Как поменять подшипник на вентиляторе

Обновлено: 17.05.2024

Регламентный интервал замены подшипника в муфте компрессора кондиционера примерно 100 000 км. Но никто не будет менять подшипник, если он того не требует. Часто подшипник может "отходить" без замены 150, 200 и 250 000 км. Но как только подшипник выйдет из строя он сразу даст об этом знать шумом из моторного отсека. При появлении посторонних шумов, гула не стоят тянуть с диагностикой и заменой.

Как определить, что гудит именно подшипник компрессора кондиционера?

  • Нужно проверить, зависит ли шум подшипника от режима работы компрессора, меняется ли характер шума, если кондиционер выключить. Если да, то с большой уверенностью можно считать причиной шума именно подшипник компрессора
  • Также можно проверит люфт в шкиве, пошатать его рукой, люфта быть не должно, если присутствует хотя бы минимальный люфт, то подшипник нужно заменить
  • Если компрессор кондиционера располагается на двигателе в доступном месте, то можно точно услышать источник шума

Снимаем муфту компрессора

Итак, мы определили источник шума - им является подшипник муфты компрессора кондиционера и его нужно заменить.

Для замены подшипника достаточно снять только муфту компрессора, в этом случае разгерметизации системы не произойдет и систему не нужно будет перезаправлять. Но, часто, компрессор расположен в таком месте, что к нему не подлезть съемником, в этом случае придется снимать колесо, бампер или сам компрессор, тут уже, что удобнее на ваш взгляд или что дешевле по стоимости работ. После снятия компрессора снимаем муфту:

Меняем подшипник в муфте

Перед снятием самого подшипника нужен новый на замену. Подшипник подбирается по размерам, всего снимается 3 размера: внешний диаметр, внутренний диаметр и его толщина. Подобрать подшипник вы можете у нас на сайте в разделе подшипники шкива. Размер подшипника написан на пыльнике с торца, но прочитать эти размеры до снятия тяжело, а к моменту снятия он должен быть куплен. Для подбора нового подшипника вы также можете позвонить нам и мы постараемся подсказать его размер.

Выпрессовываем старый подшипник

Для выпрессовывания подшипника есть несколько способов. В автосервисах стоит специализированный пресс, который обладает хорошим усилием и легко выдавливает старый подшипник и запрессовывает новый. В гаражных условиях, при отсутствии специального пресса, вполне можно обойтись съемником или даже обычным болтом. Как это сделать, мы показываем на видео:

Запрессовываем новый подшипник

Чтобы не оказывать усилие на новый подшипник и не повредить его, запрессовывать его нужно с помощью специальной обоймы. Вместо обоймы можно использовать старый подшипник. Процесс запрессовки аналогичен выпрессовке, только в обратном порядке. Перед установкой нового подшипника его нужно немного смазать.

Подшипники в вентиляторах

Промышленные вентиляторы можно найти в самых разнообразных областях применения, практически в каждой отрасли.

Как много вы знаете о подшипниках вентилятора?

Но какой из подшипников вентилятора следует зафиксировать? И какое это имеет значение?

Ваш вентилятор страдает от постоянного выхода из строя подшипников?

Если ваш вентилятор подвергается частым отказам подшипников, то высока вероятность того, что дело в их неправильном расположении.

Выбор того, какой подшипник должен быть зафиксирован, очень важен. Ошибётесь, и будете страдать от повторяющихся отказов подшипников и ненужных простоев.

Почему подшипники вентилятора выходят из строя?

Для сферических роликоподшипников требуется радиальная нагрузка, значительно превышающая осевую. Если осевая нагрузка выше, один ряд тел качения потеряет контакт с дорожкой качения, что приведет к их стуку и повреждению сепаратора. При выходе из строя сепаратора подшипника происходит перекос тел качения, что становится причиной поломки. Если зафиксировать подшипник, имеющий более высокую осевую нагрузку и меньшую радиальную, то, вероятно, произойдет быстрый отказ подшипника из-за осевого смещения внутренней и внешней дорожек качения. Зафиксированный подшипник с максимальной радиальной нагрузкой позволяет продлить срок службы вентилятора.

Тип привода имеет значение

Выбор, какой подшипник должен быть зафиксирован, зависит от того, как приводится в движение вентилятор. Некоторые вентиляторы приводятся в движение с помощью ремней и шкивов, а другие – напрямую, соединяясь с электродвигателем через муфту.

В вентиляторе с ременным приводом подшипник, расположенный ближе всего к приводу, должен быть зафиксирован.

В приводе вентилятора с прямой связью через муфту, должен быть зафиксирован подшипник, расположенный ближе всего к вентилятору.

Но какая разница между вентиляторами с ременным приводом и вентиляторами с прямым приводом?

Подшипниковые узлы для вентиляторов с прямой связью

В вентиляторах с прямым соединением наибольшая радиальная нагрузка приходится на подшипник неприводной стороны. Это связано с весом крыльчатки. На подшипник со стороны привода будет очень небольшая радиальная нагрузка. Если зафиксировать подшипник неприводной стороны или подшипник, расположенный ближе всего к рабочему колесу, у тел качения будет больше возможности поддерживать контакт с дорожками качения, что дает подшипнику больше возможностей для достижения максимального срока службы. Если зафиксировать подшипник со стороны привода, то вы, вероятно, столкнетесь с быстрым и повторяющимся отказом.

Подшипниковые узлы для вентиляторов с ременным приводом

В вентиляторе, приводимом в движение с помощью ремней, радиальная нагрузка обычно выше в приводном торцевом подшипнике. По этой причине его и нужно фиксировать.

Если ваш вентилятор с ременным приводом расположен между двумя подшипниками, вам все равно придется зафиксировать приводной торцевой подшипник, так как именно здесь будет самая высокая радиальная нагрузка. Осевые нагрузки минимизированы в этом типе конструкции, но решение о том, какой подшипник заблокировать, по-прежнему имеет решающее значение для предотвращения выхода подшипника из строя.

Однако всегда желательно провести анализ нагрузок в приводе вентилятора, прежде чем принимать решение о том, какой подшипник следует зафиксировать.

самый просто китайский вентилятор. перестали крутиться лопасти (надо большое усилие, и мотор уже перестал справляться). разобрал, а там подшипники скольжения: две втулки.
можно ли и где в москве купить подшипники такого типо-размера (желательно шариковые или игольчатые). Внешний диаметр 12 внутренний 8, длинна 16 мм вместе в буртиком. на буртике два шлица "на 12" (под виксатор на корпусе). внутри даже бороздок под смазку нету. :-(



2Kloun Очень прошу извинить.Самый неоригинальный совет.Замените вентилятор.Я давно уже убедился,что подобные ремонты не стоят тех затрат средств и времени,которые вкладываются.Возьмите,например, "Silent".Долговечный и бесшумный.

Два игольчатых подшипника выйдут вам больше половины цены вентилятора. А ещё и побегать поискать придется.

2Kloun Смазка испарилась или закоксовалась. Маслица (ВД) не пробовал капнуть?
Сомневается, что подшипники при чем.
Выкинул вентилятор - купил новый. При покупке проверял - у части новых лопасти не крутятся - смазки не хватает.

Разобрать, почистить и смазать хорошей консистентной смазкой (ЛИТОЛ и наследники) .
На год-два хватает. При навыке - 15 минут от силы.

заказал подшипники (ск081210 = HK0812). 100 рублей. после получения буду делать прокладочные шайбы (вместо выступа со шлицами.

Kloun написал :
заказал подшипники (ск081210 = HK0812). 100 рублей

на подобный подвиг мало кто способен! Я бы выбросил Озвучте, где можно найти подшипники для .

2dept103 у вас тоже есть сломанный вентиль?

разбираешь, промываешь и прыскаешь аэрозольной силиконовой смазки. При сборке контролировать лёгкость вращения - возможнос какой-то стороны придётся не затягивать.

Kloun написал :
у вас тоже есть сломанный вентиль?

Уже нет. Но периодически жалко выбрасывать разные электровращающиеся китайские штуки. Если подскажите, где магазин с хорошим выбором всяких подшипников, буду очень благодарен (такие места надо знать и помнить).

ViktorSam написал :
разбираешь, промываешь и прыскаешь аэрозольной силиконовой смазки. При сборке контролировать лёгкость вращения - возможнос какой-то стороны придётся не затягивать.

фигня все это, проверено на сотнях подшипников от блоков питания, все смазки помогают на пару месяцев максимум, там условия работы не соответствуют типу подшипника скольжения. Замена на шириковый или игольчатый- самый правильный выход из положения, ИМХО.

Kloun написал :
у вас тоже есть сломанный вентиль?

жалко контактом поделиться? не ожидал от Вас. -(

dept103 написал :
Если подскажите, где магазин с хорошим выбором всяких подшипников, буду очень благодарен (такие места надо знать и помнить).

поставил (игольчатые) внутренний 8 внешний 12 длинна 12мм. смазал смазкой синтетической step-up.
завёл: трещит. или вал уже раздолбался от втулки, или размеры немного не совпадают.
какую можно использовать густую смазку, чтобы перестало трещать (step-up, видимо, слишком хорошая, пластичная смазка для этого узла)?

Типы подшипников в корпусных вентиляторах

Активное охлаждение компонентов компьютера уже давно ни для кого не является новостью. Пользователи так сильно увлечены воздушными потоками, давлением внутри корпуса, что забывают о том, что не каждый вентилятор подходит на отведенную ему роль в полной мере. И не последнее значение в этом играет тип подшипника вентилятора.

Немного истории

Изначально подшипники выглядели совсем не так как сейчас. Как следует из названия, это то, во что упирается шип.


Простая конструкция за счет малого диаметра оси создает большое отношение плеч рычага и даже большой коэффициент трения не создает существенного противодействия вращению. А что бы износ был как можно меньше, в качестве подшипника используется более твердый материал. Сегодня такая конструкция встречается в механических часах.


Так или иначе прогресс взял свое, и современные конструкции уже более совершенны.

Подшипник скольжения

Традиционный спутник бюджетных вентиляторов. Внешне максимально простая конструкция, состоящая из латунной втулки и стального вала, но в своей работе не так уж и проста.


Небольшая разница в диаметре вала и втулки заполнена маслом. При вращении вала силы трения между валом и маслом нагнетают масло в место соприкосновения вала и втулки, создавая давление масляного клина. Если это давление будет достаточно большим, оно предотвращает контакт вала и втулки.


h — толщина слоя смазки, ω — угловая скорость вращения вала, d — диаметр вала, P — величина нагрузки, s —средний зазор, e — эксцентриситет

Как видно из рисунка слабым местом этого подшипника является то, что давление прилагается только с одной стороны вала — это не способствует гашению вибраций, а даже наоборот вызывает их при малой величине нагрузки.

По мере работы нагрев делает масло более жидким, что уменьшает давление масляного клина. Также нагрев способствует ускорению испарения масла и в итоге вал с втулкой начинает контактировать. При повышении окружающей температуры на 20 градусов срок эксплуатации такого подшипника снижается в 3 раза. То есть, для вентилятора с обычным подшипником скольжения наиболее удачным будет место с низкой температурой. А для уменьшения, микровибраций, которые изнашивают втулку и в итоге становятся слышимыми вибрациями нужна нагрузка на вал. Такие условия в сборке башенного типа актуальны только на фронтальной панели.

По мере усовершенствования этого типа подшипника появились самосмазывающиеся вариации, а также с винтовой нарезкой. Их особенностью является большее количество масла, доступное для смазки, а также некоторое подобие насоса за счет винтовых конструкций, обеспечивающее циркуляцию масла в любом положении.


Использование полиоксиметилена (POM) также идет на пользу. Этот материал частенько используют в редукторах дешевого электроинструмента. Но в данном случае это замена мягкой втулки из медного сплава, которая в редукторе рассыпалась бы моментально. Полимерный материал уменьшает коэффициент сухого трения и появление частиц с абразивными свойствами, которые в свою очередь ускоряют износ.


Все эти ухищрения не устраняют полностью недостатки конструкции подшипника скольжения, хотя и позволяют ему проработать несколько лет даже в неудачном положении. Наиболее живучим будет вентилятор, имеющий защиту IP6X. В нем применяется герметизирующая втулка для защиты от пыли, которая также мешает испаряться и вытекать маслу.

Гидродинамический подшипник

Считается вечным, ведь пока в нем есть масло, вал и втулка не могут соприкоснуться. Это обеспечивается особым профилем либо втулки, либо вала, обеспечивающих повышенное давление в некоторых участках. Обычно это встречные косые углубления на втулке. Их проще выполнить в мягком металле, не нарушая балансировки вала. Но на практике может встретиться все что угодно, щедро сдобренное маркетинговыми названиями.


Как видно по результатам моделирования, повышенное давление действует на вал со всех сторон. За счет этого вал меньше вибрирует и практически исключается контакт со втулкой. Но главная проблема подшипников скольжения — высыхание масла тут тоже присутствует. И добавляется еще одна: в лежачем положении масло, по мере высыхания, либо скопится в масляной камере (при этом некоторые конструкции исключают достаточное поступление масла за счет капиллярного эффекта), либо постепенно будет покидать подшипник через недостаточно герметичное уплотнение вала.


И ко всему этому еще добавляется очень большая восприимчивость к работе на низких оборотах. Давление масла зависит от оборотов, и если они будут недостаточны, то гидродинамический подшипник превращается в обычный подшипник скольжения. Недаром производители зачастую ограничивают нижнюю частоту вращения вентиляторов с гидродинамическими подшипниками в 600 оборотов в минуту. Но даже с таким ограничением пользователи отмечают появление посторонних звуков.

Подшипники с магнитным центрированием

Большая часть вентиляторов пользуется магнитной левитацией за счет притяжения постоянного магнита ротора и полюсов статора. Убедиться в наличии магнитной левитации просто — достаточно вдоль оси потолкать крыльчатку. Она свободно перемещается на некоторое расстояние и тут же возвращается. В вентиляторах с магнитным центрированием добавляют еще один магнит, придающий больше жесткости, и упор оси вала, который может быть выполнен как из пластика, так и из гидродинамического подшипника.


Дополнительная жесткость уменьшает вибрацию вала на низких оборотах и позволяет гидродинамическому подшипнику работать на любых оборотах и в любом положении.


Подшипник качения

Как можно понять из названия, принцип его работы основан на качении. Чем тверже материал, меньше шероховатость поверхности и точнее детали, тем дольше прослужит такой подшипник. Чем ниже рабочие обороты в подшипнике качения, тем дольше он проработает (даже в перерасчете на суммарное количество оборотов).


Ориентация в пространстве на работе никак не сказывается, поэтому вентиляторы на его основе можно применять в любой части сборки.


Но такой подшипник шумный, что делает его применение на низких оборотах бессмысленной затеей, и с течением времени создаваемый шум растет постепенно. Наиболее долговечная разновидность выполняется из керамики.


А самую тихую модификацию без сепаратора, в которой шарики не создают шума постукиванием друг о друга, скорее всего в компьютерных вентиляторах мы никогда и не увидим.

Заключение

Подшипники компьютерных вентиляторов имеют свои слабые и сильные стороны, учитывая которые можно избежать ускоренной поломки и бессмысленных трат.

Обычный подшипник скольжения дешевый, быстро выходит из строя, но на фронтальной панели может прослужить вполне долго.

Самосмазывающиеся подшипники, особенно с применением пластика (POM) и класса защиты IP6Х могут работать в любой части сборки, не уступая в долговечности другим типам.

Магнитное центрирование позволяет гидродинамическим подшипникам работать в любом положении и оборотах.

Подшипник качения самый надежный, но шумный. Зачастую заранее предупреждает о своей грядущей поломке повышенным шумом, что позволяет избежать внезапной остановки.


Evgeniy_K


Заменили в офисе вентилятор вытяжной RK600x350E3 на VR600x350/31-4D, графики у них одинаковые практически. Прошла неделя – начал шуметь, причем шуметь двигатель, вибрации нет. Подшипник не греется, чуть теплее, чем сам корпус. Электрик померил токи на фазах – все в норме говорит. Тяга самого вентилятора, судя по решеткам, стала меньше. Подскажите в чем может быть дело?


vadim999


Посмотрите кто лишний "живет" в колесе. Дык офис, балбесов много.


Evgeniy_K


Хорошая идея, спасибо!


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Кстати, да. Вытяжной какой-нибудь умник мог "проверить" листом бумаги. Который, не умник, а лист теперь "работает свистком".


Evgeniy_K


Только что снял двигатель с колесом - идеально чисто, в самом коробе тож порядок. Скорее всего, подшипник!


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Только что снял двигатель с колесом - идеально чисто, в самом коробе тож порядок. Скорее всего, подшипник!


Evgeniy_K


Да, сервис готов принять вентилятор, но его надо снимать, везти.


LordN


а кто-нибудь, после замены вента, проводил замеры на предмет попадания в р.т.?
или хотябы ток померить.


azar


На одной кухне менял два раза улитки. Не выдавали расход. Одна сгорела. Но поменяли по гарантии, ибо подшипник явно был убитым. Каждый раз подшипники. После замены на нормальный рабочий - всё стало на свои места.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Ну, если вспоминать случаи, то был у нас проворот ротора электродвигателя на оси. Визг стоял такой, как от металлорежущего станка.


Evgeniy_K


а кто-нибудь, после замены вента, проводил замеры на предмет попадания в р.т.?
или хотябы ток померить.

замеров р.т. не проводил, просто взял аналогичный вентилятор по хар-м
токи мерили, 2-2,1 А на каждой фазе

На одной кухне менял два раза улитки. Не выдавали расход. Одна сгорела. Но поменяли по гарантии, ибо подшипник явно был убитым. Каждый раз подшипники. После замены на нормальный рабочий - всё стало на свои места.

я тоже склоняюсь, что это подшипник, но производитель в это не верить, говори - в двигателях Ziehl-Abbeg это практически исключено

Ну, если вспоминать случаи, то был у нас проворот ротора электродвигателя на оси. Визг стоял такой, как от металлорежущего станка.

а как это проворот ротора?


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

На шестых номерах ЦIV-70 стояли мудрёные двигатели белорусского производства. Длинные и малого диаметра, как я понял с двумя якорями на одном валу. Так вот, визг при работе был жутковатый, прослушивался метров за тридцать через две закрытые двери. На всех четырёх установленных вентиляторах двигатели пришлось заменить на "обычные" вместо этих "тандемных". Один из якорей проворачивался по валу - брак, неплотная посадка, как я понял.
Кстати, больше такие двигатели видеть не приходилось.


Evgeniy_K


На шестых номерах ЦIV-70 стояли мудрёные двигатели белорусского производства. Длинные и малого диаметра, как я понял с двумя якорями на одном валу. Так вот, визг при работе был жутковатый, прослушивался метров за тридцать через две закрытые двери. На всех четырёх установленных вентиляторах двигатели пришлось заменить на "обычные" вместо этих "тандемных". Один из якорей проворачивался по валу - брак, неплотная посадка, как я понял.
Кстати, больше такие двигатели видеть не приходилось.

Читайте также: