Самолет гвоздь пчела вентилятор что лишнее

Обновлено: 19.05.2024

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными и их образом жизни, природой и её явлениями. С помощью этой методики определяется умение ребёнка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Методика позволяет изучить способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. Методика имеет два варианта: исследование на предметном и вербальном материале.

Испытуемому предъявляются последовательно 14 карточек, на каждой из которых нарисовано 4 предмета, один из которых испытуемый должен исключить, объяснив, почему исключается именно этот предмет (приложение 13).

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования мышления лиц старше 11-12 лет.

1. книга, портфель, чемодан, кошелёк

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка

3. часы, очки, весы, термометр

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5. самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор

6. бабочка, циркуль, весы, ножницы

7. дерево, этажерка, метла, вилка

8. дедушка, учитель, мама, брат

9. иней, пыль, дождь, роса

10. вода, ветер, уголь, трава

11. яблоко, книга, шуба, роза

12. молоко, сливки, сыр, хлеб

13. берёза, осина, ягода, дуб

14. минута, секунда, час, вечер

15. Василий, Фёдор, Елена, Иванов

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

4 балла – сначала родовое понятие называет неправильно, но потом сам исправляет ошибку.

2,5 балла – самостоятельно даёт описательную характеристику родового понятия.

1 балл – даёт описательную характеристику родового понятия, но только с помощью исследователя.

0 баллов – не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь экспериментатора.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым, а по ситуационным критериям, то это является показателем конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.


Кто или что может быть: • высоким или низким; • большим или маленьким; • холодным или горячим; • коротким или длинным; • твердым или жидким; • узким или широким.

Содержимое разработки

Задания по развитию логического мышления

у учащихся начальных классов

Кто или что может быть:

высоким или низким;

большим или маленьким;

холодным или горячим;

коротким или длинным;

твердым или жидким;

узким или широким.

Вставьте пропущенные числа:

2, 6, 10, …, …, 22, …, 30.

Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша;

число, весло, кресло;

мышь, брошь, рожь;

колесо, полоса, яблоко.

Назовите общие признаки:

яблока и арбуза;

книги и тетради;

Чем отличается:

ручка от карандаша;

книга от тетради;

линейка от треугольника;

рассказ от стихотворения;

существительное от глагола;

прилагательное от существительного.

Чем похожи числа:

7 и 71 77 и 17 31 и 38

24 и 624 3 и 13 84 и 754

Чем отличается треугольник от четырехугольника?



Найдите общие признаки у следующих чисел:

5 и 15 12 и 21 20 и 10

333 и 444 8 и 18 536 и 36

Даны числа: 12, 16, 20, 24, 28, 32.

Чем похожи эти числа? Чем они отличаются?

Назови каждую группу слов одним словом:

Вера, Надежда, Любовь, Елена - …

стол, диван, кресло, стул - …

понедельник, воскресенье, среда, четверг - …

январь, март, май, июль - …

Москва, Баку, Кишинев, Минск - …

чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …

морковь, свекла, лук, картофель - …

Заполните пропуски в предложениях:

Кастрюля – это посуда для ___________________________________

Чашка – это посуда для _____________________________________

Сахарница – это посуда для __________________________________

Тарелка – это посуда для_____________________________________

Масленка – это посуда для ___________________________________

Хлебница – это посуда для __________________________________

Окончание – это часть слова, которая _________________________

Приставка – это часть слова, которая __________________________

Корень – это часть слова, которая _____________________________

Суффикс - это часть слова, которая ___________________________

Существительное – это часть речи, которая ____________________

Прилагательное - это часть речи, которая ______________________

Глагол – это часть речи, которая ______________________________

Груша – это дерево, на котором ______________________________

Слива – это дерево, на котором _______________________________

Конура – это дом для _______________________________________

Берлога – это дом для _______________________________________

Улей – это дом для _________________________________________

Аквариум – это дом для _____________________________________

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

колос, рота, ваза

молоко, нерест, таракан

кора, лото, боксёр

баран, рана, банщик

Из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово:

соломка, пора, мель

лиса, бельмо, буклет

пуловер, пальто, билет

молоко, реле, лассо

смола, слеза, берег

Составьте новое слово, взяв из каждого слова по одному слогу:

пластинка, картинка, павлин

сапоги, парашют, фантазия

косари, заморозки, лётчик

мука, рагу, диван

карта, путина, налёт

вода, дорога, проба, невод

молоко, олово, раскол

Сравни числа и найди лишнее в каждом ряду (зачеркни его)

18, 12, 3, 29, 45, 28.

10, 20, 30, 36, 40, 50.

172, 162, 152, 145, 132, 182.

124, 129, 122, 137, 125, 128.

861, 851, 841, 961, 881, 801.

Найдите закономерность и заполните ряды чисел:

16, 17, 18, 26, 27, 28. 36, 37, 38, …, …, … .

12, 13. 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34, …, …, … .

Расшифруйте:

5 6 13 21 – 3 18 6 14 33, 17 16 20 6 23 6 – 25 1 19.

13 16 4 10 12 1 - 4 10 14 15 1 19 20 10 12 1 21 14 1.

Ключ к шифровке:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

К Л М Н О П Р С Т У Ф

12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на 3м и достиг середины. Какой длины канат?

Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Саша, Лена, Таня не промокли. Почему?

Сапожник решил починить две пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится?

Верёвку разрезали в пяти местах. Сколько частей получилось?

В автобусе ехали 9 пассажиров. На остановке все, кроме трёх пассажиров, вышли. Сколько пассажиров осталось в автобусе и сколько пассажиров вышло?

Сделай так, чтобы квадрат сложения стал магическим

Доскажи словечко:

У птицы – крыло, у человека - …

У зверя – лапа, у человека - …

У собаки – морда, у человека - …

У рыбы –жабры, у человека - …

Береза, сосна, тополь – это …

Назовите растения, но не деревья.

Является ли квадрат вычитания магическим?

Составь узор:

2 равных треугольника из 5 палочек

2 равных квадрата из 7 палочек

3 равных треугольника из 7 палочек

5 квадратов из 12 спичек

3 треугольника из 4 спичек

Найди лишнее слово и вычеркни его:

апельсин, капуста, яблоко, лимон;

гусь, осел, курица, индюк;

Андерсен, Перро, Бр. Гримм, Пушкин;

сказка, былина, повесть, пословица;

стеклянный, деревянный, хрупкий

вторник, зима, среда, четверг;

трамвай, метро, троллейбус, самосвал;

пасмурно, ненастно, ясно, дождливо;

боль, большой, больница, больной;

море, морщины, морской, моряк.

Составь как можно больше предложений, используя сразу 3 слова:

озеро, карандаш, медведь

Подберите пару:

Посмотри внимательно на пары слов. В чём их сходство и различие?

1. Бабочка – самолёт 6. Ворона – воробей

2. Корова – лошадь 7. Оса – гвоздь

3. Лётчик – танкист 8. Человек – животное

4. Лыжи – коньки 9. Гора – конфета

5. Река – птица 10. Поезд – небо

Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

Часы, очки, весы, термометр.

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

Самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор.

Бабочка, линейка, весы, ножницы.

Дерево, этажерка, метла, вилка.

Дедушка, учитель, папа, мама.

Иней, пыль, дождь, роса.

Вода, ветер, уголь, трава.

Яблоко, книга, шуба, роза.

Молоко, сливки, сыр, хлеб.

Береза, сосна, ягода, дуб.

Минута, секунда, час, вечер.

Василий, Фёдор, Семён, Иванов.

Сколько прямоугольников изображено на чертеже?


Сколько здесь прямоугольников? Сколько квадратов?


Составь предложения

Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

Цель игры: развитие образного и логического мышления.

Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

Дело мастера боится.

Всякий мастер на свой лад.

На все руки мастер.

Без труда и в саду нет плода.

Без труда и в саду нет плода.

Картошка поспела – берись за дело.

Каков уход таков и плод.

Больше дела меньше слов.

10)Всякий человек у дела познается.

11) Глаза боятся руки делают.

12) Без труда нет добра.

13) Терпение и труд все перетрут.

14) Дом без крыши, что без окон.

15) Хлеб питает тело, а книга питает разум.

16) Где ученье – там уменье.

17) Ученье – свет, а неученье – тьма.

18) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

19) Сделал дело, гуляй смело.

20) Хороша ложка к обеду.


-75%

Сегодня не прошла тест на нормальное мышление - подруга-психотерапевт предложила.
Попробую на френдах отыграться :)
Ну-ка отвечайте, какой один предмет в каждой четверке лишний и почему?

1. Вертолет - пчела - вентилятор - пылесос
2. Лодка - мотоцикл - велосипед - тачка
3. Фуражка - барабан - пистолет - зонтик
4. Солнце - свеча - лампа - керосинка

UPD: Результаты оглашу завтра к вечеру, чтоб народ не подсматривал пока :) Главное, самой не забыть правильные ответы :)))

1. Пчела - не механизм.
2. Тачка - на ней не ездят, ее везут.
3. Зонтик - всё остальное армейское.
4. Солнце - не осветительный прибор.

Пчела - живая.
Лодка - без колес.
Барабан - не защищает (фуражка защищает голову от солнца, зонтик от дождя, пистолет от врагов)
С последним сложнее. Я не помню, как выглядит керосинка:)

2. психиатры говорят, что наличие колес - это неявный признак. Важнее, кто кого везет. Правильный ответ - тачка.
3. Правильный ответ - зонтик. Остальное армейское.
4. Солнце. А керосинка - это колба с горелкой внутри.

шизофреники вяжут веники.

1. Лишняя пчела. Она - единственное живое существо, остальное - машины.
2. Лодка. Она плавает, а остальное ездит по земле.
3. Я честно не знала, что и думать, но супруг подсказал: лишний зонтик, так как остальное носят военные. Признайся, ты на этом вопросе погорела? :)
4. Керосинка - это керосиновая лампа? Тогда солнце лишнее, оно единственный источник света. Если керосинка - это что-то вроде спиртовки или примуса, то лишняя она - потому что это не источник света.

Кстати, сколь я помню, ответы именно на эти вопросы неочевидны. То еть диагностировать шизофреническое расстройство мышления по ним нельзя, разве только коэффициент стандартности вычислить :)

почитала отеты, подумала, что я шизофреник :)

убрала бы пчёлку, тачку, фуражу и сонце :)

а ещё я страдаю очепятками :)

1. пылесос- у него крыльев нет (как буд-то у вентилятора есть, за то пропелер имеется)
2. лодка- она одна из всех плавает
3.зонтик- ибо чел идет с барабоном, с пистолетом у пояса и бъет в барабан, это военный парад. у него руки заняты, чтоб зонтик нести и вообще зонт на параде лишний! :)
4.лампа - она электрическая и без огня.

А почему пистолет? Конечно, чисто по внешнему виду его можно выкинуть - у зонтика, у барабана и у фуражки есть широкая плоская поверхность, а у пистолета нет. Но это не очень важный признак.

1.пчела-она живая
2.лодка-у неё колёс нет
3.зонтик-с войной не связан
4.солнце-природа(не человек сделал и зажёг)

я не врубилась

Слушай, разузнай ты про этот тест подробнее? Не может у стольких разных людей мышление быть нарушено так одинаково, что почти все как один эту лодку исключают! (Заметим в скобках, будь на месте тачки коляска, правильно ответивших было бы больше. наверное)

А на третьем погореть тоже немудрено, кстати.

На самом деле, та самая подруга-психотерапевт сама на лодке погорела, поэтому и решила своих знакомых потестировать.
Реально, этот тест используется для выявления нарушений мышления. Правда, там заданий значительно больше (того же типа) и по одному неправильному ответу диагнозы ставить нельзя. Но факт остается фактом. Честно говоря, мы чуть даже не поссорились, потому что я завелась на тему "вы, психиатры-психотерапевты, гробите в человеке индивидуальность, обзываете шизофренией нестандарное мышление. " и тп. Но ведь так оно и есть :(
Пример ответа человека с диагнозом "шизофрения" (на третий вопрос): лишний - пистолет, потому что все остальное относится к жизни, а пистолет - к смерти. Мне, кстати, этот вариант ОЧЕНЬ понравился. Мудро.

Предъявлять карточки больному следует начиная с элементарно простых, для того чтобы испытуемый понял смысл задания, с постепенным усложнением. При этом не рекомендуется показывать помногу сложных карточек подряд, периодически предъявляя также простые, с целью избегания негативных реакций больного, связанных с невозможностью выполнения сложных пунктов задания.

В большинстве случаев как больные шизофренией, так и больные ОЗГМ правильно справляются с данным пунктом задания.

Примеры выраженных нарушений мышления:

Больные шизофренией, как правило, дают верные ответы.

В большинстве случаев больные шизофренией справляются с данным пунктом задания.

Больные шизофренией обычно справляются с данным пунктом задания.

В большинстве случаев больные шизофренией верно справляются с этим пунктом задания.

Данная карточка представляет существенные трудности как для больных шизофренией, так и для больных ОЗГМ.

Больные шизофренией иногда испытывают трудности с данной карточкой, которые практически отсутствуют у здоровых испытуемых.

Данная картинка представляет существенные трудности как для больных шизофренией, так и для больных ОЗГМ.

Больные шизофренией, как и больные ОЗГМ, в большинстве случаев исключают мяч. При рассмотрении этой карточки нужно уделять особенное внимание тому, как именно больной объясняет свой ответ, поскольку именно способ объяснения ответа в данном случае играет большую роль для дифференциальной диагностики.

Данный пункт задания представляет существенные трудности для всех категорий больных.

Данная карточка, как правило, не представляет трудностей для больных.

В некоторых случаях больные шизофренией акцентируют внимание на том, что изображенные на картинке часы показывают одно и то же время, т. е. выделяется не только основной признак (часы), но и второстепенный (все показывают 7 часов).

Больные ОЗГМ, как правило, справляются с данным пунктом задания.

Данная карточка является трудной, большая часть больных испытывает существенные затруднения.

Больные шизофренией в большинстве случаев дают правильные ответы.

Читайте также: