Для чего нужна первая скорость вентилятора охлаждения

Обновлено: 07.05.2024

Для эффективной работы двигателя необходим соответствующий тепловой режим. При сгорании топлива выделяются не только выхлопные газы, которые и обеспечивают работу мотора, но и тепловая энергия. Чтобы избежать перегрева двигателя, его охлаждают с помощью различных жидкостей (тосол, антифриз, дистиллированная вода). Вентилятор необходим для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.

ТИПЫ ВЕНТИЛЯТОРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Существует четыре типа вентиляторов:

  • с прямым приводом от ремня (цепи) газораспределительного механизма (ГРМ);
  • с прямым приводом от ремня генератора;
  • с приводом от ремня ГРМ или генератора и тепловой муфтой;
  • с электрическим приводом.

Вентилятор с прямым приводом от ремня или цепи ГРМ применялся на автомобилях, которые выпускали до девяностых годов прошлого века. Причем, производители иномарок отказались от такой системы еще в семидесятых годах прошлого века. Единственное сомнительное преимущество такого привода – меньшее количество ремней, ведь привод ГРМ охватывал помпу, вентилятор, коленчатый и распределительный валы. Нередко в таких системах натяжку ремня или цепи проводили с помощью водяного насоса (помпы), не устанавливая регулировочный ролик.

Вентилятор с приводом от ремня генератора получил большее распространение на недорогих автомобилях, выпускавшихся до двухтысячных годов. По сравнению с приводом от ремня/цепи ГРМ, такая система имеет несколько преимуществ. Главное из них – отсутствие влияния вентилятора на работу системы ГРМ. В случае заклинивания вентилятора или других неисправностей, работа ГРМ не нарушается и автомобиль может продолжать движение своим ходом.

Вентилятор с тепловой муфтой вне зависимости от типа привода имеет главное преимущество – он лучше контролирует тепловой режим мотора. Пока муфта не нагрета, она слабо передает энергию вращения вентилятору, поэтому даже на максимальных оборотах двигателя скорость его вращения невелика. По мере нагрева муфты коэффициент передачи возрастает и скорость вращения вентилятора все сильней зависит от оборотов двигателя. Поэтому при прогреве мотора вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости незначительно, а при нагреве близком к максимальному, эффективность его работы возрастает.


Вентилятор с электрическим приводом наиболее эффективен и используется на большинстве современных автомобилей. Он включается лишь при определенной температуре охлаждающей жидкости, благодаря чему мотор быстро нагревается и работает в комфортном режиме.

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.

Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.

Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.

При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:

  1. Замыкают красный и красно-белый проводок. При этом должно фиксироваться медленное вращение вентилятора.
  2. Замыкают проводки красного и черного цвета. Теперь вращение должно значительно ускориться.

Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.

Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:

  • от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи подают на красно-черный или красно-белый проводок в разъеме вентилятора питание;
  • от минусовой клеммы подают заряд на проводок коричневого цвета.


Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.

СИСТЕМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ.

Вентиляторы радиатора – назначение и устройство

Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.

На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.

Вентиляторы с вискомуфтой

Система, в основе которой имеется вискомуфта, не распространена. Ею оборудуются машины с продольным расположением силового агрегата, а также она используется на крупногабаритных внедорожниках, применяемых для преодоления водных преград. Это обусловлено принципом работы подобного вентилятора охлаждения. Вискомуфта является полностью герметичной конструкцией, поэтому надежно защищена от проникновения воды. Под ее воздействием электрические системы моментально выйдут из строя. Вискомуфта наполняется специальным силиконовым маслом или гелем. Оно меняет свои свойства при воздействии температур. Скорость вращения устройства будет уменьшена или увеличена в зависимости от уровня нагрева. Данный вентилятор охлаждения состоит из герметичного корпуса, наполненного силиконовой жидкостью, а также пакетов дисков ведомого и ведущего валов. Принцип работы основан на передаче вращения от ведущего к ведомому валу за счет пакетов дисков.

Вентиляторы с электроприводом

Вентилятор охлаждения радиатора и двигателя с наличием электропривода имеет более сложную конструкцию, нежели предыдущая система. Кроме того, она более современна, поэтому встречается на многих новых автомобилях. Устройство включает в себя электродвигатель, датчик температуры, электронный блок управления, а также реле вентилятора охлаждения. В большинстве приборов устанавливается два датчика температуры. Одним оборудуется патрубок, выходящий из радиатора. Второй датчик встраивается непосредственно в корпус термостата, а также может находиться в выходящем из мотора патрубке. Разница показаний датчиков влияет на работу блока управления вентилятора охлаждения.

Настройка режима работы электродвигателя прибора требует наличия расходомера воздуха, а также датчика, отслеживающего частоту вращения коленчатого вала. Блок управления получит соответствующие сигналы со всех датчиков и обработает их. Затем активируется реле вентилятора охлаждения, которое будет отслеживать скорость вращение крыльчатки после включения системы. Такие устройства нередко устанавливаются производителями автомобилей в наше время.

Вентиляторы с термовыключателем

Подобные механизмы устанавливались на автомобили до изобретения электронного блока. Например, вентилятор охлаждения ВАЗ также снабжается термовыключателем. Это устройство отвечает за включение/отключение электродвигателя системы. Принцип действия вентиляторов охлаждения данного типа состоит в следующем: сигнал подается с температурного датчика, который установлен в корпусе блока цилиндров на специальную шкалу, размещенную в салоне автомобиля. Этот показатель и реагирование термовыключателя на изменения температуры жидкости в радиаторе влияют на процедуру включения и выключении движка. Если температура охладителя будет увеличена до максимума, внутри термовыключателя будут замкнуты контакты, подключенные к цепи питания системы. Затем будет подан ток на электродвигатель, который приведет крыльчатку вентилятора в режим вращения. Контакты будут размыкаться в случае понижения температуры до предельного минимума, что гарантирует выключение прибора.

Куда дует вентилятор охлаждения?


В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.

Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

управление вентилятором видеокарты nvidia

Приложение MSI Afterburner представляет собой мощный инструмент для тонкой настройки работы GPU, посредством которого можно задать скорость вращения его вентиляторов.

управление вентилятором видеокарты nvidia-1

управление вентилятором видеокарты nvidia-2

управление вентилятором видеокарты nvidia-3

управление вентилятором видеокарты nvidia-4

управление вентилятором видеокарты nvidia-5

управление вентилятором видеокарты nvidia-6

управление вентилятором видеокарты nvidia-7

управление вентилятором видеокарты nvidia-8

Внимание! Указывать температурный гистерезис свыше 10 градусов не рекомендуется, так как есть риск перегрева видеокарты!

управление вентилятором видеокарты nvidia-9

управление вентилятором видеокарты nvidia-10

Способ 2: EVGA Precision X1

Альтернативой программе от МСИ будет инструмент тонкой настройки видеокарт от ЕВГА, также доступный бесплатно на сайте производителя.

управление вентилятором видеокарты nvidia-11

управление вентилятором видеокарты nvidia-12

управление вентилятором видеокарты nvidia-13

управление вентилятором видеокарты nvidia-14

управление вентилятором видеокарты nvidia-15

Пользоваться этим приложением не сложнее, чем аналогом от MSI, но есть важное отличие: EVGA полноценно поддерживает только NVIDIA RTX и GTX 10 серии производства этой компании, тогда как у более старых GPU и устройств от других вендоров поддержка ограничена.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.


Привет всем кто читает!В общем перестал включаться пропеллер на первой скорости.Сразу проверил преды, но там все нормально.потом решил заменить релюшку на вазовскую.но и тут чуда не произошло!Опять полез на драйв в поисках причины и нашел запись о реостате первой скорости и о том что можно поставить от печки калины или шнивы.стоимость сего чуда 341 рубль фирмы delfi (вроде так пишется).
И так чтобы заменить реостат нужно снять диффузор с радиатора.для этого откручиваем два болта головкой на десять и разъединяем разъем.ещё снимаем бачок гура и отводим в сторону.затем несколько манипуляций и диффузор уже на земле.Следующим этапом обрезаем провода от старого резистора и откручиваем его.Для установки нового пришлось напильников увеличить отверстие.Новый реостат прикручивается родными винтами в родные отверстия под них.По подключению:на новом реостате идут два красных провода, а на нашем красный(+) и синий(-).Красный соединил с красным с пометкой 1(на корпусе помеченно 1 и 2), синий соответственно ко второму, всё заизолировал и собрал обратно.потом заводим и ждем когда он включится, или же нет, но надежда должна быть всегда!)))
Да, и ещё, конечно же нечайно сломал сам диффузор когда откручивал винты крепления реостата, надавил отверткой, а под низ ничего не подложил((.пришлось наложить пару швов больному!Ну и немного фоток!


реле на 30А, становится как родное и так же работает, стоимость 60 рупий


увидив данный бачонок был немного не в понятках, а то ли я менять собрался, ведь на сайте данного узла не видел, но все обошлось)


заход с натягом, чтобы легче было ставить зыщиту чуть подогнул кнепексами

SpeedFan – популярная утилита для управления скоростями кулеров в компьютере. Она нужна, чтобы обеспечить комфортную работу за компьютером при минимальном уровне шума, если система не нагружена, либо, наоборот, максимально снизить температуру ПК при высоких нагрузках, если есть опасность перегрева. Ниже мы опишем, как настроить работу кулеров в ПК или ноутбуке, а также дадим рекомендации по устранению распространенных проблем.

Как настроить скорость вентиляторов в SpeedFan

Программу можно скачать с официального сайта совершенно бесплатно. При первом запуске после установки стоит настроить ее под себя.

Фото 1

Также в меню опций можно настроить цвет фона, текста, размер шрифта и обозначение температуры в градусах Цельсия или по Фаренгейту. Как только настойка интерфейса будет закончена, перейдем к основному функционалу программы.

download

Фото 2

В главном окне посередине справа отображены скорости кулеров, а слева – температуры всех датчиков

Важно! Некоторые из параметров равны нулю, так как программа не может считать скорости кулеров – это может происходить из-за неправильного подключения кулеров к материнской плате. Такие пункты можно отключить, чтобы они не засоряли интерфейс.

Справка! В некоторых случаях программа не может управлять скоростями кулеров и даже следить за их значениями. Если вы видите постоянное нулевое значение скорости, удалите пункт, так как он бесполезен.

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

  • Необходимо задать имя профиля. Придумайте любое.

Фото 7

  • Кликаем по свежесозданному профилю. В строке ниже в выпадающем меню нужно выбрать вентилятор среди распознанных программой.

Фото 8

Фото 9

  • Здесь нужно также выбрать компонент из списка.

Фото 10

  • В интерфейсе появится график, пункты которого можно установить по своему усмотрению, передвигая их выше или ниже.

Фото 11

Фото 12

Чтобы добавить новое событие, нужно сделать следующее:

  • В строке If выбираем условие, при выполнении которого будет срабатывать событие. К примеру, температуру того или иного компонента.

Фото 13

  • Справа можно задать значение и выбрать, в каком случае будет срабатывать событие: если значение ниже или выше заданного. В выпадающем меню выбирается знак, а правее – прописывается число.

Фото 14

  • Можно указать дополнительные условия. Например, если превышение температуры происходило не единожды, а конкретное количество раз через определенный период.

Фото 15

Фото 16

  • Правее можно дополнить событие описанием, либо указать другие действия.

Фото 17

  • Теперь новое событие будет показано в списке вверху. Таких действий можно создать неограниченное количество. На примере ниже мы видим следующее событие: если температура центрального процессора превысит цифру 80 градусов, то пользователю будет прислано уведомление на электронную почту.

Фото 19

Создание событий поможет еще больше автоматизировать работу программы.

SpeedFan не видит вентиляторы на компьютере или ноутбуке

Как мы уже говорили выше, иногда программа не может управлять скоростями вентиляторов. В некоторых случаях она вообще их не видит. В первую очередь, нужно сделать следующее:

Данные советы должны помочь, если ваш компьютер достаточно современный. На некоторых старых моделях материнских плат отсутствует возможность контроля за кулерами совсем.

SpeedFan не меняет скорость вентиляторов

Если программа видит кулер в системе, но не влияет на его скорость, то возможно, проблема в подключении вентилятора. Нужно убедиться, что в 4-контактный разъем на материнской плате вставлен кулер с 4-контактным разъемом. Если же у кулера только 3 проводка, его вращением управлять не получится, так как именно четвертый провод ответственен за контроль скорости.

Фото 20

Утилита SpeedFan – полезный инструмент, если система сама по себе не справляется с контролем температуры. Также она обладает внушительным набором дополнительных функций, включая отображение графиков температур и мониторинг состояния жесткого диска.

Полезное видео

В данном видео наглядно показано, как уменьшить/увеличить скорость вращения кулеров в программе SpeedFun с целью охлаждения компьютера или ноутбука:

Читайте также: