Как снимать метеорный поток на зеркалку

Обновлено: 08.05.2024

Вы когда-нибудь задумывались, как делаются снимки звёзд? Наверняка вы не знаете, какое оборудование для этого нужно и какие настройки лучше всего подойдут для съёмки ночного неба. По своему опыту можем сказать, что съёмка звёзд может оказаться нелёгким делом. Однако, освоив базовые понятия и приловчившись, со временем вы обнаружите, что можете делать потрясающие кадры.

В данной статье приводится вся необходимая информация по астрофотографии, чтобы научить читателей создавать классные снимки ночного неба. Сюда входит и настройка камеры, и необходимое оборудование, а также советы по построению композиции и многое другое!

Оборудование, необходимое для того, чтобы делать фото звёзд

Сначала рассмотрим, какое оборудование нам понадобиться. Его не так много, как может показаться вначале. А затем поговорим о разных типах фотографий звёздного неба и настройках камеры.

Есть несколько предметов, которые облегчат съёмку звёзд.

Штатив

Пожалуй, самый важный аксессуар фотографа, который поможет сделать снимки звёзд – это штатив или тренога. Во время съёмки камера должна стоять абсолютно неподвижно. И руками невозможно обеспечить такую опору.


Конечно, можно поставить камеру на камень или подобный объект, однако штатив – это отличный способ улучшить свои фотографии во многих аспектах. Так что глупо было бы отказываться от такого полезного приобретения.

Пульт спуска затвора

Пульт спуск затвора – это инструмент, который действует в точности так же, как кнопка на камере. Самые простые устройства представляют собой одну кнопку, соединенную с кабелем, при помощи которого происходит подключение к фотоаппарату. На более продвинутых моделях есть таймер на серию снимков через определённый промежуток времени. То есть вы сможете нащёлкать, скажем, 100 кадров за 30 секунд.

Есть две причины, по которым вам понадобится удалённый способ спуска затвора. Во-первых, даже если камера установлена на штативе, нажатие на кнопку может спровоцировать микродвижение камеры, которое выльется в смазанные участки на изображении. С пультом ДУ спуска затвора такая проблема не возникнет.

Вторая причина заключается в том, что многим камерам требуется удалённая спусковая кнопка для экспозиции свыше 30 секунд при съёмке в режиме ручной выдержки. В этом режиме затвор остаётся открытым до тех пор, пока не будет отпущена спусковая кнопка.

Когда будете выбирать пульт для спуска затвора, смотрите, чтобы он подходил под модель вашей камеры. Есть сравнительно недорогие варианты – до 650 рублей на Amazon. Подобные пульты доступны, кстати, также для смартфонов.

Камера с ручным режимом съёмки

Очевидно, что для астрофотографии понадобится определённая фототехника. Основное требование – наличие режима ручной выдержки, который позволяет управлять всеми важными настройками самостоятельно.


Для получения лучших снимков на камере должна быть возможность менять выдержку затвора и диапазон светочувствительности, ещё не помешает наличие регулировки апертуры.

Чтобы сделать фото ночного неба, не нужен какой-то сверхсовременный фотоаппарат. В принципе, при желании снимать звёзды можно смартфоном. Главное, чтобы имелась возможность настроить выдержку затвора и установить гаджет на штатив или треногу.

Камера с большой матрицей, светосильным и широкоугольным объективом

Однако чем больше матрица, тем больше света устройство будет способно захватить, что выльется в более качественные ночные фотографии. Идеальным вариантом будет камера с полноразмерной матрицей.

Объектив – не менее важный фактор. Широкий угол у объектива означает, что вы сможете вместить в кадр большой участок неба. Широкая апертура говорит о том, что камера соберёт больше света, значит на выходе получится более качественное фото. Апертура измеряется в числах диафрагмы. Для нашей цели понадобится примерно f/4 или выше – от f/2,8 до f/1,2 прекрасно подойдёт.

Тем, у кого есть зеркальный или беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом, можно прикупить специально предназначенную для астрофотографии оптику. Главное, чтобы она подходила под производителя и модель камеры.


Как делать снимки звёзд

Настройки камеры для астрофотографии

Устанавливаем камеру на штатив и направляем её в небо. Выставляем максимальную апертуру, диапазон светочувствительности (ISO) между 1600 и 6400 (зависит от возможностей вашей фототехники).

Кроме того, следует настроить выдержку от 10 до 30 секунд.

Одна из самых сложных вещей во время съёмки звёзд – фокусировка. Как правило, для автоматической фокусировки не хватает света, так что приходится пользоваться ручным фокусом. Рекомендуем, смотря в видоискатель, приблизить изображение к ярким звёздам, затем сфокусироваться вручную для чёткого отображения звёзд.


Далее жмем на удалённую кнопку спуска затвора и ждём. Спустя какое-то время снимок звёзд будет готов, его можно будет использовать как ориентир для регулировки настроек, если понадобится. А также для перестройки какой-либо части кадра.

В зависимости от типа фотографии звёздного неба будут слегка меняться и настройки.

Эти типы снимков похожи, но требуют немного других настроек, о которых и пойдёт речь ниже.

Как делать статичные снимки звёзд

Для получения статичных фото звёзд понадобится немного более передовой фотоаппарат, поскольку временной промежуток, за который можно сделать снимок, ограничен. И нужно успеть до того, как звёзды начнут движение. Этот промежуток может быть разным в зависимости от фокусного расстояния. Но как показывает практика, при выдержке дольше 20-30 секунд на снимке обычно проявляется движение звёзд.

Поэтому чтобы сделать неподвижные снимки звёзд, нужен более совершенный фотоаппарат и объектив, который сможет собрать достаточно света в тот промежуток времени, пока движение звёзд не изменит экспозицию кадра.


Разумеется, для статичных снимков важна композиция. Млечный Путь – популярный объект для композиции фото, и походит он на гигантскую линию в космическом пространстве.

Поместить в кадр что-то на передний план (скажем, маяк, дерево или примечательное строение) – удачное решение, так как снимок только звёзд, не всегда впечатляет. Если на переднем плане не хватает освещения, можно осветить объект фонариком. Обычно, чтобы выделить объект переднего плана, не нужно слишком много света.

Такие снимки сделать намного легче и с относительно дешёвой фототехникой. Понадобится лишь время и чистое небо.

Опять же, устанавливаем нашу камеру на штатив и вдумчиво размышляем над композицией будущего снимка. Перед самым главным кадром уместно будет сделать несколько пробных, чтобы проверить правильность выбранных настроек. Никто же не хочет получить в итоге не совсем удачную фотографию, потратив на неё несколько часов!


Съёмка серией коротких экспозиций по тридцать секунд и последующая обработка в программе выльются в более чёткие изображения, поскольку в случае сильно длинной экспозиции (более 30 секунд) она может стать причиной появления цифрового шума. Для съёмки сериями понадобится таймер на фотоаппарате, который сам сделает череду снимков.

Как фотографировать звёзды на смартфоны с Android или iOS

Сделать фото ночного неба можно и при помощи смартфона, но не стоит рассчитывать на умопомрачительные снимки. Крошечная фотоматрица внутри смартфона ограничивает возможности, однако это вполне реально. Например, сделать снимки северного сияния смартфоном более чем возможно.

Съёмка не обойдётся без всё того же штатива или треноги, какого-нибудь удалённого способа спуска затвора и приложения для длительных экспозиций. Скажем, на iPhone для этой цели есть такое приложение, как NightCap Camera, а на Android – Long Exposure Camera 2.

И наконец те, кто имеют под рукой телескоп, могут расположить камеру телефона у окуляра, используя универсальный держатель. Таким образом получится сфотографировать ту же Луну и воспользоваться преимуществами оптики телескопа.

Полезные приложения для съёмки ночного неба

Есть несколько приложений, которые пригодятся для астрофотографии ночного неба.

Во-первых, не лишним будет приложение, которое показывает расположение звёзд, чтобы можно было сориентировать кадр и найти объекты вроде Млечного Пути или Полярной звезды. На Android есть неплохое приложение Sky Map, а на iPhone – Stellarium.

Идём дальше. Знать время наступления темноты в любой точке земного шара весьма полезно. Для этого подойдёт приложение Golden Hour, которое снабдит пользователя информацией об освещённости в разное время суток.

И последнее: если вы охотитесь за Авророй, тогда вам нужно знать, когда она проявляет активность. И тут тоже найдётся парочка вариантов, среди которых Aurora Alert с массой полезных функций.

Можно ли сделать фотографии ночного неба с помощью камеры без ручного режима съёмки и сменного объектива?

Несомненно, это возможно. Для этого не нужна крутая камера, однако качество изображений на выходе и длительность съёмки будут ограничены.

Рекомендуется пролистать руководство к камере или смартфону, чтобы узнать о доступных функциях для длительных экспозиций, и выжать максимум из своего устройства.

Заключение

Надеемся, данный материал помог нашим читателям усвоить некоторые базовые вещи, без которых в астрофотографии не обойтись.

Возможно, кто-то прямо сейчас загорелся желанием выйти на улицу и сделать парочку великолепных снимков неба. Как обычно, если есть вопросы или желание поделиться своим мнением, пишите комментарии.

Лоренс и Джессика Нора

Лоренс и Джессика Нора

Британо-американская пара тревел-блогеров. В 2010 запустили свой блог, где пишут исключительно о тех местах, в которых побывали сами. В статьях используют только свои фотографии.


© AP Photo/Petar Petrov

Для наблюдения активного потока не требуется сложной подготовки и аппаратуры: метеоры видны невооруженным глазом. Надо только знать, когда и куда смотреть, и устроиться поудобнее.

В первой половине августа в небе хорошо виден метеорный поток Персеиды, который достигает максимума активности в ночь с 12-го на 13-е. Откуда он берется и как им лучше любоваться — в материале ТАСС.

Представьте, что в ветреный день вы проезжаете перекресток, через который только что пронесся самосвал с песком. За ним тянется пыльный шлейф, и множество песчинок попадет в ваше ветровое стекло. Теперь перенесем эту картину в космос: вместо самосвала будет комета, вместо перекрестка — пересечение орбит, вместо ветра — солнечный свет, а вместо ветрового стекла — земная атмосфера.

Откуда берутся Персеиды

Частицы метеорного потока порождает комета Свифта — Таттла. Двигаясь по сильно вытянутой орбите, она совершает один оборот вокруг Солнца за 133 года. При сближении со звездой ее ядро частично испаряется, и газы уносят с собой песчинки и камешки — из них позади кометы образуется шлейф.

Метеороид (метеорная частица, метеорное тело) — движущийся в межпланетном пространстве объект крупнее пылинки, но меньше астероида, то есть размером не более 1 м.

Метеор — вспышка, сопровождающая сгорание метеороида в атмосфере Земли.

Болид — особенно яркий метеор; у болидов бывает заметный угловой размер, дробление в полете, след.

Метеорит — обломок крупного метеороида, не сгоревший полностью в атмосфере и упавший на землю.

Тысячелетиями давление солнечного излучения размывает его по ширине и растягивает вдоль орбиты. Ширина метеорного потока Персеид превышает 40 млн км, и Земля пересекает его более месяца, двигаясь вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Однако самая плотная часть потока заметно уже — 1,3 млн км, и мы пересекаем ее примерно за 12 часов.

Частицы Персеид встречаются с Землей на скорости 53 км/c. Расстояние от Москвы до Екатеринбурга они преодолели бы за полминуты. Миллиметрового размера песчинка при такой скорости имеет энергию рекордного по силе удара молотом или взрыва 1 грамма тротила. Она могла бы проделать изрядную пробоину в корпусе космического корабля.

Однако концентрация частиц крайне мала. Чтобы одна такая попала в МКС, пришлось бы ждать около десяти лет в самой плотной, центральной части потока. Так что метеороиды, несмотря на скорость и впечатляющий вид при сгорании в небе, представляют намного меньшую угрозу для полетов, чем искусственный орбитальный космический мусор.

В этом году условия для наблюдения Персеид особенно благоприятны. Во-первых, максимум активности приходится на тот период, когда в Европе и России будет ночь. Во-вторых, 11 августа будет новолуние, а значит, лунный свет не помешает наблюдениям.

Международная метеорная организация (IMO) прогнозирует активность Персеид на уровне 110 метеоров в час, причем в ночь максимума возможны (но не гарантированы) два дополнительных всплеска активности, предположительно около 23:00 и 5:30 по московскому времени. Они связаны со сгущениями метеорных частиц, которые были замечены в прошлые годы.

Как смотреть на метеоры

Для наблюдения активного потока не требуется сложной подготовки и аппаратуры: метеоры видны невооруженным глазом. Надо только знать, когда и куда смотреть, и устроиться поудобнее.

Радиант Персеид — небольшая область на небе, которая из-за эффекта перспективы кажется источником метеоров одного потока, — располагается, как следует из названия, в созвездии Персея. В начале ночи созвездие находится низко над восточным горизонтом, метеоры потока видны достаточно редко, но зато бывают длинными, пересекающими все небо.

В середине ночи Персей поднимается и смещается к югу, метеоров становится больше. Лучшее время для наблюдений Персеид — в три-четыре часа утра, а в южных районах — до пяти утра. Смотреть прямо в радиант не стоит, поскольку метеоров там не очень много и они короткие. Лучше следить за областью неба немного в стороне от радианта — в зените, на юге и юго-западе.

Не менее интересны фотографические наблюдения метеоров. Для этого нужен цифровой фотоаппарат с широкоугольным объективом и дистанционным управлением (от пульта или компьютера), снимающий с выдержкой не менее 30 секунд. Камеру ставят на штатив или просто кладут на ровную поверхность, направляя в зенит. Затем один за другим делаются кадры с длительной экспозицией.

Чтобы поймать красивый метеор, обычно требуются снимки с общей продолжительностью экспозиции два-три часа — намного больше, чем при визуальных наблюдениях. Во-первых, даже у широкоугольных объективов поле зрения меньше, чем у человека, во-вторых, фотоаппарат не может повернуть взгляд в сторону метеора, появившегося у края поля зрения. Шансы увеличиваются, если поставить сразу несколько камер, направив их на разные участки неба, или использовать объектив типа "рыбий глаз".

Звёздное небо: Альтаир, Вега и Рас Альхаге

У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса. Замечу, что речь у нас пойдёт не о высокой астрофотографии, а скорее об ординарной съёмке звёздного неба в контексте фотографии пейзажной. Для детальной съёмки объектов глубокого космоса (галактик, туманностей, квазаров и т.д.) требуются весьма специфические навыки и инструменты, в то время как украсить ночной пейзаж общим планом Млечного Пути под силу каждому.

Существует два сорта фотографий со звёздным небом. В первом случае звёзды представлены как отдельные точки, т.е. примерно так, как мы их видим в реальной жизни. Для получения подобных фотографий используются сравнительно короткие (по ночным меркам) выдержки – до 30 с. Во втором случае используются очень длинные выдержки – до нескольких часов (либо же серия коротких экспозиций сшивается в дальнейшем с помощью специальной программы), – и вследствие вращения Земли звёзды успевают прочертить в небе длинные светящиеся следы, закручивающиеся вокруг полюса мира. Такие изображения выглядят весьма необычно, но лично мне больше нравятся фотографии первого типа, как более реалистичные и вместе с тем более художественные. А поскольку они вдобавок ещё и значительно проще в техническом отношении, то именно о получении таких снимков, т.е. изображающих звёзды условно неподвижными, мы и поговорим.

Оборудование

Камера

Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.

Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.

Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.

Объектив

Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.

Штатив

Подойдёт любой штатив, способный выдержать вес вашей камеры.

Дистанционный спуск

Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки, что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.

Фонарик

Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.

Место и время для съёмки

Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble, чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.

Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.

Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.

Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.

Композиция

Композиция, говорите… Хорошо, если при взгляде в видоискатель вы сможете отличить небо от земли. Впрочем, иногда всё-таки можно что-то увидеть. В этом случае обычно имеет смысл расположить линию горизонта как можно ниже. Земля чаще всего слишком темна, чтобы представлять серьёзный художественный интерес, а вот звёздное небо, ради которого, собственно, всё и затевалось, хотелось бы сделать основной областью интереса. Можно, например, пустить Млечный Путь через весь кадр из угла в угол, можно найти знакомые созвездия, яркие звёзды, планеты (желающим подтянуть свои знания по астрономии рекомендую Stellarium), а если на небе присутствуют отдельные облака, использовать их в качестве структурообразующих элементов. Хорошо работают кадры с вертикальной ориентацией.

Совсем исключать землю из кадра не стоит – снимок станет слишком абстрактным. Лучше поискать объекты, обладающие выразительным силуэтом (деревья, валуны, старые здания), и разместить их внизу или по сторонам кадра. Главное, чтобы они не занимали слишком много места. Если поблизости имеется озеро – прекрасно, – у вас будет возможность показать не только звёздное небо, но и его отражение в воде.

При большом желании, можно подсветить объекты переднего плана фонариком, если вы не боитесь, что они станут отвлекать внимание зрителя от звёздного неба. Как правило, это оправдано, когда ночь не слишком тёмная (мешает засветка или лунный свет) и небо смотрится недостаточно выразительно, чтобы стать основным композиционным центром.

Звёздное небо: Засветка и облака

Настройки фотоаппарата

Теперь перейдём к рекомендациям технического характера.

RAW или JPEG?

Отсылаю читателя к соответствующей статье. На мой взгляд, RAW предпочтительнее, поскольку ночные снимки практически всегда требуют достаточно интенсивной обработки, но и снимая в JPEG вы можете получить неплохие (хотя и менее контролируемые) результаты.

Фокусировка

Если вы наведёте фотоаппарат на ночное небо и попробуете воспользоваться автофокусом, ничего путного из этого, скорее всего, не выйдет. Яркость звёзд обычно недостаточна для того, чтобы датчики автофокуса могли за них зацепиться (с планетами бывает, что и срабатывает). Выполнить наводку на резкость вручную традиционным способом также вряд ли получится, поскольку при использовании широкоугольной оптики отдельные звёзды в видоискатель практически не видны. Следовательно, объектив нужно принудительно сфокусировать на фотографическую бесконечность. Как это сделать?

Старые мануальные объективы позволяли навестись на бесконечность вслепую, просто повернув фокусировочное кольцо до упора. У современных автофокусных объективов мало того что отсутствует упор, так ещё и шкала дистанции фокусировки, мягко говоря, не отличается большой точностью. В принципе, такой шкалой можно пользоваться (при наличии фонарика, естественно), но предварительно вам придётся провести своего рода калибровку, изучив, какие значения на шкале соответствуют реальной фотографической бесконечности. При свете дня позвольте автофокусу выполнить наводку на резкость по какому-нибудь максимально удалённому объекту у самого горизонта и, взглянув на шкалу, запомните или запишите нужное значение, чтобы воспользоваться им, когда автофокус окажется бессилен.

У некоторых бюджетных объективов отсутствует даже примитивная фокусировочная шкала. В таком случае придётся всё-таки прибегнуть к помощи автофокуса, даже если он не захочет фокусироваться на звёздах. Поищите вокруг любой достаточно яркий объект, находящийся на максимальном удалении от вас (чаще всего это будут далёкие огоньки какого-нибудь населённого пункта), и попробуйте сфокусироваться на нём. Если всё получилось, выключите автофокус и постарайтесь в дальнейшем не прикасаться к фокусировочному кольцу. Если подходящих источников света по близости не наблюдается (что, в общем-то, неплохо, по соображениям, описанным выше) воспользуйтесь фонариком. Положите включённый фонарик на землю, пенёк или камень, после чего отойдите как можно дальше и выполните фокусировку. Если не страдать излишней педантичностью, то, в среднем, для широкоугольных объективов всё, что находится дальше десяти метров от фотоаппарата, можно считать бесконечностью.

Экспозиция

Толку от экспонометра в темноте ещё меньше, чем от автофокуса, т.е. никакого вообще, в связи с чем камеру следует перевести в ручной режим и устанавливать экспозицию наощупь. Оценка экспозиции будет затруднена по ряду причин. Во-первых, экран фотоаппарата в темноте кажется очень ярким, и потому недодержанные снимки могут выглядеть нормальными, а нормальные – передержанными. Во-вторых, экспонировать по светам (как я обычно советую делать) в данном случае не лучшая идея, поскольку звёзды являются слишком яркими объектами и, пытаясь не допустить клиппинга в светах, вы утопите кадр во мраке. Следовательно, вам придётся смириться с тем, что и тени, и света будут лежать за пределами динамического диапазона камеры. В-третьих, длинные выдержки делают экспериментальный подбор параметров экспозиции крайне трудозатратным процессом.

Ниже я постараюсь показать, как, не мудрствуя лукаво, получить более-менее корректную экспозицию, не прибегая к помощи экспонометра и не занимаясь утомительным подбором.

Диафрагма

Диафрагму откройте до предела, т.е. установите минимальное число диафрагмы, доступное для вашего объектива. Нам сейчас дорог каждый фотон, и это как раз та ситуация, когда ради менее шумной картинки можно немного поступиться резкостью.

Выдержка

Чем дольше будет открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу, что, конечно же, хорошо, но и тем сильнее смажутся звёзды на снимке вследствие вращения Земли, что уже не столь отрадно.

Тем, кто только начинает осваивать ночную фотосъёмку, я бы порекомендовал ещё более простой и либеральный подход: если вы используете широкоугольный объектив (или стандартный зум в широкоугольном положении), установите выдержку в 30 секунд и не морочьте себе голову, тем более что для многих фотоаппаратов 30 секунд – это максимальная выдержка доступная в штатных режимах, а меньшую выдержку вам ставить незачем.

Если вы, следуя моему совету, установили выдержку в 30 с и полностью открыли диафрагму, то, в зависимости от светосилы вашего объектива, вам следует установить следующее значение чувствительности ISO:

Указанные в таблице значения следует воспринимать как стартовые ориентиры, от которых допустимо отступать в большую или меньшую сторону при возникновении такой необходимости.

Подавление шума

Если камера позволяет, включите подавление шума для длинных экспозиций (Long exposure noise reduction), при том, конечно же, условии, что у вас достанет терпения после каждой экспозиции ждать дополнительные полминуты, пока камера сделает контрольный снимок с закрытым затвором. Фотография, сделанная при высоких значениях ISO, всё равно получится довольно шумной – к этому нужно быть готовым, но если уж имеется возможность хоть немного улучшить качество изображения, этой возможностью не стоит пренебрегать.

Баланс белого, как и стиль изображения, не имеют никакого значения при съёмке в RAW, но на тот случай, если вы снимаете в JPEG, или просто хотите, чтобы ваши снимки выглядели достойно уже на экране фотоаппарата, я позволю себе дать вам ещё пару рекомендаций.

Баланс белого

Стиль изображения

Для звёздного неба наилучшим образом подходит стиль Vivid или какой-нибудь аналогичный, т.е. с максимально насыщенными цветами и высоким контрастом, причём цветовую насыщенность можно дополнительно увеличить, подкрутив параметр Saturation. В отличие от дневных пейзажей, здесь не стоит бояться получить нереалистично насыщенные цвета, поскольку сцена в любом случае будет выглядеть весьма необычно, и дополнительные краски ей никоим образом не повредят.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Астрофотография считается одним из самых технических жанров фотографии и может показаться сложной для неопытных. Но при желании даже начинающий фотограф способен передать на снимке ночные небеса во всей красе. Это не так сложно, как можно было бы подумать!

Астрофотограф Махмуд Альсаваф (©Mahmood Alsawaf) рассказывает как нужно избегать некоторых распространенных ошибок, которые совершают все в начале творческого пути при съемке астрофото, а также делится практическими советами, как нужно снимать Млечный Путь или звездный след.

Как получить идеальные астрофотографии

EOS 5D Mark III, EF16-35mm f/2.8L II USM lens, 16mm, 20sec, f/2.8, ISO3200

Если у вас не получилось астрофото, в чем кроется ошибка?

Съемка Млечного Пути в формате JPG

Съемка звездного неба всегда должна происходит в формате RAW. Фотографируя в JPG вы теряете слишком много информации в важных деталях, которая не восстанавливается при постобработке.

Настройка в темноте

Вы должны оказаться на нужной локации до захода солнца. Выберите хороший передний план и настройте камеру. Вам нужно светлое время суток, чтобы сфокусироваться. В темноте очень сложно будет это сделать.

Плохое планирование

Постарайтесь не снимать в пасмурные ночи, при полной луне или когда она растет или убывает. В идеале съемка должна происходить в те дни, когда луны не видно. Всегда проверяйте погодные условия и лунный цикл перед тем, как отправляться в путь.

Съемка в темном городе

Уезжайте или уходите подальше от освещенных улиц города. "Световое загрязнение" вредит астрофотографии как ничто иное, потому что даже если у вас ночь ясная и луны нет, лишний свет помешает получить хороший кадр.

Слишком много расходов на снаряжение

Думаете, что ваша зеркальная камера начального уровня и набор объективов не справятся со своей задачей, когда дело касается съемки звезд? Вовсе нет! Просто убедитесь, что у вас правильные настройки и вы учли все условия для астрофотографии. Применяя некоторые знания при постобработке, вы получите красивое изображение, которое себе и представляли.

Как получить идеальные астрофотографии

EOS 5D Mark III, EF20mm f/2.8 USM lens, 20mm, 20sec, f/4, ISO400

Какое оборудование необходимо для начала?

Нужна камера DSLR и широкоугольный объектив. Если у вас есть EOS 7D или EOS 60D с объективом EF-S10-22мм f / 3.5-4.5 USM или объективом EF-S10-18мм f / 4.5-5.6 IS STM - считайте, что вы вооружены универсальным набором для начала. Удобный и прочный штатив.

Как получить идеальные астрофотографии

EOS 5D Mark III, EF16-35mm f/2.8L II USM lens, 29mm, 20sec, f/2.8, ISO3200

Если вы хотите снимать звездные следы, как их получить в кадре и чего следует избегать?

Для фотографирования звездных следов нужно, во-первых, уйти дальше от от освещенных районов города. Помните, что следует избегать светового загрязнения.

У вас должен быть компас, если вы затрудняетесь самостоятельно определить четыре направления (Север, Юг, Восток и Запад). Использование компаса позволит вам получать разные формы звездных треков. Например, если камера обращена к северу, вы получите круговую траекторию следа.

Как получить идеальные астрофотографии

EOS 5D Mark III, EF100mm f/2.8L Macro IS USM lens, 1/90sec, f/8, ISO200 (для переднего плана)EOS 5D Mark III, EF16-35mm f/2.8L II USM lens, 25sec, f/2.8, ISO3200 (для неба)EOS 5D Mark III, EF16-35mm f/2.8L II USM lens, 1/2sec, f/9, ISO200 (для человека)

Какие настройки камеры следует использовать для съемки звезд ночью?

Съемка звезд на ночном небе строится на основе длительной экспозиции. Длинная выдержка затвора требует больше света в ваших кадрах, но в то же время, если она будет слишком велика, камера захватит движение звезд, а это приведет к размытому снимку.

Чтобы избежать появления звездных следов (если это не то, что вам было нужно), используйте Правило 500. Оно поможет определить, какой должна быть экспозиция для данного объектива с данным фокусным расстоянием. Это правило особенно важно при съемке Млечного Пути.

Волшебное Правило 500

500/фокусное расстояние объектива = необходимая скорость затвора

Например: 500/20 мм = 25 секунд (полнокадровая камера).

Однако обратите внимание, что если для вашей камеры нужно учитывать кроп-фактор, не забудьте сделать на это скидку при расчетах. Некоторые камеры Canon, например, имеют кроп-фактор 1,6, поэтому расчеты будут выглядеть так:

500/фокусное расстояние, умноженное на 1,6

Например: 500/20 мм х 1,6 = 40 секунд

Как получить идеальные астрофотографии

EOS 5D Mark III, EF16-35mm f/2.8L II USM lens, 25sec, f/2.8, ISO6400

Есть ли определенные моменты ночи или времени года, которых нужно избегать, когда занимаетесь астрофотографией?

Фотография Млечного Пути условна и зависит от того, насколько освещена та местность, в которой вы находитесь. Для большинства жителей России наблюдать Млечный Путь можно практически круглый год.

И для съемки звездных следов время года вообще не имеет значения, но нужно помнить про все предыдущие советы, которые касаются погодных условий и фаз луны.

Видеоканал Фотогора

Читайте также: