Замена втулки вентилятора охлаждения

Обновлено: 17.05.2024

При майнинге видеокарты подвергаются высоким нагрузкам и потребляют внушительное количество электроэнергии на единицу площади.

Для отвода тепла, выделяющегося от электронных компонентов работающих видеокарт, в особенности от графического процессора, чипов памяти и цепей питания используются кулера, включающие в себя радиаторы с тепловыми трубками (в дешевых системах без трубок) и вентиляторы.

Как устроены современные вентиляторы систем охлаждения?

Все вентиляторы, использующиеся в современных системах охлаждения являются бесщеточными (бесколлекторными).

Они представляют собой неподвижный статор с несколькими электрическими обмотками и подвижный ротор с постоянным магнитом, приклеенным внутри подвижных лопастей:

Фото ротора от вентилятора модели GA91S2U фирмы Apistek, который применяется на видеокартах Palit, ASUS, Radeon R9 и других фирм (видно вклеенный в лопасти круглый постоянный магнит черного цвета и установленные в ходе модернизации на ось лопастей шарикоподшипники):


Вращательное движение вызвано отталкиванием постоянного магнита ротора от поля, образованного обмотками статора:


Кинематическая схема бесщеточного вентилятора:


Вентиляторы, использующиеся в системах охлаждения видеокарт

В видеокартах используются бесщеточные вентиляторы с малыми размерами и массой.

В дешевых моделях используют подшипники скольжения, а в более солидных – шарикоподшипники (подшипники качения).

Кроме использующихся подшипников, у современных качественных вентиляторов используют специальные материалы, которые меньше электризуются и притягивают пыль.

Как правило, чем больше диаметр вентилятора и больше у него лопастей, тем он эффективннее.

Очень хорошие вентиляторы с шарикоподшипниками у видеокарт AMD от компании Sapphire, а у Nvidia неплохие вентиляторы у видеокарт ASUS, хотя они требуют модернизации путем установки шарикоподшипников.

Фото статора вентилятора GA91S2U (вид сверху со снятым ротором):


Фото статора вентилятора GA91S2U (вид снизу):


Статор вентилятора Power Logic PLD092310S12HH, часто применяющегося у видеокарт производства Gigabyte (вид снизу):


Статор (слева, вид сверху) и ротор с лопастями (вид снизу) вентилятора PLD092310S12HH у видеокарт Gigabyte:


Какие поломки чаще всего случаются в механической части вентиляторов?

В связи с круглосуточной работой вентиляторы системы охлаждения со временем изнашиваются и приходят в негодность.

Если окаменевшую термопасту и прокладки между чипами памяти и питания заменить может практически любой человек с прямо стоящими руками, то вентиляторы требуют более внимательного и взвешенного подхода.

Можно заменить их полноценными аналогами, починить и одновременно модернизировать (заменив подшипники скольжения на шарикоподшипники), либо заменить на полностью другие модели (лучше более производительные).

Замена полноценными аналогами дорога и требует долгого времени ожидания после заказа у продавца.

Исходя из этого ремонт и замена на другие модели вентиляторов являются более предпочтительными способами ремонта вентиляторов для майнеров.

Как правило, в вентиляторах загрязняется и высыхает смазка в подшипнике, соединяющем подвижные лопасти с неподвижным статором.

Эту неисправность можно довольно легко устранить, аккуратно сняв лопасти вентилятора.

Это нужно делать, прикладывая равномерные снимающие усилия вверх с противоположных сторон нижней части лопастей. Нужно быть очень аккуратным, чтобы не отломать лопасти и не повредить ротор и его электронику.

Можно поддевать лопасти снизу двумя плоскими отвертками, но при этом нужно обращать внимание на то, чтобы не повредить электронные компоненты вентилятора.

Замена неисправного штатного вентилятора видеокарты на более мощный

Замена неисправного штатного вентилятора видеокарты в майнинг-ригах на более мощный особенно оправдана в случае использования однокулерных моделей видеоускорителей.

В этом случае установка вентилятора с более сильным воздушным давлением значительно улучшит температурный режим видеокарты и позволит получить большую отдачу от майнинга, сохранив (или заменив неисправную) штатную систему охлаждения (вентилятор).

Для замены нужно снять штатный вентилятор и прикрепить стяжками другой вентилятор, обеспечив необходимое ему питание, чаще всего от отдельной линии 12 В питания БП.


Хорошим вариантом для установки в таком случае служит, к примеру, 120 мм вентилятор на 1200 об/мин. с воздухоотдачей 45CFM, доступный на AliExpress:


Видеокарты R9 290 в риге с нештатными вентиляторами-франкенштейнами:


Периодичность ремонта и очистки майнинг ригов и самых загрязненных их частей зависит от загрязненности воздуха и условий эксплуатации.

Профилактическую очистку вентиляторов (продувку) желательно делать не реже одного раза в квартал.

Постоянно работающие вентиляторы более всего загрязняются из-за того, что при трении лопастей об воздух они электризуются и притягивают к себе пыль и грязь, летающую в воздухе.

Хорошие модели видеокарт могут выдерживать более долгие сроки между профилактическими смазками, но от продувки/очистки их от пыли может защитить только совершенно чистое помещение.

У видеокарт, которые в вентилях имеют подшипники качения (шарикоподшипники), дополнительная очистка и смазка необходимы только в случае наличия проблем с вращением. Любые модели с подшипниками скольжения примерно за год вырабатывают свою смазку и требуют обслуживания.

Как правило, исправные шарикоподшипники служат в разы больше широко распространенных подшипников с втулками (гидроподшипники), но они и стоят немного дороже.

При проведении профилактических работ с вентиляторами кулеров видеокарт с подшипниками скольжения лучше демонтировать их втулки из статора и заменять их парой маленьких подшипников, которые можно заказать на AliExpress.

При заказе подшипников необходимо обращать внимание на следующие параметры:

Ra — чистота обработки поверхности;

ABEC- класс точности изготовления.

Чем меньше величина Ra и выше число ABEC, тем лучше. Это обеспечивает меньшее трение и шум, а также увеличивает их долговечность. Прекрасное сочетание для высокоскоростных подшипников — это ABEC-7 и Ra 0.2.

Самые лучшие подшипники имеют значение ABEC, равное 9, например, такие:


Исходя из опыта, для замены втулки на шарикоподшипники, хорошо подходят миниатюрные подшипники MR52 ZZ 2x5x2.5mm:


Прокладочные шайбы для уплотнения подшипников:


Перед монтажом новых шарикоподшипников в место установки нужно добавить смазку, например, типа ШРУС. Если не добавить смазки, то будет слышен сильный шум, похожий на треск.

Шарикоподшипники работают более шумно, чем подшипники на втулках, поэтому именно последние чаще ставятся в видеокарты для домашних компьютеров. На майнинг-ригах важнее обеспечить хорошее охлаждение, поэтому лучше ставить именно шарикоподшипники.

Ремонт и модернизация вентиляторов у видеокарт производства ASUS

Для очистки и модернизации вентиляторов системы охлаждения видеокарт производства компании Асус (а также любых других вентиляторов) нужно аккуратно снять лопасти ротора, а затем вынуть втулку, которая выполняет роль подшипника.

При демонтаже лопастей нужно быть очень аккуратным и снимать ротор точно в направлении, перпендикулярном плоскости вентилятора. В некачественных вентиляторах или при сильном перекосе при демонтаже можно отломать ось ротора:


Отломанную ось можно приклеить суперклеем или использовать ротор от другого неисправного вентилятора.

Для демонтажа втулки удобно использовать шуруп, который вкручивается во втулку:


Затем нужно потянуть за шуруп, удерживаемый плоскогубцами и вынуть втулку. При этом второй рукой нужно аккуратно удерживать статор так, чтобы не отломать его пластмассовых частей и не повредить обмоток и электронных компонентов на плате.

Фото вынутой из статора втулки и пластмассовых прокладок:


Затем нужно прочистить и смазать ось лопастей вентилятора, а также место, освободившееся после снятия втулки.

После этого внутрь вентилятора вставляют два подшипника и, при необходимости прокладочную шайбу (шайбы).

Для вентиляторов Асус два подшипника размером 2x5x2.5 mm имеют больший размер, чем втулка, поэтому вставки шайб производить не нужно.

Сравнение втулки вентилятора ASUS и двух подшипников 2x5x2.5 мм:


Модернизированный статор вентилятора, который использует на видеокартах компания ASUS со вставленными подшипниками качения:


Затем внутрь подшипников, вставленных в статор монтируется ось ротора с лопастями и он готов к работе.

Силы притяжения магнитов достаточно для надежного удержания лопастей и всей конструкции вентилятора при самых жестких условиях эксплуатации.

Ремонт вентиляторов T129215SU с помощью замены втулки на две пары подшипников рассматривается далее.

Ремонт и модернизация вентиляторов у видеокарт производства Gigabyte


Подготовка к снятию втулки подшипника скольжения:


Сверху втулки на статоре вентиляторов, применяющихся в видеокартах Gigabyte, находится пластмассовый уплотнитель-прокладка. Ее можно попробовать снять острым предметом.

В данном случае снятие производилось без предварительного демонтажа пластмассовой уплотнительной прокладки, в результате чего она разломилась надвое:


Это никоим образом не повлияет на работоспособность вентилятора, так как ротор будет притягиваться к статору и выпадения лопастей не произойдет даже при расположении вентилятора вниз ротором.

Демонтированная втулка, прокладка и разломанное надвое уплотнительное кольцо:


Сравнение размеров втулки вентилятора GA91S2U и двух подшипников MR52ZZ размером 2x5x2.5 мм:


Размер подшипников в данном случае немного меньше втулки, поэтому можно применить пластмассовую прокладочную шайбу, снятую ранее, либо другие шайбы.

Зазор, образованный в месте вставки двух подшипников качения вместо втулки небольшой (1-1,5 мм), поэтому им можно пренебречь:


Поломанную пластмассовую заглушку можно и не ставить, конструкция надежно скреплена благодаря притяжению магнитов. Фото собранного вентилятора:


У вентиляторов видеокарт Gygabyte с вентиляторами Everflow T129215SU иногда получается демонтировать статор с платы, тогда удается сохранить целыми все детали:


У них нужно применять подшипники 693ZZ размером 3х8х4 mm либо найти/выточить втулку подходящего размера ((D1 = 7,8 mm, D2 = 2 mm, L = 4,8 mm).

В интернете можно найти предложения по продаже новых ремонтных втулок из латуни для вентиляторов видеокарт.

В любом случае нужно самостоятельно проверить размеры втулки, установленной в вентилятор, чтобы точно знать внутренний диаметр (обычно 2 мм), наружный диаметр и высоту.

Фото втулки вентилятора T129215SU:


Фотография втулок подшипников скольжения от вентилятора. Применяемого фирмой Гигабайт PLD092310S12HH (справа) и Асус GA91S2U (слева):


Ремонт вентилятора T129215SU, использующегося в видеокартах Nvidia GTX1060 производства ASUS и некоторых других производителей можно произвести с помощью двух подшипников MR85ZZ плюс еще два подшипника MR52ZZ, которые вставляются внутрь больших:


Подшипники MR85ZZ и MR52ZZ, подготовленные для вставки в ротор:


После добавления смазки в место для подшипников, они туда устанавливаются, после чего в их отверстия можно вставить ось крыльчатки:


Что делать, если у вентилятора отломана ось?

Если у вентилятора отломана ось, ее можно приклеить суперклеем, либо взять две пары подшипников (маленькие будут вставляться в большие), например:

  1. MR85 MR85Z MR85ZZ 5x8x2,5 мм 675 675Z э L-850ZZ 5*8*2,5 мм;
  2. MR52 Z MR52ZZ MR52Z L-520ZZW52 2x5x2. 5 мм 2*5*2,5 мм

К крыльчатке прикручивают маленьким винтом М3х16 (предварительно нужно просверлить отверстие 2,5 мм) два подшипника MR85 (это будет импровизированная ось), а затем эту конструкцию вставляют в два подшипника MR52, которые служат втулкой вентилятора.

В вентиляторах с маленькими втулками, которые заменяются подшипниками MR52, можно просто вкрутить в крыльчатку винт с диаметром, совпадающим с отломанной осью и вставить его в два MR52.

Сначала нужно демонтировать втулку:


Затем вкручивают винт в крыльчатку:


Потом вставляют подшипники в предварительно смазанный статор:


Затем собирают весь вентилятор, соединяя ротор со статором. При этом вместо втулки будут установлены два подшипника, а вместо оси будет использоваться винт.

Заключение

Для большинства видов вентиляторов достаточно иметь в запасе подшипники MR52ZZ и 693ZZ, доступные для покупки на Алиэкспресс/Banggood.

Модернизированные вентиляторы, в которых вместо втулок-подшипников скольжения вставлены подшипники качения работают намного лучше.

Это связано с меньшим трением в шарикоподшипниках, которые оказывают меньшее сопротивление при вращении ротора. Это увеличивает ресурс работы вентилятора и промежуток времени, необходимый для проведения профилактических работ по смазке трущихся частей.

Для уменьшения шума от подшипников нужно ориентироваться на модели с высоким классом точности изготовления ABEC-7 или 9.

Вам также может понравиться


Об аварийном восстановлении BIOS на флеш-микросхемах SPI flash


3 января, 2021

Некоторые особенности дискретных видеокарт Intel DG1 c 4GB VRAM


12 сентября, 2021

Как восстановить подшипник скольжения компьютерного вентилятора?


Эта статья о том, как восстановить изношенный подшипник скольжения компьютерного вентилятора.

Хотя, способ этот известен давно и использовался при ремонте мелких электродвигателей задолго до появления компьютеров, но о нём почему-то мало кто помнит.

Самые интересные ролики на Youtube

Преждевременный износ подшипника скольжения может быть вызван разными причинами. Это может быть и отсутствие смазки в подшипнике, и несбалансированность ротора с пропеллером, но чаще всего, причина кроется в низкой точности изготовления деталей подшипника.

Более высокая точность обработки (меньшие допуски) требуют применения более точного оборудования, а так же дополнительных операций. Всё это приводит к удорожанию изделия. Поэтому, вентиляторы наиболее низкой ценовой категории могут сильно отличаться по величине радиального люфта и соответственно по ресурсу.

В этой связи, при покупке вентилятора, желательно проверить его на предмет биений и люфта. Здесь я уже описывал, как следует выбирать недорогой вентилятор.

Но, даже отсутствие большого радиального люфта не гарантирует длительной бесшумной работы кулера. Износоустойчивость подшипника скольжения сильно зависит от чистоты обработки взаимодействующих поверхностей подшипника. Если чистота обработки невелика, то ресурс подшипника также резко снижается.

Особенно сильно влияет на ресурс Fan-а чистота обработки поверхности оси подшипника, так как она изготавливается из более твёрдого материала (стали).

Хорошо обработанная поверхность оси подшипника имеет зеркальную или близкую к зеркальной поверхность. Если поверхность оси имеет заметные царапины и шероховатости, а вентилятор тарахтит даже со смазкой, то скорее всего в подшипнике слишком большой люфт.

В любом случае, если смазка вентилятора не дала ощутимых результатов, то можно попытаться восстановить разбитый подшипник путём устранения люфта.



Восстановлению подлежат подшипники скольжения, у которых внутри статора всего одна втулка подшипника. На картинке, это поз.1.

Более всего подвержена износу верхняя часть подшипника, поэтому, в большинстве случаев, достаточно восстановить только её.

Чтобы добраться до втулки подшипника, нужно разобрать вентилятор, как описано здесь. Или здесь, если вентилятор относится к так называемым неразборным вентиляторам.

Неразборные вентиляторы – одни из самых бюджетных вентиляторов и поэтому восстановление их подшипников может понадобиться раньше, чем даже истратится смазка.

Необходимые инструменты.



Для восстановительных работ понадобятся следующие инструменты и приспособления.

  1. Стальная плита-подставка.
  2. Боёк – стальной прутик с отверстием на конце.
  3. Опорная втулка – втулка Ø8х10мм или около того.
  4. Молоток 200гр или около того.
  5. Шарик Ø6мм или около того.

Восстановление подшипника скольжения.


На схеме показано положение вентилятора и вспомогательных приспособлений при восстановлении втулки подшипника.

На массивную стальную плиту устанавливаем опорную втулку, служащую опорой втулке подшипника.

Корпус вентилятора устанавливаем на опорную втулку так, чтобы втулка подшипника плотно прилегала к опорной втулке.

В верхнее отверстие втулки подшипника вкладываем стальной шарик.

Шарик прижимам к втулке подшипника бойком.

Боёк представляет собой стальной пруток, на конце которого просверлено отверстие, позволяющее зафиксировать положение бойка на шарике.

После того, как вся эта пирамида построена, плотно прижимаем всю конструкцию бойком так, чтобы вектор силы был направлен строго вниз и затем наносим молотком несколько лёгких ударов по бойку.



После нанесения нескольких ударов, проверяем, насколько изменился радиальный люфт. Для этого вставляем в отверстие подшипника ось вентилятора и покачиваем её из стороны в сторону. Эти операции повторяем до тех пор, пока не почувствуем, что ось входит в отверстие достаточно плотно.



После этого вставляем ось в подшипник на глубину несколько миллиметров и прокатываем (обкатываем) отверстие осью, совершая круговые движения.

Ось при этом должна не поворачиваться во втулке, а катиться по внутренней поверхности втулки подшипника.

Указанные выше операции можно повторить несколько раз до получения минимального люфта при сохранении свободного вращения подшипника.



На картинке условное изображение подшипника с радиальным люфтом.



В результате предпринятых мер, внутренняя поверхность втулки подшипника претерпевает изменения наподобие тех, что показаны на рисунке.

Так как после восстановления втулки, рабочая поверхность подшипника значительно уменьшается, то можно применить смазку с более высокой вязкостью, чем обычно.

Если выбор смазочных средств ограничен, то можно смешать смазки с высокой и низкой вязкостью для получения подходящих свойств. И хотя это не совсем корректный способ, но, за неимением гербовой, иногда приходится писать на простой…

Близкие темы.

Любая ссылка, представленная на сайте, проходит проверку на предмет трэшевости, но при этом может не иметь никакого отношения к теме сайта. Хотя, и статьи, размещённые на сайте, тоже часто этим страдают. :) И в завершение новостей о погоде: в Сан-Франциско предательски тепло, в деревне Гадюкино дожди.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (21)

во,во! я так домашние винтеляторы востанавливал, хотел расплюснуть немного, а там в латунь графит добавляется, втулки подшипника просто раскололись( зато с другим вентилятором прокатило)) этот способ я сам изобрел, инета у меня еще небыло…)) и шариком я непользовался…

Добрый день. Сегодня хочу вкратце поделиться своим личным кустарным опытом обслуживания и ремонта (реставрации) кулеров, слаботочных двигателей. В частности устранения дребезжания не новых вентиляторов, которое возникает по причине неравномерного загрязнения лопастей и реже выработки-износа втулки, создающих естественный спонтанный дисбаланс вращения лопастей вентилятора, приводящего к шуму, гулу и препятствованию спокойного досуга. 🙂 Обзор будет состоять из двух частей:

  1. Отмывание, чистка.
  2. Изготовление пластиковых шайб, для устранения “рычания” вентилятора, смазка, сборка и проверка.

Перво-наперво очищаем вентилятор и лопасти от пыльных лохмотев и грязи.

Снимаем наклейку, видим заглушку, вынимаем и её.



Видим клипсу которую предстоит снять, не потеряв её! Которая имеет обыкновение выстреливать и улетать в неизвестном направлении, на всегда. Будьте внимательны, так как иначе придётся изготавливать подобную клипсу вручную. И не факт что первая самодельная будет удачной, т.е. придётся попотеть.

Снимаем клипсу двумя тонкими острыми инструментами. В моём случае часовыми отвёртками.


Вентилятор после разборки

Готовим ветошь для чистки, заготавливая оную из лоскутка чистой хлопковой ткани, с острыми углами, дабы придать ей удобную форму для очистки втулки изнутри (скручиваем в трубочку).


Предварительно смочив ветошь спиртом, водкой, запихиваем её аккуратно в отверстие, часовой отвёрткой в моём случае или подобным инструментом – НЕ ПОЦАРАПАВ ВТУЛКУ ВНУТРИ – вынимаем отвёртку, прокручивая ветошь по оси и ёрзая ей вперед-назад.


Впечатляемся вынутой грязи и облегчённо выдыхаем с надеждой на благополучный исход затеянного нами мероприятия.


Далее чистим ротор от грязи и старого отработанного масла.


Теперь приступаем к устранению биения. Делаем копию клипсы маркером, на пластике от обычной пластиковой бутылки, предварительно её раскроив.


Заготавливаем таких несколько штук. Такие и подобные мелкие детали имеют свойство исчезать, улетать, смахиваться случайно рукой под стол и т.д., создавая массу неудобств и отвлекая от важного сконцентрированного процесса.


Работаем лезвием от строительного ножа, ювелирно вырезая нужное нам внутренее круглое отверстие по намеченной линии. Предварительно обмотав его изолентой, дабы не поранить пальцы. Применяем ножницы, для обрезки шайб по периметру.

Получаем результат “ксерокопии” клипсы.



Заготовил с запасом, так как придётся укладывать в статор несколько шайб, дабы устранить биение ротора из-за износа и изначально слегка излишне свободного заводского хода вала по вертикали, в моём случае. А так же про запас. Проверяем каждую шайбочку на валу, чтобы они свободно ходили, это важно. В противном случае применяем круглый надфиль, расширяя отверстие шайбы, до умеренно свободного хода на валу.

Продолжаем чистку, смазку. Применяем относительно густую смазку, в моём случае “Литол”.


Не применяем непонятную, дешёвую (не соответствующуя предназначению) сильно жидкую машинную смазку. Она имеет свойство нагреваться и испаряться от нагрева, оставляя за собой закоксовавшуюся грязь, металлическую выработку, подобную образиву во втулке. Действующую словно наждачная бумага и впоследствии приводящая к вибрации вала. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ РАСТИТЕЛЬНО МАСЛО. Оно имеет свойство становиться густым, превращаться в олифу, подобную резиновому клею “Момент”. И приводящее к заклиниванию двигателя и его сгоранию! Превращая вас в глазах других в неопытного неудачника, лузера, краснеющего перед другими и перед самим собой.


Смазываем обыльно ротор.

Смазываем внутреннюю часть втулки у горловины.

Аккуратно вставляем ротор в статор, прокручивая. Смазываем внешнее дно втулки, применяя по желанию, себе в помощь, обычный медицинский шприц, набитый тем же маслом. Нанизываем первую шайбу и укладываем на дно. Далее снова смазка. Далее снова нанизываем следующую шайбу. Поступаем аналогично и с последующимими, если в таковых возникнет необходимость. Суть метода в том чтобы устанить болтанку (“рычание”) ротора, создав “сендвич” из новоиспечённых прокладок и масла, до необходимого предела. Т.е. “не под завязку”, а чтобы ротор всё же совсем чуток ходил вверх вниз по оси втулки. Устранив таким образом ненормальное резонансное биение вала, по вертикали и горизонтали оси втулки.

Устанавливаем на место клипсу

Устанавливаем на место клипсу, памятуя что она может выстрелить в далеко в сторону! Наносим слегка на неё, а по сторонам от неё масла по более, забивая масло по углам отверстия, создавая воронку из масла, с тем условием чтобы масло расширяясь при нагреве, не выдавилось бы из под заглушки. Для этого то верхнюю середину отверстия и оставляем без масла, создавая воздушную прослойку. Т.е. как показано на фото. Пробуем пальцами прокрутить вентилятор. Должен свободно крутиться и слегка (не так как до ремонта) ходить вверх-вниз по оси.

Устанавливаем на место заглушку. Предварительно очищаем от смазки поверхность у отверстия ротора, на простарнстве для на клейки, чтобы исключить отклеивание липкой наклейки-шильдика, из-за масла под ней в процессе эксплуатации.

Клуб умелые ручки: Разбираем моторчик вентилятора радиатора.

Когда год назад мыл радиаторы, обратил внимание, что очень туго крутится крыльчатка левого вентилятора. Так что когда в этом году стал мыть радиаторы, уже был морально готов его разобрать.
Итак, снимаем воздухозаборник, затем снимаем правый вентилятор (откручиваем сбоку 2 болта и 1 вверху), иначе левый не вытащить. Откручиваем аналогичные болты на левом вентиляторе, а так же болт крепящий трубки контура охлаждения акпп (он у меня обломился).
Ура, вентиляторы у нас в руках:)
С правого я сразу снял крыльчатку и вымыл ее дабы смыть дисбалансирующую ее грязь. Я правого так же снял и вымыл крыльчатку.
Чтобы снять моторчик, надо открутить 3 винта, крепящих его к корпусу.
Ура, моторчик у нас в руках!
Чтобы разобрать моторчик, надо отогнуть 2 лапки, держащих заднюю стенку, а провод вытащить как розетку:


Ну вот и разобрали. На фото все уже вымыто, в начале же моторчик был весь забит опилками щеток, а их самих осталось всего 2 мм полезной поверхности. Размер щеток 6х7 мм, думаю от ТАЗа легко подобрать.
На якоре от щеток были не просто борозды, а следы побежалости. АХТУНГ просто! Все полосы и следы удалил нулевкой смоченной ВД-40 прочистил корпус моторчика:


Подшипник NSK 608Z был признан живым, смазал латунный подшипник на задней стенке литолом-24 (там совсем капля нужна), вставил якорь в заднюю стенку и с 3-его раза смог собрать эту конструкцию - магниты притягивали якорь и он выскакивал из щеток:)
Лапки загнул, все собрал, крыльчатка стала крутиться так же легко как и на другом моторчике.
Решил разобрать и его, но тут оказалась засада - левый моторчик славной фирмы Ниппон-Денсо и сделан для людей, а вот правый сделан фирмой Карлсоник и задняя крышка намертво залита копмпанаудом.


Разобрать, конечно, можно, но в профилактических целях как то не хочется. Передний подшипник такой же как и у левого моторчика.
Радиаторы помыл, изведя 2 баллончика пены и жидкости для мойки двигателя (по 65 рублей), теперь радиатор кондея блестит, а основной радиатор только на 2\3, ибо к его нижней части почти нереально подобраться.
Вот так вот, в следующий раз, буду менять щетки у левого моторчика.


Lenprom


Добрый день, коллеги.
У вытяжного радиального вентилятора ВР-86-77-4 (мовен) сгорел двигатель.
В запаснике есть такой же, только с правым направлением вращения (сгоревший - левый), поэтому поменять целиком не получается.
Вопрос: можно ли поменять у ВР-86-77-4 двигатель?
Улитку я с виброопор сдернул, патрубки отсоединил, а вот как отделить двигатель от лопастей вентилятора не понимаю (я автоматчик и ранее таким не занимался).
Центральный болт в середине лопастей открутил, и думал, что отсоединил двигатель от лопастей, но он не вылезает.
Существует ли какая либо инструкция по замене двигателя или ремонту данного вентилятора?
Как двигатель снимается?
И имеет ли это смысл вообще, т.к. средств для его центровки после замены я тоже не увидел.
Помогите советом!


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Съёмником. И путаете, снимается не двигатель, а рабочее колесо с вала двигателя. Работа для слесарей.

НО. Учтите, что после снятия-посадки может потребоваться балансировка. И потребуется НАВЕРНЯКА регуировка зазора в паре "патрубок-колесо".


Lenprom


Спасибо, а что такое съемник и где его взять?
А по поводу колеса или двигателя, так рабочее колесо в улитке. И оно из нее не выходит, пока улитку не разобрать. А вот двигатель с другой стороны снимается свободно.
Работа может и для слесарей, но делать ее придется автоматчику (т.е. мне), да и когда то надо начинать учится на слесаря.
PS Как я понял, улитку разбирают если надо повернуть выходной патрубок. Но мне этого не надо. Да и два из восьми улиточных винта просто недоступны для моих толстых лап (лопасти мешают )/
PS2 А нет ли где либо инструкции/руководства по порядку сборки-разборки вентилятора.
Благодарю за помощь!

Спасибо, а что такое съемник и где его взять?
А по поводу колеса или двигателя, так рабочее колесо в улитке. И оно из нее не выходит, пока улитку не разобрать. А вот двигатель с другой стороны снимается свободно.
Работа может и для слесарей, но делать ее придется автоматчику (т.е. мне), да и когда то надо начинать учится на слесаря.
PS Как я понял, улитку разбирают если надо повернуть выходной патрубок. Но мне этого не надо. Да и два из восьми улиточных винта просто недоступны для моих толстых лап (лопасти мешают )/
PS2 А нет ли где либо инструкции/руководства по порядку сборки-разборки вентилятора.
Благодарю за помощь!


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Рабочее колесо на вал двигателя посажено на шпонку и с натягом. Съёмник для колеса четвёртого номера достаточно большой и работа это для двоих, как минимум.
Если не хотите угробить вентилятор и покалечиться, везите в мастерскую.

В принципе, можно снять статор, перемотать и обратно установить, полной разборки со снятием крыльчатки возможно не потребуется.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм


babbay


Откручиваете болты, крепящие эл.дв. к основванию.
Со стороны всаса вентиляторв вставляете металлический штырь длиной ок. 40 см, упираете в вал эл.дв., стараясь не задеть шпонку, и с помощью полукувалды выбиваете вал из втулки раб. колеса.
Берёте новый дв, закрепляете на основании и совместив прорези шпонки, насаживаете на вал рабочее колесо с помощью трубы и той же полукувалды. Вставляете шпонку и штырём с молотком загоняете на место. Откручиваете крепёжные болты, перемещая эл.дв. на основании добиваетесь свободного вращения раб.колеса. Закрепляете. Подключаете питание с учётом направления вращения.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Что за чушь? Во что упрётся втулка рабочего колеса, в корпус? Про регулировку зазора вообще забыли. Рекомендация "как угробить вентилятор под видом ремонта".


Lenprom


Откручиваете болты, крепящие эл.дв. к основванию.
Со стороны всаса вентиляторв вставляете металлический штырь длиной ок. 40 см, упираете в вал эл.дв., стараясь не задеть шпонку, и с помощью полукувалды выбиваете вал из втулки раб. колеса.

Я примерно так и попробовал до обращения на форум, только еще болт вкрутил в вал электродвигателя (что бы резьбу в валу не повредить). Но у меня двигатель с рабочего колеса не сдергивается. Я после этого на форум написал.
Тогда еще пара вопросов:
1. Шпонку не надо как-то отщелкивать/заталкивать/поджимать?
2. Я правильно понимаю, что съемник, это приспособление которое цепляется за рабочее колесо вентилятора и давит с силой (но не ударно, а по резьбе или пневмо) на вал двигателя, выдавливая его (вал) с рабочего колеса?
Тогда я могу попробовать у автомобилистов спросить.

PS Везти эту штуку в ремонт, платить за ремонт, везти обратно - дешевле новый вентилятор купить, поэтому можно экспериментировать смело, по крайней мере с неисправным - точно.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

У автомобилистов съёмников такого размера может не оказаться. Вопрос про регулировку и балансировку выше был не праздный, так как сменив двигатель Вы снова объявитесь на форуме с вариациями "сменил двигатель, а теперь ничего не дует/не тянет" и "вентилятор шумит и трясётся".

Зубы пломбировать, одолжив электродрель у соседа возьмётесь?


babbay


Да не слушайте всяких теоретиков.
Четвёрка легко снимается с вала без всякого съёмника. Так то с нём конечно проще.


babbay


Вкручиваете болт в центр вала, цепляете лапки за втулку раб. колеса, центр. винт упираете в болт и айда инде. Дело десяти секунд. Если закис, обстучать молоточком. Никакой регулировки, центровки, балансировки не потребуется почти наверняка.
А то жути нагоняют.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Ну, ну. Оставьте пару "колесо-патрубок" с превышением зазора и я посмотрю на "регулировка не понадобится". Практики-кувалдометры. Сколько за такими исправлять приходится и каждый раз одно и то же - "Дело десяти минут, пару раз вдарить".


babbay


Чтобы выставить зазор не нужно тащить вентагрегат в специализированную мастерскую. Достаточно ослабить три винтика на конусе всаса, используя регулировочные прорези, установить нужный зазор (1,5% диам. рабочего колеса), подтянуть винты. Всё.
А если он просто меняет двигатель, то и этого скорее всего не потребуется. Конус то не обязательно трогать.


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Если меняется двигатель, меняется его положение на платформе - отверстия там овальные.
Если человек спрашивает "а что такое съёмник", то шанс угробить вентилятор, либо переломать себе пальцы вполне реален. Именно поэтому - в мастерскую.


Rayzih


Добрый день!
Не нашел нужной темы, так что напишу тут, если есть модераторы направьте.
Ситуация такая: есть вентилятор с двигателем старого образца типа А02, который сгорел и необходимо заменить. В настоящее время двигатели стали меньше габаритами с теми же характеристиками (мощность, обороты). Например: А02-51-4 и АИР132S4 (7.5 кВт, 1500 об/мин - оба) - разные расстояния от центра двигателя до лап (160 и 132 мм), расстояния между отверстиями на лапах, но диаметр и длина вала одинаковые.
Как быть в данном случае?


Skaramush


А пуд как был, он так и есть шестнадцать килограмм

Если возможность есть - переделывать платформу под двигатель. Если нет - меняйте вентилятор целиком на новый.


Rayzih


Читайте также: