Привод вентилятора ямз 536 как разобрать

Обновлено: 05.05.2024

Так то эти муфты ставятся на жесткие валы стоящие строго в одной оси.Корпус у вас получается только для того,чтоб выполнить это условие при применении приводов-ШРУСов.А не для заливки туда масла.
Родной подшипник работает только при выключенном сцеплении.При включенном-там получается единое целое.

weeFOX

Старожил форума

Но при включённом роль масла же не только в смазке, но и в охлаждении. Эта муфта штатно охлаждается маслом, то есть масло надо прогонять через теплообменник. Не будет циркуляции - она перегреется вопрос только времени. Будет низкий уровень это займёт много времени, высокий мало. Охлаждаемые воздухом муфты другой тип.

Старожил форума

Но при включённом роль масла же не только в смазке, но и в охлаждении. Эта муфта штатно охлаждается маслом, то есть масло надо прогонять через теплообменник. Не будет циркуляции - она перегреется вопрос только времени. Будет низкий уровень это займёт много времени, высокий мало. Охлаждаемые воздухом муфты другой тип.

Штатно муфты устанавливаются какие есть,т.е. без корпуса.Каким образом там можно организовать охлаждение маслом? Там нагрев только от эл.катушек а не от трения.Сцепление там происходит мгновенно,практически без пробуксовки,в нашем понимании.Так что нагреться просто не успеет.
Если все нормально выставлено и нет шорканья между дисками в выключенном состоянии-практически вечная конструкция получается.

weeFOX

Старожил форума

Штатно муфты устанавливаются какие есть,т.е. без корпуса.Каким образом там можно организовать охлаждение маслом? Там нагрев только от эл.катушек а не от трения.Сцепление там происходит мгновенно,практически без пробуксовки,в нашем понимании.Так что нагреться просто не успеет.
Если все нормально выставлено и нет шорканья между дисками в выключенном состоянии-практически вечная конструкция получается.

Звучит логично, но у этого производителя две отдельные серии: охлаждаемая маслом и охлаждаемая воздухом.

gromoverjetc

Старожил форума

По поводу оборотов. На глаз диаметр муфты миллиметров 150. На 1000 оборотов угловая скорость примерно 7 м*сек. Зазор между ведущей полумуфтой (наружним колоколом) и корпусом на глаз миллиметров 5-8. Мне кажется, что для нагрева более чем достаточно. Фактически у вас получилось подобие вискомуфты между муфтой и корпусом. Это подтверждается и тем, что нагрев есть и при включенной и при отключенной муфте.

Ниже в цитате текст и картинка с просторов инета, немножко коряво и косячно написано и нарисовано, но интересно.

visko-razrez.jpg

Как доработать, надо немного поразмыслить.

Из того, что на поверхности,- лишнее масло из корпуса надо как то убирать. Я бы двигался поэтапно.

Для начала оставить минимум, чтобы его раскидывало колоколом. По идее, масляного тумана должно хватить для смазки подшипников. Подшипники то не нагруженные толком. На двухтактных движках вообще непойми чем смазываются и живут неплохо. И как раз шариковые подшипники в нижней головке шатуна, и игольчатые в верхней.

Можно провести простой эксперимент на токарном станке. Шрус в патрон, корпус закрепить на фартуке и покрутить относительно продолжительное время, посмотреть нагрев при разных уровнях масла, и тд.

В принципе основной вопрос в смазке игольчатого подшипника. Шариковый то можно заменить на полностью закрытый со смазкой, а игольчатый заменить сложно. Судя по чертежу он применен из за ограниченных габаритов, и шариковый туда не влезет.

Кстати масло в эту муфту лучше лить как в акпп.

А с охлаждением муфты, о котором заговорили пока я писал писанину, надо поразмыслить отдельно. Но проще всего сверху форсунка для орошения, а внизу избыточный слив. В принципе решает все вопросы. Можно ли подключить это отводом к контуру редуктора,- надо смотреть по температурному режиму муфты, что доя нее допустимо.

Вентилятор ЯМЗ-536 с муфтой СБ 020004782 АВТОДИЗЕЛЬ арт. 536.1308010

Проверка работы, снятие и установка вентилятора охлаждения двигателя и муфты его привода

Во избежание возможных повреждений НЕ ЭКСПЛУАТИРУЙТЕ автомобиль с неработающим вентилятором охлаждения двигателя. Не пытайтесь ремонтировать поврежденные лопасти вентилятора - замените вентилятор. Кроме того, вспомогательный электрический вентилятор, установленный перед радиатором или конденсатором кондиционирования воздуха можно включать без запуска двигателя или включения зажигания. Его работа регулируется температурой охладителя при помощи температурных датчиков-выключателей, расположенных на радиаторе

Проверка

Вспомогательный электрический вентилятор

Этот вентилятор на большинстве моделей управляется двумя температурными датчиками-выключателями, расположенными в радиаторе: один для работы при низких температурах с низкой скоростью вращения, другой - при высоких температурах с высокой скоростью вращения. Каждый их выключателей срабатывает при определенной температуре охладителя (см. Таблицу размеров и регулировочных данных в конце Руководства).

Управляемые термостатом выключатели высокой и низкой скорости работы вспомогательного вентилятора расположены в бачках радиатора, в разных местах в зависимости от типа двигателя и модели автомобиля (см. иллюстрацию). Может быть установлен либо один двойной, либо два одинарных выключателя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Вставьте небольшую отвертку в разъем, чтобы отжать блокирующий язычок, и отсоедините проводку вентилятора.

Для проверки мотора вентилятора отсоедините электрический разъем мотора с помощью провода из набора для запуска автомобиля от внешнего источника соедините вентилятор напрямую с батареей. Если при этом вентилятор не будет работать, значит, мотор неисправен и должен быть заменен. Если вентилятор работает, то возможно, что неисправен выключатель. Для более точной диагностики произведите проверку, соответствующую модели Вашего автомобиля.

Проверните мотор вспомогательного вентилятора рукой, чтобы проверить, не заклинило ли его. Перед этим, однако, удостоверьтесь, что двигатель остыл в достаточной степени и нет опасности самопроизвольного включения вентилятора во время проверки.

Для проверки низко- и высокоскоростного контуров отсоедините электрический разъем одного из выключателей и соедините клеммы разъема коротким куском провода. Вентилятор должен работать с низкой или высокой скоростью, в зависимости от того, какой выключатель был отсоединен. На некоторых моделях перед запуском вентилятора следует включить зажигание.

Повторите проверку на другом выключателе.

Если низко- и высокоскоростной контуры исправны, но вентилятор все же работает плохо, замените выключатель (или выключатели). Чтобы снять выключатель, слейте охладитель до уровня ниже уровня выключателя (см. Главу Текущее обслуживание автомобиля), затем отдайте винты, снимите старый выключатель и установите новый. Долейте охладитель в систему.

Если выключатели исправны, но мотор все же не работает, то проблеме скорее всего в неисправном предохранителе, реле или проводке, соединяющей компоненты (или сам мотор вентилятора). Внимательно проверьте предохранитель, реле, всю проводку и разъемы. За подробной информацией о проведении таких проверок обратитесь к Главе Система бортового электрооборудования.

Механический вентилятор с муфтой вязкости

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Отсоедините отрицательный провод батареи и покачайте вентилятор рукой из стороны в сторону, чтобы проверить величину люфта подшипника.

Если радиоприемник Вашего автомобиля оборудован системой защиты от воровства, удостоверьтесь, что Вы набрали правильный код перед отсоединением батареи.

Если после подсоединения батареи надписи на приборном щитке появились не на том языке, обратитесь к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка, где описана процедура установки нужного языка.

Дайте двигателю остыть и проверните лопасти вентилятора рукой. Они должны поворачиваться с небольшим сопротивлением.

Осмотрите сборку муфты вентилятора на наличие признаков серьезной утечки жидкости. Если такая утечка имеется, замените сборку муфты.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры, выключите зажигание и отсоедините отрицательный провод батареи. Проверните вентилятор рукой. На этот раз сопротивление должно быть сильнее. Если лопасти проворачиваются легко, следует заменить муфту вентилятора.

Снятие и установка

Вспомогательный электрический вентилятор

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Отсоедините отрицательный провод батареи.

Чтобы снять вспомогательный вентилятор, следуйте процедуре, соответствующей модели Вашего автомобиля.

Отдайте винты и снимите панель обшивки перед радиатором.

Отболтите сборку вентилятора от точек крепления конденсатора.

Отсоедините электрический разъем вентилятора.

Снимите вентилятор и кожух с автомобиля, стараясь при снятии вентилятора не повредить конденсатор системы кондиционирования воздуха, где он имеется.

Установку производите в обратном порядке.

Механический вентилятор с муфтой вязкости

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Вентилятор охлаждения на водяном насосе крепится к валу с помощью гайки с левосторонней резьбой, расположенной прямо за вентилятором.

С помощью 32-миллиметрового ключа снимите сборку вентилятора/муфты. Поместите ключ на большую гайку перед шкивом и постучите по концу ключа -А металлической выколоткой -В, чтобы ослабить гайку.

Эта гайка имеет левостороннюю резьбу, поэтому отдать ее можно поворотом по часовой стрелке, если смотреть на автомобиль спереди.

Извлеките сборку вентилятора/муфты (и кожух, если это необходимо) из двигательного отсека.

Если это необходимо, отдайте четыре болта крепления шкива к ступице водяного насоса. Шкив затем можно будет снять, сняв приводные ремни.

Внимательно осмотрите лопасти вентилятора на наличие дефектов и повреждений. Замените их, если это необходимо.

Теперь вентилятор можно отболтить от муфты, если это необходимо. Если Вы собираетесь положить муфту вентилятора на полку, кладите ее так, чтобы сторона, направленная к радиатору, смотрела вниз.

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 42 – Привод вентилятора 7511.1308011-30 с электромагнитным клапаном КЭМ 32-23 (или КЭМ 32-23М)
1–манжета; 2–крышка; 3–подшипник; 4–диск ведомый; 5–диск ведущий; 6–прокладка; 7–пружина отжимная; 8–кольцо упорное; 9–трубка черпательная; 10–винт; 11–втулка распорная; 12–кольцо уплотнительное; 13–манжета; 14–клапан электромагнитный; 15–корпус; 16–подшипник; 17–фланец упорный; 18–шестерня; 19–вал ведущий; 20–гайка; 21–болт; 22–шайба; 23–втулка распорная; 24–втулка; 25–подшипник; 26–шкив; 27–вал ведомый; 28–подшипник; 29–обойма нажимная; 30–кольцо уплотнительное; 31–поршень; 32–упор поршня; 33–пружина нажимная; 34–болт; 35–кольцо уплотнительное; 36–ступица; 37–шпонка; 38–гайка; 39–шайба.

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 43 – Привод вентилятора 238НД-1308011-В (отличается от 7511.1308011-30 шкивом привода генератора и компрессора и ступицей вентилятора)

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 45 – Отключаемый привод вентилятора 238.1308011-Г (отличается от 7511.1308011-30 только шкивом привода генератора и компрессора)

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 46 – Неотключаемый привод вентилятора 238К-1308011-В

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 47 – Неотключаемый привод вентилятора 236НЕ-1308011-А2

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рис. 48 – Неотключаемый привод вентилятора 7514.1308011-01

* – двигатели с индивидуальными головками цилиндров.

Двигатели комплектуются фрикционным приводом вентилятора (рис. 49), предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.
Применение фрикционного привода позволяет:
• Обеспечить оптимальный тепловой режим двигателя.
• Снизить расход топлива за счет снижения потерь мощности на работу вентилятора.
• Повысить надежность шестеренчатого привода двигателя за счет снижения динамических нагрузок на шестерни.
• Обеспечить бродоходимость автомобиля без снятия вентилятора.
• Сократить время прогрева двигателя.
• Улучшить комфортабельность за счет поддержания надлежащего микроклимата в кабине и снижения шумности.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ФРИКЦИОННОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

Фрикционный привод может работать в трех режимах: автоматическом, постоянно включенным и постоянно выключенном. Управление вентилятором осуществляется с помощью электромагнитного включателя.
Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии. После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200-500об/мин.
При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85°-+93°С) масло от электромагнитного включателя под давлением поступает в канал подвода масла корпуса 14 (рис. 49). Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30. Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними. После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой. После того как, температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла. Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24. С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.
По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7, 32. Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.

Привод вентилятора двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.

Рисунок 49 – Привод вентилятора 7511.1308011-30
1 – манжета; 2 – крышка; 3 – подшипник; 4 – диск ведомый; 5 – диск ведущий; 6 – прокладка; 7 – пружина отжимная; 8 – кольцо упорное; 9 – трубка черпательная; 10 – винт; 11 – втулка распорная; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – манжета; 14 – корпус; 15 – подшипник; 16 – фланец упорный; 17 – шестерня; 18 – вал ведущий; 19 – болт; 20 – шайба; 21 – втулка; 22 – втулка распорная; 23 – подшипник; 24 – шкив; 25 – вал ведомый; 26 – подшипник; 27 – обойма нажимная; 28 – кольцо уплотнительное; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – поршень; 31 – упор поршня; 32 – пружина нажимная, 33 – болт; 34 – ступица вентилятора.

Читайте также: