Как снимать макро на зеркалке

Обновлено: 14.05.2024

Скорее всего такого плана фото есть у каждого в наборе обоев для рабочего стола, многие знают что это макрофотография, только вот не все умеют сделать хорошее макро, сейчас я постараюсь изложить все про макро просто и понятно.


Суть макро заключается в том, что вы фотографируете с очень близкого расстояния, т.е. вам нужно фотографировать практически впритык. При чём, не важно, у вас мыльница или зеркалка, идея съемки одинакова, только вот на мыльницу макро можно сделать проще и дешевле, в то время как владельцам зеркальных фотиков придется раскошелится на макро объектив, прежде чем они смогут заглянуть в удивительный и неповторимый макромир. Проблема с мыльницей состоит в том, что из-за того что фокусироваться приходится слишком близко, около 2-3 см то в результате на снимке появляется дисторсия и кривизна изображения которые являются расплатой за дешевизну и простоту.

И так по порядку, начнём с самого простого – макро на мыльныцу. Наверняка все владельцы мыльниц, которые хоть немного небезразличны к фотографии, фотографировали или пытались сфотографировать макро на свою мыльничку. Все мыльницы которые сейчас выпускают от самой дешёвой до самой неоправданно дорогой имеют в арсенале режим “макро”. Отличительная особенность этого режима состоит лишь в том, что в этом режиме вы можете фокусироваться очень близко, все остальное как обычно. Сколько я не фотографировал на мыльницы, разных производителей и ценовых категорий, принцип примерно одинаковый:

— выставляем режим “макро”;

— включаем стабилизатор (если он есть);

— полностью убираем цифровой и оптический зум, выставляем низкое ISO;

— вырубаем автоматическую фокусировку/фокусировку по лицу и т.д., выставляем фокусировку по центру;

— максимально приближаем мыльничку к объекту съемки, зажимаем до половины кнопку съемки, смотрим сфокусировался ли фотоаппарат, здесь важно попасть в фокус, ориентируйтесь на зелёный прямоугольник фокусировки который должен загораться у вас на экране (практически у всех мыльниц, это сигнализирует о том, что объект в фокусе), далее нажимаете кнопку до конца. Если загорелся желтый прямоугольник, значит ваш объект съемки находится либо слишком близко, либо слишком далеко и камера не может сфокусироваться на нём, измените расстояние до объекта и ещё раз сфокусируйтесь пока объект не будет в фокусе (загорится зеленый прямоугольник);

— если кадр получился размытым включите вспышку и повторите заново.

Старайтесь максимально близко фотографировать этим самым вы обеспечите хорошую глубину резкости, что на мыльнице достичь невозможно при других условиях съемки (к примеру, когда вы фотографируете портрет), и в то же время смотрите чтобы ваш объект был в фокусе. Если объект слишком темный или пересвеченный – скорректируйте экспозицию. Будьте терпеливы и обязательно добьетесь нужных результатов.

Вот собственно и все хитрости, так что не пугайтесь макро, попробуйте, добейтесь желаемого результата и я уверен на 100% вам понравится.

Парочка макро сделанных на разные мыльнички:

Чтобы снять хорошее макро на зеркальную камеру вам понадобится специальный макро объектив. Отличительная особенность этого объектива заключается в том, что вы можете фокусироваться очень близко. Расстояние фокусировки до объекта примерно 0.15-0.20 метра. Обычно это какой-то телевик с фокусным расстоянием 60-100мм (такой как Sigma 70mm, Nikon 60mm VR micro, Nikon 105mm VR micro), качественный макро объектив почти всегда светосильный фикс. Да, и ещё один важный момент, для макрообъектива стабилизатор не нужен, он вас попросту не спасёт если вы прикроете диафрагму, вам нужна вспышка.

Человек, который только что приобрёл макрообъектив похож на школьника на уроке биологии, которому показали как пользоваться микроскопом и ему не терпится рассмотреть всё и вся, познать все тайны микромира. Вот примерно я такой же был, когда впервые взял в руки хороший макро.

Фотографировать макро не сложнее чем портрет или пейзаж, всё что вам понадобится это немного усидчивости и комплект одежды который вы готовы замазать ползая по сырой земле в поисках неизведанного и прекрасного. Если вы не готовы, в буквальном смысле “ползать по земле”, то я не вижу смысла вам покупать макрообъектив, что прошу заметить не такое уж и дешёвое удовольствие. Итак:

— прикрываем диафрагму где-то до значения f/5.6-11, это нам даст глубину резкости, иначе получите что-то подобное:



Nikon D40, 70mm, f/3.5, 1/500, -1.00 eV, ISO 200

— вам понадобится вспышка, включаем вспышку. Без вспышки число на f/9-11 (открытая диафрагма нас не устроит из-за своей маленькой глубины резкости), встроенная или внешняя вспышки будут для вас палочкой выручалочкой;

— стараемся максимально близко подобраться к цели съемки, чтобы макро получилось эффектнее;

— фотографируем, ползаем, получаем удовольствие. По необходимости корректируем экспозицию или диафрагму.

Да, забыл упомянуть одну важную деталь. Чтобы было понятнее приведу пример. Есть два макро объектива: Nikon 60mm f/2.8 micro и Nikon 105mm f/2.8 micro; у первого минимальное расстояние фокусировки 18,5 см у второго 41 см. Так вот, не думайте что первый будет делать более детальное макро, на самом деле за счет разницы в фокусном 60мм и 105мм увеличение у них будет примерно одинаковое, а вот дисторсия и кривизна у 105мм f/2.8 будут значительно меньше, вот так вот.

Опять же, повторюсь, в макро очень важна усидчивость, охотится на всяких букашек это не такое уж и лёгкое задание. Не надейтесь с первого раза получить хороший кадр, вам придётся сделать десятки чтобы выбрать один. Но в итоге вы своего добьетесь!



Nikon D40, 70mm, f/3.2, 1/60, -1.00 eV, ISO 200, вспышка SB-600



Nikon D40, 70mm, f/11, 1/60, 0.00 eV, ISO 200, вспышка SB-600


А вот так фотографируют профессионалы:


13 291


ГРИП, диафрагма, как фотографировать, макро, съемка, фото

RSS-рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку

Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!

Всем привет! Меня зовут Сиддхант Саху, мне 16 лет и я начинающий фотограф из Индии….

Всем привет! Меня зовут Сиддхант Саху, мне 16 лет и я начинающий фотограф из Индии. Я посвятил макрофотографии около года, и теперь хотел бы сделать попытку собрать в этой короткой статье все, что я узнал за это время. Я считаю, что макросъемка обладает огромным потенциалом, который раскрывает перед нами новый безграничный мир крохотных существ. Как оказалось, макрофотографии с большим увеличением можно снимать при помощи совсем небольшого количества оборудования, доступного каждому.

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Заранее изучить поведение насекомых, которых вы собираетесь снимать, и прикинуть, как близко вы к ним сможете приблизиться – очень хорошая идея, но стоит помнить, что не всегда можно предсказать их поведение со 100% точностью. Но цифровая фотография дает возможность отснять несколько десятков или даже сотен снимков, а затем выбрать из них те, что по-настоящему хороши. Макросъемка – жанр изнурительный физически, бросающий вызов фотографу, и требующий много времени и терпения. Каждый из нас может снимать макрофотографии, и для этого не нужна новейшая камера или суперсовременный объектив – замечательные результаты вы можете получить и с имеющимся у вас недорогим фотооборудованием.

Какое фотооборудоание я использую для макросъемки?

Вот оборудование, которое я использую:

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Прежде всего, мы должны закрепить реверсивное кольцо на объективе, навинтив его на резьбу для фильтра, после чего устанавливаем объектив на камеру, развернув его обратной стороной. Так как мы установили объектив обратной стороной, мы теряем связь между объективом и камерой, так что диафрагму и фокус нам нужно будет устанавливать вручную. Поскольку объектив установлен наоборот, то глубина резкости будет изменяться в следующем порядке: чем шире диафрагма – тем меньше глубина резкости.

Установив максимально широкую диафрагму, вы получите глубину резкости практически меньше миллиметра! Есть множество способов, как зафиксировать рычаг диафрагмы на объективе Nikon, я же для этого использую обычную сложенную бумажку:

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Не самая красивая система, правда? Но она работает!

Следующий этап – подключение приемника и передатчика радиосинхронизатора к вспышке и к камере соответственно. Для макросъемки может подойти самодельный рассеиватель из любого полупрозрачного материала, поэтому я и использую его, но вы можете использовать имеющийся у вас или приобрести один из множества готовых рассеивателей, предлагаемых различными производителями. Если же вы решите изготовить рассеиватель самостоятельно, вы можете в интернете десятки подробных инструкций, как и из чего его изготовить. Вспышка помогает заморозить движение и в макрофотографии она играет важную роль, так что при подготовке к съемке ей стоит уделить особое внимание.

Теперь вам нужно решить: будете ли вы держать камеру и вспышку в руках (как это делаю я) или же закрепите их на кронштейне и штативе для большей стабильности. Второй вариант, безусловно, предпочтительнее, поскольку позволяет лучше контролировать настройки камеры и всей системы в целом.

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Фокусное расстояние и макро

В связи с тем, что объектив установлен наоборот, фокусное расстояние также будет изменяться в обратном порядке. Это означает, что короткое фокусное расстояние даст вам большее увеличение, чем более длинное.

Для съемки цветов подойдет реверсивное фокусное расстояние в 55 мм, если же вам нужно большее увеличение, например, для съемки насекомых и пауков, то воспользуйтесь более коротким фокусным расстоянием: около 24 мм. Кстати, не забывайте о том, что чем короче фокусное расстояние вы выбрали, тем ближе к объекту съемки вы должны находиться.

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Настройки камеры

Конечно, в зависимости от ситуации настройки камеры будут разниться, но есть несколько ключевых моментов, которые стоит держать в уме.

С учетом прикрытия диафрагмы для обеспечения достаточной глубины резкости, выдержка должна быть около 1/120 — 1/60 секунды – это позволит минимизировать вибрации камеры. Кроме того, выдержка камеры должна быть короче выдержки синхронизации (1/200 секунды), иначе часть вашего изображения будет темной.

Поскольку мы снимаем макро, каждое мельчайшее движение будет сразу же заметно на фотографии, поэтому обратите внимание на вибрацию камеры, ветер и другие факторы, которые могут привести к размытости всего изображения или его части. Отличной идеей будет настроить чувствительность ISO так, чтобы обеспечить минимальную выдержку, и постараться максимально стабилизировать камеру, особенно если вы снимаете с рук.

Мощность вспышки я выставляю в пределах от 1/128 до 1/32, не больше. Этого достаточно для заморозки движения, а изображения получаются не слишком кричащими.

Что ж, теперь вы достаточно подготовлены – можно отправляться на поиски жуков или мух и проверить на практике все, о чем вы прочли в этой статье.

Ах, да! Еще один совет: снимайте рано утром, в то время, как насекомые еще находятся в полусонном состоянии, а свет мягкий и красивый.

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Постобработка

Постобработка важна для любого жанра фотографии, так что процесс создания фотографии не ограничивается только ее съемкой.

Даже если вы не хотите долго возиться с постобработкой ваших макрофотографий, вам следует предпринять некоторые шаги, для уверенности в том, что ваши изображения выглядят хорошо.

Импортировав изображения в Photoshop, Lightroom или любой другой графический редактор, вы можете проделать следующие простые действия:

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Как снимать макрофотографии без лишних затрат

Вот и все. Надеюсь, что это короткое руководство поможет вам получить замечательные снимки, не тратя много денег.

Автор: Сиддхант Саху

Нужен ли макро-объектив в дополнение к китовому зуму

Профессиональные фотографы имеют несколько объективов и желают приобрести еще. Начинающие любители обычно обходятся одним — китовым, который был куплен в комплекте с камерой. На первых порах штатные объективы полностью устраивают владельцев фотоаппарата. Однако наступает момент, когда получены базовые навыки, освоена техника и нужно двигаться вперед. В перечне рекомендованной для покупки оптики можно встретить макро-объективы. Стоит ли прислушиваться к таким советам, и в каких ситуациях для съемки необходима подобная оптика?

Возможности и минусы кит-объективов

Китовые зум-объективы, которыми комплектуют зеркалки, считаются универсальной оптикой для новичков. В основном это самые бюджетные модели со сменным фокусом в линейке производителей. Прежде, чем подбирать новый объектив им на замену или в дополнение, необходимо выжать из них все возможности. Функционал этой оптики позволяет приобрести базовые навыки. Ее основные параметры:

  • переменная светосила — f/3,5–5,6;
  • диапазон фокусных расстояний — от 18 до 55 мм;
  • масса — до 250 грамм.


Хотя оптика китовых зумов по качеству уступает линзам из профессиональных объективов, она способна обеспечить нормальное качество изображений. Переменное фокусное расстояние облегчает задачу начинающим фотографам.


Такой объектив позволит снять пейзаж, имеющий сложный передний план, портрет, небольшие предметы. То есть оптика позволит попробовать себя в разных жанрах и узнать на практике, чего не хватает для получения снимков лучшего качества.


Также у китовых объективов оставляют желать лучшего качество сборки и уровень автофокусировки. У этой оптики крайне низкая защита от пыли и влаги, а медленная автофокусировка затрудняет процесс съемки и увеличивает ее продолжительность. Кроме этого, нужно учитывать вероятность промаха автофокуса. В основном это происходит, когда съемка ведется при фокусном расстоянии 55 мм и открытой диафрагме.

В каких ситуациях необходимы макро-объективы

В один прекрасный день кит-объективы перестают устраивать начинающих фотографов. Причем это происходит задолго до того, как из них выжаты все возможности. Стремление к совершенству непреодолимо. Особенно тогда, когда его можно добиться меньшими усилиями. В ряде случаев следующий шаг в карьере фотографы делают вместе с макро-объективами. Эта оптика всегда на слуху, а феноменальное качество снимков не оставляет равнодушными даже далеких от фотографии людей.


Чтобы после покупки не разочароваться в течение нескольких фотосессий, необходимо скрупулезно изучить область применения макро-объективов. Эта оптика позволяет вести детализированную съемку. Макро-объективы нужны тем, кто решил фотографировать в крупном масштабе небольшие предметы, ювелирные изделия, насекомых, цветы, птиц. Также их используют для портретной съемки, фотоохоты и даже для детализированной съемки крупных предметов, городских пейзажей.

Фото на китовый объектив

Фото на макро-объектив

Для реализации каждой из упомянутых задач необходимы макро-объективы с разным фокусным расстоянием. Их оптические схемы скорректированы таким образом, что позволяют снимать с определенной дистанции. Причем существуют модели, позволяющие делать качественные детализированные снимки на большом расстоянии или увеличивающие без потери качества объекты в несколько раз.

Какой макро-объектив выбрать

Ассортимент макро-объективов постоянно увеличивается. Чтобы выбрать подходящую модель, необходимо детально представлять процесс съемки. Также требуется знать расстояние, с которого планируется делать снимки. По этому критерию макро-объективы делятся на 2 вида:

  • длиннофокусные — от 100 до 200 мм;
  • короткофокусные — от 20 до 100 мм.



Сегодня в ассортимент этой оптики у ведущих производителей фототехники включено более полусотни моделей. Помимо преимуществ, большой выбор имеет подводные камни — новичок может ошибиться при поиске подходящего объектива.

Предметная съемка с близкого расстояния

Для этих целей целесообразно выбрать модели, имеющие фокусное расстояние 16–60 мм. Точный параметр зависит от того, с какой дистанции чаще всего планируется вести съемку. Иногда фотографу затруднительно фиксировать технику на большем удалении, поэтому рекомендуется рационально подходить к вопросу выбора.

Фото на макро-объектив

Фото на китовый объектив

Съемка портретов, насекомых, растений

Такие снимки лучше всего делать объективами с фокусным расстоянием 60–100 мм. Рекомендованная оптика обеспечивает оптимальную дистанцию до объекта съемки и позволяет приблизиться к нему, не спугнув и не заслонив свет. Максимальная диафрагма макро-объективов делает возможной съемку отличных портретных изображений.

Фото на макро-объектив

Макро для фотоохоты и съемки с большого расстояния

Снимать птиц, животных и издалека насекомых лучше всего при помощи длиннофокусных моделей. Такая оптика также хорошо подойдет для фотографирования портретов или пейзажей. Кроме того, длиннофокусные макро-объективы можно использовать для спортивной съемки, эффектного приближения объектов архитектуры. Эти объективы можно считать универсальными, но нужно учитывать расстояние, с которого придется фотографировать. Для максимально приближенной съемки они не годятся.

Фото на китовый объектив

Фото на макро-объектив

Дополнительные характеристики

Светосила и фокусное расстояние — основные параметры, на которые следует обращать внимание, но далеко не единственные. Чтобы найти подходящую оптику при выборе важно учитывать дополнительные особенности объективов:

  • возможность стабилизации изображения;
  • наличие ультразвукового мотора для фокусировки;
  • совместимость с полноформатными и кроп-камерами;
  • способность фокусировки на бесконечность;
  • изменение длины объектива при фокусировке;
  • возможность использовать ручную и автоматическую фокусировку без переключения на объективе режимов съемки.

Фото обоев на китовый объектив

Фото обоев на макро-объектив

В процессе поиска оптики требуется учитывать возможности своего фотоаппарата. Можно купить макро-объектив с расширенным функционалом, но старенькая камера не сможет поддерживать все его возможности.

Смогут ли макро-кольца заменить макро-объектив

Минимальное расстояние фокусировки у кит-объективов составляет 30 см, но его можно уменьшить. Для этого достаточно установить макро-кольцо. Оно позволит вести съемку с коротких расстояний и улучшить детализацию фотографируемых объектов. Сегодня производят и продают макро-кольца с контактами передачи сигнала (байонетным соединением) и сохранить все функции объектива. Второе название этих устройств — удлинительные кольца.

Фото с макро-кольцами

Фото на макро-объектив

Фото на макро-объектив

Однако нужно понимать, что кольца не смогут выжать из китового зума такое качество, которое обеспечивают макро-объективы. Они не позволяют фокусироваться на бесконечность, требуют больше времени на настройку при изменении расстояния до объекта. Макрокольца изменяют как минимальную, так и максимальную дистанцию фокусировки. Это тоже доставляет неудобства при съемке.

Кольца можно использовать в качестве полезного дополнения к макро-объективу, но не рассматривать как полноценную замену. Рекомендуется отдавать предпочтение продукции известных брендов с функцией автофокуса и сохранением всех опций объектива. При выборе этих вспомогательных устройств также нужно обращать внимание на совместимость с моделями фотоаппаратов или быть готовым приобрести адаптер (переходник).

Макро-объективы для смартфонов

Добиться отличной детализации объектов на фотографиях теперь можно и во время съемки со смартфонов. Для этих целей специально разработали и производят миниатюрные макро-объективы. Желательно сразу приобрести и вспомогательные аксессуары. В полный комплект такой оптики входят:

  • зажим для фиксации объектива на корпусе телефона;
  • магнитное кольцо;
  • макро-объектив;
  • чехол.


Наивно ждать от такой оптики такого же уровня съемки, который обеспечивают макро-объективы для фотоаппаратов. Однако она гарантированно повысит качество снимков, сделанных с близкого расстояния.

Что стоит приобрести перед покупкой макро-объектива

Китовые зум-камеры способны обеспечить неплохое качество снимков при хорошем освещении. Если в работе не требуется подробная детализация предметов на фотографиях, стоит начать с приобретения профессиональных ламп. Ведь светосила макро-объективов не способна решить проблемы, вызванные неудовлетворительной освещенностью места съемки.


Необходим комплексный подход. Логично сначала оборудовать съемочную площадку хорошей системой освещения, добиться максимально возможного качества с китовым зумом, а затем начинать поиск подходящего макро-объектива. Такая последовательность действий поможет методом проб и ошибок получить ответы на свои вопросы и подобрать оптимальный комплект фототехники.

Фотограф Кирилл Кривошеев делится своими секретами макросъемки, главный из которых – уважение к природе.

За поразительным снимком насекомого не нужно ехать в далекие страны или за город. Поэтому самое главное — это умение наблюдать и большое терпение.

Совет 1. Крупнее не значит лучше

Не стоит гнаться за увеличением как за главным атрибутом макросъемки. Кадры с небольшим масштабом, но интересным сюжетом будут смотреться гораздо привлекательнее, чем снимки на большом увеличении.

/upload/iblock/e3e/e3ea7f21d5d8c48ade9fad19155f1d6d.jpg

Совет 2. Оборудование

/upload/iblock/d25/d254c997fd01d26933efbb37b05ebb15.jpg

Совет 3. Экспериментируйте

Если в вашем арсенале нет ни макрообъектива, ни даже макролинз, используйте обычный объектив, подсоединив его передней линзой к байонету камеры при помощи реверсивного кольца (кольцо, которое накручивается на резьбу светофильтра одного объектива и служит для присоединения к телу камеры или другому объективу. — Прим. редакции). Таким образом можно превратить любой объектив в макрообъектив.

/upload/iblock/cb6/cb6059a26dbfe6d0b5fd02a78190a86f.jpg

Совет 4. Лучшее освещение

Приходите пораньше и уходите попозже. Самое лучшее освещение — это утреннее и вечернее. Утро подарит вам ровный свет без пересветов и провалов в тенях. А вечером можно получить более драматичное и красочное освещение. Но если решили фотографировать днём, то идеальным будет облачный день. Облака будут рассеивать яркий солнечный свет, как софтбокс, избавляя от жестких теней.

/upload/iblock/153/153eb74f01096216c4758f28e98ca7ba.jpg

Совет 5. Поведение насекомых

Наблюдайте за повадками и изучайте насекомых Это поможет в их поиске, правильному подходу для съёмки различных видов. Как и у любых животных, у насекомых есть свои особенности поведения. И дело даже не в пугливости одних и спокойствии других, а в знании того, как они охотятся, маскируются, где ночуют, как ведут себя при освещении. Понимание этих мелочей позволит создавать по-настоящему великолепные снимки. А так же избежать возможной опасности, если насекомое ядовито.

/upload/iblock/5fa/5fa4db629e4be5904da77801d28fc170.jpg

Совет 6. Макровспышки

/upload/iblock/855/855ed480c7237c366ea4f655db975e34.jpg

Совет 7. Диафрагма

/upload/iblock/64c/64cea3b9378b98ee44f3b14568a77850.jpg

Совет 8. Резкость

Как ни в каком другом жанре, в макросъёмке очень важны детали. Несмотря на то, что у большинства макрообъективов фокусное расстояние не превышает 100 мм, любое сотрясение будет заметно и неизбежно скажется на резкости. Поэтому используйте короткую выдержку, штатив, монопод — всё, что поможет избежать тряски камеры и получить чёткий снимок.

/upload/iblock/e38/e3828fd9e25b12fff1049596c4d11632.jpg

Совет 9. Черно-белое макро

Мир насекомых прекрасен в своём естественном цвете, но порой черно-белый снимок может придать определённую художественность. Используя принципы черно-белой фотографии, такие как геометрия, ритм, разница яркости или контраст, можно передавать не меньшую выразительность, чем цветной фотографией.

/upload/iblock/eef/eef29e786adcd7f207a62d0bd1bddd84.jpg

Совет 10. Стекинг

При макросъемке зона резкости сильно сужается. На небольшом увеличении это не так заметно и может придать художественный эффект, но при сильном увеличении становится критичным. Поэтому применяйте технику стекинга. Объединяя несколько изображений с разным фокусом в одно в специальной программе или вручную, вы расширите зону резкости, а детали не будут страдать от дифракции из-за сильно зажатой диафрагмы.

/upload/iblock/93f/93fe836d99a9f0d18112aa5d9445248b.jpg

Совет 11. Уважайте природу

Может, это и странно, но я всегда благодарю то место, где я смог сделать свои снимки. Поэтому советую и вам относиться к нему с уважением и не вредить!

Читайте также: