Как осуществляется привод вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей на тепловозе тэм18дм

Обновлено: 01.05.2024

В пути следования и производстве маневров в электрических цепях тепловозов ТЭМ 18ДМ может возникнуть ряд неисправностей. Их можно квалифицировать следующим образом: пробой на корпус в силовых цепях и замыкание в низковольтных цепях управления, нарушение нормального контакта в подвижных соединениях вследствие подгара контактов электрических аппаратов (силовых и блокировочных), ослабление или излом притирочных пружин, излом или перекос подвижных контактов, неисправность электрических машин и пробой диодов, отключение автоматических выключателей или перегорание плавких предохранителей из-за перегрузок в цепи и др.

При пробое изоляции токоведущих проводов и плюсовой силовой цепи срабатывает реле заземления со сбросом нагрузки.

Другие перечисленные неисправности приводят к размыканию цепей питания катушек контакто­ров, реле, электромагнитов, электропневматических вентилей и др., в результате чего дан­ный аппарат не может включиться (или выключается, если он был включен до возникновения неисправности ).

В эксплуатации возникают и чисто механические неисправности, влияющие на работу электрических машин и аппаратов, такие, как зависание щеток в обоймах щеткодержателей, заклинивание якорных подшипников электрических машин, ослабление болтов креплений кабелей или проводов из-за тряски и т.д:

Эти дефекты возникают, в основном, в результате нарушения планово-предупредительной системы ремонта и обслуживания.

По характеру неисправности машинист должен прежде всего установить, в какой именно цепи она возникла, а затем, пользуясь общепринятыми методами, отыскать причину и устранить ее. Поэтому машинист должен хорошо знать не только исполнительную электрическую схему тепловоза, но и расположение всей электрической аппаратуры как в высоковольтной камере, так и вне ее (контакторов, реле, резисторов, диодов, автоматических и плавких предохранителей, розеток, реек зажимов и т.д.)

Если произошло замыкание цепи из-за плохого контакта при необходимости зачистки, следует выполнить требования правил ремонта тепловозов, а также инструкции завода-изготовителя по уходуза электрическим оборудованием.

Серебряные и металлокерамические контакты при любой степени подгара и почернения сохраняют довольно хорошее соединение. Следы подгара с них удаляют салфеткой или волосяной щеткой. Заметные выступы, мешающие работе контакта, осторожно снимают личным напильником до металлического блеска, с сохранением профиля контакта. При этом необходимо снять выступы повышенной твердости, ухудшающие контакт -

Впадины, углубления выводить не следует. Зачистка медных контактов наждачной бумагой не допускается, т.к. оставшиеся в меди абразивные зерна ухудшают контакт.

Обнаруженный оборванный провод (перемычку, шунт) присоединяют к соответствующему зажиму, а ослабшее болтовое соединение закрепляют. Перегоревшую плавкую вставку предохранителя заменяют запасной.

В случае, если из-за недостатка времени устранить причину неисправности нельзя, то а качестве временной меры разрешается восстановить поврежденную цепь постановкой перемычки из проводов определенного сечения между соответствующими проводами (зажимами).

Устранять неисправность следует при строгом соблюдении правил техники безопасности. Все работы в высоковольтной камере, даже при холостой работе двигателя, следует выполнять в диэлектрических перчатках.

Для быстрого нахождения неисправности в цепях управления тепловоза необходимо иметь контрольную лампу на НОВ малой мощности (например типа СЦ21, НОВ, 8Вт) с двумя проводами сечением 2,5мм и длинной одного провода 2-3 м, а другого - 0,5 м. Желательно, чтобы конец короткого провода был снабжен зажимом.

Приступая к определению неисправности следует проверить контрольную лампу: присоединить один провод к минус АБ, а другой коснуться + АБ. При включенном рубильнике аккумуляторной батареи исправная контрольная лампа должна загореться.

К электрическим машинам тепло­возов относятся тяговый генератор Г, вспомогательный гене­ратор ЯГ, возбудитель В и тяговые электродвигатели. Основные технические данные электрических машин приведены в приложении.

Тяговый генератор

Генератор типа ГП321 представляет собой восьмиполюсную машину постоянного тока с независимым возбуждением от специ­ального возбудителя. Генератор в защищен­ном исполнении, с самовентиляцией. Враще­ние генератора одностороннее против часовой конструкции, применением якоря с укорочен­ным валом 6 и наличием только одного само- устанавливающегося роликового подшипника 7 со стороны коллектора генератора. С другой стороны якорь с помощью фланца 2 на кор­пусе соединен двенадцатью болтами 4 с флан­цем 5 коленчатого вала дизеля и опирается на подшипник последнего. Станина генератора 1


Соединение главного генератора с дизелем:

1 - станина; 2 — фланец корпуса якоря; 3 — фланец картера дизеля; 4 — болт; 5 — фланец вала дизеля; 6 — вал генератора; 7 - подшипник; 8 - опорные лапы; 9 — площадка для турбовоздуходувки; 10 — защитные сетки; 11 — шпильки.

стрелки (если смотреть со стороны коллек­тора) .

Конструкция генератора данного типа в зна­чительной степени отличается от конструкции обычных машин стационарного типа. Необхо­димость вписывания в ограниченный габарит при установке на тепловозе, работа при высо­ких окружающих температурах и значитель­ном диапазоне изменения тока и напряжения обусловили своеобразие конструкции отдель­ных узлов генератора и применение при его изготовлении высококачественных сталей и изоляционных материалов.

Генератор приводится во вращение от ди­зеля. Соединение между дизелем и генерато­ром показано на рис.

Осевые размеры генератора значительно со­кращены по сравнению с машинами обычной

своей нижней полуокружностью с помощью центрирующего бурта крепится к фланцу кар­тера дизеля 3 десятью стальными шпиль­ками 11. Такой способ крепления обеспечивает правильную установку генератора при мон­таже и требуемую соосность валов дизеля и генератора, совместная работа которых облег­чается наличием самоустанавливающегося под­шипника.

Продольный и поперечный разрезы главного генератора показаны на рис.

Тепловоз ТЭМ18 — маневровый тепловоз с электрической передачей с осевой формулой 3О−3О.

Содержание

Описание

Тепловоз ТЭМ18 выпускается Брянским машиностроительным заводом с 1992 года. Тепловоз предназначен для маневровой, вывозной и лёгкой магистральной работы на железных дорогах и промышленных предприятиях.

БМЗ строит тепловозы данной серии в исполнении для колеи от 1435 до 1676 мм, для умеренного и тропического климата.

На тепловозе установлен четырёхтактный дизель 1ПД-1А.

  • устройствами управления по системе двух единиц
  • устройствами системы управления одним лицом
  • установкой искрогасителя на выхлопе дизеля и экранным глушителем шума на всасывании воздуха в дизель
  • подогревом наддувочного воздуха дизеля
  • второй ступенью очистки воздуха, поступающего в дизель

В декабре 2004 года БМЗ получил сертификат, удостоверяющий соответствие нормам безопасности односекционных маневровых тепловозов типа ТЭМ18.

В связи с планируемым завершением производства тепловозов серии ТЭМ18 завод переходит на выпуск маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. Продление сертификата соответствия ССФЖТ для тепловоза ТЭМ18 на 2011 год не планируется.

Модификации

ТЭМ18Д



ТЭМ18ДМ

Тепловоз серии ТЭМ18ДМ шестиосный, с электрической передачей постоянного тока предназначен для выполнения вывозной, маневровой и легкой магистральной работы на железнодорожных путях общего пользования и промышленных предприятий в районах с умеренным климатом при температуре окружающей среды от минус 50 ºС до плюс 40 ºС.

На тепловозе применяются системы бортового энергоснабжения, микропроцессорного управления и диагностики, а также система микроклимата в кабине машиниста. Данные системы обеспечивают дополнительную экономию топлива, снижение расходов на ремонты и техническое обслуживание локомотива, а также улучшение условий труда локомотивной бригады.

На маневровые тепловозы типа ТЭМ18ДМ получен сертификат соответствия № ССФЖТ RU. ЦТО3. А. 06925 от 06.02.2010 г., удостоверяющий соответствие нормам безопасности односекционных маневровых тепловозов типа ТЭМ18ДМ. Сертификат выдан Государственным учреждением Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Один из тепловозов ТЭМ18ДМ поставлен на металлургическое предприятие Запорожсталь [1]

С номера 3001 выпускается для железной дороги Монголии и для промышленных предприятий стран СНГ и Балтии.

ТЭМ18Т

Модификация тепловоза, оборудованная электрическим тормозом.

ТЭМ18А

Модификация для работы как на колее 1435 мм, так и на колее 1520 мм.

ТЭМ18Г

Модификация, работающая на сжатом природном газе с добавлением запальной порции дизельного топлива или на дизельном топливе.

ТЭМ18ЭГ

Тропическое исполнение ТЭМ18, предназначенное для поставки в Гвинею.

ТЭМ18В

Новая модификация тепловоза ТЭМ18 с дизелем от Wärtsilä (W6L20LA мощностью 882 кВт). Кардинальное решение проблемы ненадежности пензенских дизелей ПД. Брянский машиностроительный завод получил сертификат соответствия Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РС ФЖТ), позволяющий предприятию выпустить и передать на российские железные дороги установочную партию тепловозов ТЭМ18В. Сертификат распространяется на партию тепловозов (установочную серию) из 25 единиц и действителен до 1 ноября 2014 года.

ТЭМ18УТ

Модификация, оборудованная унифицированной микропроцессорной системой управления электропередачей — УСТА и электрическим остановочным тормозом.

Применение системы УСТА позволяет повысить надёжность работы дизель-генератора, увеличить пробег между техническими обслуживаниями, улучшить тяговые свойства тепловоза, увеличить срок эксплуатации колёсных пар, снизить расход песка, сократить износ тормозных колодок, снизить расход горюче-смазочных материалов.









ВВ
замыкающим вспомогательным контактом (226, 604) обеспечивает питание вентилей реверсора при включенных поездных контакторах;

силовые (101, 102 и 103, 138) подключают к аккумуляторной батарее главный генератор для запуска дизеля или проворота его вала;

размыкающие вспомогательные Д1 и Д2 (183, 184, 186) разбирают цепь питания контактора КВ;

замыкающий вспомогательный Д1 (575, 133) подает питание на блок-магнит БМ регулятора дизеля во время запуска;

размыкающий вспомогательный Д1 (576, 221) разбирает цепь питания вентиля ВП4 включения вентилятора холодильника, что­бы исключить вращение вентилятора во время запуска дизеля при включенной муфте;

замыкающий вспомогательный (148, 150, 885) подготавливает цепи питания контактора КМН, реле РВЗ, РВ5, РУ5, РУ28, РУ29 и РУЗО во время запуска дизеля;

силовым замыкающим (341, 716) подает питание на лампу прожектора заднего хода;

силовым размыкающим (338, 600) подает питание на лампу прожектора переднего хода (контактор КУЮ отключен);

замыкающим вспомогательным (1120, 156, 1173) подает питание на вентили подачи песка при заднем ходе;

размыкающим вспомогательным (153, 157) подает питание на вентили подачи песка при переднем ходе (контактор КУЮ отклю­чен);

замыкающим вспомогательным контактом (221, 219) в цепи катушки вентиля ВП4 включения вентилятора холодильника отклю­чает муфту вентилятора при остановке дизеля, чтобы исключить воздействие скручивающего момента на валы привода вентиля­тора;

замыкающие вспомогательные (563, 182, 183 и 424, 85 86) шунтируют контакты отключателя моторов ОМ в цепях питания кон­тактора КВ и обмотки возбуждения возбудителя при постановке отключателя в положение I или II;

размыкающим вспомогательным контактом (248, 242) разбирает цепь питания реле РУ7 от цепей запуска дизеля, чтобы исклю­чить ложное срабатывание этого реле;

размыкающим (1966, 180) разбирает цепь питания контакторов КВ и ВВ, т.е. осуществляет полное снятие нагрузки с главного генератора;

размыкающим контактом с выдержкой времени при отключении (2073, 2074) разбирает цепь питания реле РТ5, блокируя вклю­чение электротормоза при работе тепловоза в тяговом режиме;

замыкающим контактом (1630, 1632) включает контакторы КТ1 и КТ2;

замыкающим контактом (1622, 1623) подготавливает цепь питания контакторов возбуждения электрического тормоза КВТ1 и КВТ2;

замыкающим контактом (1635, 1902) подает питание на реле РТ9;

замыкающим контактом (1610, 2350) подготавливает цепь питания реле РТЗ;

замыкающим контактом (1553, 1554) выводит 1-ю ступень резистора СВВ2 в цепи питания обмотки возбуждения возбуди­теля;

замыкающим контактом (1555, 1556) выводит 2-ю ступень резистора СВВ2; замыкающим контактом (1676, 1672) подготавливает цепь питания реле РТ4;

размыкающим контактом (1603, 2590) разбирает цепь питания реле РВ4, исключая подключение поездных контакторов при срабатывании защиты во время работы тепловоза в режиме электрического торможения;

размыкающим контактом (2836, 1661) разбирает цепь на разъем 10 блока БВТ, чем подает сигнал на отключение электрическо­го тормоза;

Читайте также: