Как смазать вентилятор радиатора

Обновлено: 13.05.2024

Добрый день. Сегодня хочу вкратце поделиться своим личным кустарным опытом обслуживания и ремонта (реставрации) кулеров, слаботочных двигателей. В частности устранения дребезжания не новых вентиляторов, которое возникает по причине неравномерного загрязнения лопастей и реже выработки-износа втулки, создающих естественный спонтанный дисбаланс вращения лопастей вентилятора, приводящего к шуму, гулу и препятствованию спокойного досуга. 🙂 Обзор будет состоять из двух частей:

  1. Отмывание, чистка.
  2. Изготовление пластиковых шайб, для устранения “рычания” вентилятора, смазка, сборка и проверка.

Перво-наперво очищаем вентилятор и лопасти от пыльных лохмотев и грязи.

Снимаем наклейку, видим заглушку, вынимаем и её.



Видим клипсу которую предстоит снять, не потеряв её! Которая имеет обыкновение выстреливать и улетать в неизвестном направлении, на всегда. Будьте внимательны, так как иначе придётся изготавливать подобную клипсу вручную. И не факт что первая самодельная будет удачной, т.е. придётся попотеть.

Снимаем клипсу двумя тонкими острыми инструментами. В моём случае часовыми отвёртками.


Вентилятор после разборки

Готовим ветошь для чистки, заготавливая оную из лоскутка чистой хлопковой ткани, с острыми углами, дабы придать ей удобную форму для очистки втулки изнутри (скручиваем в трубочку).


Предварительно смочив ветошь спиртом, водкой, запихиваем её аккуратно в отверстие, часовой отвёрткой в моём случае или подобным инструментом – НЕ ПОЦАРАПАВ ВТУЛКУ ВНУТРИ – вынимаем отвёртку, прокручивая ветошь по оси и ёрзая ей вперед-назад.


Впечатляемся вынутой грязи и облегчённо выдыхаем с надеждой на благополучный исход затеянного нами мероприятия.


Далее чистим ротор от грязи и старого отработанного масла.


Теперь приступаем к устранению биения. Делаем копию клипсы маркером, на пластике от обычной пластиковой бутылки, предварительно её раскроив.


Заготавливаем таких несколько штук. Такие и подобные мелкие детали имеют свойство исчезать, улетать, смахиваться случайно рукой под стол и т.д., создавая массу неудобств и отвлекая от важного сконцентрированного процесса.


Работаем лезвием от строительного ножа, ювелирно вырезая нужное нам внутренее круглое отверстие по намеченной линии. Предварительно обмотав его изолентой, дабы не поранить пальцы. Применяем ножницы, для обрезки шайб по периметру.

Получаем результат “ксерокопии” клипсы.



Заготовил с запасом, так как придётся укладывать в статор несколько шайб, дабы устранить биение ротора из-за износа и изначально слегка излишне свободного заводского хода вала по вертикали, в моём случае. А так же про запас. Проверяем каждую шайбочку на валу, чтобы они свободно ходили, это важно. В противном случае применяем круглый надфиль, расширяя отверстие шайбы, до умеренно свободного хода на валу.

Продолжаем чистку, смазку. Применяем относительно густую смазку, в моём случае “Литол”.


Не применяем непонятную, дешёвую (не соответствующуя предназначению) сильно жидкую машинную смазку. Она имеет свойство нагреваться и испаряться от нагрева, оставляя за собой закоксовавшуюся грязь, металлическую выработку, подобную образиву во втулке. Действующую словно наждачная бумага и впоследствии приводящая к вибрации вала. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ РАСТИТЕЛЬНО МАСЛО. Оно имеет свойство становиться густым, превращаться в олифу, подобную резиновому клею “Момент”. И приводящее к заклиниванию двигателя и его сгоранию! Превращая вас в глазах других в неопытного неудачника, лузера, краснеющего перед другими и перед самим собой.


Смазываем обыльно ротор.

Смазываем внутреннюю часть втулки у горловины.

Аккуратно вставляем ротор в статор, прокручивая. Смазываем внешнее дно втулки, применяя по желанию, себе в помощь, обычный медицинский шприц, набитый тем же маслом. Нанизываем первую шайбу и укладываем на дно. Далее снова смазка. Далее снова нанизываем следующую шайбу. Поступаем аналогично и с последующимими, если в таковых возникнет необходимость. Суть метода в том чтобы устанить болтанку (“рычание”) ротора, создав “сендвич” из новоиспечённых прокладок и масла, до необходимого предела. Т.е. “не под завязку”, а чтобы ротор всё же совсем чуток ходил вверх вниз по оси втулки. Устранив таким образом ненормальное резонансное биение вала, по вертикали и горизонтали оси втулки.

Устанавливаем на место клипсу

Устанавливаем на место клипсу, памятуя что она может выстрелить в далеко в сторону! Наносим слегка на неё, а по сторонам от неё масла по более, забивая масло по углам отверстия, создавая воронку из масла, с тем условием чтобы масло расширяясь при нагреве, не выдавилось бы из под заглушки. Для этого то верхнюю середину отверстия и оставляем без масла, создавая воздушную прослойку. Т.е. как показано на фото. Пробуем пальцами прокрутить вентилятор. Должен свободно крутиться и слегка (не так как до ремонта) ходить вверх-вниз по оси.

Устанавливаем на место заглушку. Предварительно очищаем от смазки поверхность у отверстия ротора, на простарнстве для на клейки, чтобы исключить отклеивание липкой наклейки-шильдика, из-за масла под ней в процессе эксплуатации.

При эксплуатации вычислительного оборудования одним из важных условий обеспечения его надежной работы является хорошее охлаждение. Самым главным компонентом, отвечающим за отвод тепла от греющихся компонентов, является система охлаждения. Она требует периодического обслуживания, во время которого производится очистка от грязи и, при необходимости, смазка подшипников.

Что влияет на продолжительность работы подшипников до очередного периода обслуживания или замены?

В большинстве случаев на производительном вычислительном оборудовании устанавливаются активные узлы охлаждения, состоящие из массивного радиатора, обдуваемого вентилятором с подшипниками скольжения или качения.

Основные детали подшипника скольжения:


Подшипники скольжения имеют следующие достоинства:

  • низкая стоимость;
  • невысокая чувствительность к вибрационным нагрузкам;
  • меньший шум при эксплуатации в сравнении с шарикоподшипниками;
  • простота обслуживания, малый расход смазочных материалов;
  • невысокие требования к материалу и качеству обработки.

В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых большое трение и быстрый износ втулок подшипников при эксплуатации.

Основные детали шарикоподшипника:


Более качественные шарикоподшипники имеют наружные защитные шайбы (shields или seals):


Подшипники качения (шариковые) имеют ряд достоинств, среди которых:

  • малое трение;
  • небольшие габариты в осевом направлении;
  • сравнительно низкая стоимость, которая все же выше подшипников скольжения, обычно представляющих собой простую латунную втулку в отличие от комплекта колец, шариков и сепаратора в шарикоподшипнике;
  • малый пусковой момент сопротивления;
  • малый расход смазочных материалов и простота обслуживания.

В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых:

  • высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам, которая возрастает при использовании некачественных лопастей на высоких оборотах;
  • большие габариты в радиальном направлении;
    больший шум и меньшая надёжность при эксплуатации на высоких оборотах.

Когда нужно производить смазку подшипников вентиляторов?

При круглосуточной эксплуатации охлаждаемого оборудования рано или поздно вырабатывается смазка, содержащаяся в подшипниках вентиляторов. При этом появляются посторонние шумы, вентиляторы начинают вращаться с меньшей скоростью, либо вообще останавливаются. Из-за увеличения трения в движущихся узлах происходит повышенный износ, сопровождающийся выделением мелкодисперсных металлических частиц. Это еще больше усугубляет ситуацию, разбивает втулки подшипников скольжения и деформирует шарики в подшипниках скольжения.

Основные факторы, влияющие на продолжительность работы подшипников (состояние смазки):

  1. Скорость вращения подшипников (Bearing speed);
  2. Размер подшипников (Bearing size);
  3. Тип подшипника (Type of bearing). В вентиляторах чаще всего используются подшипники скольжения (со втулками) и подшипники качения с одним рядом шариков (однорядные);
  4. Нагрузка (Load) зависит от веса лопастей вентилятора, их сбалансированности, наличия грязи, положения вентилятора в пространстве (в зависимости от этого изменяется вектор, определяющий осевую нагрузку);
  5. Рабочий диапазон температур (Lowest and highest operating temperature);
  6. Окружающая среда (Ambient conditions) — наличие пыли, грязи, влаги и т.д. Чем больше неблагоприятных факторов, тем меньше период времени нормального функционирования подшипников;
  7. Соответствие условиям эксплуатации (Convenience of application);
  8. Крутящий момент (Torque).

Для борьбы с износом и другими негативными явлениями, вызванными выработкой смазки в подшипниках вентиляторов систем охлаждения нужно периодически производить их чистку и повторную смазку. В смазке нуждаются и новые дешевые китайские подшипники, так как они ее содержат очень мало (если вообще содержат). Отсутствие смазки в таких подшипниках обычно проявляется их повышенной шумностью (стрекотом) и значительным нагревом. Повышение шума от работающей системы охлаждения, а также нарушения в работе вентиляторов, выявляемые визуально (остановка вращения лопастей) являются индикаторами, свидетельствующими о необходимости проведения профилактических работ по очистке и смазывании подшипников.

От чего зависит продолжительность работы подшипника?

Продолжительность работы подшипников на одной смазке зависит от использующегося смазочного материала, типа подшипников (качества), условий их работы (вид осевой нагрузки, крутящий момент и т.д.), а также условий, определяемых окружающей средой (температура, пыль, грязь и т.д.).

График, иллюстрирующий продолжительность работы подшипников с минеральным маслом и литиевой смазкой в зависимости от частоты вращения при температуре 70 градусов по Цельсию:


Из-за чего шарикоподшипник может выйти из строя?

Основные причины поломки шарикоподшипников:

  • износ (усталость металла) − отслаивание металлических поверхностей с деталей подшипника вследствие трения шариков и беговых дорожек колец;
  • смятие (деформация) подшипников из-за слишком сильных статических нагрузок, ударов;
  • разрушение шариков или колец под воздействием чрезмерных ударных нагрузок из-за неправильного монтажа, плохих условий эксплуатации;
  • абразивное изнашивание при попадании в подшипник песка, грязи;
  • разрушение сепараторов при недостаточной смазке, воздействии сильных центробежных сил и других причин.

Шарикоподшипник с загустевшей (засохшей) смазкой:


Как смазывать подшипники вентиляторов систем охлаждения?

Радиальные шарикоподшипники без защитных шайб (открытые) смазывать очень просто: достаточно просто капнуть немного смазки на шарики подшипников. После их прокручивания смазка сама распределиться по поверхности шариков и обеспечит уменьшенное трение при их работе.

Подшипники качения с шариками, закрытыми с обеих сторон защитной металлической шайбой, смазывать немного сложнее.

Высоконадежный закрытый однорядный радиальный шарикоподшипник:


Если просто капнуть на такой подшипник смазку, только небольшое ее количество пройдет в рабочую область — к шарикам. О стальная смазка, оставшаяся снаружи подшипника станет способствовать накоплению пыли на подшипнике, что ухудшит его рабочие характеристики у уменьшит продолжительность периода времени до очередного обслуживания.

Чтобы более качественно смазывать закрытые шарикоподшипники, можно снять защитные шайбы, либо производить этот процесс с помощью ультразвукового оборудования и/или специального вакуумного насоса. Чистка и смазка подшипников в ультразвуковой ванне дает очень хорошие результаты, но требует наличия соответствующего оборудования.

Так как подшипники, использующиеся в вентиляторах систем охлаждения вычислительного оборудования очень малы, то снимать их защитные шайбы не очень удобно.

В связи с этим, для качественного обслуживания подшипников качения вентиляторов желательно использовать способы смазывания, обеспечивающие более глубокое проникновение смазочного материала внутрь пространства, в котором находятся шарики. Для этого нужно использовать смазки глубокого проникновения, наносить их под давлением, а также использовать нагревание смазочного материала, что увеличит активность его просачивания внутрь закрытого подшипника и улучшает смачиваемость. Кроме того, можно оставить шариковые подшипники на несколько часов в пробирке со смазкой, что обеспечит гарантированное проникновение во все его внутренние части. Если используется изначально густая смазка, перед нанесением ее можно разогреть для придания лучших проникающих свойств.

В кустарных (домашних) условиях для смазки маленьких подшипников, имеющих диаметр всего несколько миллиметров, можно использовать использованные(очищенные) шприцы для нанесения флюса/термопасты с закручивающимся защитным колпачком или немного доработанные медицинские шприцы.

Смазка небольших шарикоподшипников с помощью масленки, сделанной из шприца

Для улучшения качества смазывания закрытых шарикоподшипников малого диаметра можно использовать шприцы, в которых закрыто выходное отверстие, через которое выходит залитое в них вещество. Обычно для этих целей без какой-либо доработки можно использовать предварительно очищенные шприцы для нанесения флюса/термопасты.

Если таковые отсутствуют, можно использовать немного модернизированный медицинский шприц. В нем нужно обеспечить закрытие выходной части, в качестве которой в обычном режиме используется инъекционная медицинская игла. От пластиковой части медицинского шприца с иголкой нужно аккуратно отломать последнюю и закрыть образовавшееся выходное отверстие, например, заполнив его расплавленной пластмассой с помощью зажигалки.

В цилиндрическую тубу шприца, из которой вынут поршень вставляются очищенные от грязи подшипники, вставляется поршень, всасывается немного смазки (на 2-3 мм выше уровня подшипников) и производится вытравливание излишнего воздуха. Шприц при этом нужно держать поршнем вниз. Затем закрывается выходное отверстие шприца, он переворачивается поршнем вверх, которым затем производится сдавливание подшипников и смазки, находящихся внутри.

Какие ошибки чаще всего допускают при смазывании подшипников?

При смазке подшипников вентиляторов не следует допускать следующих ошибок:

  • перед смазкой не проводится очистка подшипников от накопившейся грязи;
  • не нужно наносить на подшипники слишком много смазки, так как это приводит к избыточному накоплению грязи, ухудшает температурный режим работы, что в конечном итоге приводит к более быстрому износу;
  • слишком малое количество нанесенной смазки не может обеспечить снижение трения в подшипниках, что быстро приводит к их износу;
  • используется неподходящий вид смазки. Слишком жидкие и очень густые смазки не подходят для подшипников, так как не выполняют задачи по долговременному уменьшению трения в движущихся частях;
  • подшипники слишком долго работают без наличия смазки (при ее выработке, загрязнении). Это приводит к очень быстрому выходу из строя подшипников из-за разбития втулок, разрушения шариков и т.д. При обслуживании подшипников прежде всего следует ориентироваться на их состояние, а не время от последнего обслуживания.

Какие смазки лучше использовать для вентиляторов систем охлаждения?

Любой смазочный материал, добавленный в узел, в котором происходит трение из-за движения близко расположенных частей механизма, уменьшает терние, что способствует его уменьшению. Дальнейшие процессы, происходящие внутри подшипника зависят от качества самих подшипников (качество шариков, гладкость поверхности и т.д.), свойств залитой в них смазки, частоты вращения движущихся узлов и чистоты окружающего пространства.

Смазки имеют различающиеся между собой основу, состав присадок, которые влияют на их густоту, рабочий диапазон температур, долговечность, взаимодействие с другими веществами, электропроводимость и другие свойства. Чаще в сего в качестве основы смазочных материалов используют:

  • минеральное масло (Mineral Oil);
  • технический вазелин;
  • полиальфаолефин (Polyalphaolefin);
  • эфирное синтетическое масло (Ester Oil);
  • полигликоль (Polyglycol);
  • графитовая смазка;
  • силикон (Silicon Oil);
  • перфторалкилвиниловый эфир или перфторалкилэфир (Perfluoralkylether)$
  • другие.

Базовое масло и присадки, использующиеся в смазках для подшипников:


Более жидкие смазочные материалы хорошо проникают внутрь движущихся узлов, что значительно уменьшает трение, но в то же время они быстрее вырабатывают свой ресурс. Густые смазки более долговечны, но имеют немного более высокий коэффициент трения. Самая лучшая смазка для подшипников имеет консистенцию, подобную немного разжиженному вазелину.

Неплохой вариант для смазки подшипников вентиляторов систем охлаждения — это такая смазка, которая в начальный момент имеет низкую густоту, что помогает ее проникновению в движущиеся части, а затем немного густеет (но не засыхает), что увеличивает период времени до следующих ремонтно-профилактических работ. Примером такой смазки является состав, предназначенный для велосипедных цепей (обычно она продается в аэрозольных баллонах), например, Mottec Grease For Bicycle Chains. Недостатком таких смазок является

Проникающая смазка для велосипедных цепей Liqui Moly Bike Kettenspray:


Это достаточно густая смазка, разбавленная эфирами, благодаря чему она легко попадает внутрь смазываемого участка. Через пару минут эфиры, содержащиеся в смазке, испаряются и она приобретает более густую консистенцию.

Таблица с информацией о назначении смазки и уплотнительных элементах подшипников качения:


Для использования в подшипниках качения и скольжения вентиляторов лучше всего использовать специальные силиконовые инертные смазки, например, ОМЛ-2. Они обладают высокой текучестью, что способствует их проникновению в трущиеся узлы и образованию на них тонкой пленки, уменьшающей трение.

Смазка OML-2 для подшипников вентиляторов систем охлаждения, продающаяся на Aliexpress по цене примерно 2.3USD за шприц с 2 мл. полезного вещества (Fan Lubricant):

Силиконовая смазка для подшипников OSL:


Синтетическое масло для смазки дронов и радиоуправляемых машинок хорошо подходит для подшипников:


Силиконовая смазка для подшипников с АлиЭкспресс:


Машинное масло не очень хорошо подходит для смазки подшипников, так как оно слишком жидкое и очень быстро вырабатывается.

Широко распространенная смазка WD-40 хорошо проникает в подшипники, но очень быстро вырабатывается (высыхает). По сути это керосиновый растворяющий состав для разблокирования закисших соединений и вытеснения влаги, содержащий лишь небольшое количество смазки. Ее можно использовать для очистки загрязненных подшипников перед основным смазыванием.

Хорошо подходят для подшипников специальные аэрозольные смазки для подшипников, а также консистентные смазочные материалы (например, автомобильные литиевые смазки, варианты с кальцием, дисульфидом молибдена и т. д).

Исходя из практики хорошие результаты дают смазки Hydra-2 Anderol, МС-1000, неплохо себя показывают варианты МС-1510, 1520

Литол и ему подобные смазки для ступичных подшипников для вентиляторов подходят не очень хорошо, так как слишком густые, что затрудняет их нанесение. При эксплуатации вращающихся на высокой скорости подшипников, смазанных густой смазкой, быстро происходит ее вытеснение из рабочей области, что приводит к повышению трения. Кроме того, некоторые из них имеют небольшую допустимую рабочую температуру, при превышении которой они распадаются на составные компоненты, что еще больше ухудшает ситуацию.

Заключение

Периодическая очистка и смазывание трущихся частей вентиляторов увеличивают их ресурс, уменьшают шум от работающего оборудования. Их необходимо выполнять при обнаружении проблем с работой системы охлаждения, проявляющихся повышенным шумом или остановкой вращения вентилятора.

При смазывании небольших подшипников вентиляторов не требуется использовать большое количество смазки, поэтому лучше использовать качественные, хотя и дорогостоящие образцы.

Вам также может понравиться


Видеокарта AMD Radeon HD8570 c 2Gb GDDR3-памяти в майнинге


28 апреля, 2021

О проверке работоспособности райзеров для видеокарт


27 сентября, 2020

Чистка кулера – это не настолько сложная процедура, чтобы нести ноутбук в специализированную мастерскую. Вы можете самостоятельно почистить вентилятор от пыли при наличии определенных инструментов и незначительных знаниях.


Вам понадобится:

  • Пинцет;
  • Ватные палочки;
  • Иголка, скальпель или любой другой острый предмет;
  • Спирт;

Также следует приобрести специальное вещество, чем смазать кулер – спрей или силиконовая смазка.

Пассивные системы охлаждения



Радиатор

Пассивным системам охлаждения принадлежит пальма первенства в эволюции охлаждающего оборудования для компьютерной техники. Своим названием они обязаны отсутствию движущихся механизмов, а также у них отсутствуют какие либо источники питания.

Обычный радиатор является самым распространенным представителем пассивной системы охлаждения. Принцип его работы основан на принципах теплообмена с окружающей средой благодаря естественной конвекции воздушных потоков. Основными факторами эффективности работы любого радиатора является площадь его поверхности и материал изготовления.

Чем большую площадь имеет поверхность радиатора, тем больше тепла он сможет рассеять. С дальнейшим ростом рабочей температуры компьютерных компонентов пришлось увеличивать и площади радиаторов, что привело в свою очередь к появлению волнообразных форм радиаторных ребер, они стали приобретать большое количество ярусов и т.д.

Первые радиаторы изготавливались из довольно дешевого и простого в обработке материала – алюминия. Но в дальнейшем, с ростом рабочих температур ПК рассеивающей мощности алюминия стало недостаточно. Поэтому на смену ему пришел более дорогой, но в то же время обладающий лучшими характеристиками, материал – медь. Вначале из меди изготавливались исключительно сердечники в радиаторах, позже из нее начали делать радиаторы полностью.

Позже в ПК начали применять теплоотводные трубки. Теплоотводная трубка представляет из себя закрытую металлическую трубку (изготавливается обычно из той же меди), из которой откачан воздух. Внутри такая трубка содержит некоторое количество жидкости, а также в ней расположена специальная капиллярная система. Жидкость, начиная испаряться на горячем участке трубки, моментально переносит тепло, распределив его равномерно на всею длину трубки. Затем эта жидкость собирается в конденсат уже на холодном участке и возвращается в исходное жидкое состояние.



чистка Радиатора

Такие тепловые трубки обладают во много раз большей эффективностью, чем металлические прутки такого же диаметра. Но для непосредственного охлаждения такие трубки не используются. Их применяют исключительно при отводе тепла от нагреваемого компонента в более холодную часть компьютера, где есть возможность установки массивного радиатора, который будет рассеивать принесенное трубкой тепло.

Но современные компьютеры не могут охлаждаться исключительно при помощи пассивных систем. Поэтому их применяют в одиночку лишь в наименее горячих местах ПК. В остальных случаях применяется активная система охлаждения.

Активные системы охлаждения

Активные системы охлаждения в свою очередь делятся на несколько подвидов. И первый из них – воздушные системы охлаждения. Суть этого метода всем известна: необходимо правильно организовать воздушный поток внутри корпуса ПК таким образом, что бы горячий воздух выводился за пределы системного блока. Для реализации этой цели внутри обычно устанавливается несколько вентиляторов, с помощью которых и обеспечивается циркуляция воздуха от передней стенки корпуса к задней.

Эффективность любого воздушного охлаждения зависит от интенсивности потока воздуха. Чем интенсивность потока выше, тем быстрее будет отводиться горячий воздух от нагретых компонентов компьютера. Для возрастания эффективности обдува часто используют один или сразу несколько приведенных ниже методов:

  1. увеличение количества кулеров;
  2. установка вентиляторов больших диаметров;
  3. увеличение скорости вращения крыльчатки кулера;
  4. разработка более эффективных схем движения воздуха внутри корпуса ПК;

Системы воздушного охлаждения, несмотря на ряд недостатков, являются на сегодняшний день наиболее доступным и востребованным способом охлаждения компьютеров. И в первую очередь это связано с достаточно низкой стоимостью вентиляторов и простотой их обслуживания.

Как почистить кулер компьютера



Таким же образом можно вымыть и главный вентилятор системного блока. С ним работать проще всего, поэтому, если вы увидели, сколько стоит обычная чистка, и не согласны с этой суммой ― дерзайте. Пробуйте сами.
Преимущество обычного кулера в том, что его можно полностью снять и почистить со всех сторон тем же ватным диском и палочками.

Чтобы разобрать механизм, аккуратно снимите его с материнской платы. После самого процесса чистки можно отклеить защитную липкую ленту и капнуть немного масла, чтобы устройство работало тише. Для всех кулеров на ПК этот алгоритм остается неизменным.

Жидкостные системы охлаждения



системы охлаждения наполняют жидким азотом

Жидкостную систему охлаждения условно можно разделить на три технических узла: теплообменник, радиатор и помпа. Все узлы соединены между собой с помощью трубок в один замкнутый контур. Ватерблок (теплообменник) занимается передачей тепла от нагретого элемента к потоку жидкости. Помпой обеспечивается циркуляция этой жидкости. Радиатор служит для охлаждения жидкости. Далее процесс повторяется по кругу. Кроме этого выпускаются жидкостные системы охлаждения, базирующиеся на принципах испарения.

Любая жидкостная система характеризуется двумя ключевыми факторами: скоростью циркуляции жидкости и эффективностью охлаждающего радиатора (зависит в основном от размера и материала изготовления). Жидкостные системы охлаждения сегодня продаются либо уже интегрированными в системный блок, либо как отдельные компоненты, предназначенные для самостоятельной инсталляции.

Термоэлектрические системы охлаждения

Термоэлектрический эффект открыл француз Жан Пельтье, поэтому и носит его имя. Сутью данного эффекта является способность полупроводниковых соединений изменять температуру во время прохождения через них токов в зависимости от направления.

Современная система Пельтье представляет из себя пару пластин, которые контактируют с полупроводниковой системой. Токи определенной полярности во время прохождения полупроводниковых переходов создают эффект, при котором первая пластина охлаждается и является радиатором, а вторая пластина разогревается, поэтому ее используют для отвода тепла. Добротная одноступенчатая система Пельтье способна обеспечить разность температуры на пластинах до 70 градусов.

Увеличение эффекта достигается использованием каскадов из пластин Пельтье. К достоинствам подобной системы охлаждения можно отнести высокую эффективность, компактные размеры модулей, отсутствие движущихся компонентов, отсутствие шума, легкость в достижении точных настроек температурных режимов. К недостаткам системы охлаждения на основе пластин Пельтье отнесем высокую стоимость, обязательную связку с дополнительными системами охлаждения.

Так же существенным недостатком этой системы является быстрый перегрев компьютерной детали при выходе из строя элементов системы. Кроме того эта система охлаждения обладает высоким энергопотреблением и вероятностью образования опасных для электронных компонентов конденсатов

После теоретической части можем переходить, так сказать к практике и на наглядном примере поэтапно рассмотрим, как происходит чистка кулера ноутбука.

Во время работы ноутбука внутри его постепенно накапливается определенное количество пыли, что ведет к уменьшению эффективности охлаждения системы. А это может привести в свою очередь к перегреву его комплектующих и даже выходу ноутбука из строя. Периодичность чистки ноутбука зависит в первую очередь от условий его эксплуатации. Но даже если вы используете свой ноутбук исключительно в условиях идеально чистой квартиры, через год-полтора вам не помешает выполнить операцию очистки кулера от скопившейся пыли.




Меры защиты от перегрева

Прикроватная подставкаОхлаждающая подставкаКонтроль температур




Максимальные температуры эксплуатации ноутбука зависят от модели, но есть ориентировочные цифры при достижении которых ноутбук приходит в негодность:

Процессор — 65-75°; Видеокарта — 60-80°; Жёсткий диск — 40-50°; Чипсет — до 80°

Чистка ноутбука от пыли — разборка

В самом начале вам следует разобрать свой ноутбук. Здесь необходимо помнить о гарантии. Если у вашего аппарата еще не закончился гарантийный срок, то в этом случае не стоит срывать пломбы, дабы не лишиться ее. Обычно на ноутбуки дается гарантия 1 год, в редких случаях до двух лет, так что до наступления этого срока лезть во внутрь ноутбука вам не следует.

Итак, снимаете крышку ноутбука. Воспользоваться можно обычной отверткой, как показано на фото:



Откручиваем заднею крышку ноутбука

Главным для вас является не забывать об удерживающих защелках. Подобные защелки сегодня есть практически у всех ноутбуков. Поэтому не стоит выламывать крышку, она вам еще пригодится. Внимательно осмотрите, что и где ее удерживает, а затем аккуратно отщелкните все фиксаторы.

Радиаторы с закрепленными на них вентиляторами стоят обычно в самых горячих точках ноутбука. Чем больше мощности нагревающихся элементов, тем мощнее кулеры будут установлены на них. Может случиться так, что понадобится даже их замена, но об этом мы поговорим позже. А сейчас обратите внимание на количество пыли в кулере. Полюбовавшись этим прекрасным зрелищем, можете приступать к снятию кулера при помощи все той же отвертки.



Откручиваем кулер

Сняв его, начинается собственно чистка кулера. Очищать ноутбук от пыли следует при помощи специальной щетки или же салфетками.


Кстати, забыл сказать, первым признаком загрязнения кулера является повышенный шум от его работы. После очистки лопастей кулера не мешало бы смазать его, как показано на фото внизу. В продаже есть специальное масло для этой цели, но если такового вы не нашли, то можете воспользоваться и обычным автомобильным.


Далее необходимо снять радиаторы и также тщательно очистить их от скопившейся пыли между их ребрами. Посмотрите на фото радиатора до и после чистки. На этом чистка кулера завершена.



Чистим все от пыли



Должно в итоге получится так

Профилактические мероприятия

Правильный уход за такой сложной и дорогостоящей техникой, как персональный компьютер, заключается в бережном обращении.

Вот несколько советов о том, как уберечь ноутбук от поломки и загрязнения.

  1. Работать за компьютером нужно только на гладкой и чистой поверхности, на специальной подставке или на столе. Не ставьте ноутбук на одеяла и подушки! В работающем виде кулер засасывает воздух через входное отверстие, которое у большинства моделей располагается внизу, а значит – легко забивается.
  2. Не загрязняйте клавиатуру крошками, не проливайте на нее липкие жидкости. Очищайте клавиатуру с помощью баллончика со сжатым воздухом сразу же, как только клавиши начинают залипать.
  3. Выключайте компьютер или вводите в спящий режим на время перерыва в использовании.

Чтобы в домашних условиях качественно ухаживать за ноутбуком, надо обязательно иметь баллончик со сжатым воздухом. Это приспособление позволяет легко и без проблем выдувать крошки с клавиатуры, прочищать вентиляционные отверстия и поддерживать кулер в чистоте.

Замена термопасты в ноутбуке

После того, как вы очистили систему охлаждения в своем ноутбуке, неплохо было бы заменить термопасту, с помощью которой радиатор надежнее прилегает к микросхеме. Кроме этого термопаста усиливает передачу тепла от микросхемы к системе охлаждения. В самой замене термопасты у вас не должно возникнуть абсолютно никакой сложности. Вначале вам необходимо снять остатки высохшей термопасты с микросхем ноутбука. Эту операцию вы можете сделать с помощью обычной сухой тряпочки. Подчеркиваю – сухой.



Смазываем кулер термапастой

После этого наносите равномерно на поверхность процессора слой новой термопасты и устанавливаете на микросхему уже очищенную вами систему охлаждения обратно. Все операции теперь вам необходимо выполнить в обратном порядке.

Ноутбук шумит, перегревается или сам выключается?

Система охлаждения ноутбука

— состоит из вентиляторов, радиаторов, теплоотводящих медных трубок и вентиляционных отверстий на корпусе.

Типовая конструкция – медный радиатор змейкой проходит через процессор и чипы видеокарты, ведет к вентилятору, который выдувает горячий воздух через отверстие в корпусе ноутбука. В местах контакта радиатора с чипом находится слой термо-интерфейса: терморезинка или термопаста.

Самая распространённая причина перегрева ноутбука, это запыление отверстий на корпусе устройства!

Выбор хорошего кулера для ноутбука

Чистка вентилятора ноутбука вами произведена успешно. Но что делать, если это не помогло, и он продолжает шуметь как прежде, а ноутбук перегревается? В таком случае вам необходимо заменить кулер. Позвольте дать несколько рекомендаций по выбору нового кулера.



Устанавливаем все как было

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Фотография кулера процессора

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Отклейка этикетки с кулера

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

Снятие резиновой пробки с кулера

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Пластиковая шайба кулера

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлечение шайбы с оси крыльчатки кулера

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Разобранный кулер для смазки

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графитная смазка

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Читайте также: