на пленке с разной цветочувствительностью и при разных источниках света. Красный светофильтр, например, по-разному оказывает действие при съемке на панхроматической и изохроматической пленке при дневном свете и свете ламп накаливания. В зависимости от цветочувствительности пленки, спектрального состава света и выбранного светофильтра тональная цветопередача цветов объекта в большей или меньшей степени может приблизиться к зрительному восприятию цветов объекта.

Избирательное действие светофильтров распространяется не только на спектральные цвета. Например, если светофильтр поглощает желтый цвет, то он также поглощает зеленый и красный, смесь которых образует желтый цвет. Чем насыщеннее цвета, тем сильнее они поглощаются светофильтром.

Ориентировочно характеристику избирательного действия светофильтров можно свести к следующим, легко запоминающимся правилам:

Все светофильтры почти беспрепятственно пропускают лучи, полностью или частично соответствующие их окраске или составляющие ее. На отпечатке эти цвета всегда наиболее светлые.

Каждый светофильтр частично или полностью поглощает дополнительные к его окраске цвета. На отпечатке они передаются темными тонами.

3. Поток белого света, пройдя через светофильтр, изменяет свой спектр и принимает цвет светофильтра (желтый, зеленый, красный и т. п.).

Однако эти зрительные оценки, как и более уточненная (светло-желтый, плотный желтый, светло-красный и т. п.), все же весьма приблизительны и не позволяют получить точного представления о действительной спектральной характеристике светофильтра, его избирательном действии. Например, синий светофильтр, казалось бы, должен пропускать только синие лучи, но в действительности пропускает и большую часть красных.


Наиболее точное и наглядное представление о спектральной характеристике светофильтра, его избирательной способности дает графическая характеристика в виде кривой поглощения или пропускания (прозрачности) для разной длины световых волн.


буквой Т обозначена прозрачность). Кривая показывает, что лучи короче 440 им полностью поглощаются, т. е. влево от кривой лежит область полного поглощения (1). В области спектра 440—480 нм поглощение уменьшается — области частичного поглощения (2) и частичного пропускания (3). Начиная с длины волны около 480 нм, вправо от кривой, лежит область полного пропускания (4) голубых, зеленых, жёлтых лучей и т. д.

Сравнение кривых поглощения светофильтра и светочувствительности негативного материала позволяет до известной степени предвидеть конечные результаты действия светофильтров, что способствует более правильному их выбору.


Так, например, на рис. 17 область коротковолновых лучей отсекается светофильтром (затемненная часть). В этом случае предметы синего и голубого цветов будут на фотографии темными.

Окончательное суждение о действии светофильтра выносится после пробной съемки. Пленка должна быть нормально экспонированной и проявленной.

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Уход за фильтрами

Предлагаю вашему вниманию одну из глав моей будущей книги о фотосъёмке пейзажа.
Перепечатка в Интернете и печатных средствах массовой информации запрещена.

Под цветными светофильтрами мы будем подразумевать фильтры, выполненные из стекла различных цветов, не вошедшие в предыдущие разделы. Таким образом, коррекционные и конверсионные светофильтры тут не рассматриваются. Тут мы поговорим про голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый и красный светофильтры. Как это не парадоксально, но для того, чтобы понять, в каких случаях в чёрно-белой фотографии нам нужно использовать тот или иной фильтр, нам придётся вспомнить о цвете.

Во-первых, чёрно-белые материалы с момента своего рождения были весьма неравнодушны с голубой части спектра. Говоря другими словами, они любили её от всей души, в упор не замечая остальных цветов. В силу избирательной чувствительности галогенидов серебра, голубые тона на чёрно-белом пейзаже получались очень светлыми, практически белыми. Это приводило к появлению неинтересного белого неба, на котором не были заметны даже облака. При этом желтые, оранжевые и красные тона, наоборот, выходили почти чёрными. Поэтому старые фотографии имеют такой своеобразный контраст.

Для того, чтобы нарушить такое положение дел, были созданы сенсибилизированные чёрно-белые фотоматериалы. Вначале появились ортохроматические плёнки, обладающие дополнительной чувствительностью к зелёной и жёлтой частям спектра. Но этого оказалось недостаточно, и были разработаны панхроматические фотоплёнки, с пониженной чувствительностью к голубым лучам. Наконец, появились изопанхроматические фотоплёнки, одинаково хорошо передающие все цвета. Вот именно на такие чёрно-белые плёнки мы сегодня в основном и снимаем (за исключением специальных фотоплёнок).

С одной стороны, эти достижения прогресса очень похвальны и должны радовать репортажного фотографа или портретиста. Что касается пейзажистов, то есть нас с вами, то из-за одинаковой тональной передачи различных цветов современными изопанхроматическими фотоплёнками, мы постоянно сталкиваемся с серьёзными проблемами. Например, красные и зелёные листья на осеннем клёне, на чёрно-белой фотографии получатся одинаково серыми. Другим примером являются малиновые цветы на фоне зелёной травы: они попросту сольются в одну серую массу и будут неразличимы. При этом вся эта серая масса по тону будет практически неотличима от неба. Таким образом, весь наш пейзаж будет неконтрастным, именно с точки зрения передачи тональностей сцены. Единственным изобразительным средством на нашей фотографии останется светотеневой контраст. В ряде пейзажей это прекрасно работает, например, в дождь, туман, либо в графичных городских зарисовках, но такое положение дел часто противоречит идее природной фотографии.

Чтобы избавиться от этих неприятностей и добавить тонального контраста нашим чёрно-белым фотоснимкам, как раз и применяются цветные светофильтры. Правда, нам для начала придётся развеять некоторые заблуждения (по крайней мере - упрощения), встречающиеся в литературе для начинающих. Принято считать, что жёлтый светофильтр блокирует ультрафиолетовые и сине-фиолетовые лучи; оранжевый обрезает фиолетовую, синюю, голубую и зелёную часть спектра; а красный фильтр отсекает фиолетовые, синие, зелёные и жёлтые лучи. Говоря другими словами, упрощённо считается, что каждый фильтр отсекает все лучи, имеющие длину волны, короче длины волны своего родного цвета. Это не совсем так.


Цветовой круг

Теперь вернёмся обратно к нашему несчастному зелёному газону с малиновыми цветами. Применив тёмно-красный (малиновый) фильтр, мы получим белые цветы на чёрном фоне, а использовав зелёный фильтр, получим наоборот, чёрные цветы на белом фоне. Так цветные фильтры помогают повысить контраст в чёрно-белой фотографии.

Снова посмотрим на цветовой круг. Поскольку жёлто-зелёный фильтр способен задержать только фиолетовый цвет, то в чёрно-белой фотографии он применяется для блокирования ультрафиолета. Красный цвет общается только с голубым собратом, поэтому именно красный фильтр делает голубое небо чёрным. Поскольку облака при этом не меняют своей яркости, то контраст между небом и облаками повышается только за счёт чёрного цвета неба. Оранжевый фильтр поможет притемнить синие цвета. Зелёный и особенно голубой фильтр сделает красное темнее, именно поэтому их часто используют для чёрно-белой портретной съёмки. В пейзаже голубой фильтр можно использовать для акцентирования тумана и дымки, поскольку, как мы помним, собственный цвет фильтра будет выглядеть светлее обычного. А вот когда мы хотим, от дымки, наоборот, избавиться, мы применяем оранжевый светофильтр. Напомню, что всё сказанное относится к чёрно-белой фотографии.

Что касается возможности замены цветных фильтров функциями Adobe Photoshop, то прежде всего нам надо определиться, на что мы снимаем и какого эффекта мы хотим достичь. Как правило, все желания начинающего чёрно-белого фотографа в этом направлении сводятся к повышению контраста цветного снимка, для последующего перевода в режим оттенков серого, поэтому в этих случаях посоветую добиться своего, варьируя уровнями отдельных цветовых каналов Levels (Ctrl-L). Поскольку там представлены уровни только трёх основных цветов, то повышая их, вы насыщаете основные цвета (красный, зелёный и синий), а понижая – дополнительные (голубой, малиновый и жёлтый).

Если же ваш снимок уже имеет чёрно-белый вид, тогда можно воспользоваться теми же уровнями Levels (Ctrl-L) (уровнями изображения в целом, а не отдельных цветов).

Читайте также: