Как снимать автопортрет на зеркалку

Обновлено: 17.05.2024

Портрет - непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке - люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете.

Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет" не пишет только ленивый :) При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность - "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность :)

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много. Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет - самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения, с которого него начинают все портретисты. Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С каким фокусным расстоянием снимают портреты?

Никто не запрещает фотографировать портрет на более широкоугольный объектив или, наоборот, на телевик. Но имейте в виду, что широкоугольник вынуждает фотографировать с более близкого расстояния, отчего лицо на фотографии получается излишне выпуклым, а на заднем плане в кадре может оказаться много лишнего. При съемке с телеобъективом лицо напротив будет казаться более плоским и "круглым", чем на самом деле.

С какого расстояния фотографировать портрет?

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2-3 метров. Именно с этого расстояния "портретные" объективы 85 мм (и более) обеспечивает приемлемый масштаб. Хотите более крупный план? Используйте более длиннофокусную оптику, но ближе 2 метров к модели не приближайтесь. Не стоит и сильно удаляться без особой нужды - если между фотографом и моделью слишком большое расстояние, между ними ослабевает контакт и каждый становится будто сам по себе.


Итак, перечислим по пунктам - почему важно использловать умеренно-длиннофокусную оптику и соблюдать дистанцию от 2 метров при портретной съемке:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности - не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того теряется контакт фотографа с моделью, что затрудняет постановочную съемку.

2. При съемке портрета "издали с зумом" гораздо удобнее работать с фоном. Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор - лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного фикса, но и китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает некое подобие "боке". Может случиться, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

  • Вести съемку с более близкого расстояния. Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы - с определенного момента он начинает расти очень быстро!
  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке. При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс - вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).
  • Использовать более длиннофокусную оптику. Минус - возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс - вы сразу получите нужный масштаб портрета без необходимости кадрирования с потоерй разрешения, а заодно задний план будет хорошо размыт - чем больше фокусное расстояние, тем мощнее получается размытие.

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача - создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.



Автор фото - Мария Струтинская

К сожалению, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм, особенно у объективов профессиональных серий. Размытие заднего плана у большинства зумов не такое интересное - сказывается меньшая светосила и "скучный" монотонный рисунок размытия. Для объективов работает принцип - чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому рекомендую я приобрести отдельный объектив для портретной съемки (если она вам действительно интересна). Зум-объектив со светосилой 1:5.6 на длинном конце - очень компромиссное решение даже по сравнению с самым дешевым светосильным фиксом.

Как размыть фон на портрете?

Какие настройки камеры нужно установить, чтобы фон на фотографиях был размытым?

Начнем с того, что далеко не все камеры на это способны. Любительские компактные камеры (мыльницы) и смартфоны не способны обеспечить "честное" боке и часто оно заменяется программным размытием, результат которого может быть не предсказуем. У фотокамер с матрицами размером от дюйма и больше эта возможность есть, причем чем больше размер сенсора, тем больше возможности управлять резкостью и разымтием.

Итак, чтобы максимально размыть задний план нужно сделать следующее:

1. Увеличить фокусное расстояние. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше зона ГРИП, соответственно, тем сильнее размытие объектов вне этой зоны.

2. До максимума открыть диафрагму. Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 1.8, 1.4 иногда даже шире. ГРИП при f/1.4 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше - уходит в размытие.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном - чем оно больше, тем "размытее" будет фон. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

На самом деле реальная потребность размыть все "в ноль" - не такое частое явление, как может показаться на первый взгляд. Гораздо лучший результат в плане качества достигается, если закрыть объектив на 1 стоп (например, не на f/1.4, а на f/2) - и детализация повыше и ГРИП не столь экстремально мала, что приходится трястись над каждым кадром, лишь бы фокусировка не промахнулась.

С какими настройками фотографировать групповой потрет?

Групповой портрет, на котром люди стоят в несколько рядов нужно фотографировать с прикрытой диафрагмой (минимум f/5.6, лучше - больше). Причина проста - при f/2.8 зона резкости невелика и те, кто стоит к камере ближе или дальше дистанции фокусировки окажутся размытыми. С закрытием диафрагмы зона ГРИП и расширяется и в нее помещаются все члены группы.

Что касается фокусного расстояния - опять же не стоит этого делать с широкоугольником, так как он "тянет углы". От этого те, кто стоит с боку окажутся с вытянутыми лицами. Еще из-за эффекта перспективы те счастливчики, кто стоит первом ряду получаются на фотографии заметно крупнее тех, кто оказался в задних рядах.

Фотографируя групповой портрет нужно найти компромисс между фокусным расстоянием - чтобы все поместились и чтобы не было явно выраженных перспективных искажений, диафрагмой - чтобы ГРИП была достаточной и в то же время хватило света, так как закрытая диафрагма его "съедает". Съемка группового портрета в темном помещении - та еще задача! Даже если у вас есть внешняя вспышка, ее мощности может не хватить, чтобы снимать в отраженном свете (от потолка или задней стены) на f/8. В этом случае используются дополнительные источники света с зонтами или софтбоксами.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос - что должно быть резким? Кто-то ответит - "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа :) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть - глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой.

Вывод - резкость в портрете нужно наводить на глаза. Если снимаем вполоборота, и один глаз оказывается ближе к объективу, другой - дальше, то резкость наводим на ближний к нам глаз. Кто-то наоборот, советует наводиться на "дальний глаз", но таких немного.

Правила кадрирования при портретной съемке

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.


По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.


По кадрированию вам поможет памятка от Akry.


Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки - естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Фото, приведенные ниже в качестве примеров были сделаны мной на мастер-классе Сергея Воробьева "Стильная свадебная фотография"



Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой". Другую половину, отдаленную от камеры - "узкой":



Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым. Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону. лучше если модель будет смотреть в сторону света. Мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте вспышку "в лоб"! Если без вспышки никак, постарайтесь снимать в отраженном свете, причем поверните голову вспышки чуть в сторону, чтобы световое пятно на потолке было не строго над моделью, а чуть в стороне - освещение будет не фронтальным, а фронтально-боковым.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Первое, что поможет - точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный - это одно и то же) замер экспозиции - по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию - автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну - динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух. А поскольку мы снимаем именно портрет, выбор делаем в пользу модели.

Есть много способов получить одновременную проработку и лица и заднего плана. Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем - вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель.


Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В зависимости от ракурса точка съемки может быть и выше и ниже, но стоит помнить, что при съемке снизу вверх - у модели появляется второй подбородок, а снимая сверху вниз нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность - съемка детей с высоты своего роста на фоне пола. Вывод прост - если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас - либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи - техническая часть и творческая. Портрет - не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Также при съемке портрета существует множество исключений и частных случаев, в которых для получения лучшего результата стоит отступить от классических правил.

Тем не менее, я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Поддержать проект

Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).

Изображение с названием Take Good Selfies Step 1

Изображение с названием Be Feminine Step 3

Продемонстрируйте что-нибудь новое. Если вы решили сделать автопортрет для того, чтобы показать новую стрижку или новые сережки, убедитесь, что в кадр попадет именно та новинка, от которой вы в восторге.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 2

  • Фото, на котором вы показываете вашу новую прическу, должно быть снято под наиболее выгодным для демонстрации ваших волос ракурсом. Это же правило касается усов и ваших новых очков – желательно, чтоб и то, и другое находилось прямо в центре кадра.
  • Вы так же можете сфотографироваться, просто держа в руках новоприобретенную вещь, или блюдо, которое собираетесь съесть.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 3

  • Например, если вам нравятся ваши глаза, акцентируйте на них внимание с помощью туши для ресниц и теней для век, а для лица и губ подберите нейтральные тона.
  • Также, если ваша улыбка – самая привлекательная черта, нанесите на губы шикарную помаду, а щеки и глаза оставьте без макияжа.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 4

Изображение с названием Take Good Selfies Step 5

  • Делайте снимки в полный рост в убранном помещении. Фото должно акцентировать внимание на вашей фигуре, а не на лишних предметах на заднем плане.
  • Вы будете выглядеть намного стройнее, если слегка повернете бедра в сторону той руки, где находится камера. Противоположное плечо должно немного выступать вперед, а свободная рука должна либо находится в расслабленном положении, либо же опираться на бедро. Грудь необходимо немного наклонить вперед, только постарайтесь сделать это как можно естественнее. Что касается ног, они должны скрещиваться у лодыжек. [1] X Источник информации

Изображение с названием Take Good Selfies Step 6

  • Если же образ только что проснувшегося человека в вашей интерпретации больше похож на ночной кошмар, нежели на мечту, вы можете немного привести себя в порядок. Даже легкий макияж поможет создать впечатление естественности, особенно если обычно вы склонны наносить больше макияжа, чем на снятом вами автопортрете.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 7

  • Направьте камеру прямо вниз. Край экрана должен захватывать непосредственно область голеней и быть приближенным к области бедер. Снимок под таким углом максимально удлинит ваши ноги визуально.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 9

  • Солнце или другой источник света должен всегда находиться напротив, немного выше уровня глаз, и ни в коем случае не позади вас. Свет смягчит ваши черты и предотвратит неуместные резкие перепады на вашем лице. Если свет будет падать сзади, ваше лицо будет слишком затененным, и, как следствие, фото будет испорчено. [2] X Источник информации
  • Рекомендуется использовать тонкую занавеску для того, чтобы рассеять солнечный свет или одиночный источник света. Такой ход позволяет сделать освещение мягким и сбалансированным, а также сглаживает черты лица, в то же время, делая вашу улыбку более привлекательной.
  • По возможности, старайтесь отдавать предпочтение естественному освещению, так как помогает передать цветовую гамму более точно, чем искусственное освещение. Если у вас нет возможности снимать при хорошем освещении, то вы сможете позже отредактировать фото, так как большинство современных цифровых камер имеют функцию автоматической свето-коррекции.
  • Отключите вспышку, если это возможно. Она создаст блики на лбу, слегка исказит вашу внешность и, скорее всего, придаст автопортрету эффект красных глаз.

Изображение с названием Take Good Selfies Step 10

Используйте заднюю камеру телефона. Многие мобильные телефоны имеют две камеры: одна на задней стенке, и фронтальная. Вместо того чтобы использовать для съемки фронтальную - используйте заднюю. Задняя камера делает снимки более высокого разрешения, чем фронтальная, которая выдаст более размытый результат. Вам придется развернуть телефон, и вы не сможете увидеть ваше лицо, во время съемки; но это стоит того, чтобы избежать проблем с качеством фотографии.

Следуйте советам из статьи, а после усовершенствуйте снимки в программе ФотоМАСТЕР!

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Как правильно снимать портреты:
подробное руководство для новичков

Портрет на первый взгляд кажется весьма незамысловатым жанром. Что тут сложного – поставь человека перед камерой, попроси улыбнуться и щёлкни затвором. Заблуждение! Портрет требует от фотографа определённого мастерства и умения учитывать технический и психологический аспекты съёмки. В этой статье разберём, как снимать портреты на уровне профи и превращать каждый кадр в маленький шедевр. Пройдёмся по всем этапам, начиная с настроек камеры и заканчивая постобработкой.

Этап №1. Тщательная подготовка

В первую очередь определитесь с задумкой – где, кого и как вы хотите снимать. Это важно, поскольку для каждой разновидности портретного фото будут свои особенности.

Уличная фотосессия открывает безграничные возможности в подборе локаций. Вариант отлично подойдёт как для классического, так и для художественного портрета. Для съёмок на улице важно знать несколько правил.

1. Учитывайте время суток

Снимать лучше на рассвете (1-3 часа после подъёма солнца) или в предзакатное время суток. Утром вы получите угловое освещение и преимущественно холодные оттенки в кадре, на закате – тёплые яркие цвета и ровный свет. Зимой выигрышное время для фотосессии – вторая половина дня. Избегайте съёмок в полуденное время. Если это невозможно, старайтесь увести модель в тень или используйте отражатель.

как правильно снимать портреты

Естественный свет при съёмке на улице – ваш главный инструмент

2. Выбирайте удачные локации

съемка уличного портрета

На улице можно без труда найти удачный фон для съёмок портрета

3. Соблюдайте технические особенности

Настройка фотоаппарата для съёмки портрета – индивидуальный ритуал каждого фотографа. Кто-то предпочитает JPEG и пользуется автонастройками, а кто-то снимает в RAW и регулирует параметры вручную. Но, независимо от пристрастий, есть ряд моментов, которые нужно знать. Откройте диафрагму на максимум, чтобы добиться размытого фона и низкой глубины резкости. Так вы сделаете акцент на лице модели более явным.

Чтобы изображение получилось чётким и несмазанным, подойдёт выдержка 1/200, 1/250. Светочувствительность или ISO лучше сделать минимальное – 100 (для некоторых моделей камер меньше).

Для фотосессии в студии требуется больше оборудования, чем для уличной. Пусть нежелание возиться с осветительными приборами не станет для вас поводом игнорировать студийные съёмки! Работа в помещении не только позволяет работать независимо от погодных условий, но и способствует большей свободе и раскрепощённости модели.

съемка студийного портрета

Работать с несколькими осветителями одновременно вовсе не страшно!

Вы можете работать как с однотонным светлым или тёмным фоном, так и в полностью обустроенном интерьере. И в том и другом случае важнейшую роль играет освещение.

В арсенал студийного фотографа входят:

  • софтбокс – нужен для создания мягкого света, бывает прямоугольной (для общих планов), квадратной (для крупных портретов) и восьмиугольной (для групповых съёмок) формы;
  • отражатель – полотно золотого, серебряного или белого цвета для подсветки теневой стороны объекта;
  • рефлекторы – лампа с жёстким направленным светом для создания контрового освещения;
  • стрипбокс – узкий прямоугольный осветитель для создания выразительных теней и бликов на портрете.

Старайтесь подходить к выбору осветительного прибора осознанно. Понимая, какой эффект даёт та или иная лампа, вы сможете экспериментировать со схемами освещения и получать действительно оригинальный результат.

освещение при съемке портрета

Грамотно расположив осветители, можно добиться эффектного светотеневого рисунка

Съёмка портрета в студии предъявляет особые требования к параметрам камеры. Выдержка может колебаться от 1/120 до 1/200. ISO обычно выставляют на минимальное значение, однако, показатель светочувствительности в 200 тоже будет допустимым. А вот диафрагму лучше оставить чуть прикрытой: f/1.8 – f/3.0 будут оптимальными. Если вы арендуете студию, обязательно изучите её до начала фотосессии. Сделайте несколько пробных кадров. Так вы сможете точнее подогнать параметры камеры под имеющиеся условия.

Для качественной съёмки одиночных портретов в студии не стоит использовать длиннофокусные объективы (выше 85 мм). Причина проста – в помещении, где вы снимаете, может не хватить пространства для того, чтобы снять модель общим или даже средним планом.

Заранее подготовьте место – у вас должно хватить пространства, чтобы расположить всех. На улице это могут быть не слишком тенистые парки, архитектурные сооружения с большими лестницами. В студии потребуются стулья, кресла, скамейки, а также один или несколько октобоксов, чтобы равномерно осветить всю группу.

групповой портрет

Главное при съёмке нескольких человек – сохранить единство группы

Для съёмки нескольких человек лучше использовать объективы со стандартным фокусным расстоянием (35-50 мм). Широкоугольные модели могут исказить фигуры участников, которые расположены ближе к камере. Малая глубина резкости на групповых портретах недопустима, так как лица на заднем плане или по бокам могут получиться размытыми. Обязательно прикройте диафрагму: оптимальными будут значения f/4.0-f/5.0.

Среди профессионалов распространён небольшой трюк, как снимать групповые портреты и получать в итоге идеальный снимок, где каждый смотрится безупречно. Фотографы намечают общую композицию кадра и расстановку людей, снимают небольшими группами, а после – соединяют кадры на фотомонтаже.

Если вариант не подходит, используйте режим серийной съёмки и делайте по 2–3 кадра. Это даст вам возможность выбрать самое удачное изображение и, при необходимости, скрыть недочёты при монтаже, используя материал с соседних кадров. Например, если одна из моделей прикрыла глаза или отвернулась.

Этап 2. Работа с моделью во время съёмки

Чтобы передать на снимке характер, вам нужно побыть немного психологом. Общайтесь с человеком на равных, обсудите сторонние темы, поинтересуйтесь, чем он увлекается, попытайтесь понять, что за личность перед вами.

Общение во время съёмок – ключ к созданию выразительного характерного портрета. Почувствовав, какой темперамент у вашей модели, вы сможете с выгодой использовать это. Флегматичные, спокойные люди идеально смотрятся в томных задумчивых образах, тогда как сангвиники, подвижные и позитивные, идеальны для создания динамичных и весёлых кадров.

эмоции на портрете

Если наладите контакт с моделью, считайте, что выполнили половину работы!

Крайне важно при съёмке соблюдать правила кадрирования и позирования.

  • Старайтесь делать разные планы – во весь рост, поясные, плечевые и крупные.
  • Включите на камере отображение сетки, чтобы соблюдать правило третей.
  • Просите модель принять естественную позу или попросите выполнить простое действие на камеру.
  • Во время съёмки лица и планов средней крупности, размещайте камеру на уровне глаз модели. Снимая ростовой портрет, опуститесь чуть ниже.
  • При кадрировании не режьте фигуру по локтям, запястьям, коленям и по линии шеи.
  • Снимая по весь рост, следите, чтобы нога, которая ближе к камере нога не закрывала ту, что дальше.
  • Чтобы светотеневой рисунок ровно ложился на лицо, разверните модель под углом 45-50° к источнику света.
  • На групповых портретах участники не должны находиться в одинаковых позах.

Помните об этих правилах, однако не позволяйте им стеснять вас. Вы можете свободно экспериментировать с ракурсами, с закрытыми и открытыми позами, углом падения света и с источниками освещения в целом.

необычный портрет

Ищите необычные способы запечатлеть модель в кадре

Этап №3. Обработка портретов в редакторе

Чтобы кадр получился безупречным, порой недостаточно знать только то, как правильно снимать портрет. Важно понимать, как грамотно его обработать. Одни снимки требуют только базовой цветокоррекции, а другие — серьёзной ретушёрской работы. И в том и в другом случае потребуется мощный редактор, который даст возможность оперативно и эффективно преображать кадры. Как раз к такому софту относится ФотоМАСТЕР.

Автоулучшение, кадрирование, тонкая настройка цветового баланса, кисти для тщательной ретуши и фильтры для моментальной обработки – софт позволяет устранить недостатки и усовершенствовать кадры в короткие сроки. Остановимся подробнее на опциях, без которых не обойдётся ни один фотограф-портретист.

автоматическая ретушь портрета

Улучшите состояние кожи модели на портрете в один клик

Перейдите к ручным настройкам, чтобы получить больше контроля над результатом. Вы сможете разгладить кожу, скорректировать тон, добиться выразительного взгляда и белоснежной улыбки, просто перемещая ползунки.

ретушь портрета

При желании скорректируйте внешность модели на фото вручную

Если вас не устраивает задний план на портрете – не проблема. ФотоМАСТЕР поможет заменить фон буквально за минуту. Обведите модель с помощью специальной кисти, обозначьте участки со старым фоном – и софт автоматически удалит его. Вам останется лишь уточнить границы фигуры и загрузить новый задник.

замена фона

Разместите модель на новом, более гармоничном и интересном фоне

ФотоМАСТЕР – просто находка для любителей поэкспериментировать с оформлением фотографии. Программа включает несколько десятков фильтров, которые добавят атмосферности в любой портретный кадр. Световые и цветовые эффекты, стилизации под старую плёнку, тонирование и виньетирование – примените понравившийся вариант, настройте его интенсивность и сохраните результат.

каталог эффектов

Сделайте снимок атмосфернее, применив фильтр из коллекции программы

Овладев этими тонкостями, вы будете получать потрясающие портреты, которые придутся по душе тому, кто на нём изображён. Превратите фотографирование из рутины в творческий процесс! Придумывайте новые способы оригинально запечатлеть человека на снимке и не забудьте установить ФотоМАСТЕР, чтобы довести фото до совершенства.

Портрет — один из самых сложных и популярных жанров в фотографии. Это способ передать эмоции человека, выразить чувства, показать статус, позволить сыграть роль. За каждым хорошим портретом — сотни совершённых ошибок, часы обучения и десятки фотосессий. В портрете важно все, выделить какой-то особый критерий попросту невозможно. Но есть определённые азы, которых стоит придерживаться начинающему фотографу. О них и пойдёт речь далее.


Существует мнение, что хороший портрет можно снять только на профессиональную камеру, но это верно где-то на 90%. На самом деле даже неопытный пользователь вполне может обойтись без сверхсветосильных объективов с апертурой f/1.2 или пяти внешних вспышек с десятком отражателей, и при этом создавать превосходные портреты. Впрочем, на древнюю мыльницу тоже особо не поснимаешь — результат упирается в правильные настройки камеры, а у большинства мыльниц их попросту нет.

Что нужно для съёмки портретов?

В качестве примера в этой статье мы используем зеркальный фотоаппарат с матрицей APS-C, китовый объектив или светосильный фикс начального уровня. Зеркальные фотоаппараты, как правило, комплектуются китовыми объективами с фокусным расстоянием 18–55 мм, 18–105 мм или 18–135 мм и светосилой f/3.5 – f/5.6. Такого объектива за глаза хватит для домашних фото, но если вы хотите большего, то стоит присмотреться к фиксам.

Ещё одним бестселлером среди любителей портретной съёмки является модель с фокусным расстоянием на 35 мм. Его фокусное расстояние позволит фотографировать как дома так и в помещении, но в тоже время искажения будут на приемлемом уровне, а размытие фона на достаточно высоком. Как и в случае с полтинником, новичку лучше всего присмотреться к модели со светосилой в f/1.8.

Позаботившись об объективе, не забудьте о внешней вспышке. Касательно встроенной в фотоаппарат можно сказать одно — забудьте о ней. Даже недорогая модель внешней вспышки от китайского производителя может оказаться лучшим решением. В первую очередь во вспышке вас должны волновать три вещи: поворотная головка, возможность ручной настройки мощности и, желательно, встроенный рефлетор. Также стоит позаботиться о совместимости вспышки с фотоаппаратом.

Для лучшего результата можно порекомендовать присмотреться к студийным рефлеторам. Вас должны интересовать как минимум две модели: серебристый и золотистый. Размер тоже имеет значение, но для начала вполне подойдут модели с радиусом 90 или 110 см. В чем-то работа с рефлетором похожа на работу со вспышкой. Но при этом рефлетор не излучает свет, а просто его отражает. Так, серебристая модель будет передавать естественный дневной свет, а золотистая — тёплый, как при закате.

Что нужно знать о китовых объективах. Фокусное расстояние 18 мм f/3.5 хуже, чем 55 мм f/5.6. Связанно это с глубиной резкости — у параметра на 55 мм она будет заметно выше. Плюс, как уже говорилось выше, чем ближе по фокусным к 70-115 мм, тем меньше искажение лица. К большому сожалению, китовый объектив вряд-ли сможет обеспечить приемлемое размытие фона, поскольку его светосила недостаточна. Чтобы хорошо размыть фон понадобится светосильная оптика. Минимум — f/2.8. Самое красивое размытие фона даёт фикс, ведь в его конструкции не предусмотрено смещение линз, поэтому идеально подогнанная на заводе схема всегда даёт максимальный результат.

Ошибки, которые допускают при съёмке портрета

Ниже мы рассмотрим несколько наиболее популярных ошибок, которые с тех или иных причин допускают практически все молодые фотографы.

Первая ошибка — съёмка в упор

Чтобы понять на каком расстоянии фотографировать, нужно найти причину всех бед, а виной является перспектива, которая искажает лицо модели. Чем ближе вы снимаете портрет, тем более выраженным будет эффект искажения.

Фотографируя, старайтесь отходить от модели на максимально возможное расстояние и используйте оптический зум (если таковой имеется). Но не нужно отбегать на 15–20 метров, оптимальное расстояние будет в пределах 1.5–2.5 метра. Некоторые фотографы, чтобы добиться минимальных искажений, отходят дальше, а после кадрируют фотографию в фоторедакторе. Но в таком случае вы рискуете потерять в разрешении снимка.


Серия фотографий Стивена Иствуда наглядно демонстрирует, как именно меняется лицо на фотографии в зависимости от фокусного расстояния объектива

Вторая ошибка — неправильно выбранное время


Внешняя вспышка или рефлектор позволят осветить модель
даже если фон излишне яркий

Лучшим временем для съёмки портрета считаются предзакатные часы — за 2 часа до заката. В это время свет становится мягче, лучи падают под более настильным углом. К тому же вы сможете снимать против солнца.

Не забывайте, что важным атрибутом для съёмки в солнечную погоду является бленда. Не вдаваясь в сложные технические нюансы, можно сказать, что с её помощью фото может сделать более контрастным. Впрочем, при съёмке против солнца бленда становится абсолютно бесполезной.

Третья ошибка — пренебрежение фоном


Правильно подобранный фон или эффект боке позволяют
выделить фотографию

Новички часто не используют преимущества живого природного фона. Использование однотонного, серого, белого или другого искусственного фона вообще редко практикуется. Он слишком однообразен и скучен, используется преимущественно в студии.

Лучше всего для фона подходят листья деревьев, природные пейзажи, горы, поля рапса, узнаваемая по силуэту архитектура и т.д. Пробуйте, экспериментируйте, в первую очередь определитесь, что именно вам нужно: замылить фон или оставить едва различимую загадку для домыслов. Если требуется фон всё-таки выделить, то вам как фотографу нужно проследить, чтобы лицо модели не было темнее фона. Если источник света находится за спиною модели, то лучше использовать вспышку или рефлетор.

Немаловажным элементом фона является боке (часть фотографии, оказавшаяся не в фокусе). Но этот эффект сильно зависит от используемой оптики, от света, угла под которым он падает, количества его источников и их яркости. Если вы хотите получить красивое боке, то выбирайте место где много переходов от светлого к тёмному, старайтесь сделать так, чтобы источников света было как можно больше и чтобы они находились за спиной модели. Листья, сквозь которые пробираются лучи света, идеально справятся с этой задачей. Также можно попробовать летящие капли воды, огни ночного города, гирлянду и пр. Главная задача — не допустить, чтобы лицо модели было слишком тёмным, иначе фон перетянет внимание на себя.

Четвёртая ошибка — беспорядочное расположение модели


Использование правила золотого сечения при съёмке портретов

Нельзя просто взять и бездумно расставить модели там, где вам захотелось. Исключения бывают, но правило золотого сечения никто не отменял, а в портрете оно работает в полной мере.

Вы должны мысленно начертить четыре линии, которые имеют четыре точки пересечения (см. на рисунок справа). Когда вы снимаете поясной или ростовой портрет, то лицо модели желательно поставить так, чтобы оно находилось в одной из верхних точек.

Снимая лицевой портрет старайтесь разместить глаза так, чтобы они если не соприкасались с одной из верхних точек, то как минимум находились на расстоянии равном её диаметру. Это правило не гарантирует качественных снимков, но оно научит акцентировать внимание на нужных деталях. Есть ещё одно правило: не позволяйте носу модели выходили за овал лица. Нос не должен соприкасаться с фоном, он должен быть частью лица, как глаза или губы. Старайтесь не снимать слишком высоко или слишком низко от лица модели, вы должны быть примерно на его уровне.

Важна также и правильная расстановка. Если модель смотрит вправо, то лицо лучше расположить слева на снимке, если вниз — сверху.

Ошибка кадрирования


Пример правильного кадрирования кадра

Наверняка вы иногда встречаете фотографии, на которых у модели неестественно обрезаны руки, лоб некрасиво высоко или слишком длинный торс. В любом случае вам стоит обратить внимание на этот нюанс. На самом деле обрезать лишнее детали можно, важно лишь знать как это делать правильно. Например, нельзя обрезать на стыке конечностей (колено, локоть), но можно выше или ниже их. Нельзя кадрировать слишком отдалённо от плеч и лба.

Но даже научившись правильно кадрировать кадр, нужно знать как подать модель на фотографии, подсказывать ей, в какую позу стать, куда отвести взгляд, какую эмоцию показать. Модель не видит себя со стороны. Немаловажным будет и то, с какой позиции вы будите делать снимок, попробуйте представить снимок у себя в голове.

В заключение хочется сказать, что портрет учит терпимости. Все вышеописанное — только базовые советы, которые нужно знать каждому начинающему фотографу. Но это не аксиомы, не брезгуйте экспериментировать. Пробуйте, смотрите работы других фотографов, учитесь не только на своих ошибках, но и путём исследования нового. Вы удивитесь, насколько портрет может быть разносторонним, и как фотограф одним снимком может прыгнуть на целую голову выше. Если вам кажется, что у вас не получается, помните — вся магия в практике, и чем её больше, тем лучше будут ваши фотографии!

Как выбрать фотокамеру: определимся с типом
При выборе нужно учесть несколько глобальных факторов, прежде чем сравнивать конкретные модели.

Советы начинающему фотографу: что нужно знать о камере
Краткий список наиболее важный советов начинающему фотографу о камере и аксессуарах к ней.

Пять надежных и быстрых карт памяти SD
Пятерка хороших карт емкостью 32 ГБ для видеокамер, зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов.

Смартфон вместо камеры: ТОП-5 камерофонов
Мы выбрали пять смартфонов с продвинутой оптикой, которые могут заменить собой привычный фотоаппарат.

Читайте также: