Как смазать вентилятор sunon

Обновлено: 11.05.2024

Не знаю что случилось, но в последние несколько дней меня завалили просьбами сделать видео, как разобрать кулер видяхи чтоб смазать. Хотя моя ферма на видеокартах уже 2 года как выключена и полгода как все распродано.

Но тем не менее. народ требует - будем исполнить!

Начнем с того, что все ссылались на

, в котором я показывал преимущества кулера, у которого был убран стопор крепления крыльчатки и я согласился снять очередной короткий ролик, в котором собирался продемонстрировать как это сделать. Но что-то пошло не так.

Перед написанием этой статьи, должен признаться, что всех вопращающих считал жопорукими гомо-эректусами, которые не способны ни на что, кроме как существовать. Теперь забираю все свои мысли назад и даю обещание больше так не думать.

Теперь я расскажу и покажу вам, как это делать и что делать, если "ВСЕ ПРОПАЛО. " :suicide_fool-edit:

Поскольку все мои видяхи уже проданы и благодарно служат новым владельцам, а подходящего кулера я не смог найти, то решил продемонстрировать все на абсолютно исправном кулере от видеокарты Asus HD7970.

s-866.JPG

Да да, это именно та самая видяха с видео. :) Жертвой и главным актером видеоролика будет правый кулер.

Для начала надо немного разобрать видеокарту, чтоб получить полный доступ к кулеру.

s-870.JPG

Разумеется, с каркаса тоже надо его снять.

Когда кулер освобожден от железных оков, то мы можем почуствовать и увидеть его свободный ход, ограниченный внутренним несъемным стопором.

s-867.JPG

s-865.JPG

Вот в этот промежуток нам и надо вставить наш высокоточный инструмент, который называется ScrewDriver или по-русски - отвертка плоская обыкновенная.

s-868.JPG

В идеале, нужно использовать две плоские тонкие отвертки с шириной лезвия 5-7мм, ни больше, ни меньше. На картинке выше - просто общий вид инструмента.

Вставляете их в прорезь оттянутого кулера на минимальную глубину - порядка 0.5-1.5мм. Глубже - чревато. Дальше смотрим видеоролик.

Внимание! На данном ролике все действия были сделаны верно. Но результатом должен был стать щелчок, а не хруст и треск. Если вы услышали щелчок, то это значит, что у вас все получилось и дальше статью можно не читать. А просто почистить, смазать и собрать все обратно.

Несколько фоток как что и куда засовывать.

s-871.JPG

s-864.JPG

s-869.JPG

Ну чтож. как вы видите - что-то пошло не так. Но это не так страшно! :) Теперь мы можем рассмотреть все варианты развития дальнейших событий.

Смотрим вторую серию! :D

Как видите, полная разруха, тотальный фатал и другие ругательные слова. Но на самом деле - ничего страшного! ;)

Теперь посмотрим, что нам мешало. Фактически, вся съемная часть выглядит как ротор с лопастями, который вставлен в подшипник скольжения и зафиксирован пластиковым кольцом-стопором с 4-мя вырезами.

Вот все эти элементы в разобранном и собранном состоянии.

s-874.JPG

s-872.JPG

А вот весь кулер в порядке сборки (слева направо)

s-873.JPG

Да ну и хрен с ним!

Давайте уже займемся ремонтом!

На предыдущих видеороликах, вы видели как я ломал.. буквально раскрошил в клочья исправный вентилятор! Ну это не страшно, т.к. у нас есть двухкомпонентный эпоксидный клей!

s-877.JPG

Размешиваем, склеиваем, фиксируем.

s-878.JPG

Не надо спешить! Это важно. Клей очень крепкий, но ему надо тепло и 24 часа покоя.

Когда все склеилось - можно собирать. Пока эпоксидка схватывалась, решил привести в нормальный вид и второй кулер видяхи, у которого все было проще с разборкой, но у него крыльчатка улетела со шкива )))

Теперь все выглядит красиво и аккуратно.

s-876.JPG

Кстати, многие из вас заметили, что есть отличия между статорами. Так вот - у правого изначально сломалась пластиковая крышка, прикрывающая подшипник (как на левом), но на самом деле этот пластик не несет никакой нагрузки, так что если он треснет, то можете смело доламать его по всему периметру.

Устал я писать. Давайте уже завершим эту эпопею.

Все несмазанное - смазано. Все сломанное склеено. Пора проверить работоспособность!

Всем удачных ремонтов и благополучного решения непредвиденных проблем!

А свои "спасибо", можно смело отправлять на кошелек, указанный в моем профиле или на донат сайту, который указан в самом низу любой страницы.

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Смазывание кулера

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой — смазка для них должна быть намного более пластичной.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Смазочное масло

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Делать это можно только при полностью обесточенном системном блоке, включая отключение сетевого шнура!

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Как смазать вентилятор (кулер)

Поэтому, как минимум, один раз в год, нужно проводить профилактику системного блока. Профилактика, как правило, сводится к удалению из корпуса скопившейся пыли и проверке работоспособности вентиляторов. Крыльчатка вентилятора должна вращаться очень легко и плавно, во время работы вентилятора не должно быть слышно посторонних звуков, треска. Если вентилятор снять и, держа его в руках, включить, то кроме шума воздушного потока не должно быть других звуков.

Смазываем вентилятор

Если вентилятор остановился или обороты значительно упали, то его необходимо смазать. Это будет намного экономичнее, чем покупка нового вентилятора и займёт несколько минут.

Для смазки вентилятора необходимо подготовить ватную палочку, смоченную спиртом, две иголки и масло. В качестве смазки можно использовать как машинное масло, так и густые смазки типа ЛИТОЛ-а или ЦИАТИМ-а. Вентилятор можно смазать и специальной силиконовой смазкой, которая используется для смазки трущихся частей принтеров, приводов и других устройств.

Первым делом вентилятор необходимо снять с кулера или корпуса. В качестве примера я снял вентилятор с видеокарты. Он показан на рисунке 1.


После того, как вентилятор снят, нужно удалить блестящую самоклеющуюся этикетку. Вентилятор со снятой этикеткой показан на рисунке 2.


Вентилятор со снятой этикеткой

В центре вентилятора видна ось крыльчатки, которая зафиксирована пластиковой белой шайбой. Крупнее этот участок показан на рисунке 3.


На белой пластиковой шайбе, фиксирующей ось, виден разрез. В этот разрез нужно вставить иголку, раздвинув две части шайбы. Затем второй иголкой нужно аккуратно приподнимать шайбу, начиная от места разреза. Будьте внимательны, шайба достаточно упруга и может соскочить с оси и потеряться. Вентилятор со снятой шайбой показан на рисунке 4.


Теперь необходимо вынуть крыльчатку.


Если на оси крыльчатки есть какие-то еще шайбы (как на рисунке 5), то их тоже необходимо снять.

Затем ватной палочкой, смоченной в спирте, нужно очистить ось крыльчатки и втулку в корпусе вентилятора. Необходимо удалить всю старую смазку. Для очистки внутренней поверхности втулки можно использовать зубочистку или спичку.

После того, как все очищено спиртом, на нижнюю часть оси нужно нанести смазку или капнуть масла, а затем установить на место шайбы, если они там были. После этого крыльчатку можно поставить на место и вернуть на место фиксирующую шайбу. После того, как вентилятор собран, прямо на фиксирующую шайбу можно капнуть масла или положить густую смазку.


Если немного масла попадет на корпус вентилятора, то его надо удалить при помощи ватной палочки или тряпки. Остается приклеить на место этикетку.

В один из дней кулер моего ноутбука стал неприятно шуметь, явно указывая на то, что ему что-то мешает. Температуры в нагрузке, кстати, стали выше. Даже прослушивание онлайн-радио заводило "трещотку" почти на полную катушку. Промедление стало бы губительным для моего ПК.

кулер ноутбука

Разобрал, вытряхнул мусор, счистил всю пыль с радиатора. Ничего лопастям не мешало. Для подтверждения подозрений прокрутил лопасти кулера - да, бьет внутри. Попытка поднять крыльчатку не увенчалась успехом, так как её что-то держит. В надежде, что у основания кожуха вентилятора находится ось со стопорным кольцом, снял наклейку. Разочарованию не было предела - впрессована металлическая заглушка.

неразборный кулер

Выхода было два:

  • высверлить заглушку
  • выплавить отверстия в пластиковой верхушке, где находятся лопасти

технические отверстия для обслуживания неразборного кулера

Приглядевшись к этой самой верхушке стало понятно, что на ней, также, находится наклейка. Подковырнув её моему взору предстали три отверстия, вполне вероятно, для смазывания. Набрал машинное масло в аптечный шприц закачал его туда.

Выждал пару минут, заново прокрутил кулер - стук пропал.

Всегда для таких манипуляций использую машинное масло от швейных машин. Лучше, если оно будет от промышленных агрегатов - оно выдерживает огромный ресурс и нагрузки.

На этом все. Всем Спасибо за внимание!



Читаемое

Все содержащиеся на настоящем Сайте сведения носят исключительно информационный характер. Не является ни научным, ни просветительским, ни научно-просветительским ресурсом.Администрация сайта не несет ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, вред , причиненные вследствие ограничения доступа, либо вследствие посещения Сайта и использования размещенной на Сайте информации, включая, но не ограничиваясь, любыми убытками, нанесшими ущерб Вашему компьютерному или иному оборудованию.

Все сервисы использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться партнерам и храниться на их сервере в ЕС и Российской Федерации. Партнеры будут обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Партнеры обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях их использования.

Читайте также: