Как снять голову со штатива манфротто

Обновлено: 05.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир

Выбор фото-железа. Часть вторая. "Штативные головы и площадки"

Ну вот, у меня появилось окошко между бесконечными разъездами, а потому давайте опять поговорим о том, что помогает нам снимать хорошие кадры. Именно помогает. Да, кадр делает фотограф, но плохим инструментарием можно убить даже самую удачную съемочную сцену… Сегодня у нас вторая часть фото-железной статьи, посвященная штативным головам и крепежным площадкам.


В прошлый раз разговор шел о штативах, вернее о том, что принято называть "штативными ногами". Другой, не менее важный компонент устойчивой системы - это штативная голова и сопровождающая ее площадка. Казалось бы, бери самую тяжелую и основательную, да и фиг бы с ним - остальное приложится? На самом деле все не так однозначно. Выбрать "верхушку" системы подчас сложнее, чем ее нижнюю часть.

Крепление одного к другому

С этим все достаточно просто. Голова крепится к "ногам" при помощи винта на 1/4 или 3/8 дюйма. В этой области все стандартизировано и можно сказать, что 95% наших с вами штативных ног и голов совместимы между собой (оставшиеся 5% - это несъемные головы, которыми комплектуют самые дешевые пластиковые поделки; они есть зло и в данной статье не рассматриваются). Если в комплекте идет крепление на 1/4, производитель как правило дополняет его специальным переходником (штативной гайкой), где с одной стороны резьба большего размера, а с другой - меньшего.

Сегодня мы будем говорить о двух компонентах "верхушки": штативной голове и крепежной площадке, которой камера к этой голове присоединена. У "головы" две функции: изменение ориентации камеры в пространстве и фиксация всей конструкции, и чем жестче эта фиксация, тем меньше "шевеленки" ляжет на ваши флешки. Самые важные критерии для отбора, из которых мы будем исходить при анализе:

- тип головы (трехосная / 3D, шаровая, подвесная, рукоять, рельсовая). Речь пойдет о двух наиболее популярных - 3D и шаровых.
- количество поворотных сочленений;
- материал изготовления;
- надежность фиксаторов;
- скорость ре-позиционирования;
- возможность панорамирования (вращения вокруг собственной оси).

1. Трехосная (или 3D) голова

Грубо говоря, это вообще не фото-, а видео-решение. Именно при видеосъемке важен плавный переход между планами, а длинная ручка подходит для этого лучше всего. Идеальная фиксация видео-камере нужна меньше (оператор редко снимает статичные планы), в то время как 10-15 секунд экспонирования для фотографа - норма.


От такого конструктива у фотографа больше проблем, чем пользы. Огромное число сочленений быстро приводит к появлению люфтов, и все конструкция дрожит под камерой, хотя, вроде как, все винты зажаты. Проблемные области:

A - фиксатор вертикальной штанги, отвечающей за движение вверх-вниз. Очень быстро разбалтывается;
B - винт стабилизации по горизонтали. Создает люфт в силу примитивности зажима;
C - ручка стабилизации по вертикали. В закрученном положении призвана фиксировать камеру, но справляется с этим плохо;
D - винт отклонения по горизонтали. Закрутить его надежно способен только обладатель титула Mr. Стальные Пальцы, а уж выставить с его помощью горизонт по силам лишь настоящему буддисту…
E - слотовый зажим для площадки (о них чуть ниже). Не обеспечивает жесткой фиксации площадки. Дешевое и непрактичное решение.

2. Шаровая голова

Этот тип конструкции представляет собой металлический "стакан" с шаровым шарниром внутри и несколькими ручками для регулировки (методы фиксации шара мы рассматривать не будем). Основные плюсы: 1) удобство работы 2) быстрота позиционирования 3) малый размер конструкции. Вот пример базовой головы от Gitzо с двумя точками фиксации: 1) шара и 2) положения при горизонтальной проводке. Более дорогие (и более предпочтительные) решения комплектуются 3) регулятором усилия сдвига шара. При выборе важно помнить, что размер имеет значение чем больше диаметр внутреннего шара, тем точнее позиционирование камеры.


Как говорит мой друг Лаптев - "свет не купишь". Во время съемки счет часто идет на секунды, и вы просто не можете себе позволить бессмысленную возню со штативом. Из опыта многолетней работы с группами скажу, что обладатели трехосных голов выстраивают кадр в несколько раз дольше владельцев шаровых.

Вердикт: забудьте про трехосный кошмар. Все дальнейшие примеры в этой статье базируются на "шаровом" типе.

Выбор штативной площадки

Быстросъемная площадка - важнейший элемент крепежной системы. Система Quick Release позволяет моментально высвободить камеру из лап штатива и быстро вернуть ее обратно. Идеальная площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и жестко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого дополнительных усилий. На сегодня используются два типа зажимов:

1. С открытым каналом на базе рельсового стандарта Arca-Swiss. В этом случае площадка задвигается в паз и намертво зажимается по всей длине рельса. Выполняется из твердых сплавов (как правило на основе анодированного алюминия). Arca-Swiss - это открытый международный стандарт для профессиональной техники, и если вы только строите свою систему, то настоятельно рекомендую остановиться на нем.


2. Целое семейство слотовых зажимов. Cамый распространенный вариант для любительского сегмента рынка. Площадка вставляется в специальный разъем и фиксируется кулачковым фиксатором, прижимающим ее в одной точке. Этих "слотовых" воплощений существует великое множество. Самый известный тип такой площадки - 200PL-14 от Manfrotto, размером в 3/4". Большинство бюджетных решений комплектуются подобными "квадратиками".


Отличительная особенность плохих слотовых зажимов - шапка винта, закручиваемая при помощи монетки или "ушко" винта, выполненное в форме скобы из толстой проволоки. Такая площадка плохо держится в гнезде, время от времени "плывет" и отвинчивается. Избегайте слотовых зажимов, если в съемке вам важен результат, а не процесс.


A - кулачок-фиксатор, который только делает вид, что фиксирует площадку;
B - площадка, которая имеет свойство постепенно разбалтываться (особенно при съемке вертикальных кадров) и трепать нервы владельца;
C - Злой Винт с ушком, про который писалось чуть выше…

Оптимальная голова

Ну, ладно. Всех обругал. Какие элементы должны быть в хорошей шаровой голове?

1. Регулятор горизонтального сдвига. Возможность вращения камеры вокруг своей оси - штука просто незаменимая при съемке панорам.
2. Регулятор усилия сдвига шара. Он задает мягкость и плавность позиционирования;
3. Легкость и скорость в управлении;
3. Отсутствие проседания камеры после фиксации. В паспорте изделия прописан максимальный вес нагрузки, при покупке исходите из той техники, которой вы работаете.
4. Пузырьковый уровень (опционально). Я при работе его не использую (предпочитаю видоискатель), но многие коллеги мне возразят.

Какой бренд выбрать - решайте сами. Gitzo, Manfrotto, Kirk, Benro - на рынке их великое множество. Но если вы хотите иметь идеальные железные компоненты - берите продукцию фирмы Really Right Stuff. Это лучшее, что существует сегодня на мировом рынке (специально для параноиков: этот пост не проплачен). К сожалению, в России их продукцию купить нельзя. Да и вообще, в мире только два места официальной продажи: на сайте производителя и в Нью-Йоркском фото-монстре B&H. На сегодня у меня в рабочем арсенале две головы их производства: RRS BH-40 и RRS BH-25. Планирую брать RRS BH-55 (на заглавном кадре статьи) - это просто произведение искусства! На снимке ниже RRS BH-30 LR.


Штативная площадка типа L-Plate

С обычной площадкой все более-менее понятно: закрепил внизу камеры и ждешь фото-счастья. Ситуация усложняется, если вы снимаете вертикальные кадры. В таком случае камера повернута на 90 градусов и площадка расположена уже сбоку, центр тяжести меняется, вся нагрузка сосредоточена на точке крепления к тушке и та начинает "клевать носом". Хуже нет, чем привезти из поездки мазаные кадры! Решение есть и называется L-Plate. Я не знаю, кто эту штуку изначально придумал, но дай бог ему здоровья и мужа хорошего. Под каждую камеру она своя, под Nikon D4 (версия от Really Right Stuff) выглядит вот так:


L-Plate - это скоба из анодированного алюминия с двумя штативными креплениями (А и B). L-Plate намертво прикручивается к камере шестигранником и буквально вгрызается в ее основание. Работа же с ней проста до идиотизма: захотел сделать вертикальный кадр - переставил камеру другим креплением Иметь в арсенале обязательно!

Ну и напоследок мой личный опыт работы с Manfrotto

Продукция компании - неплохой вариант по соотношению цена / качество как для новичков, так и для продвинутых любителей. У меня было три Манфроттовских головы:

1. Шаровая 054 серии с 3/4" площадкой. Неплохой вариант для новичка. Легкая, компактная, относительно недорогая. Минусы: все та же площадка на 3/4", убивающая все живое выдающая дополнительную шевеленку. Кроме того, малый диаметр внутреннего шара существенно снижает точность позиционирования при установке съемочного ракурса. Работа с телевиком на 70-200 повышает дрожание конструкции.

2. Джойстиковая 222 серии с 3/4" площадкой. Решение для суровых фотографов. Голова выполнена в виде пилотной ручки истребителя с гашеткой, отвечающей за позиционирование конструкции. После часа работы понимаешь, что купил эспандер. Те, кто не положил этот мазохизм на полку в течение первой недели, способны пальцами гнуть пятаки… А если серьезно, регулятор силы затягивания очень быстро перестал что-либо регулировать (там явно залита какая-то низкокачественная, собирающая пыль смазка), а про площадку на 3/4" уже говорилось выше.

Упреждая вопрос: перепост со ссылкой на оригинал приветствуется. А чем работаете вы? Мне интересен опыт аудитории в борьбе с шевеленкой :)

За время активного увлечения фотографией в моих руках погибло два китайских штатива. Передо мной стоял щепетильный выбор нового девайса для стабилизации. Посмотрел несколько вариантов в магазинах, сравнил все за и против для разных моделей. В итоге мой выбор пал на штатив Manfrotto 190XB с головой 700RC2.

штатив Manfrotto

Недостатками китайских штативов, таких как Vanguard MAK, Velbon, FOX и других, являются слабые болтающиеся коленья ног и пластиковые площадки. У первого штатива развалилась площадка, выпала из штанги. У второго отвалилась нога. Не говорю про убогие упоры ног, дерганную регулировку.

штатив Manfrotto

Выбрал модель Manfrotto 190XB за клипсы для фиксации ножек, у штатива Manfrotto 190XBD винты. С клипсами гораздо быстрее работать, чем с винтами. У некоторых штативов Gitzo для крепления используется зажим по типу гайки. Защищает от влаги и пыли внутренние полости ног, но скорость работы ниже чем у клипс. В Manfrotto 190XB мне понравились прорезиненные упоры ног трипода. При съемке на наклонной крыше штатив никуда не скользил.

штатив Manfrotto

Второе, выбирал голову, с которой будет удобно снимать видео. Мне понравились Manfrotto 700RC2 и Manfrotto 324RC2. Manfrotto 324RC2 — шаровая головка с ручкой. Потестировав в магазине понял, что абсолютно не подходит для видеосъемки. Свобода во все стороны в данном случае сказывается негативно, плавных горизонтальных и вертикальных проводок не получилось сделать. Manfrotto 700RC2 — 2D штативная головка выполнена из алюминия с отдельными фиксаторами по каждому направлению, двойным фиксатором площадки. Преимущество перед трехосными аналогами в том, что меньше сопряжений, жестче конструкция. Рельсовый паз для крепления площадки с дополнительным винтом, а не слотовый зажим для площадки, который не дает надежной фиксации. Тестировал в сравнении с головой VANGUARD PH-50, которая выглядит хлипко. Резьба у штатива и головы 3/8″, дополнительные вкладыши не потребовались.

штатив Manfrotto

Поработал с собранным штативом на нескольких съемках. Впечатления только приятные. Связку Canon 5D mark II и Canon 70-200 mm F/2.8L держит уверенно, а это 2,5 кг веса. На полной высоте не раскачивает петербургскими сквозняками на улице. Понравилась быстрая трансформация ног, для понижения высоты и повышения устойчивости. Мне не доводилось работать с профессиональными видеоштативами, плавность хода в горизонтальной плоскости не в сравнение выше с тем, что было в моих руках до штатива Manfrotto. Для задач, которые встают передо мной, выбрал идеальное решение. Например, для пейзажной фотосъемки стоит рассматривать варианты с шаровой головой, где больше свободы.


Tripods are essential for photography. But buying a tripod that you’ll really use is not easy. This little guide intends to help you choose a tripod that you’ll take with you most of the time.

Tripods can be a photographer’s best friend, unless when they’re left in the car trunk. It does not matter if your tripod is short or tall, light or heavy, leaving it behind will not do much to improve your photography. And there’s no excuse, as I usually hear, that it’s too heavy. You bought it (I guess) so you should have defined exactly how much you were willing to carry before investing in something that you seldom use.

So, this guide is for you, if you want to start it all over, and buy a tripod to USE. Also, if you’re buying a tripod to offer someone, this guide may help you to understand what is at stake when you buy a tripod. Beware, though, when buying a tripod for someone else. Try to find out if what you buy fits into the plans of the receiver. Tripods should be bought as one buys a shirt; it has to fit perfectly.

You’ll find multiple opinions when it comes to tripods, and that does not make it easier to choose. Some people will tell you that tripods with four sections legs are best, others will tell the three section ones are sturdier and less prone to mechanical problems, as there are less moving parts. Both may have a point, but usually outdoor photographers prefer the four section tripods, because they are smaller when closed, and that’s important when you backpack and hit the road. Or the winding path up the mountain!

Tripods with four section legs also go, sometimes, closer to the ground when closed (obviously, as the legs are shorter), so bear all this in mind when you go out shopping. Also remember that some tripods do not have a center column. I frequently find people who tell me the center column should never be extended, as the tripod loses stability. Yes it does, but if the center column exists, please use it when you reach the maximum height with the legs extended and you need a little bit extra height. That’s the reason why the center column exists. Furthermore, in some tripods, like the Manfrotto 190 series, for example, the column can be moved to a horizontal position, opening new options in terms of works, especially if you like to work close to the ground. So, you see, everything as a purpose, and once you follow the rules you’ll be able to use tripods for what they offer you: stability.


Tripods are essential for photography. But buying a tripod that you’ll really use is not easy. This little guide intends to help you choose a tripod that you’ll take with you most of the time.

Tripods can be a photographer’s best friend, unless when they’re left in the car trunk. It does not matter if your tripod is short or tall, light or heavy, leaving it behind will not do much to improve your photography. And there’s no excuse, as I usually hear, that it’s too heavy. You bought it (I guess) so you should have defined exactly how much you were willing to carry before investing in something that you seldom use.

So, this guide is for you, if you want to start it all over, and buy a tripod to USE. Also, if you’re buying a tripod to offer someone, this guide may help you to understand what is at stake when you buy a tripod. Beware, though, when buying a tripod for someone else. Try to find out if what you buy fits into the plans of the receiver. Tripods should be bought as one buys a shirt; it has to fit perfectly.

You’ll find multiple opinions when it comes to tripods, and that does not make it easier to choose. Some people will tell you that tripods with four sections legs are best, others will tell the three section ones are sturdier and less prone to mechanical problems, as there are less moving parts. Both may have a point, but usually outdoor photographers prefer the four section tripods, because they are smaller when closed, and that’s important when you backpack and hit the road. Or the winding path up the mountain!

Tripods with four section legs also go, sometimes, closer to the ground when closed (obviously, as the legs are shorter), so bear all this in mind when you go out shopping. Also remember that some tripods do not have a center column. I frequently find people who tell me the center column should never be extended, as the tripod loses stability. Yes it does, but if the center column exists, please use it when you reach the maximum height with the legs extended and you need a little bit extra height. That’s the reason why the center column exists. Furthermore, in some tripods, like the Manfrotto 190 series, for example, the column can be moved to a horizontal position, opening new options in terms of works, especially if you like to work close to the ground. So, you see, everything as a purpose, and once you follow the rules you’ll be able to use tripods for what they offer you: stability.

Читайте также: