Как увеличить обороты вентилятора 220в

Обновлено: 20.05.2024

Случается так, что владелец ПК сталкивается с излишне шумной работой девайса. При этом устройство только куплено или недавно почищено, кулер смазан, и никаких причин для шума быть не должно. Шум в работе ноутбука или системного блока – это почти всегда вина вентилятора. Его обороты должны быть настроены таким образом, чтобы узел мог качественно справляться с работой, то есть охлаждать чипсет или видеокарту, но при этом делать это не на максимуме возможностей. Однако автоматическая регулировка скорости не всегда работает корректно, и пользователи настраивают параметры вручную, уменьшают или, наоборот, увеличивают количество оборотов. О том, как это сделать – в статье ниже.

Способы управления вентиляторами

Персональные компьютеры последних моделей имеют три встроенных кулера – на процессор, видеокарту и жесткий диск. Ноутбуки и ПК старых выпусков вынуждены работать с одним вентилятором. Увеличить силу охлаждающего устройства можно за счет увеличения силы кулера.


Всего есть два способа решения проблемы с перегревом вентилятора:

  • Настройки BIOS
  • Программы управления кулерами

Прежде, чем начать использовать один из методов, нужно подготовить сначала компьютер. Для этого раскройте крышку ноутбука или системного блока и прочистите аккуратно вентилятор между лопастями, затем все элементы материнской платы. Убедитесь, что устройство не забито пылью.


Механическое загрязнение компьютера ухудшает процесс теплоотдачи, что автоматически увеличивает температуру нагрева устройства. Если не получается самостоятельно почистить ноутбук или ПК от пыли, обратитесь в сервис.

Совет: проводите чистку компьютера от пыли не реже одного раза в пол года.

Способы разгона кулера на процессоре

Регулировка оборотов кулера – это полезная процедура, способная снизить шум при работе или улучшить качество охлаждения. Выше упоминалось о том, что данным процессом занимается материнская плата вместе с БИОС. Поэтому очевидным решением станет изменить настройки БИОСа, чтобы управлять кулером.

Регулировка в BIOS

Первый этап – это вход в Биос. В большинстве ситуаций на ноутбуке при загрузке следует нажать кнопку Del или одну из кнопок F. Часто во время загрузки мелькает черный экран с белыми надписями, где в углу можно заметить нужную кнопку.


Далее, требуется войти в пункт Advanced и присмотреться к тому, что написано. Стоит понимать, что разные версии BIOS могут отличаться по названиям тех или иных режимов, поэтому в данном тексте приведены распространенные решения. Кроме того, в BIOS есть несколько режимов управления скоростью. Какой из них выбрать — зависит от личных потребностей пользователей.

Как показывает перечень выше, настроек работы вентилятора в БИОСе много, но практика говорит о том, что пользоваться ими не слишком полезно, так как чаще всего работают они некорректно. Кроме того, чтобы изменить настройки, придется каждый раз входить в БИОС и что-то менять, затем запускать девайс и проверять эффективность изменений. Куда проще поставить специальный софт и без лишних сложностей настраивать скорость и сразу видеть результат.

Еще один момент, который делать нецелесообразным настройку через БИОС – не всегда вентилятор подключен к материнской плате. Некоторые не самые удачные сборки сделаны таким образом, что связи между платой и кулером нет, а значит, регулировать его работу в BIOS точно не получится. В таком случае на помощь придут специальные программы, и самой популярной из них является SpeedFan, о которой рассказано ниже.

Важно! Чтобы настроить компьютерный кулер на точную работу с помощью сторонних утилит, автоматическую регулировку в БИОС рекомендуется отключить, иначе она будет мешать работе специального софта.

Настройка скорости в SpeedFan

Регулировать обороты кулера процессора гораздо удобнее в специальных программах. Если изучить форумы, то чаще всего опытные юзеры упоминают SpeedFan. Софт бесплатный, занимает минимум места, но при этом весьма эффективно работает. Единственный минус программы — она не русифицирована, однако это не должно стать серьезной проблемой, так как интерфейс интуитивно понятен.


После установки программы перед глазами пользователя окажется небольшое окошко с несколькими вкладками. Для того чтобы изменить скорость вращения кулера, не требуется куда-то заходить. Вся нужная информация содержится в первом окне, которое именуется Readings.

Строка CPU Usage показывает загрузку чипсета и ядер. Рядом с ней находится надпись Automatic fan speed с возможностью поставить галочку – так активируется режим автоматической регулировки, но он не интересен, так как никакого смысла ставить в таком случае софт не было.

Далее можно увидеть два блока. В первом надписи Fan 1-5. Здесь отображаются текущие обороты кулеров.

Важно понять, что Fan 1 не обязательно соответствует вентилятору процессора. Все зависит от того, в какое гнездо он подключен. Это может быть вентилятор на блоке питания или видеокарте. Понять, что к чему относится, можно только опытным путем: регулируя обороты, смотреть, температура какого узла меняется. Можно делать это визуально, сняв крышку системника и отслеживая, ускорение какого кулера происходит при наращивании оборотов.

Вычислив соответствие надписей и вентиляторов, смотрим на второй блок с надписями Temp 1-5. Здесь отображается текущая температура того узла, который соответствует кулеру.


Далее опускаем глаза и видим надписи Pwm 1-6 (в разных версиях программы надписи могут меняться, например на Speed 01-06) со стрелочками вверх и вниз. Понять, как понизить и повысить обороты весьма просто – просто кликаем по нужной стрелке и выбираем подходящие значения. Сохранять результат или что-то перезагружать не требуется. Утилита сразу меняет обороты, и в этом ее прелесть – понять, как меняются показатели, можно непосредственно в момент настройки.

Важно! Ставить минимальные и максимальные обороты кулера не рекомендуется – в первом случае может что-то сгореть, во втором будет слишком громко.






Настройка через BIOS

Эффективность охлаждающей системы можно повысить с помощью настроек в биос. Большинство ноутбуков оснащены функцией, которая контролирует процесс охлаждения. Поднимаем мощность кулера следующим образом:







В завершение выполните перезагрузку компьютера и протестируйте его под нагрузкой.




SpeedFan

Утилита, заслужившая хорошую репутацию у пользователей ПК, помогает разогнать кулер, протестировать под нагрузкой процессор и жесткий диск. Программа бесплатна, имеет простой интуитивный интерфейс. Проверка скорости вентилятора при высокой температуре осуществляется следующим образом:







Общие советы

  1. Если вы воспользовались одной из программ для регулировки работы кулера, устанавливайте температуру, после достижения которой будет расти скорость вращения лопастей, не выше 50 0. Задавать увеличение оборотов вентилятора при t, ниже этой, нерентабельно, потому что при нагреве до 50 градусов система работает нормально, а повышение скорости чревато увеличением энергозатратности компьютера и преждевременного износа самого кулера.
  2. Прежде чем приступать к разгону, прочистите и смажьте винт, замените термопасту. Если увеличить обороты лопастей вентилятора без этого, быстрее всего, устройство сгорит или просто сломается.
  3. Проверьте, каким коннектором подключен кулер к питанию компьютера или ноутбука. Если это 3 или 4-pin, скачивайте ПО. Если же разъем двухпиновый – возможна только механическая регулировка.

Качайте ПО только с официальных сайтов производителя вашего персонального компьютера – это гарантия того, что вы не подцепите вирус. Также увеличивается шанс совместимости утилиты с вашим ПК.

MSI Afterburner

Бесплатный софт для разгона карт от компании MSI. Представляет много функциональных возможностей для тестирования состояния платы, напряжения на GPU. Включает функцию регулировки кулера. Подходит для Intel и AMD.



Программы для скорости кулера

На просторах интернета размещено множество программ, установка которых помогает разогнать вращение кулера до требуемых величин. Не все из них безопасны для компьютера и некоторые могут навредить системе, выведя ее из строя. Чтобы этого не произошло пользуйтесь проверенными временем программными продуктами.

Гражданам, пользующимся процессорами фирмы AMD, подойдет приложение AMD One Drive. Преимущества программного продукта:

  • Для доступа не надо платить деньги. Программа регулировки находится в свободном доступе;
  • Создана для взаимодействия с компонентами системы от AMD, позволяя настроить работу с учетом всех нюансов;

Настраивается кулер таким образом:

  1. Скачиваем и запускаем приложение;
  2. В появившемся окне выбираем Performance Control;
  3. Переходим в подраздел FAN Control;
  4. Настраиваем частоту вращения лопастей под нужное значение;

Перед выходом из приложения не забудьте сохранить настройки, нажав клавишу Apply.

Если у вас процессор компании Intel, настройку охлаждения лучше проводить при помощи программы Speed Fan. Плюсы приложения:

  • Продукт полностью русифицирован, что позволяет разобраться во всех настройках, не прилагая больших усилий;
  • За пользование программным продуктом (ПП) не взимаются денежные средства;
  • Не ограничено работой с одним производителем и при необходимости подходит для настройки любой системы охлаждения;

Помимо разгона кулеров для процессоров, есть приложения позволяющие работать с системами охлаждения видеокарт. В качестве примера можно привести MSI Afterburner, установив которую вы получите доступ к настройке кулера видеокарты. Устанавливая любое сторонне программное обеспечение имейте ввиду, что все настройки выполняются на собственный страх и риск. Установив неверное значение, вы быстро выведите всю систему из строя. Если вы не уверенны в собственных силах, обратитесь за советом к специалистам.

AMD OverDrive

Программа с богатым функционалом, которая управляет кулерами. Регулировка скорости вентилятора происходит в несколько шагов:


Совет: уменьшите процент скорости в случае сильного шума компьютера, а при нагревании увеличьте процент.

Установленные параметры необходимо сохранить так, чтобы они не слетели после перезагрузки компьютера. Для этого, начиная с главного экрана программы, двигайтесь по следующим вкладкам:




Что еще будет полезно знать о скорости вращения вентиляторов

Чем выше скорость вращения кулера, тем, само собой, выше износ устройства и его шум. Еще от скорости вращения вентиляторов зависит энергопотребление вашего компьютера. В любом случае, лучше пожертвовать вентилятором, чем другими более дорогостоящими компонентами, поэтому не щадите вентиляторы, ведь компьютер любит ветерок и прохладу.

как увеличить скорость вращения кулера

компьютер любит ветерок

Теперь вы знаете не только как увеличить скорость вращения кулера, но и как уменьшить ее, если есть такая необходимость.


Riva Tuner

Подходит на всех версий Windows для контроля работы кулера. Утилита простая в управлении и при этом бесплатна. Для изменения параметров вентилятора выполните несколько простых действий:


Настраивайте скорость кулера, ориентируясь на состояние компьютера. Поддерживайте оптимальную температуру за счет изменений в программе.


Вот именно по этой причине я и стал думать, что пора что-то делать.
Такая работа вентилятора, его пуски, а также шум, который создаёт он при работе (вентилятор новый), не особо радовали. Два маленьких конечно чуть помогли, но не дали ощутимого результата.

Посмотрел я разного рода готовые регуляторы оборотов вентилятора, цена, мягко говоря, высосана из пальца и выбрасывать такие деньги реально жалко. Я лучше куплю ещё один вентилятор про запас, ещё и останется денег.


Схему себе решил сделать просто.
Уже используя реле, которое шло на те два куллера, подаю питание на саму плату.
Плюс на катушку приходит после замка (чтобы не оставить вентилятор включенным случайно). Минус приходит от выключателя в салоне (хочу сам включать вентилятор когда нужно).
Если хотите реализовать автоматическое включение, типа первой скорости. То установите ранний датчик температуры в патрубок идущий после корпуса термостата и минус дайте на катушку от него. В итоге при достижении температуры первого датчика вентилятор включится на той скорости, которую Вы выставите.
Сила идёт от блока предохранителей, через реле на сам вентилятор (предохранитель встроен в реле).
К вентилятору спаян тройник, чтобы можно было подать питание от нашей платы, сохранив подачу питания по старинке, напрямую.
Кабель берём медный 2,5 квадрат. Реле на 30 ампер. Плата у нас на 20. Значит предохранитель ставим на 15 ампер. Все разъёмы и соединения вновь пропаиваем и промазываем смазкой против окислов (смазка для клемм АКБ токопроводящая.
Получаем.



Провода пока убрать в гофру не успел. Та что была оказалась тонкой. В магазине подходящего диаметра небыло, пока жду.

Теперь при нажатии выключателя в салоне, вентилятор включается на скорости, которую мы выставили на плате. Я пока выставил такие обороты, при которых нет шума от воздушного потока. Хотя сам поток ощутим. Осталось проехать и уже после пары поездок крутануть в плюс или минус, добившись стабилизации температуры.
Если оборотов, которые выставили окажется мало, вентилятор просто включится как раньше. На плате диоды стоят, потому подача напряжения в обратную ей не страшна.

ИТОГ
Те самые два куллера убрал. Потому как эта схема явно будет достаточной для моих нужд.
Пусть вентилятор и работает в пробке без остановки, но ведь его скорость работы будет гораздо ниже, как и ток. Пуски также пропадут. Потому я уверен что проживёт он дольше несмотря на то что время его работы увеличится. Ведь по факту тех самых оборотов он теперь будет делать меньше. Его температура будет ниже. Нагрузка упадёт.
А в пробках прекратиться постоянный шум вентилятора, который заглушает работу мотора.
Плата позволит в зависимости от окружающей температуры, выставить те обороты, которых будет достаточно для поддержания стабильной температуры. Те, кто эксплуатирует авто зимой и летом смогут просто изменять обороты, когда это понадобиться.

Всем спасибо за внимание!

ГАЗ 31 2004, двигатель бензиновый 2.3 л., 131 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Комментарии 31



Так повторюсь.
С этим термостатом он как раз и работает в нормальном диапазоне. От 80 до 90.
Машина ранней осенью ставится в гараж и выезжает уже ближе к лету.
Дождей и морозов машина не видит уже давно.
С этим термостатом езжу больше 6 лет. В загажнике на 82 лежит.
У нас летом в тени за 40. Ездил я с термостатом на 80 с лишним. После прогрева если встать в пробку, он открываться не успевал. Температура до 95 доходила иногда и только потом он открывался. Проверял его, варил в кастрюле.


Жаль, не знаю как зовут, потому не знаю, как обращаться.
Без обид, но если такое написано про термостат, то похоже нет понимания, как вообще оно все работает и к чему надо стремиться.


Менял я разные термостаты. Как работают и для чего знаю.
Ещё раз повторю. Машина проезжает в год максимум 1500 км, летом.
Другие термостаты часто в пробках подводили стрелку к 100. Температура была 95. Этот помог стабилизировать на 80-90.
В родной книге написан диапазон температур от 80 до 105.
Моя температура от 80 до 90 сейчас.
Зачем мне другой термостат? Что не так с температурой?


Постараюсь изложить, а там понимай, как знаешь.
Термостат является главным, основным и незаменимым терморегулирующим элементом системы охлаждения автомобиля, ибо его задачей является не только поддержание температуры охлаждающей жидкости на должном уровне (в строгом соответствии данному двигателю) вне зависимости от температуры окружающей среды, но и максимально быстрый вывод ее на это заданное значение при прогреве двигателя. К тому же он является довольно простым, но в то же время очень правильным и выгодным элементом, ввиду того, что его работа основана на принципе плавного регулирования и не требуется дополнительного управления, например, при помощи электроники. Потому параметры термостата должны 100% соответствовать температурному режиму данного конкретного двигателя. Опять же, это справедливо для любого времени года и температуры за бортом. Если в жаркое время года использовать термостат, рассчитанный на более низкую температуру, чем требуется, то кроме увеличения времени прогрева двигателя (ввиду того, что приходится нагревать весь объем охлаждающей жидкости, а не только тот, который в "малом круге"), на выходе мы ни чего не получим. Очевидно, что это ни чем хорошим для ресурса двигателя не является.
Вентиляторные дела используются исключительно для того, чтобы сбить излишек температуры, если она продолжает расти при полностью "открытом" термостате. И не более того! Но так как штатная система управления вентилятором (хоть простейшая на датчике, хоть та, которая основана на управлении от ЭБУ) не лишена недостатков, то ее усовершенствование является вполне актуальной задачей. И в зависимости от поставленных задач, есть ряд решений, порой значительно отличающихся друг от друга (как в конструктивном, так и в ценовом диапазоне), но так или иначе дают возможность получить, в конце концов, более приемлемые показатели.
По поводу температуры. У меня сейчас стоит прошивка m7sport, в которой производителем заложена температура в районе 90-94 градуса. Я ее немного снизил, чтобы выйти где-то на 90. Реально же сейчас (проводил измерения специально отдельным точным прибором) температура колеблется в диапазоне 5-ти — 6-ти градусов, что меня устраивает, честно сказать, с большим натягом. Если же она колышется от 80 до 90 (а реально, больше чем уверен, ибо проходил в свое время, еще больше), то это, считаю, полная жопа. Уж извиняюсь за мой французский. Почему? Да потому, что всего то 90 градусов, которые составляют 100%, а колебания получаются около 15%, а то и больше. Надо оно двигателю?


Shershavchyk

приветствую, использовал данный девайс? а то написано что с новой приборкой работать не будет, я так понял его только на 406 пробовали, а на крайслере?


Добрый вечер! Если речь идет о том, что недавно описал в своем бортжурнале, то на машине еще не успел. Надо еще проводку немного подогнать под это "реле". А времени до выходных нет к сожалению. По поводу Крайслера, думаю, тоже можно будет поставить, но возможно придется немного повозиться. В конце концов, всегда можно еще один датчик установить.


Я думал регулятор не потянет наш вентилятор). Хорошая доработка.


Почему?
Час молотил, даже пришлось радиаторы рукой долго держать, чтобы понять, нагрелся или нет. Нагрева нет вообще, что говорит о том что схема работает на полную катушку и запаса ещё за глаза.
При этом предохранитель на 15 ампер не перегорал. Сама плата на 20, с защитой от перегрузки.


Не знаю думал перегреваться будет, поставил резисторы.


Вот и я боялся. Потому подключил зарядное к АКБ в режиме блока питания, выставил напряжение 13,8 вольт (это моё бортовое). И включил зажигание вместе с этим вентилятором.
Гонят час без перерыва. Пробовал часто включать/выключать. Подавал в обратную напряжение.
В итоге пожалел, что куллер поставил. Не нужен он. Плата холодная.
Сам переживал, что её впритык будет, потому и гонял долго.
Результатом был приятно удивлён, нагрева нет.


Виско муфта от БМВ может?


Такие варианты не рассматривал.
Может и подошло бы что-нибудь. Тут детально нужно смотреть.


Глянул бы, глядишь и весь этот набор не понадобится.


А ведь проще от эбу сделать управление вентилятором, и температуру будет чётко включать и не нужно миллион датчиков дублирующих ставить.


Можно. Но это не добавит несколько скоростей.
Он так и будет включаться и выключаться.
Тут уже непринципиально откуда подавать сигнал на катушку реле, которая пустит вентилятор.


А ведь проще от эбу сделать управление вентилятором, и температуру будет чётко включать и не нужно миллион датчиков дублирующих ставить.

Так пост о другом.


Так, я об том и говорю, провода нормального сечения, и включение от эбу. Остальное вискомуфта от 409 мотора.


Привет, если не против выскажу свою точку зрения.

1. Китайские финтифлюшки под капотом долго не живут, даже в персональных коробочках.

2. Нет ничего плохого в том, что вентилятор будет работать всегда, все зависит от оборотов.
У большинства иномарок вентилятором плавно управляет блок управления, задача которого удерживать температуру а не сбивать ее до закрытия термостата… Т.е. в основном режиме работы вентилятора скорость должна быть такой что бы температура не росла…

3. Дельта температур между термостатом и вентилятором должна быть минимальной насколько это возможно реализовать. Т.е. не поддерживаю твою идею с 70 термостатом и работой мотора на 90 градусах.

Попытаюсь объяснить подробнее…Попробуй рассматривать термостат как автоматический водопроводный кран. Допустим термостат на 82 и температура двигателя 82… Но это возможно как при частично открытом термостате, так и при полностью открытом термостате… Т.е. температуру двигателя можно удерживать небольшим объемом подмешивания "холодной" ож из радиатора, так и полностью открытым термостатом.

Термостат не перекрывает малый круг пока полностью не откроется. А полностью он откроется только когда радиатор перестанет справляться.

Грубо говоря чем меньше скорость потока через радиатор тем больше времени охлаждается ож, и тем больше дельта температур между малым и большим кругом, и тем эффективнее работа термостата когда малого открытия достаточно потому, что в радиаторе ож холоднее…

Используя 70 термостат, ты открываешь кран на всю и радиатор начинает греться вместе с мотором… и дельта температур между кругами становится минимальной, в этом случае вентилятору придется работать активнее и дольше.

И лишняя температурная раскачка мотору тоже не полезна.

4. Производители побогаче используют блоки управления (шим), победнее резисторы в керамическом корпусе, переходи на резисторы =)

5. Если ты за рулем не будешь знать когда вентилятор работает, не видно просадок напряжения и не слышно вентилятор, не это ли тот самый идеальный вариант реализации работы вентилятора?


1. Отчасти соглашусь, а отчасти нет. Тут как повезёт. Есть вещи, которые работают уже очень давно и без замечаний. Взять те же диодные лампы. Я в магазинах брал кучу, причём и наших производителей. Горели, хотя с напряжением проблем небыло.
Те же ПТФ. Брал наши, не герметичны оказали. Китайские ходят без нареканий. Одну разбирал даже. Залита герметиком так, что не подкопаешься. Чего о наших не скажешь.
Тут буду смотреть. Как говориться — как повезёт.
2. Вот этого я и добиваюсь. Пусть он и работает дольше, но зато и тише и ток ниже. Этот режим, на мой взгляд, гораздо лучше. Да и сам вентилятор проживёт дольше.
3. Да, термостат на 70 спорный вариант. Но у машины нет зимней эксплуатации. До 71 градуса температура падает только по трассе. В городе она как раз от 80 держится, что укладывается в норму по книгам. Зимой этот, осенью и ранней весной этот термостат не обеспечит нормальной работы двигателя. В загажнике лежит термостат на 82. Но этот пока для меня более оптимален.
5. Вот я пока и поставил те обороты, при которых шума его работы вообще не слышно. Поток воздуха при этом отличный. Если что, то по результатам испытаний (заездов) уже пойму куда крутить обороты, в плюс или минус. На тех оборотах, что выставил, просадки при его пуске нет. Также она пропала, если вентилятор переходит на полные обороты. Ему же теперь не нужно с 0 раскручиваться.

При недостаточной естественной циркуляции воздуха в помещениях – жилых, технических, хозяйственных – устанавливают вентиляторы. Приборы обеспечивают воздухообмен на уровне, необходимом для работы оборудования или создания комфортных условий пребывания. Работают аппараты в разном режиме, так как в течение суток требования к воздухообмену изменяются. Увеличить или уменьшить скорость вращения вентилятора можно с помощью контроллера скорости.

Изменение скорости вращения


Вентилятор в общем виде – ротор с закрепленными определенным образом лопатками. При вращении лопатки сталкиваются с воздухом и отбрасывают его в некотором направлении. По конструкции различают:

Любой вентилятор в силу специфики конструкции работает на полную мощность. Это приводит к быстрому износу прибора и поломкам. Максимально мощный поток воздуха требуется не все время. Чтобы уменьшить обороты вентилятора, нужно подключить специальное устройство.

Элемент для уменьшения оборотов вентилятора


Регулирует скорость вращения контроллер скорости. Уменьшаться она может по 2 механизмам:

  • изменение частоты тока – чем она ниже, тем меньшее количество оборотов делает кулер;
  • изменение напряжения, поступающего на обмотку.

В абсолютном большинстве случаев используются приборы 2 типа. Приспособления, изменяющие частоту, обычно стоят намного дороже вентилятора.

Контроллеры могут быть механическими и автоматическими. Первые регулируются вручную с помощью колесика. Уменьшать можно как плавно, так и ступенчато – это зависит от типа прибора, чаще всего это симисторные модели. В сложных системах устанавливают контроллеры с автоматическим управлением. Здесь сигналом к снижению числа оборотов служат показатели датчиков: температурных, влажностных, газовых, фотодатчиков. Их главная задача – снизить потребление энергии, когда система функционирует в оптимальном режиме и не нуждается в усиленном охлаждении.

Уменьшение скорости вращения вентилятора вытяжки


В системах принудительного кондиционирования обычно ставят канальные вентиляторы. На максимальной мощности приборы работают только в тяжелых условиях – промышленном цеху. В офисах компаний, коммерческих помещениях и даже в лабораториях мощность вытяжки изменяют в зависимости от времени суток и характера деятельности.

Чтобы уменьшить скорость канального вентилятора, нужно установить ступенчатый контроллер. Регулятор снижает напряжение, подаваемое на обмотку. При этом падает и скорость вращения лопастей. Трансформаторный ступенчатый контроллер оптимален, когда скорость вращения кулера удобнее регулировать вручную, например, чтобы снизить шум в какое-то время.

Если скорость кулера находится в зависимости от температуры или уровня влажности, ставят электронный модуль с автоматическим управлением.

Автоматические контроллеры нередко оснащаются аварийными индикаторами, лампами сигнализации и даже возможностью гальванической развязки с сетью.

Назначение контроллера

Регуляторы вращения кулера выполняют несколько задач:

  • Экономия электроэнергии – на максимальной мощности вентилятор потребляет максимальное же количество электроэнергии. Это невыгодно. Возможность снизить число оборотов, когда в этом нет нужды, позволяет уменьшить счета за электричество.
  • Увеличение срока работы оборудования – вентилятор включает движущиеся части. При интенсивной работе они быстро изнашиваются и выходят из строя. Уменьшив число оборотов, можно увеличить срок эксплуатации вытяжки, кондиционера, холодильника.
  • Снижение уровня шума – вентилятор на максимальной мощности создает относительно небольшой шум. Но если приборов несколько, уровень шума превышает терпимые 50 дБ. Если понизить число оборотов, шум тоже снижается.
  • Поддержка постоянного режима – без контроллера вентилятор может находиться только в 2 состояниях: работа на полной мощности и отключение. При работе в вентиляционной системе прибор периодически включается и выключается. Такой режим приводит к перегреву аппарата и перерасходу электроэнергии. Контроллер обеспечивает инверсионный принцип работы: снижение и увеличение числа оборотов без скачков напряжения.

Контроллер можно установить на системы вытяжки на кухне или вентиляции офиса, а также на бытовые приборы и оборудование: холодильники, компьютеры.

Основные разновидности

Чтобы снизить или увеличить скорость вращения вентилятора, нужно подобрать устройство необходимой конструкции. Выделяют несколько видов контроллеров. Самая известная классификация – по принципу управления. Однако все они относятся к приборам, изменяющим величину напряжения на обмотку.

Тиристорные или симисторные

Тиристорные контроллеры эффективны, компактны, создают мало шума. Однако подключить их можно только к электродвигателям, спроектированным с учетом такой возможности.

При частоте в сети в 50 Гц симисторные контроллеры действуют хуже: слышны рывки и шум при работе.

Частотные

Изменяют частоту напряжения, подаваемого на вентилятор. С их помощью получают напряжение от 0 до 480 В. Частотные контроллеры – главный способ регулировки в инверторных аппаратах: кондиционерах, преобразователях. Однако работать регулятор может только с трехфазными электродвигателями, что ограничивает его применение.

Трансформаторные

Модели рассчитаны на обеспечение наиболее мощных вентиляторов. Выпускают одно- и трехфазные приборы. Чаще всего это ступенчатые регуляторы. Они повышают и понижают напряжение через определенный интервал, который указывается в маркировке. Однако есть варианты, обеспечивающие плавную регулировку.

Трансформаторные регуляторы громоздки, стоят недорого. Прибор можно монтировать на стенах, внутри стен, прямо внутри установки. Контроллер может обслуживать несколько вентиляторов и отличается высокой надежностью.

Правила подключения устройства

Регулятор для уменьшения оборотов вентилятора может смонтировать и настроить специалист. В простых случаях с такой задачей справляются самостоятельно.

Способы установки контроллеров зависят от типа устройства: настенный, внутристенный вариант, модель для установки внутри корпуса, реобас для регулировки вращения кулеров в системном блоке и прочее. Схема подключения регулятора имеется в инструкции к прибору. Изучив руководство, можно разобраться, как подсоединить прибор и обслуживать его.

  1. Настенные и внутристенные варианты закрепляют на стену шурупами или дюбелями. Крепеж обычно входит в комплект.
  2. Регулятор подключают к питающему кабелю по схеме, приведенной производителем. Задача сводится к обрезке проводов ноля, фазы и земли и последовательного присоединения жил к входным и выходным клеммам.
  3. Прежде чем начать монтаж, нужно убедиться, что сечение соединительного питающего кабеля соответствует максимальному току подсоединяемого контроллера.
  4. Если вентилятор оснащен собственным выключателем. Последний необходимо демонтировать и заменить на контроллер.

Чтобы снизить обороты компьютерного кулера, используют устройство дополнительного сопротивления или его усовершенствованный вариант – реобас. Предварительная работа здесь сложнее. Необходимо правильно оценить, какова допустимая температура для каждого элемента оборудования: материнской платы, процессора графической карты. В противном случае снижение скорости кулера приводит к перегреву и поломке процессора или платы.

Принцип подключения реобаса: провода от вентилятора обрезают и подсоединяют к регулятору по схеме, указанной производителем. Реобас удобнее тем, что контролирует сразу несколько вентиляторов, в то время как дополнительное сопротивление снижает обороты только у 1 устройства.

Сборка прибора своими руками

Контроллер представляет собой сопротивление, подсоединяемое по специфической схеме. Собрать простейший вариант для управления бытовым вентилятором можно своими руками. Понадобится для этого 3 детали: переменный и постоянный резисторы и транзистор.


Канальные вентиляторы служат для обеспечения перемещения воздуха в помещении. Простые приборы эффективны и применяются в жилых, коммерческих, промышленных зданиях. Но иногда нужна регулировка скорости канального вентилятора. В статье мастер сантехник расскажет, как увеличить или уменьшить скорость вращения вентилятора можно с помощью контроллера скорости.

Принцип работы вентилятора


Вентилятор в общем виде – ротор с закрепленными определенным образом лопатками. При вращении лопатки сталкиваются с воздухом и отбрасывают его в некотором направлении. По конструкции различают:

Любой вентилятор в силу специфики конструкции работает на полную мощность. Это приводит к быстрому износу прибора и поломкам. Максимально мощный поток воздуха требуется не все время. Чтобы уменьшить обороты вентилятора, нужно подключить специальное устройство.
Способы регулирования скорости вращения вентиляторных двигателей


При использовании вентиляторов часто возникает необходимость регулирования частоты вращения. В системах вентиляции это позволяет экономить электроэнергию, снизить уровень акустического шума, настроить необходимую производительность притока или вытяжки.
На настоящий момент широко распространены способы регулирования частоты вращения при помощи изменения электрических параметров питания вентилятора:

  • Изменение напряжения питания двигателя;
  • Изменение частоты питающего напряжения.

Регулирование напряжением осуществляется понижением питающего напряжения вентилятора. Преимуществом регулирования частоты вращения вентилятора изменением напряжения питания в относительно невысокой стоимости устройств, работающих по такому принципу. Известны следующие виды устройств для регулирования оборотов вентилятора при помощи понижения напряжения питания:

  • Ступенчатые регуляторы частоты вращения с использованием автотрансформаторов;
  • Тиристорные регуляторы скорости вращения;
  • Электронные автотрансформаторы.

Регулирование скорости понижением напряжения связано с изменением, так называемого, скольжения двигателя. При этом обязательно выделяется энергия скольжения - из-за чего сильнее нагреваются обмотки двигателя. При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности. Но несмотря на это, этот способ используется довольно часто для двигателей небольшой мощности с вентиляторной нагрузкой.

Регулирование вентилятора частотой питающего тока возможно осуществить при помощи частотного привода. У частотных приводов много преимуществ, но есть один существенный недостаток – их цена. Кроме того, они громоздки. Используемые в быту и для коммерческого использования вентиляторы обычно имеют невысокую цену. Вряд ли покупатель бытового вентилятора согласиться приобрести для него регулятор стоимостью, в десятки раз превышающую стоимость самого вентилятора. Поэтому в этой статье мы частотные приводы рассматривать не будем.

Ступенчатые регуляторы частоты вращения с использованием автотрансформаторов

Работа ступенчатых регуляторов скорости основана на использовании автотрансформаторов. Управление данными регуляторами осуществляется путем ступенчатого изменения напряжения питания. Регулирование скорости осуществляется вручную. Автотрансформатор - это обычный трансформатор, но с одной обмоткой и с отводами от части витков.


Принцип работы этого контроллера состоит в следующем. На вход автотрансформатора Т1 подается питающее напряжение 220 В. Обмотка имеет несколько ответвлений от части витков. При подключении нагрузки к ответвлениям, потребитель получает уменьшенное напряжение питания. С помощью переключателя SW1 мотор вентилятора M подключается к нужной части обмотки и скорость его вращения меняется. При понижении питающего напряжения снижается потребление электроэнергии. Сигнал на выходе – чистая синусоида, что благотворно влияет на состояние обмотки двигателя. Недостатком является большой размер блока управления. Ручка регулировки имеет ступенчатую шкалу, как правило, не более пяти положений. Плавно управлять скоростью вращения невозможно.

Тиристорные (симисторные) регуляторы скорости вращения



Электронный автотрансформатор работает по принципу широтно-импульсной модуляции. Транзисторная схема, модулируя импульсы – плавно изменяет выходное напряжение. Достоинства такого контроллера – компактные размеры и невысокая стоимость. Недостаток – длина кабеля от контроллера до мотора ограничена, не более 5 метров (этот недостаток устраняется при использовании дистанционного регулятора). Поэтому блок автотрансформатора, как правило, выполнен в отдельном корпусе от ручки управления и располагается в непосредственной близости к вентилятору.

Правила подключения устройства


Чтобы правильно установить регулятор, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией к устройству. Большинство моделей рассчитаны на самостоятельный монтаж пользователем и не требуют специальных знаний.

Способы установки контроллеров зависят от типа устройства:

  • Настенные и внутристенные варианты закрепляют на стену шурупами или дюбелями. Крепеж обычно входит в комплект.
  • Регулятор подключают к питающему кабелю по схеме, приведенной производителем. Задача сводится к обрезке проводов ноля, фазы и земли и последовательного присоединения жил к входным и выходным клеммам.
  • Прежде чем начать монтаж, нужно убедиться, что сечение соединительного питающего кабеля соответствует максимальному току подсоединяемого контроллера.
  • Если вентилятор оснащен собственным выключателем. Последний необходимо демонтировать и заменить на контроллер.

Монтаж регулятора скорости тиристорный ВЕНТС "РC-1-400"


Регулятор должен устанавливаться на вертикальной стене внутри помещений в скрытой монтажной коробке.

Монтаж и подключение должны проводиться только при снятом напряжении сети.

  • Эксплуатация регулятора с механическими повреждениями корпуса и соединительных проводов;
  • Попадание влаги и брызг воды на корпус регулятора;
  • Установка регулятора вблизи нагревательных приборов;
  • Наличие в окружающем воздухе взрывоопасных и вызывающих коррозию примесей.

Подключение к электрической сети должно проводиться через автоматический выключатель.

Для подключения регулятора к электрической сети необходимо (смотри рис. 1):

  • Снять ручку управления регулятора (1);
  • Открутить гайку (2) крепления декоративной крышки и снять декоративную крышку (3);
  • Открутить шурупы (4) крепления регулятора к монтажной коробке, и снять регулятор (5);
  • Провести в монтажную коробку (6) соединительные провода;
  • Установить монтажную коробку в стену;


  • Зачистить концы проводов на длину 6-7 мм;
  • Подключить провода к клеммнику, расположенному на плате регулятора, согласно
  • схеме подключения (рис. 3) и наклейке на клеммнике;


  • Установить регулятор в монтажную коробку таким образом, чтобы клеммник (смотри рис.2) располагался сверху, и закрепить шурупами.


Для нормальной работы вентилятора, необходимо отрегулировать минимальную скорость вращения вентилятора. Для этого:

Читайте также: