Может ли вентилятор посадить аккумулятор

Обновлено: 14.05.2024

Практически каждый водитель оказывался в ситуации, когда аккумуляторная батарея разряжалась совершенно не вовремя.

  • Аккумуляторная батарея. Это может быть следствием ее естественного износа или выхода из строя раньше положенного срока;
  • Генератор. По причине неисправности генератора, аккумулятор не заряжается во время передвижения, либо заряда будет недостаточно для того, чтобы полноценно зарядить батарею;
  • Бортовая сеть проводов. Изношенная проводка либо наличие утечки тока в электрическом оборудовании автомобиля может стать причиной ускоренной разрядки аккумулятора.
  • Изношенность аккумулятора. Проверка его исправности выполняется в сервисном центре, либо своими руками. Для этой цели применяется нагрузочная вилка. Она представляет собой специальный прибор, в который входит вольтметр и сопротивление. Ее задача состоит в имитации ситуации для аккумулятора в момент запуска мотора.

Сначала следует проверить напряжение батареи при отсутствии нагрузки. Если батарея заряжена полностью, оно должно составлять не менее 12,7 В. После этого выполняется проверка под нагрузкой, для чего аккумулятор нагружается при помощи прибора и через 5 секунд на нем снимаются показания вольтметра. При исправном устройстве, оно должно равняться не менее, чем 10,2 В. В том случае, если без нагрузки прибор показывает нормальное напряжение в 12,7 и выше вольт, а испытание под нагрузкой показывает неудовлетворительный результат, следует приобрести новую батарею.

Причины, по которым АКБ может выходить из строя, следующие: сульфатация пластин, короткое замыкание, осыпание активной массы, другие причины, связанным с электролитом.

Проблемы с генератором. Если аккумулятор полностью исправен, то причину стоит искать в генераторе. Характер проблемы состоит в том, что он не может обеспечить достаточный уровень заряда для работы батареи. Поэтому даже после короткой стоянки с выключенным мотором стоит искать способы запуска мотора. В этом случае, стоит обратиться к автомобильному электрику для выяснения причин и возможности его ремонта.

Еще одной причиной может быть ослабление ремня генератора. Его следует подтянуть при помощи монтировка и специальный ключ.

Проблемы с бортовой сетью. Для выявления проблемы понадобится использовать мультиметр в режиме измерения тока 10А. После чего один щуп соединить с минусовой клеммой, а второй к минусовому токовыводу АКБ. Перед проведением измерения нужно отключить зажигание и все возможные потребители тока. При исправном аккумуляторе значение силы тока не должно превышать 0,02 А.

Ошибки водителя. Неопытность водителя может стать причиной ускоренной разрядки аккумулятора. Он может забыть выключить свет фар, магнитолу или другие потребители тока, что в итоге приведет к полному разряду, либо просто не уделяет должного внимания состоянию АКБ.

Жаркое время года не приносит пользу транспортным средствам. Именно в летний период автомобилисты чаще всего сталкиваются со всевозможными проблемами. В продолжительных пробках может закипать охлаждающая жидкость, что приводит к перегреву мотора. Это критическая проблема, которая в некоторых случаях потребует капитального ремонта силового агрегата. Принято считать, что с аккумуляторной батареей трудности чаще всего происходят в зимнее время года. Однако, такое утверждение совершенно не верно. Исчерпать свой ресурс аккумуляторная батарея в автомобиле может даже летом, в самую жару. Приход холодного сезона фактически доводит этот элемент до выхода из строя. Рассмотрим, почему аккумулятор может выйти из строя летом.

044f2bf42f202eac9cb07ff205d03106_w650.jpg

В любом подобном устройстве постоянно присутствуют токи саморазряда. Они могут находиться внутри корпуса самой батареи и на его поверхности между клеммами

Вопреки сложившемуся мнению, чаще всего аккумулятор автомобиля губит не холод, а жара. И такое явление вполне можно объяснить, если хоть немного разбираться в начальном курсе химии. В школе многие проходили, что от температуры зависит скорость прохождения химической реакции. Так вот, чем температура выше, тем интенсивнее проходит реакция. Точно такое же положение справедливо и для тех процессов, которые протекают в аккумуляторной батарее.

В любом подобном устройстве постоянно присутствуют токи саморазряда. Они могут находиться внутри корпуса самой батареи и на его поверхности между клеммами. В мороз токи саморазряда, как ни странно, минимальны, а вот в жару они достигают максимального пика. Если автомобиль долгое время стоит на солнце, под капотом начинает повышаться температура. В таких условиях приходится существовать и аккумуляторной батарее. Токи саморазряда, увеличенные из-за жары, иной раз могут полностью разряжать аккумулятор. Такая ситуация является наиболее опасной для данного агрегата. Всего через несколько разрядов в ноль можно будет идти в магазин за новой батареей.

2ced11690882f32ed5f294934d60e1a7_w650.jpg

Всё это приводит к стремительному росту плотности электролита

Жара имеет ещё один неприятный фактор. Физическое испарение воды из электролита в банках АКБ. При таком явлении снижается его уровень и оголяются пластины. Всё это приводит к стремительному росту плотности электролита, из-за чего входящие в его состав соли начинают осаждаться на самих пластинах. Подобный налёт на поверхности может снижать проводимость электрического тока. Не трудно догадаться, к чему это приводит – падает ёмкость батареи и выдаваемый ею пусковой ток.

Слишком высокая температура может привести к ускоренному окислению клемм аккумуляторной батареи. Это дополнительно скажется на характеристиках и сократит срок службы. Автовладельцы имеют возможность уменьшить воздействие подобных неприятностей на аккумулятор. Для этого рекомендуется оставлять транспортное средство на стоянке в тени, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи.

7847553d45d7ccdea172cd5ba2258839_w650.jpg

Если во время осмотра клемм будут проявляться признаки окисления, их нужно зачистить

Ещё одна простая для соблюдения рекомендация – следить за чистотой корпуса аккумуляторной батареи. Следует периодически удалять с поверхности пыль и прочие загрязнения. Если во время осмотра клемм будут проявляться признаки окисления, их нужно зачистить. Для того чтобы предотвратить повторное окисления, следует покрыть поверхность тонким слоем графитовой смазки. Если автовладелец достаточно продвинут в техническом плане, он может самостоятельно следить за уровнем электролитов батареи. При необходимости в банки можно доливать дистиллированную воду.

Итог. В слишком жаркую погоду аккумуляторная батарея в автомобиле испытывает повышенные нагрузки. В некоторых случаях может происходить разрядка АКБ, но подобное явление можно предотвратить, если соблюдать всего несколько правил.

Как показывает практика, наши клиенты нередко сталкиваются с проблемой разряда аккумулятора. Особенно остро этот вопрос встаёт в зимнее время. Необходимо понимать, что проблема существует вне зависимости от наличия на автомобиле предпускового подогревателя.

Аккумулятор требует к себе постоянного, внимательного отношения. Причин плохой работы аккумулятора много. Но вот когда на автомобиле установлен предпусковой подогреватель, в разряде аккумулятора винят только его.

Наша задача не столько снять обвинения в адрес предпусковых подогревателей, сколько помочь клиенту эксплуатировать свой автомобиль зимой. Для этого и предназначен наш отопитель и при правильном подходе к эксплуатации автомобиля и аккумулятора в том числе, проблем у клиента возникать не будет. Для этого необходимо понимать процессы, происходящие в аккумуляторе, и правильно инструктировать клиентов.

Необходимо помочь найти оптимальные решения эксплуатации автомобиля, аккумулятора и предпускового подогревателя для каждого конкретного случая.

Немного теории

Большинство автомобилей оснащается свинцово-кислотной аккумуляторной батареей. Энергетическая ёмкость изначально закладывается количеством активных веществ на положительных и отрицательных пластинах-электродах. Для переноса заряда от отрицательных пластин к положительным, в аккумулятор заливается электролит.

Электролит - раствор серной кислоты в дистиллированной воде с массовой концентрацией 28…40 % с удельной плотностью 1,21 … 1,31 г/см3. Плотность электролита – основной параметр характеризующий степень заряженности аккумулятора.

При разряде ионы и катионы электролита вступают в реакцию с активным веществом электродов, поэтому концентрация заряженных частиц уменьшается, и уменьшается плотность электролита. При некоторой концентрации ток нагрузки прекращается полностью. На практике это может привести к необратимым последствиям – оплыву активного вещества положительных пластин.

При низких температурах увеличивается вязкость электролита и снижается его возможность переносить заряды. Для обеспечения работоспособности аккумулятора при отрицательных температурах необходимо увеличивать концентрацию кислоты, т.е. плотность. Но это приводит к снижению срока службы. Поэтому, ГОСТ 16360-80 определяет плотность заряженной аккумуляторной батареи в соответствии с климатическими зонами:

очень холодная (Заполярье) 1,3 г/см3
холодная 1,28 г/см3
Московский регион 1,27 г/см3
умеренно холодная 1,26 г/см3
тёплая 1,22 г/см3
жаркая (субтропики) 1,20 г/см3

Заряженность аккумулятора необходимо периодически, особенно в сильные морозы, проверять. Для обслуживаемых аккумуляторов замеряется плотность, для необслуживаемых напряжение. (Плотность более точный показатель).

Для нашего региона плотность электролита не должна быть ниже 1,28 г/см3. На практике же, на новых автомобилях частенько устанавливаются аккумуляторы с плотностью 1,26 г/см3. Европейские и Японские производители просто не предполагают, что их автомобили будут эксплуатироваться при температурах ниже -30 C°.

Особенности зимней эксплуатации аккумулятора

1. Понижается температура электролита, увеличивается его вязкость, уменьшается электропроводность, поэтому снижается пусковой ток и эффективность процесса заряда от генератора.

3. Увеличивается число включенных в работу потребителей – отопитель салона, обогрев заднего стекла, подогрев сидений и пр.

4. Сокращение продолжительности светового дня вызывает необходимость длительной работы приборов освещения, что снижает возможности генератора заряжать аккумулятор.

5. Ухудшение зимних дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что уменьшает отдачу энергии генератором.

Другие причины ухудшения работы и выхода из строя аккумулятора

1. Окислы на свинцовых полюсах и ослабление затяжки клемм. После зачистки и затяжки клеммы необходимо смазать кислостойкой смазкой.

2. Натяжка генераторного ремня. Периодически необходимо контролировать и регулировать согласно инструкции на автомобиль.

3. Грязь на крышке аккумулятора создаёт электрические цепочки токов утечки. Промойте поверхности аккумулятора содовым раствором.

4. Токи саморазряда новой аккумуляторной батареи составляют порядка 10 % в месяц. Через полтора – два года эксплуатации эти токи возрастают в 3-4 раза.

5. Износ втулок стартера. Перекосы и трение значительно увеличивают ток запуска, и соответственно возрастает разряд аккумулятора.

6. Токи утечки электроцепей автомобиля. Ток утечки менее 15 мА не скажется на стоянку автомобиля в течение 2-х месяцев. Ток 30-40 мА позволят запустить автомобиль после 3-х недельной стоянки. При б о льших токах и сроках стоянки отсоединяйте аккумулятор. Стояночный ток 150 мА посадит аккумулятор за день – два стоянки. Такой ток требует немедленного поиска его потребителя.

7. Поездки по пересечённой местности (удары и сильная вибрация) сокращают срок службы аккумулятора вследствие осыпания активных веществ с пластин.

8. В зимнее время необходимо утеплять аккумулятор. Закройте часть радиатора охлаждения со стороны аккумулятора для того, чтобы защитить его от набегающего потока холодного воздуха.

9. Чаще всего баланс энергии в зимнее время поддерживается на уровне 70 – 85 % заряженности аккумулятора. Эксплуатация аккумулятора при заряде ниже 70 % приводит к сокращению его срока службы. А падение напряжения до 6 В приводит к необратимым изменениям.

10. Довольно часто на автомобиле устанавливаются охранная система, подогрев сидении, световые приборы, музыкальные комплексы и пр. Эти дополнительные потребители не учтены в расчёте баланса электроэнергии, и они снижают возможности генератора заряжать аккумулятор.

Эксплуатация автомобиля с предпусковым подогревателем

Из всего выше сказанного следует, что самое слабое звено на автомобиле это аккумулятор. Владельцы автомобилей зачастую не понимают этого. Конечно, клиенту, только что купившему в автосалоне современный автомобиль, сложно принять необходимость постоянного контроля состояния аккумулятора или даже её замену. Но как говорится – чудес не бывает, и закон сохранения энергии никто не отменял.

Существует несколько вариантов эксплуатации автомобиля в наших холодных условиях. Не вдаваясь в рассуждения, (эта тема другого разговора), принимаем, что самый правильный, это установка жидкостного предпускового подогревателя.

Требования к аккумулятору при этом следующие: ёмкость не ниже 55 А/час. Если позволяет мощность генератора и габариты, ставьте больший аккумулятор. Если аккумулятор старше трёх лет или владелец не знает её возраст - лучше поменять на новую.

Потребляемая электрическая мощность подогревателя Гидроник 4/5 кВт. менее 50 Вт. Это немного. Для сравнения мощность одной лампы фары 55 – 100 Вт. Но Гидроник в режиме предпускового прогрева работает напрямую от аккумулятора. Поэтому, рекомендуйте клиентам не выставлять на таймере длительность работы отопителя более 40 минут для авто с двигателем до 3-х литров, и более одного часа для остальных. Ведь задача стоит не прогреть двигатель до рабочей температуры, а подготовить его к тёплому запуску. Для этого будет достаточно 40 – 45 C°.

При необходимости проверьте токи утечки штатных электроцепей автомобиля. Проверять ток потребления Гидроника – бесполезная трата времени. Больше, чем указано в техпаспорте он потреблять не может.

Хотя существуют специальные монтажные наборы позволяющие прогревать в первую очередь салон, а уж потом двигатель. Но, думаю, что после такого прогрева автомобиль останется на стоянке. На двигатель ёмкости аккумулятора может уже не хватить. Тем более, что на таком морозе пусковые возможности аккумулятора снижаются на 15-20 %.

В сильные морозы клиентам можно порекомендовать отключать функцию прогрева салона полностью. Главное, чтобы был прогрет двигатель. На запуск тёплого двигателя будет достаточно и половины заряда аккумулятора. При этом из дефлекторов практически сразу начнёт поступать горячий воздух и салон быстро прогреется.

В сильные морозы рекомендуйте клиентам по возможности отказаться от включения дополнительно установленного оборудования (противотуманки, музыкальные комплексы…).

Клиентам, которые в течение дня ездят на автомобиле менее 30 минут (дом-работа-дом) и при этом перед каждым запуском двигателя по 20-30 минут работает отопитель, не избежать еженедельной зарядки аккумулятора от зарядного устройства. Желательно, чтобы время работы двигателя было не менее времени работы подогревателя.

Как организовать зарядку аккумулятора? Необходимо искать какой-то выход. Возможно, на стоянке есть сеть 220 В, возможен сменный аккумулятор, можно договориться с ближайшим автосервисом. Но энергию аккумулятор может накопить либо от стороннего зарядного устройства, либо от генератора при работающем двигателе. Других вариантов нет.

В настоящий момент мы прорабатываем схему подзаряда аккумулятора с помощью солнечных элементов. Возможно, это будет некоторым вариантом решением проблемы.


Григорий Научный сотрудник Москва 1381 1171

Коллеги помогите советом:

Мастерю термобокс для пива, точнее термошкаф. Шкаф не будет подключен к электропитанию. Нужно обеспечить работу небольшого вентилятора (подойдет любой) от аккумулятора (желательно максимально компактного). Допустим я возьму компьютерный вентилятор на 12 вольт. К какому его подключить аккумулятору, что бы работал беспрерывно часов 10-12?

Какой посоветуете вентилятор и какой купить аккумулятор. И какой зарядник для зарядки этого аккумулятора?

Заранее спасибо за совет!

Вентиляторы от компьютеров самые доступные и достаточно надёжные.
Аккумулятор, если покупать, то для ИБП - они хорошо переносят глубокие разряды, автомобильные сдыхают быстро. Ёмкость подбирать исходя из мощности вентилятора, например если 1 Вт, то это приблизительно 0,1 А, за 12 часов, чтобы уж очень сильно не разряжать, половину ёмкости - хватит и 2 Ач. Если вентилятор 10 Вт, то 20Ач.
Заряжать мелкие аккумуляторы проблематично - автомобильные зарядки обычно меньше 2А не выдают, те АКБ меньше 20 Ач заряжать нельзя. Можно купить специальную, а можно маленький бесперебойник - в них обычно зарядное устройство на 0,5 А

то для ИБП - они хорошо переносят глубокие разряды, автомобильные сдыхают быстро zyazya, 21 Окт. 18, 10:09

zyazya, и для ИБП и автомобильные плохо переносят глубокие разряды и быстро дохнут от этого.
Григорий, можно еще в сторону компактных литьевых аккумуляторов посмотреть, если твой шкаф будет стоять не в помещении где температура до минусовых опускается.


IvanAltay Доцент Бийск 1407 313

Добавлено через 2мин.:

И можно заряжать аккум, от любой автомобильной/сетевой зарядки для телефона.

Посл. ред. 24 Окт. 18, 19:32 от IvanAltay

IvanAltay, 12 вольтовые вентиляторы тоже можно от 5 вольт питать, при этом они меньше жужжать будут, но и производительность понизится, но можно их (вентиляторов) большее кол-во поставить.


IvanAltay Доцент Бийск 1407 313

Пы/сы. Система на 5В, получится легко масштабируемая. Очень просто повесить на этот гаджетный аккумулятор 2шт таких вентиляторов на 5В. В аккуме 2шт USB гнёзд. Можно даже ничего не паять, токи малые. Зачистить провода от убитых мышек и прочих USB гаджетов, свернуть руками провода и изоляционной лентой.

Добавлено через 6мин.:

vano11, согласен - можно, я так и делаю. Не люблю жужжаний всяких в приборах бытовых. Вообще, стараюсь избежать шумов дома. Однако, в автономных системах(высокоэффектифных системах) нужно мириться с некоторыми вещами, ради высокого КПД. Или слушайте ламповые красивые усилители в классе А и таскайте с собой тонну аккумуляторов.

Добавлено через 4мин.:

Не всегда сможет крыльчатка запуститься, если особенно засратый грязью вентиль. ТЗ(техническое задание) хреновенькое топикстартер дал, не полное ТЗ. Но, интересное.

Читайте также: