Как открутить фильтр осушителя на грузовиках

Обновлено: 04.05.2024

Если забит фильтр-осушитель, то чаще всего речь идет о его загрязнении, которое может быть вызвано накоплением различных частиц (окалина, остатки флюса, припой и пр.). Все это является следствием небрежным отношением обслуживающего персонала или допущения оплошностей при ремонтных или монтажных работах. В этом случае одной заменой фильтра-осуштеля ограничиться нельзя, необходимо проводить также проверку на содержание кислоты в масле.

Если в результате проверки обнаружена кислота, то необходимо принять меры по очистке контура, поскольку в противном случае компрессор может быстро выйти из строя.

Независимо от вида работ по очистке системы, необходимо заменить загрязненный фильтр-осуштель. Выбирать модель необходимо с аналогичной пропускной способностью, но вдобавок еще и с функцией антикислотного фильтра.

Для обеспечения минимального сопротивления движению жидкости, расположенный на выходе из ресивера жидкостной вентиль должен быть полностью открыт. Если он, по какой либо причине, частично перекрыт, то между входом жидкости в ресивер и ее выходом из вентиля (рис.19.9) наблюдается перепад температур.

Выходной вентиль жидкостного ресивера частично перекрыт

В этом случае ремонтнику не нужно полагаться на превосходное значение переохлаждения из ресивера и не следует делать поспешных выводов о низкой пропускной способности ТРВ.

Электромагнитный клапан служит для предотвращения протекания жидкости в корпус компрессора при остановке холодильного агрегата. Он устанавливается на жидкостной магистрали и срабатывает автоматически, тем самым герметично перекрывая жидкостную линию.

Если возникли сложности с открытием электромагнитного клапана (заедает сердечник), то потери давления на клапане резко возрастают (рис.19.10). В этом случае он будет работать как небольшой ТРВ, вызывая преждевременное дросселирование хладагента.

Проблемы с открытием электромагнитного клапана на жидкостной магистрали

Если преждевременное дросселирование сопровождается существенным понижением температуры, то в данном случае перепад температур между входом и выходом клапана будет аномально высоким.

Отдельные элементы холодильного контура, устанавливаемые на жидкостной магистрали, (электромагнитный клапан, фильтр-осуштель, переохладитель, ручные вентили и др) необходимо подбирать так, чтобы потери давления на них были минимальны.

Ошибки, допущенные при выборе деталей, или некачественный их монтаж могут стать причиной преждевременного дросселирования, которое легко обнаружить при появлении аномального перепада температур между входом и выходом неправильно установленного элемента.

При обнаружении такого элемента необходимо осуществить правильный монтаж согласно имеющейся конструкторской документации, убедиться в его нормальной работе, а в случае необходимости подобрать другой подходящий элемент.

Особое внимание следует уделять подбору диаметра жидкостной магистрали, в особенности, если испаритель располагается выше конденсатора и при большой ее протяженности. Малый диаметр проходного сечения непременно приведет к вскипанию хладагента.

В оборудовании, в котором конденсатор воздушного охлаждения находится на большом расстоянии от испарителя, малый диаметр проходного сечения жидкостной магистрали является причиной потери давления, которой достаточно для появления преждевременного дросселирования. Основная проблема возникает в тех случаях, когда испаритель находится выше ресивера. Выход из данной ситуации следующий: необходимо увеличить переохлаждение жидкости на выходе из конденсатора или уменьшить потери давления в жидкостной магистрали.

В тех или иных случаях внезапного вскипания хладагента необходимо чтобы величина переохлаждения жидкости была выше, чем потери давления в жидкостной магистрали.

Данный вариант наблюдается в установках с конденсатором воздушного охлаждения, когда наружный конденсатор соединен жидкостной магистралью с испарителем внутри помещения (холодильной камеры).























Неотъемлемой частью пневматической тормозной системы КамАЗ является осушитель воздуха. Устройство эффективно поглощает влагу от компрессора, очищает среду от масляных испарений и регулирует рабочее давление в ключевом узле автомобиля. Агрегат играет важнейшую роль в функционале пневмосистемы. Поэтому работу необходимо контролировать, и в случае выхода из строя производить своевременную замену прибора. На автомобилях КамАЗ используются принципиально разные устройства для поглощения влаги - трубчатые и адсорбционные. Большим спросом пользуются осушитель воздуха Wabco – автоматический прибор с впитывающими гранулами. Он не только качественно удаляет лишнюю жидкость, но и очищает среду от посторонних загрязнений.

Устройство и принцип работы

Влагоотделитель Wabco представляет собой фильтр, снабженный электроприводом. Запуск устройства осуществляется в автоматическом режиме, как только температура окружающей среды понижается до +6-7°С. Как только в тормозной системе показатель стабилизируется, прибор отключается. Адсорбционные гранулы находятся в сменном фильтре, который необходимо периодически продувать сжатым воздухом для максимальной производительности.

Конструктивно осушитель состоит из следующих элементов:

Все основные элементы осушителя расположены внутри корпуса, именно они отвечают за производительность и эффективность работы агрегата. Внешне устройство напоминает масляный фильтр.


Принцип работы влагоотделителя предельно простой. Воздух от компрессора направляется в корпус, через каналы попадает в патрон и проходит через адсорбент. Здесь оседает 90% конденсата. Грязевые фильтры задерживают механические взвеси. После этого сухой воздух направляется на регулятор давления и поступает непосредственно в систему.

По мере эксплуатации, уровень влаги в адсорбенте повышается, фильтр теряет производительность. До истечения срока выработки ресурсов, устройство регулярно регенерируется. Производится обратная продувка, чтобы излишки влаги вышли через специальный клапан. Регенерация сопровождается повышенным шумом, поэтому на агрегате предусмотрен глушитель.

Фильтр Wabco: эксплуатация и замена

Влагоотделитель имеет ограниченный срок эксплуатации. При условии правильного использования, рабочий ресурс заканчивается через 2-2,5 года. При появлении влаги в ресиверах следует заменить патрон (фильтр). Сервисное обслуживание производится в следующем порядке:

  • корпус очистителя протирается растворителем для удаления пыли и грязи;
  • из трубопровода выпускается воздух – ослабить резьбовое соединение с компрессором;
  • выкрутить патрон фильтра;
  • ещё раз аккуратно протереть корпус, не допуская попадания механической взвеси внутрь прибора;
  • вкрутить новый патрон (для Wabco арт. 432 410 0200), перед этим немного смазать уплотнитель;
  • затянуть резьбовое соединение между трубопроводом и компрессором.

Для регенерации очистителя Wabco, необходимо использовать ремкомплект арт. 8673.00.00.000-01 или 8673.00.00.000.

Полная замена устройства также не представляет трудностей для опытных автомобилистов. Для монтажа потребуется минимальный набор инструментов: молоток, отвёртка, гаечный ключ и сварочный аппарат.

Работы производятся в следующем порядке:

  • транспорт установить на ремонтную платформу;
  • демонтировать кронштейн, снять радиатор, уплотнители и прокладку;
  • прикрутить осушитель к раме;
  • подсоединить к устройству трубопровод от корпуса компрессора;
  • визуально оценить плотность мембраны;
  • протестировать давление в системе и клапан слива конденсата;
  • монтировать уплотнители на очиститель и верхнюю крышку;
  • установить радиатор, кронштейн.

По завершению работ проверить функционал тормозной системы.

Правила эксплуатации прибора

Осушитель воздуха КамАЗ в течение всего заявленного срока эксплуатации не требует специального обслуживания. Достаточно придерживаться общих рекомендаций производителя, чтобы обеспечить бесперебойную работу прибора. К ним относится замена патрона фильтрующего элемента 1-2 раза в год (зависит от рабочей нагрузки транспорта и климатических условий), а также регулярная проверка на предмет повреждений.

Проблема с осушителем воздуха(влагоотделителем) Scania R420 ⇐ Scania. Пневмосистема

Всем привет! Столкнулся со следующей проблемой:
Попали шарики фильтра влагоотделителя в воздушную систему, видимо попался бракованный фильтр(WIX) и его внутрянку развалило..Сперва машина начала через клапан сброса "чихать" а не нормально сбрасывать, снял бракованный фильтр, всё продул, протёр и установил новый. После замены фильтра сбрасывала давление нормально около 200км.. добрался до дома(1900км) и снова поменял фильтр+снял осушитель полностью разобрал и прочистил. Но вот авто откатало после того тысяч 10км., и сброс перестал работать, начал скидывать через аварийный клапан. Также пошли проблемы по воздуху и дальше, а конкретнее с блоком управления коробкой передач(внурти корпуса три электроклапана). Теперь снял/разобрал осушитель и в нём очень много пластилина, порошка, от разложившихся шариков фильра. Наверное в первый раз плохо прочистил или пошли дальше по системе. Так вот вопрос чем можно прочистить эту дрянь из осушителя, что её разъедает? Может полностью по-детально его разобрать и положить в какой растворитель?? Пробовал пескоструйным пистолетом солярой и воздухом продувать, но прочистило не до конца.. Помогите советом, может кто сталкивался с подобным.

Тут вот что-то вроде порошка(от шариков)

Yauheni Chahboun: Всем привет! Столкнулся со следующей проблемой:
Попали шарики фильтра влагоотделителя в воздушную систему, видимо попался бракованный фильтр(WIX) и его внутрянку развалило..Сперва машина начала через клапан сброса "чихать" а не нормально сбрасывать, снял бракованный фильтр, всё продул, протёр и установил новый. После замены фильтра сбрасывала давление нормально около 200км.. добрался до дома(1900км) и снова поменял фильтр+снял осушитель полностью разобрал и прочистил. Но вот авто откатало после того тысяч 10км., и сброс перестал работать, начал скидывать через аварийный клапан. Также пошли проблемы по воздуху и дальше, а конкретнее с блоком управления коробкой передач(внурти корпуса три электроклапана). Теперь снял/разобрал осушитель и в нём очень много пластилина, порошка, от разложившихся шариков фильра. Наверное в первый раз плохо прочистил или пошли дальше по системе. Так вот вопрос чем можно прочистить эту дрянь из осушителя, что её разъедает? Может полностью по-детально его разобрать и положить в какой растворитель?? Пробовал пескоструйным пистолетом солярой и воздухом продувать, но прочистило не до конца.. Помогите советом, может кто сталкивался с подобным.

Снимал осушитель,
Можно посмотреть тут:

И тут:https:


Неотъемлемой частью пневматической тормозной системы КамАЗ является осушитель воздуха. Устройство эффективно поглощает влагу от компрессора, очищает среду от масляных испарений и регулирует рабочее давление в ключевом узле автомобиля. Агрегат играет важнейшую роль в функционале пневмосистемы. Поэтому работу необходимо контролировать, и в случае выхода из строя производить своевременную замену прибора. На автомобилях КамАЗ используются принципиально разные устройства для поглощения влаги — трубчатые и адсорбционные. Большим спросом пользуются осушитель воздуха Wabco – автоматический прибор с впитывающими гранулами. Он не только качественно удаляет лишнюю жидкость, но и очищает среду от посторонних загрязнений.

Что такое фильтр-патрон осушителя воздуха?

Фильтр-патрон осушителя воздуха — сменный элемент (картридж) адсорбционного осушителя воздуха пневматической системы транспортных средств, автотракторной, строительной и иной техники. Фильтр-патрон осуществляет удаление влаги из сжатого воздуха, поступающего в систему от компрессора, предотвращая ряд негативных последствий:

• Снижение риска коррозии пневматических компонентов пневматической системы;
• Предотвращение замерзания системы в холодное время года;
• Дополнительная очистка воздуха от загрязнений и масла.

Сменные картриджи используются только в адсорбционных осушителях воздуха, являясь их основной деталью (вторая деталь осушителя — корпус с клапанами, каналами и патрубками для подключения к системе). Трубчатые влагомаслоотделители, все еще используемые на отечественных грузовиках, имеют совершено иной принцип действия и конструкцию, и они не нуждаются в фильтрах.

Конструкция и принцип работы адсорбционного осушителя воздуха

Агрегат данного типа состоит из двух деталей:

  • Корпус;
  • Сменный патрон осушителя воздуха (один или два).

Корпус осушителя выполняет функции несущего элемента, также в нем и на нем расположены различные детали — регулятор давления воздуха, обратный и предохранительный клапаны, клапан сброса конденсата, нагревательный элемент на 24 вольта и электрический разъем для его подключения, глушитель и несколько патрубков.

Основу устройства составляет сменный фильтр-патрон. Эта деталь представляет собой герметичный цилиндрический корпус, внутри которого расположена емкость с гранулированным адсорбером. В дне корпуса выполнены периферийные впускные и одно центральное выпускное отверстия. Между дном и стаканом с адсорбером располагаются воздушные фильтры и аварийный клапан. Здесь же может находиться коалесцентный фильтр для отделения масла — несколько вставленных друг в друга перфорированных металлических сеток. Корпус стакана с адсорбентом также является фильтром для дополнительной очистки.

В качестве адсорбента используются синтетические материалы, сформированные в гранулы. Такие материалы имеют волокнистую или пористую структуру, за счет чего каждая гранула обладает большой площадью (в тысячи раз больше, чем площадь сферы такого же размера) — это обеспечивает оседание на них микроскопических капелек воды из воздуха.

Фильтр-патрон устанавливается на верхнюю часть корпуса осушителя, монтаж осуществляется с помощью резьбы на центральном отверстии, обычно используются резьбы М39,5 и М41 с шагом 1,5 мм. Для герметизации используется одна или две кольцевые прокладки.

Принцип работы рассматриваемых осушителей прост. Воздух, забранный компрессором из атмосферы, подается сразу в фильтр-патрон, где сначала проходит очистку от механических примесей (в волоконных фильтрах) и от масла (в коалесцентных фильтрах), а затем осушение в адсорбере. Потеряв основную часть влаги и загрязнений, воздух поступает на регулятор давления, а затем распределяется по системе. Со временем адсорбер насыщается и его способность впитывать воду падает, для решения этой проблемы производится регенерация — продувка воздуха через адсорбер в обратном направлении. Это осуществляется воздухом из специального регенерационного ресивера: воздух из него поступает в осушитель через большое отверстие, проходит через адсорбер и с большой скоростью выходит в атмосферу через клапан сброса конденсата — этот воздух увлекает за собой и весь скопившийся в адсорбере конденсат, удаляя его в атмосферу.

Подробнее о конструкции, типах и работе современных фильтр-патронов осушителей воздуха читайте в статье, посвященной этой группе деталей.

Конструкция и работа фильтра-патрона осушителя воздуха

Все используемые сегодня фильтры-патроны осушителей являются адсорбционными — в их основе лежат материалы, обладающие способностью впитывать влагу из проходящего потока воздуха. В качестве таких материалов используются гранулированные или иные наполнители, изготовленные из пористых синтетических материалов.


Конструкция фильтра-патрона осушителя воздуха

Конструкция адсорбционного картриджа осушителя проста. Его основу составляет штампованный корпус, верхняя часть которого глухая, а в нижнюю впрессовано днище с одним центральным резьбовым отверстием и рядом периферических отверстий. Периферические отверстия являются впускными, через них в фильтр поступает сжатый воздух от компрессора. Центральное отверстие — выходное, из него осушенный воздух поступает в систему, одновременно данное отверстие является присоединительным — с помощью выполненной на его стенках резьбы патрон наворачивается на осушитель. Герметичность прилегания картриджа к корпусу осушителя обеспечивается кольцевой резиновой прокладкой (или двумя прокладками большого и малого диаметра).

Внутри корпуса располагается металлический стакан с гранулированным адсорбентом. Стакан нижней частью опирается на днище патрона и имеет герметичное соединение с резьбовым отверстием. Между стенками стакана и основного корпуса картриджа предусмотрен промежуток для свободного прохода воздуха от впускных отверстий, в этом промежутке может располагаться дополнительный пылевой фильтр. В верхней части стакан закрыт перфорированной крышкой, в которую упирается пружина — так обеспечивается надежный прижим стакана к днищу корпуса.

В нижней части корпуса предусмотрен дополнительный фильтр (обычно из волокнистых материалов), который задерживает загрязнения, поступающие вместе с воздухом от компрессора. Здесь же расположено седло аварийного клапана (в виде металлического конуса, на который опирается стакан), в состав которого также входит и пружина в верхней части стакана с адсорбером. В коалесцентных фильтрах в нижней части дополнительно располагается обратный клапан для слива масла, он изготавливается в виде эластичного кольца-манжеты, которая пропускает воздух только в цикле регенерации.


Процесс коалесценции — отделения масла с помощью ряда перфорированных пластин

Коалесцентные фильтры-патроны имеют дополнительный кольцевой многослойный фильтр, расположенный в нижней части корпуса до входа в стакан с адсорбером. Данный фильтр может составляться из ряда сеток с различным размером ячеек или изготавливаться из волокнистых материалов, свободно пропускающих воздух. Проходя через отверстия в фильтре, микроскопические масляные капли увеличиваются в размерах и массе, и осаждаются на нем, стекая в нижнюю часть картриджа. Описанный процесс называется коалесценцией.

Принцип работы фильтров-патронов осушителей воздуха прост. Сжатый воздух от компрессора поступает через периферийные отверстия в картридж, проходит предварительное очищение на волокнистом фильтре, затем поступает в верхнюю часть стакана с адсорбером. Здесь влага, содержащаяся в воздухе, оседает на частицах адсорбера — воздух осушается и через центральное отверстие поступает в корпус осушителя, откуда по каналам и через клапаны подается в пневматическую систему. В коалесцентном фильтре проходят аналогичные процессы, однако здесь воздух дополнительно очищается от масла, которое постепенно скапливается на днище корпуса.

В процессе работы осушителя адсорбер фильтра-патрона насыщается, его способность впитывать влагу снижается и весь узел перестает нормально выполнять свои функции. Чтобы восстановить картридж, проводится цикл регенерации, который сводится к продувке сжатого воздуха в обратном направлении — через центральное отверстие и адсорбер к периферическим отверстиям. Источником воздуха в этом случае служит специальный регенерационный ресивер. Воздух, проходя через адсорбер, удаляет из него излишнюю влагу и через специальный клапан в осушителе удаляет ее в атмосферу. В цикле регенерации коалесцентного фильтра-патрона в атмосферу также выбрасывается и скопившееся масло. После регенерации фильтр-патрон вновь готов к работе.

Со временем адсорбер в картридже теряет свои качества, он перестает впитывать влагу, а между гранулами скапливается проникающая через фильтры грязь. Это приводит к повышению сопротивления осушителя потоку воздуха, и, как следствие — к падению давления в пневмосистеме. Чтобы исключить данную проблему, в фильтре-патроне встроен аварийный клапан, устройство которого описано выше. При загрязнении адсорбера поток воздуха оказывает повышенное давление на нижнюю часть стакана, он сжимает пружину и приподнимается, отрываясь от седла — воздух проходит в образовавшееся отверстие и поступает напрямую в систему. В этом режиме воздух не осушается, поэтому фильтр-патрон необходимо как можно скорее заменить.

Фильтр Wabco: эксплуатация и замена

Влагоотделитель имеет ограниченный срок эксплуатации. При условии правильного использования, рабочий ресурс заканчивается через 2-2,5 года. При появлении влаги в ресиверах следует заменить патрон (фильтр). Сервисное обслуживание производится в следующем порядке:

  • корпус очистителя протирается растворителем для удаления пыли и грязи;
  • из трубопровода выпускается воздух – ослабить резьбовое соединение с компрессором;
  • выкрутить патрон фильтра;
  • ещё раз аккуратно протереть корпус, не допуская попадания механической взвеси внутрь прибора;
  • вкрутить новый патрон (для Wabco арт. 432 410 0200), перед этим немного смазать уплотнитель;
  • затянуть резьбовое соединение между трубопроводом и компрессором.

Для регенерации очистителя Wabco, необходимо использовать ремкомплект арт. 8673.00.00.000-01 или 8673.00.00.000.

Полная замена устройства также не представляет трудностей для опытных автомобилистов. Для монтажа потребуется минимальный набор инструментов: молоток, отвёртка, гаечный ключ и сварочный аппарат.

Читайте также: