Как снимать концерт на зеркалку

Обновлено: 13.05.2024

Большинство из тех, кто занимается съемками и трансляциями концертов злоупотребляют крупными планами. От этого страдает восприятие концерта зрителем и обесценивается работа тех, кто создавал шоу: постановщиков, видео- и светодизайнеров, хореографов, костюмеров. Давайте разбираться.

Цель концертной видеосъемки — передать на видео ощущения от концерта с минимальными потерями, насколько это возможно.

Это сложно, поскольку на живом концерте на зрительское восприятие влияет множество механизмов воздействия. Прежде всего, это четыре из пяти органов чувств: слух, зрение, осязание и обоняние. На слух воздействует музыка. Свет и видео раздражают органы зрения. Звуковое давление заставляет чувствовать вибрацию от субвуферов. Обоняние позволяет запомнить запах от пиротехники или парфюм красотки рядом.

Кроме информации от рецепторов на внешние раздражители, на зрителя влияют и эмоциональные психические процессы. Человек может ощутить эйфорию от концерта даже за счет толпы, получив эмоциональное заражение.

Самый простой пример — концерты юмористов. Вы можете посмотреть выступление в записи и ужаснуться, насколько это глупо и не смешно. А вот в зале вы будете надрываться от смеха, которым вас заразят другие зрители. Закадровый смех в ситкомах работает по этому принципу. Все это подробно изучено и я советую вам почитать про психологию толпы и конформность.

Видео, к сожалению, передает только аудиовизуальную информацию. Но и тут нас могут обломать телевизионные деятели искусств.

Дайте крупнее!

Чаще всего съемкой или трансляцией концертов занимаются люди с телевидения. Откуда у них такая любовь к крупным планам? Попробуем понять и простить.

Все используемые на телевидении художественные приемы пришли из кинематографа.

В кино

На заре кинематографа все фильмы снимали общим планом. Считалось, что пространство экрана — как театральная сцена и обрезать человека неправильно, в кадре он должен помещаться целиком.

Чуть позже, начиная с 1908 года, американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит стал первым, кто стал постоянно использовать крупные планы в своих фильмах и сделал этот прием распространенным.

На ТВ

Первый электронный телевизор для массового производства появился в 1939 году. Его создал для американской компании Radio Corporation of America (RCA), изобретатель Владимир Зворыкин. Модель называлась RCS TT-5 и представляла собой ящик с экраном 5 дюймов.



Небольшой размер экранов в телевизорах исторически сформировал подход к съемке крупных планов на телевидении. Телевизор, в отличии от монитора или смартфона, смотрят на некотором удалении от него. Чтобы установить более тесный контакт со зрителем, разумно показывать лица крупным планом — так связь между звуком и изображением будет выразительнее. Мелкие детали на общих планах будут просто незаметны, даже если и содержат художественную ценность.

Это объясняет, почему на телевидении превалируют крупные и средние планы при съемке программ. Но тут они столкнулись с современными концертными шоу.

Зачем нужен общий план в концертной съемке

Как минимум по двум причинам: чтобы показать красоту шоу и взаимодействие музыкантов друг с другом.

Покажите шоу

Видео концерта должно имитировать ощущение присутствия на нем. Как видит концерт человек в зале? Поле зрения человека позволяет ему видеть всю сцену целиком без поворота головы.

Мы видим свет, экраны и исполнителей одновременно. Шоу позволяет нам получить удовольствие от того как все работает вместе, усиливая восприятие музыки. Крупные планы лишают нас этой возможности.

Углы обзора человеческого зрения

Говоря языком камеры, зритель смотрит концерт дальним планом. Он видит всю сцену и может фокусировать внимание на деталях без возможности их приблизить. Для крупных планов на больших шоу используют IMAG экраны.


Примерно так и даже шире видит сцену зритель в партере.

  1. Очень крупно. Очень крупное лицо человека или деталь объекта. Подобные кадры часто называют деталью.
  2. Крупно. Голова человека до плеч.
  3. Крупный поясной. Человек по пояс (часть туловища по локти).
  4. Средний. Человек, взятый по колени (группа людей, взятая по колени).
  5. Средний дальний. Человек или люди, взятые во весь рост, но без запаса пространства над головой и под ногами.
  6. Общий. Объекты, взятые с окружающей их обстановкой или природой.
  7. Дальний общий. Объекты, взятые с большим количеством окружающей их обстановки или природы.

Для демонстрации шоу таким, как видит его зритель в зале, необходимо показывать больше общих и дальних планов.

Мне очень понравилась мысль, которую приводит режиссер Влад Дикарев. Она принадлежит Никите Михалкову, который высказал мнение, что общий план в фильме показывает квалификацию и подготовку постановщика. Михалков обосновал мысль тем, что на общем плане невозможно скрыть бедную работу с художником, некачественно выверенную композицию, плохо выстроенную мизансцену и т.д.

Я могу понять, почему на телевидении так принято снимать концерты. Цветное вещание в СССР началось в 1967 году. Но даже с его появлением показывать на концертах кроме поющих голов было абсолютно нечего. Концерты проходили в серых убогих декорациях. Исполнители стояли как вкопанные, не двигались и никак не взаимодействовали друг с другом. Ну, правда, что тут снимать? Какое шоу? Скукота и уныние.

Советую посмотреть уникальную коллекцию советских эстрадных концертов на канале Гостелерадиофонда России.

Мастерство съемки крупными и средними планами может быть очень полезным в одном случае. Оно способно художественно скрыть вашу халтуру по подготовке шоу.

Концерт — это секс

Кроме мигания-мотания светом и графики на экранах, людям нужно показывать людей. Люди больше всего на свете любят смотреть на других людей. Тут есть тонкость. Исполнители на сцене не стоят неподвижно как во времена советского телевидения. Концерт группы — это прежде всего история про то, как они взаимодействуют между собой.

Концерт — это совместное творчество живых музыкантов. Игра с партнерами по группе не только в музыку, но и демонстрация их связи друг с другом. Очень важно показывать как они передвигаются на сцене, невербально общаются и делятся энергией между собой и с залом.

А что делать если на сцене только один артист? Он не один. Перед ним полный зал публики, вокруг него свет, видео и концертный зал, который хочется увидеть на экране.

Зритель в зале видит как создается музыка группой людей, а не отдельно стоящими обрезанными руками на гитарах. Покажите как люди взаимодействуют между собой и передвигаются по сцене!

Что делать?

Подготовка к съемке

На этапе подготовки к съемке или трансляции общайтесь со съемочной группой. Будьте честны сами с собой и с ними. Если у вас ничего нет или шоу правда полное говно (как у меня, например) — съемочная группа может оказаться вашим лучшим союзником и ловко скроет все недостатки.

Прямая трансляция

На трансляции постарайтесь сесть рядом с выпускающим режиссером или отправьте кого-то из команды, кто в совершенстве знаком с музыкальным материалом и драматургией шоу. Давайте ему точные подсказки по сценарию. Только вы знаете кто и когда играет соло, что важного будет происходить на сцене и где будет тот самый главный Эпический Драматический Момент. Не стоит винить режиссера, что он этого не знал или не смог запомнить, а во время ЭДМ показывал крупные руки гитариста или подпевающую публику в зале. Вы со своим артистом годами, а он может первый раз слышать ваше название. Так тоже часто бывает.

Записи, сценарии и шпаргалки не работают, проверено. В момент стресса в который они себя вгоняют они не будут следить за бумажками. Только стоять над душой и подсказывать.

Ужасно бесит истеричный монтаж трансляции, когда бессмысленно щелкают камерами каждую секунду, выдавая это за творческий порыв.

Хороший режиссер на монтаже после съемки будет придерживаться темпоритма действия с уважением к музыке. Как бороться с самовлюбленными выпускающими, кроме насилия, я не знаю. Подскажите!

Монтаж

Всегда, без возражений присутствуйте на монтаже и цветокоррекции. Нельзя допустить, чтобы вместо того самого Эпического Драматического Момента в финальном монтаже показывали лицо солиста с закатившимися глазами или праздную публику. Колористы любят искажать цвета на постпродакшене на свой вкус. CTO запросто у них превращается в салатовый, например. Контролируйте это.

Вопросы из зала

А тебе какое дело до этого всего? Ну снимают и снимают как умеют, мигай своими диодами дальше и не выебывайся.

Да потому что заебали! При таком дремучем подходе к съемке и трансляции нет никакой целесообразности в подготовке световой партитуры. Какой еще таймкод? Достаточно осветить лица артистов и залить посильнее зрительный зал — с таким монтажем все равно никто не увидит вашей работы.

Пока не случилось концептуального перелома, если вам предстоит съемка, — держите совет. Не тратье свое время на программирование света. Они не покажут ваши световые картины и эффекты, которыми вы так гордитесь и которые приводят в восторг зрителей в туре.

Дай хорошие примеры

Не могу пока похвастаться нашими концертами. Это лучше, чем то, что сняли бы люди с ТВ, но пока не дотягивает даже до уровня монтажа прямого эфира любого крупного иностранного фестиваля.

Мне очень нравится как сняты концерты на фестивале Rock In Rio. Прямо эталонное количество общих планов в процентном соотношении. И это прямая трансляция без последующего монтажа! Посмотрите на ютубчике как снимают фестивали Coachella, Glastonbury, Lollapalooza, Rock am Ring, Rock im Park, Download — есть чему поучиться.

Как ни странно, хорошо снят с достаточным количеством общих и дальних планов концерт Ани Лорак. Думаете почему? Потому что режиссер был голландец, а вы думали? (Дай Бог здоровья Михаилу Сафарбековичу, кормильцу!)

Концерт Роджера Вотерса — пример великолепно смонтированного и срежиссированного фильма-концерта с видеовставками.

Хочется привести еще один блестящий пример. Это будет мюзикл — жанр, где есть актеры, где поют, танцуют, играют на инструментах и вокруг всего этого есть шоу с видео, светом и декорациями. Сразу все в одном! Посмотрите, как круто показано действие с большим количеством общих планов.

А еще, чтобы два раза не вставать, надоели со своим залом и показом праздной публики. Представьте себе, оказывается можно круто снять концерт без заливки зала.

Короче. Просто добавьте больше общих и дальних планов. Даже не спорьте!

Почитать еще:

Рассказываю что можно почитать по концертному светодизайну со всеми ссылками. Заносите в букмарки.

Люди любят смотреть на людей. Покажите зрителю эмоции артиста: мимику, жестикуляцию, глаза.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прежде всего, конечно же, нужно сделать оговорку, что многокамерную съёмку нельзя в принципе сделать только своими руками, так как один человек физически не может одновременно работать сразу с пятью камерами. Так что, как минимум, видеооператороры нам всё-таки понадобятся. А в остальном, всё будет делаться своими руками с использованием подручных средств. И я постараюсь рассказать максимально подробно на конкретном примере о имеющихся нюансах (правда без указания конкретных денежных эквивалентов, так как это будет противоречить моим договорённостям с организатором мероприятия).


Эта статья не претендует на роль мануала. Её назначение - поделиться своим личным опытом в организации и проведении бюджетной многокамерной видеосъёмки концерта с вменяемым результатом на выходе (причём степень вменяемости - это сугубо субъективная величина).
Так же сразу скажу, что подобная деятельность не является для меня основным источником дохода, а скорее хобби. Потому, я сам себя позиционирую в этом вопросе как "любитель-недопрофессионал".

Подготовка

Любой проект нуждается в предварительном планировании. Таковым в первую очередь является знание характеристик места, где будет проходить мероприятие. Если зал не знакомый, то крайне желательно хотя бы за день до мероприятия сделать вылазку на местность с целью разведки обстановки. В нашем случае действие проходило в открытом летнем зале местного ПортКлуба.


Картинка 1. Вид с зала на сцену (картинка кликабельна)
Картинка 2. Вид со сцены на зал (картинка кликабельна)

Одним из важных моментов (по крайней мере для КВН) является то, что режиссёр должен заранее знать что будет происходить на сцене. Это нужно для того, чтобы расставить акценты — иногда нужно в определённый момент крупно показать лицо или другие части тела. Знать кто и когда должен откуда выбежать (например, у одной из команд один из актёров команды выходил из зала, а не из-за кулис). Для этого нужно дать указания конкретному оператору что делать. Все эти и многие другие моменты режиссёр должен знать заранее. И, так как штатные экстрасенсы в отпусках, для этого нужно побывать хотя бы на генеральной репетиции и при этом обязательно по ходу дела делать заметки. Например, кто и откуда выходит, в каком номере сколько действующих лиц и на кого особенно нужно обратить внимание. И многое другое. Это всё тоже можно отнести к подготовке к съёмке.

Расстановка операторов

Картинка 3. План зала (К1-5 - точки расположения камер, КР - расположение операторского крана)

Исходя из всего выше сказанного и с учётом особенностей данного зала, предлагается следующая схема расстановки:

Картинка 3. План зала (К1-5 — точки расположения камер, КР — расположение операторского крана)

Как это выглядит на местности:


Картинки 4 и 5. Расстановка операторов на местности.

Если бы бюджет позволил, то можно было поставить на одну камеру больше и задействовать её на средних первых планах. Но в нашем случае бюджет 6-ю камеру уже не предусматривал.

Конечно, это не единственно возможная схема расстановки, но для КВН она зарекомендовала себя достаточно хорошо — потому мной и используется.

Запись звука

В более продвинутом случае можно задействовать устройство Zoom H4N или ему подобное.

Съёмочное оборудование

Видеокамеры

Как уже писалось ранее, съёмка у нас была бюджетная — так что камеры использовались такие, которые были доступны. Точнее сказать, было просто вывешено объявление на сайте с вакансиями об одноразовой работе. Если коротко, то требовался начинающий или опытный видеооператор со своей FullHD-видеокамерой. В основном расчёт был сделан на отклик свадебных видеооператоров. И расчёт оказался вполне верным.

Видеопульт

Идея заключается в следующем — каждая камера пишет видео в FullHD на свой носитель. При этом к ней к AV-выходу (так называемый "жёлтый тюльпан") подключён RCA-коннектор с коаксиальным кабелем. По этому кабелю аналоговый сигнал идёт до квадратора. При помощи квадратора выводим 4 (или более) камеры на экран. Выглядит это примерно так:

Картинка 8. Фото вывода изображения из квадратора


Картинка 8. Фото вывода изображения из квадратора.

Переговорное устройство

Так же немаловажным является возможность коммуникации с операторами. Простейший вариант — её полное отсутствие — до начала съёмки договориться между операторами кто какие планы снимает и каждый оператор снимает то, что считает нужным. К плюсам подобного подхода можно отнести разве что возможность у операторов показать себя и своё видение. На этом плюсы заканчиваются. Для конечного зрителя такой подход несёт только категорические минусы — операторы очень часто снимают одно и то же, планы дублируются и т.п. В итоге при монтаже собрать хоть что-то стоящее практически не возможно. Хотя на заре своей любительской деятельности я тоже так делал. Но у меня есть смягчающее обстоятельство — тогда я это делал вообще бесплатно.

Всё же возвращаясь к коммуникациям, самый простой вариант — использование раций. Несомненным плюсом такого подхода является мобильность — не нужно тянуть никакие провода. Так же с рациями связь будет двусторонней, что тоже бывает полезно. К минусам использования раций можно записать низкая стабильность связи (для относительно дешёвых раций) — постоянно вылазят помехи, а так же неудобство для режиссёра всё время нажимать на кнопку перед тем, как что-то говорить. И, конечно, необходимо эти рации закупить вместе с гарнитурами, что выходит не дёшево (мы же помним, что съёмка бюджетная, да?). В целом вариант хоть и с недостатками, но вполне рабочий.

Я же пошёл немного другим путём, а точнее — мне помог случай. В своё время, когда я пришёл к выводу, что без связи работать более не правильно, а паять ещё не умел, я обратился за советом по этому вопросу к одному из знакомых инженеров на местной теле-радио компании. К моей радости, он с пониманием отнёсся к моему желанию роста в своих любительских изысканиях и дал в пользование (а в последствии, как оказалось, навсегда) самодельный чудо-аппарат.

Картинка 9. Внешний вид переговорного устройства


Картинка 9. Внешний вид переговорного устройства (картинка кликабельна).

В качестве третьего кабеля к каждой камере я всегда подвожу питание (обычная переноска). Это делается для страховки, так как хватит ли аккумулятора на каждой из камер заранее не всегда известно.

Освещение

В любой видеосъёмке важным моментом является освещение снимаемого объекта. Вопрос освещения я уже упоминал в начале статьи — теперь чуть подробнее.
Если коротко, то на сценическом концерте света много не бывает. Нам для видеосъёмки нужен обычный белый тёплый свет. Чем больше его будет и чем равномернее он будет распределён по сцене — тем лучше.

Картинка 10. Местоположение софитов


Картинка 10. Местоположение софитов.

Включили мы их ещё до начала концерта, так как бегать их включать, когда стемнеет, было накладно.
Теперь мы остались без освещения в зале. Но с этим уже пришлось мириться — сцена важнее.

Нужно ли говорить, что чуда не случилось и электрик так ничем нам не помог?

Картинка 11. Иллюстрация тени от софита


Картинка 11. Иллюстрация тени от софита.

Конечно, из-за такого прокола со стороны арендодателей зала был приличный скандал, но включить стационарный свет это, как и ожидалось, не помогло.

Процесс съёмки

Так же для облегчения себе жизни при постмонтаже после старта записи, но до начала самого действа, можно моргнуть вспышкой со сцены из любого фотоаппарата. Это позволяет иметь чёткую точку для синхронизации.

Если на подготовке мы всё сделали правильно, то сама съёмка должна пройти вполне гладко.

Благодаря сделанным пометкам при просмотре генеральной репетиции, мы знаем на что обратить внимание, мы видим всех операторов и все операторы нас слышат.
Со всем остальным разбираемся по ходу дела.

Монтаж

Итак, всё снято, все лажи уже случились и этого не изменить. Переходим к самой долгоиграющей части проекта — монтажу.
Много описывать на этом этапе особо нечего, так как почти всё зависит от того, что вам удалось записать и снять ранее.

По своему опыту, я в первую очередь обычно занимаюсь сведением звуковой дорожки. Для этого я использую Adobe Audition.

Картинка 12. Вид не сведённой многоканальной аудиозаписи


Картинка 12. Вид не сведённой многоканальной аудиозаписи.

Картинка 13. Вид после синхронизации


Картинка 13. Вид проекта после синхронизации.

На скриншоте можно заметить расставленные метки — так на этапе синхронизации я помечаю эти самые точки синхронизации.

Все дальнейшие действия по обработке видео (применение фильтров, цветокоррекций и т.п.) уже делаются исходя из того, что мы смогли снять, то есть по необходимости.

После этого сводим все видео-дорожки в мультикамерный трек, а далее расставляем переключения между камерами.

Картинка 14. Финальный вид проекта


Картинка 14. Финальный вид проекта.

Опять же, тут уже всё делается по необходимости.

Заключение

Итоговый вариант того, что получилось сделать у меня, можно посмотреть тут:

или скачать неперекодированную версию тут.

Надеюсь, эта статья будет для кого-то полезной. Если что-либо не понятно написал — прошу задавать вопросы — с удовольствием на них отвечу. Так же приветствуется конструктивная критика.

Наверное почти каждый видел фотографии известных исполнителей поющих на сцене. Обычно они драматически подсвечиваются лучами прожекторов и задний план дополнительно заполняется каким-либо светом. Выглядит это просто потрясающе! Лучшего момента для запечатления эмоций исполнителей и придумать сложно. Вот он один стоит на сцене(ну на самом деле еще музыканты обычно есть) перед огромной аудиторией концертного зала или даже стадиона. Такая ответственость перед таким большим количеством зрителей позволяет раскрыть все эмоции. Сделать невозможное возможным.

Наверное у каждого, посещая концерты, возникало желание сделать фотошедевр с любимым исполнителем. У тех у кого были довольно хорошие фотоаппараты даже могли похвастать чем то типа, -ааа. А вон эта точка - это звезда ххх, а это ууу. Ну или что-то подобное.


На самом деле новичку желающему начать снимать концерты трудно ориентироваться в условиях, когда каждую секунду меняется освещение и его интенсивность, исполнители бегают по сцене и так далее. Вот и получаются снимки типа художественный полусмаз добитый вспышкой или даже без вспышки.

У меня самого первый опыт съемки концертов выдался более чем два года назад. Для меня это было сначала почти шоком. Что делать, как снимать? Ведь зал темный, выдержки длинные, а используя вспышку всю красоту убъешь. Дамммс подумал я. Снимать то как то надо. Снаял зум и одел полтинник. Сразу стало лучше. Потом решил вырубить вспышку. Выдержки стали опять очень длинными. Потом я вспомнил, что есть такой замечательный ручной режим! Bот радость! Что-то начало получатся.

Теперь надо бы перети к техническим моментам.

Первое, что неободимо выделить это камера. Профи тут же начнуть восклицать, что мол нужна профессиональная камера ценой в н-килобаксов. Я отвечу, не нужна. никаким боком не нужна если вы только не спорт снимать собрались в темноте, тогда да понадобится.
Подойдет довольно простая камера нижнего сегмента для начинающих пользователей, лишь бы не сильно старая была, а то шумы будут на высоких исо большие.

Из камер подойдут:
Кенон: 350д, 400д, 450д, 500д - начальные, 20д, 30д, 40д, 50д - для продвинутых.
Никон: д50, д70, д80, д90 - начальные, д100, д200, д300 - для продвинутых.
Минолта/Сони: А100, А200, А300, А350 - начальные, А700 - для продвинутых.
Пентакс: К100, К200 - начальные, к10, к20, к-7 - для продвинутых.

Кто то нервно спросит - почему не назвал Никон д40/д40х/д60/д3000/д5000? Отвечу - нет отвертки! А без нее теряется смысл в использовании большинства родных бюджетных светосильных обективов.

Другие модели это уже если бюджет позволяет.

Оптика! Оптика! И еще раз оптика! Если у вас в комплекте с аппаратом шел объектив, то можете с 50% вероятностью его снять и поставить на полочку. Для съемки концертов он вам почти не подойдет. Слишком уж темные идут в комплекте с фотоаппаратами объективы. Диафрагмы обычно находятся в пределах 3,5-5,6 или 3,5-4,5 или 4-5,6. Причем первые значения пар это только на самом широком угле, дальше диафрагма очень быстро уменьшается. Что же это такое диафрагма и на что она влияет посмотрим ниже.
Если просто, то это количество света попавшего за единицу времени на матрицу. Если еще проще, то это ваша выдержка.

Пример : зал, достаточно хороший свет, позволяющий снимать в ручном режиме на выдержке 1/100, диафрагме 2,8 с чувствительностью исо400.
Если у нас на камере объектив из комплекта, то:
при диафрагме 4,0 выдержка будет 1/50 при тех же настройках чувствительности.
при диафрагме 5,6 будет 1/25.
Что это значит по простому? А то что в таких условия вы не сможете поймать исполнителя перемещащегося на сцене, а если и сможете то кадр будет недоэкспонирован(будет темный).

Пример : зал, тусклый свет, позволяющий снимать в ручном режиме на выдержке 1/80, диафрагме 2,8 с чувствительностью исо800.
Если у нас на камере объектив из комплекта, то:
при диафрагме 4,0 выдержка будет 1/40 при тех же настройках чувствительности.
при диафрагме 5,6 будет 1/20.
Что это значит? А то что нам нужно будет поднять чувствительность до исо1600 для уменьшения выдержки при диафрагме 4,0 до 1/80, а при диафрагме 5,6 до 1/40. Но это все равно очень длинные выдержки особенно если камера или объектив не имеют стаблизатора.

Как правило чувствительностью исо 1600 начальные камеры и ограничиваются. Поэтому имея стандартную оптику при очень неблагоприятны условия что либо снять даже при исо 1600 мы почти не возможно.

Каков вывод? Необходима светлая оптика! В идеале иметь несколько объективов, из них для начала хотя бы полтинник 50/1,4 или 50/1,7 или 50/1,8. Не для начала еще что-то подлиннее типа 85/1,4 или 85/1,8 , также подойдут макрообъективы от 90 до 105 мм.

Ну, а если денег не жалкто, то берите родные объективы.

Под пунктом 3 у нас идет выспышка. Так как почти все камеры сейчас имеют встроенную выспышку можно ей и ограничится. Но если вы снимаете уж в очень плохих условиях, то можно и нужно использовать внешнюю накамерную. Она позволит вам с использованием отрицательной коррекции мощности подстветить тени исполнителя. Ну, а в случае полной темноты просто даст шанс сделать кадр. Так же внешние вспышки дадут большую помощь в фокусировке камере, ведь начальные камеры как правило обладают не такой хорошей системой фокусировки и в условиях слабой освещенности эти системы часто дают сбой.

Технические моменты мы осветили. Теперь преступим к описанию самого процесса съемок.

Для начала. Для начала нужно понять, где мы будем снимать. То есть состояние обстановки:
Сцена - ее размер и рассотяние до нее, так же расстояние от сцены до того места где будут находиться исполнители.
Свет - его расположение, направление и интенсивность.

Расстояние до сцены и ее размер дадут нам первую попытку определиться с необходимой оптикой. Хотя если у вас объектив только один, то этот момент можно пропустить.
Свет - даст понять на каких диафрагмах-выдержках-чувствительностях мы сможем снимать имеющейся оптикой. Если какой-либо объектив под эти условия не подойдет, то придется его исключить.

Порядок подбора-пристрелки камеры будет выглядеть примено так:
1 - Устанавливаем камеру в ручной режим(М)
2 - Максимально открываем диафрагму и на чувствительности исо100-200-400 делаем пару кадров выбирая выдержку при которой мы гарантированно будем получать четкие снимки без смаза.

Тут опять нужно немного отвлечься, сечас многие камеры стали использовать стабилизаторы изображения на основе сдвига матрицы(Минолта/Сони, Пентакс, Олимус). Для эти камер возможны и такие ситуации, когда на камере без стабилизатора на предельных режимах типа 1/20 исо800 мы получаем смаз, а на камере со стабилизатором все будет четко. Так что не стоит принимать все что я здесь пишу за истину в последней инстанции.

3 - Если начальных настроек чувствительности не хватает, то увеличиваем ее дальше и опять овторяем процеуру подбора выдержки.

4 - снимаем концерт повторяя пункты 2 и 3 при измнении освещения.

Несколько коментариев:
1 - Если в обычных условия съемки мы пытаемся получить равномерно освещенный кадры, то здесь нам нужно зафиксировать только какой то объект. Не важно что остальной фон будет почти черным. При пристрелке камеры ориентируемся только на обьект сьемки, если объект получается проработаным то так и снимаем, даже если вокруг будет темнота.
2 - На концертах часто используют импульсный свет. Чтобы поймать исполнителя в таком случае придется сделать серию кардов. Темные можете сразу удалить. Настройки камеры в этом случае желательно не менять.
3 - Если снимаете на пределе чувствительности и тут вдруг резко включают мощный дополнителный свет и кадры начинают пересвечиваться, уменьшите чувствительность, а уж потом крутите диафрагму и выдержку.
4 - Общие планы сцены снимаем максимально широкоугольным объективом(привет штатнику!) под углом 30-45-60 градусов к сцене в зависимости от расстояния до нее. Если снимать с самого края сцены есть большая вероятность, что в кадр будут попадать противные обшарпаные декарации за кулисами, а так же персонал находящийся там.


5 - Ростовые кадры исполнителей снимаем так же под углом, если исполнителя ничего не загораживает, типа стоек микрофонов, то можно и под 90 градусов снимать.
7 - Портреты в разных вариантах, от 3/4 до плечевых, снимаем тоже под углом.
8 - Исполнителя с микрофоном: если правша - снимаем справа(смотря на сцену из зала), левшу - слева. Если дежрится двумя руками, то тут уже решайте сами с какой стороны, в большинстве случаев так же как и про правшу - левшу. Съемку спереди под 90 градусов к сцене стараемся избегать - а то на фото буут исполнители кушающие микрофоны и не будет эмоций.




9 - Гитаристов и исполнителей с другими инструментами снимаем почти так же как в пункте 8. Одно но! У гитаристов если акцент на гриф то снимаем со стороны грифа, если акцент на корпус - то со стороны корпуса(это такая штука где рукой по струнам дергают).


10 - Делаем несколько дублей одного места с одной точки на одну оптику в продолжительном интервале(10-15, а то и 30 секунд и более), за это время исполнитель может успеть раскрыться и вы сможете поймать его эмоции.



11 - Снимаем антураж. Сценическое оборудование, осветители, если дают потрясающий свет и так далее. Снимайте приготовления музыкантов. Не ограничивайтесь только на исполнителях.


Примерно так выглядят мои действия когда я снимаю концерты. На самом деле многое из этого может быть использовано и в других видах репортажной съемки и не только репортажной.

фотограф
лучшие свадебные фотографы
лучший свадебный фотограф
VIP свадебный фотограф
еврейский свадебный фотограф
еврейский фотограф
кошерный свадебный фотограф
фотосъемка
свадебных фотографов
свадебные фотографы

профессиональный фотограф на свадьбу
бесплатный свадебный фотограф
свадебный фотограф бесплатно

фотограф портфолио
фотограф свадьба
свадебный фотограф
свадебный фотограф москва
фотограф на свадьбу
фотограф на свадьбу недорого

услуги фотографа свадьба
фотоуслуги фотографа свадьба
фотостудия

свадебные фотографии
свадебная фотосъемка
свадебная фотография
свадебная семка
свадебная сёмка
свадебная съёмка
свадебная съемка

фото свадеб
фото свадьбы
фотография свадеб
фотография свадьба
фотография свадьбы
свадебное фото
свадебные фото
свадебные платья фото
свадебные цены
свадебная москва
съемка свадьбы
съемка свадеб

свадебная книга
свадебная фотокнига
свадебная фотокниги
свадебные фотоальбомы
свадебный альбом
свадебный фотоальбом
фотосъемка
фотографии
паспорту

лавстори
лав стори
лав-стори
фотограф love story

свадба
армянская свадба
еврейская свадба
фото свадба
фото свадьба

видеосъемка
видеосьемка
видеосьемка на свадьбу
видеосъемка свадеб
видеосъемка праздников
видеосъемка выпускного
видеосъемка цена
видеосъемка цены
видеосъемка свадьбы москва
видеосъемка детских праздников

услуги видеосъёмки
видеосъемка недорого
стоимость видеосъемки
видеосъемка мероприятий
видеосъемка в детском саду
цифровая видеосъемка
видеосъемка и монтаж
свадебная видеосъемка и фото
видеосъемка утренника
видеосъемка и видеомонтаж

свадебная видеосъемка
свадебная видеосьемка

фото и видеосьемка
фото и видео
фото и видео на свадьбу
фото и видео на свадъбу
фото видео свадьба

многокамерная съемка
услуги видеооператора
видеооператор на свадьбу
профессиональная видеосъемка
профессиональная видеосьемка
профессиональное видео

видеосъемка свадьбы москва
видеосъемка москва

свадебное видео
свадебный прокат

фото видеосъемка свадеб

семейный
семейный фотограф
семейное фото
семейное видео
семейные традиции
детский семейный
семейный альбом

ltncrbq ajnjuhfa
детский фотограф

фотограф в детский сад
детский фотограф москва
детский и семейный фотограф

услуги детского фотографа
лучшие детские фотографы
известный детский фотограф
знаменитый детский фотограф

профессиональный детский фотограф

детский фотограф на праздник
детский фотограф цены
требуется детский фотограф
блог детского фотографа

детское фото
детская фотосессия
фотосессия беременных
фотосессия детей
детская фотостудия
фотограф детей
съемка детей

фотографии детей
фото детей

anne geddes
анна геддес
анна гедерс
анна гедер

новорожденные дети фото
новорожденный ребенок фото
фото детей дома
дети
ребенок фотомодель
малыши фото
фото малышей
фото спящих малышей
профессиональные фото малышей

фото ребенка
фото маленьких
малыш
малышка
малыши фотографии


Опытные фотографы знают, что перед важной съемкой — особенно съемкой концерта, стоит разведать обстановку на месте. Необходимо знать заранее какая техника необходима, будет ли место для хранения этой техники. Так же важна информация о том, есть ли место для маневров, какие ракурсы можно выбрать для более удачной съемки, с какого места стоит снимать. Нужно продумать момент того, как пробраться ближе к выступающим для зумированной съемки. Ответив для себя на все эти вопросы, можно понять, как фотографировать концерты.

Проблема с нехваткой света? Нужен светосильный объектив!

Точечный экспозамер

Перед тем как фотографировать в ночном клубе необходимо установить точечный экспозамер, так как, скорее всего, придется делать портретные съемки отдельных певцов или участников группы. Точечный экспозамер – наиболее реальный выход из ситуации при подобном освещении. Потому что при многозональном или центрально-взвешенном замере экспозиции, все неосвещенные участки будут автоматически компенсироваться камерой. А это приведет в итоге к переэкспонированности персонажа на фотографии.


Автоматика или ручной режим?

Значение точечного замера будет уменьшаться пропорционально подборке значения выдержки и диафрагмы.
Съемка концертов скорее требует ручного подбора параметров и настроек, так как при автоматическом режиме получается очень большой контраст освещения. Зачастую автоматика камеры переэкспонирует либо освещение, либо самого участника группы. С помощью же ручного режима возможен строгий контроль при быстроменяющемся освещении.

Эксперименты с ISO

Перед тем как фотографировать в клубе стоит поэкспериментировать со значением ISO. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, ведь большинство концертов снимают с небольшой глубиной резкости, для того что бы получить больше света. Необходимо выставлять выдержку соответственно тому, что происходит на сцене. В случае очень подвижных сцен на концерте необходимо установить выдержку короче, чем 1/60, что бы уменьшить размытость, а если движений мало, то и выдержку можно ставить более длинную.

Например, при повышении ISO до значения 6400, камер выдаст страшный шум, при ISO 3200 значение скомпенсируется выдержкой порядка 1/10, что смажет красивые позы для фото людей, находящийхся на сцене. Если использовать низкие ISO (например: 200, 400) вместе со вспышкой, то получится стандартная фотография. Использование разных режимов: уменьшение мощности, заполнение светом, скорее всего, не даст никаких результатов. Кроме того, при работе со штативом на таких же низких значениях ISO, картинка, вполне возможно, будет привлекательной и статичной но с размытыми обликами людей.

При использовании ISO 1600 и режима М (manual), можно получить неплохие фотографии но с высокими шумами. Однако, это не так страшно, поскольку получившиеся шумы можно будет с лёгкостью подавить в RAW на компьютере. При всём этом, следует помнить, что все зависит от камеры и объектива. Настройки нужно подбирать либо заранее, либо уже на месте.


Создание атмосферы и настроения

Все настроение фотографии, человек с камерой создает сам. В этом и есть суть авторской фотографии. Если не видеть интересные моменты, то никакие правила фотографирования не помогут сделать хороший кадр. Стоит попробовать поискать что-то необычное на месте. То, что могло бы точно передать ощущения и атмосферу концерта. Это может быть игра света и тени, людей и выступающих, возможно найти интересный угол обзора.

Расширение кругозора

Конечно, приветствуется наличие нескольких объективов, среди которых будет и широкоформатный. С его помощью фотографии получатся очень показательными и эффектными. Например, фото всей группы сразу или толпы в зале. Снимки всей аудитории, присутствующей в зале всегда выглядит очень эффективно, только нужно поймать момент хорошей освещенности и видимости зала.


В поисках необыкновенного

Необходимо подготовиться к концерту заранее. Может быть, будет возможность разузнать, что будет на концертах, какая изюминка ожидается, какие эффекты будут. Зачастую это дает возможность фотографу быть готовым к неожиданностям, которые он сможет запечатлеть.

Чем ближе к исполнителям, тем лучше

Если необходимо сфотографировать каждого участника группы очень близко, то стоит воспользоваться длиннофокусным объективом. Это поможет выделить в отдельности каждого члена группы. Проблему может составить фотография барабанщиков, так как они зачастую находятся в центре сцены и окружены большим количеством оборудования. В данном случае можно либо пробраться за кулисы (в случае если есть пропуск), либо использовать зум.

Читайте также: