Теплоизоляция для труб кондиционера как выбрать

Обновлено: 04.05.2024


Частенько на глаза попадали записи об термоизоляции трубопроводов кондиционера. Писали что компрессору будет лучше работать и в салоне "холод придет" быстрее. У нас наступила нежданная жара и перед длинной поездкой я прикупил изоляцию для труб и укутал патрубки своего кондея.


Дальше была поездка при +36 за бортом по Литве, Польше, Беларуси. Кондиционер справлялся со своей работой отлично. Но мой пытливый ум всю дорогу не покидала мысль — зачем я это сделал и какой эффект это дало. Мозг как бы всю дорогу напоминал — ты же в университете в меня закладывал основы теплохладотехники и принципы работы холодильных агрегатов. По приезду домой решено было всколыхнуть память и разобраться в этой ситуации.
Почитав информацию и освежив память я пришел к интересному выводу… Но о нем в конце тоннеля )))

Для начала разберем принцип работы кондиционера


Автомобильный кондиционер работает по принципу, что и обычный холодильник, хотя устроен немного по-другому. Он представляет герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур.
При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсатор, в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсаторе сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. В этом ему помогает вентилятор, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсатор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.
Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.
Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер, то в обратной магистрали давление не превышает одной — двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

Как-бы разобрались ). Народ упорно изолирует толстые трубки (что и я сделал). Почему? Вероятно потому что они холодные и умельцы думают, что это вход в испаритель. Вот здесь и подвох. Толстые трубки это выход из испарителя и холодные они лишь потому что кипящий фреон в испарителе не успевает полностью отдать "холод". Изоляция этих трубок никакого эффекта на работу системы не дает! Даже наоборот, может усугубить ситуацию, когда фреон в испарителе не полностью испарится и из-за изоляции не успеет докипеть в магистрали низкого давления. Итог- гидроудар в компрессоре. Ну, это в теории, а на практике наверное уже есть защита от такой ситуации. Единственная польза от теплоизоляции это отсутствие конденсата на трубке. Но его там образуется немного и от тепла двигателя испаряется.

Тонкие трубки изолировать так же не желательно. Ведь фреон после сжатия в компрессоре сильно нагревается и его охлаждают в конденсаторе (радиаторе). Чем менее теплая тонкая трубка тем лучше, а значит эффективнее работает система.
Изолировать нужно лишь ту часть партрубка который находится между ТРВ и испарителем, но она обычно находиться уже в салоне.

Из всего можно сделать вывод, что изоляция трубок никакого эффекта не дает. А для повышения эффективности системы нужно чистить конденсатор! Чем он лучше охлаждает сжатый фреон тем эффективнее работает система!

Устанавливали вчера сплит, обе медные трубки от внутреннего до наружного блока, засунули в один общий теплоизолятор, а не каждую в свой, длина трассы чуть более 5 метров, подскажите можно ли так делать? насколько это критично, и чем грозит.

xlk написал :
подскажите можно ли так делать? насколько это критично, и чем грозит.

можно
не критично
говорят даже КПД холодильной установки так выше

ломастер написал :
можно
не критично
говорят даже КПД холодильной установки так выше

интересно чем это может быть вызвано увеличение КПД?
И почему производитель указывает о необходимости изоляции каждой трубки в отдельности

xlk написал :
И почему производитель указывает о необходимости изоляции каждой трубки в отдельности

Где это он такое указывает ?
Если у производителя у самого во внутреннем блоке трубки вместе в одной изляции идут.

ломастер написал :
Где это он такое указывает ?
Если у производителя у самого во внутреннем блоке трубки вместе в одной изляции идут.

Вроде здравый человек, а иногда как ляпнешь .

КПД возрасти не может, скорее наоборот парожидкостная смесь начнет свою энергию отдавать в газовую трубу, создавая потери холодопроизводительности сплита, к счастью сие не слишком значительно, НО производитель настоятельно рекомендует изолировать каждую трубку в отдельности .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

ломастер написал :
Где это он такое указывает ?
Если у производителя у самого во внутреннем блоке трубки вместе в одной изляции идут.

5.5. Изоляция трубопроводов
Вне зависимости от модели кондиционера широкие и узкие трубопроводы должны изолироваться раздельно. В кондиционерах, работающих только на охлаждение, как широкий, так и узкий трубопроводы в процессе работы охлаждаются. Отсутствие изоляции может привести к появлению на поверхности трубопроводов конденсата, что в свою очередь, вызовет потерю теплоты. В кондиционерах, работающих на обогрев и на охлаждение, широкий и узкий трубопроводы в процессе работы нагреваются. Оба трубопровода должны быть заизолированы во избежание отдачи теплоты окружающему воздуху

Бориска66 написал :
Вроде здравый человек, а иногда как ляпнешь .

Ограниченность вашего мышления тоже порой заводит меня в ступор, почитай про Экономайзеры .

xlk написал :
5.5. Изоляция трубопроводов
Вне зависимости от модели кондиционера широкие и узкие трубопроводы должны изолироваться раздельно. В кондиционерах, работающих только на охлаждение, как широкий, так и узкий трубопроводы в процессе работы охлаждаются. Отсутствие изоляции может привести к появлению на поверхности трубопроводов конденсата, что в свою очередь, вызовет потерю теплоты. В кондиционерах, работающих на обогрев и на охлаждение, широкий и узкий трубопроводы в процессе работы нагреваются. Оба трубопровода должны быть заизолированы во избежание отдачи теплоты окружающему воздуху

я не увидел в этих словах фразы " Заизолированны по отдельности ", а она там БЫЛА
Ну что ж , это же сам Дайкин , теперь вам придется изолировать трубы отдельно.

"Вне зависимости от модели кондиционера широкие и узкие трубопроводы должны изолироваться раздельно"

ломастер написал :
я не увидел в этих словах фразы " Заизолированны по отдельности "

xlk написал :
5.5. Изоляция трубопроводов
Вне зависимости от модели кондиционера широкие и узкие трубопроводы должны изолироваться раздельно.

Коллега, Вы очень невнимательны .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

Так каков вердикт? Заставлять переделывать или не критично, сплиты еще не подключены.

xlk написал :
Так каков вердикт? Заставлять переделывать или не критично, сплиты еще не подключены.

Я бы заставил, не правильно это, но к счастью не смертельно .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

Не парься. Не критично.

Ломастеру - экономайзер был бы если капилярка стояла бы во внутреннем, а так - почти никакого влияния.

все таки небольшая разница температур труб имеет место, поэтому неизбежен теплообмен, который положительно на кпд вряд ли может повлиять.

вообще интересно насколько часто монтажники практикуют такую схему

не часто, потому что теплоизоляция стоит копейки.

xlk написал :
вообще интересно насколько часто монтажники практикуют такую схему

ни разу не встречал и никогда бы так не сделал

xlk написал :
Устанавливали вчера сплит, обе медные трубки от внутреннего до наружного блока, засунули в один общий теплоизолятор, а не каждую в свой, длина трассы чуть более 5 метров, подскажите можно ли так делать? насколько это критично, и чем грозит.

Успокойтесь, в Ростове мало дураков.

Так делать можно, КПД действительно выше.
При работе на охлаждение: газовая труба подогревает жидкостную магистраль, что дополнительно разгоняет газ. Охлаждение лучше, это так.

Но, в то же время КПД уменьшается, если фильтра внутреннего блока пользователь не чистит (таких к сожалению много) и.
в данном случае обогревая жидкостной трубой газовую возвратную магистраль, мы, предохраняем компрессор от жидкостного удара, а охлаждая возвраткой жидкостную - уменьшаем скорость движения газа. КПД меньше, но компрессор цел.

Монтажникам + .
В простонародье это называется автоматическая установка точки росы. Удивлён, почему бориська не знаком с основами термодинамики.

Читайте также: