Как сложить экран для проектора на штативе

Обновлено: 27.04.2024

Когда речь идёт о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание уделяется, разумеется, проектору. Затем обычно речь идёт про источник сигнала, про акустику (часто сначала обсуждается акустика, а потом проектор). И практически всегда выбор экрана откладывается на потом.

И казалось бы, в чём проблема? Ведь экран – наименее затратная статья расходов. Опять таки и поменять его можно, если предыдущий не понравился, – ведь так?

Да, можно и так. Однако продуманное и осуществлённое решение, как правило, обладает лучшей функциональностью, чем осуществлённое, а потом доработанное. Не говоря уж об издержках.

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Всякий экран состоит из светоотражающей поверхности и конструкции , которая её обрамляет и держит. Поэтому данная статья будет поделена на две части. В первой речь пойдёт о разных поверхностях, а во второй – о различных конструктивных исполнениях.

Светоотражающие поверхности

Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном либо лавсаном или даже кевларом. (Кевларовые экраны выпускаются для учебных классов силовых спецподразделений.)

На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому что экраны предназначены для работы в разных условиях освещённости. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости, а относительные, то есть перепады между самым светлым и самым тёмным участками изображения. Однако, делая экран более светлым или более тёмным, мы можем сдвинуть этот диапазон.

На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.

Fiberglass Matt White

Самый простой, но не значит – самый примитивный, тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора либо (что намного важнее) солнца.

Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки.

Сие полотно можно оформить в любой конструктив. Хоть в постоянно натянутом экране, хоть в переносном, который сворачивается, – поверхность MW себя покажет с хорошей стороны. Подобные полотна выпускаются практически всеми производителями экранов. Draper гарантирует устойчивость поверхности к плесени, что немаловажно в загородном коттедже или даже в городской квартире при сыром климате. Кроме того, поверхность MW можно мыть, а также стирать с неё пыль.

Скидки, бонусы, накопления

Для того чтобы купить экран, Вам необходимо определить для себя, что Вы от него ждете и какие его свойства для вас будут важны, а какие нет. Для начала необходимо выбрать тип экрана - стационарный или мобильный? То есть будет он у вас размещаться на стене в одной помещении или же вы будете постоянно перемещать его.

Стационарные, они же часто настенные, предназначены для стационарного монтажа на стену или потолок. При необходимости полотно можно убрать посредством ручки, или оставить в обычном состоянии.


Мобильные экраны рекомендуется для выездных презентаций. Для транспортировки экран монтируется в тубус, а на месте презентации разворачивается и ставится на треногу.

Стационарные экраны можно разделить на ручные, с электроприводом и натяжные - по типу конструкции. Ручные экраны Вы сворачиваете и разворачиваете вручную - при помощи специальной ручки в нижней части экрана. Экраны с электроприводом Вы сворачиваете и разворачиваете при помощи пульта дистанционного управления (пульт бывает как проводным, так и беспроводным). Натяжные экраны, представляют собой, натянутое на раму полотно, которое дает идеально ровную поверхность для просмотра различного контента. Крепится оно к раме или с помощью люверсов, или на кнопках.


В случае если Вы проектируете и размещаете дома полноценный домашний кинотеатр, то натяжной экран - это Ваш выбор. При условии, если Вы сможете разместить его в интерьер, а это не всегда просто. Как правило, натяжные экраны используются в домашних кинотеатрах, в залах заседаний и в конференц-залах - там, где они используются часто и где есть возможность выделить под экран часть стены или даже всю стену.



Напольные и настольные экраны, в собранном состоянии выглядят как уже знакомый вам тубус, но в рабочем положении этот тубус ставится на пол (или на стол - есть специальные настольные модели небольшого размера) и из него вверх выдвигается экран. Система крепежей (чаще всего типа "ножницы") сзади поддерживает полотно в устойчивом положении и не дает ему колыхаться и упасть. Обратите внимание на черное поле в нижней части - производители понимают, что если изображение начнется от самого пола, то смотреть на него будет неудобно, поэтому рабочее (белое) полотно они сделали в верхней части экрана. Подобные экраны есть у Projecta, Draper, Screenmedia и Classic Solution, кроме того, нечто похожее выпускает Da-Lite.

Итак, Вы определились с типом экрана, дальше надо понять, какого типа поверхность Вам нужна. Чаще всего (в 80% случаев), выбирают обычную белую матовую отражающую поверхность (MW, matte white), какой бы конструкции экран ни выбрали. У экранов с поверхностью MW, пожалуй, самые универсальные характеристики - угол просмотра практически 180 градусов, коэффициент усиления 1,0, отсутствие бликов и светового пятна, хорошая равномерность яркости.

Еще один случай, когда лучше взять нестандартное полотно - домашний кинотеатр. Если у вас проектор с яркостью больше 2500 ANSI люмен (что не рекомендуется для кино), то есть смысл взять экран с серой контрастной поверхностью типа Hight Contrast Grey. Она немного "съест" яркость проектора, но взамен добавит изображению глубину и черный цвет, теперь даже небольшая паразитная засветка не испортит впечатления.

Все это время Мы говорили исключительно об отражающих экранах. То есть экранах, которые отражают падающий на них свет от проектора в сторону самого проектора. И подразумевалось, что зрители сидят по ту же сторону экрана, что и проектор. Но иногда удобнее, чтобы проектор и зрители были по разные стороны от экрана. В этом случае Вам потребуется полотно, работающее на просвет.


Экран с просветным полотном может быть любым, но чаще всего это или натяжной, или мобильный на ногах. В данном случае зрители не заслоняют свет от проектора, это первый плюс. Но есть и второй плюс - просветные экраны менее чувствительны к внешней засветке, и при одинаковых условиях на просветном экране изображение будет ярче, чем на обычном.

Внимательный читатель может заметить, что в случае такой проекции изображение будет зеркальным. Спешу успокоить - производители проекторов давно учитывают этот момент, и даже у самых дешевых моделей есть в меню пункт "Обратная проекция" для отражения картинки.

Из минусов обратных проекций можно выделить, что подобные системы требуют за экраном большого места - чтобы световой поток успел "распахнуться" до нужного размера. Впрочем, с появлением большого количества короткофокусных проекторов это уже не проблема.


Формат 4:3 - это стандарт старого телевидения. Делать на него ставку есть смысл, только если Вы увлекаетесь классическим кино. Все остальные если еще не перешли на широкий формат, то вот-вот перейдут. Теоретически можно на экране любого формата смотреть любой контент, но тогда придется мириться или с обрезанными краями, или с черными полосами.


Или главный герой лишается уха, а его подруга - половины головы, или они оба целые, но меньшего размера и с раздражающими черными полосами сверху и снизу.

Если Вы выбираете экран для игр или для других мультимедийных развлечений, то просто ориентируйтесь на формат проектора или на то, что он чаще всего будет показывать. Экран в офисе вряд ли будет озаряться кадрами кино, так что вы можете смело ориентироваться на формат 4:3.

Как только Вы определитесь с форматом, перед Вами встанет следующий вопрос - вопрос размера. Определить минимальную и максимальную ширину экрана просто, если учесть два основных положения:

  • на расстоянии 6 ширин экрана уже практически ничего не видно;
  • ближе полутора высот смотреть неудобно - получается слишком большое изображение.

Оптимальное расстояние просмотра кино в домашнем кинотеатре, включающее в себя знаменитый "эффект присутствия", считается просто. Оно лежит где-то между расстоянием в 2,0. 3,0 высоты экрана и расстоянием в 1,5. 1,9 его ширины. Расстояние это, конечно, сугубо индивидуальное, но обычно укладывается именно в эти цифры. Объясняется оно тем, что для "эффекта присутствия" требуется задействовать часть периферийного зрения зрителя. И если Вы будете сидеть дальше, то не задействуете его, а если слишком близко - устанете вертеть головой еще на титрах.

По высоте расположения экрана также есть оптимальные значения. Для домашнего кинотеатра нижний край экрана должен быть на высоте 60-90 см. Это совпадает с другой рекомендацией - чтобы глаза зрителя находились на уровне нижней трети экрана. Тогда не придется сильно задирать или опускать голову и просмотр полуторачасового фильма не превратится в полуторачасовую пытку.

В офисе лучше вешать/ставить экран повыше - 1,2. 1,4 метра для нижнего края обычно достаточно, чтобы и задним рядам было нормально видно, и не было слишком высоко.


Немного о типе полотна экрана. Некоторые покупатели в стремлении сэкономить, спрашивают, нельзя ли вместо не такого уж дешевого экрана использовать простыню или даже просто голую стену. В принципе никто запретить не может. Тем более что цена некоторых экранов может превышать стоимость проектора, и экраны за 2-3 тысячи долларов - реальность, вполне данная нам в ощущении. Ну, конечно же, Вы можете повесить простыню! Однако изображение от этого не улучшится, поскольку полотно, из которого делается экран, - это не просто белая тряпка, а результат весьма высокотехнологических процессов и многолетних исследований.

На сегодняшний момент в основном используются два типа полотен: относительно дешевое текстильное полотно и более качественное виниловое. Основа текстильного полотна - текстильный материал, на который сверху прессуется отражающая поверхность. Это дает стабильность размеров при сворачивании, достаточно высокую прочность и износостойкость. Такие экраны обычно используются в учебных заведениях и презентациях, где не требуется особого качества.

Виниловый экран, представляет собой тонкую полимерную пленку, которая натягивается специальными растяжками по краям экрана. Винил дает более качественное натяжение, идеально ровную поверхность, но сложнее в эксплуатации, так как виниловые полотна необходимо постоянно растягивать с помощью системы натяжения. Обычно применяется в домашних кинотеатрах класса Hi-End.


Еще одно отличие хорошего экрана от банальной простыни - черная подложка с задней стороны. Она служит двум целям. Во-первых, она задает дополнительную жесткость экрану, чтобы при сворачивании на нем не оставались следы от вала, на который он наматывается. Эти волны особенно неприятны в динамичных сценах, когда, например, автомобиль проезжает от одного края экрана до другого и по пути на этих волнах начинает "плыть". Во-вторых, черная подложка не дает свету от проектора просачиваться насквозь. А в случае, когда экран висит не на стене, не пускает на экран свет с другой стороны.


Нельзя не сказать еще об одном изобретении производителей экранов - большом черном поле сверху. Его называют "экстрадроп". Представьте себе, что Вам надо повесить экран достаточно высоко (например, над окном). В случае обычного экрана, без "экстрадропа", когда Вы его выдвинете в рабочее положение, нижний край будет слишком высоко. Смотреть неудобно, у всех затекают шеи, все недовольны. А теперь вешаем на его место экран с экстрадропом. Волшебник-экстрадроп позволяет опустить рабочее поле дополнительно на 40-90 сантиметров вниз, как раз до нужной высоты. Ни у кого не болит шея, все смотрят хорошее кино и получают удовольствие! А сам экстрадроп имеет черный цвет, что еще больше увеличивает контрастность изображения. Экраны с экстрадропом есть у Projecta, Screenmedia, Lumien, Classic Solution, MW, у кого-то он больше, у кого-то меньше.


Изобретатели "экстрадропа" пошли еще дальше и придумали. мультиформатные экраны! Помните, Вы должны были определиться с форматом - 4:3 или 16:9? На самом деле эта проблема - вообще не проблема, если у вас экран типа "много-в-одном". Эти сложные и достаточно дорогие экраны обычно применяются в домашних кинозалах VIP-уровня.

Есть несколько систем смены формата, но принцип у них один. В модели Projecta Varivision Electrol, например, само белое полотно имеет формат 1:1. То есть основа у него квадратная, но сверху и снизу затаились маскирующие черные шторки. И если хозяин дает команду "Формат 4:3!", то шторки просыпаются и съезжаются ровно на такой формат. Команда "Формат 16:9!" - и шторки еще больше съехались, оставляя белого полотна ровно на нужный формат. То есть, имея одинаковую ширину экрана, мы имеем четыре формата в одном (если считать 1:1).


В моделях VistaScope экранов Stewart использован другой принцип. Тот же самый, который применяется в кинотеатрах, если присмотреться. У них остается неизменной высота изображения, а ширина меняется. За счет этого удается получить аж шесть форматов в одном экране: 4:3, 16:9, 16:10, 2,35:1, 2,0:1 и 2,40:1 применяемые в кинотеатрах.


Если дизайн Вашего помещения не позволяет вешать на стене тубус экрана или натягивать экранное полотно на раму, то, возможно, Вас спасет встраиваемый экран. Встраивается он в потолок, и, когда полотно втянуто внутрь, ни полотна, ни тубуса не видно. Только аккуратно закрытые шторки в плоскости потолка. Но стоит нажать на кнопку, шторки раздвигаются и полотно плавно опускается вниз. Подобные экраны рассчитаны на подвесной потолок.


Уже говорилось, что идеальное натяжение полотна экрана - залог качественного изображения. И что самое лучшее натяжение - у экранов на рамах. Но как быть тем, кто хочет идеального натяжения, но не имеет возможности повесить экран на раме? И производители придумали особую систему натяжения для экранов с электроприводом. Полотно таких экранов выдвигается и убирается в тубус, как и у обычных электрических. Но само полотно по бокам немного изогнуто и имеет форму параболы, а по краям полотна находится сложная система натяжения, которая его растягивает и делает максимально ровным. Весьма элегантная попытка совместить удобство убираемого экрана с необходимостью идеально ровной поверхности. Подобные экраны есть у всех производителей, которые выпускают экраны класса Hi-End: Projecta (Tensioned Elpro Electrol), Draper (серия V/Artisan), Classic Solution (серия Leo), ScreenMedia (Cyber-M Tensioned), Da-Lite (Tensioned Advantage Deluxe Electrol), MW (Tab-Tension).


Еще один интересный вид экранов - экраны, встроенные в пол! Не всегда есть возможность монтировать экран на стену или в потолок (стены далеко, потолок высоко), и экран Projecta Ascender, выдвигающийся вверх из пола, неизменно производит впечатление. После сворачивания полотна корпус автоматически закрывается плотной крышкой с блокировкой от случайного разворачивания. После разворачивания рычаги с задней стороны держат полотно туго натянутым. Сам корпус бесшовно закрепляется на полу или маскируется на каком-нибудь декоративном элементе интерьера и абсолютно незаметен, когда не используется. По месту, куда встраивается этот экран, можно даже спокойно ходить, на нем можно размещать тяжелые предметы - корпус выдерживает нагрузку до 150 кг. Такими экранами могут похвастаться не все производители: они есть у Projecta (Ascender) и у Classic Solution (Scorpus), что-то похожее также есть у ScreenMedia (Grand Cinema).

В последнее время сразу несколько производителей выпустили совершенно новый вид проекционных поверхностей - проекционные пленки. Бывают они прозрачные и непрозрачные и работают на просвет.

Проекционные пленки могут успешно заменить в витрине большой телевизор. Они клеятся изнутри прямо на стекло витрины, а сзади на них светит проектор. Получается весьма эффектная живая витрина, после которой обычные витринные баннеры и телевизоры выглядят весьма банально и скучно. Коэффициент прозрачности таких пленок достигает 50-80%, то есть они практически непрозрачны. А если прозрачность увеличить до 95-98%, то пленка станет похожа на стекло и сквозь нее будет прекрасно видно все, что находится за ней. Но она по-прежнему сможет работать экраном, и изображение с проектора будет парить, словно в воздухе.


Такие пленки называются голографическими и часто используются в рекламе и на выставках для привлечения покупателей. Ювелирные магазины любят, чтобы у них в витрине крутились голограммы ювелирных изделий. Вот видео, демонстрирующее, как эта технология работает. А японцы даже придумали целиком виртуальную голографическую певицу Хацунэ Мику и устраивают ей полноценные концерты.


Зачем покупать экран для проектора? Нам нередко задают этот вопрос. Многие ошибочно полагают, что простая окрашенная белая стена или простыня не хуже справятся с делом. Безусловно, какое-то изображение вы увидите и в этом случае, однако на детальность, контрастность и точность цветопередачи можете не рассчитывать.

Обычная краска на стене не предназначена для равномерного отражения света, и независимо от гладкости штукатурки на ее поверхности свет будет рассеиваться. Простыня добавляет к этому недостатку невозможность точного выравнивания. По этому вопросу не может быть двух мнений: если вы стремитесь создать впечатление настоящего кинотеатра, вам понадобится настоящий проекционный экран – и на проектор для использования вне дома это тоже распространяется!

Не беспокойтесь о цене – как правило, экраны не слишком дороги. Достойные варианты начинаются с 10 тысяч рублей, а предложения премиум-класса слегка не дотягивают до 100 тысяч. Эти суммы нельзя назвать незначительными, однако в контексте стоимости всей системы домашнего кинотеатра на основе проектора они выглядят разумными.

Первым делом необходимо понять, насколько большим должен быть экран. Это зависит от площади комнаты; для начала стоит ориентироваться на типичные размеры: 96 – 120 дюймов по диагонали. Дисплеи телевизоров постоянно увеличиваются, но до подобного размаха им далеко.

Идея повесить на стену самый большой экран, который на ней поместится, представляется соблазнительной – однако вначале убедитесь, что нижний его край виден с каждого зрительского места. Не гонитесь за моделью, с которой вам придется двигать глазами, чтобы охватить всю картину. Это довольно неудобно, как если бы вы сидели в первом ряду кресел в кинотеатре.



Проекционное соотношение проектора определяет его расстояние от экрана

Выбор экрана нужного размера

Важно убедиться в том, что ваш проектор из предусмотренного для него положения сможет заполнить изображением весь экран. Это легко сделать, зная паспортные данные о его проекционном соотношении. Разделив расстояние между проектором и экраном на значение этого параметра, вы и получите ширину изображения. Важно помнить, что это именно ширина, а не диагональ.

Ширина изображения x проекционное соотношение = расстояние от экрана

Таким образом, если у вас есть экран шириной 2,6 метра и проектор с проекционным соотношением 1,3, вам следует установить аппарат на расстоянии 3,38 метра от него.

Помимо размера экрана, нужно выбрать его тип. Что вы предпочитаете: стационарную модель, которая постоянно закреплена на стене, или рулонный вариант, который можно после просмотра скрыть от посторонних глаз? Ответ зависит от назначения помещения. Если оно используется и для других целей, возможность спрятать экран определенно имеет смысл. В комнате, специально предназначенной для домашнего кинотеатра, оптимальным будет фиксированный экран, всегда готовый к просмотру и достаточно плотно натянутый для обеспечения плоской и гладкой основы изображению. Кроме того, ему не требуется электропитание для работы моторов.

Телевизионная мода требует уменьшения толщины рамки до минимума, но мы советуем не переносить этот принцип на проекционные экраны. Лучше выбрать стационарную модель с достаточно широкой рамкой, покрытой черным светопоглощающим материалом, благодаря чему попадающая на нее картинка не будет отражаться. В этом случае не потребуется выверять положение кадра до миллиметра, а стильное обрамление будет акцентировать изображение.



Широкая рамка вокруг экрана повышает контрастность изображения

Какой коэффициент усиления выбрать?

Есть и другие моменты, которые следует учитывать при выборе экрана для проектора. Большинство предлагаемых моделей – белого цвета, однако при желании можно найти серые и даже черные варианты. Более темные предназначены для использования в ярко освещенных помещениях.

Еще один фактор – “коэффициент усиления”, или светосила, экрана. Этот параметр можно найти в списке характеристик любого из них. Его значение, равное 1,0, говорит о том, что экран отражает весь свет, который на него попадает; при более высоком – изображение на экране будет более ярким, если смотреть на него прямо, и менее впечатляющим при просмотре под углом.

В случае если экран будет располагаться перед колонкой центрального канала, убедитесь, что он изготовлен из перфорированного материала. При наличии отверстий звук будет легко проходить сквозь него, обеспечивая качественное воспроизведение саундтрека.

Наконец, лучшие проекторы имеют ограниченный световой поток и предназначены для использования в затемненных помещениях. Постарайтесь сделать комнату как можно более темной, чтобы контрастность и достоверность цветовой палитры были максимальными.

Современное общество немыслимо без постоянного просмотра контента. Видео и фильмы человечество потребляет через телевидение, интернет, смартфоны и, конечно, через широкоформатные экраны проекторов.


Если пространство позволяет, в помещении отводят целую комнату под комфортный просмотр фильмов, любимых передач или музыкальных концертов. Проектор может приобретаться как вместе с полотном в комплекте, так и отдельно.


После приобретения проекционного оборудования сразу возникает вопрос о покупке полотна для проектора. Пытаясь найти подходящее полотно, пользователи задаются вопросом: какие бывают экраны для проектора?


Содержание

Типы экранов для проектора

Выделяют 2 основных типа экранов для проектора:

  1. Стационарный экран делится по типу конструкции на рулонный (похожи на ставни роллет) и натяжной. Рулонные аккуратно сворачиваются под потолок посредством электрического привода или ручного управления. Чаще всего рулонные экраны вставляются в специальные гипсокартонные выступы на потолке или под натяжные потолочные каркасы. Тогда короба под экраны совершенно не видно. Впрочем, у рулонных конструкций отсутствует крепеж для надежной фиксации изделия, поэтому порой приходится потрудиться, чтобы установить полотно без сгибов. Натяжные полотна подразумевают надежную фиксацию в заранее выбранном месте.
  2. Мобильные полотна можно свободно перевозить в специальных чемоданах или тубусах. Экраны крепятся на ножках, штативах, ставятся на пол или на стол. Мобильные экраны для проектора не могут похвастаться большими размерами (обычно менее 3 м в ширину).


Управление экраном осуществляется 2 способами:

  • Механическая конструкция подразумевает опускание кольца, приводящего в действие пружину.
  • Электронное полотно самостоятельно разворачивается и сворачивается через команды на пульте управления. Мотор функционирует бесшумно.









Типы полотен для экрана

Выбрав конструкцию экрана, необходимо определиться с типом полотна. Среди материалов полотен выделяют:

  • Текстильные экраны – более экономичные и стойкие полотна. Чаще всего используют в учебных заведениях, ресторанах и прочих общественных местах с большой проходимостью.
  • Виниловые полотна относятся к премиум-сегменту. Натяжение экрана гораздо выше, что напрямую отражается на качестве изображения. Монтаж конструкции осуществляется с применением особой системы.


Покрытие полотен также различается. Основные виды покрытий:

  • Матовое полотно относится к бюджетным вариантам экранов. Качество картинки будет зависеть от возможностей светорассеивания полотна.
  • Глянец придает изображению контраст и четкость. Однако эксперты предупреждают, что глянцевое покрытие чувствительно к разнообразным источникам света. При покупке важно обратить внимание на классификацию глянцевого экрана: полотно может отражать свет или иметь функцию обратного отражения.


Полотно с обратным отражением требует прямого расположения проектора (строго напротив экрана). Зеркальный глянец менее прихотлив по отношению к месторасположению проектора.


По цветовым решениям полотен особого выбора нет: белый и черный экраны самые распространенные типы. Профессионалы утверждают, что именно на черном полотне картинка кажется насыщеннее и ярче. По форме полотна бывают 2 типов:

  1. Прямое полотно – стандартный экран прямоугольного вида.
  2. Искривленное полотно – фокусирует отраженный свет в одной точке, создавая эффект погружения.


Размеры экранов для проектора также важны: рекомендуется выбирать экран, соотнося его с габаритами помещения. Комфортным расстоянием до экрана считается высота полотна умножить на 2.


При стандартной высоте экрана в 160 см короткофокусный проектор ставят на расстояние в 1 м. Проекторы с длинным фокусом могут размещаться на удалении в 3 м от экрана.


Определить, какое расстояние между экраном и проектором оптимально, поможет инструкция к оборудованию.










Китайский CACTUS

Один из топовых игроков на рынке экранов для проекторов.


Самые рейтинговые модели:

  • Cactus Wallscreen в рулонной конструкции с пружинным механизмом позволяет легко свернуть и развернуть матовое полотно. Размер 180 см на 180 см подойдет для размещения экрана в общественных местах. Прямой тип проекции говорит о необходимости размещения проектора и зрителя по одну сторону экрана. Цена на полотно варьируется в пределах 2,3 тыс. руб. Покупатели часто жалуются на едкий синтетический запах полотна и трудности со сворачиванием конструкции. Однако бюджетный вариант бесшовного экрана пользуется спросом.
  • Cactus Motoscreen с электроприводом позволит легко сворачивать экран. Пропитка полотна препятствует образованию плесени, если экран длительное время лежит в свернутом виде, а также гарантирует стойкость к горению и антистатический эффект. Матовая поверхность защищает от бликов. При весе экрана в 10,5 кг и стоимости в 7,3 тыс. руб. полотно считается достаточно успешным проектом.
  • Cactus Triscreen демонстрирует рулонный экран с напольной конструкцией установки. Данный тип оборудования легко использовать в барах и учебных заведениях для определенных мероприятий. Корпус выполнен из стали, а сам материал защищен от возгорания и статического электричества. При необходимости экран для проектора легко чистится влажным материалом. При весе в 11 кг экран разворачивается 150 см на 150 см. Полотно способно бесперебойно функционировать в температурных пределах от -20 градусов до +40 градусов. Цена бытового устройства составляет 3,9 тыс. руб.


Голландский Projecta ProScreen

Projecta ProScreen – ведущий производитель проекционных экранов в Европе. Производство базируется в Нидерландах. Пружинный механизм устройства легко сворачивает полотно, универсальный крепеж позволяет легко монтировать экран как на потолок, так и на стеновую панель.

  • Материал проекционного экрана – слоистый винил на черной подкладке из стекловолокна.
  • Вес экрана составляет свыше 21 кг, а цена доходит до 26 тыс. руб.
  • Проекционное полотно габаритами 230 см на 173 см позволяет комфортно смотреть фильмы или проводить лекции.


Материал обработан от воздействия высоких температур, статического электричества и плесени.


Шведский Digis DSTP

Элитарное полотно на электрических тросах регулирует уровень натяжения. Черный задний фон экрана позволяет увидеть более глубокие цвета и уровень контраста картинки.

  • Полотно с высоким уровнем светопроницаемости (95%), отсутствием швов и пультом управления делает просмотр контента максимально комфортным.
  • Цена изделия варьируется в пределах 223 тыс. руб. Выбор полотна – достаточно кропотливое занятие.


Однако стоит учесть все параметры экрана для проектора, чтобы потом длительное время наслаждаться качественным просмотром любимых фильмов и программ.

Современные экраны

Клиенты меня иногда спрашивают, зачем экранам по периметру нужна черная кайма, а некоторые женщины даже просили привезти экран без нее - она не вписывалась в интерьер. Объясняю. Тот, кто ее изобрел, - гений! Во-первых, проектор невозможно разместить так, чтобы он светил на экран ровно. По краям неизбежно возникнут (пусть небольшие, но неприятные) искажения типа "трапеция" (о них подробно рассказывалось в статье об ошибках выбора проектора). Так вот, эти искажения будут незаметны на черном поле, и изображение станет казаться ровным прямоугольником, каким оно и должно быть в идеале.

Во-вторых, изображения на черном фоне (особенно фотографии и видео) визуально приобретают большую контрастность и глубину. И черная кайма играет роль такого черного фона. Поэтому черная кайма - отличная штука, и сейчас только самые дешевые экраны ее не имеют.

Немного о типе полотна экрана. Некоторые покупатели в стремлении сэкономить, спрашивают, нельзя ли вместо не такого уж дешевого экрана использовать простыню или даже просто голую стену. В принципе никто запретить не может. Тем более что цена некоторых экранов может превышать стоимость проектора, и экраны за 2-3 тысячи долларов - реальность, вполне данная нам в ощущении. Ну, конечно же, вы можете повесить простыню! Однако изображение от этого не улучшится, поскольку полотно, из которого делается экран, - это не просто белая тряпка, а результат весьма высокотехнологических процессов и многолетних исследований.

На сегодняшний момент в основном используются два типа полотен: относительно дешевое текстильное полотно и более качественное виниловое. Основа текстильного полотна - текстильный материал, на который сверху прессуется отражающая поверхность. Это дает стабильность размеров при сворачивании, достаточно высокую прочность и износостойкость. Такие экраны обычно используются в учебных заведениях и презентациях, где не требуется особого качества. В таких случаях мы иногда заменяли дешевый экран на специально подготовленную стену. Стена выравнивалась и красилась в белый цвет, после чего вполне была готова работать экраном. И до сих пор неплохо работает, насколько мне известно.

Более дорогой и качественный виниловый экран представляет собой тонкую полимерную пленку, которая натягивается специальными растяжками по краям экрана. Винил дает более качественное натяжение, идеально ровную поверхность, но сложнее в эксплуатации, так как виниловые полотна необходимо постоянно растягивать с помощью системы натяжения. Обычно применяется в домашних кинотеатрах класса Hi-End.

Еще одно отличие хорошего экрана от банальной простыни - черная подложка с задней стороны. Она служит двум целям. Во-первых, она задает дополнительную жесткость экрану, чтобы при сворачивании на нем не оставались следы от вала, на который он наматывается. Эти волны особенно неприятны в динамичных сценах, когда, например, автомобиль проезжает от одного края экрана до другого и по пути на этих волнах начинает "плыть". Во-вторых, черная подложка не дает свету от проектора просачиваться насквозь. А в случае, когда экран висит не на стене, не пускает на экран свет с другой стороны.

Экран с экстрадропом

Нельзя не сказать еще об одном изобретении производителей экранов - большом черном поле сверху. Его называют экстрадроп. Представьте себе, что вам надо повесить экран достаточно высоко (например, над окном). В случае обычного экрана, без экстрадропа, когда вы его выдвинете в рабочее положение, нижний край будет слишком высоко. Смотреть неудобно, у всех затекают шеи, все недовольны. А теперь вешаем на его место экран с экстрадропом. Волшебник-экстрадроп позволяет опустить рабочее поле дополнительно на 40-90 сантиметров вниз, как раз до нужной высоты. Ни у кого не болит шея, все смотрят хорошее кино и получают удовольствие! А сам экстрадроп имеет черный цвет, что еще больше увеличивает контрастность изображения. Экраны с экстрадропом есть у Projecta, Screenmedia, Lumien, Classic Solution, MW, у кого-то он побольше, у кого-то поменьше.

Мультиформатный экран

Изобретатели экстрадропа пошли еще дальше и придумали. мультиформатные экраны! Помните, вы должны были определиться с форматом - 4:3 или 16:9? На самом деле эта проблема - вообще не проблема, если у вас экран типа "много-в-одном". Эти сложные и достаточно дорогие экраны обычно применяются в домашних кинозалах VIP-уровня.

Есть несколько систем смены формата, но принцип у них один. В модели Projecta Varivision Electrol, например, само белое полотно имеет формат 1:1. То есть основа у него квадратная, но сверху и снизу затаились маскирующие черные шторки. И если хозяин дает команду "Формат 4:3!", то шторки просыпаются и съезжаются ровно на такой формат. Команда "Формат 16:9!" - и шторки еще больше съехались, оставляя белого полотна ровно на нужный формат. То есть, имея одинаковую ширину экрана, мы имеем четыре формата в одном (если считать 1:1). Кстати, именно в Varivision Electrol мне впервые попался довольно редкий формат экрана 2,35:1.

Экраны VistaScope

В моделях VistaScope экранов Stewart использован другой принцип. Тот же самый, который применяется в кинотеатрах, если присмотреться. У них остается неизменной высота изображения, а ширина меняется. За счет этого удается получить аж шесть форматов в одном экране: 4:3, 16:9, 16:10, 2,35:1, 2,0:1 и 2,40:1! Не спрашивайте, где хозяин будет брать фильмы формата 2,0:1, - видимо, ему известны какие-то тайные залежи. Лично мне такие фильмы не попадались, хотя я знаю даже о фильмах, снятых в формате 4:1.

Кстати, об упомянутом выше формате 1:1. На самом деле таких изображений не существует, однако существует великое множество экранов такого формата, например 150x150 или 203x203 см. То есть квадратных. Зачем тогда их выпускают? Меня тоже этот вопрос в свое время интересовал, и я задавал его представителям нескольких вендоров. Они в ответ пожимали плечами и говорили: "Ну, не покупай квадратные, покупай прямоугольные" или "А ты вытягивай, на сколько тебе надо, а не на всю длину". В общем, сами были не в курсе. Я провел небольшое расследование, и выяснилось, что квадратные экраны дешевле. Может, просто в производстве дешевле резать полотно на квадраты, чем вырезать из них всяческие широкие форматы? Попадалось еще одно объяснение: кто пользовался кодоскопом (оверхедом), тот знает, что стеклянная площадка у него квадратная, но на нее можно положить пленку как в портретной, так и в ландшафтной ориентации. И чтобы она в любом случае показывалась нормально, экран должен учитывать, что длинная сторона пленки может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Поэтому экран обязан быть квадратным. Попадались еще ничем не подкрепленные объяснения типа "формат 1:1 самый универсальный". В общем, вот вам объяснения, выбирайте себе на вкус.

Натяжной электрический экран

Я уже упоминал, что идеальное натяжение полотна экрана - залог качественного изображения. И что самое лучшее натяжение - у экранов на рамах. Но как быть тем, кто хочет идеального натяжения, но не имеет возможности повесить экран на раме? И производители придумали особую систему натяжения для экранов с электроприводом. Полотно таких экранов выдвигается и убирается в тубус, как и у обычных электрических. Но само полотно по бокам немного изогнуто и имеет форму параболы, а по краям полотна находится сложная система натяжения, которая его растягивает и делает максимально ровным. Весьма элегантная попытка совместить удобство убираемого экрана с необходимостью идеально ровной поверхности. Подобные экраны есть у всех производителей, которые выпускают экраны класса Hi-End: Projecta (Tensioned Elpro Electrol), Draper (серия V/Artisan), Classic Solution (серия Leo), ScreenMedia (Cyber-M Tensioned), Da-Lite (Tensioned Advantage Deluxe Electrol), MW (Tab-Tension).

Экран, встроенный в пол

Еще один интересный вид экранов - экраны, встроенные в. пол! Не всегда есть возможность монтировать экран на стену или в потолок (стены далеко, потолок высоко), и экран Projecta Ascender, выдвигающийся вверх из пола, неизменно производит впечатление. После сворачивания полотна корпус автоматически закрывается плотной крышкой с блокировкой от случайного разворачивания. После разворачивания рычаги с задней стороны держат полотно туго натянутым. Сам корпус бесшовно закрепляется на полу или маскируется на каком-нибудь декоративном элементе интерьера и абсолютно незаметен, когда не используется. По месту, куда встраивается этот экран, можно даже спокойно ходить, на нем можно размещать тяжелые предметы - корпус выдерживает нагрузку до 150 кг. Такими экранами могут похвастаться не все производители: они есть у Projecta (Ascender) и у Classic Solution (Scorpus), что-то похожее также есть у ScreenMedia (Grand Cinema).

В последнее время сразу несколько производителей выпустили совершенно новый вид проекционных поверхностей - проекционные пленки. Бывают они прозрачные и непрозрачные и работают на просвет.

Проекционные пленки могут успешно заменить в витрине большой телевизор. Они клеятся изнутри прямо на стекло витрины, а сзади на них светит проектор. Получается весьма эффектная живая витрина, после которой обычные витринные баннеры и телевизоры выглядят весьма банально и скучно. Коэффициент прозрачности таких пленок достигает 50-80%, то есть они практически непрозрачны. А если прозрачность увеличить до 95-98%, то пленка станет похожа на стекло и сквозь нее будет прекрасно видно все, что находится за ней. Но она по-прежнему сможет работать экраном, и изображение с проектора будет парить, словно в воздухе.

Чем не голограмма?

Чем не голограмма?

Такие пленки называются голографическими и часто используются в рекламе и на выставках для привлечения покупателей. Ювелирные магазины любят, чтобы у них в витрине крутились голограммы ювелирных изделий. Вот видео, демонстрирующее, как эта технология работает. А японцы даже придумали целиком виртуальную голографическую певицу Хацунэ Мику и устраивают ей полноценные концерты. Здесь можно глянуть еще на десяток примеров использования этой технологии.

Производителей, выпускающих экраны, в мире немало. Вот более-менее полный список игроков на российском рынке.

Projecta - голландская фирма, основана в 1953 году, с тех пор выпускает проекционные экраны и мебель для презентаций. Достаточно широкий ассортимент продукции, есть уникальные разработки. В том числе выпускает проекционные пленки.

Lumien - немецкая компания, в 1981 году открыла завод, выпускающий экраны. Недорогие экраны без особых наворотов с традиционным немецким качеством и контролем производства. Гордится тем, что у нее нет ничего лишнего - только самые популярные модели.

Draper - американская компания Draper Inc., основана в 1902 году. Один из крупнейших мировых производителей проекционных экранов и штор затемнения. Предлагает, пожалуй, самую большую линейку экранов на разные случаи жизни и кошельки.

Euroscreen - торговая марка скандинавской компании Bjurab Sweden AB. Компания была основана в 1981 году как небольшая семейная фирма в маленьком городе Хальмштад, на западе Швеции. Сегодня это часть компании Draper Inc.

Classic Solution - немецкая компания, производящая проекционные экраны уже более 10 лет. Кроме экранов, CS производит проекционные пленки, интерактивные доски, проекционную мебель и крепления для проекторов и телевизоров.

Stewart - американская компания Stewart Filmscreen Corporation, основана в 1947 году. Разрабатывает и производит проекционные экраны класса Hi-End. Очень гордится тем, что в каждом проекционном зале Голливуда висит экран именно Stewart Filmscreen.

MW - чешская компания MW spol. s r.o., дочернее предприятие немецкой компании Optitec GmbH&Co.KG. Sufficient с 80-летним опытом производства проекционных экранов. Непосредственно компания MW была основана в 1991 году как дочерняя компания Mechanische Weberei - самого большого европейского изготовителя проекционных экранов в то время.

Da-Lite - американская компания, основана в 1909 году. Штаб-квартира расположена в г. Варшаве, штат Индиана, ряд дочерних предприятий расположены в Европе: компании Projecta B.V. (Нидерланды) и Procolor (Франция).

Dinon - очень скрытная компания, я потратил уйму времени, чтобы найти про нее хоть что-нибудь. Цитирую с официального китайского сайта: "Созданная в 1987 году, компания Aoxing Audio Visual Equipment Co. на данный момент стала одним из ведущих производителей проекционных экранов, интерактивных и маркерных досок. Основной упор делает на ODM- и OEM-производство для многих мировых брендов (включая 3M и Epson)".

Visio - французская компания, производящая полимерные пластики, акриловые пластики и другую пластиковую продукцию. Одно из направлений производства - жесткие проекционные экраны разной прозрачности.

Читайте также: