Как проверить вентилятор мотоцикла

Обновлено: 16.05.2024

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Вентилятор радиатора

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Проверка электропроводки

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Замена предохранительного клапана бочка радиатора

Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.


Всем доброго времени суток!
По приходу жары мот начал греться, поставил второй вентилятор (как на более свежей модели), но скачки напруги вообще не нравятся…
Хочется сделать так…
С датчика температуры ож, допустим 3'5 кОм-это 89', сигнал идет на прибор и тот через шунт включает вентиляторы на 50% мощи, а уже при 97 основной провод вкл на всю катушку…
Как это оранизовать? Может есть схемка простенькая?

Комментарии 33


если я правильно понял, охлаждение жидкостное. Тогда ВАГовский датчик вентилятора спасёт автора:

если вентиляторов два, то сам Бог велел поженить ВАГовский датчик с 2мя вентиляторами:


Собрать на таймере ne555 шим управление с датчиком температуры чем выше температура тем быстрее вращаются винты


Мотоцикл ИЖ?
Или Восход?
А может Минск?
Или Урал?


Это не важно…есть датчик ож и мозги…
PS мот zx14r


Если хочется на штатном датчике — собери на компараторе, типа LM358.
Но точность, наверное, будет плюс/минус ведро на квадратный литр.
Зато настраивать можно многооборотными резисторами.


Если вентиляторы одинаковые включай 1 ступень последовательно оба…
Не Грей атмосферу))




Я себе на МК делал ШИМ-контроллер на 3 ступени (можно и больше), работа понравилась. Если самому делать- затраты в районе 250-300 руб.


ВАГ датчик вроде с гольф 3 он там 2-х контурный термовключатель думаю его можно приспособить там 2 скорости вроде


Сразу отпугивает двойное "вроде"


ну просто вагами не занимаюсь я это к тому чтобы проверить эту инфу


Третий пассат или гольф, датчик на две скорости, вернее на две тепмературы



matveev030479

Третий пассат или гольф, датчик на две скорости, вернее на две тепмературы



Силыч "Борей" вам в помощь… это более верное решение, чем различные костыли на релюшках. Из минусов только цена…


"Как это оранизовать? Может есть схемка простенькая?"

Во-первых, ТС нужен двухуровневый, а здесь один уровень
Во-вторых, транзистор ВС547 не рассчитан на такую нагрузку и просто сгорит, нужно ставить помощнее. Например SS8050
Даи в третьих, для одноуровневой схемы проще ставить датчик включения вентилятора готовый, на замыкание


один датчик — один уровень.
Шесть датчиков — шесть уровней…

Транзистор управляет реле.
Реле управляет вентиляторами.

ds1821 программируемый, температуру переключения и гистерезис можно задать на своё усмотрение.

А можно поставить датчик вентиляторов от VAG двухконтактный.
Но я бы посмотрел, куда ты предложишь его ввернуть в мотоцикле.


подобрать датчик вентилятора на два рабочих контакта
с требуемой температурой срабатывания
далее просто---1реле-моторчик вентилятора, 2реле-сопротивление-моторчик вентилятора


Хотел раньше реализовать на контроллере, для ВАЗ21093i плавное ВКЛ. и чтоб в зависимости от температуры, разная скорость вращения была… неуспел реализовать, взял ФФ2 там уже всё есть такое).


Силыч "Борей" может стоит рассмотреть? Сам не юзал, но наслышан из уст нескольких человек, что штука полезная.


Схема только на первый взгляд сложная. Тебе нужна нижняя её половина.

Цепляется к двум датчикам температуры, которые замыкаются на землю при достижении температуры. При срабатывании первого датчика — вентиляторы подключаются последовательно. Это эффективнее чем один на полную мощность, но тОка расходуется половина, причём безо всяких добавочных резисторов — допрезистором является второй электромотор, при этом этот мотор тоже качает воздух вполсилы, а не просто греет пространство. При срабатывании второго датчика — оба вентилятора включаются параллельно и молотят уже на всю катушку.


На волгах/гпзелях есть резистор на 2 скорости


Найди схему включения вентиляторов у калины/гранты с кондером, там три реле управляют двумя ступенями скорости. Если заводская схема имеет шунт все будет работать.


В заводской шунта нет(
Хотелось бы отдельную коробочку спаять…чтоб если была необходимость…можно было деинсталлировать


Можно отдельный датчик прикрутить, от жигулей к примеру, черкз тройник.


valerich333

В заводской шунта нет(
Хотелось бы отдельную коробочку спаять…чтоб если была необходимость…можно было деинсталлировать

Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно. А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы. Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

Как проверить датчик вентилятора

Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

Температура включения первой и второй скорости обычно указывается непосредственно на корпусе датчика (на шестиграннике под гаечный ключ).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:


Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

  • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
  • Поломка реле (штока).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.

Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют. В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529. Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания


Проверка питания ДВВ

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):


Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

После покупки нового датчика включения вентилятора его также имеет смысл проверить на работоспособность. В настоящее время в продаже много подделок и изделий низкого качества, поэтому проверка не помешает.

Заключение

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.


jazzed_up



Репутация: 1

Заметил, что даже при нынешней погоде до +10, если медленно тошнить на первой, то скоро загорается лампочка перегрева.

Купил кулер от компа, но не нашел на 2 контакте, есть 3-контактный, думаю методом тыка, найду как он подключается.

Первый и самый ржачный вопрос: куда должен дуть кулер? Лепится он на заднюю часть радиатора, он должен нагнетать воздух на радиатор или наоборот от него, по ходу движения потока, который обдувает мот? =)

Куда его подключать? На выход из РР?

Я думаю для надежности вывести его на кнопку. Или лучше подключить через датчик, чтоб сам включался? Или вообще можно не париться и подключить параллельно с лампочкой перегрева, там же тоже 12В?


mentos


Репутация: 12


arapov_stepan


Репутация: 23


jazzed_up



Репутация: 1


Андрей_72



Репутация: 0


sevashka123


Репутация: 0


lisiy1986inh



Репутация: 4


Я бы подключил автоматическое включение через реле от лампы перегрева.
И дополнительно ручное включение от какой-нибудь кнопки с руля.


Oppozit4ic



Репутация: 8


G_A



Репутация: 32

Я бы подключил автоматическое включение через реле от лампы перегрева.
И дополнительно ручное включение от какой-нибудь кнопки с руля.


А смысл? Пусть крутит всё время или же по тумблеру включается. Мотоцикл оборудован термостатом, так что вреда от постоянно работающего вентилятора не будет. Зато по реле он будет включаться уже при перегреве и долго охлаждаться, т.е. работать при перегреве, что не есть хорошо. А постоянно работающий до перегрева так и не дойдёт, будет находиться в зоне работы термостата.


lisiy1986inh



Репутация: 4

А смысл? Пусть крутит всё время или же по тумблеру включается. Мотоцикл оборудован термостатом, так что вреда от постоянно работающего вентилятора не будет. Зато по реле он будет включаться уже при перегреве и долго охлаждаться, т.е. работать при перегреве, что не есть хорошо. А постоянно работающий до перегрева так и не дойдёт, будет находиться в зоне работы термостата.


Может ты и прав. Мой способ направлен исключительно на экономию ресурса вентилятора.
Просто у меня за 2,5 года эксплуатации ЦРМки ни разу не горела лампа перегрева. Поэтому не понимаю зачем нужен постоянно крутящийся вентилятор.


newone


Репутация: 10



Андрей_72



Репутация: 0

Приспособил наконец вентилятор. Не стал брать кулер от компа, т.к. он маломощный. Взял моторчик от фена и мотор от пылесоса. Можно приспособить что угодно, просто мне попался пылесос под руку) , снял с него крышку и врезал в неё мотор от фена. Подключил к фаре на ближний, через предохранитель и вывел кнопку на руль. Отлично работает, сосет восхитительно)

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Где то читал что нужно паять диодный мост. Ничего не нужно, все работает и без него. MK1


sevashka123


Репутация: 0

Приспособил наконец вентилятор. Не стал брать кулер от компа, т.к. он маломощный. Взял моторчик от фена и мотор от пылесоса. Можно приспособить что угодно, просто мне попался пылесос под руку) , снял с него крышку и врезал в неё мотор от фена. Подключил к фаре на ближний, через предохранитель и вывел кнопку на руль. Отлично работает, сосет восхитительно)

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Где то читал что нужно паять диодный мост. Ничего не нужно, все работает и без него. MK1


Андрей_72



Репутация: 0


Да фен 220в , еще думал кнопку от фена приспособить , но благополучно ее потерял.
Выглядит колхозно,но работу свою делает на 5+
Выехал вчера в местное болото, часа полтора лазил, лампа так и не загорелась.
Хотя до установки, минут через 15 очень неспешной езды по грязи , срабатывала.


sevashka123


Репутация: 0

Да фен 220в , еще думал кнопку от фена приспособить , но благополучно ее потерял.
Выглядит колхозно,но работу свою делает на 5+
Выехал вчера в местное болото, часа полтора лазил, лампа так и не загорелась.
Хотя до установки, минут через 15 очень неспешной езды по грязи , срабатывала.

я купил компьтерный кулер,плохо он справляея,ное равно лучше чем бло. А этот моторчик сиьне чем клер дует?

Да фен 220в , еще думал кнопку от фена приспособить , но благополучно ее потерял.
Выглядит колхозно,но работу свою делает на 5+
Выехал вчера в местное болото, часа полтора лазил, лампа так и не загорелась.
Хотя до установки, минут через 15 очень неспешной езды по грязи , срабатывала.


я купил компьтерный кулер,плохо он справляея,ное равно лучше чем бло. А этот моторчик сиьне чем клер дует?


newone


Репутация: 10

Просто надо брать высокооборотистые кулеры. Компьютерные то разные бывают, от 500 и больше. Большие - 120х120 мм максимум на 4-5 тысяч оборотов, и прокачивают в районе 3-3,5 кубометров воздуха в минуту. У маленьких - 40х40 обороты значительно выше, до 15 тысяч, но в итоге прокачивают +- столько же, но работают громче.

А в фене получается стоит преобразователь? То есть на вентилятор подаётся уже 12 вольт?

Читайте также: