Как образуется пар в парогенераторе

Обновлено: 01.05.2024

Парная предполагает существенный прогрев тела – парение. Для этого в замкнутом пространстве необходимо получить пар. Один из способов это сделать – организовать парогенератор своими руками.

Разновидности бань

Пар образуется при испарении воды. Получают его разными способами. Эффективность парения и сама банная процедура зависит от того, какой пар получается, какая температура сохраняется и как поддерживается. Различают 3 варианта парной бани.

Надобность в образовании пара появляется в традиционных русских парилках и их аналогах.

Особенности пара


Мастера банных дел различают множество видов пара. В зависимости от температурных условий в парилке от пола до потолка образуется несколько паровоздушных смесей.

Паровая установка в бане может генерировать следующие виды пара.

Чтобы не допустить получение сырого пара, на каменку нередко монтируют брызгоуловители. Они пропускают испарившуюся воду, но задерживает капли.

Различия парогенератора и паровой пушки


Традиционный метод получения пара – каменка. Однако для ее использования нужен определенный опыт и сноровка. Иначе добиться легкого пара будет сложно. Специальные устройства – паровая пушка и парогенератор для бани – лучше справляется с этой задачей.

Что такое паровая пушка

Сильнее всего каменка разогревается внизу, в то время как воду плещут на верхнюю часть. Из-за этого приходится либо раскалять камни намного сильнее, либо довольствоваться не слишком хорошим паром.

Паровая пушка – это конструкция, позволяющая доставить воду прямо на нижние камни. Она представляет собой толстостенную трубу с отверстиями, которую размещают внизу каменки. Вторую часть трубы закрепляют перпендикулярно и оснащают воронкой. Заливают в нее воду. Вода уходит в нижнюю часть каменки и соприкасается с самыми горячими камнями. Так получают легкий пар.

Минус: пока пар дойдет до верхних камней, он частично остывает. Поэтому иногда ставят пароотвод, который выводит пар по отдельному каналу.

Как работает парогенератор


Парогенератор – электрическое устройство, никак не связанное с печкой. Работает наподобие чайника, но не выключается при достижении воды точки кипения. Парогенератор оснащают вентилем и клапаном, корпус герметизируют. Это позволяет получить мелкодисперсный перегретый пар без капель.

Различают несколько видов устройства:

  • электродный – воду нагревают электроды;
  • индукционный – контур, по которому циркулирует вода, накаляется за счет токов самоиндукции;
  • ТЭНовый – аналог электрочайника или бойлера;
  • печной – камеру монтируют в топке печки, где она нагревается от открытого огня.

Своими руками можно сделать печной и ТЭНовый вариант.

Что выбрать для бани

Выбирать средство для получения пара нужно с учетом характера бани.

  • Финская сауна – отличается высокой температурой – до +120 С, и низкой влажностью – 15%. Такой жар при высокой влажности переносится очень тяжело, поэтому важно получать перегретый пар небольшими порциями. Для этой роли гораздо больше подходит паровая пушка с пароотводной трубой.
  • В парилке температура возрастает не более +80 С, а вот влажность выше – до 70–80%. Здесь пар необходим, причем в разных количествах в зависимости от характера процедуры. Намного удобнее использовать независимое устройство – парогенератор. Однако очень важно подобрать его по производительности, так как пара нужно много.
  • Хамам предполагает очень высокую влажность – до 100%, но низкую температуру – не более +45 С. Здесь легко можно обойтись без обоих устройств, так как пар нужен именно влажный, тяжелый – сырой. Если надобность возникает в нагретом паре, ставят парогенератор.

Дополнительные альтернативные устройства подбирают с учетом мощности и конструкции каменки.

Изготовление парогенератора

Проще всего сделать печной парогенератор своими руками. Для этого на внутренней стенке топки наваривают полости. Воду в них заливают через лейку, а пар выводят с помощью пароотвода. Получают таким образом только насыщенный пар, чаще всего сырой. Но так как он смешивается с большим объемом нагретого воздуха и паром, полученным на каменке, результат оказывается вполне достойным.

При некотором умении можно сделать и электрический парогенератор в баню своими руками. Для такой модели потребуется:

  • газовый баллон объемом на 27 л;
  • ТЭН или другие трубчатые нагреватели;
  • паронитовые прокладки, предохранительный клапан, кран и шаровой кран;
  • гофрированный металлический шланг или труба;
  • манометр;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка, дрель, ключи.

Также потребуются разнообразные соединительные детали и прокладки: сгоны, муфты, фум-лента.


Работы начинают с подготовки материалов. Газовый баллон опорожняют, отворачивают вентиль и сливают газовый конденсат. Затем наполняют емкость водой, чтобы жидкость вытеснила остатки газа.

  1. Срезают верхнюю часть баллона по сварочному шву. Изнутри моют с моющими средствами.
  2. В нижней части на дистанции 1 см от дна высверливают отверстия под ТЭН – такого же диаметра. Устанавливают ТЭНы так, чтобы они не соприкасались, и герметизируют прокладками.
  3. На высоте в 10 см от дна в емкость врезают патрубок для подачи воды. На него ставят термостойкий шланг и опускают его в прозрачную емкость: по этому сосуду будут определять уровень воды в аппарате.
  4. На отрезанную крышку закрепляют манометр и предохранительный клапан. Лучше выбрать прибор с электрическим реле, который сможет отключать ТЭНы при достижении определенного давления.
  5. К вентилю подключают паропровод дросселирующим элементом. Эту роль выполняет фрагмент стальной трубы в 50 см с отверстиями диаметром по 2–3 мм. Элемент позволяет немного спустить пар, чтобы последний не вырывался из шланга под слишком высоким давлением.
  6. Корпус электронагревателя оснащают U-образным замком. В его углубление укладывают резиновый уплотнитель.
  7. На стенки баллона и на боковые части крыши приваривают Г-образные железные шпильки диаметром в 10 мм и гайки на 12 мм.
  8. Собирают вместе все детали генератора.

Не рекомендуется соединять все детали сваркой. В этом случае ТЭН для ремонта придется отрезать болгаркой.

Как сделать паровую пушку в бане

Паровая пушка для банной печи своими руками изготавливается еще быстрее. Потребуется:

  • воронка из нержавейки;
  • гофрированная труба длиной в 2,5 м;
  • тройник, переходной уголок, соединитель (бочонок) ½ дюйма;
  • фитинги для соединения;
  • обратный клапан;
  • ножовка по металлу, ножницы;
  • сварочный аппарат;
  • электродрель со сверлами с диаметром от 2 до 5 мм;
  • ключи.

Обратный клапан можно сделать самостоятельно. Для него понадобится стальной лист 10*10 см и пружинная проволока.

Монтируют испаритель, пользуясь указаниями поэтапного руководства.

  1. Из уголков, тройников и соединителей монтируют конструкцию нужной конфигурации. Схему последней выбирают в зависимости от объема и формы каменки.
  2. Отрезают фрагмент гофрированной трубы длиной в 50–100 см и соединяются уголком на фитинг.
  3. Монтируют обратный клапан и фитинг – резьбовой, и подсоединяют к гофрированной трубе для подачи воды. Вместо гофрированной можно взять обычную водопроводную, но тогда нужно нарезать по краям резьбу.
  4. В горизонтальной части устройства, которая будет подавать воду на камни, высверливают отверстия диаметров 1–3 мм. Расстояние между ними до 5 см.
  5. Паровую пушку укладывают на дно сетки и заполняют ее камнями. Лейка должен оставаться выше уровня горки.

Тестируют устройство с небольшим количеством жидкости при разогреве печи на половину мощности. Если проверка удачная, выполняют повторную пробу на полной мощности.

Преимущества паровой пушки сложной конструкции


Схема усложненной паровой пушки для бани своими руками включает несколько усовершенствований. Они позволяют получить пар более высокого качества.

Вертикальная часть конструкции имеет минимальную площадь. Трубы не раскаляются так, как нагревается дно каменки, поэтому важно доставить воду к горизонтальной части как можно быстрее.

Улучшает качество пара любое устройство, позволяющее заливать кипящую воду в воронку.

Важный элемент – запорный клапан. При его отсутствии часть пара под давлением будет выходить обратно из лейки, причем охлаждаясь на стенках устройства. Такой пар будет более тяжелым. Запорный клапан препятствует обратному выходу пара. Он под давлением вырывается из мелких отверстий и повторно разбивается о камни в сетке. Так получают мелкодисперсный пар.

Если паровую пушку устанавливают на обычную печку на дровах, а не на каменку, обязательно дополняют брызгоотсекателем.

Не у всех любителей парной есть возможность установить в ней полноценную печь. Ведь многие сауны нагреваются за счет электричества. А получить густой пар все равно хочется. Что делать? На помощь приходит парогенератор для бани. Поговорим об этом устройстве подробнее.

Как он работает

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор

Парогенератор применяют в случаях, когда нет возможности использовать традиционную печь с камнями. Также его задействуют для генерации пара в турецкой бане, сауне.

Устройство

Парогенератор состоит из следующих конструктивных элементов:

    емкость для воды;
  • паровой насос;
  • сепаратор;
  • нагревательный элемент;
  • блок управления.

Принцип действия

Перед началом работы в резервуар заливают воду. После включения ее температура повышается благодаря работе нагревательных элементов. Это происходит всего за несколько минут.

В результате вырабатывается пар. Под действием насоса он поступает в сепаратор. Там при необходимости понижается его температура и, если нужно, удаляется лишняя влага. Из сепаратора пар подается непосредственно в парную.

Работа устройства контролируется блоком управления. Он позволяет поддерживать заданные пользователем параметры, выполняет некоторые другие функции.

Плюсы и минусы

К преимуществам прибора можно отнести:

Главный минус прибора состоит в том, что пар, который сгенерирован с его помощью, все-таки отличается от того, который получен естественным образом (то есть путем выплескивания воды на каменку).

Также недостаток агрегата – невозможность использовать отвары трав. Они могут сильно загрязнить нагревательный элемент, фильтр.

Разновидности

В зависимости от типа нагревательного элемента парогенераторы делят на несколько видов.

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор

Для нагрева жидкости используют трубчатые электрические нагреватели (ТЭН). Они состоят из металлической оболочки, одного или нескольких слоев изолятора и непосредственно нагревательного элемента. Менее эффективны, чем электродные, но гораздо безопаснее.

Индукционные

В этом типе устройств нагрев воды осуществляется трансформатором, генерирующим электромагнитное поле высокой интенсивности. Безопасны и очень эффективны. Главный недостаток этого типа приборов – высокая цена.

Электродные

В резервуар помещают два электрода. При работе агрегата на них подается ток. По воде начинают передвигаться заряженные частицы, за счет чего ее температура повышается.

Эффективный, но небезопасный вариант. Дело в том, что при нарушении целостности резервуара при контакте с протекшей водой возможно поражение электрическим током.

Параметры выбора

При выборе парогенератора для бани стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • Мощность. Чем мощнее устройство, тем быстрее оно генерируем пар и тем больше способно выработать. В первую очередь следует смотреть на мощность нагревательного элемента. Но и общей тоже стоит уделять внимание. Ведь если большая часть мощности будет приходится на нагреватель, другие элементы прибора (например, паровой насос) могут работать неэффективно. Минимально необходимая мощность парогенератора – 3 – 4 кВт.
  • Защита. Агрегат должен быть надежно защищен от протечек, замыканий и других ситуаций, которые могут повлечь вред здоровью человека.
  • Способ наполнения. Резервуар агрегата может наполняться вручную или автоматически. В первом случае нужно следить, чтобы в нем не кончилась вода. Во втором при недостатке жидкости прибор произведет ее подачу автоматически. Модели с ручным наполнением емкости не очень удобны, но стоят на порядок дешевле.
  • Габариты. Немаловажный параметр, который обязательно надо учесть. Для небольших бань подойдут компактные устройства. Для крупных – более габаритные. Нужно понимать, что размеры агрегата напрямую влияют на его характеристики. Например, компактный парогенератор обязательно будет иметь небольшой резервуар.
  • Функционал. Разные модели приборов имеют разный функционал. Чем больше возможностей, тем выше цена. Нужно, чтобы в устройстве можно было регулировать как минимум три параметра: температуру и насыщенность пара, время работы.
  • Материал корпуса. Надежнее всего модели из нержавеющей стали. Но их цена выше. Поэтому если нет возможности приобрести именно такой вариант, можно остановиться на приборе с корпусом из ударопрочного пластика.

Лучшие модели

Рассмотрим несколько хороших моделей парогенераторов для бани.

NEO-Интеллект

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор

Компактный парогенератор для небольшой парной. В первую очередь рассчитан на хамам, но подойдет и для других разновидностей бани.

Модель не имеет собственного резервуара для воды. Она подключается к водопроводу. Для генерации пара используется проточная вода.

Такое конструктивное решение делает использование прибора более комфортным, поскольку не требует постоянной замены воды. Однако оно осложняет процедуру монтажа.

Управление осуществляется с помощью специальной панели. В ее центре расположен информационный экран, на который выводятся основные сведения о работе девайса. По бокам находятся сенсорные кнопки, которые позволяют менять параметры функционирования прибора.

Стоит модель от 65 000 до 70 000 рублей.

Параметры
Мощность 4 кВт
Объем камеры нагрева 2,7 литра
Рабочий вольтаж 220 В
Габариты 530х215х330 мм
Масса 11,6 кг

Sawo STE-75-C1/3

Не имеет собственного резервуара для жидкости, генерирует пар из проточной воды. Поэтому требует подключения к водопроводу.

Имеет достаточно высокую для такого компактного устройства мощность – 7,5 кВт. Благодаря этому производит достаточное количество пара меньше, чем за одну минуту.

Панели управления модель не имеет. Все настройки осуществляются с помощью пульта дистанционного управления, который входит в комплект.

Несмотря на высокую мощность, устройство имеет малые габариты и сравнительно небольшой вес. Это позволяет легко его транспортировать и устанавливать даже в маленькой парной.

Стоимость модели – 55 000 – 60 000 рублей.

Параметры
Мощность 7,5 кВт
Объем камеры нагрева 2,5 литра
Рабочий вольтаж 220 В
Габариты 540x250x370 мм
Масса 11,6 кг

STEAM PS-30

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор

Компактный и относительно недорогой универсальный парогенератор немецкого производства, который подойдет для любого типа бани.

Устройство – не проточное. Но возможна автоматическая подача воды. Для этого прибор необходимо подключить к системе водопровода. Подача осуществляется с помощью электромагнитного клапана, который открывается и закрывается на основании показаний датчика.

Хорошо продумана защита. В случае отсутствия подачи воды предусмотрено автоматическое отключение подачи электричества, которое позволяет предотвратить перегорание нагревательного элемента. Имеется предохранительный паровой клапан, который снижает давление в нагревательной камере.

Управление устройством осуществляется с пульта управления. Он не дистанционный – необходимо соединение с корпусов посредством проводов. Пульт крепят на стене. Длина контактных проводов не позволяет разместить его дальше 10 – 15 см от корпуса. Если нужно расположить пульт в другом месте, придется наращивать провода.

При этом модель имеет невысокую стоимость. Ее цена составляет всего 30 000 – 35 000 рублей.

Параметры
Мощность 3 кВт
Объем камеры нагрева 5 литров
Рабочий вольтаж 220 В
Габариты 30x13x23 мм
Масса 10,2 кг

Helo Steam Pro 140

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор

Этот парогенератор подойдет для большой бани или для тех, кто хочет получить очень много пара. Его мощность составляет 14 кВт. Это позволяет сгенерировать любое количество пара. Но нужно помнить, что модель расходует много электричества.

Предусмотрена автоматическая защита от перегрева. В случае выкипания воды подача электрического тока на ТЭН прекращается.

Одно из главных достоинств прибора – отсутствие необходимости чистить резервуар. Она реализована за счет:

  • системы фильтров, которые предотвращают образование накипи и попадание грязи;
  • системы автоматической промывки емкости для воды.

Управлять девайсом можно двумя различными способами:

  • с помощью пульта дистанционного управления;
  • с использованием специального мобильного приложения.

Система подачи воды – непроточная. Предусмотрено автоматическое наполнение резервуара в случае, если жидкость израсходована.

Один из главных недостатков Helo Steam Pro 140 – питание от трехфазной сети с напряжением 380 В. Впрочем, при такой мощности работа от бытовой электросети попросту невозможна.

Стоимость агрегата составляет приблизительно 160 000 – 170 000 рублей. Это недешево, но вполне оправдано – модель предлагает пользователю широкие возможности и комфортна в эксплуатации.

Параметры
Мощность 14 кВт
Объем камеры нагрева 7 литров
Рабочий вольтаж 380 В
Габариты 360х636х164 мм
Масса 15 кг

Парогенератор для бани: устройство, виды, выбор
Tylo Sense Combi Elite 8

Это не совсем парогенератор. Устройство сочетает в себе традиционный и современный подход. Оно представляет собой емкость для банных камней с мощным нагревательным элементом внизу.

Позволяет быстро нагреть камни с помощью электричества и получить пар традиционным способом.

Стоит прибор порядка 200 000 рублей.

Параметры
Мощность 8 кВт
Объем камеры нагрева отсутствует
Рабочий вольтаж 380 В
Габариты 431х375х559 мм
Масса 20 кг

Вывод

Парогенератор для бани – устройство, способное генерировать пар. Его используют там, где невозможно установить традиционную каменку. При выборе девайса надо обратить внимание на мощность, материал корпуса, габариты, функционал, защиту. В продаже можно найти как относительно недорогие устройства, так и парогенераторы премиум-класса.

Видео-обзор: тестирование парогенераторов для бани


О чём подумает обыватель услышав о паровом автомобиле? Наверное, на ум придут неспешные паровозы, громоздкие котлы, закипающие по полчаса, да клубы пара и дыма. Паровая машина ассоциируется с чем угодно, но только не с образом небольшого проворного автомобиля, по виду которого и не скажешь, что под капотом у него нет привычного ДВС.

Чем хорош пар

Может показаться странным, но по своим качествам паровой двигатель намного лучше ДВС:

  • Пар подаётся в цилиндр с двух сторон, поэтому каждый ход парового двигателя рабочий (у 4-тактного ДВС только один рабочий ход из четырёх). Отсюда хорошая литровая мощность.
  • Горячий пар имеет меньшую температуру, чем сгорающее топливо, поэтому у парового двигателя более мягкий температурный режим. Ему не требуется специальное охлаждение.
  • Давление подаваемого пара нарастает не так резко, как при вспышке топливно-воздушной смеси в ДВС. Кроме того, паровой двигатель работает на низких оборотах. Отсюда большой ресурс, надёжность и долговечность.
  • Паровой двигатель автоматически увеличивает крутящий момент. Он обеспечивает плавный ход без рывков и очень большую силу тяги на низах. Пар расходуется в зависимости от нагрузки, а мощность всегда используется рационально. На ДВС это невозможно в принципе.
  • Паровой двигатель может обойтись без сцепления и коробки передач. Реверс позволяет ехать вперёд и назад с одинаковой скоростью. Как следствие, трансмиссия значительно упрощается. В удобстве управления паровой автомобиль столетней давности обойдёт большинство современных машин.
  • В отличие от ДВС, паровой двигатель может запускаться сам, достаточно лишь подать пар. Когда машина останавливается у светофора, паровой двигатель выключается и вообще не расходует пар. ДВС же приходится сжигать топливо вхолостую.



Четырёхцилиндровый паровой двигатель Doble в блоке с тормозами и дифференциалом. Хотя это автобусный задний мост, сам двигатель взят от легкового автомобиля, запас прочности у него был высокий.

Возникает вопрос: если паровые двигатели действительно хороши, почему паровые автомобили так быстро уступили рынок? Проблема в том, что паровому двигателю для работы нужен пар. Именно парогенератор — самая проблемная часть парового автомобиля. Его нужно сделать лёгким, компактным, надёжным и безопасным. От его конструкции во многом зависит мощность, удобство эксплуатации и скорость подготовки к движению. А ведь нужно ещё и охлаждать отработанный пар, возвращая его в контур, иначе запаса воды надолго не хватит. Да, мощные, компактные и надёжные паровые двигатели делали более ста лет назад, но проблемы парогенераторов и их обвязки так и не были решены до конца.

Нагрев и охлаждение пара

Котлы паровых машин делятся на два типа — жаротрубные и водотрубные. Грубо говоря, жаротрубный котёл — это бак с водой, через который проходит множество трубок. Горячий газ из камеры сгорания идёт по трубкам и нагревает воду. Именно такие котлы были на паровозах, а также на многих ранних паровых автомобилях.



Жаротрубный котёл парового автомобиля

У таких котлов есть два существенных недостатка. Во-первых, они потенциально опасные. Если где-нибудь возникнет утечка пара, то давление в котле начнёт быстро снижаться. Но с понижением давления уменьшается и температура кипения. Вода начнёт всё сильнее и сильнее кипеть пока резко возрастающее давление не разнесёт котёл на куски. Эта проблема решается предохранительными клапанами и ослабленными местами контура, которые точно лопнут раньше предохраняя сам котёл от взрыва. Фирма Stanley произвела около 10000 паровых автомобилей, некоторые из которых до сих пор на ходу. За всю их эксплуатацию не было ни одного случая взрыва.

Но второй недостаток преодолеть не удалось. В жаротрубном котле находится довольно много воды, поэтому перед поездкой её сперва необходимо вскипятить, на что требуется от десяти минут. По этой причине на поздних паровых машинах перешли на водотрубные котлы. В таком котле внутри камеры сгорания находится труба (или трубы), по которой циркулирует вода.



Водотрубный котёл Doble в разрезе

Фирма Doble выпускала автомобили с очень крутыми котлами на своё время. В них использовалась спираль из трубы длиной более 170 метров с переменным диаметром. В ней циркулировало всего лишь 2 литра воды, поэтому летом рабочее давление достигалось примерно за минуту-полторы. И речь шла не о том, чтобы кое-как тронуться с места. Автомобиль мог выехать на шоссе и разогнаться до 150 км/ч.

Но у котлов такого типа тоже хватает проблем. Жаротрубный котёл большой ёмкости хоть и долго разогревается, но зато имеет некоторый запас энергии. Вода нагревается и остывает не моментально, а за какое-то время, пусть и небольшое. Поэтому когда автомобиль съезжает с хорошей дороги на просёлок, то первое время используется запас мощности котла, а дальше горелка разгорается с большей силой. Однако в водотрубном котле Doble практически не было запаса энергии. Для его работы требуется автоматическая система управления, которая следит за давлением и температурой и при необходимости регулирует подачу воды и горение топлива. Но это далеко не всё. После достижения нужной температуры подача топлива прекращается и пламя затухает, однако оставшийся жар какое-то время продолжает греть воду. Дальнейший рост давления и температуры тоже нужно автоматически скомпенсировать. Если автоматика будет работать с ошибками, то труба может запросто прогореть.



Ранний паровой автомобиль Stanley без конденсатора. Красиво, но чудовищно неэффективно

Думаете, на этом трудности закончились? Как бы не так. У ранних паровых автомобилей отработанный пар выбрасывался из цилиндров в атмосферу. Во-первых, это существенно сокращало запас хода, поскольку воды хватало максимум на 150 километров (обычно и того меньше). Во-вторых, с паром выбрасывается значительная энергия, что уменьшает и без того невысокий КПД. Если пар конденсировать и возвращать в систему в виде горячей воды, то можно сэкономить топливо на её кипячение и увеличить дальность хода.



Паровой автомобиль White с конденсатором

В те годы фирма White освоила выпуск паровых автомобилей с конденсаторами. По виду они напоминают радиаторы для ДВС жидкостного охлаждения. Их задача — охладить как можно больше пара и вернуть воду в контур. Если конденсатор не справляется (а у White они и близко не справлялись), то часть пара всё же приходится стравливать в атмосферу.

Великолепный Doble

После 1910 года многие фирмы ушли с рынка паровых машин. Крупные игроки какое-то время продолжали их выпуск, например, Stanley держалась до 1924 года. Но к концу 20-х годов сдались все, кроме одной фирмы. Зато какой.

Братья Добли известны как создатели лучших в мире паровых автомобилей. Каждая из машин знаменитой серии Model E была уникальной по конструкции, собиралась вручную, использовала лучшие технические решения из возможных и стоила огромных денег.



Через сотовый радиатор можно было заглянуть внутрь

Абнер Добль, самый известный из братьев, родился в многодетной семье в 1890 году. Когда в 1906-09 годах Абнер с братьями переделывали паровой автомобиль White, эпоха пара уже шла к концу, а ведь они были подростками. Первое достижение братьев Добль — создание достаточно эффективного сотового конденсатора с площадью поверхности в шесть раз больше, чем у White. Благодаря нему запаса воды хватало более чем на 300 км против 150 км.

Следующий шаг — водотрубный котёл с автоматическим управлением. На машинах Stanley или White нужно было лезть под капот, вручную зажигать пламя в горелке и долго ждать, пока поднимутся пары. Добли разработали горелку с электрическим зажиганием. Турбина нагнетала воздух в карбюратор, где он смешивался с керосином (или любым другим подходящим топливом, паровые машины практически всеядны). Затем смесь поджигалась, а раскалённые газы проходили через трубки с водой и выбрасывались под машиной. После того, как было достигнуто рабочее давление, горелка отключалась. А дальше она время от времени автоматически включалась в зависимости от падения давления. Для компенсации возрастающей по инерции температуры впрыскивалась водопаровая эмульсия. Теперь паровой автомобиль смог так же просто заводиться, как и бензиновый.

Первый коммерческий автомобиль Doble-Detroit (или Model C) привлёк много внимания, но оказался провалом. Автоматика работала далеко не идеально. Были проблемы и с реверсом: автомобиль мог произвольно начать движение задним ходом вместо переднего. Наконец, Абнер и Джон разругались.



Уильям Добль отлаживает парогенератор

В 1921 году Джон Добль умер от рака. Братья снова объединились и основали фирму Doble Steam Motors. После нескольких проходных машин Model D к 1922 году Добли создали Model E, на котором большинство проблем было решено. Именно на нём появился котёл со спиралью из единой трубы длиной более 170 метров переменного диаметра. Температура в топке превышала 1400 градусов (примерно до 1800 градусов), но за счёт теплоизоляции наружные стенки парогенератора нагревались лишь до 65 градусов. Рабочее давление в спирали составляло 53 бар, хотя она испытывалась на давлении свыше 460 бар. При температуре пара свыше 450 градусов горелка автоматически выключалась. Далее нормализатор останавливал дальнейший нагрев от остаточного жара.

Паровой двигатель состоял из четырёх цилиндров: два высокого давления и два низкого. Из спирали пар попадал в цилиндры высокого давления, затем в цилиндры низкого давления, далее он поступал на турбины, вращающие вентилятор, а после доохлаждался в конденсаторе. Всё управление двигателем сводилось к выбору направления движения (вперёд/назад), переключению трёх отсечек (очень примерные аналоги передач), которые задавали, как долго пар будет поступать в цилиндры, да к повороту дросселя — аналога педали газа. Добли предпочитали круглый дроссель на руле вместо педали.



Абнер Добль за рулём. Один руль для левого колеса, другой для правого

Абнер Добль был перфекционистом до мозга костей. Он постоянно вносил какие-то улучшения, поэтому каждый автомобиль Doble уникален по конструкции. Отсюда традиция указывать не только модель, но и номер, например, Model E-20 с двигателем №20. А если учесть, что некоторые автомобили переделывались (и не по одному разу), составить техническое описание довольно трудно.

Абнер хотел только лучшие детали из возможных. Рули изготавливались из немецкого серебра и эбенового дерева (одна из ценнейших пород), полированного воском. Каждый парогенератор требовал точной индивидуальной настройки. Кузова от Murphy — лучшие из доступных, и всего за 9000$ (Ford T целиком стоил около 300$), листовые рессоры из полированной хром-ванадиевой стали, а рама из хромоникелевой стали. Дошло до того, что на заливной горловине было 13 винтов — на один больше, чем у Роллс-Ройса! Надо ли говорить, что автомобили Doble были самыми дорогими на рынке. Лишь один автомобиль, роскошный Locomobile 48, стоил аналогичных денег.



Шасси без кузова

За огромную цену в 250 000$ современных долларов (всего-то 20 миллионов рублей) счастливый покупатель получал автомобиль в базовой комплектации. Он без труда разгонялся до 150 км/ч (некоторые версии до 185 км/ч) и отлично управлялся. Двигатель работал практически бесшумно и без вибраций, ведь у автомобиля не было даже карданной передачи. На 144 км/ч вал мотора неспешно крутился при 1350 об/мин. Низкий центр тяжести и масса в 2,5 тонны обеспечивали отличную устойчивость.

Два автомобиля купил Говард Хьюз — один из богатейших людей Америки, ещё более эксцентричный, чем Абнер Добль. Он захотел непременно быстрейший автомобиль и заказал Доблю переделку E-20. Кузов максимально облегчили, изменили передаточное число и поставили новый парогенератор. В 1925 году Хьюз разогнался на нём до 213 км/ч. На тот момент это был один из быстрейших автомобилей в мире, да ещё и на пару. Что интересно, сам паровой двигатель оставили без изменений. Фактически мощность упиралась именно в парогенератор.



Этот роскошный паровой автомобиль Doble купил промышленник Оскар Хеншель.

Хотя паровые автомобили Doble были одними из самых дорогих на рынке, фирма работала в убыток. Братья Добли спохватились и построили упрощённое и удешевлённое шасси Simplex, но было уже поздно. Абнер Добль был интересным инженером, но хороший бизнесмен из него не получился. В 1931 году фирма Doble была продана. В любом случае, едва ли производитель настолько роскошных автомобилей с экзотической силовой установкой смог бы пережить великую депрессию.

Автомобили Doble давно уже стали объектом почитания любителей пара. По их мнению бесшумные автомобили с образцовым удобством вождения были загублены то ли нефтяным лобби, то ли неуёмным перфекционизмом Абнера Добля. Да, у паровых машин есть целый список существенных достоинств. Они могут работать на самых разных видах топлива вплоть до мазута и отработанного масла, а продолжительное горение даёт чистый выхлоп. Но не меньше у них и недостатков. Чем выше давление и температура в спирали котла, тем мощнее автомобиль, но вместе с тем труднее бороться с коррозией трубы. Кроме того, время от времени котёл нужно разбирать для чистки спирали, причём на плохом дешёвом топливе он загрязняется быстрее (вот вам и экономия). Что касается ремонта и настройки двигателя, парогенератора и его обвязки — это другой мир, забудьте всё, что вы до этого знали об устройстве автомобиля.



Doble Model E-5

Хотя Абнер Добль говорил, что на одном баке воды его автомобиль может пройти более 2 тысяч километров, это была лишь реклама, в которую верят разве что фанаты пара. По словам Джея Лено, владельца двух Doble Model E, воды хватает на 300 километров, а на жаре и того меньше. Да, вы садились в автомобиль, включали зажигание и через минуту ехали по улице. Но только если перед этим ваш механик проверит и настроит паровую машину. Впрочем, если у вас есть 20 миллионов рублей на автомобиль и ещё столько же на его модернизацию, то уж на личного механика деньги как-нибудь найдутся.

Наконец, одна из главных трудностей — замерзание воды в зимнее время. Для нашего севера воду пришлось бы разбавлять спиртом до 30-40%. Если он питьевой, то это демографическая катастрофа для любого посёлка, в котором остановился владелец парового автомобиля зимой. Но что у Doble не отнять, так это индивидуальность: каждая машина — уникальный образец бескомпромиссного искусства. История их автомобилей заслуживает отдельной подробной статьи.

Автор: Дмитрий Зайцев


Аренда ВПС сервера с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой у хостинга Маклауд.

Читайте также: