Феном это в философии

Обновлено: 28.04.2024

Феноменология (учение о феноменах) — одно из наиболее ориги­нальных и значительных направлений в философии XX в. Возникнове­нию феноменологии способствовали идеи Декарта, Лейбница, Беркли, Канта и неокантианцев марбургской школы. Значительный вклад в создание феноменологии внес Дильтей. Но основоположником фено­менологии как самостоятельного учения является Э. Гуссерль. Идеи феноменологии имеют ряд общих черт с философией буддизма, хотя неизвестно, был ли сам Гуссерль знаком с ней.

На базе философии Гуссерля и в значительной степени под его влиянием феноменология развилась как сложное многоплановое те­чение современной философии. При этом одни исследователи стали развивать гуссерлевский феноменологический идеализм (М. Хай­деггер, Г. Шпет и т.д.), другие же — феноменологический метод анализа, применяя его для исследования этических, культурно-истори­ческих, онтологических и тому подобных проблем (М. Шелер, Н. Гарт­ман, П. Рикер и т.д.). Феноменология оказала серьезное влияние и на ряд других философских учений XX в., в первую очередь на экзистен­циализм и герменевтику.

В основе феноменологии лежат две фундаментальные идеи:

• во-вторых, поскольку орудием познания всего, лежащего за преде­лами сознания (т.е. внешнего мира), является сознание, то любые объекты или факты действительности познаются и осознаются нами, только будучи каким-то образом запечатлены и проявлены в сознании. Следовательно, все то, что мы познаем, есть, строго говоря, не сами объ­екты или факты действительности, а их проявления в сознании, т.е. феномены или явления.

Отсюда следует общий вывод о том, что доминирующее в европей­ской философии со времен Платона резкое противопоставление по­знающего субъекта и познаваемого объекта должно быть устранен« поскольку любой познаваемый объект есть всего лишь феномен созна­ния 1 .

Задача феноменолога состоит в изучении деятельности самого со­знания: в выявлении структуры и основополагающих актов чистого со­знания (т.е. сознания как такового), отличая форму этих актов и струк­тур от их содержания. Для этого необходимо очистить свое сознание с помощью специальных методов (феноменологическая редукция).




1 Интересно отметить, что против резкого противопоставления субъекта и объекта в европейской философии выступал и Ницше, хотя и на несколько иных основаниях.

Гуссерль (Husserl)

Значительная часть работ Гуссерля не была опубликована при его жизни, и их публикация продолжается до настоящего времени.

Философские воззрения. Конец XIX — начало XX вв. ознаменова­лись кризисом науки (прежде всего физики и математики 1 ), что привело к возрождению и широкому распространению различных направлений иррационализма и скептицизма, ставивших под сомнение претензии науки на истинность своих положений и саму возможность получения абсолют­но истинного знания. Гуссерль был одним из первых, кто выступил в защи­ту идеалов рационализма. Его целью стало построение философии как строгой науки,для чего он приступил к разработке нового способа мыш­ления и метода, обеспечивающего достоверность полученного знания.

Убежденный в существовании абсолютно истинного знания (на при­мере математики и логики), Гуссерль предпринял попытку исследовать природу этого знания. Но для этого необходимо было ответить на вопрос: как абсолютная истина (законы логики, положения математики) может возникнуть и существовать в индивидуальном сознании человека? Эта проблема соотношения индивидуального, временного, ограниченного со­знания человека и абсолютного, идеального, вневременного содержания научного знания волновала Гуссерля на протяжении всей его жизни 2 .

Исследование природы истинного знания заставило Гуссерля обра­титься к изучению идеальных структур сознания, что, в конечном счете, означало построение феноменологии.

1 О кризисе в физике см. на с. 451—452, о кризисе в математике — на с. 453.

2 В данном случае мы имеем дело с новой постановкой старой философской пробле­мы о необходимом и всеобщем характере научных законов и ограниченности челове­ческого опыта (см. схему 122).

В более поздних работах эпохе играет роль подготовительного эта­па феноменологической редукции. В результате ее происходит смена наивной познавательной установки на феноменологическую: человек переключает внимание с предметов внешнего мира на жизнь своего сознания.

И как следствие, открывается доступ к чистым феноменам сознания, осмысленным или осознанным объектам. Феноменология исследует не физическое, а интенциональное строение мира, ее предметом стано­вятся не объективные законы действительности, а смыслы бытия.

Схема 175. Интенциональный акт


Схема 176. Ноэма и ноэзис


1 Выделяя априорные структуры сознания, Гуссерль следует Канту, но при этом ин­тенциональность принципиально отличается от тех априорных форм, которые усматри­вал Кант в человеческом сознании.

2 Различия в характеристике направленности не сводятся к трем вышеприведен­ным, они взяты в качестве примера как наиболее простые и понятные.

(от греч. phainomenon – являющийся) – наиболее общее понятие: любые как предметы, так и явления объективной или субъективной реальности.

(греч. phainomenon являющееся) — редкое, необычное явление; выдающийся человек. Понижение реактивности вследствие многократного применения стимула называется феноменом привыкания.

от греч. phainomenon - являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии - достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, "Феномены Пиаже".

1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.
2. Объект чувственного созерцания - в отличие от его сущностной основы (ноумена - как предмета интеллектуального созерцания).
3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.

от греч. phainomenon - являющееся),
1) необычный, исключительный факт, явление;
2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

1. Воспринимаемое явление и любое его изменение, открытое для наблюдения. 2. Явление, факт, относящиеся к субъективному, психологическому содержанию человеческого сознания. 3. Некоторое физическое явление, факт, событие. 4. Внутренний опыт, осознаваемый человеком. См. сознание, феноменология.

1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях: 2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что этот термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события. 3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии. 4. В терминах Канта – проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον – являющееся). В философском употреблении данного термина можно выделить две противоположные тенденции. Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии и, прежде всего, к платоновскому учению о феноменальном и истинном бытии, под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи (положения вещей), которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе некоторого особого познания или же и вовсе непознаваемую. Феномен в этом смысле обозначает явление принципиально относительное, изменчивое, порой даже субъективно-релятивное (напр., у греческих скептиков), способное лишь в той или иной степени отобразить истинное бытие. Так, в философии Платона феномен представляет собой явление чувственного мира, уподобляющееся и телеологически направленное к своей умопостигаемой причине – “идее”. Неоплатонизм и средневековая философия в целом наследуют эту традицию различения явления и его скрытой причины. В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, “идеи”, перцепции. Особое влияние на дальнейшее развитие философии оказала кантовская концепция феномена. По Канту феномен – это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время). Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, т.е. “вещь сама по себе”. Тенденция рассматривать феномен (явление) в качестве противостоящего сущности и скрывающего ее достигает своего апогея в философствовании Шопенгауэра и особенно Ницше, у которого феномен отождествляется с видимостью, фикцией.

В феноменологической философии мы обнаруживаем диаметрально противоположную тенденцию в понимании феномена. Возможность перехода к новому понятию феномена заложена уже в учении Ф. Брентано о физических и психических феноменах. Брентано проводит фундаментальное различение между данностями внешнего опыта (физическими феноменами) и непосредственно очевидными психическими феноменами на основе сущностной характеристики последних, заключающейся в том, что каждый из них “интенционально содержит в себе какой-либо предмет”. Описание феноменов на основе интенциональности позволяет увидеть в них единство явления и сущности, увидеть “саму вещь”. Таким образом, в феноменологической философии феномен – это непосредственно самообнаруживающаяся данность первичного опыта, или, как определяет М. Хайдеггер, “само-по-себе-себя-показывающее”. Феномен в этом смысле есть не видимость вещи, но ее самоданность, он не предполагает позади себя существование “вещи самой по себе”. Феноменологически вещи суть то, что они суть как вещи опыта. В феноменологии Э. Гуссерля феномен разумеется как непосредственная данность сознания, обнаруживающая себя путем “искажения” естественной установки в феноменологической рефлексии (см. феноменологическая установка), когда мы обращаем внимание от вещи на свое сознание вещи. Всякий такой феномен есть интенциональное переживание, “сознание о …”. Феномен не представляет собой некой “субстанции”, наделенной реальными частями или свойствами, он лишь целостно схваченная “единица” “гераклитова потока” переживания сознания. Каждый феномен может быть проанализирован с двух необходимо принадлежащих ему сторон: реальной, составляемой актами сознания (см. ноэсис) и интенциональной, заключающей в себе предметный смысл (см. ноэма; феноменологическая теория значения). “Чистый феномен” – это структура смысла, освобожденная путем редукции от всякого фактуального (эмпирического, психологического) содержания. Поскольку феномены постигаются в феноменологии как данные абсолютно, их исследование носит чисто дескриптивный характер (см. феноменологический метод).

Литература: Платон Соч. в 4 т. М., 1993; Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 3: Критика чистого разума. М., 1994; Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996; Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. 2. (Husserliana, 19–20). Den Haag, 1984; Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций// Ступени, Спб., 1991, № 3; 1992, № 2 (5); Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Феноменология как отрасль знания

Феноменология – это направление философии, появившееся в 20 веке и определившее своей целью описание феномена, под которым философы понимали какое-либо событие, опыт или явление, основанные на принципе трансцендентального Я и включающего в себя первичный опыт сознания.

Основатели феноменологии

Книга Гуссерля

На сегодняшний день основоположником этого философского течения считается Эдмунд Гуссерль, хотя исследователи отмечают значительный вклад в развитие феноменологии со стороны Карла Штумпфа и Франца Бертрано.

Характерные черты этого философского учения

Понятие сознания настолько важно для феноменологии, что философы, придерживающиеся этого течения в философии, отказываются признавать сознание неким предметом, который могут изучать другие науки, например, психология. Напротив, сознание для них – это "трансцендентальное Я" или же "чистое смыслообразование". Феноменологи придерживаются идеи, что сознание должно изучать вещь или явление, не придерживаясь каких-либо шаблонов мышления, без проникновения в его строение или функции.

Для сторонников Гуссерля важен догмат об отказе от любого рода сомнительных предпосылок, на которых может строиться дальнейшее познание, поскольку это течение в философии стремится охватить фундаментальные основы бытия человека и обязательно строго обосновать их, чтобы в учении отсутствовали логические изъяны.

Центральное понятие и задачи феноменологии

Ядро этой философского течения заключается в понятии "интенциональность". Под этим словом феноменологи понимают свойство, которым обладает человеческое сознание, сфокусированное на определённых вещах, явлениях или предметах. Иными словами, интенциональность представляет собой заинтересованность индивида найти и изучить философский аспект какого-либо объекта бытия.

Феноменология и философия психоанализа

Основными задачами, стоящими перед его философским учением, Эдмунд Гуссерль считал разработку и построение так называемой "универсальной науки", в которую должны были также входить универсальная онтология и универсальная философия. Такая универсальная наука была нужна, чтобы, по словам Гуссерля, познать "всеобъемлющее единство сущего". Выполнив эту задачу, она могла бы стать абсолютным обоснованием для всех других наук и для познания в частности. Разумеется, Гуссерль полагал, что роль подобной универсальной науки может играть только феноменология.

Для того чтобы возвыситься над другими науками, феноменологии необходимо было выявить все сущностные черты и феномены сознания, в которых, по её мнению, отражается существующий объективный мир.

Ещё одной важной задачей, решению которой Гуссерль придавал большое значение, является не только осознание и описание мира, но и создание истинного настоящего мира, в котором единственным центром будет человек.

С точки зрения основателя феноменологии эта цель может быть достигнута, поскольку философия – это не наука о высоких материях, находящихся за пределами понимания многих людей, а способ создания человеческих установок, т.е. идей и образов, которые могут привлечь внимание человека и увлечь за собой его сознание. В свою очередь, это приведёт к изменению практической жизни людей, появлению новых, не существовавших ранее материальных предметов, а также к формированию сообществ индивидов, связанных вместе общими духовными интересами.

Вопрос познания в феноменологии

Задачи феноменологии

Под познанием феноменологи понимают поток сознания, который никак не зависит от личности субъекта познания или осуществляемой им деятельности. Как считал Гуссерль, сознание целостно и внутренне организованно. Поэтому субъект познания не является субъектом, который получает информацию о мире эмпирическим путем. До взаимодействия с объектом познания он не имел о нём никакого представления, поэтому, по определению Гуссерля, он будет трансцендентальным субъектом, обладающим априорными истинами.

Согласно такой установке феноменологов, субъект не познаёт свойства вещи или явления, а наделяет их смыслом, который данные предметы приобретают, взаимодействуя с сознанием субъекта, и никак иначе. В итоге предметы становятся по терминологии этого философского течения так называемыми феноменами.

Предмет феноменологии

Гуссерль стремился достичь априорных знаний, чистых истин, которые, по его мнению, заключены в переживаниях сознания и словах. После нахождения чистых истин, по мысли Гуссерля, становится возможным понять смысл изучаемого явления, которое прежде было скрыто от сознания за пеленой неверных оценок, поверхностных суждений, неправильных слов или предвзятых мнений.

Методы, используемые феноменологией в исследованиях

  • Очевидность;
  • Феноменологическая редукция.

Под очевидностью феноменологи понимали непосредственное созерцание предметов или явлений как с помощью органов чувств, так и с использованием интуиции. Отсюда можно сделать однозначный вывод, что феноменология в сущности является описательной или дескриптивной философией, поскольку признаёт только интуитивное и прямое наблюдение сущностей и вещей окружающего мира.

Что касается второго метода познания, то Гуссерль выделял три разновидности феноменологической редукции:

  • Феноменологи не обращают особого внимания на внешний мир и не поощряют погружение в него, но сосредоточиваются на самом переживании сознания, в котором отражается объективное бытие, называемое сторонниками Гуссерля феноменолого-психологическая редукция.
  • Переживания сознания воспринимаются философами-феноменологами как некие идеальные сущности, а не конкретные определённые факты. Так в феноменологии описывается эйдетическая редукция.
  • Затем Гуссерль затрагивает ещё более глубокие явления и редуцирует сознание из сферы материального в сферу духовного, доходя до уровня чистого сознания и осуществляя трансцендентальную редукцию.

Таким образом, исходя из описанных выше методов, применяемых последователями феноменологии, можно сделать вывод, что в традиционном философском споре "Что первично: бытие или сознание?" это философское течение уверенно отдаёт пальму первенства чистому сознанию с сущностями и явлениями, переживаемыми им, а бытие вторично по отношению к нему.

Как феноменологи проводят исследование?

В начале исследования задаётся критерий действительности изучаемых вещи, предмета или явления, которым является очевидность. Те ценные свойства и характеристики чего-либо, познаваемые в процессе непосредственного созерцания, должны обладать аподиктичностью. Другими словами, то, что очевидно нам сейчас, позднее может стать сомнительным, иллюзией или видимостью.

Например, феноменологи утверждают, что мир не является аподиктичной сущностью, так как возможно сомневаться в его существовании. Используя метод редукции, нетрудно понять, почему последователи этого течения в философии поддерживают такую точку зрения. Феноменологи понимают мир как феномен и некий опыт, которому предшествует первичное бытие, а именно: бытие чистого сознания и принадлежащих ему переживаний. Это, с точки зрения сторонников Гуссерля, и является искомой аподиктичной сущностью.

Применение достижений феноменологии в современном мире

Основные направления современной феноменологии

Философия Гуссерля оказала значительное влияние на науки, занимающиеся познанием человека и общества. На сегодняшний день методика феноменологии активно используется в таких областях знаний, как:

  • Социология;
  • Литературоведение;
  • Психиатрия;
  • Эстетика.

В мире существует несколько центров, занимающихся исследованиями в области феноменологии. Крупнейшие из них расположены в Германии, Чехии, США, Бельгии и России.

Читайте также: