Как закрепить камеру над столом без штатива

Обновлено: 18.05.2024

Стабилизация камеры в момент съемок является залогом получения резких или четких снимков, рука не дрогнет при нажатии на кнопку и не испортит кадр. Для длинной выдержки штатив – необходимость, без него вообще не получится правильной картины. Статичные предметы, находящиеся на удалении от фотографа, при зуммировании могут получиться расплывчатыми без устойчивого положения камеры. Для всех подобных ситуаций требуется штатив.

Стоимость хорошего трипода колеблется в районе 7-10 тыс. рублей для стандартной фотокамеры, для тяжелой оптики потребуется усиление стабилизации, тут цена будет еще выше. Не всегда есть возможность приобрести магазинный вариант, особенно если природа не обделила вас сноровке и изобретательности. Тогда можно сделать штатив своими руками, практически из подручных средств. Затраты по материалам будут в разы меньше, по времени займет пару дней, а для продвинутых пользователей, умеющих ловко управляться с инструментами – несколько часов.

В каких случаях вам может понадобиться штатив:

  • Съемка на длинной выдержке – 100% требуется жесткая стабилизация;
  • Съемка ночью, кроме штатива может пригодиться еще и устройство для удаленного спуска затвора;
  • Спортивные соревнования или работа с быстро движущимися предметами;
  • Съемка с размытием фона;
  • Фотографирование на большом увеличении (зуммировании), в том числе и макро-съемка;
  • Портретная и студийная съемка предполагает стабилизацию камеры для получения профессиональных четких снимков;
  • Съемка архитектуры и пейзажей и много других вариантов.

Штатив – отличный вариант для большой компании, когда кто-то один всегда остается за кадром на общих фото. Стабилизация камеры на нужной высоте и пульт дистанционного управления (ДУ) поможет собрать всю компанию на фотографии.

Виды штативов

Кроме стандартной подставки с тремя ножками существует еще множество разнообразных штативов для разных целей и ситуаций. Самый популярный – трипод, его используются во всех видах съемок, кроме экстремальных. По типу крепления камеры или установки на поверхность штативы бывают:

  • Моноподы применяют для крепления фотоаппарата и мобильного телефон, чтобы увеличить расстояние от камеры до объекта съемки. Чаще всего применяется для селфи-фото;
  • Трипод – профессиональное оборудование с креплением для камеры, имеет 3 ноги или подставки. Можно регулировать высоту, наклон, другие параметры;
  • Мультипод – разборный трипод, при раскручивании получается монопод. Походный вариант оборудования;


  • Мини-штативы, или настольные используются реже, но достаточно удобные и недорогие. Высота примерно 30-40 см в разложенном виде.
  • Крепление на пояс используется для фото и видеосъемок, удобен при постоянном перемещении;
  • Штативы -струбцины крепятся на столы и другие поверхности, неудобные при выездных съемках;
  • Штативы-прищепки аналогичны предыдущему варианту, но крепятся зажимным механизмом и винтом;
  • Гибкие штативы – модели на прорезиненных ножках, состоящих из подвижных элементов. Изменяя форму ножек, регулируется высота. Компактные и удобные модели позволяют закрепить камеры практически на любой поверхности.


У профессионального фотографа, работающего в разных жанрах и в любых условиях может быть набор штативов креплений. Но в большинстве случаев они используются достаточно редко и не являются предметом первой необходимости для съемок прогулочных фотосессий, love-story, свадеб и дней рождений, а именно этим и занимаются среднестатистические фотографии 95% рабочего времени.

Инструменты, нужные для создания штатива

Если вы все таки решили сделать штатив собственными руками, то вам понадобятся следующие инструменты:

  • Дрель и сверла разного диаметра;
  • Пила или ножовка;
  • Наждачная бумага разной зернистости;
  • Отвертки, плоскогубцы, кусачки (в некоторых случаях);
  • Тиски и зажимы (в некоторых случаях);
  • Клей и необходимые материалы.

Лучше выполнять все работы на улице или в специальном помещении с хорошей вентиляцией. Клей и краска имеют неприятный запах, а опилки и стружки лучше оставить вне дома.


Штатив своими руками из бритвы

Самый простой в сборке и изготовлении штатив потребует от вас пару часов времени, кусочек доски, клей и 3 бритвы обычные или с плавающими головками. Главное, чтобы они были одинаковые. Основание выпиливается треугольное, обрабатывается наждачной бумагой, в центре выпиливается отверстие и вкручивается болт и надежно крепится клеем. Накручиваем на болт гайку и укладываем резиновый уплотнитель, чтобы не повредить корпус камеры при креплении. К боковым поверхностям, или ребрам деревянного треугольника приклеиваются бритвы лезвием к подставке.


Бюджетный настольный штатив готов. Нам понадобилось:

  • Кусок доски или фанеры;
  • Болт, подходящего диаметра под крепление камеры;
  • Дрель и сверло диаметром по болт;
  • Гайка под болт;
  • Уплотнитель;
  • Наждачная бумага;
  • Клей;
  • Краска, при желании;
  • 3 бритвенных станка.


Немного терпения и штатив для небольшой камеры готов к работе.


Вариант сборки штатива из теннисного мячика

Еще одним бюджетным вариантом является настольный мини-штатив, изготовленный из мячика для тенниса. Для этого нужен нож, клей, болт и гайка. Мяч разрезается таким образом, чтобы большая часть была устойчива на столе, для уплотнения поверхности проклеиваем место под камерой вторым слоем из оставшегося кусочка. В центре делается отверстие и вклеивается болт. дальше можно покрасить конструкцию или оставить как есть. Под камеру можно подложить уплотнитель, а если взять болт подлиннее, то можно немного увеличить подставку вверх. Для данного штатива нам понадобилось:

  • Теннисный мячик;
  • Нож;
  • Болт диаметром под крепление на камере;
  • Гайка и уплотнитель на болт;
  • Клей и час времени.

Такой вариант не подойдет для серьезного мероприятия, но вполне пригоден для домашнего использования с небольшой камерой, тяжелую оптику он конечно же не удержит.


Штатив из пластиковой бутылки

Самый простой в исполнении вариант – использование пустой пластиковой бутылки для создания штатива. В крышке сверлится отверстие нужного диаметра, вставляется болт, крепится гайкой, вкручивается в резьбу камеры. Бутылка утяжеляется песком или камешками и закручивается приготовленной крышечкой. Штатив готов к использованию, в походных условиях он может значительно сэкономить нервы и время, отработав не хуже покупного.


Штатив для камеры своими руками из лыжных палок


Из второй панельки собираем крепление под камеру.


Соединяем обе части, устанавливаем камеру на винт, штатив готов к использованию.


Таким образом нам потребовались на изготовление данной конструкции:

  • 2 лыжные палки;
  • стальная трубка;
  • 2 куска доски или фанеры;
  • небольшой кусок алюминиевой сплющенной трубки;
  • саморезы, или винты, болт под камеру;
  • напильник, плоскогубцы, ножовка по металлу, отвертка, дрель.

На изготовление такой конструкции уйдет не меньше пары часов, при условии навыков работы с инструментами. Подойдет даже для камеры средней тяжести, нагрузку проверяйте заранее, чтобы на мероприятии не было неожиданных происшествий.

ПВХ трубки для штатива

Еще один материал для создания удерживающего устройства для камеры – трубки металлопластиковые, используемые в строительстве для прокладки водоснабжения. Они неплохо гнутся, но отлично держат форму. Крепить их между собой можно уголками из пластика, саморезами, болтами или винтами. Из кусочков трубы и угловых фитингов собираем основание, переходником крепим вертикальную трубку. На верхнем конце закрепляем площадку для камеры.


Монопод (селфи-палка) из подручных материалов

Если очень срочно нужно сделать селфи, а под рукой не находится монопода, или селфи-палки, то можно использовать любые подручные средства для закрепления телефона. Это может быть палка, ветка или кусок плотной проволоки. Создать систему нажатия на кнопку сделать в таких условиях невозможно, используем функцию отсрочки пуска на 2-3 секунды. За это время выстраиваем кадр и получаем отличные снимки без покупки штатива.

Подставка-переходник для телефона

Из подручных материалов можно собрать и переходник с любого штатива от фотоаппарата под крепление телефона. Для этого понадобится кусок пластика, к примеру, плинтус для отделки пластиковых окон. Отрезается часть, чуть короче телефона, в нужных местах (соответственно креплениям на фиксаторе) сверлятся отверстия. Крепится переходник гайками к штативу, конструкция готова к использованию.


Другие материалы для изготовления штативов

Перечисленные варианты самодельных штативов для фотоаппарата не требуют особых умений и знаний, практически любой желающий сможет сделать их без особых усилий. Кроме этих материалом можно использовать деревянные рейки и бруски, металлические трубки, пластик. Но тут потребуется специализированные инструменты и определенные знания.

Требования к штативу для камеры

Независимо от материала и конструкции, штатив должен отвечать определенным требованиям, выполнять функции.


Максимальная нагрузка. Зависит этот параметр от многие нюансов: материала, креплений, особенностей конструкции. Для фотографа важнее рабочая нагрузка – по ней нужно ориентироваться при выборе модели под вес камеры.


Послесловие

Делать ли объектив своими руками или потратить на оборудование определенную сумму решать каждому фотографу самостоятельно. Но есть несколько важных моментов:

Исходя из этих моментов, следует вывод, что для работы лучше приобретать профессиональное специализированное оборудование. Экономить на безопасности камеры и оптики не стоит. Но для домашнего или очень нечастого использования можно и собрать штатив своими руками.

Начнем с конца: как снимаются вот такие пейзажи?

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Короче говоря, крепление полнокадрового фотоаппарата с тяжелым шириком в горизонтальной позиции проблем не вызывает, так как вес распределен равномерно, ближе к центральной штанге штатива. Проблема появляется, когда мы поворачиваем камеру для съемки вертикальных кадров (например, панорамы фотографируют чаще всего в такой позиции, поскольку потом их легче сшивать из-за меньших геометрических искажений).

Чтобы продемонстрировать фотосъемку с кронштейном L-Plate, я приехал после работы домой, схватил свой фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW со всем комплектом фототехники (полнокадровый Nikon D610, Nikon 24-70mm f/2.8G, Nikon 70-200mm f/2.8G, Samyang 14mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya Pro 1 Digital Circular Polarizer), штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, кропнутый Nikon D5100 со светосильным зумом Nikon 17-55mm f/2.8G) и помчался в соседний с Екатеринбургом город Среднеуральск, чтобы отснять для этого обзора иллюстрации.

Итак, случай №1 – съемка пейзажа на камеру Никон Д610 с тяжелым объективом Никон 24-70/2.8 при установки её на карбоновый штатив в горизонтальном положении. Фотографируем 3 кадра с разной экспозицией, чтобы получить HDR.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

В горизонтальном положении голова Siru G-20KX нормально держит даже тяжелую систему из полного кадра, телеконвертера Nikon TC-14E II и телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G. Общий вес такого комплекта составляет 2,5 килограмма (0,76+0,2+1,54 кг).

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Обратите внимание на фото выше: сбоку головы имеется специальная прорезь для поворота камеры в вертикальное положение. Когда мне нужно снять фото вертикально, просто отвинчиваю зажимную рукоятку и ставлю фотоаппарат под нужным углом.

Здесь возможны три проблемы. Во-первых, прорезь не позволяет повернуть голову больше, чем на 90 градусов, а это бывает нужно при съемке, например, на склоне горы. Во-вторых, тяжелый комплект (типа показанного выше полного кадра Nikon D610 и телевика с большим весом) головка с диаметром шара 38 мм держит плохо, как бы сильно ты ни зажимал её. Возможно, помогла бы голова с шаром D=54 мм, но весит она почти в два раза больше, что не очень удобно в путешествиях. Да и крепление тяжелого объектива под углом грозит выломать байонет в вашей тушке.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Перед покупкой меня мучил вопрос, не будет ли такой кронштейн мешать держать камеру в руках; не придется ли его без конца откручивать и прикручивать обратно. В реальности я его не замечаю, и не снимаю с тушки – будто все три года владения полным кадром Никон Д610 им всегда и пользовался, не мучаясь с установкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 или Samyang 14mm f/2.8 в вертикальное положение.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Посмотрите видео с обзором, зачем фотографу нужен крепежный кронштейн L-bracket. Оно на английском языке, но все и так понятно.

Obzor moego karbonovogo shtativa Sirui T-2204X s golovoi G-20KX Poiasnenie chem otlichaiutsia modeli dannogo proizvoditelia Tablitsa kharakteristik ego zhe shtativnykh golovok.

Obzor aljuminievogo shtativa R-2004 s golovkoj G20-KX


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

комментария 34

И от моей жены подарок: как снимались иллюстрации к этому обзору L-plate с советами, как крепить тяжелую фототехнику вертикально.

Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.

Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.

Ага, Среднеуральск был, а заката не было?

Что-то подобное купил и Павел Кравченко. Пользуемся вместе. Удобно, что говорить. Хоть и нет таких мощных объективов.


У площадки L-Plate две функции: правильно распределять нагрузку на штативную головку и быстро менять ориентацию кадра с горизонтальной на вертикальную. Поэтому и с более легким фотоаппаратом я тоже её взял бы сейчас.

ну… вообще то эта площадка позиционируется не только для малогабаритных камер… достаточная жесткость позволяет фиксировать в произвольном положении и достаточно тяжелые зеркальные камеры… При первой же возможности могу предоставить ее на испытание 🙂

Посмотрю… Мне твой кронштейн L-Plate больше подходит по функционалу. Куплю себе такой тоже.

а на сколько это принципиально? при переходе с горизонтального на вертикальный кадр так или иначе придется менять кадрировку… именно поэтому я отказался от приобретения данной штуковины…

Павел, о твоей головке для штатива Z type я раньше не слышал, пока не протестируем, не скажу, что удобнее. В кронштейне L-bracket если не обеспечить угол 90 градусов, наверное, крепить к камере будет неудобно.

Пока, в связи с разъездами, встретиться для теста Z type не смогу. В июне теперь только, наверное.

Интересная штуковина, прочитал и заказал себе такую же с Ebay, 279 рублей с доставкой обошлось…

Привет, Андрей. Я много раз говорил, что мой блог читать — одни расходы. 🙂 На самом деле, эта L-bracket — простое и недорогое приспособление, повышающее удобство съемки. Думаю, пригодится в работе.

да ладно… когда присматривал для себя (вернее для своей соньки) она стоила от 1.5 до 2 т.р.

Павел, некоторые из гостей сайта после моих статей не то, что L-plate покупали, но полный кадр или дорогие обьективы. Я этот момент имел ввиду. 🙂

Для сонек за них так и просят, там форма немного другая )))

Посмотрел видео и прикинул, что L-plate, возможно, и для меня будет не лишним.

Миша, по идее, такой кронштейн не помешает любому фотографу, кто пытается снимать серьезно, так как во многих случаях он будет использовать штатив. А на нем — штативная головка, которую вместе с быстросъемной площадкой не очень удобно крепить в вертикальном положении.

L-plate — отличная и нужная приблуда. Для меня у нее один небольшой недостаток: при просмотра будущего кадра в видоискатель, нос попадает на эту железку 🙂 (наверное, проблема в моем носе и моей камере). Летом не замечал, а этой зимой, снимая при температуре ниже -25, обморозил кончик носа (увлекшись, не обратил внимание). После чего стал больше пользоваться liveview (хотя видоискатель все равно привычнее) и стал надевать какую-то горнолыжную эластичную тряпку, закрывающую нос и рот.

Какая драматическая история с Вами произошла! 🙂 Жаль, что не написали модель фотоаппарата (заодно, и объектива) — чтобы такие же владельцы сразу обматывали свой кронштейн для крепления камеры вертикально изолентой. 🙂

Странно, на Никон Д610 у меня L-bracket не вылазит снизу и сбоку за пределы тушки. Там можно только обморозить пальцы зимой, но не нос.

Камера Nikon D7100, объектив не имеет значения. L-plate заказывал на ebay (не универсальный, а под свою модель, чтобы не перекрывались разные накамерные отсеки). За пределы тушки он тоже не вылазит, просто нижняя часть камеры приходится примерно в районе носа и иногда нос (видимо) попадает на L-plate.

Спасибо за полезную статью! Не знал о таком кронштейне, а самому делать сложно.

Добрый день, Алексей. Рад, что информация пригодилась. Всем фотографам, у кого есть тяжелые объективы, такая L-plate облегчит процесс съемки, а значит шедевры гарантируются. 🙂

Ну, я писал, что вертикально закрепить тяжелый фотоаппарат и объектив не получится даже с крепкой головой, так как прокручивается быстросъемная площадка. И угольник L-Plate — отличное решение, так как центр тяжести находится сверху, а не сбоку от головы. Обязательно приобретите.

Ни разу об этой торговой марке не слышал. Посмотрел фотографии — и кронштейн L-Plate, и другие фотографические аксессуары выглядят весьма добротно. Прямо захотелось купить и себе тоже. 🙂

Ваш L-Plate, конечно, более функциональный: и проушину для переноски камеры можно прикрутить, и выносной держатель под видеосвет. Хорошая штука. Поздравляю.

Своей L-Plate доволен, штативом, в принципе, тоже. Следующий трипод, наверное, буду рассматривать не этой фирмы.

Кронштейн L-Plate марки 3 Legged Thing

И все таки… для себя я сделал вывод, что более актуально иметь возможность поворота камеры вокруг оптической оси. Что-то типа штативного кольца для объектива. Кронштейн L-Plate эту задачу не решает.

L-Plate, служит, вроде, для других целей. В моем случае кронштейн с фотоаппаратом вращется в яблоковидной головке. Если надо точно по оптической оси вращать, то другие решения используют и с другой ценой. Если вспомню, найду ссылку на такой девайс — недавно смотрел.

Что-то вроде Fluid Gimbal Heads, но снимать только через Live-view, но аппарат все равно через площадку L-Plate (или простую площадку) прикручен.

Fluid Gimbal Heads, скорее, для видеосъемки, нежели для фотографии… Он компенсирует вибрации и обеспечивает баланс…

Давно бы купил, но минимальный внутренний диаметр 65 мм, мне нужно 60 мм. Пока не нашел.

Павел, каждый инструмент удобен для своих целей. То, что ты показал — это хомут для крепления телеобъектива. У меня такой идет штатным для Nikon 70-200mm f/2.8G — это и на фотографиях в статье видно. Тот, что показал Вацлав (Gimbal Head), используется для удержания очень тяжелых объективов: например, Canon EF 600mm f/4L IS II USM.

Кронштейн L-plate удобен для среднетяжелых объективов, как мой Nikon 24-70mm f/2.8G или Samyang 14mm f/2.8 на полном кадре. Недавно фотографировал на КРОПнутую Fujifilm X-T10 со светосильным штатником Fujinon XF 16-55mm F2.8 R LM WR — в вертикальном положении тоже проворачивается штативная площадка.

Кронштейн-угольник удобнее хомута тем, что его не чувствуешь в руках и снимать/одевать камеру получается очень быстро. Кроме того, на таких объективах, как упомянутый Fujinon XF 16-55mm F2.8 R LM WR, мало места под хомутик.

Поэтому, если на свою Sony A6000 ты соберешься прицепить старинный, но качественный телевик Canon FDn 600mm f/4.5 для фотоохоты, придется искать что-то типа Gimbal Head. А если соберешься пользоваться Sony FE 85mm f/1.8, то L-Plate будет удобнее.

Еще, конечно, нужно смотреть, чтобы байонет камеры ведержал вес объектива, не вырвал с корнем. Тогда L-Plate не подойдет.

Сергей, я вот нашел недостаток моей L-Plate: не могу пользоваться экраном, мешает полному открытию. Т.е. открыть развернуть — это пожалуста, но если надо открыть на 180 градусов, то уже нет.

Как обойтись без штатива

Каждый фотограф знает о важности использования штатива. В любых условиях осуществления фотосъемки штатив позволит закрепить камеру, сделав ее неподвижной, и сделает это лучше, чем любое другое устройство, тем самым обеспечив возможностью получить более качественные снимки с лучшей резкостью.

Как обойтись без штатива

Каждый фотограф знает о важности использования штатива. В любых условиях осуществления фотосъемки штатив позволит закрепить камеру, сделав ее неподвижной, и сделает это лучше, чем любое другое устройство, тем самым обеспечив возможностью получить более качественные снимки с лучшей резкостью.

Однако не всегда у вас под рукой может оказаться штатив. Как часто случается, вы соберетесь на прогулку вечером, захватив с собой фотокамеру, но оставите дома громоздкий и тяжелый штатив. Или может оказаться, что ваш штатив просто-напросто сломался. В любой ситуации у вас не окажется возможности использовать штатив в то время, когда вы захотите запечатлеть изображение. В таком случае есть несколько выходов из сложившегося положения, чтобы сделать вашу камеру более устойчивой, чем если просто фотографировать на весу. Расскажем об одном из таких способов.

Можно воспользоваться моноподом. Монопод более удобный, переносной и более легок при установке, нежели штатив, но также способен зафиксировать камеру. По факту монопод сделает возможным увеличить выдержку где-то на 2 ступени, в сравнении с максимальной выдержкой, рекомендуемой во время съемки на весу с определенным объективом. К примеру, если вы используете 60мм объектив, можно спокойно фотографировать с рук пока выдержка не больше 1/60. В такой ситуации монопод даст вам возможность увеличить выдержку до 1/15 и добиться при этом того же результата.

Чтобы сделать камеру на моноподе более устойчивой, можно в дополнение облокотиться о какой-либо статичный конструкт, которым может послужить стена, или дерево (что вы видите на рисунке). Таким образом у вас получиться своего рода штатив — одной опорой послужит непосредственно монопод, второй — стена, и третьей опорой будет закрепление промежутка между моноподом и стеной. На фотографии оно сделано при помощи левой руки фотографа, который удерживает камеру и локтем упирается в стену, создавая таким образом фигуру, позволяющую удерживать камеру от покачиваний вперед-назад. Есть возможность также попробовать закрепить промежуток между стеной и моноподом, поставив монопод плотнее к стене и примкнув к ней саму камеру.

Интернет-технологии развиваются не по дням, а по часам. Yota — система интернета нового поколения, получившая всеобщее признание существующих пользователей, предлагает беспроводной интернет с высочайшим качеством и скоростью передачи данных за разумные деньги. Подключение новых абонентов осуществляется в кратчайшие сроки, что очень удобно.

Техники фотосъемки, для которых точно понадобится штатив

Штатив — один из основных инструментов фотолюбителя. Среди аксессуаров в арсенале фотографа он появляется одним из первых. Сегодня основной причиной покупки треноги чаще всего становится запись видеороликов для социальных сетей. Если надоест вести личный блог, штатив откроет доступ к множеству техник фотографии. Поговорим о самых необычных из них.

Фризлайт — искусство замораживать свет

Чтобы создать свой фотошедевр в этом стиле необходимы:

  • камера с ручным режимом съемки.(подойдет даже самый простой)
  • источники света
  • дополнительная камера со вспышкой или внешняя вспышка с возможностью подачи тестового импульса

При съемке используют ручной режим с установкой длинной выдержки (от нескольких секунд) и минимальной светочувствительности. Пока матрица открыта, на ее поверхность падает абсолютно весь свет, попавший в объектив. Этим и объясняются шлейфы, которые оставляют за собой источники света.


Четкая картинка получится только если фотоаппарат будет полностью неподвижен. Для этого используют штатив и пульты дистанционного управления или таймер отсроченного спуска затвора (чтобы нажатие кнопки не приводило к размытию кадра).

При съемке фризлайта необходимо учитывать ряд особенностей:

В темноте сложно понять, на чем сфокусирована камера. Для облегчения фокусировки используйте фонарик. Для этой техники необходима ручная наводка на резкозть.

В светлой одежде вы будете заметнее для камеры. Из-за чего на фотографии возможно появление нежелательного силуэта или блика светоотражающего элемента.


Спланируйте фото заранее. Сделайте несколько тренировочных кадров, чтобы скорректировать настройки камеры и понять, сколько времени необходимо для создания рисунка.

Экспериментируйте с разными источниками света. Чем сложнее источники, тем интереснее выглядит результат.


Чтобы сфотографировать человека на фоне фризлайта, понадобится дополнительный импульс света. Это может быть встроенная вспышка второго фотоаппарата или более мощный (внешний) вариант.


Ночная пейзажная съемка

Этот жанр требует гораздо большей концентрации и терпения, а каждому удачному снимку здесь предшествует длительная подготовка.


Перед съемкой:

Посмотрите прогноз погоды. Идеальные погодные условия: отсутствие облаков, ветра и осадков. Если что-то из этого в прогнозе, оно может помешать съемке.

Держитесь подальше от населенных пунктов. Они станут источниками светового загрязнения.

Продумайте композицию кадра. На фоне ночного неба особенно интересно выглядят деревья, скалы, силуэты людей.

Поэкспериментируйте с настройками камеры. Помните, что широко открытая диафрагма увеличивает количество света, попадающего на матрицу, но уменьшает глубину резкоизображаемого пространства. А чрезмерно высокая светочувствительность испортит кадр большим количеством шума.


Для аcтрофотографий лучше использовать полнокадровые камеры (из-за большего размера матрицы) и широкоугольную оптику в диапазоне от 12 до 24 мм. Кроме штатива понадобится утяжелитель для дополнительной стабильности, средства дистанционного спуска затвора и фонарь.

Отдельной категорией астрофотографий можно считать снимки с траекторией движения звезд. Получить такой кадр можно двумя способами: склейкой серии снимков с выдержкой 20–30 секунд, или одним кадром с выдержкой от 30 минут.


В первом случае серию кадров придется объединять программно. Для этого отлично подойдут StarStaX или Startrails. Обе утилиты совершенно бесплатны и имеют весь необходимый функционал для получения конечного результата за пару кликов. Достаточно лишь загрузить изображения и выбрать один из режимов. StarStaX имеет девять режимов объединения кадров, у Startrails их два.

Требования к качеству штатива при съемке ночного неба повышаются. Камеру нужно удерживать неподвижной по несколько часов. Время выдержки при фризлайте куда короче (обычно не более 60 секунд).

Превращаем воду в туман

Еще один пример использования длинных выдержек для получения необычного эффекта от вполне обыденных вещей — съемка воды. В результате получаются атмосферные кадры, на которых создается ощущение наполнения водоема туманом. Особенно эффектно выглядят фотографии горных рек или больших массивов воды во время отливов и приливов.

При съемке днем, для компенсации избытка солнечного света, пригодится нейтральный серый фильтр (ND). Без него не получится установить необходимую длину выдержки, избежав переэкспонирования кадра.

Снимая днем на длинных выдержках, в объектив попадает избыточное количество света. Это приводит к пересвечиванию снимка и может безвозвратно испортить его. Задача ND-фильтра — уменьшить количество света, проникающего к матрице. Есть модели с фиксированным затемнением (плотностью) и переменной плотности. Вторые удобны своей универсальностью (одним пременным можно заменить сразу 2–3 фиксированных).

Степень затемнения обозначается в стопах или кратах. Стоп — уменьшение светового потока вдвое, каждый раз считается от предыдущих настроек. Краты показывают увеличение выдержки, необходимое для выравнивания экспозиции, относительно первоначального значения.

Съемка панорам

Часто задуманный сюжет целиком не помещается на фото. Причина кроется в неподходящем фокусном расстоянии или слишком большой области пространства, которую необходимо поместить в кадре. Проблема решается склейкой панорамы из нескольких снимков.


Большинство камер обладают автоматическим режимом, позволяющим получить готовый результат через несколько секунд после съемки. Кроме простоты, назвать какие-либо плюсы данного способа сложно. А недостатков хватает: полное отсутствие контроля над процессом, отсутствие возможности склейки панорамы из нескольких рядов, ограниченный набор настроек камеры.

Снимая панорамы со штатива, фотограф получает возможности:

  1. Выбирать объем пространства на фото.
  2. Менять настройки камеры и фокусировки между снимками.
  3. Создавать HDR-панорамы.

При съемке панорам штатив выполняет сразу несколько функций:

  • позвоялет точнее компоновать кадры относительно друг друга, что в конечном итоге повышает общее качество склейки
  • если снимки делаются на длинной выдержке, штатив устранит смазанность
  • в некоторых сюжетах между кадрами проходит значительный период времени. Повторить положение камеры спустя несколько минут или часов без штатива физически невозможно
  • некоторое профессиональное оборудование, например, панорманые головы, предполагают использование штатива

Для того, чтобы получить панорамное фото, необходимо:

  1. Установить камеру на штатив, выбрать начальную точку съемки.
  2. Снять серию кадров последовательно перемещая камеру. Для удовлетворительного результата снимки должны перекрывать друг друга на 30–50%.
  3. Объединить полученные кадры в Lightroom или любой другой программе для склейки панорам.



Для получения HDR-панорам необходимо снять отдельные кадры в режиме брекетинга экспозиции, в котором камера делает несколько снимков, меняя экспозицию в заданном промежутке. На примере ниже камера сделала пять кадров с шагом экспозиции (EV) от -2 до +2.


Склейка HDR-снимка осуществляется все в том же Lightroom. Актуальные версии программы позволяют объединять кадры сразу в HDR-панораму. В зависимости от разрешения исходных файлов, такой режим может потребовать значительных ресурсов ПК.


Метод трудоемкий и помимо фотографий требует время для их обработки. Однако, результатом станет детализированное изображение с большим разрешением и превосходным динамическим диапазоном, что открывает хорошие возможности для цветокоррекции.

Брекетинг по фокусу

Техника позволяет увеличить глубину резкоизображаемого пространства за счет съемки серии снимков с небольшим изменением дистанции фокусировки и последующим их объединением в редакторе. По методике получения таких снимков есть отдельный материал.

Таким способом часто получают снимки предметов, габариты которых целиком не помещаются в фокус. Техника нашла применение и в пейзажной фотографии, когда необходимо сохранить резкозть переднего плана и фона одновременно.


В данном случае использование штатива необходимо для сохранения единой точки расположения камеры. В противном случае, программа не сможет качественно объединить отдельные снимки.


Штатив открывает большие возможности для предметной съемки, съемки макро, портретов. Однако, такие жанры неплохо обходятся и без этого инструмента. В статье приведены техники, которые не смогли бы существовать без штатива. Они нестандартны и их результатом становятся необычные кадры, которые на каком-то этапе появляются в работах большинства людей, увлекающихся фотографией.

Из остатков труб и ламината можно сделать отличный штатив для камеры или фотоаппарата. Прочный и долговечный, он отлично справится с поставленной задачей, при этом стоить будет в несколько раз меньше. При желании самодельный штатив можно дополнить держателем для планшета, тем самым расширив спектр использования.

Основанием штатива станут 3 выдвижные ножки, каждая из которых в свою очередь будет собрана из 3 труб.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Находящиеся по бокам трубы дополняем заглушками, а ту, которая находится посредине, укладываем так, чтобы она оказалась зажатой между боковыми трубами и упиралась в заглушки.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Зафиксировав трубы в нужном положении, присверливаем к ним с обеих сторон пластинки из фанеры или ламината.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Планки должны быть чуть короче труб в длину и близкими к ним по ширине. Присверливать к планке нужно только крайние трубы. Каждая из них фиксируется в 3 точках.

Средняя труба при этом должна свободно выдвигаться. На конце выдвигающейся трубы закрепляется длинный шуруп или штырь.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Когда все 3 выдвижные ножки готовы, дополняем каждую из них металлическим стержнем-фиксатором с нарезанной с обеих сторон резьбой и 1 уголком, имеющим дополнительное отверстие под шуруп на сгибе. Скрепив уголки между собой получаем треногу.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Выбираем переходники для труб, дополненные внутренней резьбой, диаметр которой будет стыковаться с крепежной системой камеры. Закрепляем собранную посредине конструкцию длинными шурупами.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Наличие шурупов в ножках обеспечит дополнительную фиксацию при установке штатива на землю. При желании такую треногу легко можно выровнять.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Дальше остается лишь прикрепить подставку с шарниром для камеры. Убедившись в том, что тренога отрегулирована, можно включать камеру и начинать снимать. Использовать штатив можно также в работе с нивелиром.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Больше деталей, касающихся изготовления самодельного штатива, в видео ниже:

Читайте также: