Замена подшипника радиального вентилятора

Обновлено: 17.05.2024

Относительно давно купил себе кулер под названием Titan-D9TB-cu35. Все-таки, массивный и эффективный радиатор, вентилятор с неплохими характеристиками, внешний вид, а также цена меня вполне устраивали. Да и не под разгон брался - все ж водяное охлаждение куда предпочтительнее. Однако, не все так радужно оказалось на самом деле. Днем его "голос" не так выдавался, однако ночью, когда все уже спят он таки давал о себе знать. В конце концов меня это стало доставать и я решил его смазать - это не помогло, вдобавок появились неприятные потрескивания в подшипнике качения. Терпение штука хорошее, но маленькое.

Решил я кардинально поменять что-нибудь. Пробовал понижение напряжения, однако производительность менялась не в прямой зависимости от шумовых характеристик - это, конечно, не дело. В итоге пришла в голову мысль сменить подшипник качения на втулку из другого вентилятора, благо таких у меня немало. Немного помучившись с вытаскиванием исходного подшипника, решил сделать по-другому. Снял верхнюю часть подшипника, очистил внутренности от смазочных материалов при помощи White Spirit, засушил и залил, аккуратно, СуперКлеем. В итоге подшипник превратился из "качения" в "скольжения". Опять-таки засушил, смазал, собрал - теперь шумел только воздух, скорость "нового" вентилятора колебалась от 2010- 2090, зато стало несколько тише. Вот такая несложная модификация.

Потом вспомнил про одну интернет-статью, где упоминалось о предпочтении подшипника скольжения. Идея воплотилась в жизнь, и, можно сказать, удачно. Но на этом я не остановился - сменил 35-миллиметровый TFD-8035L12C на вентилятор, тоже титановский, TFD-8025 L12S, попроще, подешевле, стандартные обороты в районе 2000 rpm. Поставил: температура та же, шума еще меньше. Все-таки, как мне кажется, сказывается бОльший угол наклона лопастей у 35-мм модели.

Позже, спустя несколько недель, откопал свой старый вентилятор от Volcano 6 (около 4500 rpm). Проделал с ним те же действия. Результат, правда, не сильно порадовал. Цель была достигнута - вентилятор снова в рабочем состоянии - однако 4500 оборотов в минуту для 60х60х25 вентилятора дают о себе знать. Однако, если вы глухой или любитель послушать что-нибудь в духе Slipknot или KoЯn (прям как я), то это для вас не будет помехой.

Схема подшипников в вентиляторе

Удаляем остатки смазки с внутренних частей – внутренней втулки(3) и коронки(4). Я для этого прямо на них капнул White Spirit. После сушим это с помощью ватных палочек. Главное обезжирить хотя бы верхнюю половину подшипника.

Ждем пока все высохнет. Для торопливых придуман фен.

Затем заливаем пространство между внешней(5) и внутренней(3) втулками. Главное, чтобы клей не попал внутрь детали(3). Потому как ось крыльчатки находится в непосредственном соприкосновении со втулкой(3).

Опять же сушим. Здесь торопиться не надо. После окончательного засыхания можно поставить на место крышку(2) и кольцо(1), хотя и не обязательно.

Смазываем жидкой смазкой, собираем вентилятор. Проверяем.

Так как подшипник качения жестко зафиксирован, то все необходимые действия проводятся на месте. Можно, конечно, вынуть его, но затем его надо будет фиксировать.

Опять же необходимо исходить из конкретного вентилятора, однако большинство из них на 99% схожи. Принцип был изъяснен - ДЕРЗАЙТЕ. Как было подмечено одним человеком: "это ж вторая жизнь для убитых шариковых вентиляторов! :). " Думаю смысл объяснять не надо.

самый просто китайский вентилятор. перестали крутиться лопасти (надо большое усилие, и мотор уже перестал справляться). разобрал, а там подшипники скольжения: две втулки.
можно ли и где в москве купить подшипники такого типо-размера (желательно шариковые или игольчатые). Внешний диаметр 12 внутренний 8, длинна 16 мм вместе в буртиком. на буртике два шлица "на 12" (под виксатор на корпусе). внутри даже бороздок под смазку нету. :-(



2Kloun Очень прошу извинить.Самый неоригинальный совет.Замените вентилятор.Я давно уже убедился,что подобные ремонты не стоят тех затрат средств и времени,которые вкладываются.Возьмите,например, "Silent".Долговечный и бесшумный.

Два игольчатых подшипника выйдут вам больше половины цены вентилятора. А ещё и побегать поискать придется.

2Kloun Смазка испарилась или закоксовалась. Маслица (ВД) не пробовал капнуть?
Сомневается, что подшипники при чем.
Выкинул вентилятор - купил новый. При покупке проверял - у части новых лопасти не крутятся - смазки не хватает.

Разобрать, почистить и смазать хорошей консистентной смазкой (ЛИТОЛ и наследники) .
На год-два хватает. При навыке - 15 минут от силы.

заказал подшипники (ск081210 = HK0812). 100 рублей. после получения буду делать прокладочные шайбы (вместо выступа со шлицами.

Kloun написал :
заказал подшипники (ск081210 = HK0812). 100 рублей

на подобный подвиг мало кто способен! Я бы выбросил Озвучте, где можно найти подшипники для .

2dept103 у вас тоже есть сломанный вентиль?

разбираешь, промываешь и прыскаешь аэрозольной силиконовой смазки. При сборке контролировать лёгкость вращения - возможнос какой-то стороны придётся не затягивать.

Kloun написал :
у вас тоже есть сломанный вентиль?

Уже нет. Но периодически жалко выбрасывать разные электровращающиеся китайские штуки. Если подскажите, где магазин с хорошим выбором всяких подшипников, буду очень благодарен (такие места надо знать и помнить).

ViktorSam написал :
разбираешь, промываешь и прыскаешь аэрозольной силиконовой смазки. При сборке контролировать лёгкость вращения - возможнос какой-то стороны придётся не затягивать.

фигня все это, проверено на сотнях подшипников от блоков питания, все смазки помогают на пару месяцев максимум, там условия работы не соответствуют типу подшипника скольжения. Замена на шириковый или игольчатый- самый правильный выход из положения, ИМХО.

Kloun написал :
у вас тоже есть сломанный вентиль?

жалко контактом поделиться? не ожидал от Вас. -(

dept103 написал :
Если подскажите, где магазин с хорошим выбором всяких подшипников, буду очень благодарен (такие места надо знать и помнить).

поставил (игольчатые) внутренний 8 внешний 12 длинна 12мм. смазал смазкой синтетической step-up.
завёл: трещит. или вал уже раздолбался от втулки, или размеры немного не совпадают.
какую можно использовать густую смазку, чтобы перестало трещать (step-up, видимо, слишком хорошая, пластичная смазка для этого узла)?

При обустройстве систем принудительной вентиляции используются особые механизмы, обеспечивающие непрерывную прокачку воздуха по отводным каналам. Отечественными и зарубежными производителями предлагается множество моделей таких устройств, отличающихся своей конструкцией и рядом параметров. Особое место в этом ряду занимает вентилятор радиальный, входящий в состав современных вентиляционных систем.

Виды и технические характеристики


Радиальный центробежный вентилятор выпускается в нескольких исполнениях. Изделия классифицируются по следующим признакам:

  • направление движения воздушного потока;
  • величина создаваемого ими давления;
  • направление вращения.

По направлению движения все устройства делятся на два больших класса:

  • агрегаты двустороннего всасывания;
  • вытяжные устройства.

Согласно величине давления выбор изделий более многообразен:

  • низкого уровня;
  • со средним показателем;
  • с высоким давлением.

По направлению движения вала вентилятора устройства бывают с правосторонним и левосторонним вращением. Агрегаты также отличаются по месту своей установки: внутриканальные и выносные.

Технические характеристики


Вентиляционное оборудование характеризуется такими показателями:

  • потребляемая от сети мощность;
  • тип тока и величина питающего напряжения;
  • показатель шумности работы;
  • качество защиты от пыли, а также от теплового и химического воздействия;
  • температурный диапазон.

Устройства мощностью до 5 кВт обычно включаются в цепи однофазного тока с питающим напряжением 220 Вольт. Более энергоемкие вентиляторы потребуют для своего питания трехфазного напряжения 380 Вольт.

Радиальные вентиляторы, относящиеся к разряду устройств со средним давлением потока воздуха, оцениваются по стойкости к воздействию химических и других вредных веществ. Максимально допустимая концентрация пыли в рабочей среде воздуховода не должна превышать 100 мг/м3. Кроме того, недопустимо наличие в ней компонентов взрывоопасных веществ, а также частиц волокнистых или липких материалов.

Принцип работы и конструкция


Принцип работы вентиляторов радиального типа представляется следующим образом:

  1. Загрязненный воздух поступает во входное отверстие агрегата.
  2. За счет вращения колеса-лопатки, помещенного в спиральный кожух, он засасывается внутрь и перемещается под действием центробежной силы.
  3. Воздух собирается в кожухе устройства и перенаправляется к выпускному отверстию.

Конструктивно такой прибор выглядит как колесо с лопатками, закрепленное на станине с залитыми в нее радиальными подшипниками и валом (последний закрыт спиральным кожухом). Для приведения в циклическое движение используется типовой электрический двигатель. На колесе помимо лопаток выделяются задний и передний диски, а также массивная ступица. Форма и количество лопаток зависят от назначения конкретной модели.

Колеса с обратно загнутыми лопастями устанавливаются в экономичных образцах изделий, потребляющих примерно на 20% меньше электроэнергии. При этом они хорошо справляются с текущими воздушными нагрузками. С другой стороны, образцы с загнутыми вперед лопатками намного меньше шумят, что объясняется более низкой частотой вращения двигателя. Кроме того, эти модели характеризуются уменьшенными размерами колеса и корпуса всего устройства.

Разница между осевыми и радиальными разновидностями проявляется в истории их применения человеком для практических нужд. Первые появились намного раньше и устроены несколько по-другому. В изделиях этого типа воздушные массы перемещаются вокруг оси, на которую насажены лопасти вентилятора. Струи воздуха движутся в том же направлении, что задается вращением ротора электродвигателя.

В радиальных устройствах направление движения входных и выходных потоков не совпадают. Втекающие струи воздуха направлены под прямым углом к исходящему потоку и оси двигателя.

Применение радиального вентилятора


Радиально-центробежные модели широко применяются на производственных объектах и в быту. Они востребованы в местах, где по условиям эксплуатации необходимо:

  • обеспечивать конвекцию воздушных потоков в вентиляционной системе;
  • очищать воздух с высоким качеством;
  • управлять влажностью;
  • создать комфортные условия пребывания в здании.

Выбор конкретного места, где применяются эти агрегаты, зависит от показателя создаваемого им давления.

Обозначения по ГОСТу

Известно несколько вариантов маркировки радиальных (центробежных) вентиляторов, регламентируемых действующими стандартами. Все модели различают по величине создаваемого давления:

  • низкого уровня (не больше 1000 Па);
  • средней величины (1000-3000 Па);
  • высокого давления (3000-12000 Па).

Возможные различия в маркировке одних и тех же моделей связаны с изменениями действующего стандарта ГОСТ 5976-90, который определяет правила формирования их обозначений, предписываемые к исполнению всеми пользователями.

Маркировка вентилятора ВР-86-77-6,3 расшифровывается так: вентилятор радиальный с коэффициентом полного давления 0,86. Его быстроходность составляет 76,5, а диаметр рабочего колеса равен 630 мм.

Правила выбора

При выборе нужного типа вентилятора основное внимание обращается на агрегаты, потребляющие минимум электроэнергии и имеющие высокий КПД в нормальных режимах работы. Нередко фактором, определяющим выбор той или иной модели, является желание пользователя уменьшить габариты оборудования, что очень важно для сохранения свободного пространства в кухонном помещении. Владея всей информацией о характеристиках рабочей зоны над электрической или газовой плитой, можно подобрать нужную модель по ряду показателей.

Основные модели и производители

  • Мощность двигателя: 1,5 кВт.
  • Производительность агрегата: 5400 м3/час.
  • Сетевое напряжение питания: 380 Вольт (трехфазное).
  • Ориентировочная стоимость изделия: 25 тысяч рублей.
  • Высокий для своего класса показатель мощности (45 Вт).
  • Наличие встроенного таймера.
  • Возможность выбора одной их 3-х скоростей.
  • Низкая стоимость модели: 1500 рублей.

Читайте также: