На ситроен берлинго 2 почему плавает стрелка температуры на ходу и включается вентилятор

Обновлено: 21.05.2024

Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя не позволяют мотору выйти на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, или же оставаться холодным, то есть не выходить на рабочую температуру.

В современных автомобилях используется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. По жидкостным следует понимать циркуляцию тосола или антифриза по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения ОЖ также может циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, то есть через радиатор.

Воздушное охлаждение реализовано при помощи вентилятора, который удаляет излишки тепла посредством подачи потока воздуха в подкапотное пространство для обдува мотора. Указанный вентилятор задействуется в том случае, когда нагрев агрегата достаточно высокий.
Однако достаточно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, вентилятор двигателя срабатывает зимой или крутится постоянно. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам происходит срабатывание вентилятора охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или указанный вентилятор работает некорректно.

Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт

Начнем с того, что указанная проблема может четко указывать как на неисправности жидкостной системы охлаждения, так и на неполадки самого вентилятора. В любом случае, речь идет о поломке, которую нельзя игнорировать, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.

Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип срабатывания вентилятора на большинстве современных авто. Обдув включается посредством специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также на многих авто используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Еще встречаются модели, в которых за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, однако такая конструкция используется редко.

Итак, после нагрева охлаждающей жидкости до температуры, в среднем, около 100 градусов по Цельсию, датчик или управляющий блок замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение мотора. Когда температура ОЖ понижается до необходимого показателя, происходит размыкание цепи и обдув прекращается.
Как видно, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы определить, почему происходит раннее включение вентилятора, для инжекторных машин с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считать из ЭБУ коды ошибок позволяет точнее определить причину неисправности.

Еще отметим, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки системы охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Данная особенность встречается только на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.

После ремонта в этом случае также нужно будет произвести сброс ошибок. Чтобы стереть ошибку из ЭБУ, на одних моделях бывает достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, в то же время на других сброс осуществляется при помощи диагностического оборудования.

Распространенные неполадки вентилятора охлаждения

Теперь давайте рассмотрим частые проблемы, которые связаны с системой охлаждения и самим вентилятором.

Прежде всего, во многих случаях происходит замыкание контактов датчика воздушной системы. В этом случае происходит срабатывание обдува сразу после включения зажигания.
В процессе диагностики на холодном датчике производится замер сопротивления на выходах при помощи мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.

В жидкостной системе недостаточно ОЖ. В этом случае срабатывание вентилятора происходит по причине того, что малое количество антифриза или тосола очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.
Как правило, утечки или снижение уровня ОЖ в расширительном бачке являются основной причиной. Обратите внимание, антифриз является смесью концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень понижается. По этой причине рекомендуется периодически производить контроль и долив жидкости по специальным меткам.

Если же в системе мало ОЖ, нагрев происходит быстро. Примечательно еще и то, что реальная температура жидкости сильно отличается от температуры ДВС. Часто бывает так, что холодный мотор запустили, на приборной панели стрелка температуры еще не поднялась, а вентилятор уже срабатывает по причине слишком горячей жидкости. Для решения проблемы будет достаточно залить антифриз, убрать из системы охлаждения воздушные пробки.
Вентилятор замыкает на массу, так как провод может быть недостаточно надежно прикручен, произошло разрушение места контакта и т.п.
Вентилятор в этом случае может замкнуть на АКБ и работать безостановочно. В подобной ситуации нужно проверять все контакты, проводку и другие элементы. Провода должны быть надежно заизолированными и правильно соединенными.

Вышел из строя датчик вентилятора, который интегрирован в корпус термостата. Достаточно много современных машин конструктивно имеют термостат, который объединен с датчиком управления вентилятора.
Подобное решение позволяет реализовать гибкое управление системой охлаждения двигателя. Однако в случае возникновения неполадок температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может начать работать без отключения. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате задействуется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.

В такой ситуации нужно проверять датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в других случаях показатель должен составлять 100 — 500 Ом. Отклонения в показаниях от нормы укажут на то, что датчик нужно поменять на новый или заведомо исправный.

Вышел из строя датчик температуры наружного воздуха. Такая проблема встречается на некоторых автомобилях, которые оснащены датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура окажется выше допустимого предела, тогда указанные датчики задействуют вентилятор.
Такое решение позволяет более эффективно охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, которые имеют мощный форсированный ДВС и несколько радиаторов. На таких агрегатах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.

Проблемы с проводкой и электрическими контактами. Независимо от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной неполадок становятся контакты.
Окисление контактов или повреждение проводки, недостаточная фиксация в местах соединений и другие дефекты приводят к замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т.п. В результате включается режим защиты от перегрева посредством постоянного вращения вентилятора и т.д.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, опытные водители рекомендуют зачищать контакты перед наступлением зимы и лета в целях профилактики. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.

Итог
Как видно, сам ДВС и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, она также не является исключением и требует к себе повышенного внимания.

Перегрев двигателя пар из радиатора патрубков. Рекомендуем также прочитать статью о том, какие наиболее частые неисправности характерны для системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах некорректной работы и возможных поломках указанной системы.
Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения начал все время работать на максимальных оборотах или перестал своевременно выключаться, тогда следует первым делом проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.

Также необходимо учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т.д. Не следует забывать и о том, что вентилятор может постоянно крутиться на холодном двигателе при работающем кондиционере.

Технические параметры Citroen C4 1.6 THP / Ситроен Си4 в кузове 5 дв. хэтчбек с двигателем 150 л.с, 4АКПП, выпускавшихся c 2008 г. по 2010 г.


Сегодня приключилась проблема, приехал домой, глушу двигатель, работает вентилятор охлаждения двигателя, минут 5 работал, так и не выключился, полчаса колдовал, безрезультатно… Предохранитель не нашел какой так и выдернул разъем. Что это может быть, что делать?

Плавает стрелка температуры двигателя Или вообще не шевелится. Датчик на термостате. Оценка: *
-
-
-
-
Проголосовали: 1

Всем привет. Хотелось бы услышать Ваши мысли по такому поводу.
На щитке приборов есть указатель температуры охлаждающей жидкости. С приходом весны (повышение температуры воздуха) заметил что стрелка указателя при полном прогреве во время движения стала отклоняться чуть вправо от середины (обычно стояла четко посередине шкалы в любое время года). На холостых оборотах иногда стрелка дергается в разные стороны с небольшой амплитудой. Выключаю зажигание, затем включаю - стрелка начинает "нервно" дергаясь двигаться к середине шкалы.
В форумах я встречал подобную проблему с датчиком указания скорости. Вопрос в том, что глючит - указатель на приборке или датчик на двигателе.
Спасибо за внимание.

Любые "нервные" дергания связаны с электрикой - контакты/датчик.
А плавные - обычно с температурой ОЖ.

С уважением,
KGL @ Space Star 1834A SPORT & Colt 1332A

>>>>> Люди! Прежде чем спрашивать посмотрите FAQ , файловый архив , поищите поиском . И будет вам счастье. 0

Все правильно сказал
Но если все-таки проблемка в температуре, советую всем проверить состояние загрязненности ваших радиаторов. Снаружи если все забито, то представьте, что творится между радиатором кондиционера и основным радиатором системы охлаждения.
Кстати, промывка радиаторов может сильно повлиять на расход топлива и снизить его (но почему-то об этом никто не задумывается), так как придется меньше включаться вентилятору охлаждения

Спасибо за ответы. В течении двух дней данная проблема не появлялась. может само пройдет. Радиатор проверю. так как вентиятор включается часто. Та и охлаждающую жидкость поменять давно пора.

Раньше стрелка температуры двигателя стояла как вкопанная чуть меньше середины. А вот обратил внимание, что стрелка начала слегка плавать. Делает сдвиг вправо на пару миллиметров, включается вентилятор, секунд 15 и стрелка возвращается. Время от времени так повторяется. Что уже могло подизносится? Для личного спокойствия хочу чтобы стрелка опять была как вкопанная. =)

С уважением,
KGL @ Space Star 1834A SPORT & Colt 1332A

>>>>> Люди! Прежде чем спрашивать посмотрите FAQ , файловый архив , поищите поиском . И будет вам счастье. 0

Проблема чаще всего возникает когда тыркаешься в пробках и на 80 км/ч тоже один раз узрел. От увеличения скорости как-то не зависит. На месте стоишь. Чуть поднялась, включился вентилятор, 15 секунд поработал, температура опустилась, вентилятор выключился. Все это без нажатия на педаль газа.

С уважением,
KGL @ Space Star 1834A SPORT & Colt 1332A

>>>>> Люди! Прежде чем спрашивать посмотрите FAQ , файловый архив , поищите поиском . И будет вам счастье. 0

Именно - в нужное время до конца не открывается.
Но ещё раз повторю, я бы из-за 2 мм по шкале не парился. Может быть и не лучше после замены.

Да, ещё вопрос, стрелка при этом быстро двигается (сам процесс движения, а не промежуток между "поднялась" и "опустилась")?

С уважением,
KGL @ Space Star 1834A SPORT & Colt 1332A

>>>>> Люди! Прежде чем спрашивать посмотрите FAQ , файловый архив , поищите поиском . И будет вам счастье. 0

Нет, движется медленно. Секунды три где-то на миллиметр ходу стрелки. И получается одновременно начинает двигаться стрелка и включается вентилятор. Вентилятор работает, стрелка еще чуть-чуть смещается вправо. Потом стоит секунд 10-15 и возвращается обратно, вентилятор выключается.

У меня просто дорога намечается дальняя через два месяца. Тысяч на 6 пробега. Хочу быть спокойным =)

Нет, движется медленно. Секунды три где-то на миллиметр ходу стрелки. И получается одновременно начинает двигаться стрелка и включается вентилятор. Вентилятор работает, стрелка еще чуть-чуть смещается вправо. Потом стоит секунд 10-15 и возвращается обратно, вентилятор выключается.

Угу. Горячая ОЖ дотекла до радиатора, включился вентилятор, температурный датчик (который на термостате) продолжает расти. За 10-15 секунд ОЖ проходит круг и когда к термостату приходит остывшая ОЖ, стрелка падает. Как-то так.

С уважением,
KGL @ Space Star 1834A SPORT & Colt 1332A

>>>>> Люди! Прежде чем спрашивать посмотрите FAQ , файловый архив , поищите поиском . И будет вам счастье. 0

На днях поменял термостат. Машина ощутимо быстрее стала прогреваться, но вот температура безконца плавает, чуть постоишь и 90С показывает, а за городом выше 75-80 не поднимается. Температура масла при этом 95-98, а то и 100. Вентилятор включается когда температуру 90С по приборке показывает, т.е. стрелка почти ровно посередине (чуть-чуть не доходит) температура масла при этом также под 100С. Термостат вроде нормальный поставил - Behr. Датчик? При неисправном датчике может стрелка так плавать? И при какой температуре вентилятор на ААА должен включаться?

Оракул

Термостат неисправен. Заклинил в открытом положении.
Или установлен неправильно.
Или корпус термостата имеет раковины.

Все это приводит к тому, что открыт большой круг системы охлаждения.

температура безконца плавает, чуть постоишь и 90С показывает, а за городом выше 75-80 не поднимается.

Классическое поведение при открытом большом круге. Зимой будет до 50 падать, и печка греть не будет.

Датчик не виноват. Вентилятор включается при 90 гр., значит датчик не врет.

Про термостаты писано много. Есть несколько точек зрения.
Я придерживаюсь такой: хочешь исправный термостат - бери оригинал, любишь лотерею и менять термостаты - бери любой, вдруг повезет!.

polmo70

Просто заглянул

Всем привет!
У меня схожая ситуация.
Машина во владении давно, но температура по датчику панели приборов не поднималась выше 70-80 градусов. Что летом, что зимой. Печка прогревалась хорошо, вентилятор срабатывал во-время. Часто проверял по патрубкам: сначала горячим становился патрубок печки, только потом, по прошествии времени - патрубок радиатора. Датчик ОЖ менял - толку ноль. В сервисе грешили на датчик приборки, но стоимость замены как то не обрадовала.
Но вот недавно помпа приказала долго жить. Поставил неоригинал, вместе с корпусом. Забегая вперед, скажу, что в корпусе, как не странно, термостат тоже неоригинал . После установки температура на панели приборов чаще всего стояла у отметки 90 градусов. Но все равно плавала. Такого радостного события, как "стабильно держит 90 градусов" не наблюдал. И почти все время срабатывал вентилятор. При наступлении жары на улице температура поднимается до 100. Вентилятор почти не выключался.
Как то это меня напрягало. И я решился на замену термостата, а заодно и радиатора. В Экзисте был закуплен радиатор Ниссен за 1800 руб. и ВАГ термостат за 900 руб. (начитавшись по форуму решил брать оригинал ). Термостат проверил в кастрюле .Замена прошла успешно, спасибо Lesha .Все подошло, ничего не подтекает !
НО: вернулась ситуация, описанная в начале поста. Хоть .
ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ?

polmo70

Просто заглянул
Оракул

температура по датчику панели приборов не поднималась выше 70-80 градусов. Что летом, что зимой. Печка прогревалась хорошо, вентилятор срабатывал во-время.

"плавает" стерлка температуры на приборной панели

Стрелка температуры переодически плавно (но быстро) сьезжает до 0 потом возвращается на норму, иногда зависает гдето по середине, на реальные изменения температуры не похоже, слишком ужж быстро меняется.
Кто сталкивался с таким глюком?
Что может быть?

Eugene,
у меня то же самое, только не до нуля, а где-то градусов до 50-ти, а потом - назад. Я думаю, что это термостат.

AlPo, Вряд ли это термостат, так быстро тем-ра не меняется. Тут либо электрика ("наука о контактах"), либо датчику хана, ИМХО. В общем, на диагностику пора.

Eugene, Я бы VAG-COMом посмотрел ошибки на предмет ДТОЖ (обрыв КЗ), сравинил показания ДТОЖ на ЭБУ и на приборку. ДТОЖ-это два датчика в одном корпусе. Разница в показаниях этих датчиков допускается (правда нигде не нашел величину, у меня например на ЭБУ на 7-10 градусов меньше, чем на приборке), а вот динамика должна быть одинаковой.

Chevrolet Cruze 1.8MT(2014)+Nissan X-Trail 2.0D MT (2012)+Yeti 1.6 MT(2015)
Были: Lancer X 2.0MT 2007 (8 лет), Passat B5 Variant 1.9TDI AHU (10 лет), ВАЗ2115 (4 года), Ford Sierra (3 года)

Не понял, может ли быть, что на приборку датчик выдает неправильный результат, а мозгам - правильный?

Просто у меня на приборке почти всегда ноль, но иногда показывает и свои 190 по Фаренгейту, а разницы в поведении машины я не вижу.

Не понял, может ли быть, что на приборку датчик выдает неправильный результат, а мозгам - правильный?

Может, хотя чаще наоборот

На АЕВ кажется у задней части мотора

Chevrolet Cruze 1.8MT(2014)+Nissan X-Trail 2.0D MT (2012)+Yeti 1.6 MT(2015)
Были: Lancer X 2.0MT 2007 (8 лет), Passat B5 Variant 1.9TDI AHU (10 лет), ВАЗ2115 (4 года), Ford Sierra (3 года)

Стрелка температуры переодически плавно (но быстро) сьезжает до 0 потом возвращается на норму, иногда зависает гдето по середине, на реальные изменения температуры не похоже, слишком ужж быстро меняется.
Кто сталкивался с таким глюком?
Что может быть?

Это господа, очень простой глюк. Называется датчик температуры охлаждающей жидкости под замену. Сам купил машину с такой-же проблемой, сам поменял, делов на 5 минут. Никакие ключи не понадобятся, только отвертка. Сперва снимаем воздуховод который идет к ДМРВ и воздушному фильтру (надо ослабить с двух сторон хомутики и снять). Затем вынимаем датчик он синий такой.
Только не снимайте на горячей машине.
При съеме вытеччет грамм 200 тосола, что не страшно. Дальше ставим новый или с разборки работающий и радуемся результату.


Sniper вне форума

Друзья, на днях во время поездки в пробке случайно бросил взгляд на указатель температуры охлаждающей жидкости - и ужаснулся. Если раньше температура была постоянно строго 90 градусов, то теперь стало твориться что-то странное. Периодически (особенно на холостых) температура вдруг начинает расти, иногда доходит до 105 градусов, после чего в течение некоторого времени медленно возвращается снова на 90. Заметил это где-то с неделю назад. После чего дней пять ездил нормально, постоянно следя за температурой - была в норме. Сегодня утром ехал на работу, такие скачки снова случались раз пять. В один из таких скачков прижался к обочине, открыл капот и увидел что постоянно крутится только маленький вентилятор, потом включился и большой. Уровень охлаждающей жидкости чуть больше MAX. Когда вернулся в салон температура опять пришла в норму, но ненадолго. От греха подальше врубил печку. Что может быть? Что и как срочно делать?
P.S. Passat 1.8T 2008 г. Tiptron


Anri вне форума

На диагностику,проверить ошибки.
Могло выдти из строя-забит радиатор,вентилятор,датчик,термостат.Последний диагностированием мозга не определишь,т.к. он механический.Грязный радиатор-видно визуально.Если до сих пор не нашёл ответ на свой вопрос-обратись к специалистам в сервис.
Перегрев опасен для двигателя.


_driver_ вне форума

имхо, вентилятор или термостат
однозначно на сервис, диагностика не украдет много денег и времени.
самому несколько труднее определить но можно.

Утверждать не стану, но как правило вентилятор системы охлаждения имеет 2 скорости вращения в зависимости от температуры о.ж.
Случается что из за глюка реле и т.п. не срабатывает первая скорость.
В итоге при езде по трасе температура не растет так как нет особо нагрузки на двигатель, в пробках как раз все станет явным
В момет роста температуры первая скорость не включится что призведет к дальнейшему росту температуры о.ж почти к 100 - 105С по ка не включится вторая скорость. Она то и снизит температуру к рабочей норме и все повторится снова

Читайте также: