Ли фрост светофильтры в фотографии

Обновлено: 02.05.2024

Если Вы всерьез займетесь фотографией, то через некоторое время с удивлением обнаружите у себя в шкафу немало коробочек с разнообразными фильтрами. И хотя распространение цифровой фотографии с возможностью дальнейшей обработки полученных изображений в графических редакторах сделало использование многих типов светофильтров (контрастные, цветные, туманные и др.) неактуальным, остались 4 группы фильтров, использование которых не заменит никакой графический редактор:

  1. защитные фильтры
  2. поляризационные фильтры
  3. градиентные фильтры
  4. фильтры, ослабляющие световой поток.

Выбор фильтра осложняется малым количеством обзоров и тестов в сети (в отличие, например, от объективов). Я нашел два польских обзора - УФ и поляризационных фильтров - которые впоследствии перевели и разместили на Lenstip. Ссылки привожу в соответствующих разделах.

Если теория представляет интерес, то поищите следующие книги:

Р. Хеймен, "Светофильтры", Мир, 1988 год

Ли Фрост, "Светофильтры в фотографии", АСТ Астрель, 2005 год

Kenko фильтры

Защитные и УФ фильтры Kenko

Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры.

Основная задача этой группы фильтров: защита передней линзы объектива от грязи и повреждений. В некоторых объективах с защитой от пыли и влаги (weather sealed) они являются неотъемлемой частью этой защиты (например, Canon рекомендует использование фильтра на объективе 24-105/4L). Ультрафиолетовые фильтры используют в качестве "защитных" потому, что они блокируют невидимый глазу диапазон спектра, не меняя картинку.

Дискуссии о необходимости использования защитных фильтров продолжаются. Многие, и небезосновательно, считают, что фильтр портит картинку, снижая контраст и резкость, а при попадании источника света в кадр может привести к переотражениям.

Я использую защитные фильтры на всех своих объективах. Защита дорогостоящей оптики для меня важнее незначительного ухудшения картинки. Тем более, я так и не смог увидеть разницу в изображениях, снятых с фильтром и без. Есть только одно "но": избегайте дешевых фильтров и фильтров неизвестных производителей. Понятно, что заплатив немалую сумму за объектив, трудно заставить себя купить дорогой высококачественный фильтр. Однако, есть качественные защитные фильтры среднего ценового диапазона.

В качестве защитных я выбрал фильтры Kenko. Они занимают более 60% рынка Японии. Бытует мнение, что фильтры Kenko и Hoya - один и тот же продукт, волей маркетологов продающийся по разным ценам. Утверждать не берусь, однако, на старых коробках от Hoya значится "Made by Tokina Co. Ltd", на коробочках Kenko: "kenko-tokina.co.jp". Какая-то неявная связь присутствует :)

Ассортимент защитных и UV-фильтров может насчитывать несколько десятков наименований у одного производителя. Какой же из них выбрать?Первый критерий: диаметр резьбы под фильтр. Его легко узнать на любом ресурсе с обзором планируемого к покупке объектива.

Второй: тип объектива. Для широкоугольных объективов лучше покупать фильтры в "тонкой" оправе, чтобы избежать возможного виньетирования.

Третий: просветление. На просветлении стоит остановиться подробнее. Как понятно из названия, просветление фильтра имеет отношение к количеству проходящего через него света. Разница между просветленным и обычным фильтром составляет менее 8% и на нее не стоило бы обращать внимание, если бы не одно "но": просветление снижает возможные переотражения и падение контрастности снимка. Обозначения и маркировка просветленных/непросветленных фильтров стандартна у большинства производителей:

Без маркировки или non-C (non-coated) - без просветления. Светопропускание 92%;SC, C (single coated, coated) - однослойное одностороннее просветление, светопропускание 95%

Просветление "борется" с отражением света от поверхности стекла. Делается это при помощи вакуумного напыления на стекло светофильтра тончайшей пленки, имеющей толщину в 1/4 длины волны света. Она не позволяет входящему и отражающемуся лучам выйти за пределы этого покрытия и преобразует отраженный луч обратно - во входящий. Так работает однослойное покрытие. Но каждый цвет отличается по длине волны. Поэтому многослойное просветляющее покрытие состоит из нескольких слоев с толщиной в 1/4 длины волны соответствующего цвета.

Два совета из моего опыта:

когда света достаточно и темнеет не в 4 часа вечера, можно использовать поляризационный фильтр вместо защитного.

Светофильтры

Быстро текущая вода, снятая через "полярик"

Поляризационные фильтры.

Необходимый "инструмент" фотографа, снимающего пейзажи. Объяснить принцип их действия я не смогу, только "напеть" с чужих слов: круговой (он же circular - циркулярный) поляризатор представляет собой два стекла с наклеенными на них тончайшими "решетчатыми" пленками, собранные в одной оправе. Вращением этих стекол относительно друг друга можно добиться "удаления" отраженного света. "Работу" поляризатора особенно ярко можно увидеть в трех случаях:

Светофильтры

Вода через полярик

  • съемке под углом через стекло (когда без поляризатора видны только отражения окружающих предметов)
  • и - основное - снимая пейзаж (увеличивая "насыщенность" неба и зелени при помощи "полярика").

Поляризационный фильтр работает только в случаях, когда объектив направлен под углом к солнечным лучам и совершенно не работает в пасмурные дни, когда нет прямых лучей света и "отражаться" нечему.

Поляризационный светофильтры

Поляризационные фильтры Marumi, Kenko, B+W

Поляризационные фильтры уменьшают световой поток, делая необходимым использование более длительных выдержек/открытых диафрагм по сравнению со съемкой в тех же условиях, но без фильтра. Из-за этого у многих фотографов они лежат в сумке и ставятся на объектив непосредственно перед съемкой. В "светлое" время года (весна, лето, начало осени) "полярик" стоит у меня на объективах постоянно. Мне легче снять его в случае, если света не хватает, чем накручивать перед каждой съемкой.

Выбор поляризационного фильтра - дело непростое. Стоимость качественного фильтра вполне сопоставима со стоимостью недорого объектива. Здесь могу посоветовать одно: если не готовы купить хороший (а значит "дорогой") фильтр, то не покупайте никакого - толку от него не будет, а "ухудшить" картинку некачественный "полярик" может очень значительно.

Я использовал и использую поляризационные фильтры фирм Marumi, Kenko и B+W.

B+W несомненно лидер "поляриков", с которыми я встречался. Он дает наиболее "выраженный" эффект, но одновременно и "съедает" самое большое количество света. Самым "светлым" у меня был Kenko Pro1D C-Pl, но я продал его из-за невнятности "поляризации".

Не советовал бы покупать "тонкие" поляризационные фильтры фирм Marumi и B+W - на них нет внешней резьбы и поэтому стандартная крышка объектива не ставится. B+W в комплекте прилагает свою "крышку", но она просто надевается сверху на фильтр и легко "спадает". Тонкие Marumi требуют "докупания" такой же надевающейся крышки, либо "однократного" использования: накрутил - сделал снимок - снял и спрятал до следующей съемки.

Не стоит покупать поляризационный фильтр для объектива с вращающейся в процессе фокуировки передней линзой: теоретически, наверное, можно крутить полярик каждый раз после фокусировки, но практически это маловыполнимо. К счастью, большинство современных объективов имеют внутреннюю фокусировку, что не препятствует использованию поляризационных фильтров.

Неоднократно встречал информацию о том, что поляризационные фильтры подвержены "старению" и поэтому не рекомендуются к покупке подержанными. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу: свой B+W я покупал подержанным, но нареканий он не вызывает. Может, еще не "состарился"?

Ссылка на сравнительный тест поляризационных фильтров:

Светофильтры

Kenko ND4 и B+W gradual grey 25%

Градиентные светофильтры и светофильтры, ослабляющие световой поток.

Эти светофильтры можно рассмотреть вместе: основная их задача состоит в уменьшении количества света, проходящего через объектив. Только градиентные фильтры "затемняют" часть кадра, а ND (neutral density) фильтры - весь. Действие и тех и других основано на применении "затемненного" нейтрально-серого (neutral density) стекла, не меняющего тональный рисунок, а лишь уменьшающего световой поток.

Градиентный фильтр представляет собой стекло, наполовину затемненное нейтрально-серым цветом, в крутящейся оправе. Градиентные нейтральные фильтры (я не рассматриваю "цветные" градиентные фильтры - их польза для "цифрового" фотографа сомнительна ) используются в пейзажной фотографии для

2 фильтра, показанные на фотографии - единственные оставшиеся у меня из этой группы фильтров. Без сомнения, градиентные и нейтрально серые фильтры могут быть очень полезны для пейзажного фотографа, но их "ценность" именно для меня очень невелика: обычно получается так, что они лежат в коробочках дома. Причина банальна: к моему огромному сожалению, очень нечасто получается выбраться именно фотографировать, когда процесс происходит "с чувством, с толком, с расстановкой" - кадр планируется, есть возможность тщательно продумать и подготовиться (в данном случае речь идет о "снять защитный фильтр, достать нейтрально серый или градиентный, сделать снимок, снять нейтрально-серый фильтр, накрутить защитный. ).

Эффектные светофильтры

В цифровой фотографии используются в значительно меньшей степени, чем в пленочной. Причина та же: возможности графических редакторов позволяют при постобработке добиться большинства эффектов, создаваемых фильтрами.

Тем не менее, определенной популярностью пользуются так называемые "лучевые" или "звездные" фильтры, которые благодаря линиям, нанесенным на поверхность, создают пересечения лучей от источников света, попавших в кадр. Для меня полезность и необходимость таких фильтров стремится к нулю, но многим фотолюбителям эффект, создаваемый лучевыми фильтрами, нравится. Особенно на ночных фотографиях.

Светофильтры фотография

Снимок с применением лучевого фильтра

Фотофильтр или светофильтр — это оптическое устройство, основной функцией которого является подавление или выделение части спектра электромагнитного излучения. Кроме того, фотофильтры защищают объектив от неблагоприятных внешних факторов (ударов, царапин, загрязнений и т.д.). Существуют различные виды фотофильтров: инфракрасный, поляризационный, ультрафиолетовый, градиентный, кросс-фильтр и другие.

Все фильтры различаются между собой по диаметру (в миллиметрах) и по назначению. Эти параметры зашифрованы в названии фильтров. Например, макрировка UV – это ультрафиолетовый, защитный фильтр; PL-C – поляризационный (PL), круговой (C). Помимо стандартных обозначений бывают и дополнительные индексы, обозначающие особенные характеристики фильтра. Например MC – многослойное защитное покрытие, WPC –водотталкивающее покрытие фильтра, W – широкая оправа фильтра.

Поляризационный фильтр (PL)


Поляризационный фильтр – это специальный фотофильтр, который преобразует поляризованный свет, получающийся в результате отражения от любых неметаллических поверхностей, одновременно насыщая цвета и повышая контраст изображения. На практике с помощью фильтра можно добиться, например, более контрастного и выразительного неба с большим количеством деталей (облаками), так же с помощью данного фильтра можно уменьшить блики на поверхности стекла, воды. Эффект фильтра сильно зависит от характера освещения и положения камеры относительно солнца. Максимального эффекта можно добиться в яркий солнечный день, под углом 90 гр. от оси объектива по направлению падающего света.
Также данный фотофильтр снижает световой поток на 1,5-2 ступени, поэтому может использоваться и как нейтральный.

Пример использования поляризационного фотофильтра:


Подробнее о типах поляризационных фильтров Вы можете почитать здесь: Ультрафиолетовый фильтр (UV)


Нейтрально-серые фильтры (ND)


Пример использования нейтрального фотофильтра:


Градиентные фильтры


Градиентные фильтры, часто применяющиеся в пейзажной фотосъёмке, представляют собой частично окрашенные части стекла. Фильтры бывают двух типов – нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно воссоздать в Photoshop. По этому мы рассматриваем только нейтрально-серый градиентный фильтр. Нейтрально-серый градиентный фотофильтр (GC), служит точно для таких же целей, что обычный нейтрально-серый фотофильтр (ND) – он частично блокирует потоки света, но не по всей плоскости, а только в той части, где нанесено покрытие на стекло и степень затемнения увеличивается от центра к краю фильтра.

Применяется данный фильтр при съемке сцен с неравномерным освещением. Например пейзаж с солнечный день: экспозиция выставляется по освещенности ландшафта, за счет темной части градиента прорабатывается небо.

Макро фильтры (close-up)


Макро фильтры представляют собой линзы с диоптриями и позволяют уменьшить минимальное расстояние фокусировки объектива, то есть приблизиться к объекту при съёмке, соответственно улучшив передачу мелких деталей обьекта. На макро-фильтрах обычно указывается их оптическая сила. Вычислить их конкретную увеличительную силу в диоптриях можно по формуле: 1/фокусное расстояние линзы.

Преимущества макро-фильтров перед макро-кольцами в том, что полностью сохраняется авто-режим. Но у макро-фильтра есть и свой недостаток – искажения, особенно по краям фотографии. По этой причине советуем использовать более качественные фильтры не с одной линзой, а с парой линз, такие как Raynox. Для их крепления к объективу используется специальный адаптер – Raynox CM-2000

Кросс-фильтр (“звездные” фильтры)



“Звездный” светофильтр, в зависимости от типа создает 4,6,8 лучей вокруг ярких источников света и световых бликов, обладая также эффектом “смягчения”. Позволяет получить интересные результаты при фотосъемке отражений, ночных пейзажей и т.д.

Пример использования “звездного” фотофильтра:



В пленочные времена светофильтры часто рассматривались как одни из основных инструментов в распоряжении фотографа. В наши дни благодаря Фотошопу и использованию сторонних плагинов необходимость светофильтров в глазах многих людей выглядит сомнительной. Это, конечно, не соответствует истине.

Светофильтры также актуальны сегодня, как и в период становления фотографии. Обработка изображения до того как оно попадет на матрицу фотокамеры всегда будет самым лучшим вариантом с точки зрения качества снимков. Сегодня мы познакомимся с базовыми фильтрами, которые следует иметь в первую очередь.

Какие выбрать фильтры: квадратные или круглые?

Фильтры можно разделить на два лагеря: традиционные круглые фильтры, которые вкручиваются в передней части объектива и квадратные, которые вставляются в держатель перед объективом. У каждых есть свои преимущества и недостатки.

Квадратные фильтры, выпускаемые например фирмами Lee и Cokin, могут быть более гибкими. Вы можете быстро убирать и добавлять фильтры, поворачивать градиентные фильтры в соответствии с горизонтом и поскольку вам нужен адаптер для каждого объектива, то понадобится всего один комплект самих фильтров. Однако стоимость квадратных фильтров высока, так что вам может потребоваться время чтобы собрать нужный вам комплект.


Последнее, что надо сказать прежде чем перейти к типам фильтров – как и с другим фотооборудованием, вы получите то, за что заплатили.

Дешевый круглый фильтр может оказаться сделан из менее качественного стекла и его кольцо может быть из некачественного металла, который погнется или останется на резьбе объектива. Дешевые квадратные фильтры обычно делают из пластмассы и они легко царапаются.

Какие типы фильтров следует купить?

Ультрафиолетовый фильтр (UV или Skylight) – в пленочные времена был необходим из-за высокой чувствительности пленки к ультрафиолетовому излучению. Цифровые матрицы гораздо менее уязвимы для ультрафиолета, однако эти фильтры нашли еще одно важное применение – для защиты объектива. Как и любые фильтры они могут незначительно ухудшать изображение, так что выбор за вами – использовать их или нет.

Поляризационные фильтры – если есть фильтр, который нельзя сымитировать в Фотошопе – то это поляризатор. Поляризаторы используются для уменьшения бликов и отражений от поверхностей и усиления голубизны неба. Они позволяют вам посмотреть под воду, убрать отражения в окне и часто используются для уменьшения отражений от листвы. Круглый поляризационный фильтр имеет два кольца, неподвижное, которым он крепится на объектив и вращающееся спереди, которое позволяет выровнять фильтр для удаления отраженного света. У дешевых фильтров часто вращающееся кольцо – слабое место.


Нейтрально-серые фильтры (ND) – еще один тип, трудно заменяемый Фотошопом. Основная функция – уменьшение количества света, проникающего в объектив. Это особенно полезно, например, при съёмке портрета на улице, когда вам нужно уменьшить выдержку для синхронизации со вспышкой. Другой классический пример – пейзажная фотография, где использование нейтрально-серых фильтров позволяет фотографу использовать длинные выдержки, создающие такие красивые снимки с текущей водой. ND-фильтры различаются по количеству уменьшаемого ими света, так ND2 пропустит 50% света, или иначе говоря, уменьшит освещение на 1 стоп. ND4 пропустит только 25% света, уменьшая освещение на 2 стопа и так далее.

Градиентные фильтры больше подходят для квадратных систем. Они уменьшают освещенность выбранной области снимка за счет постепенного затемнения фильтра. Они бывают нейтральными, представляя на краю нейтрально-серый фильтр, а бывают и цветные. Градиентные светофильтры обычно используются в пейзажной фотографии для уменьшения освещенности неба при сохранении освещенности переднего плана.


Помимо этого, существует еще целый ряд других светофильтров, делающих снимок теплее или холоднее, эффектные фильтры, например лучевые и инфракрасные. Многие из них могут быть так или иначе сымитированы в Фотошопе.

Фильтры являются полезным дополнением к оборудованию фотографа, особенно обсуждаемые выше. Если даже вы не будете использовать ультрафиолетовые светофильтры – то присмотритесь к покупке поляризаторов в первую очередь. Они дают наиболее заметный эффект, который непросто повторить программной обработкой.

В доцифровую эпоху светофильтры на передней линзе оптики фотокамеры обитали повсеместно. Они выполняли широчайший круг задач — от простой защиты стекла объектива и до обеспечения правильной цветопередачи в зависимости от условий освещения. Цифровая эра отправила многие категории светофильтров на свалку истории, однако многие из них остаются востребованными и поныне, а замены им не предвидится.


Защитный


Защитный фильтр может не единожды спасти объектив от неминуемой, казалось бы, гибели.

К этой же категории обычно причисляют ультрафиолетовые светофильтры. Они отсеивают невидимое УФ-излучение, которое дает пурпурно-синеватую пелену на фотоснимках в яркий солнечный день. Однако поскольку цифровые фотоаппараты по сути невосприимчивы к ультрафиолетовым лучам, фильтры из подсемейства UV во всю используют именно в качестве защитных.

Почему же одни защитные фильтры стоят сущие копейки, а другие имеют заоблачный ценник? Тут в гонку вооружений вступают всяческие защитные напыления. Современные нанопокрытия буквально отталкивают загрязнения от поверхности фильтра, будь то следы отпечатков пальцев, грязь, жир или капельки воды. В дешевых светофильтрах таковые применяются нечасто, а в моделях продвинутого уровня встречаются повсеместно, не оставляя шанса капелькам и брызгам повлиять на итоговый результат съемки.

Поляризационный

В современном обличье поляризационные фильтры имеют круговую конструкцию. Т.е. они состоят из двух частей, которые свободно вращаются относительно друг дружки. В зависимости от их положения изменяется степень поляризации — от минимальной до максимальной.


Наглядное преимущество применения поляризационного фильтра в яркий солнечный денек.

Нейтральный

Нейтральные фильтры предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектрального состава. Говоря проще, они затемняют кадр в несколько раз без необходимости прикрытия диафрагмы или изменения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно — совместно с нейтральным фильтром легко получить красивое размытие фона при съемке на светосильную оптику в яркий солнечный день. Еще один классический вариант применения ND-фильтра — создание эффекта текущей воды (как на фото ниже).


Достичь подобного эффекта течения воды без нейтрального фильтра практически невозможно.

Градиентный


Градиентный фильтр — незаменимый помощник в режимное время.

Фильтры градиентного типа разбиты на два подсемейства: нейтрально-серые и цветные (придают небу любой выбранный оттенок).

Читайте также: