Почему нельзя включать вентилятор без нагрузки

Обновлено: 29.04.2024

Повреждает ли моторчик/обмотку остановка кулера?

Повреждает ли моторчик/обмотку остановка кулера?

Если останавливать рукой вентилятор для компьютера во время подачи на него питания (ПК включен, вентилятор должен крутиться), будет ли это наносить вред моторчику вентилятора?

P. S. Оставим в стороне причины этого останавливания.

Смотря как останавливать.
Если на полсекунды, то скорее всего, ничего не случится.
Если же надолго, то может сгореть.

В моей практике был случай, когда в результате набившейся пыли остановился кулер на видеокарте.
В итоге он расплавился. Кулер на проце помощнее будет, но суть та же - насильно останавливать нежелательно.

В моей практике был случай, когда в результате набившейся пыли остановился кулер на видеокарте.
В итоге он расплавился.

не факт, что он расплавился от того, что его остановили. Скорее всего из-за остановки GPU сильно нагрелся, и расплавил пропеллер своим теплом.

Если останавливать рукой вентилятор для компьютера во время подачи на него питания (ПК включен, вентилятор должен крутиться), будет ли это наносить вред моторчику вентилятора?

Скоро придёт
Осень

Если интересует чисто теоретическая точка зрения, то, в принципе, через заблокированный моторчик фигарит повышенный ток, что не есть хорошо. Можно замерить амперметром и прикинуть, могут ли от этого быть какие-то последствия.

в консоли
вку́пе (с чем-либо)
в общем
вообще
в течение (часа)
новичок
нюанс
по умолчанию
приемлемо
проблема
пробовать
трафик

Да теоретически можно даже ничего не измерять: это же не крановый привод, для удержания нагрузки не предназначен. Вся энергия, которая должна была стать кинетической энергией вращения вентилятора, становится тепловой энергией нагрева обмотки, т.е. при достаточно долгом удержании он-таки сгорит. Но drBatty прав: от тепла (более не) охлаждаемого кристалла кулер выйдет из строя намного быстрее.

"Настоящие мужчины используют поиск" ©Goodvin

А что нужно накрутить, чтоб он нагрелся до такой температуры и не отключился?

Если останавливать рукой вентилятор для компьютера во время подачи на него питания (ПК включен, вентилятор должен крутиться), будет ли это наносить вред моторчику вентилятора?


У меня, как-то, кулер на видяхе заглох и не работал как минимум несколько дней. Правда маленький. Давно дело было, карты были маломощные. Запашок появлялся характерный, от нагрева карты. Ничо -- снял, разобрал, почистил, смазал.

Вся энергия, которая должна была стать кинетической энергией вращения вентилятора, становится тепловой энергией нагрева обмотки, т.е. при достаточно долгом удержании он-таки сгорит.

не сгорит скорее всего. Там другой принцип работы, вращающееся магнитное поле создаётся только при вращении ротора. Если ротор остановлен, то поля нет.

Там есть специальная схема запуска, которая (если ротор стоит) пинает пропеллер 1 раз в секунду. Вы можете почувствовать мою правоту своим пальцем (конечно аккуратнее, пальцы берегите!)

Я видел компьютеры, в которых куллер был остановлен в течении месяца. Например в одном случае компьютер работал, но рандомно раз в 1..10 часов зависал, юзер решил, что это вирусы. Кончилось это тем, что от перегрева сгорела память, одна плашка полностью, а вторая частично (memtest писал ошибку минут через 30). Но после замены памяти и чистки всё заработало (просто там была тонна пыли из-за которой куллер процессора и перестал крутится)


подождать. До 150° обычно нагревается(в некоторых биосах можно настроить что-бы (не)пищало и (не)отключалось. А в других -- нельзя).

Управление автомобилем зимой доставляет немалый дискомфорт. Приходится тратить массу времени на прогрев салона и самого транспортного средства. Причем печкой водители пользуются по-разному. Кто-то одновременно включает ее и запускает двигатель, другие дожидаются, когда мотор хоть немного прогреется.

Тепло, которое поступает в салон автомобиля из дефлектора печки, обеспечивает охлаждающая двигатель жидкость. Спустя несколько минут после того как мотор запускается, происходит её нагрев. Если автомобиль стоит на холоде длительное время, температура антифриза опускается до температуры окружающей среды. Чтобы жидкость вновь нагрелась как положено, рекомендуется запустить двигатель и подождать пару минут.

052ceb5b8736ef95b0bacce8b0967bba_w650.jpg

Но даже здесь есть исключения. В современных автомобилях печки оснащены электронагревателем. Благодаря ему в салоне всегда будет тепло, независимо от того, какую температуру имеет охлаждающая жидкость. Устанавливают подобные печки преимущественно на автомобилях с дизельным мотором. И тому есть простое объяснение, на прогрев таких транспортных средств уходит много времени.

Если рассматривать те автомобили, в которых электронагреватель отсутствует, все на усмотрение водителя. Печка Может включаться сразу после запуска двигателя или после того, как он прогреется. Но тут есть еще один вариант. Каждый может установить систему, обеспечивающую запуск мотора дистанционно. Тогда печка должна постоянно находиться в положении включено. Как только вы запустите силовой агрегат, например, из квартиры, печка включится и будет обогревать салон.

709370b64397ae3e98ae800be2b8a24b_w650.jpg

Прежде чем заходить домой, установите первую или вторую скорость работы вентилятора. Если после запуска обороты вентилятора сразу будут высокими, то охлаждающей жидкости понадобится много времени, чтобы нагреться, а это значит, в салоне не будет тепло. Поэтому рекомендуемой является именно первая или вторая скорость.

Хоть многие и считают опасным включение печки сразу после запуска двигателя, это не так. Водитель таким образом не сделает ничего плохого своему транспортному средству. Но учтите, время прогрева все же немного увеличится. Чтобы жидкость прогрелась как можно скорее, вы можете в качестве дополнения включить рециркуляцию воздуха.

38db769cd1c142e3293ef17ec7af453b_w650.jpg

Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную - стекло, особенно лобовое

Таким образом тепло в салоне будет сохранено, мотор прогреется намного быстрее. Но есть один нюанс – на стеклах появится запотевание. Подобной проблемы удастся избежать только тем, кто имеет автоматическую климат-систему. Когда мотор холодный, обороты работы печки минимальные, по мере прогрева транспорта они увеличиваются.

6018602d8a77ccd3514759b033876b87_w650.jpg

Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод, включенная печка при холодном двигателе ничем не навредит, но от нее не будет никакого толка. Поэтому лучше набраться терпения, подождать пока температура мотора станет рабочей, большой контур откроется и печка может быть включена.

Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную - стекло, особенно лобовое. От резкого перепада температур на поверхности могут образоваться трещины - случаи не редкие и проблематичные. Напомним, что из-за трещины на лобовом стекле могут возникнуть трудности при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. При стремительном прогреве страдает и транспортное средство, в особенности АКБ, которая в зимнее время не может сразу привести в работу все электрическое оборудование без ущерба для себя.

f6d784e842821f67d7c82d48f015d75e_w650.jpg

Из-за резкого перепада температуры на лобовом стекле может образоваться трещина

Еще одна ошибка автомобилистов - активация печки на полную мощность. Из-за этого прогрев будет неравномерным, а в салоне образуются зоны с холодным воздухом. Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги. Через несколько минут можно распределить поток между ногами и лобовым стеклом. Это не только обезопасит пассажиров от риска заболевания, но и сохранит лобовое стекло.

Несколько важных моментов

Проблему шумной вентиляции лучше решать комплексно. Ведь звук исходит не только от вентилятора. Факторов несколько, например:

  • Монтаж воздуховодов. Каждый излом венткороба добавляет системе шумность. Если есть возможность, избегаем углов или делаем их плавными. Перед монтажом убираем наплывы пластика, которые могут оставаться после литья. Каждая неровность — капля в копилку шумности. Саморез, закрученный насквозь в венткороб — гарантированный свист.
  • Вид вентилятора. Среди всех особенностей обращаю внимание на двигатель. Если он собран на втулках, со временем появится выработка, дисбаланс и шум. Поэтому беру те, что на подшипниках.
  • Скорость движения воздуха. Сам воздух, перемещаясь по вентканалу, создает много шума. Поэтому отдельно стоящий и вмонтированный вентилятор шумят по-разному. Чем выше скорость воздуха, тем больше шума.

Укрощаем вентилятор

Избавляться от шума я решил за счет снижения скорости движения воздуха. Сначала хотел поставить вместо выключателя диммер. Да, включать вентиляцию при этом не совсем удобно, но жужжание над ухом раздражало больше. Перед этим решил обсудить такой ход с электриком.

Электрик мне долго рассказывал, что установка диммера — не самое лучшее решение. Не берусь пересказывать это в деталях. Он посоветовал другую схему подключения.

В цепь питания вентилятора я добавил резистор и конденсатор. Резистор сопротивлением 1 МОм. Достаточно самого маломощного. Конденсатор — неполярный, напряжение от 400 В и выше, ёмкость 0,3-0,8 мкФ. Лучше взять несколько конденсаторов и подобрать нужную ёмкость экспериментальным путем. Именно от нее будет зависеть скорость вращения вентилятора.

Производительность после такого усовершенствования падает. Если только собираетесь покупать вентилятор, имеет смысл брать его с бОльшими параметрами. Например, знаем, что нам нужно обеспечить в туалете воздухообмен 60 кубов, значит вентилятор берем на 120 кубов.

Аватар пользователя

Вопрос, который рано или поздно встает перед любым владельцем ПК, — охлаждение. Перегрев комплектующих вызывает снижение производительности, а в худшем случае дело заканчивается деградацией процессора и отвалом чипов. И наоборот — бездумное обвешивание корпуса вентиляторами может превратить его в настоящий пылесос, который будет раздражать домочадцев своим гулом.

Качество работы системы вентиляции зависит от типа и количества вентиляторов, способа подключения их к материнской плате и правильного расположения в корпусе компьютера. Впрочем, обо всем по порядку.

Основные характеристики вентиляторов

Статическое давление — напор воздуха, создаваемый вентилятором. Зависит от его конструкции и скорости вращения крыльчатки. Чем выше этот показатель, тем лучше работает вентилятор в условиях большого сопротивления (например, при прокачке воздуха через мелкоячеистый радиатор).

Воздушный поток (CFM) — количество прокачиваемого воздуха. Исторически сложившиеся единицы измерения — кубические футы в минуту. Эффективную работу показывают устройства с CFM больше 50.

Скорость вращения (RPM) — количество оборотов в минуту. Чем больше, тем выше производительность (и шум). У большинства моделей не превышает 2000.

Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, или PWM) — автоматическая регулировка оборотов вентилятора с помощью материнской платы. Требует разъема 4 pin. Провести точную настройку можно с помощью специальных фирменных утилит.


ASUS Fan Expert

Толщина вентилятора — обычно составляет около 25 мм. Для небольших корпусов (HTPC) выпускаются более тонкие версии, однако их эффективность ниже ввиду более слабого статического давления и CFM.

Тип подшипника — важная характеристика, от которой зависит ресурс и уровень создаваемого шума. В современных моделях можно встретить несколько видов: от самого дешевого подшипника скольжения (с низким ресурсом) до самых дорогих и редких керамического подшипника качения и подшипника с магнитным центрированием. Золотой серединой по ресурсу, цене и шуму являются вертушки с гидродинамическим подшипником.

Уровень шума — измеряется в дБА. Значение, комфортное для человеческого уха, не должно превышать 30 дБА. Больше вентиляторов — не значит шумнее. Чаще всего дело обстоит наоборот, особенно если вентиляторами управляет материнская плата, контролирующая температуру компонентов.

  • 0–25 дБА — бесшумный ПК;
  • 25–35 дБА — шум на уровне дневного фонового;
  • 35–40 дБА — ощутимый уровень шума (можно снизить, переместив компьютер под стол);
  • 40 дБА и выше — громкий и некомфортный уровень шума.

Размер имеет значение

От размера вентилятора зависит его производительность и уровень шума. Чем больше диаметр, тем меньше нужно сделать оборотов для достижения нужного эффекта и тем тише он работает. Чаще всего рядовому пользователю приходится иметь дело с вентиляторами следующих типоразмеров:


92 х 92 мм — уходящий формат, которому производители корпусов уделяют все меньше внимания. По стоимости сравнимы с более эффективными вентиляторами большего размера.

120 х 120 мм ­— дешево и сердито. Самые распространенные и универсальные. Хороший четырехпиновый вариант можно купить в пределах 1000 рублей.

140 х 140 мм — идеальный, по мнению автора, баланс шума и производительности. Цена за приличную модель стартует от 1000 рублей.

200 х 200 мм — решение редкое, но довольно эффективное в плане охлаждения и тишины. Главная проблема — найти замену в случае поломки. Второй спорный момент — стоимость, которая у именитых производителей начинается от четырех тысяч рублей.

Отдельные производители встраивают в свои корпуса настоящих монстров.


Стоит понимать, что выбор корпуса с вентиляторами редких размеров в случае их поломки может обернуться некоторыми проблемами. Если же корпус рассчитан на стандартные 120/140-миллиметровые вертушки, возместить потерю будет проще и быстрее. Как показывает практика, хорошие 140-миллиметровые вентиляторы при 600–800 об/мин или 120-миллимитровые на 800–1000 оборотах обеспечат хороший результат и максимальный акустический комфорт.

Варианты подключения вентиляторов к материнской плате. Типы разъемов

Современные вентиляторы подключаются к материнской плате посредством 3- или 4-пинового разъема. От типа подключения будет зависеть возможность управления скоростью вентиляторов программным способом. Более экзотическими являются 2-пиновый разъем (обычно используется в БП) и 6-пиновый (с управлением подсветкой). Подключение вентиляторов напрямую к блоку питания через Molex считается устаревшим.


У 3-пиновых моделей скорость вращения зависит от изменения напряжения. Возможен мониторинг скорости, однако ШИМ отсутствует. Часто такие вентиляторы работают на повышенных оборотах и издают больше шума.


У 4-пиновых моделей скорость вращения регулируется материнской платой с помощью дополнительного провода. Современные BIOSы прекрасно справляются с автоматическим управлением вентиляторов, главное — правильно выставить температурные лимиты в настройках материнской платы.


Большинство современных материнских плат имеют 4-пиновые разъемы, но варианты с 3 pin еще встречаются. В случае необходимости можно подключить 4-пиновый вентилятор к материнской плате с 3-контактными разъемами и наоборот. Вентиляторы при этом будут работать на стандартных оборотах.


Регулировать скорость вентиляторов можно и с помощью реобаса. Но эпоха подобных устройств уходит в прошлое: в современных корпусах для них не осталось места, а их функции взяли на себя материнские платы.



Если вентиляторов больше, чем разъемов на МП, используются специальные разветвители. Однако увлекаться ими не стоит: на один канал больше двух вентиляторов лучше не вешать. В противном случае придется обеспечить им дополнительное питание, что приведет к появлению лишних проводов в корпусе.



В любом случае уже на этапе покупки материнской платы нужно понимать, какое количество вертушек понадобится будущей системе. Несмотря на более высокую стоимость, предпочтение стоит отдать 4-пиновым вентиляторам с наиболее совершенным способом управления.

Сколько нужно вентиляторов и как их установить

Современная модель корпусостроения предполагает создание своеобразной аэродинамической трубы: холодный воздух поступает спереди, а горячий — выбрасывается через заднюю и верхнюю стенки. Корпуса с вентиляторами на боковой стенке и на дне из продажи почти исчезли. Чаще всего производители стараются создать в корпусе избыточное давление (ставят больше вентиляторов на вдув), и это не просто так. Во-первых, горячий воздух будет удалятся эффективнее, во-вторых, в корпусе будет оставаться меньше пыли.

Одного вентилятора вполне хватит, чтобы охладить системник офисного уровня без видеокарты с каким-нибудь селероном, пентиумом, семпроном или A10, где TDP процессора находится в районе 50 Вт. Автор предпочитает установку вентилятора на вдув, так как с выбросом горячего воздуха поможет кулер на процессоре, особенно если он башенного типа.


Расположение вентилятора показано схематично и зависит от типа корпуса и расположения в нём комплектующих.

Два корпусных вентилятора (один спереди, один сзади) вполне справятся с комбинацией типа Ryzen 3 (Core i3) + GTX 1650 (RX 550).


Три вентилятора (два спереди, один сзади) — заявка на средний уровень: Ryzen 5 (Core i5) + 2060 (RX 5500XT).


Четыре вертушки обеспечат нормальную работу для Ryzen 7 (Core i7) + 2070 (RX 5600XT).


Все меняется, когда в корпус приходит Ее Величество Игровая Видеокарта — главный отопитель любого игрового ПК. Чтобы удержать в узде тепловыделение HEDT-систем, кроме просторного корпуса нужно пять-шесть вентиляторов: два-три лицевых на вдув, один задний и два верхних на выдув. Или кастомная СВО.


Несколько советов

Открытая крышка системника — не панацея и решает вопрос только охлаждения процессора и видеокарты, а вот другие компоненты — чипсет, цепи питания, m.2 накопитель — обдува не получат и продолжат греться.

Современные производители часто делают сплошную лицевую панель с боковым забором воздуха. В таком случае хороший результат дает установка дополнительных вытяжных вентиляторов на верхнюю крышку.

Для процессорных кулеров и радиаторов СВО ищите вентиляторы с более высоким значением статического давления, которые смогут эффективнее прогонять через них воздух.

Подвод холодного воздуха через вентилятор на дне — неплохое решение, но автор бы от него отказался ввиду большого количества пыли, забрасываемой таким вентилятором в корпус.

Ставить вентиляторы на вдув на задней и верхней стенке нельзя, как и передние на выдув.

Автор не рекомендует переворачивать блок питания вентилятором вверх: он начнет засасывать горячий воздух от видеокарты и нагревать свои компоненты.

nightlie


Такой

fsn

nightlie

гарантии нет, ему уже несколько лет, но раньше не пользовались. Просто если выключить, в комнате находиться невозможно. А ночью без него не заснуть, вот и крутится постоянно.

Телевизор

nightlie

В ответ на: Просто если выключить, в комнате находиться невозможно. А ночью без него не заснуть, вот и крутится постоянно.

Если Чебурашку положить на асфальт и обвести мелом, получится очень неприличная фигура. Протёр пыль с телевизора. Оказывается он у меня цветной!

климамнлаге дешевенькое купите и остужайте комнату.. полно всяких от 150 евро и до бесконечности.. в спальне в угол- жить можно тогда!

nightlie

ну на это время выключаю конечно, но бывает что сутки не выключаю.
Швондеp
надо подумать, но сейчас не до климы

вентилятор твой, вместе с пропеллером и проводами и подставкой стоит 13,99. так стоит ли из-за 13 евро переживать? Пропиваем больше!
Ну так- о чем вести речь? Я бы даже радовался, если бы сгорел.. новый-всегда лучше
кстати.. посмотри, на кончиках лопастей к карлсона часто наматывает пыль мелкую. надо тогда вентилятор разбирать и протирать лопасти.

nightlie

если сгорит, мне новый придётся на горбу до 5 этажа поднимать, поэтому пусть лучше не перегорает А пыль регулярно протираю. снимаю сетку, мою, a вертушки протираю.

Последние дни искал в сети ,такие дешёвые только на ебее и гебраухт. А вчера съездил в местный баумаркт - самый дешёвый был 250€ и в единственном числе,остальные от 400€.

Читайте также: