Где находится датчик включения вентилятора

Обновлено: 17.05.2024

На днях я написал две статьи о датчике температуры охлаждающей жидкости и о системе охлаждения двигателя в целом , но поговорить более детально о датчике включения вентилятора поговорить, более детально не получилось. По этой причине сегодня статья посвящена этому датчику, так как от него и в правду зависит многое. Не обращай внимание если я буду называть его датчик вентилятора сути дела это не меняет.

Устройство и принцип действия датчика вентилятора карбюраторных автомобилей!

Сразу скажу, прошу не путать с датчиком охлаждающей жидкости , так как в интернете полно информации, которая путает, написано одно, а по факту рассказывают о другом. Так вот датчик вентилятора тоже измеряет температуру, но тебе её не показывает . На старых моделях ВАЗ стояли датчики вентилятора, работающие по принципу ключа. На вентилятор охлаждения постоянно подаётся напряжение в 12 вольт , но оно не доходит до вентилятора, цепь обрывает как раз этот датчик. Расположен этот датчик непосредственно на радиаторе охлаждения. В нём стоит термоэлемент, как только температура возрастает до 85-90 градусов замыкаться контакты и напряжение начинает подаваться на вентилятор и он запускается. При охлаждении радиатора контакты вновь размыкаются.

Где стоит датчик вентилятора?

Рассказывать долго не буду покажу просто пару фотографий и станет сразу понятно место расположения датчика вентилятора.

Как проверить такой датчик вентилятора?

Проверить его достаточно просто достаточно соединить вместе два провода идущие на этот датчик, тем самым электрическая цепь будет собрана в обход этого датчика. Если вентилятор запустился, значит, датчик неисправен и его необходимо заменить. Если же вентилятор не включился значит проблема в чём то другом.

Что делать при поломке датчика?

Если у вас в пробке вдруг закипел двигатель, а ехать нужно, например, добраться до дома или до СТО, то решить проблему можно соединив два этих провода и у вас вентилятор будет работать постоянно, тем самым охлаждая двигатель. На трассе как поломку датчика определить не получиться так как набегающий поток воздуха будет охлаждать радиатор а вместе с ним и охлаждающую жидкость. Можно продолжить движение и не подключая вентилятор на прямую единственное нужно постоянно смотреть за температурой двигателя.

У стройство и принцип действия датчика вентилятора современных автомобилей!

В современных автомобилях оборудованных блоком управления любые датчики включая и датчик вентилятора уже самостоятельно ни чего не решают. Датчики только снимают информацию и передают их в бортовой компьютер и уже он, являясь мозговым центром, принимает те или иные решения. Следовательно, принцип работы датчика сводить к тому, что на датчик подаётся напряжение в 5 Вольт датчик менять своё сопротивление в зависимости от температуры и на выходе получаем уже не 5 Вольт а например 3,5 бортовой компьютер определяет разницу напряжения и вычисляет температуру. Однако он не показывает её тебе это так скажем информация для внутреннего пользования. Вычислив например температуру в 90 градусов, ЭБУ даёт команду на включение вентилятора охлаждения.

Где находиться датчик вентилятора?

В современных автомобилях датчик расположен непосредственно на двигателе. На фото ниже станет понятно место установки.

Датчик включения вентилятора – специальное устройство, которое активирует вентилятор, находящийся в нижней части радиатора. Это происходит в том случае, если повышается температура антифриза (охлаждающей жидкости) и перегревается двигатель.

Описание датчика включения вентилятора

ДТОЖ и датчик включения вентилятора — это два разных регулятора. ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам. Второй регулятор, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.

Устройство определителя

Устройство определителя

Более подробно о том, как устроен датчик вентилятора, какие у него функции, как диагностировать это устройство – чуть ниже.

Предназначение и функции

Датчик включения вентилятора радиатора улучшает свойства системы охлаждения, включая вспомогательный поток воздуха без вмешательства водителя извне. Чтобы совершить эти манипуляции, в корпусе устройства установлен специальный элемент, реагирующий на перепады температуры жидкости.

Если выражаться обычным языком, можно сделать вывод, что определитель, включающий вентилятор охлаждения, это самый настоящий выключатель. Он срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина выгибается, а затем замыкаются контакты, подавая ток в цепь питания вентилятора.

Принцип работы и место расположения

Он, как было сказано, расположен внизу радиатора и включается, когда температура достигает определенной точки.

Происходит это следующим образом:

  1. Пластина, которая находится в нижней части устройства, начинает при повышении температуры видоизменяться.
  2. Изгибаясь, она оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и при движении замыкает контакты: и подвижные, и неподвижные.
  3. Если антифриз будет оставаться холодным, пластина не будет нагреваться, и в итоге контакты не замкнутся, провоцируя включение вентилятора.

Каждая машина индивидуальна и ее температура тоже, поэтому нет никаких конкретных показателей, при которых срабатывает устройство. Различие также присутствует в скорости вращения: существуют двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант включения более редкий, но он тоже встречается. Он отличается тем, что при достижении пика температуры замыкается пара контактов, а прокруты вентилятора совершают небольшие обороты.

Как проверить датчик самостоятельно?

Проверка датчика включения вентилятора дело несложное.

  1. Если возникла необходимость его диагностировать, нужно сначала узнать его функции и принцип действия.
  2. После этого, можно проверить систему, нагревая самой уязвимой части корпуса датчика. Чтобы это сделать, нужно изъять его из радиатора, внимательно осмотреть его, проверить колодки контактов, осмотреть провода, и, если есть такая необходимость, почистить.
  3. Далее понадобится инструмент, который можно сделать самостоятельно из обычной лампочки и батарейки, или использовать специальный тестер.
  4. Довести до кипения воду, затем соединить тестер и контакты датчика и опустить в воду его уязвимую сторону.
  5. После этого должно случиться замыкание. Это действие спровоцирует возгорание лампы, или появление характерного звукового сигнала тестера. Если приспособление показало, что контакты замкнулись до столкновения с кипятком, значит датчик несомненно неисправен. Как проверить датчик включения вентилятора, расскажет автор видео — Техник-механик.

Инструкция по замене регулятора

Замена датчика включения вентилятора почти всегда происходит по одной схеме:

Цена вопроса

На фотографиях ниже можно увидеть, как выглядит устройство, а также оценить стоимость различных моделей.

Автор видео Василий Калугин расскажет и покажет на примере своего автомобиля, как заменить устройство.


Двигатель автомобиля преобразует в полезную работу лишь часть энергии сгорания топлива. Значительный процент уходит на разогрев корпуса агрегата, который требуется охлаждать. Надежность функционирования системы охлаждения напрямую зависит от исправности проводки и датчика включения вентилятора.

Функции датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора предназначен для выполнения функций:

  • активации крыльчатки вентилятора при достижении определенной температуры;
  • регулировки частоты вращения вентилятора при охлаждении (не на всех автомобилях);
  • выключения вентилятора, что предохраняет силовой агрегат от переохлаждения.

Где находится датчик и как он работает?

Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.


Возможные места установки:

  • корпус термостата вне клапана; цилиндров;
  • нижний патрубок радиатора;
  • боковая часть радиатора.

На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре. При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Подобное решение встречается на японских автомобилях.

На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.

Разновидности

На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:

  • биметаллический;
  • восковый;
  • терморезисторный;
  • датчик, работающий на разрыв или на замыкание цепи.

Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:

  • односкоростной, оснащенный единой контактной группой, управляющей вентилятором в одном диапазоне температур;
  • двухскоростной, оборудован парой контактных групп, настроенных на работу при различных диапазонах температур.

Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.

Биметаллический датчик

В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле. При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.


Восковый датчик

Производились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.


Терморезисторный датчик

Терморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.

Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи

Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?

Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.

Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:

  • 82-87 ºС;
  • 87-92 ºС;
  • 92-99 ºС;
  • 104-110 ºС.

На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.

С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.

На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.

Как проверить датчик включения вентилятора?

Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля, или в демонтированном виде. Проверка не снятого устройства позволяет проконтролировать исправность девайса, а диапазон температуры срабатывания можно проверить, только демонтировав изделие с автомобиля.

Проверка снятого датчика:

  1. Подготовить емкость, термометр и мультиметр. Мультиметр устанавливается в режим омметра.
  2. Поместить датчик в воду, нагреть ее до требуемой температуры. При невысокой температуре сопротивление датчика показывается, как бесконечное.
  3. Дождаться момента резкого уменьшения сопротивления. Проверить температуру включения датчика.
  4. Постепенно охлаждая воду, определить температуру размыкания контактов.
  5. Сравнить полученные данные с паспортными значениями.

При отсутствии тестера датчик включения вентилятора можно проверить контрольной лампочкой, которая зажигается в момент срабатывания контактной группы.

Секретами проверки датчика вентилятора делится автор видеоролика Дмитрий Мазницин.

В авто с карбюраторным двигателем

Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:

  1. Выключить зажигание.
  2. Аккуратно снять провода с датчика. При демонтаже держать руки и одежду на расстоянии от крыльчатки вентилятора, поскольку пуск электродвигателя возможен и при выключенном зажигании.
  3. Соединить провода в штекере.
  4. Включить зажигание. Вентилятор должен начать работать. Если механизм вращаться не начал, то проблема кроется в электродвигателе или проводке.

Допускается эксплуатация двигателя автомобиля с замкнутыми контактами проводки, идущей от датчика. Соединенные кабели должны быть изолированы от замыкания на кузов автомобиля.

В авто с инжекторным двигателем

Процедура проверки датчика на инжекторном автомобиле:

  1. Снять колодку разъема с датчика.
  2. Включить зажигание. На комбинации приборов может активироваться индикатор Check Engine, указывающий на ошибку в системе охлаждения.
  3. Запустить двигатель. Через некоторое время блок управления мотором перейдет в аварийный режим и принудительно запустит вентилятор на постоянную работу.
  4. После приезда в автосервис требуется провести диагностику автомобиля и удалить записанные в блоки управления ошибки.

Если включение вентилятора в аварийном режиме не происходит, то проблема кроется в приводе крыльчатки или проводке. Автомобиль доставляется на сервис при помощи буксира или эвакуатора.

Как правильно произвести замену датчика включения вентилятора?

Типовой набор инструмента и приспособлений для замены:

  • набор головок;
  • удлинитель с трещоткой;
  • плоскогубцы;
  • отвертка с плоским жалом;
  • герметик;
  • головка для снятия датчика или подходящий гаечный ключ;
  • емкость для слива жидкости (на 5-6 л);
  • охлаждающая жидкость для доливки (0,4-0,5 л).

Последовательность шагов при замене:

  1. Охладить двигатель до комфортной температуры.
  2. Подставить емкость и слить охлаждающую жидкость из радиатора. Для доступа к крану слива, возможно, потребуется снять защиту картера двигателя или пластиковые брызговики. На некоторых автомобилях требуется демонтаж патрубка системы отопления.
  3. Отключить от датчика штекер проводки. Осмотреть клеммы, очистить от грязи и следов окисления. Проверить состояние проводов, подходящих к штекеру. При растрескивании или иных дефектах изоляции необходимо заменить изношенный участок. Подключение новых проводов должно выполняться с соблюдением полярности.
  4. Выкрутить неисправный датчик. Прикладывать большое усилие не рекомендуется, поскольку есть риск поломки радиатора. Для облегчения процесса допускается применение жидкостей типа WD40. Для доступа к месту установки датчика может потребоваться снятие аккумулятора, площадки под него или воздуховодов двигателя.
  5. Смазать резьбу нового датчика герметиком, предназначенным для работы в условиях повышенных температур.
  6. Установить на датчик новое уплотнительное кольцо. Повторное использование прокладок не рекомендуется, поскольку не обеспечивается герметичность стыка.
  7. Вкрутить датчик на место и затянуть с необходимым моментом.
  8. Установить на датчик штекер проводки.
  9. Восстановить уровень охлаждающей жидкости в соответствии с инструкцией по обслуживанию автомобиля.
  10. Прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить работу нового устройства. В течение первых дней эксплуатации внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Это касается в основном автомобилей отечественного производства, поскольку датчики часто бывают бракованными или настроенными на неправильную температуру срабатывания.

На некоторых автомобилях после включения зажигания проводится диагностика нового датчика, заключающаяся во включении на 15-20 секунд вентилятора охлаждения (на холодном двигателе).

Как подобрать новый датчик?

При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и стоял ранее. Однако допускается замена прибора на аналогичный, близкий по характеристикам.

Рекомендации по выбору датчика:

  • рабочее напряжение датчика должно соответствовать напряжению в бортовой сети;
  • штекер подключения должен соответствовать жгуту проводки;
  • датчик должен соответствовать току в цепи. Недопустимо применять в цепи прямого подключения вентилятора устройство, рассчитанное на работу с реле;
  • температурный диапазон срабатывания должен быть близким к маркировке на поломанном устройстве;
  • корпус датчика должен иметь резьбу и длину резьбовой части соответствующего размера.

На современных автомобилях иностранного производства датчик включения вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запасных частей.

Сколько стоит датчик?

Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.

НаименованиеЦена, руб
Биметаллический для отечественных автомобилейот 250 до 400
Датчик для бюджетных иномарокот 700 до 1500
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар

Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.

Датчик включения вентилятора: где находится, как проверить и произвести замену?

Датчик включения вентилятора – специальное устройство, которое активирует вентилятор, находящийся в нижней части радиатора. Это происходит в том случае, если повышается температура антифриза (охлаждающей жидкости) и перегревается двигатель.

Где находится датчик и как он работает?

Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.



Датчик автомобиля ВАЗ, установленный в нижней части радиатора

Возможные места установки:

  • корпус термостата вне клапана;
  • головка блока цилиндров;
  • нижний патрубок радиатора;
  • боковая часть радиатора.

На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре. При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Подобное решение встречается на японских автомобилях.

На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.

Разновидности

На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:

  • биметаллический;
  • восковый;
  • терморезисторный;
  • датчик, работающий на разрыв или на замыкание цепи.

Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:

  • односкоростной, оснащенный единой контактной группой, управляющей вентилятором в одном диапазоне температур;
  • двухскоростной, оборудован парой контактных групп, настроенных на работу при различных диапазонах температур.

Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.

Биметаллический датчик

В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле. При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.



Принцип работы датчика на карбюраторном двигателе

Восковый датчик

Производились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.



Датчик с восковым элементом

Терморезисторный датчик

Терморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.

Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи

Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?

Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.

Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:

  • 82-87 ºС;
  • 87-92 ºС;
  • 92-99 ºС;
  • 104-110 ºС.

На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.

С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.

На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.



Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.



Как проверить датчик включения вентилятора?

Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля, или в демонтированном виде. Проверка не снятого устройства позволяет проконтролировать исправность девайса, а диапазон температуры срабатывания можно проверить, только демонтировав изделие с автомобиля.

Проверка снятого датчика:

  1. Подготовить емкость, термометр и мультиметр. Мультиметр устанавливается в режим омметра.
  2. Поместить датчик в воду, нагреть ее до требуемой температуры. При невысокой температуре сопротивление датчика показывается, как бесконечное.
  3. Дождаться момента резкого уменьшения сопротивления. Проверить температуру включения датчика.
  4. Постепенно охлаждая воду, определить температуру размыкания контактов.
  5. Сравнить полученные данные с паспортными значениями.

При отсутствии тестера датчик включения вентилятора можно проверить контрольной лампочкой, которая зажигается в момент срабатывания контактной группы.

Секретами проверки датчика вентилятора делится автор видеоролика Дмитрий Мазницин.

В авто с карбюраторным двигателем

Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:

  1. Выключить зажигание.
  2. Аккуратно снять провода с датчика. При демонтаже держать руки и одежду на расстоянии от крыльчатки вентилятора, поскольку пуск электродвигателя возможен и при выключенном зажигании.
  3. Соединить провода в штекере.
  4. Включить зажигание. Вентилятор должен начать работать. Если механизм вращаться не начал, то проблема кроется в электродвигателе или проводке.

Допускается эксплуатация двигателя автомобиля с замкнутыми контактами проводки, идущей от датчика. Соединенные кабели должны быть изолированы от замыкания на кузов автомобиля.

В авто с инжекторным двигателем

Процедура проверки датчика на инжекторном автомобиле:

  1. Снять колодку разъема с датчика.
  2. Включить зажигание. На комбинации приборов может активироваться индикатор Check Engine, указывающий на ошибку в системе охлаждения.
  3. Запустить двигатель. Через некоторое время блок управления мотором перейдет в аварийный режим и принудительно запустит вентилятор на постоянную работу.
  4. После приезда в автосервис требуется провести диагностику автомобиля и удалить записанные в блоки управления ошибки.

Если включение вентилятора в аварийном режиме не происходит, то проблема кроется в приводе крыльчатки или проводке. Автомобиль доставляется на сервис при помощи буксира или эвакуатора.



Типы устройств, для чего служат

Как работает

Датчик — прибор несложный. Он состоит из пары клемм и биметаллической (латунь-инвар (сплав железа с никелем)) пластинки.

  • Чтоб кулер заработал, на устройство подается электроток.
  • Оно разогревается.
  • Из-за этого пластинка расширяется.
  • Она замыкает контакты.
  • Далее напряжение подается на обмотку возбуждения в моторчике вентилятора.
  • Лопасти кулера начинают крутиться.

В новейших авто с инжекторными движками за включение датчика отвечает электронный узел, управляющий мотором. Функциями блока являются сбор и обработка данных со всех индикаторов, смонтированных в машине. На базе собранной информации электроника выносит решение, должен ли вентилятор включаться. В старых машинах с карбюраторными моторами монтируются электромеханические датчики, имеющие шкалу температур срабатывания.

Исходя из того, какой тип устройства поставлен, изменяется время включения кулера. Выяснить, при каком режиме температур приспособление срабатывает, можно по маркировкам. Они расположены на корпусе устройства.

Как правильно произвести замену датчика включения вентилятора?

Типовой набор инструмента и приспособлений для замены:

  • набор головок;
  • удлинитель с трещоткой;
  • плоскогубцы;
  • отвертка с плоским жалом;
  • герметик;
  • головка для снятия датчика или подходящий гаечный ключ;
  • емкость для слива жидкости (на 5-6 л);
  • охлаждающая жидкость для доливки (0,4-0,5 л).

Последовательность шагов при замене:

  1. Охладить двигатель до комфортной температуры.
  2. Подставить емкость и слить охлаждающую жидкость из радиатора. Для доступа к крану слива, возможно, потребуется снять защиту картера двигателя или пластиковые брызговики. На некоторых автомобилях требуется демонтаж патрубка системы отопления.
  3. Отключить от датчика штекер проводки. Осмотреть клеммы, очистить от грязи и следов окисления. Проверить состояние проводов, подходящих к штекеру. При растрескивании или иных дефектах изоляции необходимо заменить изношенный участок. Подключение новых проводов должно выполняться с соблюдением полярности.
  4. Выкрутить неисправный датчик. Прикладывать большое усилие не рекомендуется, поскольку есть риск поломки радиатора. Для облегчения процесса допускается применение жидкостей типа WD40. Для доступа к месту установки датчика может потребоваться снятие аккумулятора, площадки под него или воздуховодов двигателя.
  5. Смазать резьбу нового датчика герметиком, предназначенным для работы в условиях повышенных температур.
  6. Установить на датчик новое уплотнительное кольцо. Повторное использование прокладок не рекомендуется, поскольку не обеспечивается герметичность стыка.
  7. Вкрутить датчик на место и затянуть с необходимым моментом.
  8. Установить на датчик штекер проводки.
  9. Восстановить уровень охлаждающей жидкости в соответствии с инструкцией по обслуживанию автомобиля.
  10. Прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить работу нового устройства. В течение первых дней эксплуатации внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Это касается в основном автомобилей отечественного производства, поскольку датчики часто бывают бракованными или настроенными на неправильную температуру срабатывания.

На некоторых автомобилях после включения зажигания проводится диагностика нового датчика, заключающаяся во включении на 15-20 секунд вентилятора охлаждения (на холодном двигателе).

Как подобрать новый датчик?

При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и стоял ранее. Однако допускается замена прибора на аналогичный, близкий по характеристикам.

Рекомендации по выбору датчика:

  • рабочее напряжение датчика должно соответствовать напряжению в бортовой сети;
  • штекер подключения должен соответствовать жгуту проводки;
  • датчик должен соответствовать току в цепи. Недопустимо применять в цепи прямого подключения вентилятора устройство, рассчитанное на работу с реле;
  • температурный диапазон срабатывания должен быть близким к маркировке на поломанном устройстве;
  • корпус датчика должен иметь резьбу и длину резьбовой части соответствующего размера.

На современных автомобилях иностранного производства датчик включения вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запасных частей.

Проверяем вентилятор: способ раз.

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:


Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:


Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “–“, обычно красный – “+” ( жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:


Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.

Сколько стоит датчик?

Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.

НаименованиеЦена, руб
Биметаллический для отечественных автомобилейот 250 до 400
Датчик для бюджетных иномарокот 700 до 1500
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар

Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.

Фотогалерея

Этапы замены датчика на автомобиле Daewoo Nexia.



Слив охлаждающей жидкости



Демонтаж штекера проводки



Старый датчик, покрытый грязью



Установка штекера на место

Читайте также: