Как включить кондиционер в автобусе над сидениями

Обновлено: 05.05.2024

Такое удобство в автомобиле, как кондиционер, является не только элементом роскоши, но и первой необходимостью при передвижении в жаркое время года. В это время даже можно ощущать, как плавится асфальт под ногами практически в буквальном смысле слова. Сразу хочется оказаться на какой-нибудь ледяной горе, чтобы освежиться. Конечно, как включить кондиционер в машине, знает большинство водителей, но все ли они знают, как им правильно пользоваться?! Вопрос этот интересный, занимательный и стоит того, чтобы более подробно его изучить.

Не роскошь, а необходимость!

В настоящее время кондиционер присутствует практически в каждом автомобиле зарубежного или отечественного производства средней ценовой категории. И его включение, по большему счету, производится чисто рефлекторно, наподобие того, как мы всегда закрываем глаза при чихании. Многие владельцы своего транспорта даже не представляют, как именно работает холодильное оборудование. Поэтому существует высокая доля вероятности, что оно эксплуатируется неправильным образом.

Как правильно включать кондиционер в машине

Производители прилагают все усилия для того, чтобы пользование кондиционером было как можно комфортнее. Все, что нужно сделать водителю, – это нажать на кнопку включения и выбрать необходимый температурный режим. Все остальное система сделает без участия человека.

При всей легкости управления кондиционером существуют определенные нюансы, некоторые из которых известны многим водителям. Но есть и те, которые сложно обнаружить самостоятельно. Поэтому необходимо не только знать, как правильно включать кондиционер в машине, но и немного разбираться в его работе.

Интересные наблюдения

Под созданием благоприятного и комфортного микроклимата понимается поддержание определенного температурного режима и уровня влажности. Причем это касается не только помещений (жилых, рабочих, промышленных) – некоторые из нас большую часть времени проводят в салоне автомобиля в связи со спецификой работы.

По сути, речь идет не о достижении необходимого уровня комфорта. Еще в далекие 50-е годы были замечены некоторые наблюдения. Так, при температуре +30 °C и выше у человека снижается скорость реакции. А для водителя это особенно важно, так как в дороге ситуации требуют повышенного внимания и быстрой реакции.

Превышение значения +25 °C приводит к повышенной утомляемости. А при +10 °C может наступить переохлаждение организма. Мало кто из нас может противостоять воздействиям температуры, в особенности ее колебаниям. Автомобильный кондиционер обеспечивает водителю тот необходимый уровень комфорта, который позволяет ему всегда быть в бодром расположении духа.

Устройство кондиционера

Вопрос, как правильно включать кондиционер в машине летом, интересен многим водителям, но как он устроен, не менее любопытно.

Как правильно включать кондиционер в машине летом

В зависимости от модели автомобиля устройство кондиционеров свое, но в любом случае основными компонентами являются:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • вентилятор (иногда их несколько);
  • предохранительный клапан;
  • ресивер-осушитель;
  • расширительный клапан.

Также в устройстве автомобильного кондиционера можно выделить две магистрали:

  • линия высокого давления;
  • линия низкого давления.

Из всего этого важнейшей составляющей является компрессор. Это самый сложный агрегат из всей системы кондиционирования любого автомобиля. В его обязанности входит сжимать газообразный хладагент, у которого низкая температура и давление. В результате сжатия увеличивается давление и повышается температура.

Дополнительные защитные устройства

Иногда в систему кондиционирования автомобиля включен ряд дополнительных предохранительных устройств. К примеру, при помощи датчика низкого давления регулируется работа компрессора. При отметке давления меньше чем 2 кг/см 2 он выключается, а при достижении значения 2,3 кг/см 2 он снова начинает работать. Некоторые водители задаются вопросом: почему греется машина при включенном кондиционере? Возможно, это указывает на неисправность одного из датчиков, но в большинстве случаев виной всему грязный радиатор.

В обязанности датчика высокого давления входит выключение компрессора, когда давление в системе поднимается до 30-34 кг/см 2 , и включение при 26 кг/см 2 . Датчик, отвечающий за работу вентиляторов обдува, начинает срабатывать, как только давление в системе достигнет 19-22 кг/см 2 , и выключается как только давление снизится до 14-16 кг/см 2 .

Как включить кондиционер в машине

Также может присутствовать компрессорный температурный датчик, который расположен на его корпусе. При достижении 90-100 °С он отключает электромагнитную муфту. В некоторых моделях вместо целого набора датчиков могут быть установлены комбинированные элементы, которые могут выполнять несколько задач.

Ресиверы-осушители тоже могут быть оборудованы защитной системой в лице предохранительного клапана, имеющего легко сплавную вставку. Работает все следующим образом: стоит только температуре устройства повыситься до 90 °С, как вставка плавится и хладагент выходит наружу.

Принцип работы оборудования

Чтобы решить вопрос, как включить кондиционер в машине, стоит провести параллель. Автомобильный агрегат по принципу действия можно сравнить с бытовым аналогичным прибором, который присутствует в каждой кухне. В основу положена хорошо известная физиками закономерность: вещество испаряется – происходит поглощение тепловой энергии, а когда вещество, наоборот, конденсируется, тепло выделяется.

Стоит только нажать на кнопку включения кондиционера, как срабатывает электромагнитная муфта, что заставляет прижимной диск примагничиваться к шкиву, и система начинает работать в холостом режиме. Шкиф, в свою очередь, соединен с ремнем, через который передается вращение от коленчатого вала. Таким образом, при работе двигателя он всегда вращается.

Почему греется машина при включенном кондиционере

Что происходит в этот момент? Начинает работу компрессор, который сжимает хладагент и направляет его в коденсор, тем самым создавая давление в системе. Там, под действием вентилятора (одного или нескольких), он охлаждается и конденсируется, после чего попадает в осушитель, где проходит фильтрацию. Очищенный фреон минует терморегулирующий вентиль, который осуществляет контроль и регулировку уровня перегрева хладагента. Возможно, эти знания помогут в решении проблемы, о которой часто рассказывают водители: "Включаю кондиционер, машина глохнет".

Далее газ посредством трубопровода попадает в испаритель. А так как фреон находится уже под низким давлением, то у него низкая температура кипения. А как можно понять из названия устройства, хладагент начинает в нем испаряться, то есть переходить из жидкого состояния в газообразную консистенцию. При этом активно поглощается тепло.

Как правило, испаритель располагается непосредственно под панелью приборов. Потом в дело вступает вентилятор, который направляет охлажденный воздушный поток в салон посредством вентиляционных отверстий.

После того как хладагент испарится, он поступает в компрессор, и цикл раз за разом повторяется бесконечное количество раз. Зная это нужно теперь более грамотно пользоваться автомобильным кондиционером.

Особенности кондиционирования тогда и сейчас

Хладагент заполняет собой всю систему кондиционирования автомобиля. Первое время в систему заправлялся фреон R12, но впоследствии было обнаружено, что он небезопасен для человека. Данная проблема более серьезна, нежели другой вопрос, который возникает у многих водителей: при включенном кондиционере машина дергается. Поэтому пришлось искать срочную замену, которая не заставила себя долго ждать – фреон R134a. Правда, новый хладагент отличается меньшей эффективностью, но зато не представляет опасности для человеческого организма.

При включенном кондиционере капает под машиной

За счет того, что новый газ имеет повышенную текучесть, работа инженеров существенно усложнилась. Кроме того, новинка окончательно поставила крест на возможности применения старого фреона R12. Это обусловлено тем, что в составе каждого хладагента используется разное масло для смазки компрессора. Для старого хладагента использовалось минеральное масло, в то время как для фреона R134a требуется полиалкилен-гликолевая смазка. Таким образом, фреоны старого и нового поколения несовместимы друг с другом.

Во избежание каких-либо проблем производители размещают под крышкой капота специальную наклейку, на которой указана марка хладагента. А чтобы точно не было путаницы, эти этикетки разного цвета. Фреон R134a идентифицируется при помощи зеленого цвета, а R12 – желтого оттенка.

Правильная эксплуатация кондиционера

В жару без кондиционера невозможно с комфортом передвигаться на автомобиле. Как включить кондиционер в машине, причем делать это каждый раз правильно? Прежде всего взять себе за правило, что парковать автомобиль следует только в затененных участках. Каждый раз находить идеальное место вряд ли получится, но по возможности всегда стоит парковаться в тени. Не помешает узнать, если это возможно, где она будет в определенный момент времени.

Если стоянка находится непосредственно под солнечными лучами, то обычно в первой половине дня машина будет находиться на солнцепеке, а после обеда с высокой вероятностью здесь уже будет тенек.

Включаю кондиционер машина глохнет

Паркуясь на открытой стоянке, стоит воспользоваться специальными защитными средствами, которые закрывают стекла. Это позволит избежать чрезмерного нагрева в салоне. Но что можно сделать, если автомобиль все же нагрелся очень сильно? В этом случае сразу включать кондиционер нельзя – необходимо для начала проветрить салон. Для этого достаточно открыть окна и немного прокатиться. Скорости 10-15 км/ч вполне хватит, чтобы горячий воздух в спешке покинул салон автомобиля.

Правильно выключать кондиционер не менее важно!

Важно не только правильно пользоваться кондиционером – необходимо производить правильное его выключение. Тогда, вероятно, не придется думать над тем, почему, когда включаешь кондиционер, машина глохнет. И прежде всего стоит запомнить, что по прибытии в пункт назначения сразу не глушить двигатель, поскольку это негативно отражается на работе системы кондиционирования. А чтобы сохранить его, нужно следовать простым правилам:

  • После остановки автомобиля первым делом следует выключить кондиционер, двигатель пусть пока поработает. Хотя лучше это сделать на подъезде к месту назначения – воздух еще будет достаточное время оставаться охлажденным.
  • После того как кондиционер будет выключен, вентилятор нужно оставить включенным.

Касательно последнего пункта – включенный вентилятор позволяет испарителю высохнуть. В противном случае не избежать развития различных бактерий, в том числе и мха. Это, в свою очередь, может привести к образованию в салоне неприятного запаха, а как следствие, заболевания дыхательной системы не заставят себя долго ждать.

Вопросы технического обслуживания

Не стоит пренебрегать и техническим обслуживанием кондиционера. А именно производить регулярную замену фильтра, а также следить за состоянием конденсатора (он же радиатор). При необходимости прочищать его продувкой сжатым воздухом. Кроме того, ежегодно пользоваться антибактериальными средствами, чтобы очищать систему кондиционирования. В противном случае не исключена такая ситуация: при включенном кондиционере капает под машиной.

При включенном кондиционере машина дергается

Время от времени необходимо менять сам хладагент, что делается лишь в специализированном сервисе. К тому же желательно приобретать только оригинальные детали.

Предостережения

Пользуясь кондиционером, следует помнить, что работающее холодильное оборудование забирает часть мощности двигателя, в результате повышается расход топлива.

Перепады температуры тоже заслуживают пристального внимания. Если на улице высокая температура, не следует превращать салон автомобиля в холодильник. Организм человека не терпит серьезных перепадов. В ряде случаев можно потерять сознание, оказавшись снова в горячих условиях.

Достаточно поддерживать в салоне температуру 24 °С. В этом случае водитель всегда будет оставаться сухим и убережет себя от проблем со здоровьем. После прочтения материала, как включить кондиционер в машине, уже не станет проблемой. И прибор будет в сохранности, и водитель с пассажирами будут здоровы.

Согласно распоряжению Министерства транспорта при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5º Цельсия в салоне должно быть не менее 12º. Если среднесуточная температура выше 20º, в машине/трамвае допускается максимум 25ºС. То есть пассажир имеет полное право требовать улучшить условия перевозки — не бревна же везут!

Проведение рейдов помогло снизить число нарушений: раньше кондиционеры включали всего 15% водителей, а сейчас этот показатель вырос до 70%, — заявил мэр Новороссийска Игорь Дяченко в своем инстаграм-аккаунте.

Мы позвонили заместителю директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимиру Анфиногенову.

– Мы тоже проводим рейды по жалобам. На совещаниях с руководителями предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, на постоянной основе выражаются требования о контроле за водителями и работоспособностью кондиционеров. Мы готовы рассмотреть различные инициативы от общественности в целях создания мобильных групп. Вместе с тем действующим законодательством на сегодняшний момент не предусмотрено наказание за выключенный кондиционер.

Почему в маршрутках порой царит духота, прокомментировал исполнительный директор Союза транспортников Кубани Илья Брижак:

– Требования об установке кондиционеров в салонах выставляет администрация города, когда проводит конкурс на право осуществления деятельности маршрутных такси. На некоторых маршрутах он не предусмотрен. Но в большинстве машин (202 перевозчика) кондиционер установлен.

То есть способ разогнать жару есть, но почему-то не работает. А все дело в человеческом факторе: многие водители-частники из соображений экономии предпочитают хорошенько пропотеть с пассажирами. Не все согласны с таким решением: ежедневно руководителям транспортных компаний поступают жалобы на невыносимую жару в общественном транспорте.

Мы не можем контролировать наличие кондиционеров в маршрутках и тем более — включены они или нет. Максимум мы можем подобрать подрядчиков для установки новых кондиционеров, если будет такой запрос от организаций, занимающихся пассажирскими перевозками. Нет такого закона, который предусматривал бы наказание для водителей маршруток за невключенный кондиционер, — продолжает Брижак.

По новым трамваям и троллейбусам зачастую есть замечания о неработающих кондиционерах. Это недопустимо. Не надо экономить, включайте кондиционеры везде и всегда, пусть все работает. Тем более в условиях такой жары, – Евгений Первышов, мэр Краснодара

В поисках прохлады

В Краснодаре предусмотрено наличие кондиционера у частного перевозчика по следующим маршрутам: 1, 6, 22, 28, 31, 51, 58, 65, 102А, 151А, 187А.

Многие автомобилисты уверены, что полезно включать кондиционер не только летом, но и зимой — для борьбы с конденсатом на стеклах. На самом деле компрессор кондиционера на морозе просто не способен включиться! А сушит стекла другое устройство.

Логика тех, кто уверен, что кондиционеры всепогодны, понятна. Воздух проходит через холодный испаритель и оставляет на нем почти всю влагу. Все видели, как она потом стекает вниз под машину по трубочке. Обезвоженный воздух способен осушить запотевшие стекла, если поток направлен на них. Какая разница, в какую погоду это происходит?

Эксперт: на морозе кондиционер не включится

В автомобиле существуют две системы: отопитель (нагревает воздух) и кондиционер (охлаждает приточный воздух). Причем эти системы зачастую работают вместе. В отличие от отопителя, который отвечает только за нагрев воздуха, у кондиционера две задачи: в жаркую погоду он охлаждает воздух в салоне, а во влажную и прохладную освобождает салон от избыточной влажности. Средняя система кондиционирования успешно выполняет эти задачи до температуры около +0°C. (Впрочем, диапазон температуры воздуха, при котором выключается компрессор, у разных производителей может варьироваться в пределах от + 5 до — 5°C).

При дальнейшем снижении температуры управляющая электроника автомобиля не запустит кондиционер, даже если водитель или пассажир нажали кнопку включения.

Чем ниже температура на улице, тем ниже давление в системе кондиционирования. Давление и является определяющим параметром для включения и выключения компрессора кондиционера. Процесс контролирует датчик температуры окружающей среды и салонный датчик в системе климат-контроля. Если давление опускается слишком низко, автоматика запрещает включение компрессора кондиционера.

Peugeot, Citroen, Opel

Если температура датчика испарителя становится ниже 1°C в течение 15 секунд, компрессор кондиционера отключается. Компрессор кондиционера вновь включается, если температура превышает 3°C. Стратегия одна и та же на всех моделях и брендах (Peugeot — Citroen — Opel).

Зависит от модели автомобиля, но в большинстве случаев кондиционер работает до минус 5 °C.

Skoda

Система кондиционирования успешно освобождает салон от избыточной влажности до температуры около +5°C. При дальнейшем снижении температуры управляющая электроника автомобиля не включит кондиционер. Как только создадутся условия для функционирования кондиционера, он включится автоматически.

Ориентировочно от 0 до + 5 o C. Работоспособность зависит от устройства системы и давления при данной температуре. При более низких температурах давления недостаточно и система не включится.

Hyundai

Для большинства моделей Hyundai работающий в автоматическом режиме компрессор кондиционера будет выключен при температуре ниже +1 °C.

Компрессор кондиционера на автомобилях Ниссан включается при температуре наружного воздуха не ниже — 5 °C. Диапазон температуры воздуха, при котором выключается компрессор, может варьироваться в пределах от — 5 до 0 °C.

Система кондиционирования автомобилей LADA имеет калибровку по минимальной пороговой температуре наружного воздуха +5 °C. При попытке включения кондиционера при более низкой температуре компрессор не будет работать. При этом индикатор кнопки включения кондиционера будет активен, сигнализируя о наличии запроса на включение.

Почему же сохнут стекла?

Зимой климат-контроль даже самых дорогих автомобилей работает по старинке: кондиционирования нет, а комфортный микроклимат в салоне поддерживают обычная печка (пусть и в автоматическом режиме) и вентиляция.

Теплый воздух удерживает больше водяных паров, чем холодный. Такой метод борьбы с лишней влагой называется ассимиляцией.

В любое время года, а особенно летом, в автобусах и микроавтобусов сложно обойтись без кондиционера. В теплое время число перевозимых на дальние расстояния пассажиров резко возрастает – молодежь едет на рок-фестивали и пляжи Черноморья, кто постарше – на дачи или к родственникам. И нет такого человека, который бы не мечтал, изнывая от жары, о кондиционере в автобусе.

Зимой же кондиционер прекрасно работает как система отопления.

Для некоторых перевозчиков кондиционирование в салоне может показаться блажью, ведь еще совсем недавно никаких систем кондиционирования на транспорте не было, и как-то все ездили. Но сейчас, в острой борьбе с конкурентами, стоит повышать и качество сервиса, устанавливая кондиционеры для микроавтобусов.

Кондиционер на автобусе междугороднего следования

Круговой воздуховод с дефлекторами

Автокондиционеры для автобусов – залог успеха.

Чем больше людей будет желать ездить именно на ваших микроавтобусах, тем быстрее будет развиваться ваша компания. Зависимость прямая и очевидная. Одним из самых действенных методов популяризации перевозчика является установка кондиционера в микроавтобус. В летнюю жару мало кто захочет ехать в непроветриваемом душном автобусе, если будет альтернатива. Таким образом, не только популярность выбранных направлений перевозок, но и повышение уровня комфорта пассажиров за счет установки кондиционеров в автобус повысит ваш рейтинг среди населения. А сарафанное радио сделает свое дело – наполняемость вашего транспорта будет только расти.

Работающий кондиционер в автобусе – залог приятной поездки пассажиров, какой бы длительной она ни была. Свежий воздух обеспечит максимальную степень комфорта в салоне.

Выбор кондиционера в автобус

Кондиционер для автобуса подбирается в зависимости от задач, которые он призван решить. Основными определяющими условиями для такого выбора являются количество перевозимых пассажиров и вид перевозок.

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНДИЦИОНЕРА В АВТОБУСЕ

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ

КЛАСС АВТОБУСА

Один испаритель, встроенный в родную систему вентиляции автобуса.

Один испаритель, встроенный в родную систему вентиляции автобуса.

Мощность 4,5 кВт. Салон – 3 пассажира.

Одна зона охлаждения – водительская. Водителю и пассажирам в первому ряду сидений будет комфортно. Пассажиры задних рядов сидений будут недополучать охлажденный воздух.

Один корпусной обособленный испаритель.

а)

Один корпусной обособленный испаритель. Опция: если есть ниша над головой водителя, возможна установка специального испарителя с дополнительной верхней разводкой воздуха для первого ряда сидений.

Конденсатор расположен перед радиатором в моторном отсеке.

Малые или средние.

Для городских и пригородных перевозок

Мощность до 8,5 кВт. Салон – 6 пассажиров.

Одна зона охлаждения – салон.

При достаточной мощности холодильной установки обеспечиваются комфортные условия для пассажиров и водителя.

Один корпусной обособленный испаритель. Конденсатор расположен на крыше автобуса.

б)

Один корпусной обособленный испаритель.

Конденсатор расположен на крыше автобуса.

Для городских и пригородных перевозок

Мощность от 8,5 до 15 кВт. Салон – до 20 пассажиров.

Одна зона охлаждения – салон.

При достаточной мощности холодильной установки обеспечиваются комфортные условия для пассажиров и водителя.

Конденсатор установлен на крыше автобуса. Предусмотрено два испарителя.

а)

Конденсатор установлен на крыше автобуса.

Предусмотрено два испарителя.

Возможен вариант с интегрированным или дополнительным испарителем.

Для городских и пригородных перевозок.

Мощность от 11 до 20 кВт. Салон – до 50 пассажиров.

Две зоны охлаждения: салон и водительская.

При достаточной мощности холодильной установки обеспечиваются комфортные условия для пассажиров и водителя.

Моноблоки c установкой на крыше автобуса.

б)

Моноблоки. С установкой на крыше автобуса.

Формирование воздуховода в пространстве под потолочными панелями салона.

Либо, монтаж воздуховодов в салоне.

Средние и большие.

Для городских и междугородных и туристических перевозок

Мощность от 10 до 30 кВт. Салон – до 100 пассажиров.

Зона охлаждения распределена по длине салона.

При достаточной мощности холодильной установки обеспечиваются комфортные условия для пассажиров и водителя.

Выбор достаточной мощности холодильной установки и мест(а) расположения испарителя зависит от вида перевозок, количества открываний дверей, длины автобуса, количества перевозимых пассажиров, вида термоизоляции кузова автобуса.

Системы кондиционирования, устанавливаемые на автобусы, могут комплектоваться из элементов (таких как: компрессор, испаритель, конденсатор) различных марок и модификаций, что позволяет гибко использовать преимущество лучших производителей того или иного оборудования.

Кондиционеры для микроавтобусов – как выбрать?

Чтобы правильно выбрать автобусный кондиционер, необходимо приложить массу знаний и опыта. Легче всего проконсультироваться со специалистом, который в состоянии подобрать оптимальную модель. На рынке систем автомобильного кондиционирования имеется множество различных фирм, изготовляющих разнообразные автокондиционеры на все случаи жизни.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен по-другому. В основу работы этих устройств положен эффект Джоуля-Томсона - понижение температуры рабочего тела при дросселировании.

Дросселирование - понижение давления рабочего вещества при протекании его через сужение в канале или какое-либо местное сопротивление (например: капиллярная трубка, терморегулирующий вентиль и т.п.).

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. В данном случае, масло необходимо для смазки компрессора и всей системы.

Несмотря на некоторые отличия между автокондиционерами разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта расположенная на компрессоре, прижимной диск, издав характерный звук (похожий на щелчок), примагничивается к шкиву. Шкив приводится в движение ремнём и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор. Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в радиатор (или конденсор). В радиаторе сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться ему помогает поток воздуха, гонимый вентилятором, который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль движется, то радиатор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из радиатора уже жидким.

После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются (фильтрующим элементом) продукты износа компрессора и прочий мусор.

Как правило, на ресивере-осушителе или где-то рядом, есть смотровой глазок, через который видно жидкий фреон. Через глазок можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона по какой-либо причине утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течёт в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить своё основное предназначение.

Когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) и затем, попадая в испаритель, переходит в газообразное состояние и сильно охлаждается. Холодный фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, всё ещё достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Общие понятия и обозначения

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) - представляет собой специальное устройство (автоматически регулируемый дроссель), регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. Вентиль (ТРВ) монтируют на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. В этом случае, регулирующий орган ТРВ закрывается. Если же из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установленные значения ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала максимально допустимой величине.

Испаритель - это тот же радиатор, только маленький.

Перегрев пара - разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента.

Часть системы кондиционирования от компрессора до терморегулирующего вентиля называется напорной магистралью. Её всегда можно определить по тонким трубкам, которые на ощупь тёплые.

Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она изготовляется из толстых трубок и на ощупь холодная.

Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях до 30 атмосфер), то в обратной магистрали давление не превышает 2 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.

За правильной работой автомобильного кондиционера следят несколько датчиков. Количество их варьируется: на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (например: автомобиль стоит в дорожной пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в радиаторе (конденсоре) перестаёт конденсироваться, датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на повышенную мощность. Если давление в напорной магистрали достигает максимальных величин, то датчик выключает компрессор. Есть ещё датчик в испарителе, который выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Это описан принцип работы автомобильного кондиционера с механическим приводом. Аналогичный принцип работы имеет и кондиционер с электрическим приводом, за исключением того, что все узлы и агрегаты данного типа кондиционеров смонтированы в одном корпусе.

Кондиционер для автобуса

Любой владелец автобуса - будь то большие современные междугородние модели или микроавтобусы меньше чем на 15 пассажиров - знает, как важно иметь систему кондиционирования воздуха.

Существует несколько различных вариантов их монтажа в автобусе. Иногда разные части системы кондиционирования расположены в разных частях автобуса - например, компрессор в моторном отсеке и работает вместе с двигателем (как на легковом автомобиле), а радиатор кондиционера (конденсор) и испаритель могут быть установлены на крыше, под днищем или даже на боковой части автобуса. В другом случае все компоненты системы могут находиться в одном месте – как правило, на крыше автобуса.

Кроме того, автобусный кондиционер может быть полностью интегрирован в салон - это наиболее трудоёмкий и дорогостоящий вариант.

На больших междугородних моделях автобусов для повышения эффективности системы кондиционирования часто устанавливают по два испарителя, которые расположены по бокам.

Система кондиционирования воздуха салона автобуса - это не только изменение температуры воздуха, но его циркуляция, снижение влажности, а также устранение неприятных запахов. Иными словами автобусный кондиционер создаёт комфортный микроклимат для удобной поездки. От того как работает система кондиционирования во время езды, во многом зависит настроение пассажиров и водителя. Комфортными условиями приняты температуры от 19 до 23 °С при относительной влажности воздуха от 30 до 80%.

Управление микроклиматом может производиться вручную, либо настраиваться электронной системой - климат-контролем. При ручном управлении водитель, используя переключатели, сам устанавливает необходимую температуру путём регулирования направления и скорости подачи воздуха. При таком варианте кондиционирования многое зависит от температуры окружающей среды, скорости движения автобуса, и от оборотов двигателя.

При установленной электронной системе кондиционирования, водителю требуется задать требуемые характеристики для поездки и наслаждаться вождением. Климат-контроль самостоятельно будет поддерживать изначально заложенные характеристики.

Стали появляться и комбинированные системы кондиционирования, когда водитель сам может переключаться с электронной системы на ручное управление.

Выбор между автобусным кондиционером с механическим или электрическим приводом

Для легкового автомобиля, бесспорно, предпочтительнее кондиционер с механическим приводом, отличающейся малой массой и объёмом, что позволяет установить основные элементы кондиционера - компрессор, радиатор и фильтр осушитель - внутри подкапотного пространства автомобиля. Тогда как внутрь салона, по капиллярной системе выводится алюминиевая трубка, которая и питает испаритель парообразным фреоном. Такая простая схема позволяет охладить салон легкового автомобиля даже на холостых оборотах двигателя.

Недостатком механических кондиционеров является отбор мощности у двигателя, что приводит к дополнительному расходу топлива.

Для автобусов и микроавтобусов предпочтительнее вариант кондиционера, имеющего электрический привод. Данный вид кондиционера объединяет в своём обтекаемом корпусе все основные узлы и элементы: электрический компрессор, радиатор (конденсор) и испаритель.

Для работы компрессора используется стандартное бортовое напряжение – 12 или 24 В (есть модели кондиционеров, которые способны работать и от напряжения 220 В).

Как правило, такие кондиционеры устанавливаются на крыше автобуса (микроавтобуса).

Электрический кондиционер отличается бесшумностью в работе, поскольку все основные узлы находятся вне салона автобуса (на крыше). А внутрь уходят исключительно трубки высокого давления, которые соединяются с испарителем.

Для быстрого охлаждения салона автобуса можно использовать специальный ускоренный режим, который позволяет получить практически мгновенный комфорт.

Автобус, оборудованный системой кондиционирования, способен совершать длительные поездки в любые места с самыми разнообразными климатическими условиями - будь то поездки по городу, в горных районах, в холоде или в жару.

Основные удобства, которые получают пассажиры автобуса, оборудованного системой кондиционирования:

- независимость от температуры воздуха на улице, особенно если погода жаркая и влажная;

- возможность регулировать мощность и направление потока холодного воздуха;

- возможность создания комфортного климата, если автобус забит битком людьми;

- при необходимости, возможность спокойного сна во время длительной поездки.

Диагностика и ремонт автомобильного кондиционера

Каждому водителю автобуса необходимо знать, что точная и своевременная диагностика неисправностей автобусного кондиционера может существенно сэкономить затраченное время и расходы на последующий ремонт кондиционера. Диагностику необходимо проводить только на специальных станциях и техцентрах обслуживания автокондиционеров, чтобы избавить себя от неквалифицированного мнения дилетантов, которые не могут точно определить неисправность.

В технических центрах же проводят диагностику очень просто, происходит это по следующей схеме:

1. Визуальный контроль.

Проводится следующий перечень мероприятий:

- проверяется степень изношенности и натяжение приводного ремня, состояние шкивов и подшипников;

- определяется состояние магистрали, всех шлангов и соединений, наличия на них перегибов, которые могут препятствовать правильной циркуляции хладагента в системе кондиционирования;

- проводится проверка чистоты поверхностей испарителя и радиатора (конденсора);

- анализируется работоспособность вентиляторов конденсора и испарителя системы;

- проверяется целостность всех деталей, корпусов, заслонок и других элементов системы;

- диагностируется электрическая цепь, разъёмы и предохранители;

- оценивается состояние заправки системы охлаждения.

2. Проверка на шумы во время работы кондиционера.

Разнообразные звуки стука могут указывать на неисправность подшипников, износ деталей компрессора или внутренние повреждения.

Повышенные шумы электромагнитной муфты могут указывать на неисправность или пониженное напряжение.

3. Проверка на наличие запахов.

Как известно, тёплый и влажный корпус испарителя является идеальной средой обитания различных микроорганизмов. Не приятный запах может появиться из-за развития на корпусе плесени, грибка и различных вирусов, которые могут являться причиной не только аллергии, но и некоторых острых респираторных заболеваний.

Проблему можно решить достаточно просто, с помощью специального средства, которое наносится на корпус испарителя (после его чистки) и уничтожает микробов. После дезинфекции рекомендуется сменить фильтр салона и проверить правильную функциональность системы слива конденсата.

Читайте также: