Черный это цвет цветной телевизор

Обновлено: 05.05.2024

Желание получить цветное телевизионное изображение, появилось у человечества практически сразу после того, как чёрно-белое телевидение прочно вошло в нашу жизнь. И пока инженеры всего мира неустанно трудились над созданием цветного ТВ, народные умельцы предлагали свои методы решения этой проблемы. Вот например, вырезка из журнала "Техника - молодёжи".

Однако кроме таких курьёзных решений, существовал и реальный способ превратить чёрно-белый телевизор в цветной. Более того, серийно выпускался такой телевизор под названием "Радуга", правда экспериментальной партией.

Выпускался он с 1954 года Ленинградским заводом имени Козицкого, в то время когда большинство населения СССР о телевизоре только мечтали. Интересен факт, что этот аппарат делался исключительно для Москвы, ибо только Московская опытная станция цветного телевидения МОСЦТ, проводила эксперимент по передаче цветного изображения по собственному методу. Суть его заключалась в следующем. Перед объективом передающей камеры и перед экраном телевизора, вращались плексигласовые диски с наклеенными на них светофильтрами красного, зелёного и синего цветов. Если электродвигатели на передающей станции и в телевизоре синхронизировать, то получалось вполне себе цветное изображение.

Диск имел шесть секторов сложной формы, по два основных цвета чередовались друг с другом. Кинескоп применялся 18ЛК6Б, с повышенной яркостью свечения, чтобы скомпенсировать потери яркости при прохождении картинки через светофильтры. Сам аппарат собирался тремя основными блоками.

Справа - радиоприёмный тракт, по центру - блок развёрток и крайний левый - блок питания. Картинка не очень, но в принципе на ней всё видно. Электродвигатели применялись синхронные конденсаторного типа "СТ-2", синхронно не управляемые. Синхронизация осуществлялась по питающей сети и для этого телевизор должен работать от того же энергетического кольца, что и передающий телецентр. Небольшой рассинхрон при запуске, устранялся ручкой "Установка цвета" на передней панели телевизора. Для настройки использовалась специальная таблица.

После запуска телевизора, а процесс это был довольно длительным, нужно было вращать эту ручку до тех пор, пока звезда на таблице не станет красной. Поскольку диск вращался с большой скоростью, 1500 об\мин, и при этом наэлектризовывался, он был установлен в специальный кожух, защищающий его от налипания пыли. Телевизор во время работы нельзя было переносить или передвигать, а подшипники двигателя нужно было регулярно смазывать. Ещё одной особенностью телевизора была выдвижная линза,с помощью которой можно было в некоторых пределах увеличивать изображение.

Телевизор в основном использовался в специальных ателье с целью демонстрационных показов цветного ТВ, которое транслировалось два раза в неделю по четыре часа.

Всего было выпущено около 4000 таких телевизоров. Кроме того, он даже неоднократно модернизировался. Существовал, например, такой вариант.

Кроме всего прочего планировалась установка синхронно управляемых электродвигателей, чтобы отвязать аппарат от питающей сети, но этим планам не суждено было сбыться. В 1956 году проект признали бесперспективным и закрыли. До появления SECAM оставалось ещё 11 лет.

Телевизор – важный атрибут любого интерьера. Иногда с телевизором могут возникнуть неполадки, например, цветной начинает показывать в черно-белом цвете. Попробуем разобраться самостоятельно в причинах такой неполадки и как ее устранить.

Причины неисправности

Мало кого утешает тот факт, что черно-белое изображение сейчас в моде. Если цветной экран стал монохромным, придется пробовать разные способы, потому что вариантов проблемы может быть много:

  • сброс настроек;
  • некачественный сигнал;
  • электромагнитные помехи;
  • дефекты в прошивке;
  • неисправность платы цветовой передачи.

Для каждой проблемы существуют свои пути решения. Если произошел сброс настроек и цветопередача отсутствует только на каком-то определенном канале, изображение становится монохромным. Проблему можно решить проще простого при помощи пульта. Если дело не в этом, то это сразу будет понятно, потому что после выставления цветности в меню должна сразу восстановиться цветопередача.

Совет! Некоторым помогает включение автонастроек – попробуйте.

Проверка подключения

Как следствие проблемы – неправильное подключение кабеля. Для передачи видео имеется стандартный провод желтого цвета, а для видеосигнала позади телевизора три кабеля: желтый, синий и красный. В современных моделях телевизоров зеленый компонентный разъем представляет собой желтый кружок. Можно попробовать настроить изображение путем правильного подключения RCA-кабеля.

Как починить

Каждую проблему нужно рассматривать отдельно. Самой распространенной может быть сброс настроек. Тогда нужно просто зайти в меню и настроить цветность. Если причина в неисправности антенны, то проблема может быть в том, что штекер вставлен наполовину (не до конца) или какие-то неполадки с антенной. Сначала можно проверить штекер.

Если антенна находится в помещении, то можно ее покрутить, попробовать переставить с одного места на другое, чтобы отыскать лучшую точку принятия сигнала.

Если антенна находится на улице, то велика вероятность ее поломки – из-за сильного ветра она могла сместиться или повредиться. Помимо этого, неисправный тюнер может давать некачественный сигнал, в этом случае можно сделать только одно – отремонтировать устройство.

Черно-белым экран становится, когда на телевизор воздействуют электромагнитные поля какого-либо рядом находящегося прибора. Чтобы решить проблему, во-первых, нужно подальше его убрать. Далее нужно отключить ТВ на какое-то время, а затем вновь включить его. Если все тщетно, то можно поискать кнопку размагничивания (находится на корпусе) и нажать ее.

В первую очередь, когда телевизор стал показывать черно-белым, необходимо проверить провода на наличие или отсутствие повреждений. Самый эффективный способ – это сменить старый шнур на современный. В случае если ни один из способов не помог – можно попробовать сбросить настройки приставки и вернуться к заводским. Главное – не расстраиваться, даже если вы сами не справитесь с проблемой, мастера сервисного центра с радостью вам помогут.

Как настроить цифровой приемник Denn DDT111, смотрите далее.

Современное цветное телевидение базируется на теории трехкомпонентного цветового зрения , из которой следует, что смешением трех основных спектральных цветов, взятых в определенных пропорциях, можно получить все возможные цвета. При этом основные цвета должны быть линейно-независимыми, т.е. ни один из них не может быть получен путем смешения двух других. В качестве основных обычно берутся следующие цвета монохроматического излучения: красный (R) с длиной волны λ =700,1 нм, зеленый (G)λ=546,1 нм, синий (B) λ=435,8 нм. Например, равноэнергетический белый цвет можно получить смешением в равной пропорции основных цветов R, G, B .

Для передачи по телевидению многоцветное изображение объекта на передающей стороне должно быть разделено на три одноцветных изображения (в красном, зеленом и синем цветах). Далее видеосигналы ЕR, ЕG, ЕB данных одноцветных изображений следует передать по каналу связи по аналогии с черно-белым ТВ . На приемной стороне для получения цветного изображения объекта необходимо воспроизвести три одноцветных изображения и осуществить их совмещение.

Важнейшим требованием, предъявляемым к системам цветного ТВ , является совместимость , означающая:

1) возможность приема цветных передач в черно-белом виде на существующие черно-белые телевизоры (прямая совместимость);

2) прием сигналов черно-белого ТВ на цветные телевизоры (обратная совместимость) ;

3) передачу сигналов цветного и черно-белого ТВ по одному и тому же каналу связи (в полосе частот черно-белого ТВ) .

Для обеспечения совместимости в цветном ТВ необходимо иметь сигнал, который создавал бы нормальное черно-белое изображение с правильным воспроизведением градаций яркости цветного объекта. Поэтому в совместимых системах цветного ТВ из полученных на передающем конце видеосигналов основных цветов ЕR, ЕG, ЕB формируется яркостный сигнал ЕY

в котором численные значения коэффициентов, определяющих долю напряжений видеосигналов основных цветов, выбраны с учетом характеристик принятого опорного белого цвета D65 (источника с цветовой температурой 6500К, соответствующего излучению дневного облачного неба) и координат цветности люминофоров современных цветных кинескопов. Яркостный сигнал ЕY в соответствии с выражением (8.1) формируется с помощью кодирующей матрицы , которая представляет собой резистивные делители напряжения с общей нагрузкой.

Кроме яркостного сигнала , в совместимой системе цветного ТВ необходимо передавать информацию о цветности . Практически достаточно передавать на приемную сторону только два цветных сигнала, например, ER и ЕB . Третий цветовой сигнал ЕG может быть легко получен на приемном конце матрицированием на основании уравнения (8.1). Однако непосредственная передача сигналов ЕR и ЕB нецелесообразна, поскольку данные сигналы, кроме информации о цвете, содержат избыточную информацию о яркости, которая уже имеется в сигнале ЕY . Поэтому во всех совместимых системах цветного ТВ передаются цветоразностные сигналы , которые формируются вычитанием из ЕR и ЕB яркостного сигнала ЕY .

Особенность цветоразностных сигналов заключается в том, что они не содержат информации о яркости. Например, их амплитуда равняется нулю при передаче белых или серых участков изображения, когда ER = EG = ЕB = ЕY , и мала на слабо насыщенных цветах. Так как такие цвета обычно преобладают, то средняя амплитуда цветоразностных сигналов гораздо меньше максимальной и много меньше той средней амплитуды, которая была бы при передаче сигналов ЕR, ЕG, ЕB . Это намного улучшает помехоустойчивость и совместимость систем цветного ТВ . Причем цветоразностные сигналы достаточно передавать в сокращенной полосе до 1,5 МГц. Это объясняется особенностями зрительного восприятия цветных изображений. Экспериментальные исследования показали, что цветными зрительный аппарат человека воспринимает только крупные и средние детали изображения. Мелкие детали, которым соответствуют частоты цветоразностных сигналов более 1,5 МГц, достаточно воспроизводить черно-белыми, при этом общая оценка качества цветного изображения практически не ухудшится.

В совместимых системах цветного ТВ яркостный и цветоразностный сигналы должны передаваться в стандартной полосе частот черно-белого ТВ . Для этого используется уплотнение спектра яркостного сигнала сигналами цветности .

Практически в спектр яркостного сигнала вводятся одна или две поднесущие частоты , промодулированные двумя цветоразностными сигналами . Способ передачи и приема цветоразностных сигналов и различает между собой современные вещательные системы цветного ТВ . В настоящее время в различных странах мира эксплуатируются три вещательные системы цветного телевидения. Например, в США разработана цветная система с квадратурной модуляцией поднесущей частоты NTSC (National Television System Committee, т.е. система, предложенная национальным комитетом ТВ систем) . Система NTSC используется в 54 странах мира с населением 870 млн. человек. В ФРГ разработана система с квадратурной модуляцией и строчно-переменной фазой PAL (Phase Alternation Line ). Система PAL эксплуатируется в 81 стране мира с общим населением 3,5 млрд. человек. В нашей стране и еще в 60 странах мира с населением 760 млн. человек используется система цветного телевидения с последовательной передачей цветоразностных сигналов и частотной модуляцией поднесущихSЕСАМ-III .

Немного картинок из другого источника "Журнал телеспутник"

Автор: Песков С.Н., зам. директора по науке компании "Контур-М", к.т.н.

Принцип формирования цветного изображения наиболее просто поясняется на рис.12 и 13 . Если экран подсвечивать тремя независимыми проекторами с красным, синим и зеленым фильтрами, на выходе которых установлены диафрагмы, регулирующие яркость света каждого из проектора, то возможна реализация любого цвета (рис.12) . Аналогичная картина формирования цветовых полос во временной области представлена на рис.13 .

Экран старого цветного телевизора всегда рябит черно-бело: причина и объяснение


Отмотаем немного историю назад. Еще совсем недавно в ходу были ТВ-приемники с электронно-лучевой трубкой: тяжелые, пузатые. Не то что нынешние, всего в несколько миллиметров толщиной.

Аналоговые телевизоры, которые были выпущены после 1960-х годов и поддерживали новые форматы PAL, SECAM или NTSC, использовали схемное декодирование цветных сигналов. Чтобы индустрия развлечения развивалась устойчиво и могла охватить максимально широкий слой пользователей, телеприемники использовали такую технологию приема изображения, чтобы она была доступна как для новых моделей, так и для возрастных, ориентированных только на черно-белую трансляцию.


Более ранняя, черно-белая система была принята в начале 1940-х годов . Чтобы совместить обе технологии, сигнал передавал три компонента. Для передачи сигнала основных цветов использовалась передача сигнала яркости (Luma), то есть черно-белая картинка. А для трансляции красного и синего спектров брались два цветоразностных канала (Chroma): R-Y и B-Y соответственно.


Примерно то же происходит, когда на экране вы видите черно-белую рябь, статический шум. В нем нет изображения, значит, отсутствует видеосигнал. Система принудительно отключает блок цветности. И приемник считывает сигналы как черно-белые, потому что то, что поступает на входы усилителей цветных каналов (R-G-B), по форме одинаково, а с точки зрения амплитуды соответствует серому.


На рисунке показана схема композитного видеосигнала для форматов PAL, SECAM или NTSC. Он передавался без звука по одному кабелю и именовался аббревиатурой CVBS: Color, Video, Blanking and Sync – цвет, видео, гашение и синхронизация (строчная, кадровая и цветовая).

Читайте также: