Допускается ли устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды гардеробы а также

Обновлено: 08.05.2024

Вопрос, который волнует многих жильцов многоквартирных домов, – можно ли хранить в местах общего пользования (на лестничных пролетах, в общих коридорах, под лестницами) личные вещи, которые не хочется или нет возможности постоянно заносить в квартиру? Обычно вопрос касается велосипедов и детских колясок, но иногда жители сооружают в общем тамбуре прихожую и заставляют ее ненужными вещами.

В соответствии со ст.36 Жилищного Кодекса РФ:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 37 Жилищного Кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Но п. 4 ст. 37 сообщает, что собственник не в праве выделить в натуре свою долю в праве общей собственности на общее имущество.

Делаем вывод: Согласно Закону хранение имущества, будь то велосипед или коляска, на лестничных клетках подъездов запрещено, поскольку в случае чрезвычайной ситуации оно может помешать беспрепятственной эвакуации, а также стать причиной этой самой ЧС. За оставленное в подъезде имущество полагается штраф до 3 тысяч рублей.

Если кто-то из соседей захламляет территорию общего пользования своими вещами, то остальные собственники могут пожаловаться в управляющую компанию, а при её бездействии – в МЧС. Да и сами сотрудники МЧС периодически проводят рейды по многоквартирным домам.

Храните вещи в собственной квартире или в специально оборудованных для этого местах, даже если кажется, что вещи никому не мешают. Уважайте своих соседей!

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Эвакуационные пути и выходы

The systems of fire protection. Evacuation ways and exits

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 1.13130.2020 с СП 1.13130.2009 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2020-09-19

Предисловие

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 19 марта 2020 г. N 194

Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий свод правил разработан в развитие положений [1].

Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, разработанных для зданий определенного класса функциональной пожарной опасности, для подтверждения их соответствия положениям [1] следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, с учетом особенностей их функционального назначения и специфики противопожарной защиты.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения специального назначения (для производства, хранения, переработки и уничтожения радиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горные выработки), жилые здания высотой более 75 м и иные здания высотой более 50 м, а также на здания с числом подвальных этажей более одного, за исключением случая, когда в указанных этажах размещаются части здания, требования к которым изложены в настоящем своде правил, либо для которых разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, учитывающие их размещение относительно уровня земли.

1.3 При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний"

ГОСТ 30826-2014 "Стекло многослойное. Технические условия"

ГОСТ Р 53296-2009 "Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности"

СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"

СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"

СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности"

СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"

СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85"

СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*"

СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в [1].

Кроме того, в настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 высота здания (пожарно-техническая): Высота расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, определяемая:

- максимальной разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене;

- полусуммой отметок пола и потолка этажа при отсутствии открывающихся окон (проемов).

1 При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

2 При определении высоты здания покрытие не следует считать эксплуатируемым, если на нем не предусмотрено постоянное пребывание людей.

3 При наличии балконов (лоджий) или ограждений окон высота определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждения.

3.2 выход непосредственно наружу: Выход за пределы габаритов здания (в том числе пристроенных к нему частей) в уровне этого выхода на прилегающую территорию, допускающую возможность свободного рассредоточения людей. Выходом непосредственно наружу также может считаться выход на огороженные площадки, расположенные выше уровня земли при условиях, оговоренных в настоящем своде правил.

3.3 обособленный эвакуационный выход: Выход из части здания (помещения), ведущий на самостоятельный путь эвакуации, непосредственно наружу или непосредственно в безопасную зону.

3.4 основные эвакуационные проходы: Проходы в помещениях (преимущественно зальных - торговых, обеденных, читальных, зрительных, офисных), ведущие к эвакуационным выходам из помещения (выделенной зоны внутри помещения) и являющиеся завершающим участком пути эвакуации из этого помещения (зоны).

3.5 пожаробезопасная зона: Помещение (или иная часть здания), выделенное противопожарными преградами, оснащенное (при необходимости) системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и настоящего свода правил и предназначенное для защиты людей, относящихся к категории маломобильных групп населения (далее - МГН), от опасных факторов пожара во время пожара. Пожаробезопасная зона является частным случаем безопасной зоны.

3.6 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.

3.7 поэтапная горизонтальная эвакуация: Проектное решение, предусматривающее возможность эвакуации людей при пожаре в смежную часть здания, размещенную на том же этаже (уровне), отделенную противопожарными преградами и обеспеченную эвакуационными выходами в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

3.8 расчет пожарного риска: Расчетное определение пожарного риска в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

3.9 самостоятельный путь эвакуации: Эвакуационный путь из части здания, на который отсутствуют выходы из других частей здания.

3.10 самостоятельный эвакуационный выход: Эвакуационный выход, ведущий на путь эвакуации и не включающий части здания (помещения) иной функциональной пожарной опасности.

3.11 спасение: Процесс вынужденного перемещения людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия.

Примечание - Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

3.12 тупиковый коридор: Коридор (часть коридора), эвакуация из которого возможна только в одном направлении.

Примечание - Коридор (часть коридора) не является тупиковым, если его длина не превышает 6 м, а эвакуация в одном направлении осуществляется до коридора, из которого возможна эвакуация людей в двух направлениях.

3.13 шкаф коммуникационный (шкаф для коммуникаций): Шкаф для визуального осмотра и контроля инженерных коммуникаций здания, не предназначенный для размещения инженерного оборудования, за исключением устройств аварийного отключения.

3.14 эксплуатируемое покрытие (эксплуатируемая кровля): Покрытие здания, на котором предусматривается постоянное пребывание людей (не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток).

4 Общие требования

4.1 Общие положения

4.1.1 Требования настоящего свода правил установлены для:

обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре;

обеспечения возможности спасения людей при пожаре.

4.1.2 Защита людей на путях эвакуации должна быть обеспечена комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений.

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения.

За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, их групп мобильности, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания, количества людей, а также с учетом других пожарно-технических характеристик здания.

4.1.3 В случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего свода правил, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления.

4.1.4 Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), а также геометрические характеристики конструктивных элементов путей эвакуации (высота и ширина ступеней и т.п.), приведенные в настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, указаны в свету. Размером в свету является минимальное расстояние между выступающими конструкциями измеряемого элемента в его нормальной проекции.

4.1.5 Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.

4.1.6 В настоящем разделе свода правил установлены общие требования для зданий всех классов функциональной пожарной опасности. Требования для зданий (частей зданий) конкретных классов функциональной пожарной опасности, изложенные в последующих разделах, не могут снижать требований настоящего раздела, за исключением специально оговоренных случаев.

4.1.7 Защиту МГН при пожаре, а также людей, имеющих ограничения подвижности, следует предусматривать в соответствии с требованиями раздела 9.

Несмотря на возросшие штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, данное нарушение стоит на втором месте в списке претензий, наиболее часто предъявляемых органами ГПН при проверках учебных заведений, в том числе и спортшкол . На что же обращать внимание руководителю при выполнении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и как толковать некоторые законодательные нормы?

Сколько стоит ответственность

Федеральным законом N 120-ФЗ в ст. 20.4 КоАП РФ введен новый пункт. Теперь за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам налагается административный штраф на граждан в размере от 3000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

Федеральный закон от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности".

Повторное нарушение грозит гражданам штрафом в размере от 4000 до 5000 руб.; должностным лицам - от 20 000 до 30 000 руб.; юридическим лицам - от 200 000 до 400 000 руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Какой выход считать эвакуационным?

Критерии отнесения выходов к эвакуационным приведены в ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).

В частности, выход считается эвакуационным, если он ведет:

а) из помещений первого этажа наружу:

  • непосредственно;
  • через коридор;
  • через вестибюль (фойе);
  • через лестничную клетку;
  • через коридор и вестибюль (фойе);
  • через коридор и лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

  • непосредственно на лестничную клетку или лестницу;
  • в коридор, ведущий на лестничную клетку или лестницу;
  • в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или лестницу;

в) в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в п. п. "а" и "б".

Требования к эвакуационным выходам

Пункт 33 Противопожарных правил гласит, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель обязан обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Так, согласно п. 36 Противопожарных правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
  • устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
  • применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5-й степени огнестойкости);
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • остеклять или закрывать жалюзи воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках;
  • заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

Аналогичные требования содержит п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03) .

Утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

Из ст. 89 Закона N 123-ФЗ следует, что количество и ширина эвакуационных выходов определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Как правило, таких выходов из зданий, помещений и с каждого этажа должно быть не менее двух .

Более подробную информацию о количестве эвакуационных выходов можно получить из п. 4.2 ст. 4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009).

Пункт 34 Противопожарных правил указывает, что двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.

Перестраиваться или подстраиваться?

Как быть, если здание, в котором расположено учреждение, запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами? Если оно соответствовало нормам пожарной безопасности, существовавшим ранее, но не соответствует современным требованиям? Именно параметры эвакуационных путей и их расположение в таких зданиях зачастую являются камнем преткновения при проведении пожарной инспекции.

Разъяснения по указанному вопросу даны в Законе N 123-ФЗ. Статья 151 этого Закона гласит, что со дня его вступления в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Закона.

Статья 4 Закона N 123-ФЗ предусматривает, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений угрожает жизни или здоровью людей вследствие возможности возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры к приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Закона.

Таким образом, необходимо учитывать, что применение законодательных и иных нормативно-правовых и правовых актов должно осуществляться с учетом области и времени их действия. Достоверность информации об отмене того или иного нормативно-правового акта или нормативного документа должна подтверждаться соответствующим решением органа, издавшего данный акт (приказ, распоряжение, постановление). Поэтому для объектов, запроектированных, построенных и эксплуатировавшихся до вступления в силу Закона N 123-ФЗ, должны применяться ранее действовавшие требования пожарной безопасности.

Как указано выше, применение новых требований возможно только в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан. Орган пожарного надзора, обязывая учреждение привести объект в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара, в частности, путем представления расчета пожарного риска, как это следует из смысла ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

Есть ли выход, когда нет выхода?

Из Постановления ФАС ДВО от 01.08.2011 N Ф03-2934/2011 следует, что, проводя проверку спортшколы на соблюдение требований пожарной безопасности, инспекция по пожарному надзору установила невыполнение спортшколой ранее выданного предписания административного органа, требующего оборудовать второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала на втором этаже. То есть зал, закрепленный за секцией художественной гимнастики, по-прежнему имел только один эвакуационный выход.

В обоснование своих требований инспекция ссылалась на п. п. 25 и 42 Противопожарных правил, а также п. 6.12 СНиП 21-01-97 , которыми не допускается одновременное пребывание более 50 человек в помещениях с одним эвакуационным выходом. Для доказательства того, что в спортивном зале спортшколы могут пребывать одновременно более 50 человек, инспекторы использовали методику определения максимально допустимого количества людей в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, установленную п. 43 ППБ 01-03. Согласно расчету, произведенному по данной методике, максимально возможное число людей, одновременно находящихся в спортивном зале спортшколы, - 247. На основании этого расчета административный орган сделал вывод о необходимости второго эвакуационного выхода из помещения спортивного зала и законности первоначального предписания. По результатам проверки инспекцией было вынесено еще одно предписание и наложен штраф на спортшколу.

Несогласная с решением инспекции спортшкола обратилась в арбитражный суд края с заявлением о признании предписания незаконным. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Тогда спортшкола обжаловала решение суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции и выиграла дело.

Как указал суд апелляционной инстанции, при расчете количества людей, пребывающих одновременно в помещении, следует учитывать назначение помещения и его фактическое использование, принимая во внимание существующие нормы проектирования специализированных спортивных залов (помещений).

Спортшкола использовала зал только для проведения тренировочных занятий секции художественной гимнастики. Данная информация была подтверждена экспликацией к поэтажному плану в техническом паспорте, расписанием занятий групп секций художественной гимнастики, списками группы занимающихся в спортшколе на отделении художественной гимнастики. Таким образом спортшкола доказала, что число людей, одновременно находящихся в данном спортивном зале, не может превышать 50.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или другому нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Доказательств иного предназначения спорного спортивного зала инспекция не представила.

Суд кассационной инстанции, куда впоследствии обратилась инспекция, поддержал вывод апелляционного суда, что методика подсчета максимального количества людей, которые могут находиться в спортзале, использованная административным органом и судом первой инстанции, в данном случае не подлежала применению.

Кто отвечает за конструктивные недостатки здания?

Немало вопросов вызывают предписания, связанные с конструктивными недостатками здания, устранение которых затруднено или требует дополнительного финансирования. Еще раз обратимся к судебной практике, в частности Постановлению ФАС ПО от 13.06.2012 N А65-16466/2011.

Из Постановления следует, что отдел надзорной деятельности по муниципальному району в ходе проверки специализированной школы выявил нарушения требований пожарной безопасности, в числе которых оказались:

  • в спортзале отсутствовал второй эвакуационный выход;
  • на третьем этаже отсутствовали непосредственные выходы из коридора на лестничные клетки;
  • на втором, третьем этажах отделка была выполнена горючими материалами;
  • отсутствовали устройства защитного отключения электроснабжения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников;
  • не были проведены своевременные проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения и работоспособности и требуемого расхода воды противопожарного водопровода;
  • на люках чердачных помещений отсутствовала информация о месте хранения ключей.

Был составлен протокол об административном правонарушении, и на учреждение был наложен штраф в размере 150 тыс. руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось вначале в арбитражный суд республики, затем в апелляционный суд с ходатайством об оспаривании постановления, однако получило отказ. Суды обеих инстанций исходили из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.

Кассационная инстанция, куда впоследствии обратилось учреждение, посчитала выводы судов обоснованными в той части, в которой они касались требований пожарной безопасности, не связанных с конструктивными особенностями здания.

Однако кассационная инстанция указала, что образовательное учреждение не несет ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности, когда нарушение связано с конструктивными недостатками здания. Принимая данное решение, кассационная инстанция основывалась на положениях следующих нормативных актов.

Административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, но и собственники данного имущества, что следует из ст. 38 Закона о пожарной безопасности.

Однако четких критериев для разделения ответственности КоАП РФ и Закон о пожарной безопасности не устанавливают, поэтому при определении данных критериев следует руководствоваться другими нормативными актами.

Из ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что собственником муниципального учреждения является муниципальное образование. Объекты собственности, закрепленные собственником за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения в соответствии с ГК РФ и со ст. 39 Закона РФ от 01.04.2012 N 3266-1 "Об образовании".

Поскольку передача учредителем имущества в оперативное управление образовательному учреждению осуществляется в целях обеспечения образовательного процесса, предоставляемое здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Статьей 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу ст. 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан принять меры к приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения, чтобы оно могло исполнить требования своими силами.

Именно поэтому коллегия суда кассационной инстанции посчитала: поскольку образовательное учреждение информировало собственника о выявленных нарушениях, у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, связанных с конструктивными недостатками здания. Однако это не сняло с учреждения ответственности за другие нарушения, выявленные проверяющим органом.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Несмотря на возросшие штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, данное нарушение стоит на втором месте в списке претензий, наиболее часто предъявляемых органами ГПН при проверках учебных заведений, в том числе и спортшкол . На что же обращать внимание руководителю при выполнении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и как толковать некоторые законодательные нормы?

Сколько стоит ответственность

Федеральным законом N 120-ФЗ в ст. 20.4 КоАП РФ введен новый пункт. Теперь за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам налагается административный штраф на граждан в размере от 3000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

Федеральный закон от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности".

Повторное нарушение грозит гражданам штрафом в размере от 4000 до 5000 руб.; должностным лицам - от 20 000 до 30 000 руб.; юридическим лицам - от 200 000 до 400 000 руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Какой выход считать эвакуационным?

Критерии отнесения выходов к эвакуационным приведены в ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).

В частности, выход считается эвакуационным, если он ведет:

а) из помещений первого этажа наружу:

  • непосредственно;
  • через коридор;
  • через вестибюль (фойе);
  • через лестничную клетку;
  • через коридор и вестибюль (фойе);
  • через коридор и лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

  • непосредственно на лестничную клетку или лестницу;
  • в коридор, ведущий на лестничную клетку или лестницу;
  • в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или лестницу;

в) в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в п. п. "а" и "б".

Требования к эвакуационным выходам

Пункт 33 Противопожарных правил гласит, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель обязан обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Так, согласно п. 36 Противопожарных правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
  • устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
  • применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5-й степени огнестойкости);
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • остеклять или закрывать жалюзи воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках;
  • заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

Аналогичные требования содержит п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03) .

Утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

Из ст. 89 Закона N 123-ФЗ следует, что количество и ширина эвакуационных выходов определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Как правило, таких выходов из зданий, помещений и с каждого этажа должно быть не менее двух .

Более подробную информацию о количестве эвакуационных выходов можно получить из п. 4.2 ст. 4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009).

Пункт 34 Противопожарных правил указывает, что двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.

Перестраиваться или подстраиваться?

Как быть, если здание, в котором расположено учреждение, запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами? Если оно соответствовало нормам пожарной безопасности, существовавшим ранее, но не соответствует современным требованиям? Именно параметры эвакуационных путей и их расположение в таких зданиях зачастую являются камнем преткновения при проведении пожарной инспекции.

Разъяснения по указанному вопросу даны в Законе N 123-ФЗ. Статья 151 этого Закона гласит, что со дня его вступления в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Закона.

Статья 4 Закона N 123-ФЗ предусматривает, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений угрожает жизни или здоровью людей вследствие возможности возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры к приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Закона.

Таким образом, необходимо учитывать, что применение законодательных и иных нормативно-правовых и правовых актов должно осуществляться с учетом области и времени их действия. Достоверность информации об отмене того или иного нормативно-правового акта или нормативного документа должна подтверждаться соответствующим решением органа, издавшего данный акт (приказ, распоряжение, постановление). Поэтому для объектов, запроектированных, построенных и эксплуатировавшихся до вступления в силу Закона N 123-ФЗ, должны применяться ранее действовавшие требования пожарной безопасности.

Как указано выше, применение новых требований возможно только в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан. Орган пожарного надзора, обязывая учреждение привести объект в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара, в частности, путем представления расчета пожарного риска, как это следует из смысла ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

Есть ли выход, когда нет выхода?

Из Постановления ФАС ДВО от 01.08.2011 N Ф03-2934/2011 следует, что, проводя проверку спортшколы на соблюдение требований пожарной безопасности, инспекция по пожарному надзору установила невыполнение спортшколой ранее выданного предписания административного органа, требующего оборудовать второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала на втором этаже. То есть зал, закрепленный за секцией художественной гимнастики, по-прежнему имел только один эвакуационный выход.

В обоснование своих требований инспекция ссылалась на п. п. 25 и 42 Противопожарных правил, а также п. 6.12 СНиП 21-01-97 , которыми не допускается одновременное пребывание более 50 человек в помещениях с одним эвакуационным выходом. Для доказательства того, что в спортивном зале спортшколы могут пребывать одновременно более 50 человек, инспекторы использовали методику определения максимально допустимого количества людей в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, установленную п. 43 ППБ 01-03. Согласно расчету, произведенному по данной методике, максимально возможное число людей, одновременно находящихся в спортивном зале спортшколы, - 247. На основании этого расчета административный орган сделал вывод о необходимости второго эвакуационного выхода из помещения спортивного зала и законности первоначального предписания. По результатам проверки инспекцией было вынесено еще одно предписание и наложен штраф на спортшколу.

Несогласная с решением инспекции спортшкола обратилась в арбитражный суд края с заявлением о признании предписания незаконным. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Тогда спортшкола обжаловала решение суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции и выиграла дело.

Как указал суд апелляционной инстанции, при расчете количества людей, пребывающих одновременно в помещении, следует учитывать назначение помещения и его фактическое использование, принимая во внимание существующие нормы проектирования специализированных спортивных залов (помещений).

Спортшкола использовала зал только для проведения тренировочных занятий секции художественной гимнастики. Данная информация была подтверждена экспликацией к поэтажному плану в техническом паспорте, расписанием занятий групп секций художественной гимнастики, списками группы занимающихся в спортшколе на отделении художественной гимнастики. Таким образом спортшкола доказала, что число людей, одновременно находящихся в данном спортивном зале, не может превышать 50.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или другому нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Доказательств иного предназначения спорного спортивного зала инспекция не представила.

Суд кассационной инстанции, куда впоследствии обратилась инспекция, поддержал вывод апелляционного суда, что методика подсчета максимального количества людей, которые могут находиться в спортзале, использованная административным органом и судом первой инстанции, в данном случае не подлежала применению.

Кто отвечает за конструктивные недостатки здания?

Немало вопросов вызывают предписания, связанные с конструктивными недостатками здания, устранение которых затруднено или требует дополнительного финансирования. Еще раз обратимся к судебной практике, в частности Постановлению ФАС ПО от 13.06.2012 N А65-16466/2011.

Из Постановления следует, что отдел надзорной деятельности по муниципальному району в ходе проверки специализированной школы выявил нарушения требований пожарной безопасности, в числе которых оказались:

  • в спортзале отсутствовал второй эвакуационный выход;
  • на третьем этаже отсутствовали непосредственные выходы из коридора на лестничные клетки;
  • на втором, третьем этажах отделка была выполнена горючими материалами;
  • отсутствовали устройства защитного отключения электроснабжения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников;
  • не были проведены своевременные проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения и работоспособности и требуемого расхода воды противопожарного водопровода;
  • на люках чердачных помещений отсутствовала информация о месте хранения ключей.

Был составлен протокол об административном правонарушении, и на учреждение был наложен штраф в размере 150 тыс. руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось вначале в арбитражный суд республики, затем в апелляционный суд с ходатайством об оспаривании постановления, однако получило отказ. Суды обеих инстанций исходили из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.

Кассационная инстанция, куда впоследствии обратилось учреждение, посчитала выводы судов обоснованными в той части, в которой они касались требований пожарной безопасности, не связанных с конструктивными особенностями здания.

Однако кассационная инстанция указала, что образовательное учреждение не несет ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности, когда нарушение связано с конструктивными недостатками здания. Принимая данное решение, кассационная инстанция основывалась на положениях следующих нормативных актов.

Административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, но и собственники данного имущества, что следует из ст. 38 Закона о пожарной безопасности.

Однако четких критериев для разделения ответственности КоАП РФ и Закон о пожарной безопасности не устанавливают, поэтому при определении данных критериев следует руководствоваться другими нормативными актами.

Из ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что собственником муниципального учреждения является муниципальное образование. Объекты собственности, закрепленные собственником за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения в соответствии с ГК РФ и со ст. 39 Закона РФ от 01.04.2012 N 3266-1 "Об образовании".

Поскольку передача учредителем имущества в оперативное управление образовательному учреждению осуществляется в целях обеспечения образовательного процесса, предоставляемое здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Статьей 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу ст. 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан принять меры к приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения, чтобы оно могло исполнить требования своими силами.

Именно поэтому коллегия суда кассационной инстанции посчитала: поскольку образовательное учреждение информировало собственника о выявленных нарушениях, у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, связанных с конструктивными недостатками здания. Однако это не сняло с учреждения ответственности за другие нарушения, выявленные проверяющим органом.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: