Как разобрать промышленный вентилятор

Обновлено: 13.05.2024

Большинство вентиляторов состоит из схем коммутации, запуска, обмоток электромотора. Элементов перечня касается ремонт. Часто в бытовых моделях используется тривиальная катушка, намотанная медной жилой с лаковой изоляцией. Рассмотрим сегодня, как делать ремонт вентиляторов своими руками, индуктивность сгорела, проволока порвалась по причине неосмотрительности оператора. Для восстановления катушки используется старое доброе приспособление, несмотря на простоту, не достанешь в магазине. С помощью механизма мотают индуктивности, используя электрический привод, работая ручками.

У промышленных вентиляторов по-другому, в отличие от бытовых чаще центробежные. Обмотка коллекторного, асинхронного двигателя в домашних условиях восстановлению не подлежит, сделать сложно будет. Умельцы повторяют в родных пенатах производственный заводской цикл.

Состав вентилятора

Типичный вентилятор включает:

  • двигатель переменного, постоянного тока;
  • маховик;
  • кнопки, реле, контакторы;
  • схема автоматической регуляции.

Устройство вентилятора

Опционально элементы отсутствуют, схематика ремонта выглядит следующим образом:

Ремонт вентилятора своими руками

Перед сборкой не забудьте смазать механическую часть, масло не должно попасть меж ротором и статором. В идеале здесь равномерный зазор. Заметив разницу, проведите центрирование ротора (сложная задача). Иногда подшипники отсутствуют. В бытовых вентиляторах нагрузка не столь велика, чтобы потребовалось улучшить скольжение. Однако трущиеся места возникают в любом случае. Шероховатые участки смазывают.

Как намотать простейшую индуктивность для вентилятора

Разбиравшие детские машинки, в курсе: внутри часто стоит индуктивность, обыкновенная проволочная катушка. В бытовых вентиляторах картина аналогичная. Скажем об устройствах розжига электроплиты, других приборов. Катушки индуктивности доступно намотать, используя специальное приспособление. Ремонт вентиляторов своими руками получится выполнить, не прибегая к помощи мастера.

Понадобится доска. Полуметровый кусок фанеры, несущий две пары стоек. С одной будет сматываться проволока, на другой – набираться новая катушка индуктивности. Меж парами стоек ось свободно вращается. Для автоматизации процесса предусмотрите наличие приспособлений для подключения привода от шуруповерта, дрели или иного устройства аналогичного толка. Для ручной перемотки используйте ручку, как у кинооператоров в стареньких фильмах.

Намотка индуктивности

Перед намоткой индуктивности размотайте старую. Катушку предварительно прозвоните, чтобы ремонт канальных вентиляторов и центробежных вентиляторов не включал в себя лишней работы. Один конец катушки верхний. Какой именно, легко понять, сняв изоленту, другой вид защитного покрытия с витков. Начинается процесс смотки. Понятно, потребуется каркас. В простейшем случае можно обойтись деревянной катушкой для швейных ниток. При смотке недопустимы излишний натяг, послабление проволоки. Медь оттягивается пальцем вверх. Включается привод, опционально помогает вторая рука. Обрыв произошел в начале/конце, проволоку используйте для намотки новой индуктивности. В противном случае лучше по измеренной длине прикупить новых комплектующих.

Вне зависимости от разновидности вентиляторов намотка ведется рядами от края и по принципу челнока. Витки ложатся поплотнее друг к другу, что контролируется пальцем придерживающей проволоку руки. Концы выводятся в точности, как сделано у исходной катушки, чтобы не забивать голову подробностями, рекомендуется провести съемку на мобильный телефон того, как выглядел бытовой вентилятор до проведения ремонта. Касается колодок, клемм, кнопок, реле и двигателя. Как только намотка окончена, концы закрепите. Катушка звонится. Если сигнал не проходит, то виновата лаковая изоляция проволоки. Снимается таблеткой аспирина и паяльником, повторите комбинацию перед лужением. Доставайте жало, ждите разогрева.

Параллельно найдите кусок изоленты обмотать катушку бытового вентилятора. Очищенный от изоляции провод звонится, в случае успеха залудите с обоих концов. Бытовой вентилятор готов к работе, собирайте электрические соединения, ставьте катушку на место, ремонт окончен. Проверим прибор, хорошо ли работает от сети. При неприятном звуке, издаваемом двигателем, примените смазку. Пропали скрежет и писк? Процедура пошла бытовому вентилятору на пользу. Шумность существенный фактор при эксплуатации домашней техники. Подключайте блок управления вентилятором, прибор готов к эксплуатации.

Бытовые вентиляторы

Бытовые вентиляторы разнятся конструкцией, применяются схожие технические решения. Приведем краткий перечень тех мест, где полезна вращающаяся крыльчатка:

  • компрессоры холодильников непременно имеют принудительный обдув;
  • ремонт вентилятора блока питания является заурядной проблемой;
  • каждый асинхронный двигатель содержит пару крыльчаток на валу для обдува катушек статора;
  • ни один пылесос не обходится без двигателя с лопастями;
  • кулер процессора представляет собою уменьшенную копию бытового вентилятора;
  • без вентилятора отопителя ни один салон авто не прогреется как следует, а ремонт гидромуфты вентилятора набил оскомину некоторым водителям;
  • вытяжки кухонные, туалетные и прочие имеют в своем составе мотор и крыльчатку.

Неполный перечень бытовой техники, применяющей вентиляторы. Системный блок компьютера излишне шумит – потребуется смазка кулеров. Аккуратно отдирается пинцетом наклейка на корпусе вентилятора, торец оси выходит прямо сюда. Капните пару капель на точку скольжения, шумность должна уменьшиться. Где встречаются вентиляторы, применимы перечисленные выше приемы ремонта. Различие в размерах, назначении и прочих деталях.

Изучив принципы формирования индуктивностей, принимайтесь за замену катушек статора двигателей. Длительный, нудный процесс, заниматься не рекомендуется, кто решится – сфотографируйте ремонтируемую часть, выкусите проводку, намотайте правильно витки, нужным образом проведите обратное подключение. Звучит непросто, выполнить сложнее. Часто катушки лишены оболочки. Моток проводов, непонятным образом соединен с соседними катушками. Бытовой вентилятор смотрится страшно в разобранном виде. Под проволоку статор имеет кюветы, куда сложно уложить витки. Ремонтом двигателей бытовых вентиляторов никто не занимается.

Дамы вообще считают: разобранный вентилятор негодный, выкидывают разложенные тут и там детали. Не оставляйте раскуроченный прибор без присмотра.

i (2)

Полагаю, что информация изложенная в этой теме будет для Вас полезной. В теме будут затронуты различные вопросы по этому направлению, а вопросов возникает по этой части много:

  • как устроен электродвигатель бытового вентилятора;
  • как заменить конденсатор в электрической схеме вентилятора;

как выполнить перемотку статора электродвигателя вентилятора, как проводится ремонт:

  • настенного вентилятора;
  • потолочного вентилятора;
  • оконного вентилятора;
  • напольного вентилятора;
  • вентилятора для санузла;
  • вентилятора для кухни;
  • вентилятора с таймером;
  • вытяжного вентилятора.

Изложить сразу и полностью информацию по возникающим вопросам, связанными с неисправностью в результате эксплуатации различных типов электрических вентиляторов, — практически невозможно.

Тема постепенно будет расширяться, то есть по истечению определенного промежутка времени будут внесены дополнения.

Интересуйтесь различными источниками информации в этом направлении:

  • техническими сайтами;
  • технической литературой

и так далее. Накапливайте свой опыт и знания.

Проверка электродвигателя вентилятора

i (5)

настольный вентилятор Vitek

Рассмотрим подробно, — как проводится проверка электродвигателя вентилятора. В качестве примера приведен электродвигатель, соответствующий варианту бытовых настольных вентиляторов.

IMG_2519

На фотоснимке показан небольшой электродвигатель \фото №1\ настольного вентилятора. Чтобы изложить более понятливо эту тему, разъяснение будет сопровождаться личными фотоснимками — по проведению диагностики электродвигателя.

Проведение диагностики электрических соединений начинается с предварительной проверки непосредственно самого прибора \фото №2\.

Для чего необходима такая проверка? — Проверка проводится для убеждения в том, чтобы провода щупа прибора не имели разрыв. То есть в практике часто встречается такая неисправность прибора как обрыв провода в соединении со щупом \ металлический штырек в соединении с проводом\.

Проверка емкости конденсатора мультиметром

Начнем с проверки конденсатора, состоящего в электрической схеме электродвигателя \фото №3\.

IMG_2513

Здесь нам наглядно видно, что емкость на корпусе конденсатора составляет:

  • 0,51 микрофарад;
  • отклонение — \+-10%\;
  • допустимое номинальное напряжение — 630 Вольт.

IMG_2525

Чтобы проверить конденсатор на наличие емкости \фото №4\, нужно отсоединить его от электрической схемы \отрезать провода ножницами\. Предварительно перед измерением его емкости, необходимо разрядить конденсатор \ замкнуть контакты конденсатора накоротко\ и затем уже проводить измерение.

IMG_2520

Для данной емкости конденсатора, прибор устанавливается в диапазон от 200 нанофарад до 2 микрофарад, так как емкость конденсатора составляет 0,51 микрофарад и установленный диапазон соответствует нашему измерению.

IMG_2522

Дисплей прибора \фото №6\ как видно из фотоснимка, при измерении показывает при этом — 0,527 микрофарад. Данный показатель емкости вполне соответствует емкости указанной на корпусе конденсатора, так как здесь учитывается отклонение в емкости.

Итак, при проверке конденсатора состоящего в схеме электродвигателя мы убедились в том, что конденсатор является пригодным к эксплуатации, обкладки конденсатора не нарушены и нам следует перейти к следующим проверкам.

Проверка обмоток статора — двигателя

IMG_2534

От обмоток статора электродвигателя выведены четыре провода \фото №7\ и для данной проверки нам необходимо измерить сопротивление каждой из двух обмоток.

Первое что мы должны сделать — это выставить прибор в соответствующий диапазон измерения сопротивления.

IMG_2536

Далее, соединяем щупы прибора с одной парой проводов одинаковой цветности как это показано на фотоснимке №8. Дисплей прибора при этом измерении показывает значение — 1125, точнее такое показание будет составлять — 1, 125 кОм.

IMG_2537

При измерении второй обмотки статора электродвигателя \фото №9\, дисплей прибора для данного примера, показывает число — 803. То есть точнее, сопротивление второй обмотки статора электродвигателя составляет — 803 Ом.

Чтобы измерить общее сопротивление \фото №10\ двух обмоток статора, — одну пару проводов нужно замкнуть накоротко и ко второй паре проводов подсоединить два щупа прибора. Такой способ является окончательным и более точным на выявление целостности либо разрыва последовательно соединенных двух обмоток.

Дисплей прибора как мы обратили свое внимание, показывает общее сопротивление двух обмоток статора электродвигателя — 1927, а точнее — 1,927 кОм.

При каком либо замыкании в схеме электродвигателя прибор укажет на нулевое значение сопротивления, — как это показано на фотоснимке №11.

Устройство электродвигателя вентилятора

IMG_2539

Так что из себя представляет электродвигатель \рис.12\ настольного вентилятора? Двигатель вентилятора — асинхронный, однофазный с короткозамкнутым ротором.

Почему именно с короткозамкнутым ротором? — Спросите Вы. Потому что ротор как видно из фотоснимка, выполнен путем заливки пазов сердечника расплавленным алюминием, а также отливанием на его короткозамыкающих кольцах — лопастей вентилятора. Точнее, здесь не наблюдается визуально — обмоток ротора.

Лопасти на роторе служат как для охлаждения так и для циркуляции воздуха электродвигателя. Конденсатор служит для первоначального сдвига ротора \запуска ротора\.

Электродвигатель в своем исполнении — простой. Единственной основной причиной неисправности электродвигателя здесь может быть:

  • перегорание обмоток статора;
  • неисправность конденсатора.

С электродвигателем мы разобрались, разобрав его основательно и теперь конечно же нам нужно усвоить — как правильно выполнить соединения проводов. То есть необходимо правильно подключить электродвигатель, при неправильном подключении электродвигатель просто выйдет из строя.

Подключение электродвигателя вентилятора

По схеме рисунка №1 видно, что электродвигатель настольного вентилятора состоит из двух обмоток:

Если смотреть по фотоснимкам, можно заметить, что статор состоит из четырех катушек. То есть каждая обмотка в этом примере состоит из двух полуобмоток если можно так выразиться.

При измерении сопротивления первой обмотки, сопротивление составило — 1,125 кОм. При измерении сопротивления второй обмотки, сопротивление составило — 803 ом.

Нам необходимо правильно подключить конденсатор в электрической схеме электродвигателя.

Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе

Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя, необходимо определить:

обмотки статора. Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.

Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм. Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя в следствии первоначального возникновения большого пускового тока. Из раздела электротехники нам известно, что сила тока увеличивается — по мере уменьшения сопротивления.

Ремонт напольного вентилятора

напольный вентилятор эленберг

Мы вновь друзья встречаемся на этой странице и я считаю своим гражданским долгом поделиться с Вами своим опытом и знаниями.

IMG_2560

Чтобы удобней было проводить ремонт \фото№1\, разъединим непосредственно сам вентилятор от его стойки. Далее нам нужно снять защитный металлический каркас вентилятора для удобства в проведении ремонта \фото №2, фото №3\.

IMG_2561

IMG_2562

Затем, нам нужно освободить пластмассовый чехол от электродвигателя, чтобы полностью осмотреть и непосредственно проверить сам электродвигатель вентилятора. То есть необходимо открутить болтовые соединения \фото №4, фото №5\.

IMG_2564

IMG_2565

После снятия пластмассового чехла электродвигателя, мы сможем проверить конкретно как сам электродвигатель так и конденсатор состоящий в электрической схеме \фото №6\.

IMG_2566

Конденсатор \фото №7\, состоящий в электрической схеме электродвигателя напольного вентилятора Эленберг, — содержит следующие значения:

  • емкость конденсатора — 0,85 микрофарад;
  • номинальное допустимое переменное напряжение конденсатора — 400 Вольт

IMG_2567

Другие значения указанные на конденсаторе, — не столь важны в проведении ремонта. Нам нужно проверить конденсатор, устанавливаем мультиметр в диапазон измеряемой емкости \фото №8\. Емкость конденсатора для нашего примера составляет — 0,85 микрофарад, то есть прибор устанавливается в диапазоне от 200 нанофарад до 2 микрофарад.

IMG_2569

Емкость вполне соответствует значению, указанному на корпусе конденсатора \фото №9\. Как видно на дисплее прибора, емкость при измерении составляет — 0,84 микрофарад. Учитывая допуск: +-5%, емкость вполне не утрачена и конденсатор является действующим.

IMG_2570

Что еще нам необходимо проверить? — Конечно же электродвигатель вентилятора \фото №10\.

IMG_2571

И что же мы здесь наблюдаем? — Дисплей мультиметра показывает общее значение сопротивления для двух обмоток статора электродвигателя — 1215 Ом или же точнее — 1,2 кОм. Отсюда следует, что электродвигатель вентилятора и конденсатор — исправны.

Так в чем же причина неисправности напольного вентилятора? Что еще нам необходимо проверить? Нам необходимо проверить непосредственно сам сетевой шнур, а также выключатель состоящий в последовательном соединении \фото №11\.

IMG_2572

Откручиваем болтовые соединения, чтобы осмотреть выключатель вентилятора и также нам необходимо будет проверить шнур в соединении от электрической вилки до соединения с выключателем \фото №12\.

IMG_2573
IMG_2574

На фотоснимке №13 можно заметить, что провод с черной изоляцией отпаян от контакта с выключателем. То есть выключатель для данного примера является не подключенным к электрической схеме вентилятора.

IMG_2575

Устраняем неисправность с помощью паяния оловом \фото №14\, для ремонта нам понадобится:

  • паяльное олово;
  • паяльная кислота либо другой припой;
  • паяльник.

IMG_2579
IMG_2577

На место соединения проводов после паяния оловом — надеваются кембрики для изоляции. В данном изображении \фото №15\ показано соединение конденсатора, такой способ изоляции прост и удобен в проведении какого либо ремонта бытовой техники.

Вот мы и починили напольный вентилятор Эленберг. Неисправность заключалась в самой простой причине, разрыве электрического соединения — через выключатель вентилятора.

Итак друзья, мы прошли небольшое обучение — как пользоваться цифровым мультиметром.

Тема будет дополнена информацией по различным видам вентиляторов.

На этом пока все.

Одним словом МОЛОДЦЫ.

Припаять выключатель не сложно, но пользоватся кислотным припоем для пайки прводочков не совсем правильно. Промывкой места пайки может и не получится смыть всю кислоту с прводочка. А остатки кислоты потихоньку разедят проводочек и проводочек опять отпадёт от выключателя. В таких случаях надо пользоватся бескислотным флюсом — к примеру канифолью, или чем то похожим. Удачи вам в этой работе.

Здравствуйте. Согласен с вами, перемотка электродвигателя — это трудоемкая работа.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Как разобрать и смазать вентилятор

Как разобрать и смазать вентилятор системного блока

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Вентиляторы 120 мм и 80 мм

Как смазать вентилятор 120 мм

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Пробка вентилятора

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Как смазать вентилятор компьютера

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

Стопорная шайба вентилятора

Стопорное кольцо вентилятора

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Резиновое кольцо крыльчатки

Стопорное и резиновое кольцо вентилятора

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Как разобрать и смазать вентилятор

Крыльчатка с магнитом

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

Снятие кольца с оси крыльчатки

Резиновое колечко крыльчатки

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Чистка крыльчатки вентилятора

Как разобрать и почистить вентилятор

Собственно, сама рамка с двигателем.

Рамка с электродвигателем вентилятора

Электродвигатель вентилятора 120 мм

Чистка двигателя вентилятора

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Плата вентилятора

Снята плата вентилятора

Латунная гильза вентилятора

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Установка резинового кольца на ось

Кольца вентилятора

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Установка стопорного кольца вентилятора

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Смазка для вентилятора в шприце

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Смазывание подшипника вентилятора шприцем

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

Резиновая пробка вентилятора

Приклеивание наклейки

Как разобрать вентилятор

Вентилятор 120 мм

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Вентилятор Gembird с шарикоподшипником

Стопор крыльчатки вентилятора 120 мм

Шариковый подшипник на оси крыльчатки

Подшипник на крыльчатке вентилятора 120 мм

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Разобранный шариковый подшипник вентилятора

Подшипник вентилятора 120 мм

Послесловие 2

На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера - переходим по ссылке.

Mecool M8S PRO L с радиатором Thermaltake Golden Orb

Итак, что же делать если забился вентилятор в ванной или поломался напольный в комнате? Чаще всего причина поломки и способ починки скрываются внутри устройства. Однако в зависимости от назначения вентиляторы имеют различные структурные схемы, а, значит, разбор каждого типа будет иметь свои особенности.


Сегодня рассмотрим особенности, основные неисправности, процесс и алгоритм разборки вытяжного, канального и напольного вентиляторов.

Вентилятор для ванной

Эти устройства установлены внутрь вытяжных отверстий. Чаще всего вытяжной механизм выходит из строя из-за перегорания плавких предохранителей, расположенных на двигателе внутри вентилятора. И для ремонта предохранитель необходимо заменить. Для этого нужно добраться до самого двигателя, находящегося в середине. Для разборки понадобится только отвертка.

Алгоритм разбора следующий:

  • Вынуть механизм из стены. Разбирать устройство – довольно тонкая работа, так что добраться до двигателя без снятия вентилятора со стены будет очень затруднительно, плюс есть вероятность нанесения еще большего вреда в процессе разборки.


Вентилятор для ванной собранный


  • Снова перевернуть механизм. С тыльной стороны, на том месте, где был рабочий лопастной элемент, можно увидеть несколько болтов (как правило, их 2). Этими болтами двигатель крепится к корпусу. Их необходимо выкрутить, и цель будет достигнута.

Добравшись до двигателя, рядом с обмоткой можно найти тот самый плавкий предохранитель. Он легко вынимается и заменяется на новый.


Вытяжной вентилятор

Эти вентиляторы установлены внутри кухонных вытяжек, служат для выведения загрязненного воздуха. Основная проблема в работе такого агрегата – это грязь. При эксплуатации вытяжки внутри оседает много грязи и мусора. Это приводит к посторонним шумам вовремя работы вытяжки, а также к возникновению неприятных запахов. Чистку приборов для вытяжных систем, как и всей вытяжки в принципе, рекомендуется проводить, по меньшей мере, один раз в год.

Сложность разбора вытяжного устройства заключается в том, что до самого вентилятора еще надо добраться. Он находится в середине вытяжки, поэтому не разобрав ее, не разберешь вентилятор.

Для разбора вытяжного вентилятора также потребуются только отвертки, соответствующие болтам, крепящим основные элементы вытяжки.

Итак, алгоритм разборки вытяжки и вентилятора:

  • Выключить подачу электропитания к вытяжке. . К вентилятору можно подобраться только с верхней стороны, которая крепится к трубе. Вытяжку нужно отсоединить. Она может быть прикреплена к трубе непосредственно, или же, например, к шкафу. Крепится вытяжка соединяется болтами, значит для отсоединения нужна соответствующая отвертка.
  • Положить вытяжку на стол. Снять решетку с нижней части. За ней откроется сам вентилятор.


  • Снять защитный кожух механизма. Рабочий механизм, лопасти и двигатель защищены покрывающим кожухом, который прикреплен к корпусу шурупами. Положить вытяжку чтоб была видна верхняя сторона. На ней нужно найти шурупы, скрепляющие кожух с корпусом. Эти шурупы могут быть плохо заметны из-за грязи, поэтому необходимо внимательно осмотреть корпус. Должно быть, как минимум, 4 шт.
  • Перевернуть отсоединенный кожух. За ним находится, собственно, сам вентилятор. Рабочий лопастной элемент крепится к кожуху одним болтом по оси верчения. Иногда может быть прикреплен гайкой.
  • После снятия рабочего элемента открывается доступ к двигателю. Он присоединен к корпусу аналогично двигателю вентилятора для ванной – двумя болтами с тыльной стороны. На болтах могут быть защитные резиновые колпаки.

После отсоединения двигателя можно приступить к чистке кожуха, корпуса, рабочего элемента и т.д. Перед обратной сборкой важно проверить соединительные узлы на наличие коррозии во избежание их разрушения под собственной массой вытяжки. Если сравнить алгоритм с разборкой вентиляторов для ванной, то в данном случае не придется ничего отрывать, и, соответственно, приклеивать. Все соединяется болтами, а, значит, может быть разобрано без разрушения.


Крепление рабочего механизма

Напольный вентилятор

Хотя эти вентиляторы уже давно уступили свое место кондиционерам, во многих домах, квартирах или офисах они все еще активно используются, особенно в жаркие летние дни. Разборки такой агрегат требует, поскольку со временем рабочие механизмы засоряются и коррозируют. В результате рабочий маятниковый механизм разгоняется медленнее, лопасти не получают необходимой скорости верчения, и вентилятор теряет свою производительность.

Профилактическую чистку и смазку деталей вентилятора рекомендуется проводить ежегодно перед началом сезона, поскольку за время хранения он засоряется. Для разборки понадобится отвертка.

Алгоритм разбора напольного вентилятора:

  • Снять защитную решетку. Она крепится тремя специальными рычажками, которые легко открываются рукой.
  • Отсоединить лопасти. Они прикреплены гайкой на оси верчения. Гайка сделана так чтоб ее можно было открутить рукой. Особенность ее в том, что, когда обычные гайки откручиваются против часовой стрелки, гайка крепления лопастей откручивается по часовой, а закручивается – против.
  • 3. Снять подшипник и внутреннюю решетку. Она также прикреплена гайкой, но эту гайку нужно откручивать как обычно, против часовой стрелки.
  • 4. Открепить кнопку режима работы машины. Она легко снимается рукой.


Снятие лопастей, защитных решеток и кожуха

После снятия двигателя открывается полный доступ к главной рабочей оси машины. Ее необходимо проверить на наличие ржавчины и различного рода деформаций. Если была обнаружена коррозия, нужно очистить ось от нее, при этом не повредив резьбу. Если же причиной неисправной работы вентилятора стали деформации оси, ее нужно заменить.


Смазка рабочей оси вентилятора

Канальный вентилятор

Сегодня самым востребованным типом вентиляторов является именно канальный. Причина в том, что принцип его работы схож с принципом функционирования кондиционера. Он не только чистит воздух, но и поддерживает его в определенной температуре. Со всем этим канальный тип по своему строению является наиболее сложным для ремонта. Поэтому немногие способны самостоятельно выявить причину его неисправной работы.

Причин, кстати, тоже может быть несколько. От банального загрязнения до перегрева электродвигателя. Причиной, характерной только для канального типа, может быть надобность в изменении направления канала. В любом случае, механизм требует разборки и тщательного осмотра.

Сам вентилятор канального типа является лишь частью системы фильтрации воздуха, однако важнейшей ее частью. Он направляет воздух в систему фильтрации и очистки.

Разборка вентилятора зависит от многих факторов. В первую очередь, это способ его заводской сборки. Детали могут быть соединены болтами, саморезами и т.д., а могут быть сваренными. Кроме того, канальные вентиляторы собирают специально под фильтрационную систему. В зависимости от нее конструкции и схемы сборки могут быть разными. Поэтому будет описана разборка самого популярного типа канального вентилятора – квадратного.

Для разборки понадобятся отвертка и плоскогубцы.


Алгоритм разборки канального вентилятора квадратного типа:

1. Отключить электропитание.

2. Отсоединить рабочий узел от фильтрационной системы. Вентилятор является краевым звеном системы, поэтому отделить его не будет сложной задачей. Трубопровод подведен одной из стенок механизма. Как правило, труба не приварена, а привинчена болтами. Поэтому ее легко отделить с помощью отвертки.

3. Вынуть машину из стены. Как и в случае с прибором для ванной, канальный невозможно разобрать, не вынув из стены.

Важно! Перед снятием необходимо убедиться, что вентилятор полностью отсоединен от трубопровода, чтобы не допустить деформаций или разрушений труб.

После демонтажа весь механизм – это, по сути, вентилятор внутри большой квадратной коробки. С помощью ее стенок регулируется направление собранного воздуха. Поэтому если требуется изменение направления, коробка будет основным элементом разборки. Сам прибор, в таком случае, не требует разборки. Если же требуется проверка двигателя или оценка целости лопастей, требуется демонтаж и разборка самого вентилятора.

4. Снять лопасти. Они прикреплены к электродвигателю гайкой по основной рабочей оси. Гайка легко откручивается плоскогубцами. Сам электродвигатель в большинстве случаев приварен к коробке, поэтому его, чаще всего, не демонтируют.

5. После снятия лопастей открывается доступ к двигателю. С тыльной стороны он, как и в случаях с другими типами вентиляторов, прикреплен болтами. При вынимании и осмотре двигателя соблюдать осторожность и не допустить повреждения кабелей.


Тыльная сторона. Кожух электродвигателя

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что вентиляторы не являются столь сложной системой. Они довольно просты в сборке и в разборке, но требуют аккуратности и грамотности. И если их разборку и поддержание в надлежащем состоянии сделать систематическими, то со временем разборка станет привычным и простым процессом, а механизм прослужит намного дольше.



Как разобрать, смазать, а потом собрать вентилятор, если он начал шуметь больше обычного. Если один из вентиляторов, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки.
В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть ещё варианты, когда вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках

В таких вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже. В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки.

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения

На схеме ниже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.

вентилятор на подшипнике скольжения

1 крыльчатка,
2 корпус,
3 постоянный магнит,
4 печатная плата с элементами управления,
5 статор с обмотками,
6 стопорное кольцо,
7 вал,
8, 10 маслосбойные кольца,
9 втулка подшипника.

Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора:


Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).


Удаляем фирменную этикетку

Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.


расширяем зазор стопорной шайбы

Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Настоятельно рекомендуется перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани. Это предотвратит потерю шайбы.


Удаляем стопорную шайбу

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.


Удаляем резиновое кольцо

Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.


Удаляем второе резиновое кольцо

Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.


Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала

Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.


Вставляем вал в подшипник

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслосбойное кольцо.


Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.


Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала

После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.


Устанавливаем на место заглушку и фирменную этикетку

Масло для смазки подшипников скольжения

Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.

Читайте также: