Тубус прикреплен к штативу чем

Обновлено: 18.05.2024

1. Самый простой увеличительный прибор ручная лупа.
2. Увеличительное стекло лупы двояковогнутое.
3. С помощью лупы можно увидеть в клетке ядро, хлоропласты и вакуоли.
4. Главные части светового микроскопа объектив и окуляр, ввинченные в зрительную трубу-тубус.
5. Тубус микроскопа прикреплен к штативу.
6. Предметный столик с рассматриваемым объектом можно приблизить к объективу или отдалить от него при помощи винта.
7. Растительная клетка имеет плотную прозрачную оболочку.
8. Цитоплазма клетки бес цветное, вязкое вещество.
9. В клетке кожицы чешуи лука имеется два ядра: большое и маленькое (ядрышко).
10. Вакуоли растительной клетки заполнены воздухом.
11. В цитоплазме растительной клетки имеются тельца, называемые пластидами.
12. Зеленые пластиды называются хлоропластами.
13. Окраска тех или иных частей растения зависит только от цвета пластид.
14. Цитоплазма и ядро в зрелой клетке оттеснены к оболочке круп ной центральной вакуолей.
15. В цитоплазме клетки пластиды не перемещаются.
16. Сваренные клубни картофеля становятся рассыпчатыми, потому что при высокой температуре разрушаются оболочки клеток.
17. Между клетками могут быть пространства, заполненные воздухом, межклетники.
18. Каждая живая клетка точек роста питается, растет, дышит и делится.
19. При делении клеток каждая из двух молодых клеток получает столько же хромосом, сколько имелось в делящейся материнской клетке.
20. Хромосомы находятся в цитоплазме.
21. Старые (зрелые) клетки не способны делиться.


22)Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. У клевера корневая система мочковатая.
3. В корневой системе щавеля хорошо заметен главный корень.
4. На черенке тополя, постав ленном в воду, развиваются придаточные корни.
5. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени.
6. У зародыша зерновки пшеницы не один, а три зародышевых корешка. Из среднего корешка развивается главный корень, а из крайних придаточные.
7. В любой почве есть песок и глина.
8. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные со ли лучше сохраняются, чем в почве с большим содержанием глины.
9. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.
10. Перегной это отмершие и гниющие корешки и листья растений, погибшие насекомые и другие мелкие животные.
11. Если бы в почве не было мелких живых организмов, то не было бы перегноя, а, стало быть, и почвы.
12. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
13. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях растений.
14. Все, что у растений находится в почве, это корни.
15. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
16. Корневые волоски это длинные выросты клеток наружно го слоя проводящей зоны корня.
17. Корневой чехлик покрывает у корня всю зону роста.
18. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.
19. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
20. Корнеплод моркови или свеклы образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
21. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.

Цель:развивать практические навыки учащихся по приготовлению временных микропрепаратов, пользованию световым микроскопом; развивать умения применять теоретические знания на практике; умения находить особенности строения растительной и животной клеток, сравнивать их между собой, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру труда.

Оборудование:световой микроскоп, предметные и покровные стекла, лук репчатый, листья растений, мукор, дрожжи, препаровальные иглы, стакан с водой, стеклянные палочки, раствор йода, другие микропрепараты.

Устройство микроскопа

Микроскоп - это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот даже в тысячи раз. Главная часть светового микроскопа -увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус. В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.

На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.

Микроскоп состоит из механической и оптической частей.

Механическая частьвсякого микроскопа представлена штативом, который служит основой для оптической части (окуляра, объектива и осветительного прибора). К штативу микроскопа относится ножка с прикрепленной к ней промежуточной подставкой, предметный столик, тубусодержатель, наклонный и прямой съемные тубусы, револьвер с четырьмя гнездами и макрометрический и микрометрический винты для грубой и тонкой установки тубуса.

Оптическая частьмикроскопа состоит из объектива, окуляра и осветительной системы. Объектив и окуляр участвуют в формировании увеличительного изображения рассматриваемого объекта. Осветительная система не участвует в формировании изображения и служит для создания наилучшего освещения препарата.

Объективырасполагаются в нижней части тубуса в гнездах револьвера. Объектив состоит из нескольких линз, вделанных в общую оправу. Система линз, составляющая объектив, преломляет лучи, как одна выпуклая собирающая линза.

Окулярпомещается в верхней части тубуса. Он состоит из двух линз, формирующих изображение как одна выпуклая собирающая линза.

Таким образом, посредством объектива и окуляра в микроскопе формируется общее изображение - по отношению к объекту дважды увеличенное. Увеличение микроскопа слагается из увеличения объектива и увеличения окуляра и представляет собой произведение этих величин. Следовательно, чтобы узнать насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 12-кратное, то общее увеличение 10 х 12 = 120 раз.

Осветительная система микроскопа не принимает участия в формировании изображения, но способствует его получению, содействуя наилучшему освещению препарата. Осветительный прибор располагается ниже столика микроскопа; он состоит из зеркала. Зеркало имеет вогнутую поверхность и устанавливается наклонно к оси микроскопа. Оно направляет от источника света пучок лучей, через препарат в объектив, окуляр микроскопа и глаз наблюдателя.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Правила работы с микроскопом

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

2. Перед началом работы микроскоп следует установить так, чтобы зеркало было обращено к источнику света, а окуляр к наблюдателю. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Тубус микроскопа должен находиться перед левым глазом, которым ведется наблюдение.

3. Поместите приготовленный микропрепарат на предметный столик так, чтобы объект, заключенный в нем, оказался в пучке света. А сразу после этого закрепите предметное стекло зажимами.

4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус при помощи микровинта так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата, до появления четкого изображения.

5. Исследование объекта начинается всегда с общего знакомства с ним при малом увеличении, в дальнейшем для рассмотрения интересующих деталей можно перевести микроскоп на большие увеличения.

6. Наблюдения в микроскоп ведется, как правило, левым глазом, но оба глаза должны быть открыты.

Все известные одноклеточные и многоклеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты. К эукариотам относятся протесты (простейшие), грибы, растения и животные.

Эукариотические клетки имеют наружную мембрану, клеточное ядро, митохондрии и пластиды у них отграничены от цитоплазмы оболочкой из двух мембран. Мембранные системы клеток - эндоплазматическая сеть и аппарат Гольджи - участвуют в транспорте, синтезе и упаковке макромолекул, необходимых для жизнедеятельности клетки. Вакуоли и лизосомы выполняют специфические для каждой из этих органелл функции. Только рибосомы, клеточный центр и органоиды движения имеют не мембранное происхождение. Деление эукариот происходит путем митоза.

Растения

В отличие от клеток животных, клетки растений имеют клеточную стенку, вакуоли, пластиды. Клеточная стенка окружает плазматическую мембрану и состоит из целлюлозы. В клеточной стенке имеются поры, через которые поступает вода и небольшие молекулы. Вакуоли представляют собой наполненные жидкостью мембранные мешочки. Эта жидкость называется клеточным соком, в котором могут находиться запасные питательные вещества, растворы пигментов, отходы жизнедеятельности, гидролитические ферменты и даже яды. Пластиды - органоиды, окруженные оболочкой, состоящей из двух мембран. По типу содержащихся в них пигментов пластиды делятся на хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Хлоропласты -органоиды в которых протекает процесс фотосинтеза, имеют хорошо развитую внутреннюю мембрану, формирующую систему плоских пузырьков <тилакоидов), которые обычно собраны в стопки <граны), напоминающие стопки монет. В мембранах тилакоидов содержатся зеленые пигменты (хлорофилл). Хромопласты - пластиды, содержащие пигменты каратиноиды, придающие им красную, желтую и оранжевую окраску. Лейкопласты -бесцветные пластиды, не содержат пигментов. Некоторые из них синтезируют и накапливают крахмал, другие способны к образованию и запасанию липидов и белков. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты.

Простейшие

К ним относятся одноклеточные организмы животного происхождения. Основу их строения составляют цитоплазма и ядро, окруженное ядерной оболочкой. Снаружи цитоплазму покрывает плазматическая мембрана. В цитоплазме расположены органоиды характерные для всех эукариот. Центром энергетических процессов являются митохондрии. Жидкие продукты жизнедеятельности удаляются при помощи сократительной вакуоли. При попадании питательных веществ в амебу, в ней образуются пищеварительные вакуоли. В неблагоприятных условиях многие простейшие образуют цисту, которая позволяет переносить им полное высыхание, низкие и высокие температуры. Местом обитания простейших являются моря и пресные водоемы, почва, организмы человека и животных.

Грибы

Это низшие растительные организмы лишенные хлорофилла. Некоторые грибы являются одноклеточными организмами, но большая их часть -многоклеточные. В качестве питания они используют готовые органические вещества. В клеточной стенке содержится хитин - органическое вещество, характерное для животных. В качестве запасного питательного вещества клетки грибов содержат гликоген, а одним из продуктов жизнедеятельности является мочевина. Тело гриба - мицелий (или грибница), состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей - гиф. Размножаются грибы спорами, которые легко разносятся ветром из-за своих малых размеров. Споры образуются в особых образованиях, которые индивидуальны для каждого вида. У плесневых грибов споры образуются в спорангиях похожих на головки.

Бактерии

Группа организмов (в нее входят бактерии и сине-зеленые водоросли), клетки которых не имеют оформленного ядра и генетический материал в них, представленный кольцевой молекулой ДНК, располагается непосредственно в цитоплазме. Прокариоты имеют клеточную стенку, которая снаружи может быть покрыта слизистой капсулой. Клетки бактерий и сине-зеленых водорослей не имеют мембранных органоидов, присущих эукариотам (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий, пластид, лизосом). Единственной внутренней мембранной структурой является мезосома. Рибосомы прокариот более мелкие. Бактерии размножаются делением пополам. Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, как правило, при наступлении неблагоприятных условий жизнедеятельности. Споры бактерии в очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнедеятельность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры. С помощью спор может происходить распространение микроорганизмов при помощи ветра и другими способами.Бактерии живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах, обитают в организмах животных и человека. Некоторые поселяются и в растениях. По форме выделяют шаровидные клетки - кокки, вытянутые - палочки, или бациллы, и извитые - спириллы. В зависимости от того, к какому виду относятся микроорганизмы, они существуют или по отдельности, или образуют характерные скопления. По своим физиологическим свойствам бактерии довольно разнообразны. Они могут жить или только в аэробных (атмосфере кислорода), или только в анаэробных (в отсутствии кислорода) условиях, или в тех и других. Ряд видов содержит различные пигменты. Многие паразитируют в организме животных или растений, вызывая у них различные заболевания. Сравнительно недавно были открыты бактерии, паразитирующие на других бактериях.

Задание №1. Ознакомьтесь со строением микроскопа и подпишите основные его части.


1 — основание (штатив); 2 — тубусодержатель; 3 — тубус; 4 – предметный столик; 5 —отверстие предметного столика; 6 винты, перемещающие столик; 7 —окуляр; 8 револьвер; 9 - объективы; 10 макрометрический винт; 11 микрометрический винт; 12 конденсор; 13 — винт конденсора; 14 — диафраг­ма; 15 зеркало.

I. К механической части микроскопа относятся: штатив (основание), предметный столик, тубус, тубусодержатель, револьвер, макро - и микрометрические винты.

Штатив(1) состоит из массивного подковообразного основания, придающего микроскопу необходимую устойчивость. От середины основания вверх отходит тубусодержатель (2), изогнутый почти под прямым углом, к нему прикреплен тубус (3), расположенный наклонно.

Тубус (3) имеет цилиндрическое строение, он соединяет окуляр (7) и объектив (9). Вращение объективов обеспечивается револьвером (8).

На боковых сторонах тубусодержателя, ниже предметного столика, находятся два винта, служащие для передвижения тубуса. Макрометрический винт (10), имеет большой диск и при вращении поднимает или опускает тубус для ориентировочной наводки на фокус. Микрометрический винт (11), имеющий наружный диск меньшего диаметра, при вращении перемещает тубус очень незначительно и служит для точной наводки на фокус. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны. Благодаря разным размерам найти нужный винт можно на ощупь.

II. Оптическая часть микроскопа представлена окулярами и объективами.

Окуляр (от лат. oculus - глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. Окуляр представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу цилиндрической формы. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (x 7, x 10, x 15). Окуляр можно вынимать из тубуса и заменять по мере надобности другим.

В револьвере (от лат. revolvo - вращаю), имеется три гнезда для объективов.

Объектив, как и окуляр, представляет собой систему линз, заключенных в общую металлическую оправу. Объектив ввинчивается в гнездо револьвера. Объективы также имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его боковой поверхности. Различают: объектив малого увеличения (x 8), объектив большого увеличения (x 40) и иммерсионный объектив, используемый для изучения наиболее мелких объектов (x 90).

Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива. Например, при указаниях на окуляре (х10) и на объекте (х40); общее увеличение микроскопа будет равно 10х40=400.

Запомните! Изображение в микроскопе обратное

III. Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.

Зеркало (15) укреплено на штативе ниже предметного столика и благодаря подвижному креплению его можно вращать в любом направлении. Это дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях по отношению к микроскопу, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Зеркало имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и поэтому используется при более слабом освещении (искусственный свет).

Конденсор (12) находится между зеркалом и предметным столиком, он состоит из двух - трех линз, заключенных в общую оправу. Пучок света, отбрасываемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), можно изменять интенсивность освещенности объекта. Для перемещения конденсора служит винт, расположенный кпереди от микро- и макрометрического винтов. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании (к предметному столику) - увеличивается.




Диафрагма(14), вмонтированная в нижнюю часть конденсора, также служит для регуляции освещения. Эта диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. С помощью специальной ручки, расположенной на конденсоре с правой стороны, можно менять положение пластинок диафрагмы относительно друг друга и таким образом уменьшать или увеличивать отверстие и, следовательно, регулировать освещенность.

Правила работы с микроскопом:

1.Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

2.Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Для этого поворачивайте револьвер до тех пор, пока нужный объектив не займет срединное положение по отношению к тубусу и предметному столику (встанет над отверстием столика). Когда объектив занимает срединное (центрированное) положение револьвер фиксируется, при этом слышится легкий щелчок.

Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения

3.Поднимите с помощью макрометрического винта объектив малого увеличения над столиком на высоту примерно 0,5см.

4.Глядя в окуляр (левым глазом), вращайте зеркало в разных направлениях до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

5.Положите на предметный столик приготовленный препарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

6. Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте тубус с помощью кремальеры до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.

Запомните! Фокусное расстояние для малого увеличения равно приблизительно 1 см.

6.Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, прежде всего, необходимо отцентрировать препарат, т.е, поместить объект или ту часть его, которую вы рассматриваете, в самый центр поля зрения. Для этого, глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью винтов-препаратоводителей или вручную, пока объект не займет нужного положения.

7.Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.

8.Опустите тубус под контролем глаза (смотрите, как опускается тубус, не в окуляр, а сбоку) почтидо соприкосновения с препаратом.

Запомните! Фокусное расстояние для объектива большого увеличения равно примерно 1 мм.

9.Затем, глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус с помощью макрометрического винта до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение. Не торопитесь, поскольку фокусное расстояние всего 1 мм и его легко пройти. Если изображение объекта отсутствует, то повторите пункты 8 и 9.

10.Для точной фокусировки используйте микрометрический винт.

При изучении в световом микроскопе наиболее мелких объектов используют иммерсионный (от лат. immersio - погружать или окунать) объектив. При работе с этим объективом на покровное стекло необходимо поместить каплю вещества (иммерсионное масло), имеющего одинаковый показатель преломления со стеклом. Обычно используют кедровое масло. Между линзой и покровным стеклом не остается воздушной прослойки и луч света проходит через однородную в отношении показателя преломления среду без отклонения.

12.Опустите тубус (глядя на него сбоку) так, чтобы нижняя линза объектива погрузилась в каплю иммерсионного масла.

13.Затем, глядя в окуляр, с помощью только микровинта следует осторожно (!) (фокусное расстояние объектива X90 еще меньше, чем для объектива X40) немного опустить, а затем поднять объектив, чтобы получить четкое изображение.

Запомните! Работа с иммерсионным объективом требует более интенсивного освещения поля зрения

СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности … ..3мин
Изучение нового материала ………………………23 мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….15мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.

6. Домашнее задание: § учебника, конспект

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока "Планы на будущее"


Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.


План - конспект урока по физике для 8 класса по теме "Лампа накаливания. Электронагревательные приборы"

Проектная технология используется на уроке по теме " Лампа накаливания. Электронагревательные приборы." Учащиеся рассмотрели в своем проекте историю создания, эффективность лампы накаливания и с.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .


Цель урока: ознакомление с бытовыми приборами для уборки и создания микроклимата в помещении; формирование исследовательских навыков.Задачи урока: Образовательные: общее представление о.


Читайте также: