О чем произведение чайник

Обновлено: 04.05.2024

Некоторое время назад я познакомилась с чудесным произведение Ганса Христиана Андерсена "Чайник", написанным в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году. По жанру оно относится к сказкам, но все же очень интересно для ознакомления даже взрослому.

Повествование начинается с описания гордого Чайника, себялюбиво выставляющего напоказ все свои достоинства, все преимущества, и смело замалчивающего свои недостатки. Сразу же стоит отметить, что писатель умело использует прием олицетворения в данной сказке, что делает ее очень глубокой по содержанию и позволяет перенести сюжет на жизнь людей.

Чайник славился среди всего сервиза своим красивым носиком, который превращал его в очень функциональный предмет для домашнего чаепития, но остальные предметы лишь смеялись над ним, так как оценивали здраво и его поломанную и переклеенную несколько раз крышечку, и огромный эгоизм. Однажды неловкая рука не удержала Чайничек, и он разбился, сразу же отлетел необыкновенный носик и откололась ручка. Его поставили в темный угол комода и долгое время не доставали. Но в один момент его отдали бедной семье, Чайник сразу же почувствовал свою ненужность и дурное отношение к разбитой посудине. Однако все это прошло тогда, когда героя набили землей, практически похоронив заживо, а в эту землю посадили луковичку. Луковичка стала сердцем Чайника и практически подарила ему вторую жизнь. Чайник взрастил луковичку, она превратилась в великолепной красоты цветок, уже любовались им, а не Чайником. Но до такой степени в бедной семье изменился герой, что это его нисколько не обижало, он, наоборот, радовался цветку вместе с людьми, его посадившими. Однажды старый разбитый Чайник стал недостаточно красивым для восхитительного цветка. И люди, вырвав у героя сердце, разбили его на заднем дворе. Чайник влюбился, взлелеял цветок, а тот даже не сказал ему спасибо. Тогда Чайник понял, что восхищаться можно далеко не только им. Вся гордость героя улетучилась, эгоизм исчез. Осталась только его боль за вырванное сердце.

Мне очень понравилась данная сказка Ганса Христиана Андерсена. Я, безусловно, рекомендую ее прочесть как детям, так и взрослым. В ней автором заключен важный жизненный урок- "не возгордись", а также она прекрасно описывает любовь, жестокость, предательство, влияние обстановки и всего окружения на поведение и сущность героя. Мы с легкостью можем перенести сюжет сказки на людей в реальной жизни и глубоко задуматься над своим поведением и всем человеческим существованием.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

беглое осозннаное выразительное чтение вслух, выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз.

умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить нужную информацию в тексте

формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, постановка задач;

контроль своих действий , оценивание своей работы на уроке.

высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев,

умение анализировать текст по вопросам учителя (учебника);

выявление основной мысли произведения .

умение работать в группе, в паре, принимая равное участие;

доказательство своей точки зрения, осознание цели своего высказывания;

построение диалога, умение задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

эмоциональное восприятие литературного произведения;

умение создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, воспитанным, корректным.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

--Проведем речевую разминку: (На экране загадка про самовар)


Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела—

Пейте чай, вода вскипела! (Самовар)

1. Прочитать, разделить слова на слоги.

2. Прочитать с вопросительной интонацией.

3. Прочитать с утвердительной интонацией.

4. Прочитать сердито.

5. Прочитать весело.

6. Прочитать с интонацией восхищения

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- В начале урока мы с вами читали с разной интонацией загадку. Подскажите, кто или что это может быть? ( Дети отгадывают: самовар, чайник)

--Верно, это самовар! Сейчас редко можно встретить самовар, мы пользуемся для кипячения воды специальным предметом посуды . Каким ? (Дети: чайником)

--Он сегодня у нас в гостях (учитель показывает чайник и ставит его на стол) и хочет поведать нам свою историю о жизни в Дании.

-Кто еще родом из этой страны? (Дети: Г.Х.Андерсен.)

-Что вы знаете об Андерсене? (Ответы детей)

При помощи вопросительных слов постарайтесь задать вопросы по теме урока.

-Позже, ответив на эти вопросы, мы постараемся раскрыть смысл сказки.

-Подумайте, о чем может идти речь в этой сказке? (Предположения детей)

-Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав сказку. Читаем внимательно, вдумываемся в смысл прозведения.

III. Работа над новым материалом.

Первичное восприятие текста.

Прослушивание сказки по аудиозаписи ( в ходе прослушивания, дети отмечают непонятные слова)

-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться? Ваши ожидания, о чем будет сказка, сбылись, оправдались? ( Ответы детей)

- Какая это сказка по авторству? (Дети: авторская или литературная)

-Почему? (Дети: Ее написал конкретный человек-Автор)

-Ребята, скажите, что сказочного вы заметили в этой сказке? (Зачин, развитие событий, предметы разговаривают, думают, переживают)

-Как мы называем прием в литературе, когда неодушевленные предметы наделяются живыми качествами? (Дети: Олицетворение)

- Кто же является главным героем нашей сказки? (Дети: чайник)

-Давайте, продолжим работу над произведением и попробуем раскрыть образ главного героя и понять главную мысль сказки.

Анализ сказки. Словарная работа

Чтение первой части сказки хорошо читающим учеником. Пояснение трудных слов проводится в процессе чтения. (См.Приложение)

-Обратите внимание на то, каким мы видим чайник в начале истории.

- Попробуйте дать характеристику герою , п од о б рав как можно больше прилагательных, в течение 30 секунд. ( Дети: главный, гордый, высокомерный, заносчивый, сильный, важный , хвастливый, нескромный, себялюбивый, добрый. ) Ученики отмечают названные слова на карточке с одной стороны. Зачитывают по очереди и дополняют свой список новыми характеристиками.

- Нравится вам такой чайник? Почему? (Ответы детей)

-Продолжаем чтение сказки. Что произойдет с чайником далее , что можно добавить к характеристике героя?

Чтение второй части .

Используя выборочное чтение, дети отвечают на вопросы по содержанию второй части сказки.

-Какая беда приключилась с чайником? ( Дети: его уронили, разбили, отбили ручку, перестал быть главным. )

- Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, стал калек ой, его сунули в угол, пропадал без пользы, без цели )

-Какие олицетворения использует автор? ( Дети зачитывают )

-Подберите слова , какой он стал сейчас и напишите во второй столбик (ПАРНАЯ РАБОТА) Дети записывают прилагательные в течение 30 секунд, потом зачитывают и подписывают новые. (Дети: несчастный, одинокий, ненужный, обиженный, радостный, смелый)

-Какие чувства вызывает чайник у вас в этой части? (Дети: жалость, сочувствие, сострадание)

Чтение третьей части

-Что изменило его настроение? (Дети: посадка луковицы)

-Почему луковица для чайника становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

-Покажите настроение нашего героя в этой части. Охарактеризуйте , какой он. (Дети: счастливый, радостный, добрый, веселый) Запишите прилагательные в третий столбик.

-Сравните, каким был чайник в начале сказки, а каким стал сейчас. Кем восхищался чайник в начале сказки? (Дети: Собой) Зачитайте.

-Найдите предложение, в котором автор заключил главную мысль третьей части (Дети: Какое блаженство забывать себя ради других)

-Герой изменился, он научился забывать себя ради других. Но сказка не закончилась. Продолжим чтение.

Заключительная часть . Читает учитель.

-Какая беда случилась с героем?

-Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль , обиду от того, что он недостоин этого цветка)

-Что же утешает, героя в этой ситуации? ( Дети: Он жив воспоминаниями о том времени, когда он был нужен цветку, когда был не одинок)

- Какое чувство испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)

Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне , в кластере, в рисунке.

2. Гордый, важный

3. Думает , держит , любуется

4. Забыва е т себя ради других

гордый важный одинокий радостный

Какое блаженство забывать себя ради других

Рисунок ( выбирают хорошо рисующие ученики, рисуют маркером на больших листах )

- Поделитесь своими работами. (1 группа зачитывает синквейн, вторая показывает кластер, 3 группа-рисунок)

- Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?

- Так как же Андерсен относится к своему герою?

- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других , любить . Ведь жизнь-это любовь )

- Скажите, сталкиваемся ли мы в жизни с подобными случаями, может ли на месте чайника оказаться человек со своими переживаниями, счастьем и бедой? (Ответы детей)

-Мы с вами познакомились еще с одной философской сказкой Г.Х.Андрсена, который раскрыл нам внутренний мир не только простого чайника, а мир переживаний и поступков самого человека. Она дает нам понять, что нельзя жить в этом мире только своими интересами. И если хочешь стать по-настоящему счастливым, свою жизнь надо разделить и посвятить другим.

-Прошу вас выразить свое настроение от урока на смайлике , и одновременно показать его на своем лице ))

- Вы все очень хорошо работали на уроке.

VII. Домашнее задание.

-Захотелось ли вам что-то изменить в сказке? ( Дети: изменить грустный конец сказки на счастливый)

Предлагаю вам самим побыть сказочниками и сочинить на выбор:

- счастливую концовку этой сказки;

-- свою сазку по подобию;

--нарисовать иллюстрацию к сказке.

--написать отзыв на сказку.

VIII. Итог урока

-Всех ребят за хорошую работу чайник благодарит и приглашает на ароматный крепкий чай.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Словарная работа.

Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Фарфор - 1. белый керамический материал, получаемый механическим спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца;

2.Изделия посуда из такого материала.

Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный

Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком или чём-нибудь.

Сливочник – кувшинчик для сливок.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.

Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь.

Услада – то, что доставляет наслаждение.

Гордый – исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения, иногда высокомерный, чрезмерно высокого мнения о себе.

Урок чтения в 4 классе по УМК Перспектива. На уроке проводится работа с текстом и анализ произведения.

ВложениеРазмер
урок чтения в 4 классе 24.94 КБ

Предварительный просмотр:

  • формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки;
  • развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
  • приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
  • воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.

Оборудование: портрет писателя, чайник, корона, презентация.

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

Ребята! Вот прозвенел для нас звонок.

Литературы без промедления начнём урок!

2. Актуализация знаний.

У: Послушайте и скажите о ком идёт речь?

Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных, писателей, художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это …

(Дети: Ганс Христиан Андерсен ). ( Портрет писателя вывешивается на доску )

У: Что знаете об Андерсене?

( Дети: Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал. В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).

  • У: Написал более …(помогайте)
  • Дети: 170 сказок. А какие его сказки можете назвать?
  • ( Снежная королева; Стойкий оловянный солдатик; Дюймовочка; Русалочка;

Гадкий утенок; Принцесса на горошине; Огниво;Свинопас;)

У: Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?

(Дети: Пятеро из одного стручка).

У: Есть ли волшебный мир в этой сказке? Докажите.

(Дети: Да, горошины разговаривают, мечтают и т.д.).

У: Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!

Закроем глаза и представим, что…

В Мир Волшебный двери отворились,

мы снова в сказке с Вами очутились.

3. Тема, цель урока.

У: Ребята, о тгадайте загадку. (слайд 2)

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз,

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет –убедится.

Дайте определение слову чайник. (Чайник это сосуд для приготовления чая).

Укажите все морфологические признаки слова чайник? (Сущ., нариц., неодуш., м.р., ед.ч.,2 скл., И.п.)

Может ли чайник быть героем сказок Андерсена? Почему вы так думаете? (Может. Ведь Андерсен-великий сказочник!)

Какую из характеристик надо поменять? (Неодуш.)

Как в литературе называется приём одушевления неживых предметов в живые? (Олицетворением)

Оживляем его , добавив глаза и рот. ( Показываю чайник, прикрепляю к нему глаза и рот).

Итак, тема урока?

4. Осмысление. Работа по содержанию текста

1. Знакомство с содержанием текста с. 47 (чтение уч-ся )

-Откройте учебник на стр.47. Прочитайте заголовок.

Возьмите простой карандаш и по ходу прослушивания отмечайте непонятные для вас слова

Словарная работа .( Слайд 4)

( Дети зачитывают, доказывают: живое существо, он говорит о своих достоинствах и не хочет говорить о своих недостатках, он гордый и т. д.)

У: Чем гордится чайник?

( Дети: внешним видом, часто говорит - Я!)

У:Какой у него был недостаток? Как он об этом сам говорит?

У: О чём рассуждает? Как о себе говорит?

( Дети: обижен на предметы, которые знают о его недостатке, о себе говорит восторженно, горячо, он КОРОЛЬ )

А сейчас давайте дополним портрет нашего чайника, каким мы увидели его в 1-ом эпизоде.

(Вокруг нашего чайника слова и выражения.)

Любуется чужой красотой

Забывает себя ради других

Дети называют черты, которые соответствуют чайнику в 1-ом эпизоде. (выбираем характеристику для чайника, надеваем ему корону)

( Гордый. Король. Высокомерный. Красивый. Себялюбивый. Главный. Хвастливый)

ФИЗМИНУТКА (дыхательная, пластическая гимнастика)

(покажите мимикой, жестами качества чайника: гордый, высокомерный, заносчивый; дыхательная гимнастика- покажите, как кипит чайник)

Дайте свой прогноз.

Что может произойти дальше?

После прочтения следующего эпизода мы узнаем , кто из вас был прав.

Чей же прогноз оправдается?

(Читаем один абзац до слов «И вот попал я в бедную обстановку…)

У: Какая беда приключилась с чайником? (зачитать)

Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.

У: Какие переживания испытывает чайник?

( Дети : он одинок, калека)

У: Как его можно назвать ? (Чайник-калека)

У: Какие олицетворения использует автор? (зачитать)

У: Какие перемены происходят в жизни чайника?

У: Почему луковица становится подарком?

( Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

У: Каким образом возродился чайник к жизни?

( Дети: обновление, надежда на личную жизнь)

Обратимся к нашему чайнику

У: Как изменился его внешний вид? Давайте исправим .

( Он разбит, нет носика, разбиты крышка и ручка.)

У: Как изменился он сам и его отношение к жизни? Давайте исправим и эти моменты. ( Сердечный, полезный, заботливый, любуется чужой красотой, забывает себя ради других)

У: Какие чувства испытывает чайник?

(Дети: боль от того, что он недостоин этого цветка)

Сейчас поработайте с текстом в группах и ответьте на вопросы.

1)Белая шляпа(новизна): -Что нового и необычного в сказке? Главный герой сказки? Какие новые слова встретились в тексте? Попробуйте их объяснить.

2)Красная шляпа (эмоции): -Какие чувства испытывал чайник-король, чайник-калека, чайник-горшок для цветов? Какие эмоции и чувства испытывали вы, следя за судьбой чайника?

3)Жёлтая шляпа (оптимизм): -Можно ли сказать про чайник, что он полон оптимизма? В чём это проявилось?

4)Чёрная шляпа (критика ): -За что можно критиковать чайник? За что можно похвалить чайник?

5)Зелёная шляпа (творчество): -Что было бы, если бы чайник не уронили? Придумайте другой конец.

6 )Синяя шляпа (вывод, итог):- Прочитайте последний абзац. В чём же видит блаженство жизни чайника ? В чем это проявилось?

У: Как вы думаете, случайно ли автор провел нашего героя через эти испытания?

(Андерсен не случайно выбрал для героя такую судьбу. Чайник был горд. Писатель провел его через жесткие испытания, благодаря которым чайник стал терпимее, научился радоваться за других )

У: О чём повествует сказка? Какова её тема?

( Дети: Об одиноком существе, похожем на человека. Грустная, печальная судьба героя и т. д.)

У: Какова её главная мысль?

У: Как вы думаете, находит ли эта мысль своё подтверждение в жизни? Мы можем видеть и наблюдать это в жизни?

(Дети: Да, заслушиваются ответы, приводят примеры)

(Работу на уроке оценивают и дети, и учитель)

6. Домашнее задание

выполнить творческую работу: сочинить сказку или рассказ от имени любой старой вещи, прожившей интересную жизнь.

Целевые установки урока:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

пользоваться приёмами анализа текста;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

читать в соответствии с целью чтения.

Познавательные УУД

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); задавать вопросы, вести диалог с автором;

определять тему и главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

установление причинно-следственных связей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

способность к самооценке своей работы.

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной готовности;

формирование положительной мотивации к учению.

Недавно Ваня написал небольшое сочинение. Вот отрывок из него.

«Я иду на урок. Человек должен быть образован.

Как вы думаете, нравится ли Ване учиться?

- О каком удивлении он говорит?1

Я желаю, чтобы для вас сегодняшний урок тоже стал часом удивления, а для этого важно быть вдумчивыми читателями . Какова цель вдумчивого читателя на уроках литературного чтения?


Задачи вдумчивого читателя - разгадать секрет литературного произведения: главную мысль, чему хотел научить автор, над чем задуматься.

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

Проверка д/з

проверить уровень выполнения домашнего задания

Б) Проверка д/з первой группы.

- Вы должны были по своему выбору составить паспорт одной из горошин.

(Примеры см. приложение 1)

В) 2 группа должна была перечитать сказку и выполнить задание с карточки.

(См. приложение 2)


- Кто выполнил это задание без ошибок?

Дети отвечают, что тема сказки – судьба горошин.

Главная мысль: Жить, даря людям добро, улыбку, радость.

Дети отвечают, остальные корректируют ответы одноклассников, если с чем-то не согласны.

Дети проверяют себя по слайду 2.

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений

--построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- пользоваться приёмами анализа текста;

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения способствовать развитию такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста;

формирование у мения зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока;

способствовать принятию целей урока, готовности к чтению и обсуждению текста

А) Прежде чем мы познакомимся с новым текстом, давайте попробуем ответить на ряд вопросов.

- О каком сказочнике идёт речь?


Ему не суждено было стать актёром, но он, как та 5-ая горошина породил прекрасный цветок в зарубежной литературе – это его сказки.

Б) Как называется сказка?

- Что вы можете, определить по заголовку текста?

У: Вам не кажется выбор автора очень странным? Почему Андерсен главным героем этой сказки выбрал именно чайник, а не другой предмет?

Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого.3

- Что такое олицетворение?


У: А теперь посмотрите на этот чайник. Придумайте определения:


У: При помощи вопросительных слов попробуйте задать вопросы по теме нашего урока.

Г) У: Закройте глазки, положите голову на руки и представьте, что мы с вами попадаем в сказку (звучит музыка).

Дети определяют, что это Г.Х. Андерсен.

Дети слушают звуки, которые может издавать чайник, и определяют название сказки.

Дети предполагают, что в заголовке сказочник мог отразить тему текста или указал на главного героя.

Дети отвечают, что героями сказок Андерсена очень часто становились неодушевлённые предметы.

Дети называют средство выразительности речи – олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ-перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы.

Чайник фырчит, свистит, злится, зовёт и др.

Дети подбирают определения: фарфоровый, красивый, заварочный, хрупкий, расписной и др.

-О чём пойдёт речь в тексте?

-Кто герои сказки?

- Какой по характеру главный герой?

- Чему учит сказка?

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

обосновывать своё мнение;

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей обучения

-создание условий для понимания образа главного героя, проведение наблюдений за тем, какие внешние и внутренние изменения происходят с героем.

А) Чтение с остановками


1.Остановка. (после второго абзаца)

-Какие вопросы вам хотелось бы задать автору?

-Какие чувства по отношению к главному герою испытываете?

- Хотелось бы вам в реальной жизни оказаться в подобном обществе?

Какие предчувствия по поводу того, как сложится дальнейшая судьба героя?

- Оправдаются ли наши предчувствия?

2 Остановка (после 3-его абзаца))

- Какие вопросы не терпится задать Андерсену?

- Предположите, как может сложиться дальнейшая судьба чайника?

- Изменилось ли ваше отношение к чайнику?

Чтение текста до конца учителем.

- Какое настроение у вас после прочтения сказки? Почему?

Исследование текста.

Чтение 1ой части. Король всего чайного стола. (Жил-был гордый чайник).

У: Прочитайте сам-но первую часть и выделите слова, значение которых на ваш взгляд требует уточнения.

- Какие слова выделили?

- Попробуйте самостоятельно объяснить их лексическое значение.

У: Мы свами попадаем в необычный мир.

Чайник, чашки, сливочник, сахарница – это… (сервиз или чайный прибор). У них общая цель, поэтому они должны быть единой командой. А как на самом деле? Как вы считаете, какие между ними взаимоотношения? Из каких слов видно? Докажите словами из текста.

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Какую характеристику даёт ему Андерсен?

На слайде 7 открывается характеристика чайника, которую ему даёт Андерсен.


- Объясните значение этого слова.

- Каким себя считает чайник?


- Вспомните, какая бывает красота?

– Согласен ли Автор с точкой зрения чайника?

- Чем ещё гордится чайник?

- На обратной стороне даны слова – копилка личностных качеств для характеристики литературных героев ( См. приложение 4) . Поставьте галочку возле тех черт характера, которые подходят главному герою в данный момент.

(слова появляются и на доске)


- Во время дальнейшего анализа сказки мы понаблюдаем, будут ли меняться эти характеристики.

2ч. Чайнику нанесён тяжёлый удар. (Чайник – калека).

- Какое событие происходит с чайником?

-Как он его пережил? Докажите, словами текста.

- Как прозвали чайник? Подберите синоним к этому слову (инвалид).

-Отчего переживает чайник? Найдите в тексте

– Сочувствует ли Автор переживаниям чайника?

- Найдите в конвертах изображение героя в данный момент. Покажите мне.

(изображение Чайника на доске)

- Назовите и отметьте те характеристики героя, которые подходят ему сейчас.


-Чем стала луковица для Чайника? (зачитать)

-Какие чувства по отношению к цветку испытывает чайник?

-Чем теперь он гордится?

-Какова главная мысль этого абзаца?

- Найдите в конвертиках портрет героя в данный отрезок жизни. Покажите, как он выглядит теперь? (горшок)

- Давайте выберем слова – какой он сейчас?

(Дети называют слова, учитель постепенно их открывает)



Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

(древний мыслитель и философ Китая)

- Какое счастье испытывал чайник? Оценил ли эту любовь цветок?

- От чьего лица ведётся рассказ? Почему?

У: Чайник как бы разговаривает сам с собой.

4ч. Чайник никому не нужен. (Воспоминаний никто не отнимет) .

У: Меня разбили, было ужасно больно.

Верным ли будет утверждение, что в этот момент герой испытывал только физическую боль? Почему ещё? (разлучили с цветком).

- Считает ли чайник себя несчастливым? (Обратить внимание на ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

Чему теперь радуется чайник в конце сказки? Докажите словами из текста.


Дети слушают под музыку 1 часть сказки.

Дети задают свои вопросы. Примерные вопросы:

- Что произойдёт с главным героем? Как вы относитесь к чайнику? И т. д.

Дети говорят, что у них ощущение, что произойдет что-то плохое.

Далее читает ученик, остальные следят по учебнику.

Дети задают свои вопросы. Высказываются о том, как изменилось их отношение к главному герою.

Определение эмоционального настроения.

Чтение сам-но с выделением слов, которые требуют толкования.

Дети называют отмеченные слова и пробуют растолковать их.

Дети проверяют себя по толковому словарику урока ( приложение 3 )

Ученики отмечают, что отношение между героями неискренние, они завидовали друг другу.

Дети обосновывают свои ответы словами текста.

Отвечают, что Андерсен называет своего героя гордым.

Ещё раз в словарике находят значение этого слова.

Дети находят слова: скромный, смиренный, король, красивый. Ещё раз прорабатывают значение слов: скромный и смиренный.

-Нет, он совсем не скромный, он опять хвастается и противопоставляет себя всему чайному прибору. Он считает себя лучше всех.

Дети отмечают, что собственное мнение чайника о себе не совпадает с мнением автора.

Вспоминают, что красота может быть внутренней и внешней. И чайник горд своей внешней красотой.

Отмечаем, что его позиция смешна автору.

Работают в парах.

Дети находят слова, при помощи которых можно охарактеризовать героя на данном этапе урока и называют их, обосновывая свои ответы.

Себялюбивый

Красивый внешне

При проверке отмечают плюсом верно подобранные слова.

Отвечают на вопросы, обосновывая ответ словами текста.

Работают в парах. Обиженный

При проверке отмечают плюсом верно подобранные слова.

Отвечают на вопросы.

Находят необходимую информацию и зачитывают.

Дети приходят к выводу, что чайник любит свой цветок.

Раньше он гордился своей красотой, а теперь красотой цветка.

Какое блаженство забывать себя ради других!

Работают в парах Добрый

Живущий для другого

При проверке отмечают плюсом верно подобранные слова.

Дети приходят к выводу, что чайник испытал настоящее счастье, потому что любил сам.

Дети приходят к выводу, что, несмотря на свою любовь, чайник одинок. Цветок не оценил его любовь.

Перечитывают эту часть сам-но.

Чайнику ужасно больно, но он очень рад за цветок!

Живущий добрыми воспоминаниями

Внутренне красивый

При проверке отмечают плюсом верно подобранные слова.

-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

поиск и выделение необходимой познавательной информации;

- развитие умения работать с различными источниками информации;

- строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

-корректировка читательской интерпретации;

способствовать формированию понимания темы и основной мысли текста;

-размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей;

- способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности

А) - Посмотрите на получившуюся таблицу. Что мы можем по ней проследить? Как меняется чайник?

Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?

Б)- Найдите и прочитайте предложение, в котором отражена главная мысль всей сказки.


В)- Какие предположения вы сделали по названию сказки?

- Как бы вы теперь сформулировали тему урока?

- Почему Андерсен выбрал главным героем именно чайник, а не другой предмет? Вспомните, из чего сделан чайник.

-Давайте, ребята поблагодарим Г.Х Андерсена. Используйте в своей речи высказывания:


Д) – Кому бы вы поставили сегодня отметку на уроке?


Учитель корректирует высказывания детей и выставляет отметки.

Приходят к выводу, что чайник меняется не только внешне, но и внутренне?

Внешне он становится некрасивым, а внутренне (духовно) красивым.

Находят в тексте главную мысль.

Вспоминают свои предположения, что в заголовке сказочник мог отразить тему текста или указал на главного героя.

Тема сказки: грустная, печальная судьба чайника похожего на человека .

Приходят к выводу, что чайник – это очень хрупкий предмет. И жизнь человека тоже очень хрупка и может измениться в одночасье.

Дети продолжают предложения.

Оценивают свою работу на уроке названные ученики.

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-формулировать основную мысль текста;

- способность к самооценке своей работы.

Домашнее задание.

3 группа: Составить и записать план сказки.

Паспорт 1 горошины.

Личностные качества: равнодушная

Желание: ни к чему не стремится

Жизненный принцип: жить, как придётся

Судьба: попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

Паспорт 2 горошины.

Желание: полететь на солнце

Жизненный принцип: жить лучше всех, быть выше всех

Судьба: упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла

Паспорт 3-4 горошин.

Личностные качества: сонные, ленивые

Желание: А мы куда придём, там и заснём.

Жизненный принцип: жить для себя, в своё удовольствие;

Судьба: проглотили голуби.

Паспорт 5-й горошины.

Личностные качества: скромная, смиренная

Желание: Будь, что будет! (примет все удары судьбы, ничего для себя не просит)

Жизненный принцип: жить, даря людям добро, улыбку, радость.

Судьба: подарила жизнь девочке, новым горошинам.

Желание (жизненный принцип)

Судьба в реальности

Ни к чему не стремится (жить, как придётся)

подарила жизнь девочке, новым горошинам

Полететь на солнце (жить лучше всех, быть выше всех).

А мы куда придём, там и заснём (жить для себя, в своё удовольствие).

упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла

Будь, что будет! - принять все удары судьбы, ничего для себя не прося.

( жить, даря людям добро, улыбку, радость)

попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита

Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Фарфор - белый керамический материал, получаемый механическим спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца;

2.Изделия посуда из такого материала.

Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный

Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком или чём-нибудь.

Сливочник – кувшинчик для сливок.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.

Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь.

Услада – то, что доставляет наслаждение.

Гордый – исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения, иногда высокомерный, чрезмерно высокого мнения о себе.

Читайте также: