Устройство и принцип работы воздухоочистителя тракторного двигателя

Обновлено: 16.05.2024

Воздухоочистители. Из химии известно, что воздух представляет собой смесь большого количества газов: кислорода, азота, водорода и др. В воздухе содержится около 21% по массе кислорода, необходимого для горения топлива.

Воздух, окружающий трактор во время работы, содержит большое количество пыли. Например, в сухую погоду при работе машины ее количество достигает 2,5 г/м 3 , а в условиях пустынь — 6 г/м 3 . В состав дорожной пыли входят окиси кальция, железа, кремния и др. Поверхностная твердость пылинок окиси кремния (кварца), которая является основной составной частью пыли, в два раза превышает твердость высококачественных сталей. За 1 ч работы двигатель средней мощности засасывает около 200 м 3 воздуха. Если не очищать воздух, то за одну рабочую смену в цилиндры двигателя может попасть несколько килограммов

пыли. Твердые ее частицы вызывают ускоренный износ цилиндров, поршней и других трущихся деталей. Работа трактора и автомобиля без очистки воздуха, поступающего в цилиндры, недопустима.

На современных тракторах и автомобилях в основном применяют комбинированные воздухоочистители, представляющие собой сочетание инерционного и фильтрующего способов очистки воздуха. Различают двух- и трехступенчатые комбинированные воздухоочистители.


Рис. 46(40). Трехступенчатый воздухоочиститель двигателя Д - 240: 1 - поддон, 2 - фильтрующие элементы (из капроновой путанки), 3 - корпус, 4 - выходной патрубок очищенного воздуха, 5 - завихритель, 6 - инерционный очиститель, 7 - окно для удаления пыли, 8 - сетка, 9 - труба, 10 - опорная обойма, 11 - головка, 12 - масляная ванна

На рис. 46 показан наиболее часто применяемый на двигателях, трехступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень очистки воздуха обеспечивается в нем инерционным очистителем, вторая ступень —контактная, с масляной ванной, третья — тоже контактная, но с фильтрующими элементами.

Воздухоочиститель вместе с патрубком выхода очищенного воздуха установлен на головке цилиндров с помощью кронштейна и хомутов. Он состоит из корпуса 3, головки 11 и приваренной к ней заборной трубы 9. Сверху на заборной трубе хомутом закреплен инерционный очиститель 6. В головку воздухоочистителя вложены три фильтрующих элемента 2 из капроновой путанки. Снизу к головке стяжными болтами крепят поддон 1 с масляной ванной.

Воздухоочиститель работает следующим образом. При такте впуска воздух

под действием разрежения через отверстия сетки 8 попадает внутрь инерционного очистителя и, ударяясь о наклонные лопасти завихрителя 5, осуществляет вращательное движение. Крупные частицы пыли, попавшие с воздухом в очиститель, под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам и через два окна 7 в колпаке выпадают наружу. В инерционном очистителе отделяется 2/3 пыли, содержащейся в воздухе. Поток воздуха с мелкими частицами пыли на большой скорости движется вниз по заборной трубе, соприкасается с поверхностью масла в поддоне и резко меняет направление и скорость. При этом мелкие частицы пыли остаются в масле, а воздух проходит через фильтрующие элементы в выходной патрубок 4 к цилиндрам двигателя. Фильтрующие элементы 2 улавливают мельчайшие механические примеси воздуха.

Воздушный фильтр сухого типа

Предназначена для забора воздуха, очистки его от пыли и распределения, по цилиндрам двигателя.

Система (рис. 41) состоит из двух воздушных фильтров 2, двух воздухозаборников 1, которые соединены между собой и с турбокомпрессором 7 при помощи патрубков, шлангов и трубопроводов; устройства для автоматического отсоса пыли из воздушных фильтров и датчика 29 засоренности фильтров.

Воздушный фильтр — сухого типа, с двухступенчатой очисткой воздуха: первая ступень очистки — инерционная решетка 12, вторая — сменный фильтрующий элемент 10. Фильтрующий элемент изготовлен из специального пористого картона, обладает низким сопротивлением впуска и высокой фильтрующей способностью. На фильтре имеются подводящий и отводящий патрубки и патрубок автоматического отсоса пыли. Отсос пыли из воздушных фильтров осуществляется за счет энергии выхлопных газов.

Воздух через заборник поступает для предварительной очистки в первую ступень фильтра (с инерционной решеткой). В результате резкого изменения направления потока воздуха в инерционной решетке крупные частицы пыли отделяются и выбрасываются в атмосферу вместе с отработанными газами. Предварительно очищенный в первой ступени воздух попадает во вторую ступень со сменным картонным фильтрующим элементом для более тонкой очистки, где проникает через поры картона, оставляя на поверхности мелкие частицы пыли.


Рис. 41. Система питания двигателя воздухом и выпуск газов:

1 — воздухозаборник фильтра; 2 — фильтр воздушный; 3 — шланг отбора воздуха к компрессору; 4 — патрубок впускной; 8 — шланг к турбокомпрессору; 6 — труба отсоса пыли из фильтров; 7 — турбокомпрессор; 8 — патрубок выпускных труб; 9 — крышка воздушного фильтра; 10 — фильтрующий элемент; 11 — корпус фильтра; 12 — инерционная решетка; 13 — гайка; 14 — передняя выпускная труба; 15 — цилиндр включения вспомогательной тормозной системы; 16 — вилка штока; 17 — вспомогательная тормозная система; 18 — задняя выпускная труба; 19 — рычаг заслонки отключения эжекции; 20 — заслонка отключения эжекции; 21 — патрубок задний; 22 — рычаг оси заслонки; 23 - ось заслонки; 24 — заслонка; 25 — корпус, 26 — палец заслонки; 27 - подшипник оси заслонки, 28 — крышка; 29 — датчик сигнализации засоренности воздушных фильтров

Окончательно очищенный воздух нагнетается турбокомпрессором в цилиндры двигателя.

Обслуживать картонный фильтрующий элемент следует по загоранию контрольной лампы сигнализации засоренности воздушного фильтра, а при отсутствии датчика через одно ТО-1.

Датчики сигнализации засоренности воздушного и масляного фильтров подключены параллельно к одной контрольной лампе на панели приборов. При загорании контрольной лампы следует, поочередно отключая провода от датчиков установить, какой из фильтров необходимо обслужить.

Вместо датчика сигнализации засоренности воздушных фильтров может устанавливаться индикатор засоренности. Сигнализирующим устройством индикатора является барабан с чередующимися по окружности полосками красного цвета, которые видны через прозрачное окно при срабатывании индикатора.

Перед началом эксплуатации сигнализирующий барабан индикатора устанавливается в исходное (рабочее) положение поворотом крышки до упора в направлении, указанном стрелкой.

Когда засоренность воздушных фильтров становится предельно допустимой (разрежение во впускном патрубке возрастает до 500 мм водяного столба, в окне индикатора появляется ярко-красная окраска), требуется проведение обслуживания воздушных фильтров. После обслуживания сигнализирующий барабан индикатора установить в исходное (рабочее) положение.

Система выпуск отработавших газов

Особенностью системы выпуска газов двигателей ЯМЗ-238Л и ЯМЗ-238Н является отсутствие глушителя. Устанавливаемая на двигателе турбина поглощает часть энергии отработанных газов и тем самым снижает шумность выхлопа.

Очистка воздуха ограничивает попадание в цилиндры двигателя пыли, которая содержится в окружающем воз­духе.


Рис. 39. Способы очистки воздуха:

а — фильтрующий: б — инерционный с поступательным движением потока воздуха; в — центробежный; г — контактно-фильтрующий;

1 — фильтрую­щие элементы; 2 — циклон; 3 — выходная горловина для примесей; 4— на­правляющая труба; 5 — масло.

Содержание пыли в воздухе колеблется в зависимости от условий работы трактора. Так, при движении по асфаль­тированной дороге в городе засасываемый в двигатель воздух содержит 0,0003 г/м 3 пыли, при движении по пыль­ной дороге —0,1 г/м 3 и при работе трактора в особо пыль­ных условиях — 1,3. 1,6 г/м 3 .

Содержащаяся в воздухе пыль состоит на 75 % из крем­незема, который, попадая в двигатель, приводит к весьма интенсивному износу кривошипно-шатунного механизма и других деталей двигателя. При отсутствии очистки воз­духа износ трущихся поверхностей двигателя возрастает в 4. 10 раз. Современные воздухоочистители улавливают примерно 95. 99 % пыли, содержащейся в воздухе.

Чтобы не снижать наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом, воздухоочистители должны обладать как можно меньшим сопротивлением. Сопротивление совре­менных воздухоочистителей составляет 4. 5 кПа.

Существует несколько способов очистки воздуха .

При фильтрующем способе очистки (рис. 39, а) воздух проходит через фильтрующие элементы 1, которые не про­пускают частицы пыли, превосходящие по своим размерам ячейки (поры) фильтра.

Инерционный способ очистки (рис. 39, б) основан на использовании сил инерции для выделения из воздуха сравнительно тяжелых частичек. Когда неочищенный воз­дух движется вниз по прямому трубопроводу, на отдельные частички действуют сила от поступательно движущегося вниз воздушного потока (сила всасывания) и сила тяжести; частички движутся ускоренно. При движении воздуха вверх подъемная сила частичек ослабевает: от силы посту­пательно движущегося вверх воздушного потока вычитается сила тяжести частичек, частички движутся замедленно.


Рис. 40. Схема тракторного комбини­рованного воздушного фильтра:

1 — сетка воздухозаборника; 2 — направ­ляющая крыльчатка; 3 — воздухопровод; 4 — полость для очищенного воздуха; 5 — фильтрующие элементы; 6 — лейка; 7 — масляная панна; 8 — чаша масляной ван­ны; 9 — поддон; 10 — выходной патрубок; // — окна для автоматического выброса пыли.

Кроме этого, в момент измене­ния направления движения воз­душного потока на частички дей­ствует центробежная сила, ко­торая и осаждает их на дно ко­лена.

На рисунке 39 в показана центробежная очистка воздуха в циклоне. Неочищенный воздух поступает в циклон 2 по каса­тельной к его внутренней ци­линдрической поверхности и по­лучает вращательное движение. Под действием центробежной си­лы частицы пыли прижимаются к внутренней стенке кор­пуса циклона и вместе с потоком воздуха движутся по спирали вниз. В середине циклона поток воздуха резко меняет направление. Чистый воздух, находящийся в центре циклона, обладает меньшей инерцией, легко меняет направ­ление и по направляющей трубе 4 поднимается вверх. Частицы же пыли под действием силы тяжести и центро­бежных сил продолжают движение вниз и, скользя по конической поверхности циклона, выбрасываются через горловину 3.

Очистка воздуха на тракторных двигателях осуще­ствляется комбинированными воздушными фильтрами (воз­духоочистителями).

Схема тракторного комбинированного воздухоочисти­теля показана на рисунке 40. Засасываемый в цилиндр воздух проходит через сетку 1 воздухозаборника и при помощи направляющей крыльчатки 2 завихряется. При этом частота вращения воздушного потока может достигать (10..12) 10 3 мин -1 . Под действием центробежных сил круп­ные частички пыли (до 65 % всей пыли) автоматически выбрасываются из воздухоочистителя через окна 11.

Далее воздух, прошедший первую ступень очистки, по воздухопроводу 3 опускается вниз к масляной ванне 7. Под напором вращающегося воздушного потока масло не­прерывно вытесняется из чаши 8 масляной ванны. Частички пыли в чаше захватываются маслом и вместе с ним посте­пенно перемещаются по поверхности чаши вверх. Затем масло из чаши поступает в поддон 9 и там отстаивается.

Поток воздуха после контакта с маслом лишается еще значительной части пыли и увлажняется. Направление дви­жения воздуха благодаря чаше резко меняется. Теперь воздух с капельками масла проходит через фильтрующие элементы 5. Масло увлажняет фильтры и тем самым спо­собствует лучшей очистке воздуха от оставшейся мелкой пыли. С фильтрующих элементов масло стекает на стенки воронки 6 и далее в поддон. Пройдя фильтрующие эле­менты, очищенный воздух поступает в полость 4 и через вы­ходной патрубок 10 в цилиндры.

Таким образом, рассмотренный тракторный воздухоочи­ститель имеет три ступени очистки: инерционную в воздухо­заборнике, контактную в поддоне и фильтрующую. Неко­торые тракторные воздухоочистители имеют только две ступени очистки: инерционную в циклонах и фильтрующую.

Гидравлическая система трактора – совокупность устройств для преобразования и передачи крутящего момента от двигателя к рабочим органам машины. Она позволяет оператору выполнять задачи с использованием прицепного и навесного оборудования, регулировать функциональность основных механизмов.

  1. Устройство
  2. Схема гидравлической системы трактора
  3. Принцип работы гидравлической системы трактора
  4. Неисправности гидравлической системы трактора
  5. Диагностика гидравлической системы трактора

Система подачи воздуха на бензиновых двигателях


Сразу отметим, что останавливаться на моторах, которые оборудованы устаревшей карбюраторной системой, мы не будем. Речь пойдет о ДВС с инжектором. В качестве примера давайте рассмотрим общее устройство системы подачи воздуха на модели авто с инжекторным двигателем.

Добавим, что хотя на разных моделях отечественного и иностранного производства схема реализации может несколько отличаться, общий принцип и конструкция остаются одинаковыми.

Система подачи воздуха состоит из следующих базовых элементов:

  • воздухозаборник;
  • воздушный фильтр в корпусе;
  • впускной патрубок (патрубок впускной трубы);
  • дроссельный патрубок;
  • ресивер;

Следующим элементом является корпус воздушного фильтра и сам фильтр, который установлен внутри него. Обычно на большинстве автомобилей корпус с фильтром устанавливается в передней части моторного отсека, дополнительно под корпусом могут использоваться резиновые уплотнители-опоры. Что касается фильтра, фильтрующий элемент обычно является бумажным, площадь фильтрующей поверхности максимально увеличена.

В корпусе воздушного фильтра на многих авто также установлен важный электронный датчик ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Также этот датчик может располагаться и на других элементах системы до дроссельной заслонки.

Дроссельный патрубок крепится к ресиверу и дозирует объем воздуха, который подается во впускную трубу. За количество поступающего в мотор воздуха отвечает дроссельная заслонка, которая при помощи специального привода соединена с педалью газа. Еще на многих современных ТС педаль газа может быть электронной, то есть не имеет прямой связи с дроссельным узлом. В этом случае после нажатия на акселератор соответствующий сигнал подается на электродвигатель, управляющий дроссельной заслонкой.

Такое решение позволяет поддерживать и гибко изменять количество оборотов холостого хода тогда, когда дроссельная заслонка закрыта, то есть воздух идет в обход. Другими словами, РХХ управляет количеством воздуха, который подается по специальному каналу в обход закрытой дроссельной заслонки на холостом ходу.

Когда клапан-шток выдвигается полностью, его конусная часть перекрывает подачу воздуха мимо заслонки (клапан РХХ закрыт). Когда происходит его открытие, увеличивается количество воздуха, которое нарастает пропорционально степени смещения штока от седла. Общая степень перемещения штока напрямую зависит от количества шагов, которые выполнил шаговый электродвигатель.

После того, как двигатель прогреется, контроллер уменьшает количество подаваемого воздуха через РХХ и стремится всегда поддерживать строго определенную частоту вращения коленвала, однако на многих авто при изменении нагрузки в режиме ХХ блок управления все еще способен кратковременно повысить обороты.

Еще отметим, что когда водитель выключает зажигание, ЭБУ сначала переводит шток РХХ в закрытое положение, после чего приоткрывает клапан на нужное количество шагов, чтобы создать условия в виде достаточной подачи воздуха для нормального запуска агрегата в момент повторного пуска ДВС.

Как сделать гидравлику самостоятельно?

Часто самодельная гидравлика для трактора не уступает по мощности и надежности сошедшим с конвейера системам.

Однако её разработка и сборка требуют большого труда, терпения и временных затрат. Важно также в мельчайших подробностях знать, как работает гидравлика на тракторе. Но подобное трудоёмкое усовершенствование собственного трактора имеет и ряд преимуществ:


  • существенное увеличение прочности конструкции;
  • возможность со старта настроить технику и все рабочие процессы под свои потребности;
  • более рациональное распределение крепежей;
  • возможность увеличить число используемого навесного оборудования, прицепных орудий для обработки почвы.

Типы компрессоров

Ротационные нагнетатели, развивающие избыточное давление до 0,28 – 0,3 МПа (при атмосферном давлении на входе), называют воздуходувками, а создающие более высокое давление — компрессорами.

Ротационный компрессор и воздуходувки имеют ряд преимуществ перед поршневыми:
уравновешенный ход из-за отсутствия возвратно-поступательного движения;
возможность непосредственного соединения с электродвигателем;
равномерная подача газа;
меньший вес конструкции;
отсутствие клапанов.

Вместе с тем, по сравнению с поршневыми, ротационные компрессоры имеют более низкий механический КПД, развивают более низкое давление, требуют более высокой точности изготовления.

Наибольшее распространение в различных отраслях пищевой промышленности получили два типа ротационных машин:

Ротационно пластинчатые компрессоры – применяются для создания относительно высокого давления (0,3 – 0,4 МПа). Если установить последовательно два ротационных пластинчатых компрессора с промежуточным охлаждением воздуха, то можно обеспечить давление до 0,7 МПа и более. Одноступенчатый пластинчатый компрессор работая как вакуум-насос, может создавать вакуум до 90%, а при особой тщательности изготовления и монтажа – до 95%.


Ротационный винтовой компрессор в настоящее время в основном используется в холодильной технике. Принцип его работы схож с работой винтового насоса и состоит в следующем. Когда вращаются винты, то на стороне выхода зубьев из зацепления освобождаются так называемые впадины – полости между зубьями. Из-за создаваемого компрессором разрежения эти полости заполняются паром, поступающим из всасывающего патрубка В момент, когда на противоположном торце роторов полости полностью освобождаются от заполняющих их зубьев, объем полости всасывания достигает максимальной величины. Пройдя всасывающее окно, полости разъединяются с камерой всасывания.

По мере входа зуба ведомого ротора во впадину ведущего занимаемый газом объем уменьшается и газ сжимается. Процесс сжатия паров в парной полости продолжается до тех пор, пока уменьшающийся объем со сжатым паром не подойдет к кромке окна нагнетания.

Ротационный компрессор с двумя вращающимися поршнями используется как низконапорные воздуходувки с избыточным давлением 0,06 – 0,08 МПа. Такой компрессор, работая как вакуум насос, создает вакуум до 70%.

Устройство ротационного компрессора


Ротор компрессора 2 расположен эксцентрично в цилиндре. В роторе сделаны радиальные прорези, в которых свободно перемещаются пластины 5. Вокруг цилиндра расположена водяная рубашка 4 для охлаждения компрессора. При вращении ротора по часовой стрелке через патрубок 1 происходит всасывание, а через патрубок 6 – нагнетание газа.

Благодаря эксцентричному расположению ротора при его вращении образуется серповидное пространство, разделенное пластинами на отдельные камеры. Пластины выходят из пазов ротора вследствие действия центробежной силы и прижимаются к стенкам цилиндра.

Ротационный компрессор принцип работы

Так как крышки компрессора примыкают к торцевым поверхностям ротора с малым зазором, отдельные камеры, на которые делится серповидное пространство, оказываются изолированными, увеличивающимися до некоторого объема 3, а затем уменьшающимися.

Вследствие того, что объем газа в камерах левой части серповидного пространства увеличивается, всасывание происходит через патрубок 1, а нагнетание через патрубок 6, так как при дальнейшем перемещении ротора происходит уменьшение объема газа в камерах и его выталкивание.


Для уменьшения трения центробежная сила пластин воспринимается двумя разгрузочными кольцами 2, которые охватывают пластины и свободно вращаются в цилиндре. В зазор между внешней поверхностью разгрузочных колец и внутренней поверхностью выточек в цилиндре через отверстия подается масло. Число пластин в таких компрессорах обычно бывает не менее двадцати, чтобы уменьшить перепад давления между камерами и этим ослабить перетекание газа и увеличить объемный КПД.

Для предотвращения чрезмерного износа цилиндра и пластин, окружная скорость на внешней кромке пластин должна быть не больше 10 – 12 м/с. Для обеспечения плотного прилегания пластин к внутренней поверхности цилиндра необходимо, чтобы минимальная окружная скорость была в пределах 7-7,5 м/с. Поэтому изменение частоты вращения ротационных компрессоров допустимо только в определенных пределах.

Воздуходувки


В качестве воздуходувок чаще всего применяется ротационный компрессор с двумя вращающимися поршнями.

Такие компрессоры могут применяться и как вакуум насосы, например во всасывающих системах пневмотранспорта зерна и солода на пивоваренных и спиртовых заводах.

Конструкция такого компрессора состоит из корпуса 3, в котором вращаются в противоположных направлениях два поршня 4, профилированных в виде восьмерок с циклоидальным зацеплением. Привод осуществляется с помощью зубчатой передачи.

В процессе вращения поршни непрерывно соприкасаются, разделяя объем корпуса на отдельные камеры. Воздух всасывается через патрубок 5, а затем при повороте роторов он попадает в замкнутую камеру 1 (заштрихованную на рисунке) и, не меняя объема, перемещается к нагнетательному патрубку 2, через который выталкивается в нагнетательный трубопровод или наружу.

Недостатками ротационных компрессоров с двумя вращающимися поршнями считают существенное уменьшение объемного КПД при малейшем увеличении зазоров, а так же сильный шум, который создают воздуходувки во время работы.

Видеоматериалы

Ротационный компрессоры бывают нескольких типов – это ротационной винтовой тип компрессора, ротационный пластинчатый тип компрессора и воздуходувки.

Оборудования этого вида относится к объемному типу компрессоров и осуществляет работу по нагнетанию воздуха за счет сжатия вещества с помощью вращающегося ротора.

Компрессор МТЗ, его устройство и рабочий цикл


Тракторный компрессор выполнен по одноцилиндровой технологии, имеет поршневой тип и одноступенчатое строение. Монтаж его производится по левой стороне, прямо на распределительный кожух двигателя. В действие агрегат приводится за счёт активизации шестерёнки на топливном насосе, передающей движение на ведомую шестерёнку коленвала посредством промежуточной шестерни.

Сам же компрессор трактора МТЗ включает в себя такие комплектующие:


  • Цилиндр, картер и прокладка;
  • Ограничитель и клапан нагнетательного типа;
  • Штуцер и пробка;
  • Цилиндровая головка, крепёжный болт и шайба;
  • Клапан всасывающего типа и его крепление.

Рабочий цикл агрегата проходит следующим образом. От функционирующего двигателя привод переходит на коленвал компрессора. Его поршень начинает своё движение вверх, постепенно сжимая воздух, переходящий в нагнетательный канал посредством особого клапана, из которого по комплексу трубопроводов он устремляется к воздушному баллону. При достижении наивысшего в нём давления, составляющего порядка 7,5 кгс/см2, активизируется регулятор давления, разгружающий компрессор и приостанавливающий поступление воздуха в баллон. Если же давление падает примерно до 6,5 кгс/см2 контроллер срабатывает повторно и возобновляет поступление воздушных потоков в пневмосистему МТЗ.


1 – рукоятка включения привода; 2 – коленчатый вал; 3 – шатун; 4 – цилиндр; 5 – поршневые кольца; 6 – головка цилиндров; 7 – нагнетательный клапан; 8 – всасывающий клапан; 9 – поршень; 10 – поршневой палец; 11 – картер; 12 – подшипник; 13 – промежуточная шестерня; 14 – ось.

Назначение воздухоочистителя

Практически все люди ежедневно дышат домашней пылью. Она только кажется безопасной, постепенно создавая различные проблемы со здоровьем. Сама по себе пыль довольно часто приводит к осложнениям и сбоям функций дыхательной системы. Кроме того, воздействие пыли может вызвать воспалительные процессы в слизистых оболочках и привести к различным кожным заболеваниям. Вероятность заболеваний из-за пыли значительно повышается при ослабленной иммунной системе, не справляющейся с защитой организма.


Еще больший вред наносится не самой пылью, а всевозможными бактериями и другими микроорганизмами, содержащимися в ней. Многие из них являются болезнетворными и представляют серьезную опасность для здоровья.
Задача обеспечения чистого и свежего воздуха успешно решается путем использования очистителей воздуха. Все типы воздухоочистителей способствуют гарантированному и качественному очищению воздушного пространства помещений.

Для начала приведём схему левой стороны (по ходу движения трактора) двигателя и дадим краткое её описание.


Тут все просто: размещение топливной системы, среднего дефлектора, выпускных и впускных трубопроводов, а также свеч подогрева всасывающего трубопровода. В лобовой части находится вентилятор оси с генератором, и горловина для залития масла, там же расположен и счетчик моточасов и щуп для замера уровня масла.

Теперь давайте рассмотрим схему правой стороны.


Конструкция правой стороны немного проще, тут всего лишь размещен стартер, привод декомпрессора, рампа форсунок и кожух вентилятора.

Принцип работы

Рабочий цикл состоит из четырех стандартных тактов: впуск (подача) топлива, сжатие, выполнение рабочего хода и выпуск отработанного. Блок-картер – основа двигателя, он изготовлен из сплавов серого чугуна.

Внутри блока применяют специальные опоры и отверстия для монтажа шатунного механизма и системы газораспределения и собственно сам блок головок цилиндров. Максимальная мощность Д-21 составляет 25 лошадиных сил.

Сначала дизельное топливо очищается с помощью специального фильтра грубой очистки, затем проходит через систему фильтрации со сменными бумажными фильтрами и подаётся в цилиндр. Вместе с топливом подается и воздух, который проходит через четырехступенчатый воздухоочиститель.

В двигателя для трактора т-25 используется комбинированная система смазки деталей: разбрызгивание и под давлением. Насос она основе зубчатых колес от коленвала, создает давление в магистрали маслопроводов. Очищение, которого происходит благодаря полно поточной центрифуге.

Для дополнительного уплотнения между картером и каждым цилиндром используется специальная медная прокладка.

На нижней плоскости головки имеется выточка в форме цилиндра, которая служит для её посадки на обработанную поверхность цилиндра. Сверху головок крепятся крышки клапанов с помощью шпилек отлитых из алюминиевого сплава.

Возможная проблема с вибрацией

Если у Вас возникла проблема с дополнительной вибрацией, то проблема скорее всего в механизме уравновешивания. Он состоит из специального валика с противовесами.
И служит для уравновешивания двигателя и регулирования его противовеса.

Комбинированный воздухоочиститель с масляной ванной представлен на рисунке 1, а.


Рис. 1. Комбинированные воздухоочистители:

а — с масляной ванной; б — с бумажными фильтр-патронами; 1 — отверстие; 2 — центробежный пылеотделитель; 3 — камера; 4 — лопатки (завихрители); 5 — сетка; 6, 13 — трубы; 7 — головка; 8 — корпус; 9 — поддон; 10 — капроновая щетина; 11, 12 — фильтрующие элементы; 14 — крышка; 15 — кольцо крышки; 16 — кольцо инерционной решетки; 17 — кожух; 18 — бункер; 19 — трубка; 20 — эжектор; 21 — основной фильтр-патрон; 22 — предохранительный фильтр-патрон; 23 — индикатор засоренности.

Устройство. Воздухоочиститель состоит из корпуса 8 и головки 7. Нижняя часть корпуса закрыта поддоном 9 с масляной ванной. Внутри корпуса находятся центральная труба 6, капроновая щетина 10, а в головке — фильтрующие элементы 11 и 12 из пенополиуретана с порами диаметром 1,8 и 0,8 мм. На верхнем конце трубы 6 укреплен центробежный пылеотделитель 2. Действие. Когда в цилиндрах двигателя происходит такт впуска и клапаны открывают отверстие впускной грубы, соединенной с воздухоочистителем, в его корпусе давление воздуха понижается. В результате этого атмосферный воздух проходит через сетку 5, оставляя на ней крупные примеси — насекомых, семена растений и т. д., а затем попадает на неподвижные лопатки (завихрители) 4, поставленные под углом к движению воздуха, и получает вращательное движение с частотой до 4000…6000 мин -1 .

Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают частицы пыли к стенкам очистителя. Поднимаясь вместе с потоком воздуха, частицы пыли накапливают кинетическую энергию. Вверху очистителя поток воздуха изменяет свое направление на 180° и поступает в трубу 6, а пыль под действием накопленной кинетической энергии продолжает движение вверх и вылетает через отверстия 1обратно в атмосферу. В этом очистителе — первой ступени очистки — удаляется до 68 % пыли, поступившей с воздухом.

Поток воздуха, выйдя из центральной трубы и столкнувшись с поверхностью масла, налитого в ванну поддона 9, меняет направление движения и устремляется вверх. При этом масло разбрызгивается и увлекается потоком воздуха из масляной ванны, а частицы пыли прилипают к покрытой масляной пленкой поверхности ванны и капелькам масла, образующим в поддоне масляный туман.

Чтобы поверхность ванны не оставалась без масла, в нижней ее части (а иногда и сбоку) сделаны отверстия, через которые масло из поддона поступает в ванну.

После прохождения воздуха через эту вторую ступень очистки из него удаляется уже до 80 % пыли. Дальше воздух проходит через третью ступень очистки — фильтр из капроновой щетины 10. Масло, подхваченное воздушным потоком, смачивает фильтр, и оставшиеся частицы пыли задерживаются в нем. Избыток масла стекает в поддон, унося с собой частицы пыли. Так происходит самоочищение фильтра от пыли.
После третьей ступени очистки воздух проходит через фильтры из пористого пенополиуретана 11 и 12, на которых также оседает пыль. Таким образом, после прохождения всех четырех ступеней очистки воздух теряет 99,6…99,7 % принесенной с собой пыли. Это означает, что коэффициент пропуска пыли таким воздухоочистителем равен 0,4…0,3.

С течением времени фильтры воздухоочистителя забиваются пылью и воздух с трудом проходит через них. Это ведет к снижению мощности двигателя, и поэтому такие фильтры нужно промывать.

Комбинированный воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами приведен на рисунке 1, б.
Устройство. Воздухоочиститель этого типа имеет две ступени очистки: первая служит для удаления из воздуха крупных частиц пыли, вторая — самых мелких.

Первая ступень очистки состоит из инерционной решетки с кольцами 16, установленной в кожухе 17, закрытом сверху крышкой 14, и защитной сетки 5.

Второй ступенью очистки служит бумажный фильтр-патрон — основной 21 и предохранительный 22 (установленные в корпусе 8). Фильтрующие элементы патронов изготовлены из специального высокопористого картона.

Такие фильтры задерживают самые мелкие частицы пыли, находящейся в воздухе, поступающем в цилиндры.

Действие. Воздух, пройдя через сетку 5, кольцом 15 крышки 14 направляется к кольцам 16 инерционной решетки, по которой крупные частицы пыли вследствие резкого изменения направления движения потока воздуха по инерции ссыпаются в бункер а воздух направляется на вторую ступень очистки.

Пыль, попавшая в бункер, при помощи эжектора 20, под действием отработавших газов отсасывается по трубке 19 и выбрасывается в атмосферу через выпускную трубу.

Освободившись от крупных примесей ныли, воздух попадает внутрь корпуса 8, проходит через основной и предохранительный фильтр-патроны и освобождается от мелких примесей пыли. Пыль оседает на поверхности основного фильтр-патрона, а предохранительный является только защитой на тот случай, если будет поврежден основной фильтр-патрон.

По мере работы воздухоочистителя фильтр-патроны засоряются и воздух будет проходить с большим трудом, нарушая нормальное действие двигателя. Поэтому его необходимо очищать продувкой сжатым воздухом под давлением 0,2 МПа вначале с внутренней, а затем с наружной стороны. Степень засоренности фильтров воздухоочистителя можно определить по показаниям индикатора 23. При засоренности фильтр-патрона сверх допустимой величины и повышения при этом в коллекторе перепада давления воздуха в окне индикатора появится ярко-красный цвет.


Комбинированный циклонный воздухоочиститель представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Комбинированный циклонный воздухоочиститель:

1 — труба; 2 — корпус; 3 — сетка; 4 — фильтрующая пластина; 5 — кассеты; 6 — циклон; 7 — поддон; 8 — выпускная труба; 9 — эжектор; 10 — трубка; 11 — окно; 12 — отсосная труба.

Устройство. Основная часть воздухоочистителя — корпус 2, внутри которого установлены циклоны 6, стальные или пластмассовые трубки, несколько сужающиеся книзу и имеющие окно 11. В верхней крышке циклона вставлена короткая трубка 10. Количество циклонов (9, 30 или 42) в воздухоочистителе зависит от количества воздуха, проходящего через него. Над перегородкой, в которую вставлены циклоны, находятся кассеты 5 с проволочной путанкой и пластина 4 из пенополиуретана. В нижней части корпуса укреплен поддон 7, куда выходят нижние концы циклонов.

Очищенный до 98 % воздух по трубкам циклонов поступает на третью очистку — кассеты 5, а затем и на четвертую — пластину 4 из пенополиуретана. Затем воздух, очищенный до 99,9 %, по внутренней трубе 1 направляется в цилиндры двигателя.

Пыль, попавшая из циклонов в поддон, по отсосной трубе 12 при помощи эжектора 9 уносится и выбрасывается в атмосферу вместе с отработавшими газами через трубу 8.

Действие эжекторного устройства основано на том, что при движении отработавших газов по суживающейся трубе 8 скорость воздуха возрастает, а давление падает.

В узком сечении выпускной трубы и установлен конец отсосной трубы 12. По ней в поддон передается разрежение, и под его действием удаляется пыль. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]

Читайте также: