Верны ли суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием лабораторный штатив служит для

Обновлено: 20.05.2024

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий

Цели по содержанию:

ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;

познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;

учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;

совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

Основные понятия темы:

Лабораторное оборудование, штатив (стержень, подставка, муфта, кольцо, лапка), спиртовка (резервуар, фитиль, колпачок), зоны пламени.

Методы обучения:

ФОПД:

фронтальная, индивидуальная, парная

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 14-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008. - 270 с.: ил.

Инструктивные карты (Приложение 1), отчёты о проделанной работе (Приложение 2), памятки по ТБ при работе в кабинете химии (Приложение 3), инструкции по оказанию ПМП при отравлениях и поражениях организма (Приложение 4)

Лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка; спиртовка, спички; штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.

Планируемые результаты:

овладение понятийным аппаратом урока;

приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

использование различных источников для получения химической информации;

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И.Толкунов. - М.: Дрофа, 2005. - 304 с.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 14-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008. - 270 с.: ил.

Технология изучения темы

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования

Мобилизовать учащихся, настроить на урок

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы.

В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами - взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами.

Вот почему знания о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию

Целеполагание и мотивация

Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.

Обозначить цель и задачи урока

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

- Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока;

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Итак, в ходе выполнения практической работы мы вспомним общие требования при работе в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием, рассмотрим краткие инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма, которые могут возникнуть во время выполнения химических опытов.

- Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомимся с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приёмы работы с ними; изучим строение пламени.

Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников

- Рассмотрите предложенное вам оборудование.

- Выполнять работу будем согласно инструктивной карте (на столах), которая поможет нам логически выстроить действия и оформить результаты в отчётах

Рассматривают предложенное для работы оборудование, просматривают инструктивную карту и форму отчёта о проделанной работе

Организация и выполнение практического задания

* Ознакомить учащихся с правилами ТБ при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;

* познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;

* учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;

* изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;

* совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

* описывать наблюдения, изображать схематически приборы;

* формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

* развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

* продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;

* воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

овладение понятийным аппаратом урока;

приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

1) Познакомьтесь с правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных и практических работ в кабинете химии

Работают с инструктивной картой (Приложение 1), выполняют задания согласно предложенному плану работы

Просматривают слайды и обсуждают основные правила ТБ при работе в кабинете химии, получают памятки по ТБ (Приложение 3)

2) Изучите краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма.

Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма

Закрепляют полученные знания с помощью тренажёра, осуществляют само- и взаимопроверку

Часть 1. Лабораторный штатив и приёмы обращения с ним (Презентация, слайды 2, 22-25)

1) Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.


Штатив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т.д. при выполнении опытов.

Он состоит из массивной чугунной подставки (1), в которую ввинчен стержень (2). Чугунная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции

а) Рассмотрите детали, из которых собирается металлический штатив;

б) Закрепите муфту-зажим винтом на стрежне штатива;

в) Закрепите в зажиме лапку с помощью другого винта; ослабляя винт, переместите лапку с зажимом вверх и вниз по стрежню, устанавливая их на необходимой высоте.

г) Замените лапку в зажиме на кольцо; установите кольцо вместе с зажимом на различной высоте.

д) Соберите штатив таким образом, чтобы на стержне были укреплены одновременно лапка и кольцо на различной высоте, кольцо закрепите ниже, а лапку - выше.

е) Закрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх

Пробирка закреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть при нагревании.

ж) Укрепите пробирку в горизонтальном положении, не вынимая её из лапки. Для этого ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните лапку вместе с пробиркой на 900

з) Установите фарфоровую чашку для выпаривания на кольцо штатива, затем снимите её, используя для этого тигельные щипцы.

и) На кольцо штатива положите металлическую сетку, на неё поставьте химический стакан.

к) Установите в кольцо воронку, круглодонную колбу.

л) Разберите металлический лабораторный штатив, отсоединив лапку, кольцо и зажимы. Приведите рабочее место в порядок.

3) Оформите отчёт о проделанной работе.

Знакомятся с устройством штатива, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о проделанной работе

Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки

Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени

(Презентация, слайды 2, 26-30)

1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.


Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой согласно инструкции

а) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

б) Зажгите спиртовку горящей спичкой.

Внимание! Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.

в) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

г) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно - в нём можно выделить три зоны (см. рисунок)


Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самаяяркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура - в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени.

д) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них на короткое время спички. Быстрее других загорается спичка в верхней зоне пламени, медленнее - спичка во внутренней зоне.

е) В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему?

3) Оформите отчёт

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт

Часть 3. Лабораторное оборудование и основные приёмы обращения с ним(Презентация, слайды 2, 32-53)

1) Изучите информацию о группах лабораторного оборудования.

Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

I группа - стеклянная посуда

II группа - фарфоровая посуда

III группа - нагревательные приборы

IV группа - приборы для фиксации и закрепления посуды

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).

Посуда из термостойкого стеклаиспользуется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).

Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица)

3) Осуществите нагревание воды в пробирке

Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт о проделанной работе.

Данный тест разработан для контроля знаний учащихся по итогам изучения теоретического и практического материала:

  1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Знакомство с лабораторным оборудованием и приёмы обращения с ним.
  3. Приёмы работы со спиртовкой. Строение пламени.

Особенности обучающихся.

Слабослышащие и позднооглохшие дети имеют ограниченный словарный запас, понятийный аппарат у них сформирован хуже, чем у слышащих сверстников. В их деятельности преобладает подражание. Осуществление учебной деятельности возможно только при взаимодействии с педагогом.

Описание использованного ЭОР.

Параметры данного теста выбраны исходя из психофизических возможностей обучающихся с нарушением слуха.

Подобная форма опроса ставит всех учащихся в равное положение, не создаёт нервозной обстановки, приучает учеников к единообразию общепринятых тестовых измерителей.

Ученики, получившие неудовлетворившие их оценки, имеют возможность повторить тест, и, как правило, делают это с большим желанием, т.к. положительная оценка для слабослышащих детей является важным стимулом в учебной деятельности.


Инструкция для учащихся.

Выбери верное правило техники безопасности в кабинете химии:

А) запрещается убирать со стола необходимые предметы

Б) запрещается мыть руки после эксперимента

В) запрещается пить, есть, пробовать вещества на вкус

Г) запрещается нюхать знакомые вещества

На данной фотографии НЕ изображено химическое оборудование


А) плоскодонная и коническая колбы

Б) мерный цилиндр

Г) химический стакан

Если учащийся получает термический ожог, он должен

А) сразу сообщить преподавателю

Б) сообщить преподавателю после окончания урока

В) полить место ожога холодной водой

Г) закрыть место ожога ладонью

К едким (опасным) веществам относятся

А) кислота и щёлочь

Б) щёлочь и углекислый газ

В) соль и кислота

Г) вода и кислород

Цифрами 1 и 3 обозначены части спиртовки


А) колпачок и резервуар

Б) колпачок и фитиль

В) колпачок и трубка с диском

Г) трубка с диском и фитиль

Первое действие при попадании едкой жидкости на кожу

А) ничего не делать

Б) промыть кожу водой

Г) вытереть это место

Для фильтрования веществ используется

А) химическая пробирка

Б) газоотводная трубка

В) конусообразная воронка

Г) мерный цилиндр

Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки, так как

А) можно разбить спиртовку

Б) спиртовка может погаснуть

В) может разлиться спирт и возникнет пожар

Перед нагреванием пробирку наполняют жидкостью

Б) на одну треть

В) на три четверти

Г) на одну пятую

Если в ходе эксперимента разбилась пробирка с жидкостью, необходимо

Практическая работа по теме

Практическая работа № 1 . Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени.

Работу выполнил(а) учен____ 8 "__" класса ___________________________________________

Цель: знать и применять правила обращения с лабораторным оборудованием, правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; научиться обращаться с лабораторным штативом и спиртовкой.

Оборудование. Лабораторный штатив, спиртовка, спички, набор химической посуды.

Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции.

Задание 1 . Изучите правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе в химической лаборатории. Учебник стр. 198

С правилами техники безопасности ознакомлен ______________________________________

Задание 2. Изучите устройство лабораторного штатива. Научитесь разбирать и собирать штатив. Подготовьте лабораторный штатив к работе: закрепите в лапке штатива пробирку, разместите на штативе химический стакан и фарфоровую чашку.


Как правильно закрепляют пробирку в штативе?___________________________________________

Почему , закрепляя пробирку в штативе, нельзя туго закручивать винт лапки? _________________

Задание 3. Изучите строение спиртовки. Научитесь работать со спиртовкой, соблюдая правила безопасного обращения с ней. Используя лабораторное оборудование, нагрейте до кипения воду в пробирке. Стр. 200

Функции частей спиртовки


При обращении со спиртовкой нельзя:

1) ______________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________________

Вы хотите нагреть воду в пробирке. Сколько воды надо наливать в пробирку? _________________

Задание 4. Изучите строение пламени спиртовки. Зажгите спиртовку и внимательно рассмотрите пламя. В пламени по интенсивности света можно различить три зоны: нижнюю - почти белого цвета, среднюю - самую яркую и верхнюю (внешнюю) -несветящуюся. Возьмите три спички, поместите по одной спичке в каждую часть пламени. Определите, в какой части пламени спичка загорится быстрее. Сделайте вывод о том, какая часть пламени самая горячая. Стр. 201

Сделайте подписи к рисунку.



В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему?________________

Задание 5. Ознакомьтесь с видами и назначением лабораторного оборудования. Стр. 201

Техника безопасности при работе в химической лаборатории. При работе в лаборатории необходимо строго соблюдать правила и инструкции техники безопасности.

1. В химической лаборатории можно работать только в халате. Халат должен быть застегнут на все пуговицы. Длинные волосы необходимо подбирать (убрать в пучок или иным способом).

2. На рабочем столе могут находиться только те вещи, которые необходимы для выполнения работы. На рабочем месте необходимо поддерживать чистоту и порядок.

3. Перед выполнением работы необходимо познакомиться с описанием работы, последовательностью действий, которые необходимо выполнять во время работы. При работе с приборами и установками необходимо изучить их устройство и правила работы с ними.

4. Категорически запрещено работать в лаборатории одному, так как при несчастном случае никто не сможет оказать помощь пострадавшему, вызвать помощь, ликвидировать последствия аварии и т.д.

5. В лаборатории категорически запрещается курить, принимать пищу и воду. Также в лаборатории запрещено хранить продукты питания.

6. Помещение обязательно должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (средства пожаротушения: огнетушители в рабочем состоянии и др.). Все работники лаборатории должны знать, где находятся средства пожаротушения, а также аптечка.

7. Неизрасходованные реактивы нельзя высыпать и выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.

8. При работе в лаборатории необходимо соблюдать чистоту и аккуратность. Вещества не должны попадать на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

9. Необходимо использовать только целую и чистую лабораторную посуду. После завершения работы необходимо помыть лабораторную посуду.

10. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять отверстия сосудов на себя и соседей. Может произойти внезапный выброс вещества.

12. Вещества в лаборатории категорически запрещается пробовать на вкус.

14. Твердые химические реактивы можно брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (ни в коем случае не руками!).

15. Жидкости категорически запрещается набирать в пипетки ртом. Для набора жидкости в пипетку используется специальная груша. Жидкие химические вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой.

16. При появлении любых вопросов необходимо обращаться к преподавателю.

Лабораторная посуда и оборудование

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

К ядовитым веществам относятся:

1. Вещества, раздражающие слизистые оболочки и действующие на кожные покровы: щелочи, кислота, газообразный аммиак, оксиды азота, оксиды серы (VI) и (IV).

2. Вещества, которые воздействуют на нервную систему, например, аммиак, сероводород, бензол и др.

3. Вещества, поражающие кровь и органы: оксид углерода (II), соединения свинца и др.

К горючим веществам относятся бензин, ацетон, метиловый и этиловый спирты, толуол и др.

К едким веществам относятся концентрированные кислоты и щелочи, концентрированные растворы некоторых солей и др.

При работе с горючими, едкими и токсичными веществами необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Категорически запрещается сливать в раковину легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, концентрированные растворы кислот и щелочей. Их необходимо собирать в специальные герметические сосуды.

2. Работу с кислотами, твердыми щелочами, едкими и токсичными веществами проводить только в защитных очках и перчатках. При растворении твердых щелочей в воде необходимо добавлять щелочь небольшими порциями в воду, избегая перегревания раствора. Разбавление кислот или щелочей необходимо производить в жаростойкой посуде.

3. Кислота в воду или вода в кислоту? При разбавлении концентрированных кислот и щелочей необходимо небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот. Растворение кислот и щелочей в воде сопровождается выделением большого количества теплоты. Небольшая порция воды может нагреться при добавлении в кислоту, смесь закипит и может попасть на лицо или руки. Поэтому необходимо добавлять небольшое количество кислоты в большое количество воды.

4. При разливе легковоспламеняющейся или горючей жидкости необходимо отключить все электроприборы и погасить газовые горелки. Место разлива засыпают песком, который затем удаляют с помощью лопатки. Запрещено использовать металлические совки, т.к. они могут дать искру и вызвать пожар.

5. Кислоту, пролитую на пол, нейтрализуют содой, а щелочь нейтрализуют борной кислотой. Для удаления нейтрализованных жидкостей также используют песок. Нейтрализацию и уборку концентрированных кислот необходимо проводить в противогазе.

6. При ожоге кислотой необходимо немедленно промыть пораженное место большим количеством воды. После чего промыть место поражения двухпроцентным раствором соды.

7. При ожоге щелочью необходимо длительное промывание пораженного места под струей воды, затем однопроцентным раствором борной кислоты или уксусной кислоты.

8. При ожоге глаз кислотой или щелочью необходимо немедленно промыть глаза водой длительное время.

9. Работы с токсичными, легковоспламеняющимися или горючими веществами необходимо проводить строго под включенной вытяжкой.

10. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости запрещено нагревать на открытом пламени.

11. Запрещено сливать горючие, едкие и токсичные вещества в канализацию. Для их утилизации и слива используют специальные емкости.

12. Работа с плавиковой кислотой требует особой осторожности и проводится обязательно в вытяжном шкафу. Хранить плавиковую кислоту необходимо в полиэтиленовой таре (угадайте, почему).

При работе со средствами бытовой химии также необходимо соблюдать определенные правила:

1. В обязательном порядке пользуйтесь перчатками при работе с агрессивными средствами бытовой химии. Если вы работаете с хлорсодержащими препаратами, рекомендуется надеть специальные защитные очки из пластика.

2. Не забывайте тщательно удалять остатки чистящих или моющих средств после каждой уборки. Многие порошки состоят из мелких частиц, которые оставаться на поверхностях и вещах. При испарении такие химикаты выделяют ряд вредных веществ.

3. Хранить средства бытовой химии следует в герметично закрытых ёмкостях вдали от источников тепла и прямого солнечного света.

4. Все средства бытовой химии следует применять только по прямому назначению, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использованию.

Читайте также: