Как работает моноблок для холодильных камер

Обновлено: 12.05.2024

Цены на монтаж и пуско-наладочные работы холодильных моноблоков:

  • Выезд инженера на объект для обмера и составления сметы работ (по Москве в пределах МКАД).
  • Доставка (по Москве в пределах МКАД), разгрузка, занос, распаковка холодильного моноблока. По умолчанию разгрузка и занос осуществляются на первый этаж. Расстояние от транспортного средства до места установки не должно превышать 30 метров. Погрузо-разгрузочные работы, требующие бóльших трудозатрат, оплачиваются дополнительно согласно действующим расценкам (ознакомиться можно здесь). Вывоз мусора и упаковки в стоимость монтажа не входят.
  • Подготовка посадочных отверстий в корпусе холодильной камеры.
  • Установка холодильный машины с использованием штатного набора креплений.
  • Подключение штатного силового кабеля к автомату защиты. Установка автомата/силовой розетки в стоимость монтажа не входит.
  • Установка и подключение светильника.
  • Пуск холодильного моноблока и вывод на рабочие параметры.
  • Установка зимнего комплекта – 3 500 руб.
  • Монтаж и подключение выносного пульта управления (ВПУ) – 3 500 руб.
  • Врезка клапана Шредера – 1 100 руб.
  • Установка светильника – 550 руб.
  • Монтаж кабель канала – 250 руб./ 1 м;
  • Укладка силового кабеля (сечение 0,75 мм; 1,5 мм; 2,5 мм) – 350 руб./ 1 м;
  • Укладка силового кабеля (сечение 4 мм; 6 мм; 10 мм) – 300 руб./ 1 м;
  • Укладка силового кабеля (сечение 16мм; 25 мм) – 450 руб./1 м;
  • Подключение силовой линии в щите – 800 руб.;
  • Установка распаечной коробки – 350 руб.;
  • Установка и подключение автомата защиты 1 фаза – 900 руб.;
  • Установка и подключение автомата защиты 3 фазы – 1 300 руб.;
  • Установка силовой розетки 380 В – 900 руб.;
  • Сверловка отверстий в кирпичных, бетонных, железобетонных стенах и перекрытиях – 1 000 руб./1 отверстие глубиной до 50 см, 1 500 руб./1 отверстие глубиной от 50 до 80 см. От 80 см стоимость сверловки уточняется дополнительно.
  • Демонтаж старого моноблока – 45% от базовой стоимости монтажа нового.
  • Демонтаж коммуникаций – 50% от стоимости монтажных работ.
  • Выезд монтажной бригады за пределы МКАД – 30 руб./км
  • На работы, не включенные в прейскурант действует нормо-час – 1 500 руб.

Сервисное техническое обслуживание холодильных моноблоков

  • Опрос персонала с целью выявления возможных нареканий к работе холодильного моноблока.
  • Проверка комплектности и технического состояния машины внешним осмотром.
  • Проверка наличия и состояния заземляющих проводов и их соединений.
  • Протяжка электроконтактных групп.
  • Проверка работы освещения.
  • Проверка работы автоматического оттаивания испарителя и стока конденсата.
  • Очистка от пыли и грязи конденсатора холодильного агрегата, промывка дренажной системы.
  • Проверка герметичности холодильной системы, при необходимости дозаправка хладагентом.
  • Проверка температурного режима и его настройка.
  • Оформление акта выполненных работы, внесение записи в сервисный журнал.

Ремонт холодильного моноблока

Диагностика холодильного агрегата (моноблока)


Диагностика необходима для выявления неисправности и составления рекомендаций для последующего ремонта. Стоимость выезда мастера-холодильщика по Москве в пределах МКАД для проведения диагностики моноблока составляет 1800 рублей. Выезд мастера по Московской области оплачивается из расчета 1800 руб. + 30 руб/км от МКАД. Если вышедший из строя моноблок поставлен на обслуживание в сервисном центре “MAGAZINO-RESTORANO” - выезд специалиста по Москве будет бесплатным, за МКАД составит 15 руб/км.


Холодильная машина (рис.1) состоит из компрессора с пускозащитной аппаратурой (поз.1), змеевика для выпаривания конденсата (поз.2), конденсатора (поз.3), фильтра-осушителя (поз.4), испарителя (поз.5), отделителя жидкости (поз.6), реле давления (поз.7) и щитка управления (поз.8).

  • А — общий выключатель с подсветкой;
  • Б — блок управления.

технические характеристики холодильных машин

Монтаж моноблока Polair в камере

Описание электрической схемы

Перечень обозначений на электрической схеме

Перечень обозначений на электрической схеме

Холодильная машина (моноблок) должна подключаться к силовой сети через автоматический выключатель. Для пуска моноблока в работу необходимо включить выключатель QG, при этом подается напряжение на электронный регулятор температуры (контроллер), который производит автоматическую регулировку температуры в охлаждаемом объеме и управляет процессом оттаивания.

Моноблок, работающий при пониженной температуре окружающей среды, имеет термостат ТR1, отключающий его от сети при температуре ниже минус 10°С. При этом лампочка включения сети продолжает светится, а индикация контроллера пропадает. При температуре окружающей среды 5°С включается система регулирования скорости вращения обдува конденсатора (TR2, К3, А2) и подогрев картера компрессора (ЕМС) и контроллера (ЕС).

ВНИМАНИЕ! Предприятие-изготовитель оставляет за собой право вносить в электрическую схему незначительные изменения, не ухудшающие его работу, без дополнительного уведомления потребителя.

Перечень обозначений на электрической схеме

Перечень обозначений на электрической схеме

Меры безопасности

Внимание! Изделие должно быть подключено к питающей сети через автоматический выключатель комбинированной защиты, принимая во внимание номинальный ток, указанный в таблице 1. Заземляющий провод кабеля питания желто-зеленого цвета или имеющий отличительную маркировку необходимо соединить с контуром заземления.

Если появятся какие-либо признаки ненормальной работы холодильной машины или обнаружатся неисправности в электрической части (нарушение изоляции проводов, обрыв заземляющего провода и др.), эксплуатирующему персоналу следует немедленно отключить машину и вызвать механика.

Категорически запрещается персоналу, эксплуатирующему холодильную машину, вскрывать фронтальную панель для регулировки и настройки элементов, находящихся внутри машины.

Правила монтажа

Холодильная машина должна быть установлена на холодильной камере или другом торговом холодильном оборудовании по ГОСТ 23833-95 в сухом помещении при температуре окружающего воздуха от 10 до 40°С и относительной влажности от 80 до 40% соответственно. Машина уличного исполнения должна быть установлена под навесом (температура окружающего воздуха не ниже минус 10°С и относительная влажность 75(±5)%).

Установка холодильной машины должна быть на расстоянии не менее 0,1 м от стен и 0,6 м от потолка помещения, ширина прохода к машине — не менее 0,7 м.

Холодильная машина не должна подвергаться солнечному облучению. Не допускается установка вблизи машины отопительных приборов на расстоянии менее 1,5 м. Пол помещения, где будет расположено торговое холодильное оборудование с установленной в нем холодильной машиной, должен быть выровненным в горизонтальной плоскости.

  • вырезать проем в одной из стеновых панелей (машину не рекомендуется устанавливать на стенке, противоположной двери камеры);
  • приклеить полиуретановый уплотнитель по периметру тампона, предварительно освободив ленту от защитной пленки;
  • нанести герметик по периметрам тампона и подготовленного проема;
  • установить машину в вырезанный проем камеры;
  • установить потолочную панель камеры и закрепить ее.
  • закрепить кронштейны навески холодильной машины винтами: нижний — на стенке панели камеры, верхний — на потолочной панели;
  • ввернуть трубку слива воды;
  • провода ПЭНов компенсационного клапана и обогрева двери, поставляемых по заявке потребителя для низкотемпературных камер, подключить на контакты 3, 8 клеммника SDC моноблока;
  • установить светильник освещения охлаждаемого объема.

Порядок работы

ВНИМАНИЕ! После транспортирования или хранения при отрицательных температурах машину необходимо выдержать при комнатной температуре (при температуре не ниже 12°С) в течение 24 ч.

Вставить вилку сетевого кабеля холодильной машины в розетку и включить автоматический выключатель на электрощите. Включить клавишный выключатель на щитке управления. При этом должны светиться индикаторная лампа выключателя и мигать светящиеся знаки на дисплее электронного регулятора температуры.


Моноблок для холодильной камеры необходим для охлаждения и поддержания температурного режима, который не должен выходить за пределы -20 — +10 градусов. Это касается морозильных и холодильных камер малого и среднего объёма (стеклянные холодильные витрины тому пример), работающих в температурных условиях окружающей среды от -30 до +40 градусов.

В том случае, когда температура в помещении находится ниже отметки -5 градусов, холодильный моноблок дополнительно оснащается комплектом зимнего регулирования.

Моноблоки применяются в камерах, предназначенных для охлаждения и хранения продуктов питания, вина, меховых и табачных изделий, а также для поддержания необходимой температуры при хранении цветов в специальных камерах.

Цена на моноблок для холодильной камеры колеблется в пределах 600 – 2 000 долларов. Столько же стоит торговое холодильное оборудование.

1 Этапы установки

  1. компрессором для морозильной камеры с защитной аппаратурой;
  2. фильтром-осушителем;
  3. отделителем жидкости;
  4. конденсатором с помощью которого производится размораживание морозильной камеры;
  5. змеевиком для испарения конденсата;
  6. испарителем;
  7. щитком управления и реле давления (именно по нему чаще всего производится ремонт холодильного оборудования если не охлаждает холодильная камера).

Электронный регулятор позволяет устанавливать необходимую температуру воздуха.

Моноблок холодильной камеры


к меню ↑

1.1 Установка моноблока в холодильной камере осуществляется следующим образом:

  • Для установки моноблока вроде мини холодильника без морозилки используйте камеру с толщиной панелей не более 10 см. Заранее позаботьтесь о том, чтобы пол был идеально выровнен. Работать моноблок должен при температуре 10 – 45 градусов и относительной влажности 45 – 80 %.
  • Установка должна производиться в сухом помещении с соблюдением расстояния 10 см от стены и 60 см от потолка. Для прохода к холодильной машине необходимо оставить не менее 70 см.
  • Учитывайте, что вблизи оборудования не должно быть отопительных приборов. В лучшем случае, они должны находиться в 1,5 метрах от него.
  • Установке холодильного моноблока на холодильную витрину Бирюса должен предшествовать вырез проёма в стеновой панели. Не желательно устанавливать холодильную машину на стене, противоположной дверям.
  • Предварительно освободив ленту от защищающей пленки, приклейте по всему периметру тампона полиуретановый уплотнитель.
  • По периметру тампона и проёма необходимо нанести герметик. Далее моноблок устанавливается в подготовленный проём. После этого устанавливается и закрепляется потолочная панель.
  • Далее происходит закрепление кронштейнов навески холодильной камеры при помощи двух винтов. Верхний закрепляется на потолочной панели, а нижний – на стенке панели камеры. Также необходимо как можно аккуратнее ввернуть трубку слива воды.
  • Следующий момент – подключение провода ПЭНов, необходимого для компенсационного клапана и обогрева двери, на контакты моноблока.
  • Заключительный этап – это установка светильника для освещения охлаждаемого объёма изнутри.

2 Советы и рекомендации

Итак, вы решили купить моноблок для холодильной камеры вроде холодильной камеры Atlant. На что же следует обращать внимание при его выборе? В первую очередь, это особенности рабочей зоны. Так, для профессиональных кухонь подойдут модели холодильных камер с утопленными ручками.

Моноблок холодильной камеры

Установка моноблока будет уместна в помещениях с большим объёмом внутреннего пространства. Габариты оборудования не позволят доставить его по узкому коридору либо внести в помещение через стандартную одностворчатую дверь. В целях экономии пространства иногда прибегают к выносу моноблока за пределы помещения (это актуально для промышленной морозильной камеры).

Рассматривая понравившуюся модель, изучите ее функциональные части, наличие индикаторов и систем диагностики, а также ознакомьтесь с диапазоном регулятора температур. Помимо этого, посоветуйтесь со специалистом компании-продавца.

Как работает холодильное оборудование?

Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.


Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.

Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.

Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.


Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.


Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.


Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.


Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.

Из холода в жар


Однако здесь есть некоторые тонкости — эффективность холодильной машины уменьшается при падении температуры на испарителе и ее росте на конденсаторе. Это связано с тем, что теплообмен между двумя веществами происходит тем быстрее, чем больше разница их температур. А поскольку температура кипения хладагента постоянна, то, чем ниже температура в испарителе, тем медленнее идет теплообмен и тем меньше тепла он вырабатывает при той же потребляемой мощности. И при температуре окружающей среды до -5…-10°С эффективность кондиционера как отопительного прибора становится невысока.

Поэтому использовать кондиционер для отопления дома или квартиры можно, только если температура зимой не падает ниже -5°С.


В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.


Виды компрессоров

Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.


Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.


Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:

  • Несбалансированность однопоршневого компрессора является причиной высокого уровня шума и вибраций при работе.
  • Большое количество движущихся деталей приводит к ускоренному износу и снижению ресурса.
  • Опасность поломки при быстром повторном пуске. Сразу после остановки в цилиндре компрессора наличествует высокое давление. Если в этот момент включить компрессор, создается критическая нагрузка на двигатель, могущая привести к его повреждению.

Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.

Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.


Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.


Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.

Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.

Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.


Типы хладагентов

В качестве хладагента в холодильных машинах используются различные жидкости и газы — аммиак, пропан, фреоны (смеси углеводородов). Используемый в холодильной машине хладагент сильно влияет как на ее характеристики, так и на условия эксплуатации. Например, кондиционер, заправленный фреоном R-134a (температура кипения -26,5 °С) при -30 на улице работать в режиме обогрева не будет вообще — фреон просто не вскипит в наружном блоке. Более того, попытка включения кондиционера в таких условиях с большой вероятностью приведет к его поломке — попадание жидкости (а не газа) в компрессор обычно выводит его из строя.


В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:

Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.

R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.

R134 (тетрафторэтан) используется в кондиционерах взамен вышедшего из употребления R12. Температура кипения R134 составляет -26,3°С, поэтому в низкотемпературной технике он не используется. Однако, хоть R134 и не вреден для озонового слоя, он относится к газам, усиливающим парниковый эффект, поэтому безвредным его назвать нельзя.

R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.


Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.

Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.

Читайте также: