Радиатор холодильника из какого металла

Обновлено: 17.05.2024

Медь является одним из лучших проводников электричества, поэтому широко применяется в бытовой технике, производстве кабелей, труб.

Если в хозяйстве имеется вышедшая из строя техника, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку, в некоторых деталях можно найти большое количество меди, а ее цена на рынке скупки металлолома варьируется в пределах 300 рублей за килограмм, в зависимости от категории.

Если учесть, что пунктов приема металлолома сейчас большое множество и часто они располагаются в жилых кварталах, а транспортные расходы будут невелики или отсутствовать вовсе, то почему не сдать медь и прочий металл и получить дополнительный доход.

В каких элементах холодильника присутствует медь

Единственный элемент в холодильнике, в котором присутствует медь — это компрессор. Там он необходим для осуществления сжатия паров фреона, который после поступает в конденсатор. Причем цветной металл в холодильнике содержится в довольно значительном объеме.

Для того чтобы извлечь медь из компрессора, сначала необходимо вскрыть корпус самого агрегата, а затем и элемента. Расположен он по задней стенке техники и представляет собой запаянный стальной корпус, внутри которого находятся ротор, статор, подшипники, пружины, мотор, поршень, змеевик и медная проволока.

Количество медики в бытовой техники может меняться в зависимости от производителя, модели и типа холодильника. В среднем, в одном приборе находится не менее 700 и не более 1200 граммов цветного металла.

Справка! В некоторых агрегатах в небольших количествах материал может содержаться в охладителе и радиодеталях.


Содержание цветных металлов в старых холодильниках

Советская техника – настоящая находка для сборщиков металлолома. Если разобрать старый холодильник, можно обнаружить не только медь, но также алюминий, сталь и большое количество железа. Нерабочая бытовая техника в избытке присутствует в домах, поскольку ее нецелесообразно и почти невозможно отремонтировать. Владельцы отдают холодильники бесплатно, чтобы освободить пространство в квартирах.

Сбор такой техники – источник дополнительного дохода при наличии инструментов и площадки для разборки. Один только двигатель холодильника содержит свыше 1 кг чистой меди. К этому следует прибавить массу трубок системы охлаждения (иногда их производят и из более дорогих сплавов). Каждая морозильная камера принесет сборщику металлолома около 1 килограмма пищевого алюминия или не меньшее количество нержавеющей стали.

Сколько меди в холодильнике разных моделей

В качестве бонуса расскажем вам, сколько примерно меди содержится в холодильниках от разных производителей:

  1. Атлант. Большая часть холодильников этой фирмы имеют крупные компрессоры. Их вес достигает 7 килограммов. В таких моделях содержание цветного металла составляет около 800 грамм.
  2. Старые советские холодильники вроде Бирюсы содержат гораздо больше ценного материала в сравнении с новыми. С одного небольшого однокамерного агрегата можно получить чуть больше килограмма цветного металла.
  3. В компрессорах от объемных двухкамерных холодильников содержится около одного кг меди. Моторы, которые вмещают в себя столько цветного металла, весят, как правило, больше десяти килограмм.

Интересно! Современные холодильники содержат в себе не только черные металлы, медь и алюминий. Практически во многих моделях можно увидеть и драгоценные материалы. Например, серебро или золото.

Измеряем вес меди

Старый компрессор от холодильника

Берем болгарку, самый быстрый инструмент для разборки двигателя на утиль, режем соединительные болты кожуха, затем разрезаем металл самого двигателя, чтобы извлечь ценный металл. Кладем извлеченные куски меди на весы, смотрим: порядка 1200 грамм. Сюда же можно приплюсовать и трубки, подведенные к двигателю — получится еще больше.

Целесообразно ли извлекать медь из бытовой техники

На этот вопрос мы можем ответить однозначно — да. Во-первых, это выгодно с точки зрения финансов. Один килограмм черного металла стоит всего около 6 рублей. Обычных холодильник весит около 80 килограммов, а значит с него можно получить не больше 500 рублей. Если же медь сдать отдельно, то получить с нее можно еще около 300 рублей (стоимость этого материала на рынке составляет около 60 рублей).

Стоит отметить, что морозильные камеры некоторых холодильников выполняют из алюминия. Этот цветной металл ценится еще дороже, чем медь. А значит стоимость холодильника вырастет рублей на 200.

Извлекать медь из бытовой техники целесообразно еще и с точки зрения природных ресурсов. Всего в недрах Земли осталось около пяти миллиардов тонн этого цветного металла. Что в сравнении с другими материалами незначительно.

К тому же, медь невозможно найти в чистом виде — она содержится только в виде руды. И для ее добычи люди тратят очень много ресурсов — энергии, сил и времени. К тому же, способ обогащения руды негативно сказывается на экологии. Все это делает вторичную переработку металлов целесообразной.

Особенности профессиональной утилизации

Компании, занимающиеся переработкой крупногабаритной бытовой техники, применяют определенный алгоритм действий, благодаря которому соблюдаются общепринятые экологические нормативы и предотвращается загрязнение атмосферы. Еще одно преимущество профессиональной утилизации – процесс проходит под надзором контролирующих органов.

Утилизация предусматривает доставку этого бытового оборудования на специальный полигон. Там проводится откачка хладагента и последующая разборка. Далее выполняется сортировка электроники, пластика, цветных и других металлов. Завершающий процесс утилизации – прессование холодильников и последующая отправка отходов на специализированные перерабатывающие комбинаты.

Резюмируя, хочется еще раз отметить актуальность проблемы утилизации холодильников и прочей отработавшей бытовой техники, которая регулярно появляется на площадках рядом с мусорными баками. Пользователи должны знать, что подобные действия являются безответственными, так как фреон, вытекающий из холодильников, поступает в окружающую среду и считается одной из причин постепенного разрушения озонового слоя. Поэтому подобная бытовая техника требует исключительно профессиональной утилизации.

Меры безопасности

Перед тем, как начать добычу меди из двигателя холодильника, нужно озаботиться мерами безопасности. Прежде всего, нужно начать с того, что практически любой современный холодильник работает с применением фреона. И хоть считается, что этот хладагент практически безопасен, рисковать с ним не стоит. Поэтому и “вскрытие” компрессора лучше всего производить на улице — где-нибудь на заднем дворе. Делать это в квартире или в доме строго не рекомендуется.

Далее, чем стоит озаботиться — защитная маска или очки. Понадобятся они вам во время распила корпуса компрессора. Средства индивидуальной защиты предохраняют лицо и глаза от попадания раскаленной металлической стружки.

Пригодятся и защитный рукавицы с прорезиненными подушечками пальцев. Они не позволят вашей руке скользить по металлу, что явно защитит ваши конечности от травм.

Где дорого сдать компрессоры в Москве?

Наши пункты приёма расположены в Москве и области. Местонахождение ближайшей точки для продажи лома можно узнать с помощью карты на сайте или позвонив менеджеру.

Сдать компрессоры в Москве желательно в нашу компанию по нескольким причинам:

  1. Предлагаем максимальную цену за килограмм лома.
  2. Работаем легально, заключаем договора.
  3. Если масса металлолома превышает 1 тонну, то вывоз делаем бесплатно.
  4. Имеется всё необходимое оборудование и транспорт.
  5. Скупаем лом любого количества и качества.
  6. Скупаем металл у юридических и физических лиц.
  7. Пункты приёма работают ежедневно, без праздников и выходных.

Как добыть медь из холодильника

Итак, после того, как мы рассмотрели все нюансы, можете приступать к извлечению меди из компрессора. Сделать это возможно в несколько этапов:

  1. Прежде всего, следует слить хладагент из холодильного контура. Для этого снимите змеевик, который расположен на задней стенке агрегата, и опустошите его.
  2. После этого нужно разобрать сам холодильник, а точнее — снять его обшивку. Для этого нужно воспользоваться крестовой и плоской отвертками. Если же вам не принципиально делать это аккуратно, и вы не хотите терять время, воспользуйтесь молотком и зубилом.
  3. Теперь можно приступать к разборке компрессора. Лучше всего воспользоваться болгаркой. Стенки корпуса достаточно толстые, а потому пилить металл ножовкой или сабельной пилой придется очень долго. Сначала инструментом нужно срезать все петли и крепежи элемента, а затем при помощи болгарки, зубила и молотка распилить кожух на две части.
  4. После того, как корпус будет вскрыт, раскрутите болты и вытащите сам компрессор. Для удобства изъятия медной проволоки, срежьте обмотку лишь с одной стороны, а затем кусачками достаньте остатки.

Люди, которые уже имеют опыт извлечения меди из компрессора, справятся с задачей всего за 20-30 минут. А вот новичкам придется “попыхтеть” над этим не меньше часа. Но даже это стоит сэкономленных денег.

Как разобрать холодильник на металлолом: описание этапов демонтажа

Самостоятельный разбор бытовой техники не представляет собой сложности. Однако про технику безопасности и защиту забывать не стоит. Демонтаж холодильника можно разделить на несколько этапов:

  • Отключение от электросети;
  • Устранение полочек, поддонов и прочих съемных деталей;
  • Снятие дверцы холодильного отсека и морозильной камеры;
  • Демонтаж облицовочных материалов;
  • Устранение решетки охлаждения;
  • Снятие компрессора;
  • Демонтаж теплоизолирующих элементов и т.д.

Важно помнить, что перед разбором конструкции следует удалить хладагент. Можно ли сдать холодильник на металлолом вместе в фреоном? Да, однако будьте готовы к тому, что вам придется доплачивать за услугу демонтажа. Для разбора компрессора потребуются болгарка и молоток. Рекомендуется распилить конструкцию аккуратно по шву и извлечь медную компрессорную обмотку. Неметаллические детали можно смело отправлять в утиль.

Вот мы и рассказали, как можно не только избавиться от нерабочей техники, но и в короткие сроки заработать на ней около 1000 рублей. Просто доставив холодильник в пункт приема металла, вы получите лишь копейки за стальной корпус. Вряд ли работник точки подскажет вам, как можно получить за агрегат чуть больше, чем вам положено. Обычно, такими вещами они занимаются сами. Воспользуйтесь нашим советом, если планируете сдавать старый холодильник.

Видео: Сколько меди в компрессоре от холодильника? Стоит разбирать?

Сколько меди в компрессоре от холодильника? Стоит разбирать?

Видео: СКОЛЬКО МЕДИ В КОМПРЕССОРЕ ХОЛОДИЛЬНИКА?

СКОЛЬКО МЕДИ В КОМПРЕССОРЕ ХОЛОДИЛЬНИКА?

Советую прочитать:

  • Сколько хранится селёдка под шубой в бытовом холодильнике — Селедка под шубой – незаменимое блюдо каждого праздника. Особенно часто его можно встретить на новогоднем столе, рецепт прекрасно знает каждая домохозяйка. Чаще всего в преддверии…
  • Современные бытовые морозильные лари: технические характеристики, температура эксплуатации — Морозильный ларь – один из вариантов отдельностоящего морозильника, выполненный в виде короба с изымаемыми ящиками. Ранее такое оборудование устанавливалось и применялось только в…
  • Современные бытовые узкие холодильники: обзор моделей и рейтинг марок — Узкий холодильник – хороший способ сэкономить пространство в случае малометражной кухни. Такие агрегаты по факту не уступают по вместительности устройствам стандартной ширины, но…
  • Сколько хранится домашний холодец в холодильнике — Холодец – привычный атрибут новогоднего стола. Его готовят большими порциями, поэтому у многих хозяек возникает вопрос, сколько хранится готовый холодец. Мы рассмотрим все…
  • Сроки и условия хранения сырого и обработанного мяса в бытовом холодильнике — Мясопродукты – необходимая часть человеческого рациона. В них содержатся многие витамины, макро- и микроэлементы, а также другие вещества, без которых человеческий организм не…
  • Сколько может храниться в холодильнике окрошка с разными заливками — Окрошка – традиционный летний суп, который подают к столу в холодном виде. Готовят ее с добавлением мясных компонентов, потому сроки хранения такого продукта ограничены. Обратите…
  • Как выбрать современный бытовой холодильник – ассортимент моделей, схемы, устройство, размеры — Приобретение холодильного шкафа – достаточно трудоемкий и тяжелый для семейного бюджета момент, поэтому при выборе конкретного агрегата на главное место выступает число…

Примерное количество меди и алюминия

Холодильники, выпущенный более 10 лет назад, содержат следующее количество цветных и драгоценных металлов:

  • сплавы на алюминиевой основе – от 1,3 до 2,4 кг;
  • сплавы на медной основе – от 1,6 кг;
  • латунь и бронза – около 1,5 кг;
  • серебро – в среднем от 0,8 до 1,5 г.

Из алюминия и сплавов на его основе произведены испаритель, ротор компрессора, блок приборов и трубопроводы бытовой техники. Латунь и бронзу можно обнаружить в таких элементах, как тепловой контур, обмотка статора, осушитель, фильтр и блок приборов. В тех же деталях содержатся медные сплавы, а серебро можно найти, если разобрать мотор от холодильника на медь. Изделия из него находятся внутри компрессора, терморегулятора, выключателя освещения холодильной камеры и пускозащитного реле – небольшого элемента квадратной формы, расположенного возле компрессора.

Современные материалы для корпуса холодильника


Когда создается новая серия холодильников, производитель решает финансовые задачи. Расходы по изготовлению моделей с хорошими техническими характеристиками, при стоимости, ориентированной на массовую покупательную способность населения, необходимо снизить. Ориентируясь на определенный финансовый достаток, можно использовать инновационные технологии, лучшие дорогие компоненты, но количество изделий ограничить.

Для холодильников премиум подбирается статусная облицовка, подчеркивающая другие достоинства модели. Скорее всего, материалом послужит нержавеющая хромированная сталь. Если несколько лет назад этот материал создавал проблемы в уходе, сейчас разработано защитное покрытие, на котором не остаются следы от пальцев.

На несколько тысяч дешевле можно купить холодильник в той же комплектации с покрытием из корродирующей стали, но с отличным защитным слоем. Особая технология нанесения ингредиентов, с последующим спеканием в печи, позволяет получить полимерный слой, требующую минимального ухода. Только специалист определит, из какого материала сделан холодильник. Применяется в облицовке также деревянный шпон и закаленное стекло.

Процесс разборки холодильника

Первым делом, следует определиться с местоположением в холодильнике испарителя. У самых старых моделей он располагается возле дверного проёма, поэтому перед снятием самих холодильных агрегатов потребуется произвести неполную разборку облицовочных накладок со стороны — а для этого придётся снять и дверцу, закрывающую морозильное отделение. Если же концепция модели предполагает расположение испарителя перед люком на задней части, этой операции можно будет избежать.

Откручивание петель дверей

Откручивание петель дверей

Полная разборка осуществляется достаточно просто, но и отступать от действующих инструкций не стоит, если нет намерений повредить какую-то из его составных частей. Их могут оценить в меньшую сумму при приёме, либо и не принять в металлолом вовсе.

  1. Если холодильник до сих пор подключён к электрической сети, необходимо прекратить его питание – для этого электрическую вилку просто нужно отсоединить от штепсельной розетки.
  2. Далее начнётся процесс размораживания – из отделения для хранения продуктов и из морозилки будет постепенно выходить весь холод, а внутренняя температура агрегата будет расти вплоть до комнатной. За это время нужно достать оттуда все имеющиеся продукты во избежание их скорой порчи.
  3. Если же холодильник уже давно не используется и размораживать его не требуется, можно приступать к демонтажу. Сперва снимается дверца холодильной камеры.
  4. Вслед за ней уже можно снимать с креплений дверь, отделяющую от окружающего пространства морозильную камеру.
  5. Затем очередь доходит до облицовки холодильного агрегата – он тоже демонтируется достаточно просто и быстро.
  6. Далее можно снимать само устройство, отвечающее за набор и поддержание температуры, необходимой для хранения содержимого.
  7. Когда процесс будет завершён, можно, наконец, избавиться и от теплоизоляции.

Снятие дверей

Советы и практические рекомендации по разборке холодильника

Во время разборки следует придерживаться всех необходимых мер, диктуемых техникой безопасности. В инструкции к каждому холодильнику их перечень имеет место, поэтому перед разборкой лучше всего тщательно ознакомиться с ними, во избежание возможных негативных последствий. Преимущества разбора холодильника – отсутствие нужды в полноценном рабочем наборе инструментов – достаточно будет нескольких отвёрток, а если не найдётся и таковых – подойдут обыкновенные ножи с различной длинной металлических наконечников.

Доброго времени суток всем!
Вопрос к знающим людям) В каком из современных холодильников трубка, через которую идет замораживающий газ, медная? у нас сломался холодильник Атлант.Трубка в нем из алюминия, да еще и обвита медной! Т.е. = гальваническая пара. Через 4.5 года холодильник "потек", причем в таком месте, что ремонт слишком дорогостоящий и ненадежный((( Посоветуйте новый холодильник с медной трубкой! Вся наша большая семья будет вам несказанно благодарна!

Таких нет. А дальше будет еще хуже - вместо пайки одни локринги .
Атлант оч надежная машина только ремонтировать надо с умом.
Опишите плз какая модель у Вас и что случилось.

ремонт слишком дорогостоящий и ненадежный((( Посоветуйте новый холодильник с медной трубкой! Вся наша большая семья будет вам несказанно благодарна!

ну это как сказать, капилярка обвита вокруг такой обратки и раковины ещё похлеще повторяя контур капилярной трубки, и часто в запененой части где они идут в общем кембрике, я на этих вещах зубы проедаю )). а медные трубки применять действительно производителю не выгодно )))

__________________
Меня зовут Андрей, я из Одесской обл. г. Килия, занимаюсь ремонтом бытовых холодильников и морозильников

__________________
Меня зовут Андрей, я из Одесской обл. г. Килия, занимаюсь ремонтом бытовых холодильников и морозильников

Кто соглашается заплатить, ставлю самодельный испаритель из медной трубки. Естественно где это возможно.

Кто соглашается заплатить, ставлю самодельный испаритель из медной трубки. Естественно где это возможно.

прямо на пластик с внутренней части ХД-камеры? как это выглядит? я ставлю лепесток алюминий, весь крашеный, уже давно, заводской, Андрей-холодильщик где то фото выкладывал, смотриться очень не плохо, служит долго, покраска очень качественная.

__________________
Меня зовут Андрей, я из Одесской обл. г. Килия, занимаюсь ремонтом бытовых холодильников и морозильников

есть трубки и медные, есть приборы и без локрингов, но чтобы полностью контур медный, такого не бывает. как минимум контур обогрева будет стальной. могу только посоветовать выбирать прибор у которого сервисное обслуживание на высоте, так как вам везет с ремонтами

Недавно вскрывал Индезит Прайм full NF. Алюминиевый только испаритель. Контур - сталь, обратка с капилляром - медь. Вцелом ничё так, построено, по феншую.Но от общих советов в плане приобретения воздержусь. Тут на вкус и цвет. Если вопрос или етот, али тот, тады да-а-а- . . .

. Посоветуйте новый холодильник с медной трубкой! Вся наша большая семья будет вам несказанно благодарна!

Имхо - стОящего ответа Вы не получите, потому что общая добротность изделия характеризуется набором полноценных комплектующих:
1. компрессор
2. детали и материалы агрегата
3. пластик
4. конструкция
И найти полноценное сочетание по цене Атланта вероятнее всего не удастся, потому что хорошие материалы стоят дороже нехороших. . И если учесть, что тут получается сумма, то общее удорожание будет заметным.
Можно добавить и еще одно условие долговечности:
5. Условия эксплуатации
Достаточно высокий процент дефектов возникает имеенно поэтому. Вот в Вашем случае такое возможно еще и потому, что холодильник эксплуатируется в прохладном(холодном) помещении.

__________________
3-й закон Линуса Торвальдса:"Теория и практика иногда сталкиваются. Когда это случается, теория проигрывает. Всегда."

Гальваническая пара уже используется лет 30
Возьмем к примеру Минск. Капиллярка проходит в всасывающим трубопроводе. И ведь работают по 30 лет.
Вывод - дело не в гальванической паре а в качестве современных холодосов

Гальваническая пара уже используется лет 30
Возьмем к примеру Минск. Капиллярка проходит в всасывающим трубопроводе. И ведь работают по 30 лет.
Вывод - дело не в гальванической паре а в качестве современных холодосов

Вот именно, что в всасывающем трубопроводе. Внутри него нет влаги и свободного кислорода для окисления. А то, что сейчас Атлант ставит теплообменник с капилляром навитым снаружи алюминиевой трубы, так там обратка диаметром 8 мм. и толщина стенки приличная. Плюс фиксация капилляра алюминиевым скотчем, плюс герметизация и высокое качество теплоизоляции.

ну это как сказать, капилярка обвита вокруг такой обратки и раковины ещё похлеще повторяя контур капилярной трубки, и часто в запененой части где они идут в общем кембрике, я на этих вещах зубы проедаю )). а медные трубки применять действительно производителю не выгодно )))

Знакомо. Хотя Липецк одно время требовал прикладывать участки дефектного трубопровода к отчету по гарантийным ремонтам, сейчас вроде согласились, что качество трубы . . . . . .
В плане выбора всегда должно быть главным соотношение цена-качество. И совершенно не означает, что холодильник с дизайном от Сваровски будет работать в одинаковых условиях , по сравнению с тем же Атлантом, в то количество раз, во сколько превосходит его по стоимости. (Во сказал )

Вот именно, что в всасывающем трубопроводе. Внутри него нет влаги и свободного кислорода для окисления. А то, что сейчас Атлант ставит теплообменник с капилляром навитым снаружи алюминиевой трубы, так там обратка диаметром 8 мм. и толщина стенки приличная. Плюс фиксация капилляра алюминиевым скотчем, плюс герметизация и высокое качество теплоизоляции.

__________________
Меня зовут Андрей, я из Одесской обл. г. Килия, занимаюсь ремонтом бытовых холодильников и морозильников

прямо на пластик с внутренней части ХД-камеры? как это выглядит? я ставлю лепесток алюминий, весь крашеный, уже давно, заводской, Андрей-холодильщик где то фото выкладывал, смотриться очень не плохо, служит долго, покраска очень качественная.

На пластик никогда не ставлю. Если испаритель лепесток, то приклеиваю алюминиевым скотчем прямо к нему, затем запениваю. Если испаритель из алюминиевой трубки, то трубу отрываю, вместо нее медную. Муторно конечно и долго, зато испаритель "вечный". Эстетика вообще не страдает, испаритель же запенен. Повторяю, делаю только тем, кто согласен переплатить.

Долгое время единственным относительно доступным материалом, отвечающим данным требованиям, была медь и сплавы на ее основе. До 70-х годов прошлого века почти все радиаторы были медно-латунными, а основной технологией производства была пайка.

радиатор

Это было трудоемко и дорого, но и радиаторы тех лет служили десятилетиями, а также легко ремонтировались. Но высокая стоимость и большой вес со временем поставили крест на такой конструкции – на современных легковых автомобилях она уже не применяется. В настоящее время такие радиаторы устанавливают только на некоторые виды коммерческой техники, в основном рассчитанной на длительный срок службы в тяжелых условиях.

Алюминиевая революция

Когда конструкция автомобилей существенно усложнилась, помимо систем охлаждения и отопления, радиаторы стали применять в системах кондиционирования, а также для обеспечения оптимального теплового режима работы автоматических коробок, полноприводных трансмиссий и турбин. Понадобились более легкие материалы. В результате разработчики систем охлаждения начиная с 60-х годов прошлого века стали массово использовать алюминий.

Технология изготовления первое время принципиально не менялась, радиатор остался таким же паяным, но только с алюминиевыми трубками. Позже для того, чтобы алюминиевый радиатор служил долго, был способен выдерживать высокое давление и вибрацию, была разработана специальная технологии пайки Nocolock. В процессе производства происходят предварительный нагрев, пайка в азотной среде и мгновенное охлаждение. В результате получается очень прочная, герметичная и долговечная конструкция. Еще одно преимущество такой технологии – возможность создавать теплообменники любой формы и размера, в отличие от радиаторов механической сборки.

Для охлаждения современных высокофорсированных двигателей применяются паяные радиаторы с плоскими трубками и гофрированными охлаждающими пластинами. Они обладают минимальным аэродинамическим сопротивлением. Бачки в настоящее время изготавливают из различных полиамидов, усиленных стекловолокном. Их крепление к радиатору осуществляется при помощи фланцев с уплотнениями из эластомеров.

Существует еще более современная и прочная конструкция алюминиевых радиаторов, в которых бачки также выполнены из алюминия. Но пока такая технология из-за высокой стоимости применяется крайне ограниченно.

Инженерные головоломки

При разработке систем охлаждения конструкторам приходится решать множество противоречивых задач. Например, при эксплуатации автомобиля в условиях мегаполисов с их неизбежными пробками оптимален радиатор большой площади с низким сопротивлением потоку, но для него не всегда есть место в подкапотном пространстве. Поэтому приходится идти на компромисс – устанавливать радиатор меньшей площади с мощными вентиляторами, что приводит к росту энергопотребления бортовой сетью автомобиля.

Отдельная тема – спорткары с высокофорсированными моторами, у них из-за особенностей компоновки для больших радиаторов просто нет места, поэтому эффективное охлаждение обеспечивает сложная конструкция, состоящая из нескольких небольших по площади радиаторов, объединенных в один контур.

Также конструкторам приходится учитывать, что в процессе эксплуатации любых автомобилей эффективность охлаждения неизбежно ухудшается из-за внешних загрязнений радиатора и внутренних отложений, поэтому на этот случай должен быть запас по эффективности.

Серьезная база – залог успеха

Обеспечение оптимального теплового режима работы двигателя в реальных условиях эксплуатации – очень сложная задача. Ведущие разработчики в области систем охлаждения проводят испытания в аэродинамических трубах, климатических камерах. Компаний, имеющих возможности проводить столь дорогие исследования и выпускать продукцию премиального сегмента, – единицы. Именно этим обусловлена высокая разница в стоимости между радиаторами, даже предназначенными для одной и той же модели автомобиля.

радиатор_2

Игроки массового рынка

Самый распространенный на сегодняшний день вариант для автомобилей массового сегмента – алюминиевые трубчато-пластинчатые радиаторы сборного типа. Они собираются механически – отдельно трубки с пластинами, отдельно верхние и нижние бачки, плюс набор прокладок и уплотнителей, благодаря которым обеспечивается герметичность системы. По эффективности и долговечности радиаторы такой конструкции уступают паяным, но благодаря меньшей стоимости востребованы на вторичном рынке. К тому же с годами конструкция радиаторов совершенствуется, что позволяет повысить их производительность и долговечность. Например, некоторые компании устанавливают в трубках так называемые турболизаторы, которые закручивают поток жидкости, в результате увеличивается скорость потока и теплообмен становится более эффективным.

Главное, что стоит рекомендовать, – при покупке сборных радиаторов выбирать продукцию известных марок.

Большая эффективность

Радиаторы также могут быть однорядными или многорядными. Если в подкапотном пространстве есть место и конструкция автомобиля допускает такую установку, то для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях, например на бездорожье или в пробках с полной нагрузкой, при ремонте целесообразно установить многорядный радиатор вместо однорядного, он обеспечит более эффективную работу системы охлаждения.

Премиум для бюджетника

Следует также помнить, что массовый автомобиль – далеко не обязательно простой по конструкции. У многих массовых брендов, например Chevrolet, Citroen, Opel, Peugeot, Volkswagen, в линейке есть модели с высокофорсированными двигателями, у которых температура термостатирования от 110 до 118 градусов Цельсия. Это обеспечивает высокий КПД двигателя, но любой, даже малейший сбой в системе охлаждения приведет к перегреву мотора. Поэтому при покупке компонентов систем охлаждения для таких автомобилей следует ориентироваться на продукцию премиальных брендов.

Технологии будущего

Кажется, что все технологии уже исчерпаны и в ближайшее десятилетие их конструкция существенно не изменится, разве что большее распространение получат полностью алюминиевые конструкции. Существуют также опытные разработки радиаторов, выполненных целиком из полимеров, они легкие, но пока еще уступают по эффективности алюминиевым.

Кстати, даже для электромобилей, которые активно завоевывают рынок (читайте подробнее на странице 26 нашего журнала), радиаторы необходимы для охлаждения литий-ионных батарей, да и без климатической системы электромобилю никак не обойтись, а там нужны свои дополнительные радиаторы.

В ближайшее десятилетие массовое распространение получат и гибридные автомобили. А это настоящий Клондайк для производителей автокомпонентов и радиаторов в частности. Поскольку у таких авто сохраняется двигатель внутреннего сгорания со своей системой охлаждения и при этом добавляется электрическая силовая установка, дополнительный радиатор понадобится им не только для охлаждения литий-ионных батарей, но и для обогрева, иначе при низких температурах двигатель не запустится.

радиатор_2

Список лучших

Инструменты и материалы:
-Несколько старых холодильников;
-Щетка;
-Компрессор;
-Мыльный раствор;
-Кусачки;
-Отвертка;
-Слесарные ключи;
-Ножовка;
-Струбцины;
-Брусок деревянный;
-Крепеж;
-Силикон;
-Валик;
-Краска;
-Медная трубка;
-Паяльные принадлежности;
-Стекло;
-Стеклорез;
-Стамеска;
-Молоток;

Шаг первый: теория
По утверждению мастера-самодельщика солнечная радиация, в широтах проживания автора, генерирует до 1000 Вт м². С помощью солнечных панелей можно "собрать" до 500 Вт / м², а с помощью тепловых панелей до 800 Вт / м².

Солнечные тепловые панели особенно полезны для производства горячей воды для бытовых нужд. В этом случае они называются солнечными водонагревателями.

3 - 4 м² солнечных тепловых панелей покрывают 90% потребностей в горячей воде для двух человек в течение всего года. При пасмурной погоде используется накопительный бак с горячей водой.

Окупаемость проекта составляет 2-3 года.
Конструкция панели схожа с промышленной: солнечный коллектор, содержащий теплоноситель, зажат между изолятором и листом стекла. В качестве коллектора мастер использует радиатор холодильника, а дверь холодильника использует, как изолятор.

Шаг второй: выбор материала
Для максимальной эффективности солнечной тепловой панели трубки должны иметь небольшой диаметр ( в данном случае 4 мм). Благодаря этому температура жидкости в теплоносители быстро увеличивается при попадании на него солнечных лучей. Для уменьшения теплопотерь пространство между радиатором, стеклом и теплоизолятором должно быть минимально, но радиатор не должен прикасаться к ним.

Температура внутри панели может достигать 150°C, соответственно нужно выбирать материал устойчивый к высокой температуре и ультрафиолетовому излучению.

Так же нужно учитывать низкие температуры в зимнее ночное время.

Радиаторы холодильников должны быть покрашены в черный цвет и направлены к солнцу под правильным углом.


Шаг третий: радиатор
Для своих целей мастер использовал неисправные холодильники, приобретенные на пунктах сбора металлолома.
Откусил трубки радиатора, как можно ближе к компрессору. Промыл решетку мыльной водой. Продул трубки радиатора воздухом.


Шаг четвертый: дверь
Дверь мастер будет использовать в качестве теплоизоляционной панели. Разбирает дверь, снимает все выступающие части ручки, болты, резинки, пластиковые панели. Поверхность должна быть ровной, и мастер срезает выступы.

Шаг пятый: сборка
По словам мастера лучший размер панели 1,5 - 2 м². Если панель будет больше, она будет тяжелее и для нее нужно стекло большего размера. Если меньше, то будет менее эффективная и придется увеличивать кол-во панелей.

В зависимости от модели холодильника для панели 2 м² понадобятся 3-4 решетки и 2-3 двери.
С помощью деревянных бруском мастер собирает три двери в одну раму. Тщательно изолирует щели по периметру рамы.


Дальше мастер закрепляет радиаторы на раме. Между радиаторами и рамой устанавливает пробковые прокладки.


Теперь нужно соединить трубки радиаторов в одно целое. Для магистральной трубки нужно плюсовать диаметр каждой трубки радиаторов. Т.е. три радиатора с диаметром трубок 3 мм, значит магистральная трубка должна быть 9 мм. Магистральных трубок должно быть две, одна на вход, другая на выход.


Для проекта нужно стекло толщиной 4-5 мм. Стекло мастер "добыл" из старых стеклопакетов. Разобрал их. Вырезал по размеру. Приклеил к рамке с помощью герметика.


Шаг шестой: установка
При соединении нескольких панелей необходимо трубки, выходящие на поверхность изолировать. Так же необходимо прибавлять 2 мм к диаметру магистральной трубки для каждой последующей панели. Т.е. конечная панель 9 мм, следующая 11 мм, следующая 13 мм и т.д.


При установке панелей следует учитывать угол. В идеале солнечная панель должна быть перпендикулярна солнечным лучам и располагаться с южной не затененной стороны.


Панели должны быть расположены, как можно ближе к теплообменнику. В магистраль встраивается расширительный бачок и термоклапан. Термоклапан должен открываться при температуре жидкости в панели выше 10°C , чем в теплообменнике и закрывается, если температура выше всего на 5°C.
В зимнее время в качестве жидкости нужно использовать антифриз.

Читайте также: