Клайст мойзель применение светофильтров в фотографии

Обновлено: 27.04.2024

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Уход за фильтрами

Хотите сделать свои снимки ещё качественнее? Скачайте программу ФотоМАСТЕР:

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Светофильтры в современной фотографии:
какие бывают и как выбрать

Автор статьи

Использование светофильтров может значительно повысить качество фотографии. Они позволяют преодолеть ограничения, защищают объектив камеры, изменяют характеристики света, проходящего через линзу, или добавляют к изображению специальные эффекты. В этой статье мы расскажем, какие бывают типы светофильтров для объективов, их назначение, способы использования, а также в какой программе для редактирования фото обработать результат.

Что такое фильтр

В наш век цифровой фотографии фильтры в целом немного потеряли популярность, потому что многие считают, что все можно добавить при постобработке. Но многие эффекты, например, созданные с помощью поляризационного фильтра, просто невозможно воспроизвести в цифровом виде. Кроме того, всегда существует ограничение на количество возможных цифровых манипуляций, прежде чем качество изображения серьезно ухудшится.

Большинство фильтров доступны в круглой форме и навинчиваются непосредственно на объектив камеры. Чаще всего они изготавливаются из стекла или особых сортов смолы.

Размер светофильтра

Требуемый размер фотофильтра зависит от диаметра объектива и измеряется в миллиметрах

Обзор фильтров DSLR

Компактные камеры могут быть простыми, многие возможности открываются только с переходом на зеркальную или беззеркальную камеру. С ними вы сможете менять объективы и использовать фильтры. Существует несколько типов:

  • Защитные предназначены для безопасности линз и облегчения очистки.
  • Ультрафиолетовые или uv-фильтр подходят для блокировки УФ-излучения.
  • Нейтрально-серые применяются в пейзажах и съемке со вспышкой, чтобы ограничить количество света, попадающего в объектив, не влияя при этом на цвет.
  • Фильтры на фотографии с добавлением специальных эффектов, от мягкого фокуса до мультивидения.
  • Градиентные обычно используются пейзажными фотографами для обработки сцен с большим контрастом.
  • Поляризационные минимизируют отражение и повышают яркость цветов, блокируя поляризованный свет.

Градиентный светофильтр

Критерии выбора

Независимо от того, какой фильтр для фото вы ищете, следует помнить о нескольких важных параметрах, которые помогут сравнить разные модели и подобрать правильный вариант:

  • наличие уплотнений: защищены ли края линзы от атмосферных воздействий;
  • тип стекла и место его изготовления;
  • вид и качество покрытия;
  • материал, из которого сделана основа.

Если вы покупаете цветной или поляризационный фильтр, есть еще одна характеристика, на которую нужно обратить внимание. Они обычно имеют тонкий слой поляризующего материала или цветной пленки между двумя слоями стекла. В высококачественных фотофильтрах этот материал прикреплен к стеклу, чтобы не пропускать воздух и загрязнения.

Поляризатор

Поляризатор подходит для съемки с отраженным светом, например фото водной глади

Защитные фильтры

Прозрачные фильтры для объективов используются исключительно для защиты линз. Они не пропускают пыль, облегчают очистку и обеспечивают некоторую защиту от физического повреждения. Поскольку это просто прозрачное стекло, они не должны вызывать нежелательных побочных эффектов.

Однако некоторые люди утверждают, что прозрачные фильтры не обеспечивают особой защиты и могут навредить вашим изображениям, понизив качество. И все эти замечания верны, если выбрать неправильную модель. Купив высококачественное оборудование, вы не получите отражений или бликов. Также она защитит объектив от царапин.

Итак, если вы ищете фильтр, который поможет защитить линзы, вот несколько отличных вариантов:

B+W Clear 007 MRC nano

    B+W Clear 007 MRC nano, XS-Pro, 86мм предлагает мультистойкое покрытие и латунное кольцо. Цена: 12 900 р.

B+W Clear 007 MRC nano XS-PRO

Heliopan SH-PMC

Фильтры ультрафиолетового света

Среди фотографов ведутся споры о том, полезны ли ультрафиолетовые фильтры для современных цифровых камер. Они были необходимы для пленочных фотоаппаратов, потому что пленка крайне чувствительна к УФ излучению, но современные цифровые датчики не обладают этим изъяном.

Тем не менее УФ-фильтры могут удалить ультрафиолетовую дымку в определенных ситуациях. Например, при съемке на большой высоте в ясный день и вблизи отражающих поверхностей, таких как снег или водоем. В этой ситуации, если вы попытаетесь снять удаленный объект, ультрафиолетовое излучение между объектом и вашей камерой может привести к появлению ненужного тумана. УФ-фильтр легко справится с этой дымкой.

Важно помнить, что УФ-фильтры для объективов не помогут уменьшить дымку, вызванную смогом, поскольку он состоит из твердых частиц, а не простого отраженного света.

При выборе модели стоит обратить внимание на качественный латунный УФ-фильтр Chiaro 99-UVBTS. Он обеспечивает высокое светопропускание с минимальными искажениями и отражениями. Стоимость начинается от 40 долларов.

Chiaro 99-UVBTS

Chiaro 99-UVBTS

Нейтрально-серые фильтры

Фотофильтры ND изготовлены из темного стекла и используются для ограничения количества света, попадающего на датчик, не влияя при этом на цвет изображения. Они помогут избежать переэкспонирования фото при ярком свете.

Например, вы пытаетесь сфотографировать водопад или реку в ясный день. Для размытия движения, вам понадобится длинная выдержка. Так кадр будет переэкспонирован независимо от того, как корректировать другие настройки камеры. Хороший фильтр нейтральной плотности решит эту проблему.

Но эти фильтры для фотоаппарата используются не только для съемки пейзажей. Они полезны для фотосессии в условиях яркого света, при дневном солнце или студийной вспышке.

Количество света, которое блокируют фотофильтры, обычно измеряется в стопах. Чем больше значение, тем сильнее устройство затемняет изображение. Вот несколько примеров высококачественных моделей нейтральной плотности:

Benro Master Series ND

NiSi PRO Nano IRND

Градиентный фильтр

Градиентные фильтры похожи на нейтральные, за исключением того, что они переходят по вертикали от темного покрытия к прозрачному. Они используются пейзажными фотографами для съемки сцен с большим контрастом, таких как яркое чистое небо на затемнённом переднем плане.

Чтобы обеспечить возможность корректировки в соответствии со сценой, большинство этих фильтров имеют прямоугольную форму, поэтому вы можете перемещать их вверх или вниз в зависимости от того, насколько высок горизонт в композиции. Поэтому понадобится система держателей.

Существует три основных типа GND-фильтров, которые полезны для съемки в различных ситуациях:

  • Жесткие. Они резко переходят от темного к прозрачному и предназначены для съемки с ровным горизонтом.
  • Мягкие отличаются тем, что имеют более плавный градиент от темного к прозрачному. Они полезны в ситуациях, когда горизонт не совсем прямой или плоский, например, когда есть холмы или горы.
  • Обратные. Они идеально подходят для съемки закатов и восходов.

Вот несколько высококачественных градиентных фильтров:

LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм

    LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм Un 2 мм — твердый градуированный фильтр нейтральной плотности 0,6, который предлагает 2 ступени экспозиции. Стоимость: 7 785 рублей.

LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм

Vu 100 x 150 мм Sion Q 2,5

Поляризационные фильтры

Могут уменьшить отражения и блики в сцене и обеспечить насыщенные цвета. Этот тип является одним из самых популярных, поскольку он помогает улучшить качество изображения во многих ситуациях. Благодаря светофильтру вы получите впечатляющие результаты при съемке сцен с большим количеством отраженного света.

Вот несколько качественных поляризационных фильтров:

B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano

    B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano — светофильтр для фотоаппаратов, который значительно снижает блики и повышает яркость цветов. Цена: 11 400 рублей.

B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano

Heliopan SH-PMC

Эффектные светофильтры

Как следует из названия, это фильтры со спецэффектами. Они позволяют оформить звездообразование, мультивидение, рассеивание. Все эти эффекты также можно создать в программном обеспечении или онлайн-редакторах, но фильтры сделают процесс быстрее и проще, а наложение эффекта — натуральнее.

Эффект звездообразования

Кадр, полученный с использованием фотофильтра

Его можно использовать в сочетание с макрообъективом

Вот несколько примеров отличных моделей со спецэффектами:

Multi-Image Filter Nisha 77mm 3R

TIFFEN 52mm Star 6PT 2mm Filter и картинки, полученные при использовании модели

Обработайте фото

Вне зависимости от выбранного фильтра на фото, кадр необходимо обработать. Воспользуйтесь редактором ФотоМАСТЕР! Он предлагает удобный интерфейс на русском языке и множество функций.

С его помощью вы сможете:

Можно настроить экспозицию, контраст, насыщенность, температуру, оттенки цветов

Также вы сможете отразить фото по горизонтали и вертикали

Силу эффекта можно уменьшить

Помимо предложенных рамок пользователь может загрузить свои пресеты

Заключение

Теперь вы знаете, что такое светофильтры и как их использовать. Они позволят преодолеть сложные ситуации с освещением, создать эффекты, а также выделят вас среди остальных фотографов. После проведения съемки обработайте результат в специальной программе. ФотоМАСТЕР позволит сделать качественную цветокоррекцию, настроить экспозицию, контраст и насыщенность, ретушировать портреты. Скачайте фоторедактор и улучшайте качество любого снимка всего за несколько простых действий!

PC146500

В советские времена выпускалось немало различных видов светофильтров. Какие-то из них, в почти неизменном виде, присутствуют в продаже и сейчас. Какие-то уже практически не применяются.
Не претендуя на 100%-ю полноту, пройдемся по основным параметрам светофильтров, их видам и назначению.

Первое, чем отличаются светофильтры — это их диаметр. Это естественно, т.к. размер самих объективов может сильно отличаться.

PC146522

Также нужно знать, что советские светофильтры могли крепиться как к передней части объектива, так и к задней. На этом фото фильтры для объективов Мир-20 Автомат (побольше) и Мир-47К (поменьше). Первый крепился к передней части объектива, второй — к задней.
У большинства объективов с задним креплением фильтра, сам по себе фильтр является частью оптической схемы объектива. Даже если вам не требуется никакой фильтр, какой-то из них стоять должен обязательно. Например, ультрафиолетовый.

Отличались светофильтры и по способу крепления. Основной способ — это резьба, конечно. Но были варианты с креплением только за счет трения.


Так крепились фильтры как для довоенных ФЭДов, так и для очень современных советских объективов. Правда, тут уже применяются дополнительные зажимы для более надежной фиксации.

На абсорбционных (цветных) светофильтрах в маркировке указывали цвет и плотность фильтра.

Фильтр ведь отсекает часть светового потока. В результате, экспозицию, рассчитанную внешним экспонометром нужно корректировать.

Множитель показывает, во сколько раз нужно увеличить количество света за счет изменения настроек аппарата – выдержки или диафрагмы.

Запись 1Х означает, что корректировка не требуется. 2Х — означает, что света нужно в 2 раза больше, т.е. экспозицию нужно скорректировать на 1 ступень.

При 4Х — света нужно в 4 раза больше, т.е. требуется 2 ступни корректировки.

С появлением TTL экспозамера надобность в такой корректировке исчезла. Камера все измеряет сама.

По назначению рассмотрим следующие виды:

Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.

Ультрафиолетовый светофильтр

PC146501

Маркировался как УФ-1Х. Фильтр визуально прозрачный и никакого видимого влияния на изображение не оказывает.

В настоящее время в продаже имеется масса УФ-фильтров. Зачем они конкретно нужны?
В рекламе этим фильтрам приписываются многочисленные, практически магические свойства по улучшению качества картинки. На практике всего этого волшебства ждать не стоит.

Для чего ж их все-таки придумали? Да еще и выпускали во времена СССР, когда реклама еще не была столь агрессивной?

Я встречал два объяснения.

Первое. Существуют специальные объективы для научной детальности, пропускающие ультрафиолетовые лучи. Применяются они, естественно, со специальной пленкой. Если по какой-то причине нужно блокировать прохождение УФ-излучения через этот объектив, — на него надевают специальный фильтр.

Второе. При съемке в условиях высокогорья длиннофокусной оптикой, при стечении ряда обстоятельств, на изображении, в результате действия УФ лучей, теоретически могут возникать некоторые артефакты.

Особой ясности не возникает, но понятно, что УФ фильтр на самом деле вещь довольно специфичная, нужная далеко не всегда. В большинстве же случаев УФ-фильтры никакого влияния на изображение не оказывают.

Зачем их раньше часто прилагали к объективам? Да просто как защитные. Эти фильтры предохраняют переднюю линзу от грязи и механических повреждений. Способность задерживать УФ лучи — лишь дополнительное свойство с неочевидной полезностью.

Поляризационный светофильтр

Нейтральный светофильтр

filtr_n-4_40_5x0_5

Этот фильтр нужен, чтобы снизить интенсивность светового притока, никак не влияя на прочие его характеристики. Просто немного затемнить.

В советские времена потребность в таком фильтре была, пожалуй, даже повыше, чем сейчас.
Ведь выдержки короче 1/500 были редкостью. Если у вас заряжена пленка под 250 единиц, а снимать нужно днем и солнце яркое и желательно получить размытие, т.е. прижимать диафрагму нельзя, то единственный выход, это использовать нейтральный фильтр.

Правда наводить на зеркалке фокус с ним — очень сложно. В видоискателе банально темно.

Переходим к абсорбционным светофильтрам.

Это как раз те самые цветные стекла, которые сейчас если и применяются, то очень редко.

Зачем было нужно все это цветное многообразие? Тем более, что использовали все эти фильтры только с черно-белой пленкой!

Да, именно с черно-белой.

Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности.


На заре любительской фотографии желтый светофильтр был если не единственным, то наиболее часто применяемым.

Дело в том, что ранние фотоматериалы обладали высокой светочувствительностью только к сине-фиолетовой части видимого спектра. Такие фотоматериалы называются ортохроматическими.

Желтые, оранжевые, красные цвета пленка фиксировала слабо. Подчеркиваю, речь о черно-белой пленке. Но на ней ведь, хотя и в черно-белом формате, но с естественным балансом света и теней должны отражаться все цвета.

Если пленка на цвет не реагирует, то в этом месте она не темнеет. Значит, на итоговом фото это место будет засвечено.

Применение желтого фильтра позволяло приглушить, ослабить высокую чувствительность эмульсии к сине-фиолетовой части спектра и тем самым компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.

Годам к 60-м, все негативные и обращаемые черно-белые фотопленки в СССР были уже равномерно чувствительны ко всему спектру. Такие фотоматериалы называют панхроматическими.

Однако, желтые светофильтры не потеряли при этом своего значения. Они широко применялись при съемке пейзажей и сюжетов, в которых значительную часть кадра занимает небо.

Ослабляя поток голубого света от неба, желтый светофильтр передает на итоговой фотографии небо более темным. На небе четче и ярче проступают облака.

Желтый фильтр снижает действие воздушной дымки, которая и в ясный день просматривается в пейзаже с далью.

При портретной съемке желтый светофильтр способствует ослаблению или даже исчезновению на лице веснушек.

Также этот фильтр усиливает контраст светотени. В этом несложно убедиться, просто положив фильтр на ладонь. Рисунок кожи через желтое стекло будет казаться более контрастным и четким.

Зеленый светофильтр

Его применяют при съемках пейзажей, в которых преобладает зелень разных оттенков. Фильтр способствует раздельному тональному изображению этих оттенков.

Желто-зеленый светофильтр


Желто-зеленые светофильтры в большей степени, по сравнению с желтыми, приближают спектральную чувствительность пленки к чувствительности глаза, способствуя тонально правильной цветопередаче

Желто-зеленый светофильтр наиболее подходит для лучшей передачи зелени и зеленых массивов, для подчеркивания различных оттенков зелени при ландшафтных съемках. Передача неба, облаков, воды не отличается от передачи с желтым фильтром.

Оранжевый светофильтр

PC146503

Этот светофильтр сильно затемняет зеленый и осветляет красный, желтый и оранжевый цвета. Более темным, чем с плотным желтым светофильтром, передается синее небо и более резко на нем выделяются тонкослойные, перистые облака и белые здания.
Более темными, чем в действительности, почти черными передаются теневые части объекта, проработка деталей в них едва проступает и даже исчезает.

Оранжевый светофильтр способствует лучшей передаче дали, сильно убирая воздушную дымку.

Красный светофильтр

PC146512

Одно из наиболее эффектных применений светофильтра — превращение дневного объекта в ночной. Если съемки происходили при солнечном освещении и небо было безоблачным, то такой снимок создает эффект лунного освещения.
Синее или голубое небо передается очень темным, почти черным. Такими же передаются теневые места объекта съемки. На фоне темного неба резко выделяются облака, которые часто выглядят неестественно белыми.

Голубой светофильтр

PC146518

Этот фильтр является полной противоположностью всех вышеперечисленных цветных фильтров. Он ослабляет оранжево-красные лучи. Это позволяет уменьшать контраст изображения дальних планов с целью усиления эффекта воздушной перспективы.
Про цветные фильтры — все. По весне обязательно пойду поснимать на ч/б пленку и обязательно с фильтрами!

PC146534

Ну и на закуску интересный факт. Недавно узнал, что на фильтрах к довоенным ФЭДам прямо на стекло в периферийной области наносилось такое вот клеймо.

Невооруженным взглядом его заметить нереально. Снимок сделан с увеличением.
Точность просто филигранная!

У меня все, удачи!

В последнее время ко мне поступает очень много вопросов о том, какие фильтры я использую при съемке, какой стоит выбрать, что использовать для получения определенного результата. Всем стараюсь отвечать, но вопросы растут лавинообразно, поэтому решил сделать небольшую заметку про фильтры, постараюсь рассказать подробно про свой текущий опыт.

Я использую систему Lee с фильтрами 100 мм (нейтральной плотности и градиентные) и круглый поляризационный фильтр. Обо всем по порядку.

Фильтры нейтральной плотности (ND, Neutral Density filter)


ND фильтр на 6 стопов + реверсивный градиент

Данные фильтры предназначены для снижения количества света, которое попадет на матрицу при съемке. Тут все просто — чем больше плотность, тем меньше света попадет на матрицу и тем будет либо длиннее выдержка, либо шире можно открыть диафрагму (что более актуально для портретной съемки). Плотность стоит выбирать от задач, разумеется.


Я рекомендую использовать фильтры постоянной кратности от проверенных производителей. Китай бывает неплох, но это лотерея с качеством, и шанс, что повезет — не очень велик. Даже фильтры от известных производителей (преимущественно, старых версий) бывают не очень удачны. Один из недостатков — может встречаться цветовой сдвиг. Собственно, если он равномерно происходит — ничего плохого в этом нет (мне лично нравится, как добавляют синевы некоторые фильтры), да и легко правится балансом белого. Другое дело — когда фильтр начинает подмешивать инфракрасный канал, в этом случае привести к нормальным цветам или очень сложно или невозможно. Заметить можно по характерному розово-фиолетовому оттенку снимка. Таких фильтров стоит избегать. Также, могут быть проблемы с использованием в контровом свете и с падением разрешения.


Пример подмешивания ИК канала


(схематичное изображения хода лучей через фильтр, демонстрирующие причины потемнения краев изображения)

Немного про фокусировку с фильтром нейтральной плотности. Фильтр может сильно поглощать свет, и в оптическом видоискателе будут видны либо только силуэты, либо будет совсем темно. Но, если использовать электронный видоискатель или включить режим Live View, — то при не сильно темных условиях, — картинка появится. Соответственно, где фазовая фокусировка уже отказывается работать, то фокусировка по контрасту, зачастую, будет справляться. Но если ваша камера этого не позволяет, или вокруг уже довольно темно, то, выход один — придется выстраивать кадр без фильтра и одевать его непосредственно перед съемкой (плюсик к использованию системных фильтров).


ND фильтр на 10 стопов + мягкий градиент

Фильтры фиксированной плотности продаются в основном двух видов — квадратные системные фильтры (квадратные разного размера, самый популярный для зеркальных камер размер — 100 мм) и круглые под разные диаметры. У круглых фильтров есть довольно неприятный недостаток — невозможность их быстро и аккуратно снять (приходится откручивать, а это шанс сбить настройку фокусировки, сдвинуть выставленное положение поляризационного фильтра, сдвинуть камеру, да и просто занимает время). Квадратные: стоит отдавать предпочтение сделанным из стекла и имеющим уплотнительную резинку, которая спасает от засветки в щель между фильтром и холдером. Из минусов — возможна засветка с торца фильтра, но это довольно редко происходит, в этом случае торец надо просто прикрыть.


Пример засветки изображения через торец фильтра

Также, при длительной экспозиции рекомендуется закрывать видоискатель, чтобы не было засветок, снижения контраста и корректно работал замер экспозиции. Я ни разу с этим не сталкивался при съемке, поэтому не практикую. Но отговаривать не буду, разумеется.


ND фильтр на 6 стопов

Непосредственно про мой комплект. Я использую набор из нескольких фильтров Lee нейтральной плотности, преимущественно для таких сюжетов (назначение написано довольно условно, так как применение конкретного фильтра очень сильно зависит от освещения, характера воды, вида волн, движения облаков):

  • на 3 стопа — для съемки в лесу, водопадов, быстротекущей воды,
  • на 6 стопов (Little Stopper) — съемка в легких сумерках, водопадов на открытой местности, речек,
  • на 10 стопов (Big Stopper) — съемка в рассветное или закатное время, пасмурная погода, открытая вода,
  • на 15 стопов (Super Stopper) — съемка днем, относительно яркое солнце, светлая пасмурная погода (фильтр применяется очень редко).

Для расчета правильной экспозиции есть множество программ для смартфонов, графиков и табличек. Я пользуюсь теми, которые Lee кладет в комплекте — удобно и оперативно, они вставляются в чехол фильтра и всегда под рукой.


Градиентные фильтры (Gradient filter)

Про эти фильтры постоянно сшибаются копья, — применять или не применять, — когда есть возможность заменить брекетингом по экспозиции. Я бы не сказал, что вопрос стоит или-или. Я применяю и брекетинг, и градиентный фильтры, — в зависимости от сюжета и условий. В каждом способе есть свои плюсы, минусы и сопутствующие ограничения, разумеется. Главный плюс градиентного фильтра для меня — возможность применять его для съемки с длинной выдержкой и в условиях быстроменяющегося освещения. Основной недостаток очевиден — объекты, которые локально выходят за границу прозрачной области фильтра, будут затемнены.


(НД фильтр на 6 стопов + мягкий градиент)

Это те фильтры, которые стоит использовать именно системные, а не круглые, так есть возможность сдвигать границу перехода. Мы же не всегда снимаем пейзажи с линией горизонта или переходом по центру, верно? Существует множество типов фильтров по характеру границ, степени затемнения и переходу. Также, есть варианты, где помимо нейтрального затемнения есть цветовой градиент.


Методом проб я пришел к набору из трех фильтров:

  • Фильтр с мягкой границей на 3 стопа Lee (Soft Neutral Density Grads) — применяется на широкоугольной оптике, когда граница перехода неровная,
  • Фильтр с жесткой границей на 3 стопа Lee (Hard Neutral Density Grads) — применяется в случае относительно ровной границы участков, для телеобъективов (там граница заметно смягчается),
  • Реверсивный фильтр на 3 стопа Hitech (Resin Neutral Density Reverse Grad 0.9) — применяется для съемок с горизонтом, морские сюжеты. Фильтр дает небольшое окрашивание в фиолетовый.


ND фильтр на 6 стопов + мягкий градиент + реверсивный градиент

Поляризационный фильтр (Polarising filter)

Я использую обычный круглый (часто вместе с системными). Системные поляризационные фильтры (то есть, по сути, они такие же круглые, но большого диаметр) крепятся спереди держателя. Это накладывает ограничение по виньетированию, да и цена на качественный фильтр 105 мм становится запредельной.


Фильтр нужного мне диаметра накручиваю первым, а уже к нему стыкую переходное кольцо для системных фильтров. Единственный момент, который надо учитывать, — положение поляризационного фильтра надо выставить первым, а уже потом защелкивать холдер с системными фильтрами. В основном, применяю для убирания отражения с поверхности (когда, например, хочу показать дно водоема). Также, использую для избавления от рефлексов неба с листвы. В целом, применение поляризационного фильтра, даже когда он не работает по прямому назначению, дает более яркие и насыщенные цвета.


ND фильтр на 6 стопов + поляризационный фильтр + мягкий градиент

Читайте также: