Как раздвинуть ножки штатива

Обновлено: 16.05.2024

Практически каждого владелеца фотоаппарата хоть раз посещает мысль, что надо бы купить штатив. На эти размышления наводят и желание сфотографироваться лично со всей семьей (благо, автоспуск есть в большинстве компактных цифровиков), и творческие амбиции любителей. Кому же не хочется иметь в домашнем фотоальбоме красивый ночной пейзаж? Но увы, при пониженном освещении снимать приходится на длинных выдержках. В руках неподвижно держать камеру невозможно даже в течение одной секунды, так что если вы хотите экспериментировать с ночной съемкой, штатив вам просто необходим. Как, впрочем, необходим он и во многих других случаях - от портретной до макро-съемки.

Для начала разберемся, как устроен штатив. Самый распространенный вариант (о котором и расскажем) – тренога с телескопическими ножками. Бывают и другие типы штативов, например "монопод", то есть телескопическая "нога" со штативной головкой. Они предназначены для быстрой съемки в случае недостатка места и времени для нормальной установки треноги и в основном используются профессионалами репортажной съемки. В нашем штативе ноги соединены распорками с центральной штангой, на которой располагается штативная головка. Это – основные элементы конструкции. Могут быть варианты – например, штатив без распорок и центральной колонны (маленький штатив для компактной камеры), но такая конструкция не очень устойчива.


Самый типичный штатив - тренога с центральной штангой



Секции должны хорошо фиксироваться
Ноги - основа устойчивости штатива. В основном их делают телескопическими, из двух-пяти секций. Чем меньше секций у ноги, тем она крепче, но и штатив тогда менее компактен. Большинство штативов имеют трехсекционные ноги – такая конструкция не громоздка и достаточно прочна. Секции скрепляются зажимами, благодаря которым можно индивидуально регулировать высоту каждой ноги.

В землю ноги упираются резиновыми наконечниками, которые предотвращают скольжение по гладким поверхностям и не позволяют штативу испортить паркет. Часто наконечники бывают съемными, а под ними обнаруживаются шипы, благодаря которым штатив намертво фиксируется, например, на газоне.

Центральная штанга – это не просто палка, к которой крепятся составные части штатива. Она делает конструкцию прочной и устойчивой, а также служит для регулирования высоты штатива. Некоторые модели оснащены специальной ручкой, покрутив которую, можно поднять штангу на нужную высоту. Главное, не поднимайте ее на максимальную высоту – жесткость конструкции нарушится, камера на этой верхотуре будет шататься, и снимок может получиться смазанным.


Шаровая головка штатива имеет мало зажимов

Штативная головка регулирует положение камеры. Головки бывают двух видов – 3D и шаровые. Их можно различить с первого взгляда: 3D – это та, у которой больше ручек. Сказать, какая удобнее, сложно, это вы должны определить сами. Обе конструкции просты в употреблении и позволяют расположить камеру практически в любом положении. Можем только сказать, что шаровые головки более компактны и оперативны, а 3D позволяют более точно фиксировать положение камеры в нужной плоскости.


3D-головка позволяет лучше фиксировать камеру

3D-головка оснащена ручками для поворотов и наклонов в различных плоскостях: вращение вокруг вертикальной оси, наклон камеры вперед и назад, а также наклоны вбок для съемки вертикальных кадров. Система управления очень проста – чуть открутили ручку, ослабив фиксацию, наклонили фотоаппарат как нужно, закрутили ручку.


Для настройки 3D-головки используется много ручек

Шаровая головка названа так потому, что в основе ее конструкции – металлический шар. Он фиксируется одним зажимом, ослабив который, можно придать камере нужное положение. С такой головкой работается быстрее, но ее конструкция, в отличие от 3D, не позволяет сделать панорамные кадры, поскольку трудно перемещать ее только в одной плоскости.


Шаровая головка крепится обычно одной ручкой

На штативную головку устанавливается площадка для крепления фотокамеры. Есть, конечно, и штативы с резьбовым креплением (например, мини-штативы) – когда камеру приходится навинчивать на штатив, что занимает довольно много времени. Площадка для крепления камеры состоит из двух частей. Одна постоянно находится на штативной головке, другая – съемная, привинчивается к камере. Фотоаппарат с прикрепленной площадкой легко и почти моментально ставится на штатив и снимается с него.


Уровни необходимы для качественной работы, как и градусные метки

Часто в штативные головки встраивают пузырьковые уровни. Они незаменимы, когда надо выровнять камеру точно по линии горизонта – ведь сложно на глаз определить, параллельно земле стоит фотоаппарат или нет. Еще на 3D-головках бывает нанесена градусная маркировка – для точного кадрирования при съемке панорам.

Какой материал лучше?

Теперь рассмотрим, из каких материалов делают штативы. Ручки, головки, площадки и фиксаторы в любительских моделях чаще всего делают из пластика. Профессиональные штативы, которым требуется большой запас прочности, конечно, оснащаются металлическими деталями. Любительским штативам, которыми пользуются от случая к случаю, такая надежность, в общем, ни к чему, к тому же для них более важным критерием является вес.

Самая большая нагрузка ложится на ноги штатива, поэтому их изготавливают из более прочных материалов. Казалось бы, что проще – сделать штатив из металла, вот он и будет прочным! Но он должен быть еще и легким, так что часто применяются различные алюминиевые сплавы. Такие штативы очень распространены, они недорого стоят.


Алюминий - самый распространенный материал для штатива

Вроде бы алюминий легкий металл, но, потаскав с собой весь день алюминиевый штатив, вы поймете, что эта ноша ох как тяжела. Специально для штативов составляются различные сплавы более легких, но очень прочных металлов - титана и магния. Еще штативы делают из углепластика – композитного материала, который так же прочен, как металлические сплавы, но весит гораздо меньше. Но и стоит он намного дороже.

Определитесь с целью

Из чего состоит и сделан штатив, мы разобрались. Теперь, прежде чем приступать к покупке, надо определиться, для чего он вам нужен – и тогда вы поймете, какую модель купить. Конечно, лучший штатив – самый тяжелый и дорогой, но если у вас нет фотостудии, и модели не толпятся перед вашим подъездом, вам такой не нужен.


Карманный штатив подойдет для компактных камер

Если у вас суперкомпактная камера, и вы не любитель гулять ночью, но часто пользуетесь автоспуском, вам подойдет маленький настольный штатив или штатив с телескопическими ножками с максимальной высотой 120-140 см. Последний более функционален, поскольку, если вам все-таки захочется разок снять ночной пейзаж, он подойдет и для этого. Мини-штатив с гибкими стойками очень компактен, может уместиться даже в кармане и весит не больше 100 г. У него нет штативной головки – ракурс меняется с помощью наклона ножек. У маленьких телескопических штативов высота в сложенном состоянии – 20-30 см, так что их можно ставить и на стол. Сложенные, они не занимают много места, но вот весят уже больше 0,5 кг. Они не очень прочны, не выдерживают вес более 1 кг, но для компактной камеры больше и не надо. Для автопортретов и редких ночных снимков – в самый раз. Да и стоимость их невысока.


На типичный любительский штатив можно крепить фото- и видеокамеру

Проверьте, не отходя от кассы!

Перед покупкой проверьте штатив от и до. Разложите его и сложите, убедитесь, что зажимы открываются без излишних усилий и надежно фиксируются. Секции ног и центральная штанга не должны болтаться. Поднимите центральную штангу на максимальную высоту – она не должна шататься (хотя этого очень сложно избежать). Разложенный штатив не должен делать попыток сложиться. Зажимы должны крепко фиксировать положение секции, но и не сопротивляться попыткам освободить их – то есть не должны быть слишком тугими. При открытом зажиме секция должна перемещаться легко и плавно. Раздвигаться ноги должны с небольшим усилием, но без рывков. Проверьте штативную головку, посмотрите, удобно ли вам с ней будет работать. Защелка съемной площадки должна прочно фиксировать камеру, иначе при вертикальной съемке фотоаппарат может просто вывалиться и разбиться. Не забудьте, что штатив должен подходить вам по высоте. Самый высокий – не значит самый лучший (если, конечно, ваш рост не 2 м). Самый высокий штатив – он же самый тяжелый и громоздкий. И, главное, никогда не покупайте пластиковый штатив высотой более 15 см!

При работе на длинных выдержках устойчивый штатив – обязательный инструмент для устранения вибрации камеры и съёмки резких фотографий. Хотя установка, настройка и использование штатива может показаться простым делом, не требующим каких-либо пояснений, я часто сталкиваюсь с фотографами, которые не знают, как правильно использовать штатив.

Даже владея самым дорогим штативом, и чётко зная, что нужно сделать для получения резких фотографий, вы можете получить изображения неудовлетворительного качества просто из-за неправильной установки штатива.

В этой статье, я хотел бы рассмотреть правильные методы настройки, установки и использования штативов.

штатив

NIKON D800 + 85mm f/1.8 @ 85mm, ISO 400, 1/50, f/8.0

Не экономьте на штативе

Луна

NIKON D800E + 800mm f/5.6 @ 1600mm, ISO 800, 1/500, f/11.0

Когда использовать штатив

Крайне важно чётко знать, когда вам следует использовать штатив. Съёмка с рук существенно проще и быстрее по сравнению с установкой штатива и камеры на него, поэтому многие из нас (в том числе и я), предпочитают фотографировать с рук, когда это возможно. Хотя большинство современных камер способны выдавать отличные результаты с очень низким уровнем шума при высоких ISO, и таким образом, безусловно, снижают необходимость использования штатива, штативы по-прежнему остаются востребованы при съёмке в условиях низкой освещенности, особенно когда фотограф от камеры с высоким разрешением хочет добиться максимального качества изображения с малым количеством шума или вовсе без него.

Поскольку есть множество переменных, таких как техника съёмки с рук, выдержка, производительность камеры на высоких ISO, размер матрицы, фокусное расстояние, система стабилизации изображения, резкость объектива, расстояние от камеры до объекта съёмки, не существует волшебной формулы, которая могла бы подсказать вам, когда следует использовать штатив.

Однако, у меня есть некоторые соображения, основанные на личном опыте, и в списке ниже я собрал основные факторы, определяющие, когда вам нужно использовать объектив:

  • Вес: если используемая вами система очень тяжелая, то чтобы избежать утомительной съёмки с рук, лучше воспользоваться штативом. Попробуйте вручную поснимать с объективом 600mm f/4, установленным на профессиональную зеркальную камеру, — уверен, что ваши руки устанут очень быстро, даже если вы имеете ежедневный опыт съёмки с этим объективом.
  • Жанры фотографии: Пейзаж, Макро, Архитектура и некоторые другие жанры фотографии могут потребовать использования штатива для точного кадрирования и создания желаемой композиции, даже в условиях хорошей освещенности. Или же вам захочется добиться эффекта размытия движения, например, при съемке водопадов, движущихся облаков и т.д. Кроме того, некоторые техники фотосъёмки, такие как панорама, HDR, интервальная съемка и совмещение экспозиции также могут потребовать использования штатива.
  • Ваша техника съемки с рук, определение выдержки, а также используемая система стабилизации изображения: знать, как правильно держать камеру в руках при съёмке, безусловно, очень важно, но если вы снимаете на длинной выдержке, то избежать вибрации камеры вам будет очень сложно. В качестве общей рекомендации, правило определения выдержки, гласящее о том, что длительность выдержки должна быть не длиннее обратного отношения фокусного расстояния к единице, работает достаточно хорошо. Например, если вы фотографируете с 300-мм объективом, вам следует использовать выдержку не длиннее 1/300 секунды. Применяя это правило к камере с кропнутым сенсором, не забудьте умножить фокусное расстояние на кроп-фактор вашей камеры. Наконец, если ваша камера или объектив оснащены системой стабилизации изображения, активируйте её – это позволит вам использовать выдержку длиннее рассчитанной на 2 стопа и более (в зависимости от эффективности системы стабилизации изображения и вашей техники съемки с рук).
  • Производительность на высоких ISO и приемлемый уровень шума: некоторые из современных полнокадровых камер на высоких ISO способны выдавать великолепные изображения с малым количеством шумов, теряя при этом в динамическом диапазоне и цветах. Тем не менее, всегда существует тонкая грань между тем, что камера может сделать, и тем, что для вас приемлемо в плане качества изображения. Некоторые фотографы не прочь видеть много шума, в то время как для других неприемлем даже намек на него. Определите границу качества изображений вашей камеры, ниже которой вы не хотели бы опускаться, и если условия съёмки требуют более высоких ISO, то вы уж будете знать, когда использование штатива будет обязательным.
  • Размер печати / вывода изображения: также важно знать, насколько большим вы планируете отображать или распечатывать фотографию. Если вам необходимо потрясающее качество на уровне пикселей для крупноформатной фотопечати или просмотра изображений на мониторе с ультравысоким разрешением, то, возможно, вам будет необходимо снимать на низких значениях ISO, и как следствие этого – на более длинных выдержках (что, естественно, влечет за собой необходимость использования штатива). Если же вас не интересует крупноформатная печать, и вы планируете демонстрировать свои фотографии только в Интернете, то вы можете просто уменьшить их размер, что резко снижает размытость, шум и другие проблемы изображений.
  • Фокусное расстояние и расстояние до объекта съёмки: чем больше объектив, тем короче должна быть выдержка для получения резких изображений при съемке с рук. Также важно и расстояние до объекта съёмки – если объект находится далеко и занимает лишь небольшую часть кадра, плохая резкость будет более заметной.
  • Разрешение камеры и объектива: чем выше разрешение вашей камеры, тем более требовательна она будет к вашей технике съемки с рук – не забывайте об этом.

горы

Не позволяйте своему штативу навязывать вам кадрирование и композицию

Одним из главных подводных камней использования штатива является то, что он развивает туннельное зрение при кадрировании и композиции. Многие из нас поступают следующим образом: расставят ноги штатива пошире, установят на него камеру, а затем начинают кадрировать сцену и подыскивать лучшую композицию. Вам, наверное, приходилось наблюдать картину, наподобие этой:

Фотографы у реки

NIKON D3S + 24-70mm f/2.8 @ 32mm, ISO 3200, 1/8, f/8.0

Все снимают одну и ту же сцену под одинаковыми углами. Перед установкой штатива, обойдите место съёмки, подыщите эффектные ракурсы и проработайте композицию кадра, держа камеру в руках. Присядьте и оцените, как сцена выглядит с низких ракурсов, или же поднимитесь повыше и попробуйте кадрировать сцену из новой точки. И только поняв, как будет выглядеть ваш снимок, можете устанавливать штатив и закреплять на нем камеру. Старайтесь выработать привычку работать в таком порядке, а не наоборот. Не позволяйте вашему штативу мешать вашей креативности и диктовать вам свое видение кадрирования и композиции!

Настройка штатива

Итак, у вас есть представление о том, как должна быть кадрирована ваша сцена, так что самое время поговорить о том, как настроить штатив.

  • Размещение и выравнивание штатива. Прежде чем начать настройку штатива, определитесь, где он будет размещен. В то время как большинство мест имеют твердую и относительно ровную поверхность, на которой достаточно легко установить штатив, другие не так просты для его установки, и вам будет необходимо отрегулировать дну или две ноги штатива по длине. Всегда устанавливайте штатив строго горизонтально – для этого следите за показаниями пузырьковых уровней на нём. Это необходимо для того, чтобы нагрузка приходилась на центр штатива и равномерно распределялась на каждую из трех ног. Думаю, вы вряд ли хотите, чтобы ваша камера перевесила штатив в одну из сторон и опрокинула его, подвергая риску и себя и объектив. Кроме того, будьте крайне осторожны, устанавливая ноги штатива на любую поверхность, склонную к осыпанию или разрушению (тонкий лед, песок и т.д.).
  • В первую очередь выдвигайте толстые секции ног штатива. Я использую легкий штатив Gitzo Traveler, но последняя секция его ног достаточно тонкая. Поэтому,если мне нужно использовать только одну или две секции, я начинаю выдвигать более толстые секции, оставляя тонкие напоследок – это делает штатив более устойчивым. Это справедливо и для всех других штативов – опирая штатив на более толстые секции ног, вы делаете его устойчивее.
  • Полностью выдвигайте секции ног. У каждого штатива есть фиксированная точка, дальше которой секция ноги не выдвигается. Устанавливая штатив, всегда проверяйте – полностью ли вы выдвинули секцию ноги или нет. Иначе в самый неподходящий момент неполностью выдвинутая секция может сместиться, из-за чего нарушится равновесие штатива и он может опрокинуться, подвергая ваше фотооборудование опасности разбиться.
  • Размещение ног штатива. Размещайте штатив так, чтобы одна из его ног смотрела в сторону объекта съёмки или середины снимаемой сцены – так вы сможете удобно стоять между двумя другими ногами штатива, не рискуя запнуться об них.
  • Используйте центральную колонну только в крайних случаях. Я стараюсь использовать центральную колонну штатива только в крайних случаях – тогда, когда у меня нет другого выбора и мне необходимо поместить фотооборудование повыше. В первую очередь я выдвигаю все из имеющихся секций ног штатива, и только после этого – если высоты штатива все еще недостаточно – использую центральную колонну. Почему? Поскольку центральная колонна всегда дестабилизирует вашу установку, то отказ от её использования – когда это возможно – единственный вариант избежать этого. Если же вы всё-таки используете её, убедитесь, что база штатива строго горизонтальна – если центральная колонна будет отклоняться от вертикали, камера может перевесить вашу установку, и опрокинуть её.
  • Проверьте надежность установки камеры / объектива. Во избежание любых несчастных случаев убедитесь, что камера или объектив надежно закреплены на штативе. Установив оборудование, попробуйте пошевелить его руками – не должно быть никаких заметных люфтов и вибраций в местах крепления оборудования к штативу.
  • Используйте L-кронштейн для камеры. При установке камеры на штатив, хорошей идеей будет использования L-кронштейна. Он обеспечит большую безопасность вашей камеры при расположении ее в портретной ориентации. Конечно, L-кронштейны могут быть дорогими, но в долгосрочной перспективе они гарантированно окупаются.
  • Установка длинного / тяжелого объектива. Устанавливайте тяжелый объектив на специально предназначенный для этого кронштейн. Если вы закрепите на штативе камеру, а не объектив, то он может перевесить и прокинуть всю вашу установку. Кроме того, это убережет камеру от повреждения байонета, которое может произойти из-за тяжести объектива, лишенного поддержки в виде штатива.
  • Штативный крюк. Если штатив оснащен крюком на центральной колонне, повесьте на него вашу фотосумку или мешок с песком – это придаст установке дополнительную устойчивость. Однако, не забывайте о том, что в ветреную погоду, если ваша сумка или мешок недостаточно тяжелы, их подвешивание на штативный крюк может иметь совершенно обратный эффект, дестабилизируя установку.

Лестница

NIKON D700 + 24-70mm f/2.8 @ 24mm, ISO 800, 1/25, f/5.6

Использование штатива

После того как штатив и камера были полностью настроены, пришло время познакомиться с несколькими дополнительными методами, позволяющими избежать дрожания камеры.

  • Снимите с фотокамеры ремень. Ремень, безусловно, полезный и нужный аксессуар, но только не при съёмке со штатива. В ветреную погоду он может стать причиной микровибраций камеры, которые будут стоить вам четких снимков.
  • Снимайте на базовом ISO и отключите режим автоматического ISO. Большинство камер имеют наименьшее количество шума и наиболее высокий динамический диапазон при базовом значении ISO (обычно между ISO 64 и ISO 200) – так что старайтесь использовать самое низкое из базовых значений ISO вашей камеры. Перед началом съёмки не забудьте убедиться, что функция ISO Авто отключена.
  • Используйте спусковой тросик. Нажатие кнопки спуска затвора пальцами, безусловно, вызывает дрожание камеры, так что, чтобы избежать этого используйте спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
  • Используйте автоспуск. Если у вас нет пульта или спускового тросика, воспользуйтесь двух или односекундной задержкой перед автоспуском.
  • Предварительный подъём зеркала. Если вы снимаете на DSLR-камеру, то, скорее всего, знаете, что движение зеркала в ней при экспонировании каждого кадра вызывает вибрации. Функция предварительного подъёма зеркала позволяет вам поднять зеркало, подождать некоторое время пока погасятся любые вибрации, вызванные его подъёмом, а затем сделать снимок. Для использования этой функции вам потребуется спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
  • Задержка экспозиции. Если ваша камера оснащена этой функцией, вы можете эффективно бороться с вибрацией камеры и без использования спускового тросика. В этом режиме камера предварительно поднимает зеркало, выжидает определенное время, а затем делает снимок. На некоторых камерах время задержки вы можете выбрать самостоятельно, кроме того, некоторые камеры позволяют использовать автоспуск в сочетании с задержкой экспозиции.
  • Отключите стабилизацию изображения. Если ваш объектив не имеет специального режима стабилизации изображения, предназначенного для работы со штативом, вы всегда должны отключать стабилизацию. Когда ваша камера устойчиво установлена на штативе нет никакой нужды в работе системы стабилизации, пытающейся компенсировать несуществующее движение. Зачастую именно невыключенная стабилизация изображения становится причиной нерезких фотографий при съёмке со штатива.

Когда нужно использовать штатив

Фотоштатив для съемки закатов

Тренога нужна не всегда, но есть ситуации, в которых без него просто не обойтись. Рассмотрим, в каких случаях его применение поможет сделать фото лучше и быстрее:

Как настроить штатив

Опции профессиональных треног

Настройка штатива не так сложна, главное – знать, как это делать правильно. Есть несколько правил, которые помогут применить его наилучшим образом:

  1. Установка и выравнивание. Первым делом, важно определиться, где будет располагаться тренога. Некоторые поверхности достаточно твердые, чтобы легко установить конструкцию, а другие могут быть мягкими, хрупкими или рассыпчатыми. Необходимо, чтобы фотокамера находилась в строго горизонтальном положении, от этого зависит распределение нагрузки на все опоры. Чтобы добиться правильного положения фотокамеры, нужно применять уровень;
  2. Удлинение ног с более объемных сегментов. Ноги большинства фотоштативов могут выдвигаться, при этом сегменты становятся уже к концу. Если вам нужно вытянуть ноги не на всю длину, лучше использовать сначала более объемные сегменты, так конструкция будет более устойчивой при применении;
  3. Полное выдвигание сегментов. Каждый штатив имеет точки фиксации при выдвигании ног. При настройке необходимо целиком выдвинуть сегмент, чтобы нога зафиксировалась. Иначе конструкция может потерять равновесие в любой момент, угрожая падением вашей камере;
  4. Расположение ног. Расположите аксессуар так, чтобы одна из его ног была направлена туда же, куда и объектив. Таким образом, будет удобно использовать его, находясь между двумя другими ногами;
  5. Применение центральной колонны. Используйте центральную колонну треноги только в самых необходимых случаях, когда фотоаппарат находится недостаточно высоко. Она делает конструкцию менее устойчивой, из-за чего появляется риск смещения установки;
  6. Проверка закрепления фотоаппарата. Перед съемкой со штативом всегда необходимо проверять насколько хорошо держится камера. Чтобы не допустить падения камеры, попробуйте подвинуть камеру после установки, она не должна двигаться;
  7. Установка тяжелого объектива. При применении объемного объектива, важно, чтобы установка была в равновесии. Для такой оптики лучше использовать специальные кронштейны;
  8. Использование крюка. Если на вашем штативе есть крюк, не бойтесь его применять. Подвесьте на него любой утяжелитель, так конструкция будет более статичной. Но важно помнить, что при сильном ветре, если груз слишком легкий, это может дать обратный эффект и фотоаппарат будет под угрозой падения.

Как использовать штатив

Использование треноги

После установки фотоштатива и настройки камеры, нужно убрать любые факторы, которые могут нарушить статичность кадра. Использовать аксессуар с максимальной пользой помогут эти правила:

  • Уберите с фотокамеры ремень, в ветреную погоду он может создавать шумы на фото, из-за чего ухудшится качество;
  • Нажатие кнопки спуска руками может вызвать движение камеры, поэтому лучше применять пульт дистанционного управления или спусковой трос;
  • Если пульта или троса нет, спусковой таймер на несколько секунд;
  • При применении DSLR фотоаппарата, поднимите зеркало заранее, ведь его движение может спровоцировать дрожание камеры;
  • Отключите стабилизацию на фотоаппарате, при использовании штатива это ни к чему.

Полезные советы при использовании штатива

Использование треноги

Помимо всех перечисленных выше правил работы со штативом, есть еще несколько полезных советов, которые помогут упростить использование аксессуара и увеличить срок применения:

  • Прежде чем убрать треногу после съемки, ослабьте все крепления, это увеличит длительность ее эксплуатации;
  • Хранение штатива лучше осуществлять двумя способами: в вертикальном положении с открытыми ногами или в горизонтальном с закрытыми, ставить конструкцию на сложенные ноги не стоит;
  • Чтобы перенести конструкцию с уже установленным фотоаппаратом, следует зафиксировать ручки поворота и наклона и сложить ноги:
  • Если же нужно перенести установку на большое расстояние во время применения, фотокамеру следует снять;
  • Чтобы быстрее выровнять конструкцию с помощью уровня, сначала регулируйте одну ногу, подгоняя пузырь, а потом используйте вторую, так не придется настраивать третью ногу;
  • Чтобы отрегулировать баланс фотоаппарата, нужно ослабить наклон.

Какие могут быть трудности

Некоторые фотографы начинают съемку с установки штатива и фотоаппарата, тем самым вынуждая себя на создание конкретного кадра. Никогда не используйте конструкцию в начале съемки. Сначала лучше пройтись по месту съемки с фотокамерой в руках, найти более выигрышные композиции. Посмотрите на кадр под разным углом, присядьте с фотоаппаратом или поднимитесь повыше. И уже после того, как нужная сцена найдена, применяйте треногу. Очень важно выработать привычку работать именно в таком порядке, ведь иначе вы сами будете ограничивать свою креативность и позволять аксессуару выбрать кадр за вас.

Штатив – один из лучших аксессуаров, используемых для создания фотографий хорошего качества при сложных условиях. Он всегда пригодится фотографу, жалеть о его приобретении не придется. Но важно понимать как работает аксессуар, как правильно его устанавливать, настраивать и применять. Главное – не позволять ему загнать вас в свои рамки.

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Штатив — самый востребованный аксессуар в арсенале любого фотографа. Это утверждение неоспоримо, если речь идёт о фотоаппарате: любительского профессионального уровня — не важно! Использование штатива со смартфоном вызовет скорее недоумение, ведь мобильное устройство предназначено для быстрого фотографирования на ходу. В предыдущей статье мы разобрались, что это далеко не так, многие смартфоны способны на большее, а штатив поможет раскрыть весь потенциал!

Содержание

Для чего нужен штатив в мобильной съёмке?

В случае, если устройство не оборудовано системой оптической стабилизации, на выдержке длиннее 1/15 секунды есть риск получения смазанных кадров. Система оптической стабилизации несколько увеличивает шансы получения достойных фотографий с рук. Однако, особо большие значения всё равно остаются недоступными. К тому же, далеко не каждый смартфон оборудован подобной фишкой. В последнее время наблюдается тенденция отказа от оптический стабилизации в смартфонах, Google Pixel 2016 стал одним из первых флагманов без нее, примеру последовали Xiaomi, Meizu, OnePlus. Задача штатива — фиксация камеры, что позволяет проводить съёмку с большей выдержкой и меньшей светочувствительностью сенсора. Как результат — фотографии без цифрового шума при любых погодных условиях и при недостаточной освещенности.

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Во время съёмки пейзажей, штатив поможет правильнее скомпоновать кадр. А также, сделать серию одинаковых кадров с разными параметрами камеры. Эксперименты с ручными настройками обеспечат чёткие кадры с правильной экспозицией при любых условиях.

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Также не стоит забывать о художественных эффектах. Один из них — демонстрация движения на снимке. Идея заключается в съёмке движущегося объекта на длинной выдержке, конкретное значение зависит от специфики объекта, экспериментируйте! При этом статичный фон, который окружает объект, остаётся резким. Для получения идеального результата потребуется штатив, иначе смазанным получится не только объект съёмки, но и всё окружение. В ночных условиях можно получать эффектные кадры тянущихся световых полос, данный эффект называют люминографией.

Съёмка видео без штатива — затруднительная задача. Удержать камеру в статичном положении на протяжении долгого времени сможет не каждый. Мобильные системы оптической стабилизации едва ли смогут помочь, как результат — трясущиеся или плывущая картинка. Штатив исключает тряску и лишние движения камеры, что кардинально меняет качество картинки и восприятие видео.

Таймлапс-ролики — особый формат видеосъемки. Ролик, смонтированный из множества кадров, снятых с одной точки. Интервал между кадрами варьируется от нескольких секунд до нескольких часов. Приём используется для демонстрации медленно протекающих процессов. Другими словами таймлапс-видео можно назвать покадровой съёмкой. Для создания качественного ролика не обойтись без штатива, ведь недопустимо даже малейшее движение камеры. Съёмка занимает продолжительный промежуток времени: от нескольких часов до нескольких дней и даже недель, при этом готовый ролик длится около минуты. Более подробно о записи таймлапс-видео на смартфон расскажем в следующих материалах.

Какой штатив выбрать?

Смартфон в паре со штативом расширяет опыт использования мобильной камеры. Однако, существует ни один тип штативов. От правильности выбора зависит дальнейшее удобство использования и качество получаемого результата. Не думаю, что для первого опыта необходимо покупать дорогое оборудование, подойдут недорогие аксессуары, вдруг мобильная фотография не станет увлекательным хобби, а останется чем-то непонятным, неинтересным. Однако, помните, качественная оборудование — залог комфортной работы.

Адаптер для крепления смартфона к штативу

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Первое, с чего необходимо начать — адаптер для крепления смартфона к штативу. С помощью этого аксессуара любой смартфон шириной до 82 мм станет совместим с фотоштативами со стандартной резьбой. Для фиксации смартфона используется подпружиненный зажим. Приспособление простое, стоит всего $0,96 или 59,41 рублей.

Адаптер Ulanzi IRON MAN с резьбовым фиксатором

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Подпружиненный зажим обеспечивает неплохой уровень фиксации, достаточный для спокойной съёмки. Но для большей уверенности за сохранность смартфона во время активной съёмки необходимо использовать крепление с резьбовым фиксатором Ulanzi. Крепление точно подгоняется к конкретному смартфону и надёжно удерживает устройство в рамке. Стоит аксессуар значительно дороже: $9 или 556,96 рублей.

Адаптер Ulanzi IRON MAN II

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Усовершенствованный адаптер с резьбовым фиксатором от Ulanzi. Главное отличие от предшественника — площадка для монтирования внешнего микрофона или освещения. Нововведение превращает адаптер в незаменимый аксессуар для мобильной видеосъемки. За широкие возможность нужно платить. Стоимость продвинутого адаптера: $16,20 или 1002,52 рубля.

Компактный трипод

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Самый простой вариант штатива для мобильной съемки. Недорогое приспособление подойдет для тех, кто только знакомится с миром мобильной фотографии. Из особенностей: телескопические ножки с возможностью изменения высоты от 14 до 17 сантиметров и шаровая голова с регулируемым наклоном. Стоимость аксессуара в комплекте с адаптером для смартфона $1,89 или 116,96 рублей. Отличный вариант для старта, но чудес не бывает, конструкция страдает от недостаточной устойчивости, из-за непродуманности регулировок.

Трипод с гибкими ножками

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Применение ножек с шарнирными элементами вместо привычных телескопических — оригинальное решение, которое обеспечивает гибкость крепления. В результате получилась устойчивая конструкция, которую можно установить не только на плоскую поверхность. Гибкие ноги позволяют монтировать штатив к трубам, веткам и прочим необычным местам. Шаровая голова позволяет правильно выставлять горизонт. Стоимость интересного штатива в комплекте с адаптером для смартфона: $1,62 или 100,26 рублей.

Карманный трипод

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Когда речь идёт о мобильной съёмке, нельзя забывать о компактности аксессуаров. В сложенном состоянии карманный трипод не займёт много места. Масса также невелика — около 100 грамм. Разложенная конструкция держится устойчиво. Изначально штатив рассчитан на камеру весом до 1 килограмма. Резиновые накладки на ногах предотвращают скольжение. Из недостатков — отсутствие регулировки по высоте, фиксированные 10 сантиметров. Голова выглядит надёжнее предыдущих моделей, но регулируется ступенчато только по наклону. Приятный бонус — возможно применения для съёмки видео с рук. Из-за естественного хвата, картинка получается стабильнее и плавнее а рука меньше устаёт при длительном использовании. Стоимость карманного трипода: $1,87 или 115,92 рубля.

Продвинутый компактный трипод Ulanzi

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

В случае, если компактный трипод нужен, а качество бюджетной модели не устраивает, стоит присмотреться к мини-триподу Ulanzi. Как и предыдущий, карманный штатив, в сложенном состоянии трипод Ulanzi выполняет роль рукояти для видеосъёмки. В разложенном положении ножки имеют узкий и широкий угол раскрытия, что обеспечивает разную высоту съемки — 10 и 14 сантиметров соответственно. Шарнирная голова входит в комплект, но накручивается отдельно. Стоит подобный трипод: $9,80 или 606,46 рублей.

Полноразмерный трипод

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

По настоящему увлечённым мобильной фотографией стоит присмотреться к полноразмерному триподу YUNTENG 5208, который также пригодится после покупки профессиональной камеры. Главное отличие от компактных моделей — возможность ведения съёмки с земли, ведь высота изменяется от 43 до 125 сантиметров. Голова имеет ход во всех 3 плоскостях, что позволит точно навести кадр и без труда выставить уровень. Полноразмерный трипод менее компактный — масса составляет 600 грамм. Для удобной транспортировки потребуется комплектная сумочка. Также в комплект входит клипса для крепления смартфона и пульт дистанционного управления затвором. Полный набор аксессуаров стоит: $21,90 или 1355,25 рублей.

Моноподы

Монопод — разновидность штатива, у которого, в отличии от привычного трипода, только одна точка опоры. В профессиональной фотографии данный тип штатива используется, когда необходимо быстро менять ракурс и место съёмки. Монопод не устойчивый сам по себе и не годится для дистанционного использования. Для получения резких кадров фотограф становится в положение при котором ноги выполняют роль недостающих опор монопода. Из-за описанных выше особенностей монопод вряд ли пригодится в мобильной фотографии, а останется уделом профессионалов.

Huawei Tripod Selfie Stick AF14

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

В последнее время, всё большую популярность набирают гибридные решения — селфи-стики с возможностью превращения в компактный трипод. Huawei Tripod Selfie Stick — один из них. Главное преимущество аксессуара — компактность, размер сопоставим с традиционной селфи-палкой. А ведь после трансформации приспособление превращается в полноценной трипод с высотой до 46.5 сантиметров и регулировкой головы по наклону. Трансформер изначально предназначен для смартфона, поэтому никаких адаптеров не требуется. Конструкция оптимизирована с учётом массы мобильного устройства, в отличии от представленных выше устройств, которые рассчитаны на профессиональные камеры весом более килограмма. Небольшой бонус — встроенная проводная кнопка для спуска затвора. Стоимость гибрида: $14,88 или 920,83 рубля.

Xiaomi Mi Selfie Stick

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Гибрид селфи-палки и трипода от небезызвестной Xiaomi обладает аналогичными с аксессуаром Huawei возможностями. Максимальная высота съёмки — 42 сантиметра, поддерживаются смартфоны шириной от 56 до 89 миллиметров. Дополнительная фишка — съёмный беспроводной Bluetooth-пульт спуска затвора для дистанционного управления камерой. Стоимость аксессуара: $19,79 от или 1224,68 рубля.

Пульт для дистанционного спуска затвора

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Простой аксессуар, который дополнит штатив. С его помощью можно дистанционно делать снимки или начинать и останавливать запись видео. К сожалению, кнопка переключения режимов камеры не предусмотрена. Пульт пригодится не только для фотография самого себя на основную камеру, но и в ситуациях, когда любое движение смартфона недопустимо. Принцип действия прост: аксессуар подключается по Bluetooth как устройство ввода, кнопки имитируют нажатие клавиши увеличения громкости. Стоимость гаджета всего: $1,29 или 79,83 рубля.

Личный опыт

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Главная задача, стоявшая при выборе штатива в личное пользование — нахождение правильного баланса между функциональностью и компактностью. Как компромиссный вариант был выбран карманный штатив и самый простой адаптер с пружинным фиксатором. Штатив выполняет свою функцию, единственная проблема — низкая высота съёмки, приходится тратить больше времени на поиск подходящего места для установки смартфона. Сложно винить в недостаточной высоте компактную модель, ведь среди карманных аксессуаров неплохой высотой обладают только гибриды селфи-палки и трипода.

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

Сложенный трипод превращается в рукоять для удобной видеосъемки. Бонус крайне приятный, закрепленный на штативе смартфон гораздо проще удерживать — нет опасений, что девайс выскользнет из рук. Также не приходится следить за тем, чтобы не перекрыть встроенные в смартфон микрофоны.

Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов

В дополнение к карманному триподу была куплена Bluetooth-кнопка спуска затвора. Пульт просто выполняет свою задачу, при подключении трудностей не возникло. Будьте внимательны, мой экземпляр пришёл включенным, из-за чего села батарейка. Поэтому изначально аксессуар вёл себя странно, отказывался подключаться к смартфонам. Аксессуар питается от батарейки формата CR2032, только такая же используется в материнской плате стационарных компьютеров.

Начнем с конца: как снимаются вот такие пейзажи?


Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Короче говоря, крепление полнокадрового фотоаппарата с тяжелым шириком в горизонтальной позиции проблем не вызывает, так как вес распределен равномерно, ближе к центральной штанге штатива. Проблема появляется, когда мы поворачиваем камеру для съемки вертикальных кадров (например, панорамы фотографируют чаще всего в такой позиции, поскольку потом их легче сшивать из-за меньших геометрических искажений).


Чтобы продемонстрировать фотосъемку с кронштейном L-Plate, я приехал после работы домой, схватил свой фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW со всем комплектом фототехники (полнокадровый Nikon D610, Nikon 24-70mm f/2.8G, Nikon 70-200mm f/2.8G, Samyang 14mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya Pro 1 Digital Circular Polarizer), штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, кропнутый Nikon D5100 со светосильным зумом Nikon 17-55mm f/2.8G) и помчался в соседний с Екатеринбургом город Среднеуральск, чтобы отснять для этого обзора иллюстрации.

Итак, случай №1 – съемка пейзажа на камеру Никон Д610 с тяжелым объективом Никон 24-70/2.8 при установки её на карбоновый штатив в горизонтальном положении. Фотографируем 3 кадра с разной экспозицией, чтобы получить HDR.


Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.


Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.


Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

В горизонтальном положении голова Siru G-20KX нормально держит даже тяжелую систему из полного кадра, телеконвертера Nikon TC-14E II и телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G. Общий вес такого комплекта составляет 2,5 килограмма (0,76+0,2+1,54 кг).


Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Обратите внимание на фото выше: сбоку головы имеется специальная прорезь для поворота камеры в вертикальное положение. Когда мне нужно снять фото вертикально, просто отвинчиваю зажимную рукоятку и ставлю фотоаппарат под нужным углом.

Здесь возможны три проблемы. Во-первых, прорезь не позволяет повернуть голову больше, чем на 90 градусов, а это бывает нужно при съемке, например, на склоне горы. Во-вторых, тяжелый комплект (типа показанного выше полного кадра Nikon D610 и телевика с большим весом) головка с диаметром шара 38 мм держит плохо, как бы сильно ты ни зажимал её. Возможно, помогла бы голова с шаром D=54 мм, но весит она почти в два раза больше, что не очень удобно в путешествиях. Да и крепление тяжелого объектива под углом грозит выломать байонет в вашей тушке.


Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.


Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Перед покупкой меня мучил вопрос, не будет ли такой кронштейн мешать держать камеру в руках; не придется ли его без конца откручивать и прикручивать обратно. В реальности я его не замечаю, и не снимаю с тушки – будто все три года владения полным кадром Никон Д610 им всегда и пользовался, не мучаясь с установкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 или Samyang 14mm f/2.8 в вертикальное положение.


Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Посмотрите видео с обзором, зачем фотографу нужен крепежный кронштейн L-bracket. Оно на английском языке, но все и так понятно.

9 ошибок при использовании штатива

  1. Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива.
  2. Плохо затягиваете ручки и зажимы ног.
  3. Поднимаете центральную колонну.
  4. Неправильно или слишком свободно крепите головку штатива к ножкам.
  5. Неправильно ставите ножки штатива на неровной поверхности.
  6. Неправильно устанавливаете камеру на площадку штатива.
  7. Небезопасно устанавливаете камеру на штатив.
  8. Неправильно располагаете ножки штатива.
  9. Неправильно переносите.

Совершаете ли вы какие-либо из вышеперечисленных ошибок при использовании штатива? Если ответ утвердительный, вы рискуете не только четкостью фотографий, что является первоочередной целью применения штатива, но что еще хуже — дорогой камерой.

Давайте проанализируем ошибки по порядку.

  • Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива

Если вам нужно раздвинуть ноги штатива только наполовину максимальной высоты, всегда сначала занимайтесь самыми большими свеху (самые толстые секции). И потом уже, если требуется поднять точку съемки, открывайте нижние, более тонкие секции.

Раздвигая маленькие секции, вы тем самым пускаете в ход самые слабые части штатива. Всегда сначала работайте с более толстыми секциями ноги сверху, так штатив будет в гораздо более устойчивом положении во время съемки.


Слева: НЕПРАВИЛЬНО — Справа: ПРАВИЛЬНО

  • Недостаточно хорошо затягиваете элементы штатива

Казалось бы, такая простая ошибка, однако многие фотографы продолжают использовать штативы с болтающимися ножками (которые в итоге медленно опускаются на землю) и шаровые головки, медленно наклоняющиеся под весом камеры.

Просто убедитесь, что все затянуто достаточно крепко, прежде чем устанавливать камеру на штатив. Носите в сумке с камерой шестигранные ключи или любые другие необходимые инструменты.


У вас может быть больший поворотный фиксатор для закрепления центральной колонны. Проверьте

То же самое с центральной колонной — убедитесь, что она заблокирована. Она не должна даже слегка покачиваться или перемещаться вверх и вниз без ослабления регулировочной ручки или поворотного фиксатора.


Держите шестигранный ключ под рукой для быстрой регулировки. Если у вас есть откидные ножки, каждый сегмент может свободно двигаться, почаще проверяйте их

Центральная колонна является самым слабым звеном во всей конструкции. Поднять ее, особенно на максимальную высоту, — все равно что поставить монопод сверху на штатив и надеяться, что он останется неподвижным.

Вместо этого всегда вытягивайте ножки штатива до их максимальной длины, если вам нужно снимать повыше. Если этого в вашем случае все еще недостаточно, то возможно, просто стоит подумать о приобретении штатива с бОльшей максимальной высотой.


  • Неправильно устанавливаете головку штатива

Эта ошибка похожа на ошибку №2. В зависимости от модели трипода штативная головка может быть ослаблена, поэтому время от времени ее нужно подтягивать. Прежде чем устанавливать камеру, убедитесь, что головка штатива плотно прикреплена к его ногам, не вращается и не скользит при нажатии. Большинство головок штативов просто привинчиваются к ножкам, поэтому простого поворота будет достаточно. У других для этого может быть маленький винт.


Ваш штатив может иметь поворотный механизм или винтовой язычок, как этот, для затягивания головки


Если головка штатива ослаблена, скорее всего здесь будет зазор

  • Неправильно ставите ножки штатива на неровных поверхностях

Это самая распространенная ошибка, иногда совершаемая даже опытными фотографами.

Что в этом такого? — спросите вы. — Можно же просто отрегулировать головку?

Ну… одним словом — нет! Посмотрите на следующий пример, а именно на каком уровне установлены камеры в обоих случаях.



Купите штатив с уровнем на ножках, как здесь. Это существенно облегчит вам жизнь


Уровень на головке штатива помогает убедиться, что камера и, следовательно, будущий снимок будут ровными. Уровень на ножках поможет убедиться, что сам штатив находится в равновесии

Неправильно устанавливаете в камеру вставки штатива

Шаг первый — получить штатив с быстросъемной площадкой или вставкой. Если на нем ее нет, то процесс установки камеры на штатив и ее снятия будет более неудобным и трудоемким.


Съемная площадка на штативе. Боковая ручка затягивается, чтобы обезопасить ее

Шаг второй — правильно установить вставку на камеру. Удостоверьтесь, что она крепко прикреплена. Слабое крепления зачастую становится большой проблемой. Это часто становится большой проблемой.

Вставка или пластина установлены в правильном направлении. Иногда на пластине есть стрелка, если не видно, как она устанавливается в головку. Если вам кажется, что камера наклонена вбок (ручка затяжки головки должна быть в легком доступе), снимите ее и поверните пластину.


Видите стрелку и надпись LENS? Она указывает в каком направлении нужно установить пластину на камеру

Совет: после того, как вы привинтите вставку штатива к камере и установите ее на трипод, проведите небольшой тест. Попробуйте держать головку неподвижно и при этом поворачивать камеру. Если она вращается независимо, вы скорее всего установили ее неправильно. Снимите камеру и снова затяните вставку. Если вы не можете затянуть ее достаточно сильно пальцами, то наденьте ее на штатив, держите головку неподвижно и просто проворачивайте камеру в направлении, необходимом для более плотного прикручивания. Чтобы снять ее, просто сделайте все наоборот.

  • Небезопасно устанавливаете камеру на штатив

После того, как штативная пластинка будет надежно прикреплена к камере, последний шаг установки всей конструкции — убедиться, что она правильно прикреплена к головке штатива. Неправильное крепление существенно повышает риск для фотооборудования. Если камера не будет надежно закреплена, то в самом лучшем случае вы получите размытые фотографии. Ну а самое страшное, что может случиться — камера разобьется об землю.


Возьмитесь за камеру, как показано на фото, наденьте ремешок на шею. Затем оторвите штатив вместе с камерой от земли и хорошенько встряхните его для проверки

Совет: чтобы проверить правильно ли он закреплен, просто возьмите камеру и оторвите всю установку (штатив вместе со всем остальным) от земли. Надежно удерживая камеру двумя руками, встряхните ее. Если штатив отвалился — ну вы знаете, что делать.

  • Неправильно располагаете ножки штатива

Не менее важно как располагать ноги штатива и где стоит сам фотограф. При съемке на холме (как на изображении слева) поставьте две ноги на склоне и одну на подъеме. Сами стойте на подъеме, но будьте осторожны, чтобы случайно не опрокинуть штатив. Это работает как при съемке в направлении сверху вниз, так и наоборот.


Слева: поставьте две ноги под холм и одну на подъем при съемке на неровной поверхности. Справа: отведите две ноги назад и встаньте между ними при съемке на ровной поверхности

Если вы находитесь на достаточно плоской поверхности, установите штатив так, чтобы одна нога была направлена вперед, а две другие — назад (как на фото справа). Встаньте между двумя задними ногами. Так вы уменьшите вероятность удара во время длительной экспозиции или когда вы двигаетесь.

Если ваша камера установлена ​​на штативе, но нужно немного переместиться в процессе съемки, можно просто взять всю конструкцию и перенести ее целиком. Но многие новички делают это неправильно (смотрите фото ниже). Объектив обращен к земле, используется одна рука, а ремень просто качается на ветру. Это же ужас!


Если фотограф вдруг споткнется и упадет, сначала упадет на землю объектив. Вставка штатива может выпасть (если фотограф не сделал тест, описанный выше), и вся камера вместе с объективом просто сломаются.

И то, о чем люди не часто задумываются, это ножки штатива. Часто можно увидеть группы фотографов, гуляющих вместе со штативами: один оборачивается и бьет человека рядом или позади них ножками штатива. Не очень красиво. Попробуйте носить его вот так.


На фото выше ремешок от камеры находится на шее, предотвращая любые нежелательные движения камеры. Объектив все еще направлен ​​вниз, но он расположен на плече фотографа, поэтому шансы его падения и удара о землю невелики. Наконец, ноги штатива находятся перед фотографом, где он может их видеть и контролировать происходящее.

Таким образом, если фотограф движется или поворачивается, он может избежать ситуации столкновения с окружающими людьми и предметами. Тем более его элементарно намного проще и удобнее носить на руках и спине, особенно если приходится пройтись далековато.

Просто? Конечно, все просто — нужно только хорошо знать и не забывать что делать, чтобы использовать штатив правильно!

Видеоканал Фотогора

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Тренога — штатив на трех ножках, к которому может быть прикреплена камера. Он помогает стабилизировать камеру и сделать более четкие фотографии, даже при освещении, в котором это сделать сложно. Моноподы обычно применяют для дополнительной поддержки веса при использовании больших объективов, но их также можно использовать для стабилизации изображения, а камера к ним часто крепится так же, как к треноге. Вне зависимости от того, сделали вы стабилизатор для камеры самостоятельно или купили топовую модель штатива, вам потребуется эта инструкция по закреплению фотоаппарата на штативе.

Читайте также: