Для чего нужен резистор вентилятора охлаждения

Обновлено: 01.05.2024


Сначала почувствовал запах гари, а когда через короткое время осталась только максимальная скорость вентилятора стало ясно: что-то повреждено. Казалось бы – просто замените резистор и всё готово. Но обзор цен в интернете и предложений с подержанными резисторами выявил цену в среднем 1000 рублей, а стоимость новых даже не буду писать! Только стоит ли покупать б/у? Поэтому возникает вопрос, насколько долго такого резистора хватит. Так появилась мысль сделать его электронную версию.

Но сначала вы должны ответить на вопрос, а почему вообще сгорел резистор? Желательно устранить причину, а не только последствия сбоя. Конечно можно установить еще более сильные элементы. Но чаще всего причина горения резистора кроется в подшипниках двигателя вентилятора. Увеличение сопротивления на подшипниках вызывает больший нагрев резистора и, следовательно, срабатывание предохранителя. При замене резистора рекомендуется смазывать подшипники, лучше всего разбирать вентилятор и проверять, чистить, смазывать или заменять подшипники внутри электромотора. Однажды в Citroen Berlingo трижды менял резистор, но капли смазки оказалось достаточно, чтоб резисторы больше не горели.

Также частой причиной сгорания резистора (но чаще предохранителя) является засоренный салонный фильтр. Это ослабляет поток воздуха и уменьшает охлаждение резисторов вентилятора. Грязь на фильтре также вызывает накопление влаги и коррозию резисторов – нужно регулярно менять салонный фильтр.

Схема электронного резистора для авто

Пару лет назад уже делал похожий электронный резистор для Opel Astra, добавив программный разъем и термистор, чтобы защитить от чрезмерного повышения температуры. Но тут схема будет более совершенной.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

При проектировании схемы все условия были выполнены. Использовалась оригинальная резисторная база, после очистки ее контактов, потому что они слегка заржавели.

Требования к электронному резистору

  1. Безопасность для автомобиля.
  2. Если нужно вставить оригинал снова, он пойдёт без проблем.
  3. Должен действовать как оригинал – осуществлять контроль скорости.
  4. Не может превышать цену оригинала, желательно даже б/у.
  5. Не создавать помехи в эфире – иногда хочется послушать радио в авто.

Сама схема устройства и программа на С к микроконтроллеру была создана за вечер. Печатная плата и пайка.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Было проведено тестирование схемы под большой нагрузкой. Такая воздуходувка тянет от 15 А. Самым сложным моментом показалась адекватная защита от влаги, которая является основной причиной повреждения резистора (в моем случае он заржавел). Отказался от лаков и силиконов в пользу термоклея – плотно залил плату с обеих сторон, затем швы у основания, и, наконец, приклеил одну к другой, не жалея клея. Из него был создан целый клеевой куб, в который вмонтирована вся электроника (кроме транзистора и диода с маленькими радиаторами.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Температура радиаторов во время работы не превышала 40 градусов в любое время, и к тому же они постоянно охлаждаются потоком воздуха. Наконец, резистор помещается в вентиляционный канал.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Учитывая что схема была простой, использовал IRFB7537. Это не совсем подходящий транзистор, но его максимальный ток составляет 170 А и он имеет очень низкое сопротивление – 2,5 мОм, что было ключевым в его выборе и даже лучше, чем использование STP40 с более высоким сопротивлением.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Задана начальная частота ШИМ 100 Гц, только вентилятор на низких оборотах очень сильно давал те 100 Гц гудения, что раздражало. Поэтому увеличил частоту до 5 кГц – вот теперь звук практически не слышен. К сожалению, после увеличения частоты также повысилась ожидаемо температура мосфета и диода на несколько градусов, поэтому и пришлось ставить небольшие радиаторы. Диод двойной 20 А 200 В. Он должен быть параллельно индуктивной нагрузке, иначе транзистор будет перегреваться.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Осталось обсудить калибровку вращения. На этапе тестирования уже подобрал правильные параметры (программа занимает чуть более 600 байт), но всегда желательно оставлять запас для различных случаев.

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Единственной разницей при замене старого резистора на электронный является дополнительный источник питания 12 В, который вывел из гнезда прикуривателя, который неактивен после извлечения ключа из замка зажигания. Сделано это на штекерах, чтобы облегчить разборку, хотя надеюсь больше не будет в этом необходимости.

Чтобы добраться до гнезда, пришлось раскрутить панель. В Toyota Yaris это сделать довольно легко. Практически всё на защелках.

Подведем итог работы

Получилось эффективное регулирование скорости воздуходувки. Её большая эффективность – при меньших оборотах избыточная энергия должна была превращаться в тепло, а теперь электроника просто подает более низкое напряжение на вентилятор. Автомобиль работает, управляющая электроника не влияет на другие устройства. Все работает как надо!

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Абсолютно бесполезная статья, т.к. нет архива с качественной схемой, разводкой ПП и прошивкой МК.

Как выбрать регулятор скорости вращения вентиляторов

Любительский

Аватар пользователя

Зачем нужен регулятор скорости вращения вентиляторов (реобас)?

Одиночный кулер шумит несильно и электроэнергии потребляет мало. Но если в корпусе их с десяток, шум становится уже некомфортным, да и потребление электроэнергии возрастает до вполне заметных значений.

Чаще всего необходимость изменения скорости вращения вентиляторов связана как раз с избыточной шумностью системного блока. Если эффективность охлаждения системного блока достаточно высока и перегрева каких-либо элементов компьютера не возникает даже при самых высоких нагрузках, можно попробовать снизить скорость вращения некоторых вентиляторов.


Одним из способов такого снижения является использование реобаса – многоканального регулятора скорости вращения вентиляторов.

Но этот способ – не единственный. Большинство современных материнских плат способно регулировать скорость вращения подключенных вентиляторов. Во многих случаях даже не понадобится установки какого-либо программного обеспечения – необходимая функция встроена в BIOS.


В этой модели вход в БИОС выполняется стандартно - кнопкой Del

Для входа в BIOS необходимо при загрузке компьютера нажать определенную клавишу (или сочетание клавиш), чаще всего – Delete. Если по нажатию Delete при загрузке компьютера ничего не происходит, следует посмотреть на нижние строчки экрана при загрузке – там при начале загрузки обычно выводится подсказка, какие именно клавиши следует нажимать для входа в BIOS.



Примеры страниц BIOS с настройками работы вентиляторов

В BIOS следует найти страницу с настройками работы вентиляторов (Fan Speed, Fan Control, Fan Profile и т.п.) Настройки CPU Fan относятся к кулеру процессора, Chassis Fan – к кулеру (или кулерам) корпуса. Настройки кулера процессора следует менять только если вы точно знаете, что делаете и уверены в правильности своих действий – перегрев процессора может привести к выходу его из строя. Настройки кулера корпуса не столь критичны, но бездумно их менять тоже не стоит; будет нелишним перед изменением записать все старые значения.

Для регулировки скорости вращения в первую очередь следует убедиться, что эта функция включена: параметр Q-Fan Control (или Fan Speed Control) должен иметь значение Enabled. При этом становятся доступны параметры тонкой настройки вентилятора – в некоторых BIOS их много, в других меньше. Чаще всего самым простым способом снижения шума (или, наоборот, улучшения охлаждения) является смена профиля (Q-Fan Profile). Для снижения шума следует установить его в Silent, для увеличения охлаждения – в Performance или Turbo.

После сохранения настроек и перезапуска системы следует убедиться, что настроенный кулер крутится и что не происходит перегрева системы, в обратном случае следует вернуть старые настройки BIOS.


Speed Fan - самая популярная программа управления кулерами

Если нужные настройки в BIOS не нашлись, не стоит расстраиваться – чаще всего подключенными к материнской плате вентиляторами можно управлять и с помощью специализированного ПО. Самая популярная из таких программ (и при этом абсолютно бесплатная) – это speed fan. При запуске программы в первой же вкладке будут отображены все найденные вентиляторы, их скорости вращения и температуры элементов компьютера – на них следует ориентироваться при настройке кулеров. Рекомендации по настройке те же – следует с осторожностью оперировать настройками CPU Fan (кулер процессора) и GPU Fan (кулер видеокарты). При изменении скоростей (от 0 до 100%) следует отслеживать воздействие этих изменений на температуру. В программе также можно задать критические температуры для всех элементов и, указав, какой кулер за какую температуру отвечает, запустить режим автоматического регулирования скорости вентиляторов.


Перед рассмотрением характеристик реобасов следует упомянуть об еще одной, очень частой причине повышенной шумности вентиляторов – забивание кулеров пылью и/или загустевание в них смазки. Если вам кажется, что раньше компьютер шумел меньше, возможно, никаких программ и устройств для снижения шума не потребуется – достаточно будет почистить кулер от пыли и (при необходимости) обновить смазку.

Характеристики регуляторов скорости вращения вентиляторов

Тип реобаса


Основная задача разветвителя питания – обеспечить питанием дополнительные вентиляторы, для которых не нашлось разъемов на материнской плате. Разветвитель может и вообще не иметь функции управления скоростью вращения вентиляторов. Если такая функция и есть, то реализована она будет программно.


Регулятор оборотов (реобас) – обладает большей, по сравнению с разветвителем, функциональностью. Кроме подключения дополнительных вентиляторов, реобас предоставляет и некоторые дополнительные возможности, среди которых могут быть:

- контроль и отображение скорости вращения каждого подключенного вентилятора;

- контроль температуры от собственного термодатчика (или нескольких термодатчиков);

- автоматическая или ручная регулировка скоростей вращения вентиляторов;

- контроль и отображение мощности, потребляемой подключенными вентиляторами

Тип управления скоростью вращения может быть ручным или автоматическим.

При ручном управлении скорость вращения задается оператором вручную – с помощью кнопок, ручки регулятора или на сенсорном экране. Несмотря на простоту такого способа управления, удобным он будет только в тех случаях, когда не требуется менять скорость вращения вентиляторов во время работы компьютера. Для подстройки скорости вращения корпусных вентиляторов такой способ еще сгодится, а для управления скоростью вращения кулера процессора – уже нет.

Автоматический тип управления, предусматривающий автоматическое изменение скорости вращения кулера в зависимости от показаний термодатчика, намного удобнее в эксплуатации и обеспечивает лучшие условия работы оборудования. Для управления кулерами элементов, сильно меняющих температуру в зависимости от нагрузки, следует использовать реобасы с автоматическим типом управления.

Количество подключаемых вентиляторов определяет, какое максимальное количество вентиляторов можно подключить к реобасу. Следует иметь в виду, что с ростом количества подключенных вентиляторов, растет и потребляемая устройством мощность; у блока питания компьютера должен быть достаточный запас мощности.


Наличие дисплея с возможностью вывода на него значений температур и скоростей вращения вентиляторов в некоторых случаях может оказаться нелишним. Дисплей может предупредить о приближающемся перегреве или неисправности вентилятора и предотвратить сбой или потерю данных. Для серверов (часто не имеющих своего монитора) такой дисплей будет особенно полезен.



Разъемы для подключения вентиляторов могут быть 2-pin 3-pin и 4-pin.

2-pin и 3-pin разъемы предполагают управление скоростью вращения вентилятора с помощью изменения его напряжения питания. Этот наиболее простой способ, поэтому реализующие его реобасы и вентиляторы недороги. Недостатками этого способа является невысокая точность задания частоты вращения и снижение крутящего момента со снижением напряжения. Вентиляторы с 3-pin разъемом вообще не могут крутиться медленнее некоторого порогового значения – крутящий момент становится настолько мал, что его не хватает для проворота крыльчатки. Для корпусных вентиляторов и вентиляторов жестких дисков такие вентиляторы подойдут, но на процессоры уже давно принято ставить вентиляторы, подключаемые 4-pin разъемом.

4-pin разъемы предполагают управление скоростью вращения вентилятора с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ). При этом питание на вентилятор подается полное - 12 вольт – но не постоянно, а импульсами, меняя продолжительность которых, можно очень точно задавать частоту вращения вентилятора. Кроме того, при таком способе нет ограничения на минимальную скорость вращения – регулируемый таким способом вентилятор может вращаться даже со скоростью 1 об/мин. Единственный недостаток такого способа – он сложнее в реализации, а следовательно, дороже.

Разъем питания реобаса может быть 3-pin (в этом случае регулятор скорости подключается к одному из свободных 3-pin разъемов материнской платы) 4-pin Molex (питание берется с одного из разъемов блока питания) и SATA (питание берется с разъема SATA материнской платы).

Варианты выбора


Если вам нужно просто подключить пару дополнительных вентиляторов по минимальной цене – выбирайте разветвитель питания для вентиляторов по цене от 230 рублей.


Если какой-то из вентиляторов системного блока крутится слишком сильно, обратите внимание на регуляторы скорости вращения одного вентилятора с ручным управлением. С его помощью можно будет легко подстроить скорость вращения вентилятора до требуемой и стоить он будет от 180 рублей.


Для управления несколькими корпусными вентиляторами можно приобрести реобас на несколько вентиляторов с ручным управлением. В зависимости от дополнительных функций он обойдется вам в 900-3800 рублей.


Для управления всеми вентиляторами компьютера следует выбирать реобас на несколько вентиляторов с возможностью автоматического управления их скоростью вращения. Такие стоят в диапазоне 230-8000 рублей.


7 лет

FF американец с кондиционером
Не включается вентилятор охлаждения радиатора.
Поиск неисправности привел к дополнительному сопротивлению для 2 х скоростной работы вентилятора. Там по виду стоит диод. Он и сгорел(если конечно это диод). Подскажите в каком направлении установить новый? А может вообще его просто каротнуть? Это сопротивление стоит между двумя вентиляторами. Заранее спасибо.

Ни кто не сталкивался.
При попытке запустить вентиляторы на 105С машина просто глохнет.
И не заводится пока не остынет хотя бы до 104С. При этом вентиляторы так и не включаются.

Резистор от шевинивы (2123-1300500 и еще можно искать как МПЕК 18.00.3000) подходит замечательно у кого сгорел разьем или резистор!
крепежный ромб немнего великоват но легко подрезается ножом в местах защелок 1-2 мм надо подрезать.

posted image

Y-ilya
Привет а ты такой резистор куда ставил на Зетек или Сплит, какой у тебя движок и при какой температуре он включает вентиляторы.

Всем привет, СРОЧНО НУЖНА ПОМОЩЬ. Сегодня решил посмотреть датчик который находится между вентиляторов (похож как на рисунке сверху) и вот включаю зажигание перемыкаю его вентиляторы все равно не крутятся, его снимаю перемыкаю в самом разъеме все равно вентиляторы не включаются, я сделал вывод что он у меня не работает вообще. Что такое может быть помогите пожалуйста. Может где то есть предохранитель на этот вентилятор. Всем заранее благодарен!

Upwake
Я вынимал этот резистор, у меня тоже разъем оплавлен, как это все отремонтировать? И где находятся предохранители? Машина FF1 USA Split Port

-Volk-
Может ты мне подскажешь как это все проверить. Просто я достал резистор про который все пишут в теме с виду он у меня нормальный подзаржавел только и я заметить что один контакт в разъеме оплавился. Пишут что можно поставить от нивы шевроле, действительно ли это так? и как мне можно проверить сами вентиляторы на работоспособность? Заранее благодарен.


4 мая 2013

posted image

Может кто подсказать, какой резистор/термореле стоит (ёмкость доп. резистора?) на радиаторе охлаждения? ФФ1, 2001г. 1,6л. Zetec E, 90 л.с. Не работает вентилятор от второго реле- мастер говорит что проблема в сгоревшем резисторе. Можно ли купить что либо подобное например в ЧИПДИП?


6 мая 2013

Форумчане, добрый день.

Столкнулся с проблемой, не совсем понимаю "как и куда копать".

ФФ1 рус 1.8, 2004. Купил неоригинал вентилятора (Nissens - 85214, без блока сопротивления и термо реле, они остались от родного), он встал на место как надо, вместо спаленного разъема запаял проводку напрямую. Все работало великолепно неделю, потом перегрев. Причина - сгоревший предохранитель F6 на 30А. поставил на 40А. Раз в месяц предохранители (скорее всего китайские) плавятся и "стекают". постоянно езжу с контролем температуры по тестовому режиму. Достало.

Что может быть, куда смотреть?
- понятно что скорее всего большие токи (непонятно, пусковые или в процессе работы вентилятора?)
- может коротыш по проводке ? (т.е. появился еще какой то потребитель, отсюда и такие токи).

Есть вариант поставить в схему платку с ШИМ, этим уберу пусковой ток (если он есть) и получу медленное раскручивание вентилятора вопрос поможет ли..

Кто сталкивался с подобным?

posted image

У кого проблемы с вентиляторами проверьте в первую очередь резистор отопителя радиатора. Голову ломал в чем дело, не работала 1я скорость. проверил релехи, заменил термостат(как оказалось неспроста)двиглу полегче стало, всеравно перегрев. Достал резистор оказалось сплавился контакт, запах пластика + не прозванивается. Заменил. 1я скорость заработала с кондеем, при перегреве пока еще не узнал, но думаю тоже все ок будет =)

Stiff спасибо за идею, проверю
Анализировал свою проблему, хочу проверить термостат (т.к. подозрения на него из за постоянно высоких температур и соответственно частого включения вентилятора) далее разобрать блок с предохранителями в моторном отсеке, поверить разъемы предохранителя (по схеме F6 на 30А.)

Резистор прозванивается, с кондиционером все ок, вентилятор крутится.

Хочу проверить как "мастера" соединили мне проводку (был обрезан коннектор, т.к. он прикипел и окислился), есть подозрение что у меня включается сразу вторая скорость (или сразу обе).. резистор (терморезистор и сопротивление) прозваниваются.

p.s. Замерил плотность жидкости в бачке, была около 20 что по сути как вода .. намешал из концентрата порядка 37-40, залил, посмотрим.

AnjeyDuke
тестер есть? кинь провода напрямую с аккума и в разрыв тестер (аккуратнее с тестером- долго с такими токами он не протянет, хотя смотря какой тестер:)- увидишь потребляемый ток, а там надо дальше думать.

alex.61
от какого именно реле? в каком режиме? Вертушка насколько я понимаю одна? люди ставят от шнив и калин, бюджетно вроде:)
AnjeyDuke
радиатор чистый? 100 градусов? на улице сколько было, хотя при такой скорости.

lelik1984
Не работает на малой скорости при включенном кондее. Карлсон 1. От первого реле с носа авто. Все верно пишут. Менять резистор. ВОПРОСЫ - паять или нет? КАКОЙ РЕЗИСТОР. Ёмкость, температура,
Можно конечно и от шнивы засунуть, только его в свободной продаже нет.


16 мая 2013

подозреваю что стифф менял резистор целиком на новый. запчасти на наш автопром по-моему даже в деревнях найти можно:) курю схему- не вижу ни резистора (привет мастеру), ни релюхи второй скорости

posted image

День добрый господа хочу спросить совета а то у меня уже руки опускаются. Перерыл кучу инфы.
у меня зетек 2л.акпп америкос. Испытывает постоянный перегрев при этом по тесту венты включаются на малых оборотах 107град большие 109град и при этом при движении температура медленно продолжает расти до красной зоны.
было сделано:
Заменена помпа,радиатор 2ш, термостат, проверенна вся проводка и прозвонена, датчик температуры ох.жижи новый.
и что самое интересное при движении и перегреве если включить печку температура начинает возвращатся в норму.
да и зимой проблем небыло , в пробках окей ,гружённый или медленно в гору тогда сразу ввех и то не всегда.
Короче говоря что делать мастера жмут кто чем может и пи.
Хелп

MAXUSSR
радиатор основной при рабочей температуре горячий? проверь патрубки, может забиты каналы двигателя и антифризу не уйти на большой круг? систему промывал?

lelik1984 жижа шурует по всем патрубкам и не слабо плюс к этому процес не постоянный могу несколько дней ездить и всё в норме а потом за один день несколько скачков температуры до 129 град.
может мозг живёт своей жизнью.
господа у кого америкос 2л зетек опешите когда включается малая скорость (при какой температуре) и большая??


18 мая 2013

вряд ли мозг, где то косяк, сегодня проверял- первая скорость (не сильно шумит) при 110 включается, за пол минуты доходит до 102 и отключается, 2л, РКПП, америкос,зетек. До второй скорости так и не дошло. Но залита вода, подтравливают трубки, сейчас хомуты поменяю и антифриз залью. Проводку точно хорошо смотрел, на релюхи везде земля хорошо сидит? если что у тебя вертушками три реле заведуют

Никак не могу понять по схеме, как соединяется проводка, если физически стоит один вентилятор, но присутствуют реле и предохранители для второго. Zetec, 1,8 русфокус 04г., один вентилятор и есть кондиционер.
P.s.Просьба, посмотрите кто ни будь какие провода по правильному приходят на разьем этого единственного вентилятора.. В меня разьем срезан и сопротивление вентилятора висит в воздухе.

Все верно, но вы описали работу цепи через предохранитель F29. А есть еще одна цепь через предохранитель F65. Про это и вопрос, как подключаются к одному вентилятору эти две цепи (цепь предохранителя F65 и цепь предохранителя F29 с резистором).

Я в своей беде вроде разобрался, как оказалось криворуким мастером после обрезки фишки разъема, вентилятор скруткой посадили на цепь предохранителя F65 (30А) напрямую. В итоге рев вентилятора и постоянно плавившийся предохранитель. Вчера разобрал скрутку, посидел над схемой и подключил вентилятор в цепь предохранителя F29 (30A), теперь при 98 град. включается первая скорость, вентилятор практически не слышно, при включении кондиционера включается вторая, шумит но намного тише чем было. Цепь с предохранителем F65 висит в воздухе.
Вопрос, правильное ли это подключение вентилятора, в машинах где он только один (но есть кондиционер)? Может кто скинет фото или маркировку разъема со стороны вентилятора (понятно что там 6 пиновая фишка, на вентилятор идут 4 пина, проверить какие).

Здравствуйте подскажите не работают вентиляторы охлаждения в тестовом режиме разогрел до 110 вентиляторы не заработали при включении кондея так же не работают где искать поломку. авто USA 2001г Зетек 2.0 мкпп

andrew00588

Сначала смотри предохранители и релюхи.Потом прозвони проводку. Может тупо разьем окислился.

Читайте также: